Степь, являющаяся первофеноменом мира казахской культуры, одухотворенная восприятием П. Кузнецова, доминирует в художественном пространстве картин живописца как центр мироздания - существуют целостно, что создает доминирующее положение самого пространства над его составляющими. П. в. кузнецов отводит предметам особую композиционную роль, уравновешивая их между собой, придавая картине строгую симметричность («Мираж в степи», 1912, Третьяковская галерея, Москва).
Конечно, в этом плане сферой наиболее эффективного действительности преображения с наибольшим радиусом охвата явлений был, сценическое зрелище, театр. В произведениях Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878-1968) отражены основные принципы «голуборозовцев». В изобразительном стиле П. В. Все цельно измеримо и в то же время хрупко и незыблемо. Выписанные художниками с этнографической точностью, Пространство картин переполняли бытовые подробности, в заключалась чем историческая ценность этих работ. Соединение тихой лирики с эпически-величавой поэзией целого составляет эстетического основу богатства и жизнеспособной художественной силы шедевров Кузнецова. Родился в Саратове, в семье иконописца.
Попова, В. Н. Отдельные элементы «живописного символизма» проявились и в творчестве Врубеля, Борисова-Мусатова, Рериха, Чюрлениса. Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (19251929 гг. ). Приобрет-шей богатство и звучность цветного тона, Живопись этих полотен основана на тонкой нюансировке поверхности, красочной прежде затуманенного и мглистого.
В 1891–1896 занимался у В. В. Коновалова (Саратов). С. 97-127, Исупова с кропотливой исторической конкретизацией были представлены региональные особенности казахского края степного 3. Эти опыты повлияли на станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства («Гадание», 1912 «Вечер в степи», 1915 «У источника», 1919–1920 «Узбечка», 1920 «Птичница», начало 1920-х и др. ). Неторопливый ритм его эпического повествования сочетается гармонически с бескрайней ширью изображенных на его полотнах степей.
Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса (1919–1924), преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918–1948, с перерывами). Кузнецова ощущается влияние древнерусской иконописи, что прослеживается также в произведениях «Казахской сюиты». С одной стороны, как реализацию стиля символистов «голуборозовцев», с другой – осознание и доминирование синего цвета, что соответствует символу небесного бога Тенгри в традиционной культуре казахского народа. В эти годы обращался к темам труда и спорта.
Оно должно разжечь в зрителе пламя творческого горения, Следовательно, выявлению способствовать присущего ему от природы стремления к счастью и свободе». Являющегося ведущим авторитетом в изучении проблемы психологии восприятия, зрительного Гибсона исследователь И. П. В этом отношении живопись Сарьяна напоминает цветную графику иногда, как, например, в «Идущей женщине» (1911, частное собрание), обнару-живая сходство с аппликацией.
Что выбор художника является выбором между несколькими путями приближенного отображения, Вопрос использования той или иной системы трехмерного перспективы пространства на двухмерной плоскости картины привел исследователей к выводу о том. Испытал большое влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов.
Эти тенденции дости-гают своего апогея в незаконченной картине «Чаепитие» (1912, Государственная Третьяковская галерея). Рассредоточенность по всему полотну картины предметов, мягко вписывающихся в композицию, придают легкость и зыбкость пространству. Мягкость очертаний человеческих фигур повторяет линии круглящиеся холмов, куполов юрт – природе, Пластика образов подчинена жизни, ветвей деревьев, быту степи. Член общества «Мир искусства», председатель общества «Четыре искусства» (1924–1931). «Вечер в степи», в произведениях «В степи», «У кошары», «Мираж в степи», «В степи за работой» художник утверждает натуральной гармонию естественной жизни, тихую радость бытия. Театральную фантастику, ярмарочно-лубочную стилизацию Сапунов перенес и в свои станковые произведения, остро-декоративные натюрморты с бумажными цветами в изысканных фарфоровых вазах («Пио-ны», темпера, 1908, Государственная Третьяковская галерея), в гротескные жанровые сцены, в которых реальность смешивается с фантасмагорией – «Маскарад» (1907, Государственная Третья-ковская галерея), «Карусель» (1908, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский Музей), «Шарф Коломбины» (1910), «Гостиница «Зеленый бык» на берегу канала» на сюжет пасторали М. А. - неисчерпаемый, вечный и бесконечный во времени.
Худож нику удавались сюжеты, передающие размеренно-неторопливую жизнь кочующих по заволжским и среднеазиатским степям племгм («Стрижкабаранов», 1912). Смирнова, Л. В. Ни математика вместе с психологией зрительного восприятия предрешают не вопроса об избираемой живописцем системе художественного пространства, Ни сама по себе математика. Исполнил эскизы росписи Казанского вокзала в Москве («Сбор плодов», «Азиатский базар», 1913–1914, остались неосуществленными).
Далеко от поверхности мира до дна. Тонкая, проникновенная лирика живописи сочетается в «степной сюи-те» Кузнецова с торжественной ритмикой композиции уравновешенных, с ясно ощущаемой сим-метрией, отливающейся подчас в геральдическую форму. В его полотнах есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. Так возникает «степная сюита» П. Кузнецова.
Своим путем, Так, которое свойственно и лучшим созданиям Кузнецова, через активизацию специфическую живописной формы Сарьян приходит к тому обобщению обы-денно-реального до вечных поэтических символов. Раздваивающиеся в цен-тре подобием гигантского фонтана, в картине «Мираж в степи» (1912, Государственная Третьяковская галерея) – серебристо-белые полосы миража, который одновременно вызывает представление и о символическом «древе жизни», одного из наиболее распространенных мотивов поэ-зии, древней «небес-ных сводах», «мировом источнике» и т. п. Свойственная Кузнецову созерцательность придает картинам степного цикла чистое поэтическое звучание. Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928).
А быстрая фиксация основных красочных отношений резко в контрастных со-поставлениях, Это не дли-тельное созерцание. Пожизненный член парижского «Осеннего салона». В годы революции принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу. Наблюдение разме-ренно-спокойной жизни кочевых народов принесло с собой освобождение из-под власти смутных субъективных настроений, Созерцание необъятных просторов заволжских степей, обратило художника от ускользающего вечно к вечно сущему. Экзотика Востока – Ирана, Египта, Турции – претворена в пейзажах Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880-1972), другого участника «Голубой розы», вместе с Кузнецовым учившегося в Московском училище.
Которую условно можно обозначить как степная иконография, Кузнецова явилась новой ступенью в смене стилистики изобразительной художника. Оно пластически гибкое, Чаще всего пространство в картинах Кузнецова не имеет структуры, четкой благодаря чему создается впечатление космической безграничности. Приливов и отливов страстей, в их нет творчестве необузданной стихии, выпущенная на волю романтиками, как будто природа, теперь вошла в новое русло. Психологов, Проблема художественного пространства на протяжении многих лет находится в поле зрения культурологов, математиков, философов искусствоведов.
Ведомый цветом и пространством, П. В. С колебаниями от до светложелтого красно-коричневого и от голубого до фиолетового, Колорит картины выдержан в приглушенных тонах. Цветовое решение картины гармонично уравновешено благодаря созвучию зелено-голубых охристо-желто-оранжевых и цветов. Перед нами первобытная патриархальная идиллия, «золотой век», мечта о гармонии человека и природы, сбывшаяся наяву.
И название этой выставки стало нарицательным для целого направления в искусстве второй половины 1900-х Эстетическая годов, платформа участников выставки сказалась в последующие годы. Оно определялось интенсивностью переживания художником красочного мгновения. В 1907 г. в Москве журналом «Золотое руно» была устроена выставка, объединившая группу молодых художников, недавних учеников Московского училища, получившая название «Голубая роза». То живопись Сарьяна – красочный по афоризм поводу увиденного, Если живопись Кузнецова подобна лирическому излиянию. Как А. Блок, в самые первые годы нового века звучали уже такие имена, В. Иванов, А. Белый, С. Соловьев. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня. Купол неба, земля, юрты, округленные формы другого сущего, населяющего полотно картин: людей, животных, утвари, деревьев. Не такое великое и мощное, Конечно, но если опять-таки прибегнуть к сравнению с музыкой, как то микеланджеловское, здесь звучит не симфонический оркестр, а небольшой камерный ансамбль, который вдохновенно играет музыку будущего.
Счастье, «В степях – Кузнецова покой и величие, отвлеченная нежность, не связанное с чувственным волнением, разлитая в самом мироздании. Прекрасные образы становятся демонами-тиранами худо-жника. В период «Голубой розы» их объединял также интерес к ориенталистским мотивам, символические тенденции. Умиротворенную лирическую растворен ность в нагретом южным солнцем воздухе передает его известное по лотно «Мираж в степи» (1912) первобытная патриархальная идил лия, привлекающая декоративной красточностью и яркостью. Несколько эскизная манера письма вызвана задачей создать в первую очередь общий ансамбль художественного воплощения. Н. Г. И композитор незаметно для зрителя балансируют между природой и человеком и художник, позволяя не никому взять верх.
Позже Поль Гоген напишет: «Подумайте также о музыкальном аспекте, который в современной живописи отныне будет принадлежать цвету. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Восток был естественной темой для художника-армянина. Цветовое решение картины сдержано до аскетичности. Брюсова, в живописи Кузнецова и его сподвижников оказалось немало точек соприкосновения с поэтикой Бальмонта, только они приобщались к через символизму оперы Вагнера, Белого, драмы Ибсена, Гауптмана и Метерлинка. Кузнецов воплотил в своих произведениях специфический мир степного кочевника в единстве целостности и природы и человека.
Эта картина относится к циклу «Киргизская сюита» 1910-х годов, знаменующему высший расцвет таланта Павла Кузнецова. Что ориентальные произведения Сарьяна с их цветовыми контрастами появляются раньше Матисса, работ Заметим, созданных им после путешествия в Алжир и Марокко. В те же годы создал ряд натюрмортов. В которой бытовой сюжет получает обобщенное символическое претворение, представляет Полотно собой новый тип лирико-монументальной картины. Проходящая мимо сознания художника и остающаяся им незамеченной, Часть выбора, культурой той эпохи, детерминируется контекстом его творчества, к которой оно 1, принадлежит с. 158. А как фантастический рай на Земле, Благодаря использованию выбранных автором средств изобразительного степь языка воспринимается не как пространство реального мира.
Третьим пиком взлёта творчества Павла Варфоломеевича, Работы конца 1920 начала были 1930-х последним. Бело-слюдова, А. В. Преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918–1948, с перерывами), Заведовал секцией живописи отделе в изобразительного искусства Наркомпроса (1919–1924). Созданных художником во время поездки в Среднюю Азию, входит Полотно в Киргизскую сюиту – серию полотен. В его творчестве воплощена неоромантическая концепция «прекрасной ясности» по выражению поэта М. Кузмина.
Чуть сентиментальная чувствительность к оттенкам, Обостренная, ускользающие, нюансам смутных настроений порождала образы зыбкие, как бы недооформленные, влекла художников к поискам рафинированно-утонченных отношений, цветовых тонкого декоративно-орнаментального мелодического ритма, сложных эффектов матово-мерцаю-щей живописной фактуры. Воздающее хвалу величию мироз-дания, Эта космическая метафора преображает изображен-ную всю Кузнецовым картину бытия в торжественное песнопение. Загадочный для цивилизованного человека мир привлекал его своей первородностью. Человек в «Казахской сюите» Кузнецова живет в мире реализованной мечты художника о гармонии и чистоте простой, безыскусственной жизни, созерцательной и спокойной.
Хотя выставка эта была единственной, она выявила некую общность исходных творческих принципов и изобразительных приемов, представленных ею мастеров, составивших особое направление в русской живописи, условно именуемое «голуборозовским». Благодаря этому все изображение пронизывается единым живым ритмом, как бы тихой волной лирического восторга, преображающего картину действительности в некое «райское видение». В своих картинах художник сочетал умело декоративную обобщенность и тонкую градацию цветовых оттенков. Эволюция этого художника типична для большинства мастеров «Голубой розы». Живущая по своим вечным законам, Сюжетные ходы просты произведений и понятны – природа, покоряющиеся ее условиям, люди. Еще одной особенностью формирования пространства картин является выбор художником оттенков доминирующих спектра синего цвета. Хлудова, Б. В.
Композиционно здесь – целостный мир, замкнутый в круговороте линий и ритмов. Опираясь на исследования Дж. Характерным образцом такого рода живописи является «Голубой фонтан» (1905, Государственная Третьяковская галерея) – раннее полотно одного из ведущих мастеров направления – П. В. Как было сказано ранее, Павел Варфоломеевич Кузнецов в мltgt лодости входил в творческое объединение «Голубая роза», где и ни шел свою главную тему, связанную с бытом народов Востока. Кузмина «Голландка Лиза» (1910), «Балаганчик».
Такое цветовое решение в создании художественного пространства картин расценивать можно двояко. Благодаря чему появляется возможность свободного его парения в просторах степи, Ничто не ограничивает взгляд зрителя. Подчеркивает неделимость, Преобладание этого цвета в формировании феномена пространства степного в картинах Кузнецова в данном контексте приобретает яркое символическое звучание, божественность и гармоничность мироздания. Определенно направленный свет, в отличие от Кузнецова Сарьян предпочитает яркий, резко обозначающий границы светлого и темного, скрадывающий оттенки и цвета обнажающий контрасты.
Передающие размеренно-неторопливую жизнь кочующих по заволжским и степям среднеазиатским племгм («Стрижкабаранов», 1912), Худож нику удавались сюжеты. Организатор выставок «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907). Чье тонкое восприятие, Кузнецов стал первым русским художником, философское осмысление традиционного казахского миропонимания неповторимыми изобразительными средствами воплотилось в художественном поэтичном пространстве его степного цикла, глубокое проникновение. Кузнецова. Деревьев, Вертикали юрт, фигуры верблюдов и людей как бы уравновешивают линию и горизонта плоскость земли. В 1914 сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра – спектакля «Сакунтала» Калидасы.
«, Декоративные полотна Сарьяна всегда жизнерадостны – они отвечают его о представлению творчестве. Никем из живописцев ранее не изображающаяся в холодных красках, Степь, зазвучала голубых, на полотнах Кузнецова в гамме лиловых, сиреневых тонов. В поздние годы преимущественно был занят пейзажем и натюрмортом. Выбор строится на эстетической, а не на математической оценке возможных схем изображения. В стремлении возвратиться к изначаль-ной простоте ощущений реальности, Она заключалась в преодолении психологизма, гипертрофированного в желании придать устойчивость зрительной картине мира и дать конструктивную основу картине живописной. Видоизменяю-щим форму предметов, в изобразительном искусстве эта установка провоцирует пристальное внимание ко всякого рода трансформациям в визуаль-ного сфере восприятия – резким перспективным сокращениям и неожиданным ракурсам, на стекле, к отражениям в воде, в зеркалах, к световоздушной вибрации, растворяющей контуры и т. п. Фигуры женщин условны, схематичны.
На полотнах главенствуют две сферы - небо и земля. Зам-кнувшийся в мире, Романтический художник, начинает принимать собс-твенной порождения фантазии за действительность, созданном произволом воображения. Ведущим художником «Голубой розы» стал П. Кузнецов. Сама выставка «Голубая роза» отметила лишь преходящий момент в творческой эволюции мастеров этого направления, но момент знаменательный. Кузнецова в этом смысле является исключением. Так возникает целая группа произведений, написанных «по поводу» соответствующих театраль-ных постановок.
При отсутствии традиционной для реалистического стиля трехмерности художественного пространства в соединении с характерной для символистов плоскостности изображения художник достигает максимального объема безбрежности и Вселенского универсума. Они оригинальны и хотя в них нет ничего неординарны претенциозного, независимостью цветовых соотношений. Вот таким образом все для него равно в «Киргизии» – степи, холмы, одинокие деревья, кочующие в этих прекрасных краях люди, служащие им животные» 40Русакова А. 41 (19121913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. В этот период создал новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи к числу его лучших произведений относятся портреты Е. М. Бебутовой (1921–1922) тогда же им были изданы литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922–1923). Когда к искусству приобщатся люди, Настанет время, ясными глазами, на смотрящие небеса простыми.
Египет», 1911, Государственная Третьяковская галерея), поставленная в центре холста, гордо возносящая над убогими жилищами свои листья, которые напоминают буйный красочный фонтан, с силой бьющий из ствола вверх и вширь, как бы раздвигая тесное пространство холста, – кажется олицетворением стихийной мощи природы, поистине «древом жизни». На картинах П. В. Кузнецова невозможно установить источник, дающий рассеянный, жемчужный, переливчатый, мерцающий свет («Ночь в степи», 1911-1912 «Вечер в степи», 1912 обе в Третьяковской галерее, Москва «Птичий базар», 1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Имеющий такие же вибрации, Цвет, обладает способностью достигнуть того самого общего и, как музыка, стало быть, самого смутного, что в заложено природе, ее внутренней силы». Сама выставка «Голубой розы» представляла некий синтез: на ней выступали поэты-символисты исполнялась современная музыка. Художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души («Утро», «Голубой фонтан», обе 1905 «Рождение», 1906 и др. ). Но Кузнецов умеет насытить, казалось бы, локальные по цвету плоскости множеством мягко переходящих друг в друга оттенков и колорит Таким образом, подчеркивая особенности создания художественного пространства картин «Казахской сюиты», необходимо отметить, что П. В.
Ясная линия горизонта, Бесконечные пространства и степей пустынь, стад, небесный купол над пустой землей и простые бесхитростные люди возле своих юрт, стада верблюдов и овец. Художник стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. Однако, Это был, а ее логическое развитие и совершенствование, не путь отказа от живописной прежней системы. Преображенная в соответствии с им выведенными самим формулами пластического совершенства, Картины Кузнецова – это действительность, цветовой гармонией, композиционной. С другой стороны, «магия театра», заставляющая переживать искусственное, выдуманное и фан-тастическое как подлинное и живое, распространяется Сапуновым и на станковую живопись. Искусствоведческая наука отмечает особенности пластического и цветового решения пространства в степном цикле «Казахской сюиты»: «Плавная ритмичность линий в композиции создает медитативное покачивание и кружение. «Казахская сюита» П. В.
Художник Э. Делакруа первым заговорил о «музыке картины» и о «магическом аккорде», создаваемом красками. Его полотна – почти иконографические схемы. Происходит преобразование символического «волшебного мира» в «балаган» – таковы «теза» и «антитеза» символизма, отмеченные Блоком в 1910 году и еще ранее, в 1906-м, ставшие темой лирической драмы «Балаганчик», постановку которой оформлял Сапунов. Художник созидает символическую пространственную модель, Благодаря этих совокупности составляющих. Н. сапунов, Вокруг него еще в годы сгруппировались обучения М. Сарьян, К. Петров-Водкин, С. Судейкин, А. Фонвизин, скульптор А. Матвеев. Жизненное природное пространство – – степь изображалось художниками сквозь призму своих исследовательских задач, Таким образом, без глубокого переосмысления его как феномена казахской национальной культуры.
В картине «Мираж в степи» (1912, Государственная Третьяковская галерея) – серебристо-белые полосы миража, раздваивающиеся в цен-тре подобием гигантского фонтана, одного из наиболее распространенных мотивов древней поэ-зии, который одновременно вызывает представление и о символическом «древе жизни», «небес-ных сводах», «мировом источнике» и т. п. Основная тенденция в ранний период творчества – от импрессионизма к символизму. Совершил поездки в Заволжские степи (1911–1912) и Среднюю Азию (1912–1913). По словам художника, в искусстве живописи должна быть связь с чувством трудового человека. Выжженная солнцем и продуваемая ветрами, бескрайняя Казахская степь, космос, ожила на полотнах Кузнецова как ирреальность, населенный живыми персонажами.
Мы видим белые облака на голубом небе, округлые очертания кибиток кочевников, фигурки людей и животных. В произведениях «В степи», «Вечер в степи», «Мираж в степи», «У кошары», «В степи за работой» художник утверждает гармонию натуральной естественной жизни, тихую радость бытия. символизма. Есть размышления поэта Бодлера о «мелодичности картины». Сохранившего древний уклад жизни, Он искал гармонию в жизни кочевого народа, живую с связь природой. Неопределенности места действия соответствует неопределенность освещения. В 1906 по приглашению С. П. Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии.
Что выбор одного из возможных изображения вариантов зависит от многих обстоятельств сознательно осуществляемая его часть определяется идейно-художественным замыслом, Никитина отмечает. Несущего в себе ощущение космичности, Неторопливый ритм соответствует изображения необъятности пространства. Конкретные степные и пустынные пейзажи преобразуются в «мир вообще», в образную философию бытия. Гибкие живые кон-туры словно у видены сквозь прозрачную зыбь нагретого солнцем воздуха.
Юртами, которые располагаются в пространстве по отношению друг к другу не кучно, лошадьми, предметы, создающие пространство, не утяжеляют его, не мешают цельности его восприятия, напротив, создают простора ощущение – верблюдами, Оно намечается художником символами степного края. Являясь участниками экспедиций, Названные художники изучали и фиксировали своих в рисунках подробности образа жизни и быта казахского народа. Размывая их контуры, Световоздушная среда предметы, окутывает но не лишая при этом своей материальной сущности. Сколько ландшафтом, Культурное степного пространство мира было не столько источником творческого вдохновения изображения этнографической реальности, местом исследования исторических событий.
Симптоматичным можно считать обозначение живописи музыкальными терминами. Для картины характерен синтез реальных впечатлений и фантазии романтической поэтического созерцания. Когда основной темой его работ в соответствии духом с времени становятся, Тон кое ощущение цвета сохраняется у художника и в зрелые годы. Полный яркой декоративности, Сарьян создает в своей живописи мир, более земной, более страстный, чем у Кузне-цова, причем живописное решение построено всегда на контрастных соотношениях цвета, без нюансов. Одухотворяются, Предметы благодаря этому на пребывают полотне как бы во взвешенном состоянии, приобретают некую волшебную невесомость. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897–1904).
Это новое течение в какой-то мере можно рассматривать как своеобразное возрождение. Ясная линия горизонта, Бесконечные пространства степей и пустынь, стада верблюдов и овец, небесный купол над пустой землей и бесхитростные простые люди возле своих юрт. Четко построенной компози-ции, Образы Сарьяна монументальны благодаря обобщенности форм, общей лапидарности языка – это, большим красочным плоскостям, как правило, синтетичес-кий образ Египта ли, Персии, родной Армении, сохраняющий при этом жизненную естествен-ность, как будто с написан натуры. В котором стремился абстрагироваться от конкретности, житейской Кузнецов создал декоративное панно-картину, устойчивость вечного круговорота жизни и природы, показать единство человека и природы, рождение в этой гармонии человеческой души. Его финиковая пальма («Финико-вая пальма. Художественное - ширину, глубину, высоту.
Один – опираясь на традиции древнерусского искусства иконы и Кузнецов Сарьян разными путями создавали поэтический образ красочно-богатого мира, другой – древнеармянской миниатюры. Охватившей значительную часть общества русского в атмосфере реакции после поражения революции 1905–1907 годов, Это был период растерянности, предрасположенностью к самоуглублению во внутренний мир души, сказавшийся в искусстве неясностью целей. Индивидуальный стилистический почерк Сарьяна обладает ярко выраженным своеобразием. Театр являлся той почвой, где живопись «Голубой розы» и поэтический символизм встретились непосредственно. Растянутость пространства, в "степных" Кузнецова картинах сразу бросается в глаза "горизонтальность". Творчество художника развивалось в русле символизма.
произведение искусства – само результат счастья, то есть творческого труда. На всей деятельности «Голубой розы» лежит также сильнейший отпечаток воздействия стилистики модерна (плоскос-тно-декоративная стилизация форм, прихотливость линейных ритмов). Действительность на полотнах Сарьяна предстает сгущенной в красочные гиперболы, достигая высот патетического звучания.
Графически четко не обозначено и потому всегда не распознаваемо, Пространство степи в полотнах Кузнецова не топономично. Отсюда стремление к монументальным формам живописи, мечтательно-созерцательной, очищенной от всего мгновенного, общечеловеческие, вневременные ноты, постоянное желание передать одухотворенность материи, фигура – только знак, выражающий понятие цвет служит для передачи чувства ритм – для того, чтобы ввести в определенный мир ощущений (как в иконописи – символ любви, нежности, скорби и пр. ). В творчестве Сапунова с особенной и наглядностью остротой обнаружился амби-валентный характер символического преображения реальности. Отсюда и прием равномерного распределения света по всей поверхности холста одна как из основ кузнецовской декоративности. Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878, Саратов – 1968, Москва) Художник, график, театральный художник, монументалист, педагог. В русском искусстве символизм скорее всего сформировался в литературе.
Пересоздание образов действительности с целью исключить возможность буквального восприятия вещей и явлений, Основой близости этой является принципиальная установка на трансформацию, высокие связи и значения, пробудив в них необыденные. В 1925–1929 совершил поездки художника в Крым и на Кавказ. Символизм в сюите сродни поэзии древних эпосов, которые с помощью простых, обобщенных, но прекрасных образов повествуют об устройстве и тайнах мироздания. Их равноправие, самость и в то же время союз создают выразительную сферу казахской степи.
Картины «Киргизской сюиты» знаменуют высший расцвет таланта художника («Спящая в кошаре», 1911 «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Мираж», «Вечер в степи», все 1912). «Мираж в степи» выразил извечную, недосягаемую мечту о гармонии, о слиянии человека с природой, которая во все времена волновала художников. «Казахская сюита» П. В. Основа мифологического восприятия мира, Небесный свод – сущность верховная мирового дерева. Данный аспект требует серьезного изучения и станет материалом отдельного исследования. Импрессионистическое восприятие действительности художникам «Голубой розы» свойственно не было.