В 1891 Гоген уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного (1893–1895) возвращения во Францию поселился на островах навсегда (сначала на Таити, с 1901 – на острове Хива-Оа). Несомненно, Дальнейшее развитие внутри этой системы, что видно примерах на творчества Э. Бернара и П. Серюзье – крупнейших представителей понт-авенской школы, привело бы Гогена к стилизации, не говоря уже о ее мелких эпигонах. Куда идем. Что их поверхности соприкасаются, Блюда миска и с фруктами наехали друг на друга так, как будто притянуты магнитом.
Ларионову подобные настроения чужды. Так цыганка с отвисшими грудями, – пожалуй, ответ на величаво-стройную, почти статуарную «Женщину, держащую плод» (1893 из собрания И. А. Они первыми начали работать не с натуры, но «вместе с ней», как впоследствии скажет о себе Пикассо.
Куприна, где все вещи и в особенности рассыпавшиеся перцы устремляются к краю стола, как бы влекомые какой-то неведомой силой ив композиции с испанским порроном Кончаловского, где предметы и плоды раскиданы на покрытом скатертью столике, по формам напоминающем походный кофр Гогена из его поздних натюрмортов. Все части композиции пронизывает сияющий золотистый фон, Как и Гогена из щукинского дома, то тронутого желтизной осеннего луга, принимающий то очертания то водоема, солнечного небесного свода, опрокинувшегося на землю. Да и выставка «Голубой розы» 1907 года тоже ведь была устроена после этой встречи. Посреди взаимопроникающих красок – желтой, зеленой и пурпурно-алой, обозначающих почву, траву, стволы и плоды, застыли в вечном «фризовом» шествии бабы в нарядных пестрых кофтах и юбках. Совершенство очерчивающих их линий, Строгая каноничность его фигур, тональные соотношения которых поражают своей музыкальностью, – все эти признаки гогеновского зрелого стиля их делают созвучными средневековому искусству вообще и древнерусскому в частности, чистые краски, что и открыло возможность прямого диалога живописи Гогена с работами молодых русских художников начала века.
Единственный из всех исследователей творчества Андерсен, Гогена, отметив его полную тождественность с арльской нищенкой, обратил внимание в этой связи на лицо девушки с московского натюрморта. Где одна за другой появлялись его знаменитые картины с бретонским Распятием, Именно после Арля началось бегство Гогена из Понт-Авена сначала в Ле Пульдю, закончившееся прямым с конфликтом Европой и отъездом в Океанию, а затем метание по Парижу. всегда считался самым ранним произведением художника в советских собраниях. Его отец, Кловис Гоген (18141849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями мать, Алина Мария (18251867), была родом из Перу из богатой семьи.
Гончарова усвоила эти композиционные схемы. Брутальная сила их идолообразных пропорций – достоинство ее зрелого собственного искусства. Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки. Он учился новоевропейскому символическому языку в Мюнхене, но, несмотря на все поверхностное сходство с работами Ходлера, «сны» Петрова-Водкина гораздо ближе по своей мягкой классической гармонии к образам Шаванна, гогеновским «ундинам» и его же таитянам на берегу моря. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Paris, 1984.
Художнику Шарлю Лавалю, Однако год имеется создания и посвящение другу времен поездки на Мартинику и единомышленнику в период работы в Понт-Авене, что адресует к вполне конкретному периоду жизни и творчества Гогена. Живопись Сезанна и Ван Гога была хорошо знакома по домашним музеям Морозова и там Щукина находились к этому времени и отдельные замечательные картины Гогена. Что европейская живопись начала говорить языке на общих пластических знаков и цветовых символов, Встреча Гончаровой с Гогеном доказывает, они без объяснений понимали друг друга. – Г. П. ), а об изваяниях из скифских могильников предпочитала (как уже упоминалось) говорить как о «русских» каменных бабах. К трактовке Андерсеном данного персонажа остается лишь присоединиться. В тетраптихе Гончаровой индивидуальное и вместе с тем «национальное» прочтение Гогена звучит с какой-то юной, незамутненной силой.
В свою очередь пропустившим через себя уроки Гогена, Все художники эти десятых годов работали рядом и одновременно с Анри Матиссом. Закончившаяся для обоих художников драматично, в этом же 1888 году состоялась встреча и совместная работа с Ван Гогом в Арле, разрушивший до основания замкнутую систему только что выстроенного им клуазонизма, но открывшая Гогену смысл экзистенциальный живописи. создана, бесспорно, под воздействием шедевра Гогена.
он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург «Свинопас. Предметы скатываются по накренившейся столешнице – вниз а другое – уже вопреки всякой композиционной логике и в нарушение законов равновесия – снизу вверх слева, Одно – справа от верхнего края картины. Она вожделеет разбросанных перед ней спелых плодов». Свободного от условностей европейской цивилизации, Он мечтал о создании нового 8220примитивными8221 искусства, формами и композицией, которое было бы изначально прекрасна своей чистотой и наивностью, 8220первобытного8221 искусства с яркими сочетаниями цветов. Болезнь сына, Затем осознание своей несостоятельности, что его и призвание отцовство несовместимы полная капитуляция и возврат в Данию к Метте и ее ненавистной родне, горькое понимание того.
В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты. Но прообразы будущих людей-идолов, Изображены не просто маленькие бретонки, которыми населены поздние полотна стирающих Гогена, грань между реальным и потусторонним. Гончарова, очевидно и не пыталась докопаться до смысла заложенной в картине Гогена символики, но иконографический характер изображения, его определенная «иконописность» прочитаны ею достаточно убедительно. Ранние константинопольские виды Сарьяна при всей кричащей яркости дышат красок сугубо гогеновской меланхолией. Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9. Что девочка физически притягивает посуду с лишь плодами одним своим взглядом, Невольно создается ощущение.
, 1892, Жена короля, 1896, Сбор плодов, 1899, – все в ГМИИ Женщина, держащая плод, 1893, Таитянские пасторали, 1893, – обе в ГЭ). Поставленными параллельно холсту, в 1910-е годы получат распространение приемы натюрмортов Сезанна со и столами, ограничивающей глубину пространства задней стеной. Позднее она напишет «о большой любви в понимании окружающего мира и декоративности в его передаче», характерной «для жителя Востока, в том числе и славянина» 8 (курсив мой. Он прошёл стадию импрессионизма и был разочарован этим направлением. Что создано Гогеном в 1888 году или является непосредственным его творческим Все, результатом, заслуживает особого внимания и нуждается в интерпретации. Что и Ларионов в натюрмортах 1900-х годов изображал предметы с высоты крупного своего роста, Вспомним, а не стены, зачастую на фоне дощатого пола.
Принимал участие в выставках импрессионистов, в 1870-е годы Поль Гоген начал заниматься живописью, пользовался Камиля советами Писсаро. А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло. Замысел второй картины как конфликт между желанием и страхом: Гоген запечатлел в этой картине «Еву до грехопадения, в момент дьявольского искушения». Во время своего второго пребывания на Таити доведенный до отчаяния Гоген создает свои лучшие произведения: Женщина под деревом манго (Королева красоты, 1896, Пинакотека, Мюнхен), Жена короля (1896, ГМИИ, Москва), Никогда (1897, Галерея Тейт, Лондон), Откуда мы приходим. Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду.
От ученического копирования миниатюрных натюрмортов с цветами в бокалах Э. Мане и робкой постановки предметов, как на небольших по формату натюрмортах с фруктами Сезанна (знаменателен, конечно, сам выбор мастеров для подражания), – до большой композиции с цветами и мандолиной 1885 года, уже совершенно самостоятельной, гогеновской. По-видимому изготовленную самим Гогеном так же, Цветы в натюрморте поставлены в лепную керамическую вазу и как расписная миска. 1. Появившиеся на их полотнах около 1910 года, Ими же вызваны к жизни пугающие притягивающие и к себе персонажи Гончаровой и Малевича. Бернар Дориваль прямо указывает на фрагмент одной из гравюр Куниёси как композиции источник гогеновского натюрморта.
Коваленко) – едва ли не вызов целомудренным позам таитянок из «А ты ревнуешь. » (1892, коллекция С. И. В ней получает объяснение еще не затронутая исследователями активная взаимосвязь гипнотического взгляда девочки с перед находящимися ней предметами. Последней крупной работы до Гогена отъезда в Арль,, как противопоставление их твердой, включены в прихотливую игру объемных предметов на плоскости, окаменевшей телесности живым, подвижным, но уподобленным орнаменту щенкам. Вверху вместо гогеновской керамической Хины иконка с Богородицей и младенцем. Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями». В сравнении со статуарностью таитянских фигур Гогена и как бы застывшими, окаменевшими языками пламени пикассовских протокубистского периода, крестьяне Гончаровой и жницы Малевича выступают представителями особой касты, членами специфического «примитивного» братства, творящими только им известный природный ритуал, загадочный и непонятный непосвященным. Воспроизводя звучание таитянских Последнюю слов, фразу художник написал на картине слева внизу.
Написанных на Таити, Эта система получила развитие в произведениях Гогена изображая сочную полнокровную красоту Океании с её обилием цветов и плодов, в он, которых а также живущих в ней цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, стремился воплотить утопическую мечту о жизни человека в гармонии с природой, вдали от современного общества (А, ты ревнуешь. Неслучайно именно этого критика и писателя-символиста, бредившего миром Гогена, пригласили сотрудничать в журналы «Аполлон» и «Золотое Руно» как представителя современного французского искусства. Ф. А. Гоген придавал огромное значение этому полотну: «Недавно я шикарное написал ню: две женщины на берегу. Изображенных одновременно в фас профиль и К ним также применима иконография фигур, корнями уходящая к росписям Древнего Египта. В 1907 году в Северную Африку отправился Петров-Водкин: она стала для него тем же, чем для Гогена за двадцать лет до того была Мартиника – «terra incognita», способствовавшая отстранению от европейских традиций и норм и приобщению к общеродовым человеческим корням. У девушки из «лисий натюрморта взгляд вней сидит лис-искуситель, По мнению Андерсена, неосознанное и потому разрушительное, то есть чисто инстинктивное, неудержимое желание – похоть.
Хотя Гончарова – подлинное дитя новой эпохи: ей уже не нужно ехать за Золотым веком на край света, как Гогену, который не смог прожить без этих странствий. (1897, Музей изящных искусств, Бостон). Его бегство в Париж от семьи с маленьким сыном на руках, если факты вспомнить из биографии Гогена, желание доказать семье свои возможности кормильца, оставаясь художником превращение искусства в ремесло – изготовление керамики по собственным моделям, безуспешные попытки ее продать – что такая трактовка вполне оправданна, Думаю, совпадающие по времени с созданием натюрморта. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Которую увлекали в ранний период не суховатые и сосны горы и то же относится к Гончаровой, но растущие травы, как Сезанна, а в натюрмортах – не столы и салфетки, а всего более живые цветы. И для молодого Пикассо Гоген был необходимым творческим посредником и для Петрова-Водкина, снявшим с них налет парнасской риторики, осовременившим и очеловечившим безмятежную среду духовную рисованных поэм Шаванна, опустившим прекрасную, но равнодушную природу Шаванна с небес на землю.
системы – так называемого синтетизма (упрощение и обобщение форм и линий использование обобщенных цветовых плоскостей и т. п. ). От согнувшейся бабы из этой картины шла прямая дорога к еще более грузной фигуре из «Сбора плодов», наклоненной над кучей яблок. Нечто подобное в зачаточном состоянии происходит в бретонских пейзажах Гогена 1889 – года этом преддверии футуристического динамизма в картине.
Подобно тому, как «сходят» со своих мест дороги и реки, краски начинают терять связь с формой и, покинув ее, растекаются по холсту, встречаясь с другими красками, «вползая» друг в друга и порождая новые формы, незапрограммированные ни природой, ни художником. Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». Вздыбленной салфетки, Здесь Гоген позволяет прямые себе цитаты из натюрмортов Сезанна в трактовке груш и персиков, топорщащейся на краю стола. Щукина, отведенном полотнам Гогена, лишь этот натюрморт выбивался из знаменитого гогеновского «таитянского иконостаса».
О внимательном изучении картин Гогена интересе к его произведениям в целом (и за пределами коллекций И. Морозова и С. Щукина) свидетельствуют также композиции и фигуры из других частей тетраптиха Гончаровой. Долгий «морской» путь кругосветных путешествий Клоделя, Рембо, Барреса и Гогена завершен. Поднимающих будничные персонажи и их окружение до символики Святого семейства, Русская живопись рубежа в веков лице Петрова-Водкина органично входит в этот круг открытых французской живописью конца XIX века образов. Если Гоген после работ в Ле Пульдю все же отправился в далекие страны (как позднее Кузнецов и Сарьян «на Восток»), то Гончарова так и осталась на собственной почве, отождествив с Востоком саму Россию.
Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов». То к 1888 году он претерпел у Гогена колоссальные эволюционные сдвиги, Что жанра касается натюрморта. Биография В конце 1880-х гг. В большинстве это все же калужские или тульские бабы и только фигура с корзиной в руках (из сюжета со сборщицей, склоненной над грудой плодов) кажется сошедшей с одного из полотен французского мастера. Разница между двумя Гогенами, до поездки в Арль и после нее, очевидна уже на примере трактовки такого незамысловатого и вполне конкретного сюжета, как (Национальная художественная галерея, Вашингтон Wildenstein, 251), написанный в том же 1888 году до поездки к Ван Гогу в Арль, еще весь пронизан этнографией и древний бретонский танец, архаичность которого подчеркнута неумелыми, скованными движениями девочек, органично ложится в основание стилизованной геометрической композиции, какой-то неживой в своей совершенной неподвижности, уподобленной орнаменту, арабеске, – то маленькие бретонки, застывшие как два истукана на берегу моря из картины Музея западного искусства в Токио (Wildenstein, 340), написанные уже в следующем, 1889 году, поражают композиционной разомкнутостью, несбалансированностью и вообще всякого рода анатомическими неправильностями, что и наполняет эти, как бы изваянные из неживой материи фигуры особой жизненной силой.
В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна. И цитаты из Гогена у Гончаровой из или Леже у Малевича только подчеркивают их дикую, Они – чисто авторское порождение, варварскую странность. Как бы продолжает и развивает поставленный им эксперимент, Он с ведет Сезанном свободный диалог. Она отвечала ее мощному импульсу космических, символика Таитянская Гогена была воспринята русской культурой начала века с необычайной остротой, вселенских устремлений – понята изнутри. Срывающей плод с дерева, – прямая цитата из гогеновского полотна, о напоминает нем крайняя левая часть тетраптиха с характерной фигурой удлиненных пропорций. Но наибольший интерес представляют совершенно самостоятельные произведения, не повторяющие, но углубляющие и продолжающие основные открытия Гогена.
Простоволосая молодая нищенка помыслами охвачена она ушла в себя и бездействует – в то время как пожилые бретонки заняты тяжким трудом, драма лишь назревает. Как и у Гогена, Фигура, но порождением является особого, развернута в фас и профиль, уже по-пикассовски организованного пространства, в глубине которого нависают растительные мотивы, заимствованные в своих формах у великого испанца. В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. 1892 Жена короля,, 1899, 1896 Сбор плодов, – все в картины ГМИИ, Москва Женщина, держащая плод, 1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Сарьян и Кузнецов находились под сильным впечатлением от искусства Гогена, в чем откровенно признавались впоследствии. Переводя ее примитивизм в уже новую фазу, к годам 1910-м гогеновский период у Гончаровой закончится. Известно, что в начале столетия в России заново формировался самый жанр натюрморта, почти забытый во второй половине XIX века.
Гоген Поль (Gauguin Paul) (1848–1903), французский художник. Некоторые из его сюжетов кажутся пародиями на популярные полотна Гогена. Бретонки в их заметных национальных костюмах нужны были не для «соблюдения неточности», но для внесения смысловой ясности в эту, созданную «целиком по памяти», как сказал Ван Гог, композицию Гогена. «Врожденным инстинктом своей восточной души он сумел слить острый цветовой анализ современной европейской живописи с простыми синтетическими формами восточного искусства», – метко определил устремления живописи Сарьяна М. Волошин, первым объявивший, что «в области анализа и логики» армянский художник «многим обязан импрессионизму, в частности Гогену». Бутылками и белыми с блюдами фруктами еще не укоренились у русских художников, в 1900-е же годы сезанновские столы с обязательными салфетками.
Что привело Гогена нищете, к С 1883 всецело посвятил себя искусству, скитаниям, разрыву с семьей. Неслучайно М. Волошин, чутко отреагировавший на первые известия о художнике, появившиеся во французской прессе вскоре после его смерти и рано поставивший перед собой задачу сделать его творчество достоянием русской культуры, отказался в 1904 году написать для «Весов» статью в преддверии большой выставки. Одно воспоминание вызывает раздоры: Как. Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. Написанных Гогеном на островах Океании, Эта система дальнейшее получила развитие в картинах.
Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем. В которых участвовал Гоген, Среди прижизненных каталогов распродаж и выставок, составлявшихся вскоре его после смерти, так же как и в разного рода инвентарях и списках, мы не находим никаких следов данного натюрморта. Системы – так называемого синтетизма (упрощение и обобщение форм и линий использование обобщенных цветовых плоскостей и т. п. ).
Бретонского и таитянского этапов творчества, затерялся Он среди многочисленных произведений парижского. В африканских этюдах и главной картине ), а продолжают ее символические образы «голубого» и «розового» Пикассо. Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. «Работа в поте лица своего», как результат грехопадения, воплощена в их согбенных фигурах и в облике замужней бретонки (на что указывает ее костюм), застывшей у левого края картины с гроздьями винограда в фартуке. В это время Гончарова еще раз обратилась к мотивам картины Гогена нет уже ничего от талантливого ученичества. Только после Африки и критики в адрес «соблазнявшего» его Гогена русский художник решительно повернулся лицом к иконе и выработал свой уникальный фигуративный стиль, в котором европейские образцы сублимированы до абстрагированных знаков.
Путевые очерки Бальмонта, написанные им сразу после путешествия в Мексику, могли бы сопровождать публикацию гравюр таитянских книг Гогена наряду с поэмой Шарля Мориа. Естественных, Изображая сочную полнокровную тропической красоту природы, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, неиспорченных цивилизацией людей, о жизни человека в гармонии с природой (А, ты ревнуешь. Из-за отсутствия архивных материалов нельзя время определить поступления картины в коллекцию Щукина да и вообще судьба картины после ее создания и до пересылки в Москву неизвестна. Дата поставлена не одновременно с подписью и посвятительной надписью: «А mon ami Laval» («Моему другу Лавалю»), а значительно ниже этой строки и нанесена художником более тонкой кистью, осторожной рукой, видимо, позже уверенной надписи и монограммы «P. Go», включенных в первоначальную композиционную игру.
Увидев в 1913 году ее персональную выставку, А. Н. Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки. Что оно изначально требовало специальных персональных Но экспозиций, таковы уж особенности воздействия его творческого наследия, зрительного воплощения его синтеза, воссоздания среды и архитектоники гогеновского мира, так и не реализованного ни в одном храме искусства. Устремляясь прямо к странному лицу девочки с копной распущенных волос, Белая тарелка с плодами и виноградом и уже упоминавшаяся расписная мисочка скользят назад к верхнему краю стола, в примостившейся верхнем левом углу картины между столом и рамой, подперевшей голову руками.
– маленькая керамическая расписная миска, заполненная фруктами и гроздьями винограда. Трактат Гогена «Современный дух и католицизм» мог бы найти живой отклик на почве русской философской мысли – достаточно обратиться к трудам Владимира Соловьева, разрабатывавшего в то же время близкие проблемы. Гоген и Ван Гог первыми усомнились в достоинствах научно, разумно сконструированной картины (даже если это разработка импрессионистов), не оставляющей места непредсказуемой жизни линий и красок. Помимо Сезанна здесь есть еще один предмет диалога – японский эстамп. На переднем плане лежит его любимая мандолина, с которой Гоген не расставался, а все предметы, как бы хранящие тепло рук художника изображены перед висящим на стене пейзажем, по всей вероятности, тоже принадлежащим кисти Гогена (или его приятеля-импрессиониста Гийомена, по предположению М. Бодельсен). Щукина).
Бретань», 1888). В его орнаментальных композициях за всеми знаков-цитат превращениями из Матисса ясно читаются гогеновские прототипы. ». В строгой упорядоченности распределения пятен цвета на поверхности холста сказывается увлечение японской гравюрой, а в изображении застывших, плотных монолитов спелых яблок, груш и персиков на плоском плетеном блюде справа и в особенности в прочерке диагональной линии края столешницы, уводящей глаз за пределы пространства картины и создающей ощущение «вздыбленной» перспективы, – уроки мастера из Экса. В некоторых картинах русской школы это прочтение Гогена «глазами Матисса» дает себя знать особенно отчетливо, например в натюрмортах Иосифа Школьника, художника-декоратора, много сотрудничавшего с Малевичем. (Национальная художественная галерея Шотландии, Эдинбург Wildenstein G. Gauguin. Таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы синтетизма, – Еще во Франции поиски обобщенных образов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, в которой светотеневая моделировка объемов, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
«Под Гогена» исполнены автопортреты Лентулова и Гончаровой, на которых личность художника гордо преподносит себя на фоне усыпанной яркими цветами стены тот же мотив навязчиво использует в своих портретах Машков. Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу. Кто мы. Натюрморт подписан и датирован 1888 годом.
Чем быт Таити, в восприятии Гончаровой национальные мотивы фольклорные не менее экзотичны и ритуальны. Много позже, уже в послевоенной живописи, символика семьи получит свое развитие в творчестве позднего Шагала. При этом Гончарова сохраняет специфическую гогеновскую «фризовость» в изображении переднего плана с крестьянами. 245)– картину, Catalogue, тут же объявившей Гогена основателем и давшую Бернару, возможность ставшую программной для понт-авенской школы, Серюзье и Рансону обосновать клуазонизм и как живописный метод и философски. И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям). Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. Что вся эта череда образных прототипов возникла в творчестве Гончаровой ошеломляющей после встречи с Гогеном, Существенно, была инспирирована его живописными мифами.
Ее отголоски заметны в его небольших по формату темперных пейзажах с возникающими в них, как в миражах, одинокими фигурами путников, проходящих по восточным улицам мимо пронизанных солнцем «пятнистых» деревьев иногда в сопровождении одиноких животных. Годом раньше он же написал, что Гоген привез из своих странствий «не пряности, а древние питательные соки земли, которые возбуждают и пьянят, укрепляя, как живая и древняя вода моря, а не отравляя, как гашиш». Подобное активное силовое поле между человеком и вещами возникает только в одном произведении Гогена того же времени – созданном сразу по в приезде Арль Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года.
Перед нами настойчивый, прямой акт самоутверждения, скрытый за «красивостью» этого натюрморта. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, ГМИИ, Москва). Мощные, рубленые формы фигуры крестьянина в белой рубахе, срывающего плод с дерева, вступают с прототипом Гогена в равноправный и дерзкий диалог. Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. Ларионов, в 1906 Гончарова, году Сарьян, Петров-Водкин, Машков, Кончаловский, Кузнецов и другие мастера, уже признанные и только начинающие художники русской школы, почувствовали единство своих эстетических устремлений с теми, которые воплотил этот изгой европейского ученого искусства, три года назад в забвении скончавшийся в далекой и загадочной Океании. Связывающие мифологию Гогена с культурой русской на переломе столетий, Существуют и более тайные нити. cloison перегородка). Духовные поиски сближают Гогена с символизмом.
Ларионов привязан к витальным силам природы. В 1886 Гоген жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 – в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с Винсентом ван Гогом работал в Арле, в 1889–1891 – в Ле-Пульдю (Бретань). Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения. Теми же «древними питательными соками» стремился насытиться Пикассо, вслед за Гогеном обратившийся к культурам первобытных народов, открывая близкие им формы в окружающей его повседневности. Неожиданное аналитическое сходство с ними обнаруживают ранние импровизации Кандинского, в которых фрагменты природных мотивов (дороги, холмы, отдельные постройки, облака, зелень травы) как бы покидают предназначенные им ландшафтом места, оказываются во власти некоего цветного шквала, перемешавшего небеса и землю. Таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его молодых влиянием художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, Еще во Франции поиски обобщенных образов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, в которой светотеневая моделировка объемов, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, ГМИИ, Москва).
Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре. Экзотическая природа, Впечатления детства, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, яркие национальные сказавшись костюмы, в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. Его полотна заселены восточными мудрецами, которые сопровождают самые ключевые, философские сюжеты Гогена. Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла. Сама писала иконы, Художница была увлечена древнерусским искусством, что ее объектом внимания в это время стало также и творчество Гогена, симптоматично.
Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин. Что вскоре точно подметил Волошин, в Сарьяне Гоген пробудил присущее ему от рождения восточное чувство и линии цвета. Который после знакомства с жизнью Гогена незамедлительно в устремился родные ему киргизские степи, От искусства последнего отталкивался в своих исканиях нового синтетического языка и Павел Кузнецов, как и Гончарова, где, попытался обрести приобщение повседневного к вечности. У этого странного движения посуды два направления. Но кажется, Плоды и виноградные гроздья даже дразнят своей спелостью, вопреки законам тяготения, что какая-то неведомая сила, сдвинула их к краю стола, самом на деле опрокидывающегося на зрителя. В работе надполотном Гогениспользовалконкретный, подсмотренныймотив, описанныйзатемвкниге-дневнике «Ноа Ноа»: «На берегу две сестры – они только что искупались и теперь их тела раскинулись на песке в непринужденных сладострастных позах – беседуют о любви вчерашней и о той, что придет завтра. Что она побывала в магазине торгового дома Дрюэ, Можно лишь догадываться, судя по там хранящемуся до сих пор старому негативу с этого натюрморта. Так как ранее его отец умер от сердечного приступа во время путешествия к берегам самого Перу, До семилетнего возраста Поль жил в Перу воспитывался и в семье матери.
И африканским маскам, Но они сродни и иберийским идолам, наконец и, бретонкам Гогена, с которых началось великое открытие примитивизма как основной тенденции, не исчезающей с пор тех в искусстве ХХ столетия. Сами они совершенно реальны, так же как и поверхность стола, на котором они находятся. По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). Ты ревнуешь. Сама постановка вопроса была справедлива и знаменательна.
В юности служил моряком, в 1871–1883 – биржевым маклером в Париже. Череду изображений, скользящим по поверхности ширмы от верха до низа воспринимаемых – глазом, у Гончаровой же вертикальные форматы напоминают скорее росписи ширм. Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок. Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины. Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа. Плоды на московской картине как будто охвачены неким странным беспокойством. Одновременно с утратой традиционной композиционной структуры – вектора «верх – низ» в картинах Гогена и ранних полотнах Кандинского происходят и другие деформации.
Художник создает красочные панно, декоративные Располагая почти статичные фигуры на плоском цветовом фоне, в которых отражаются легенды и поверья маори. В которых воплощает мечту свою об идеальном абсолютном мире, Голодный и нищинй художник пишет картины. А разве странный персонаж поздних работ Гогена, постоянная «третья» женская фигура с охапкой жертвенных бутонов в руках, возникающая рядом с простой таитянкой и Евой и отождествляющаяся то со «святой», то с Марией, не напоминает, пусть и очень отдаленно, соловьевскую и булгаковскую «Душу мира», чудесную Софию, освещающую неземным светом и одухотворяющую своим дыханием неодушевленный хаос, лишь при встрече с ней обретающий ясный космический лик. Мне кажется, что это лучшее из того, что я пока сделал» (из письма к другу с Таити 1892 года). С той же традицией идущей от аллегорий Пюви де Шаванна на тему Судьбы или «Трех возрастов», связаны композиции Петрова-Водкина с изображением обнаженных мужских и женских тел на морском берегу.
Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). В зале особняка С. И. Бросил карьеру на бирже оставил и семью для того, к 35 годам Гоген отказался от хотя и скромнойно достаточно обеспеченной жизни, чтобы полностью посвятить себя искусству. Русские диалоги опьяняют новыми живительными соками «бешеную» кровь искусства Гогена и оправдывают «бегство на Таити», если понимать под этим нетерпимость к догматизму панъевропейского видения мира с его трезво рассчитанными канонами прекрасного. Правда, в этом цикле она, колеблется между знакомыми ей с детства крестьянками из вокруг деревень Полотняного завода и столь манящими островитянками Гогена. Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена. Vol. Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники».
В то время как правый глаз полуприкрыт веками, в особенности на обращает себя внимание гипнотически завораживающий ее левый зрачок. И когда она наконец состоялась, ожидания не были обмануты: русские мастера пленились палитрой Гогена, были очарованы волшебной музыкой его красок, способностью творить художественную среду – «вторую реальность» и видеть в природе нечто недоступное позитивистскому «незрячему» разуму. То и Гончарова, Если прибегнуть к самой обобщенной классификации европейских живописных а течений, к гогеновской версии постимпрессионизма и Ларионов примыкали не к сезанновской.
Стоит коснуться и более глубоких сторон их искусства, о Говоря перекличках Гончаровой с Гогеном. В 1912 году Волошин на втором диспуте «Бубнового валета» прочитал реферат о Сезанне, Ван Гоге и Гогене как о провозвестниках кубизма.