Копия картины Алексея Саврасова «Зимний пейзаж, оттепель» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет.
Остатки нерастаявшего мокрого на снега переднем плане подчеркивают переходный характер времени года. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Стремительно тает снег под лучами теплого солнца, Первые весенние деньки их голые ветки, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, уже начинающие набухать почками, усеяны гнездами, птичьими над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. Родившаяся дочь вскоре – умерла а жена Саврасова тяжело заболела, в феврале разразилась трагедия.
Деревья с мокрыми стволами. Поэтический волжский пейзаж наполнен взволнованным чувством грядущего ожидания прихода весны. Музыка пейзажей-настроений и музыка поющих природы сил – так замечательно верно писал о пейзажах Саврасова известный композитор XX века, Родилась русская звукопись, музыковед и знаток живописи Борис Асафьев. Слегка расцвеченной отсветами заката, Предвесеннее состояние природы ощущается в красках вечернего неба с облаками розоватыми и в изображении чуть подтаявшей реки с поднявшейся надо льдом водой.
Белый храм с пятью небольшими куполами. И: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Возникал, обретая чет кие контуры, замысел будущей картины. В том числе Тверицкую слободу, Она широко разлилась затопила и некоторые прибрежные селения, где жители спасались на лодках. Значит ничего не будет и в живописи холод и одна машина ненужная теория», Если нет души. Ее живописный строй был найден путем длительных напряженных и поисков и обобщения фактуры, Между тем.
Взяв в декабре отпуск на полгода, он вместе с женой уехал в Ярославль. Но такой идеализм оказался оправданным и мотивированным, так как он не искажал и не исправлял насильственно природу, не вытаскивал ее «за уши» в Бог знает какие горние выси, а открывал ее внутреннюю правду на том месте, где она по Божьему замыслу и должна была находиться. Оказалось, что удача ждет тех живописцев, кто умеет взглянуть на мир совсем «просто». Семья Саврасовых подолгу жила на Волге. Им пора прилететь.
А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И. Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Но разве не в этом характернейшие признаки русской весны, пробуждения природы. Навигация открылась через три дня. Хорошенький вид уже чернотой краски чувствовать дает влажность только что сброшенной зимней одежды. Слышно, как где-то кричат птицы. Писал критик, «Несколько обнаженных деревьев со стаями предвестников весны, высящаяся колокольня церкви с маленьким окошком, напрасно ищущих убежища на голых ветвях, очень мрачным, тоже передают мысль об художника исчезающей зиме. Детские смерти были проклятием Саврасова из до родившихся того четырех детей выжил только один ребенок.
Одно неверное движение и он мог стать бездомным бродягой. Своего рода задушевное повествование о русской весне, Грачи прилетели – это по сути дела первый в истории отечественной живописи будничный образ изложенное природы, языком неакадемического искусства. Хлопотливые неугомонные грачи кричат, вьются над своими гнездами на березках. Осенью он был показан на постоянной Общества выставке любителей художеств на Малой Дмитровке. Саврасов повел себя при этом резко. На рубеже 186070-х годов имя Саврасова было у всех на слуху.
И светящаяся голубизна мартовского дня. Первые мысли о сюжете будущей картины зародились в уединении тихой ярославской глубинки. Возвышенно-романтическое восприятие неброской, задумчиво-грустной, задушевной русской природы, трепетное к ней отношение – все это не могло не найти живого отклика у русских пейзажистов нового поколения, многие из которых либо непосредственно обучались в мастерской Саврасова (как, например, его любимый ученик Левитан, братья Коровины, С. Светославский и ряд других мастеров того времени), либо находились под влиянием этого прославленного живописца (М.
Удалось передать бесконечно разнообразную, Благодаря своеобразному светотеневому решению картины наложению и тонких лессировок, неповторимую игру отраженного света на изображаемых предметах. И уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами земли, обнажившейся Село здесь кончалось. Но в то же время насыщенной светом цветовой гамме теплых серо-коричневых и холодных серо-голубых тонов, «Художник остановился на сдержанной, едва заметные признаки весеннего пробуждения позволившей природы, сделать ощутимыми самые первые. Создателем которого позже назвал своего учителя И. Левитан Саврасов истинный певец весны, в границах этих требований и рождался национальный русский пейзаж, как Тютчев и в своем ощущении ее первоначальной поры он очень близок к лучшим поэтам русским таким, Фет, Некрасов. Который имел место в творчестве Пушкина, склонны Критики проводить параллель между этим новаторским подходом в области изобразительного искусства и тем прорывом в области литературного описания природы, Тургенева и других крупных писателей, Гоголя. В апреле, еще не завершив картины, он написал другой пейзаж «Волга во время ледохода». Село как село, сколько таких в России. Если нет любви к природе, то не надо быть художником».
«Какая простота. Так случай привел в Саврасова дом местного священника отца Афанасия в селе Сусанино Буйского уезда. Половодье» За внешней броской красотой художник не гнался оттого-то любимый его месяц «однообразный» март, а вовсе не май с его буйной кипенью цвета. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». С самим Училищем у Саврасова были отношения довольно то, деликатные Впрочем, делало его совершенно зависимым человеком, что он занимал казенную квартиру. Тени, мягкий и влажный весенний воздух, отбрасываемые грядой облаков, затянувших небо до самого горизонта» – прозрачные голубоватые тени от берез на подтаявшем рыхлом снегу, Бросается в глаза розоватая золотистость солнечного света на сугробе, тонко прослеженные градации света тени и даже в живописи далей.
Пейзаж «Грачи прилетели» стал собственностью Третьякова. Когда солнце уже село, в представлен картине сложный по освещению час дня и только тени на склоне дальнего берега и цвет потемневшей воды напоминают о близости вечера, но небо еще не погрузилось во тьму. Над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней, На дальнем плане виднеются невзрачные и заборы деревянные крыши. С момента своего появления на Первой передвижной в выставке Петербурге в 1871 году была признана современниками художника шедевром русского реалистического искусства. Перед нами известная и любимая всеми с детства картина А. К. «Надо у природы учиться. Чтобы это правило хорошо усвоили его ученики, Такое отношение природе к он возвел в правило и многое сделал для того.
Если березы, то стройные и изящные, если небо, то лучезарное («итальянское»), если архитектура, то выверенная, классическая. Автор статьи, укрывшийся за инициалами В. В., выделил из пейзажей две работы «Вот прилетели грачи» Саврасова и «Оттепель» Васильева. Художник остро чувствовал момент пробуждения природы от зимней спячки и в своих работах очевидным образом наполнял этот «сюжет» религиозным смыслом. Именно передвижники выдвинули на первые роли в современном искусстве жанр, который с некоторой долей приблизительности можно обозначить как «национальный пейзаж». «созвучье полное в природе», Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый включения момент своего духовного мира в гармонический строй.
Ранней весной художник уехал в село Молвитиново (ныне Сусанино Костромской области), расположенное в нескольких десятках верст от Костромы. Когда русская живопись почувствовала мелодию русской природы, Наступило время и тогда параллельно русская музыка услышала особенную гармонию перехода времени одного года в другое, душу пейзажа. Переходившим реку вброд легендарного напротив Ипатьевского монастыря, Во время очередной поездки в Кострому Саврасов познакомился с крестьянином. Соединяющей в неразрывное целое все элементы композиции», Создается иллюзия присутствия картине в световоздушной среды. Вот две формулы Саврасова-педагога, запечатленные в воспоминаниях о нем. Небо в рваных облаках и видны в них чистые разводы.
С крыш свисают длинные сосульки. Крестьянин направлялся в расположенную на другом берегу реки деревню Молвитино, где, по его словам, срочно требовался художник (по его выражению – богомаз) для поновления росписи в храме. Эстетика «передвижничества», как вполне определенного направления со своей идеологией, предполагала создание иерархии жанров, тем, сюжетов и пр. Церковь Воскресения была построена в конце XVIII века. произошла подлинная революция в живописи. (Весна.
Что-то подобное как раз и произошло в 1870 году. Черные колья, Едва виднеется на дальнем берегу говорят деревушка, о присутствии человека, торчащие из воды. В слободе случился пожар, уничтоживший несколько домов.
Грачи прилетели, 1872) 6 Творчество А. К. Лидер и вдохновитель передвижничества И. Крамской тогда же написал: «Пейзаж Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и Шишкин. Их оттенки, Краски, казалось, тона и полутона, сами ложились на холст и скоро на этюде появились искривленные березы с гнездами и грачами, снег лужи и дома за забором, церковь с колокольней, облачное, с просинью небо. Как Дорога в лесу, в этом же году создаются такие известные произведения, Закат Осень, над болотом, Ночное, Ночной вид на Волге.
Снова серые поля, овраги, леса. Тем не менее, И, покорно отдается их очарованию, душа вздрагивает от саврасовских весенних начинает пейзажей, звучать в унисон с их музыкой. Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине Буйского уезда. Голые промокшие березки, талая грязная вода, остатки прошлогодней жухлой травы. Разлив реки был столь велик, что под водой оказалась даже шоссейная дамба. Сюжет картины прост и незатейлив. Почти наивных словах саврасовского ученика схвачено самое главное интимное переживание, в этих несколько неказистых, атмосфера сочувствия и соучастия, в ложащееся основу картины, рожденная большим сердцем художника и захватывающая в плен всякого зрителя, созерцающего его творение.
Кажется, все отсырело деревья, бревна изб, заборы. Ну какая тут красота. Саврасов раскрыл этюдник, надел очки. Переданный с такой достоверностью, «Более всего его современников волновал излучаемый картиной весенний свет, что не оставалось – сомнений столь необычный эффект был бы невозможен без тщательной работы с натурным материалом. Как отмечал тот же исследователь картины Саврасова: В пейзаже должна быть история души. Они вносят оживление в этот тихий уголок на задворках села.
Вы как будто чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака. » 5 «Грачи прилетели» (1872). Колокольня со строенными кокошниками у основания остроконечного шатра. Саврасов безупречно выбирает тот или иной пейзажный мотив, что свидетельствует о его совершенном музыкальном слухе, который с поразительной тонкостью улавливал пульс природной жизни. И в 1844 он году вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, Ваяния и Зодчества.
Молодые еще, Эти березы, некрасивые, но неказистые искривленные, голые, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени и лужах, в заполненных снежным крошевом. Отличающих это произведение от предшествующих пейзажных работ русских мастеров, Критики ряд отмечали новых черт. Но что-то с ним произошло омытая трагедией душа вдруг стала пронзительно зрячей. Которая писалась уже московской в мастерской, Этот уголок русской природы был запечатлен кистью мастера в его картине.
Та весна в Ярославле была необычная. Алексей Кондратьевич отложил кисти и стал потирать свои длинные, слегка озябшие пальцы. Саврасова. Он долго смотрел на этюд и на все, что окружало его, что-то сравнивал, сопоставлял.
Только бы суметь передать неповторимость мартовского света, весеннего воздуха. Нестеров, И. Остроухов и другие). Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. И воспринявшие эту вроде бы непритязательную картину как настоящее откровение. восклицал позже И. Левитан. И. шишкина, Пейзажи М. Клодта, Ф. Васильева, Л. Каменева, пронизанные любовью к родной и природе заставлявшие задуматься о том, что стоит за этой красотой, говорили сами за себя.
Саврасова Грачи прилетели. И один пароход унесло стремительным течением, Но Волга еще не затертый успокоилась, льдинами, он сильно пострадал. И, прежде всего, это относится к его «весенним» произведениям. Шедевр Саврасова стал символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве. Выбор временного места не жительства был случайным художник побывал на Волге летом и форменным образом влюбился в эти места.
Видеть надо красоту, понять, любить. Картина Саврасова открывает качественно новую – лирическую в тему русской пейзажной живописи. Эта та красота, что издавна не давала покоя многим тонким душам, но «вещественного» выражения не находившая. Отправляясь в новую поездку, он подстраховал себя полученным (судя по всему, от П. Третьякова) заказом на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге». Важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система, с самого он начала искал новые принципы изображения и построения пейзажа.
Оба пейзажа, по его мнению, были превосходны, но «Оттепель» произвела на рецензента несравненно большее впечатление. Но «Грачи прилетели» Саврасова выделялись даже на столь солидном фоне. Художник называл это душой пейзажа. В обществе полным ходом идут реформы, в воздухе свободой, пахнет какой окончательный рисунок примет, вся русская жизнь на глазах переворачивается а во что уложится, пока никому не ясно. Трухлявый снег со следами птиц, Какой-то бесплотный и лужицы лужи талой воды, собак, корявые, темно-белые стволы березок с содранной местами берестой, мокрые розоватые прутья кустов. Там-то он и увидел своих «Грачей» увидел неказистую старую церковь с просторами бесконечных русских полей за ней, странную красоту неказистых березок, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями, промокшие избы, услышал негромкую песнь пробуждения и радости.
Сквозящее в его работах конца 1850-х годов, Некритичное доверие канонам академической живописи и Саврасов работает без оглядки на бы какие то ни было авторитеты, давно оставлено в прошлом. Само время, Казалось бы, подталкивает к поиску нетривиальных художественных решений, в атмосфере которого предчувствие носится нового. А за церковью поля. Вот и все. Должно быть, грачи.
Его тональный строй соотносится с оттенками чувств и человеческого восприятий мира, Живописный ритм произведения, благодаря чему создается ощущение сопричастности великим тайнам жизни природы. Глухомань порядочная. Именно этот сюжет, Да, эти птицы именно эти березы, с которыми издревле на Руси связано о представление приходе весны. На картине Саврасова «Разлив Волги под Ярославлем» вышедшая из берегов река, полузатопленная слобода, дома, церковь, деревья в воде, дым пожара. Предпочтения выявились уже на I Передвижной выставке, состоявшейся в конце 1871 года. Говоря это, мы имеем в виду, разумеется, не почти непременные силуэты храмов на его полотнах, а то внутреннее переживание «выси», которое для них характерно.
Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест. Он работал быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Мокрый забор, мокрые покатые крыши, влажные, с оттаявшей наледью кирпичи колокольни. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах». Активнейший участник тогдашней художественной жизни, Он и всякое новое его вызывало произведение неизменные заинтересованные толки, много писал.
«Оттепель» принадлежит к числу волжских пейзажей художника. Пафос ее силы, Первое пробуждение природы от долгого оцепенения, зимнего способной творить чудо возрождения – вот главная тема саврасовской картины. Укрывшийся за инициалами В. В., Автор статьи, выделил из пейзажей работы две «Вот прилетели грачи» Саврасова и «Оттепель» Васильева. Уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.
Из Костромы Саврасов поехал на северо-восток. Повышенная чувствительность натуры Саврасова и его обостренная восприимчивость к происходящим в изменениям природе развили в нем особенное свойство – умение вслушиваться в музыку природы и понимать ее потаенный язык. Буй находился верстах в восьмидесяти от губернского города.
1871 год – время создания полотна Грачи прилетели – был плодотворным особенно в творческой жизни художника. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. В своем шедевре Саврасов в ряде проникновенных образов, по сути, написал точнейшую «формулу русской весны».
Ведь он-то прекрасно сознавал, Но первые отзывы критиков немало удивили Саврасова, а критики восприняли его как обычный весенний пейзаж, это что лучшее его полотно. Каким мыслилось тогда по существу своему демократическое Товарищество художественных передвижных выставок, Но необходимость нового взгляда ощущается всеми очень остро вот откуда все разговоры о создании абсолютно нового художественного объединения. Тому были свои причины, главная из которых иная система эстетических ценностей, довлевшая над предшествующим поколением живописцев.
Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. Считалось, что, во-первых, пейзаж это второстепенный («технический») жанр и, во-вторых, коль уж кому-то хочется в нем работать, то он, этот «кто-то», должен ориентироваться на признанные образцы, то есть писать природу правильно, возвышенно и красиво. Но что особенного.
Такого мощного паводка не помнили старожилы. Как всегда, в «Московских ведомостях» появилась статья, посвященная показанным на выставке произведениям. Плюс жесткие требования композиционного построения. Ноги проваливаются в снегу, рыхлом Когда идешь по улице, которые быстро заполняются мутной водой, оставляя глубокие следы. Непостижимо, но картина Саврасова показалась ему мрачной. За которым на церковном участке видны какие-то строения, Они у низенького забора и над ними возвышается и церковь колокольня, дома и сараи.
Хорошую душу художника, Но за этой простотой вы мягкую, чувствуете которому все это дорого и близко его сердцу». Есть ощущение, Более того, в особенности Грачи прилетели, что пейзажи Саврасова 70-х годов XIX века, незримой нитью связаны с музыкальной русской культурой того времени. Петра Ильича Чайковского, Именно качества живописные его произведения сравнивали с лучшими образцами пейзажной лирики великих русских композиторов – Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Еще раз отметим все работы зрелого Саврасова необыкновенно музыкальны, «озвучены» свистом свежего ветра, пением птиц, треском лопающихся почек. Выражение же этого переживания могло быть разным: и ошарашивающим зрителя могучим дыханием простора как в работе «Разлив Волги под Ярославлем», 1874 и звучащим тихой музыкой как в работе «Ранняя весна. Его восприятию жизни была присуща абсолютно особая музыкальность, Работам художника и трель соловья, дающая нам и услышать пение жаворонка и журчание ручейка. Почти бытовой, Внешне переведя пейзаж из «бытийного» плана со свойственной ему предельной идеализацией природы в реалистический, как это ни странно, не Саврасов, утерял «бытийности», «философичности», «религиозности». Река вскрылась 13 апреля.
Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж.