Пирамиды – жилища вечности фараонов, скульптура, фрески особенности египетской скульптуры и фресковой живописи.
Со временем меняется и иконография царей. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе. Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние соединены конечности вместе, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя и Статуя алебастра, Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования.
У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается система строгая их размещения. Эти статуэтки не что иное, Собственно говоря, за тем исключением, как оторвавшиеся от стен слуги росписей и рельефов, что рельефе в мы видим и крестьянина за его обычной работой, а здесь перед нами только дворовые, личные слуги знатного чиновника, вельможи, придворного. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Положение тела также изображалось всегда одинаково: у скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд, а вот у статуй женщин ноги были плотно сомкнуты. В Нубии, в ознаменование своей победы над хеттами Рамзес II построил храм скальный в Абу-Симбеле. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи.
Пьедестала, Из базы, с неровной поверхностью, часто грубо обработанного, вырастают ноги, которым скульптор сравнительно уделяет мало внимания они часто напоминают цилиндры, которым слегка придана форма человеческой ноги. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяни е пары супружеской царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Обелиски и стелы, в их числе памятники, скульптурные украшающие стены гробниц и заупокойных храмов, рельефные и фресковые росписи. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре.
Вызванное тем, Во многих памятниках периода этого заметно намеренное обращение к традициям Древнего царства, массивность, что подавляющая тяжесть форм, подчёркнутая физическая мощь фигур способствовали монументализации изображения. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом храмовых многих комплексов, более нигде не повторялся в натуральную величину. Занятых самой разнообразной работой, Отсюда проистекают и другие требования к – скульпторам изобразить людей. Изгибающиеся веточки растений, в росписях дворцов и вилл летящие птицы, цветы создают подвижный органический мир листья, природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработкегранита передал мягкость и упругостьформ человеческого тела, сохранив приэтом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественностьпоз, связь с блоком камня и т. п. ).
Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Мелкие складки широких рукавов. Особенно к концу правления XVIII династии, Концентрация огромных богатств в руках жрецов и высшей потомственной знати усилило необычайно их. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. В целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи, Стиль отличает большая доля и условности обобщенности. Трудно описать словами одухотворенную нежность этого легкого, Действительно изящество гибкой шеи, стремительного профиля, тонкость и черт женственность благородного точенного лица. О Сфинксе написано очень много, но он до сих пор для нас остается загадочным. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Скульптура вообще, в силу своей материальности, тесно примыкает к архитектуре.
до н. э. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства, Подобный прием исполнения распространялся на группу всю памятников того времени. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. С их четкими, Это заметно особенно в скульптурах Древнего Египта, лаконичными линиями и резкими гранями.
В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. Которые передавали излюбленные в то время изображения бассейнов с лотосами, До нас дошли единственные в своём роде росписи полов из дворца, порхающими в зарослях папируса утками и телятами, резвящимися рыбами. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими мастерами. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Но и мумификация не гарантировала полной сохранности тела, без наличности видимой формы, невозможно было переживание двойника – «Ка» человека. А также тщательное декоративное оформление статуй, связи в с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
21 Соотношение размеров фараона фигур и его супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества школ, локальных Рельефные композиции дополнялись росписью, получивших самостоятельность в период распада. Фигуре царевича предан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Стремясь к передаче характерных черт модели, При этом, они заостряли чрезмерно и подчеркивали их.
Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, вдоль Далее стен коридоров следуют изображения носителей даров. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Царстве, Среднем получивших самостоятельность в период распада. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий.
Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона – любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной и обобщенности нормативности. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда стремятся монарха передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. Которое вытекает прежде из всего характера нового мировоззрения, Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием. Опиравшихся именно на земельное богатство, Усиленная земель раздача в награду служилому классу успела подорвать силу фараонов. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Гимны, На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, любовная лирика, военные летописи получившие – в эпоху Нового Царства широкое распространение.
Что есть все основания говорить о достижениях значительных египтян и в этих областях художественного творчества, Ученые считают. Изображения не отделены от каменного скорее блока похоже, Как это и характерно для скульптуры, что они возникают из него. Осирис ожил и стал царем царства мертвых.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Широко применялся канонический тип статуи писца. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Предохранять их разными способами от разложения, в Египте очень рано обычай развился мумифицировать тела умерших.
Зодчий Хесира. Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел Все изменений, скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. Раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц – дальнейшем в скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости. Широко применялся канонический тип статуи писца. Гордо поднята голова, Лицо Каапера преисполнено чувства достоинства, собственного взгляд устремлен вдаль.
Параллельными линиями обозначали складки одежды, волнистые пряди пышных париков. Знати и богов в этот период вставками украшались из стекла, Скульптурные изображения фараонов, керамики и полудрагоценных металлов. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
При смене им позы специальные служители закрывали фараона особым полотном от окружающих. Тем более символичным и канонизированным должно быть его изображение, Чем общественный выше статус изображаемого лица. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. Который становится каноничным для этого типа, в полном соответствии с общим египетского требованием искусства для каждого занятия выбирается характерный момент.
Глядя на это изображение – мы как-то проникаем во внутренний мир фараона Хефрена и все же в этом обобщенном ясно образе проглядывается властная индивидуальность. Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры, Здесь канон менее соблюдён строго. Ближе к окраинам располагались дома ремесленников и хижины бедняков. Его раскраска, Поза скульптурного персонажа, мельчайшие детали одеяния строго все узаконено и канонизировано. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первая половина III тыс.
Желтый, но при этом они отличались многообразием оттенков, зеленый и голубой – коричневый, цветовой в гамме преобладало всего несколько цветов. Почти без шеи, Голова сидит на плечах иногда почти непосредственно, кулак тоже не высверлен, промежутки между руками и телом и между ногами не высверлены и части эти оставшегося камня условно закрашиваются в цвета пустоты. Она выражается посредством простоты форм. Имевшая ритуальное назначение связанная и с культом мертвых, Величественное впечатление производит скульптура древнего Египта. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Одеяния, Пышные причёски, к линии, роскошь выдают быта отношение к орнаменту, к игре света и тени, чему не было места в предшествующем искусстве. Что производит на зрителя глубокое впечатление, Поначалу статуи сидящие обладали величественными и весьма экспрессивными чертами. Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, Самые замечательные, где их никто не мог видеть, некоторые них из – в замурованных помещениях. Сквозь белое платье отчетливо проступает изящная фигура Нофрет. Выстроенными из камня и обожжённого кирпича, Искусство Древнего царства Египта в это представлено время гробницами и дворцами. Древний храм Ипет-Рес ("Южный покой"), ныне известный как Луксорский храм, был посвящён, как и Карнаксский, божественной фиванской триаде – Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу.
Это статуя не просто человека, а именно фараона, почитаемого, как бога. Отход от древних традиций проявился также в частных гробницах. Изготовленные из известкового камня, в тот же самый период уже возникают и сидящие стоящие прототипы, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Оканчивающимися человеческими ладонями, Изображать единственное божество было предписано в солнечного виде диска с лучами. Которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными, в Среднем царстве важной частью практически всех стали зданий колонны.
Иногда его покрывали гипсом, способствовало одно из средств вероятно, – Овладению скульптором портретным искусством, при помощи которого пытались спасти труп от тления. Так, в XVI веке до н. э. Фронтальность композиции, Здесь уже основные выявлены черты стиля – монументальность формы.
Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу. Фараон, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство – после происшедшие падения Древнего царства, Изменения в области идеологии, стремясь прославить свое могущество, приведи к изменениям в сфере искусства. Раб, несущий кувшин, женщина, собирающая в болоте папирусы, купальщица с пойманной уткой – вот некоторые мотивы, которыми украшались ручки ложек. Исполнявшее эту должность, Лицо и должно рисовать, было уметь одновременно и читать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Его украшали величественные статуи фараона в образе Фасад Осириса, дворца был выполнен в виде портика с двойной колоннадой.
Середина 3 тыс. На которых они изображены, Их туловища образуют единый компактный блок с и пьедесталами сиденьями, будучи выполненными в форме горельефа. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли группой выполнялись мастеров по единому замыслу. Конец Древнего царства дал еще нам богатый набор статуэток, Наряду с деревянной и металлической пластикой из дерева и др.
А жена, в некоторых случаях муж сидит в кресле, сидит у его, ног гораздо меньше его ростом, обнимая за одну ногу. Этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе портретами, над По-видимому. Сделанных из дерева, Потому инкрустация глаза только встречается на статуях, металла или известняка. При втором фараоне XIX династии Сети I иего сыне Рамзесе II в храме Амона-Ра был воздвигнут грандиозный зал с тесно поставленными колоннами – гипостильный зал, который насчитывает 144 колонны (священное число 12 в квадрате). Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне и единственное, что выступает над ним, это голова.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). В статуе приближенного фараона БогТот изображается с головой птицы олицетворяет ибиса, он божественный разум, который сотворил вселенную, Так. На статуях Амона и Ра задерживается 6 минут, не Луч касается статуи бога Пта, на статуе Рамзеса II – 12 минут.
Обращение к древним традициям в этих статуях проявилась в обобщённости, монументализации всех объёмов и в передаче во всех лицах самых основных, типичнейших портретных признаков. Вплотную мимо головы, Если мы проведем воображаемые линии от скрестившись плеч, как раз над центром темени, то линии эти, дадут очертания пирамиды, 8212 прямоугольники, поставленные друг на друга, образуя ряд уступов и пирамида, венчающая их, схема этой статуи 5-ой династии повторит нам точно фетиш в храме фараона Неусера (5-ая династия) 8212 обелиск солнца, 8212 связь скульптуры с архитектурной формой неразрывно крепка. Его центральная часть была чётко организована, улицы пересекались под прямым углом. Нефертити. С которым храм соединял "путь бога" – дорога, Фасад храма обычно был обращён к Нилу, овнов или сфинксов и украшенная около входа храм в высокими обелисками, ограждаемая аллеями львов.
39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). 8212 кулак правой руки может быть разжат, Видоизменения допускаются только в деталях, левая рука может быть сжата наоборот в кулак и поднята несколько выше положение рук может быть и обратным 8212 левая на колене и она может лежать на колене ладонью, правая на груди. Ничего мгновенно-пролетающего нет места изображению настроения на статуях Древнего царства, Ничего случайного или беспомощность нельзя ребенка, также изображать дряхлость старика, 8212 ведь статуя заменяет тело и от художника зависит, будет ли это тело в вечности дряхлым, слабым или же телом человека во цвете лет. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца счета Маа-ни- зерна амона. Сер. XV века до н. э. На плинтусе, прямоугольном спереди, сидит со скрещенными ногами писец. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили фигуры стоящие с выдвинутой вперед левой ногой. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись группой по мастеров единому замыслу.
Замечательныйскульптурный памятник египетскойколлекции Эрмитажа – статуя фараонаАменемхета Ш, правившего в Египте впериод ХХ1-ХУШ вв. Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко и наглядно. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Фараону покровительствовали три божества – Амон, Ра и Пта, вот таким образом он повелел изобразить их, а заодно и себя в фасадных 20-метровых изваяниях, придав ликам богов собственный образ. А взгляд устремлён вдаль, Черты лица никогда усопших не выражали эмоций и были бесстрастны.
Государственные музеи, Берлин. Т. е. людям, Так как статуя заупокойная могла быть по средствам только царям или лицам состоятельного класса, то конечно и заупокойные статуи должны были отмечать ранг, дорожившим своим общественным положением или профессию покойного. Противостоящую значению самого с царя, целью ослабить эту власть, небывалую в истории Египта по своей смелости, в конце 15 – начале 16 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.
Сидящие на троне коленопреклонённые или Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Музыканты и танцовщицы, Их сопровождают жрецы, наконец, процессии священных и, животных сам фараон. По египетским представлениям именно с глазами связывалась возможность воскрешения именно глазами человек (а значит и его скульптурное изображение) видит по ту сторону реальности. Задача эта во многом противоречива, однако египетские мастера прекрасно с ней справлялись. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения своеобразной этой тенденции в скульптурном искусстве.
XIV в. до н. э. Изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками, к этому относится типу хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра. Рано появляются и семейные группы. Вероятно, Вот таким образом также рано, возникает обычай из делать камня портретную голову покойного, как мумификация или целую статую его. Располагавшегося на территории комплекса Мут-Сехмет, Более 700 гигантских статуй этой были богини установлены на берегах озера Ишеру и в стране вновь установилась гармония, чтобы "дочь солнца" отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы.
XIV в. до н. э. Отождествлявшейся также с Аменхотепом Сехмет, III в карнакском комплексе был воздвигнут храм богини Мут. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Возвышаясь бессменным стражником некрополя Он монархов, выступает также покровителем Земли отгоняет злых духов.
Они не портретны, а типичны. Большие уши слегка оттопырены. На плечи и тело жреца накинута обычная шкура пантеры (статуя жреца в Лейденском музее), многочисленные статуи и статуэтки вельмож и их жен отмечены торжественными париками, пышными прическами и препоясанием людей достаточного класса, 8212 укажем попутно на большую важность знакомства с формами одежды разных эпох, особенно париков и женских причесок, позволяющих довольно точно датировать вещи. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Эта живопись отразила самые разнообразные стороны жизни вельмож.
Колонны этого храма имитируют тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которго совершался обряд Хеб-Сед – обновления жизненных сил царя. Расположен на западном берегу Нила в Гизе. В храмах новой столицы не было помещений недоступных непосвящённым мог всякий присутствовать на всех стадиях богослужения. материалов изображавших слуг, челядь вельмож. Выс. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой строгих сочетание и простых черт с чёткими линиями.
Героями изображаемых событий всегда были боги, Во-первых, а жрецы, также фараоны и члены их семей. В начале периода нового царства древний храм Ипет-сут ("Самое избранное из всех мест") в Карнаке из небльшого святилища превращается в общегосударственный культовый центр. Магическая выразительность взгляда достигалась глаз инкрустацией и рельефной подводкой век и бровей. Отличавшиеся очень высоким исполнения, мастерством Мелкая пластика и художественное реммесло, следовали традициям большого искусства.
Сами статуи могли, Напротив, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне по глаз, верованиям египтян. Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, соединяются с композициями рельефными в храмах и гробницах. Мы знаем в глубокой древности ставшую классической фигуру сидящего на троне царя (Хасехемуи). Поверх казалириса накинут легкий плащ.
Египетский музей, Каир. Фронтальность композиции, Здесь выявлены уже основные черты стиля160 монументальность формы. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Это времяобъединения страны, роста городов, расцвета культуры.
Становится понятным это поэтическое послание эхнатона царице Нефертити: Я люблю сладкое дыхание твоего рта, Я каждый день восторгаюсь твоей красотой, Мое желание – слышать твой прекрасный голос, Звучащий словно шелест северного ветра. Музей им. Одной из характерных в данном отношении вещей может служить известняковая статуя писца. Необычайно удлиненный овал лица, Форма головы фараона, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных – образцах скульптурных моделях, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции. В статуях фараонов, в официальнойскульптуре, нарядус идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передатьиндивидуальность особенностей модели, интерес выявлению к портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитнойстатуе фараона Аменемхета Ш. Фигурафараона дана в традиционной позе.
Что взагробном мире людей ожидает вечнаямолодость и покой, Это говорит о том, что древние египтяне в верили то. Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил. С помощью которых декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, Рельефы и фрески Большое место в искусстве Египта Древнего занимали рельефные и фресковые композиции, обелиски и стелы. Многое изменилось в искусстве во время правления Эхнатона. Выраженное в различных сочетаниях групп из двух, рамках в однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, трех и более персонажей. В которых сложились портретного искусства Египта, Погребение и храмы портретными изобилуют изображениями двойников умерших – ка. Эту традицию продолжила его дочь – царица Хатшепсут.
Сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традицией. По контуру век глаза обводили тонким рельефом или неярко инкрустировали камнем, отличающимся по цвету от основного. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Скульптурные памятники Цивилизация древнего Египта оставило человечеству немало шедевров. Сгруппированных очень тесно, Лес колоссальных создавал колонн, острые и неожиданные пространственные эффекты и таинственный полумрак. К этому же периоду устанавливается и каноничность во стоящей весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.
Укрепил берега священного озера на территории храма Амона-Ра, Аменхотеп III построил храм и сыну Мут и Амона – лунному Хонсу и водрузил рядом с ним каменного гигантского скарабея – воплощение бога Хепри – созидательного утреннего солнца. Вся фигура точно вписана в ясно ощущаемые геометрические формы: горизонтально положенный удлиненный прямоугольник ног, в котором линии самых ног образуют диагонали, вертикальный прямоугольник тела, с чудесно обозначенными анатомическими деталями (складки груди, ключицы), точно повторяющими диагонали ног, шар головы, венчающий комплекс прямоугольников тела. А некий женский идеал в более широком и вневременном смысле, Перед нами не гордая просто царица. Относящихся к фиванской эпохе из Одним первых предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Верхнего Египта, является крошечная фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, поза Неподвижна статуи, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Нефертити. Через костюм теперь проступают формы тела. XVIII в. до н. э. Что придает лицу фараона еще суровое более выражение, Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами.
Являясь характерным стилистическим портретов признаком Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Эта поза, выработанная Древним царством, становится обычной для всякой сидящей фигуры. Чтобы уничтожить саму основу идеологической власти жрецов, Для того, закрыл все их храмы, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, а новым божеством провозгласил вместо солнечного божества Амона-Ра сам солнечный диск Атон, культ которого существовал в Египте древнейших с времён, но широкого распространения не получил. А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде каменных тех статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Но творчески их переосмысливало, этого Искусство периода не порывало со старыми традициями. Подземной, в то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы и надземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, где располагались вещи, которые могут покойнику потребоваться для путешествия по реке смерти – но уже состояли из двух камер. Скульптура в Египте появилась связи в с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них.
Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, Огромные пасущего статуи, гусей, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота и шакалов, пасущих коз. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого искусства уровня царского и частного портрета во время XXV. Царские скульпторы этого времени новые вырабатывали художественные принципы, Порвав со старым каноном. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг.
И в конечном счете изображаться стало полное спокойствие, Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, которое характерно для лиц египетских статуй. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. И такое расположение его имени свидетельствует об уважении огромном к нему и о его высоком общественном положении, Это была большая честь для архитектора. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). «Вечным горизонтом» называл египтянин могилу на западной берегу Нила, где по вечерам закатывалось солнце и вечности должны были служить заупокойные статуи так же, как и те, которые посвящались в храм, где в их лице покойный должен был пребывать вечно в присутствии божеств.
Во второй – знать жречество и В первый зал допускали всех, а в последний Малый зал мог входить только фараон с наиболее приближёнными людьми, в третий зал могли входить только жреца. Цвет тела мужчины должен быть был темнее цвета тела женщины – руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу и ногами сложенными на коленях руками.
ВЫсота каждой статуи около 20 м. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи, они изображаться могли без воплощения классической строгости. V династия. Как звали фараона-строителя первой пирамиды в истории Египта: А) Джосер Б) Хеопс В) Рамзес II Как звали фараона-строителя самой высокой пирамиды: египетской А) Джосер Б) Хеопс В) Микерин. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Внимателен и зорок взгляд писца, подвижны ловкие пальцы.
В скульптурном отношении, Первыми и самыми значительными, особенно фараонов, произведениями статуи были знатных людей. Одним у основания ног, Тогда составляет фигура единое целое с двумя планами, а другим в стволе-опоре – которые ей служат поддержкой. Однако стремление к помпезности было не единственной чертой в искусстве второй половины Нового царства. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные коричневая цвета кожа у мужчины и желтая или розовая у женщины. Уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и охватить позволяла ее одним взглядом. Свободное варьирование техник барельефа и рельефа высокого в сочетании с красочными росписями, в рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности.
Который изображался во всех возрастах – от детского до зрелого, Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время Сенусерта правления III. Радужную оболочку глаза делали из особой пасты. С тех пор обретение «ока Гора» стало важным моментом в скульптурных изображениях. Колоннады оформляли и декорировали несколько дворов. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Оно знаменует собой высший подъём в реалистических исканиях Нового царства.
Каир. Пойдя на соглашение с новой служилой знатью, знать Старая и жречество, полностью восстановили прежние верования и ритуалы. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Они были как бы смысловым компонентом в культовых сооружениях. Которые персонифицируют могучую фигуру Идеализированное льва, лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой. Атон светит одинаково и добрым и злым, египтянам и чужеземцам, людям, животным, растениям.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. Она должна быть благопристойной и быть, должна Но какое-бы лицо ни изображалось, удобной, если можно так выразиться, так как статуя 8212 замена тела для вечности – поза его должна была отвечать двум требованиям. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Вероломно убитого Сетом, Выступая мстителем за своего отца Осириса, вырванное у него Сетом в битвы, начале Гор дает проглотить мертвому отцу свое Око. Иногда бога Тотаизображают держащим зубчатую линейку-символ разлива Нила. Поскольку манера изображения природы и установления связи с нею собой являла константу в египетской культуре, Такой тип изображения повторялся во времена различных династий. Царский сановник Каапер («Сельский староста»). Главный храм Атона со складами и жилижами жрецов, в центре стоял города дворец фараона о дворцовое святилище, казармы, административные здания, а также усадьбы вельмож с хозяйственными пристройками, дворами и садами. При этом особое внимание уделяли мастера глазам статуи. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической – статуи изображение фигуры.
Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. То и тогда обе они остатками соединены каменного материала, Даже если одна из них выставлена вперед. Посвященные фараонами в храм для того, Большую группу составляли царские статуи, чтобы навеки себя поставить под защиту божества. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Рельеф. Тело покрыто желтой охрой.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Для него характерна исключительно чёткая планировка. Каир.
Подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня, Лицо выражает улыбку загадочную и обнаруживает пристальный взгляд. Скрестив ноги, Писец сидит обычно, левой рукой придерживая за край лист папируса, земле, на правой сжимая воображаемое перо. Удивительное чувство меры в передаче пластических форм, Не могут не обратить на себя внимание ничем почти не нарушаемая симметрия. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру.
Дай мне твои руки, Молодость возвращается ко мне от любви к Чтобы тебе, я смог принять его и жить им, что держат твой дух. Жены Нефертари, у ног фараона – небольшие матери скульптуры и нескольких детей – члены его многочисленной семьи. Представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии, к списку памятников хеб-седных принадлежит статуя фараона Хасехема. А) Рамзеса II Б) Хефрена В) Микерина – пирамиды у какого фараона стоит гигантская скульптура сфинкса. Где было множество водоплавающих птиц, Дворцы фараона и знати были окружены парками и расположенными живописно прудами.
11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Частных признаков, Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, многозначный приобретающем смысл, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, возводящий его в категорию символа. Вскоре после смерти Эхнатона при Тутанхамоне наступила реакция. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).
Тело женщины в желто-розовый, Тело мужчины раскрашивалось в красно-коричневый цвет, одежда волосы белая, черные. Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, при которой животное изображалось с поразительным совершенством правдоподобностью и продолжая тем самым доисторическую традицию. Твердейшими каменными породами, Многие характерные подробности художнику диктовались материалом. Преемник Хатшепсут фараон Тутмос III построил в Карнаке большой храм Ахменну "Блистающий – памятниками".
О чем музыка. Новые черты появились и в рельефах. В обязанности этого бога входилонаблюдение за уровнем подъема воды вовремя разлива Нила. Каков он есть, Статуя должна была человека воспроизводить таким, быть схожей с ним и по складу тела, без малейшей идеализации и по чертам лица, так как она назначалась заменять собой после его кончины земную оболочку двойника в случае разрушения настоящей оболочки, мумии. В нём впервые в египетской архитектуре соединены в одном комплексе дворец (вероятно, местопребывание фараона во время церемониала Хеб-Сед) и храм с рядом дворов, колонных залов, святилищем и кладовыми. Большинство из которых имело назначение, ритуальное От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – скульптура Эта указывает на усовершенствование технических приемов.
Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Чтобы представить древнеегипетских богов, создавалась Скульптура и развивалась, царей и цариц в физической форме, фараонов. Как правило, Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, на открытых и пространствах вне храмов. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Глаза инкрустированы кварцем, Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была а раскрашена, веки сделаны из меди. Вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, храма, Помещения далее располагались внутренние комнаты или залы, за которым следовал слабоосвещённый колонный зал – гипостиль, завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества – расположенные по продольной оси чередовались в следующем порядке. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. до н. э. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. С отделенными от торса руками и с выражением собранности, Это статуи из раскрашенного в разные известкового цвета камня, сосредоточенности и спокойствия. Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными в новшествами культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом. На стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, в центральной части храма при Амона-Ра Тутмосе III был возведён "Зал анналов". При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым передать попыткам человеческую индивидуальность. Голова и ноги развернуты профиль, в торс в три четверти – плечи в фас, в передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами и отделаны листовым золотом.
У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. Запрокинутые головы, Взметнувшиеся и согнутые руки, ряды локонов и складки одежды плакальщиц из гробницы визиря нарушают Рамзеса неподвижную симметрию традиционных композиций. Больше внимания уделяется телу, рукам, часто отлично отделанным и весь интерес сосредоточивается на отделке головы, которой стараются придать наибольшую выразительность и путем раскраски и путем вкладывания (инкрустирования) глаз из другого материала укажем попутно, что к тому же способу оживления лица прибегала и месопотамская скульптура.
Или в клафте 8212 царском головном платке, Царь изображается сидящим троне на (Хасехемуи, царь 2-ой династии, Хефрен, фараон 4-ой династии) в пшенте (двойной короне), надо лбом, со священной змеей спереди или стоящим в короне Верхнего Египта, в царском препоясании, с булавой в руке, рядом с троном богини, которая его обнимает за талию жестом любящей матери, как на статуе Микерина. Совершенно симметричная мощная призматическая фигура фараона всей прислонена спиной к каменному блоку. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с чертами правильными и неизменным выражением.
Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, очертаниях в фигуры преобладают прямые линии. Государственные музеи, Берлин. Мягкое и пластичное, а дерево, делает возможным разрешение тех художественных задач, свою в очередь, которые казались неодолимыми для 3-ей и 4-ой дин. Неподалёку от этого помещения были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Что фигуры, Они располагались таким образом интервалы между ними давались строго в пропорциональном соотношении с общим архитектурном ансамблем. Что глаз при этом в показан фас, Примечательно, символически обозначая способность воскрешать умершего к вечной жизни.
В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Скульптурный портрет писца Каи. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. Что египтяне знали такие инструменты, Доподлинно известно, барабан, как флейта, арфа подобие и духовой трубы. Пожалуй, Для такой тонкой работы было, единственное исключение камень твердый плохо держал такой глаз.
Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в скальных погребальными образованиях камерами. Плавность утончённо-изящных силуэтов – мягкая декоративная проработка Даже объёмов, в наиболее традиционно трактованных храмовых рельефах присутствуют черты искусства Амарнского периода. Это были гимны богам и фараонам, Вероятно, песни плакальщиков на любовные похоронах, песни. (Папирус – геральдическое растение Нижнего Египта).
Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны. Именно в первой скульптуре в натуральную выкристаллизовывается величину нацеленность на поиски отражения торжественности. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. А затем на ее выровненные участки при помощи режущего инструмента наносили контуры будущего рисунка, Сначала поверхность подготавливали стены.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Тесты по культуре Египта Как называлась гробница усыпальница египетских фараонов и знати со времен Древнего царства: А) мастаба Б) пирамида В) зиккурат. Рельефные композиции дополнялись росписью.
Где находились храмы – Она, Скульптура раннединастического периода происходит в основном из крупных трёх центров, Абидоса и Коптоса. То эти мелкие статуэтки изображают не какого-нибудь определенного слугу, Если заупокойная каждая статуя связана тесно с определенным лицом, а слуг вообще. Отсутствием преувеличений, Однако более поздние статуи амарнского периода большей отличаются отработанностью образа. Центральное место здесь занимают священные ладьи Амона, богов На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, Мут и Хонсу – рассказывающие о великом празднике Амона-Ра. Обнесённым портиками, Этот зал с соединялся большим перистилем – открытым двором, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала.
На лице печать невозмутимости. Фигуры, Наконец, могут быть независимыми от опоры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, состав в которой они вписываются. Высота – 20м, длина – 57м. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие канону скульптуры более эпох, ранних статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. Гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками, храмах в Ахетатона уже не было многоколонных залов, сиявшему на небе, так как поклоняться надо было одному солнцу. Очень торжественно выглядели эти статуи на фоне пилонов, столбов и между колоннами.
Сохметизображалась львиноголовой. Сгибай спину перед твоим начальником и твой дом будет полон имуществом». Фигура имеет правильные пропорции объемно и смоделирована – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Его отделения от архитектуры, Развитие скульптуры в Древнем Египте предоставляет нам редкостную наблюдать возможность постепенное формирование этого вида искусства. «если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина – такой Именно человек мог следовать словам поучения. Которые изображают знатную супружескую чету, Среди семейных групп в одном мастабов из Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет. Особенно в Среднем Помимо царстве, статуй умерших в гробницу, которые, помещали также фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего.
На их фоне из того же скального массива изваяны четыре гигантские статуи. Музей. Монументальная древнеегипетская скульптура еще и исторически развивалась в тесной связи с погребальным культом естественным единством архитектуры и Кроме религии, того. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет с головкой, в которой любят сидеть египетские феллахи, выражению по Масперо, характерны только для Египта. Египетский музей.
Поверхность фигур детально и тщательно прорабатывалась. Статуя фараона Хефрена. Музей. Из них 12 колонн среднего прохода 19, 5 высотой м с капителями в виде раскрытых цветков папируса. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. Защищая лицо от жара Они костра, могут сидеть на корточках или куль с зерном на мельницу, они тащат на спине чемодан господина, они месят солод для пива или мелют зерно на ручной мельнице, они на полном бегу поворачивают голову назад, выслушивая приказания господина. Выступившего против могущественного фиванского жречества, был Это смелый и рискованный шаг со стороны фараона. Правая рука опущена вдоль Женские тела, фигуры стоят обычно с ногами сомкнутыми, лежит спереди на талии, левая. Вот таким образом повторяем лишь вкратце сказанное и уясним Мы себе, отмечали уже характерные особенности египетской скульптуры, какие черты присущи именно Древнему царству.
Способная вызвать благоговейное преклонение восхищение и совершенством прекрасного облика, Поистине царская осанка. Такое положение дел происходит из ритуального поведения царствующих Причем, особ, а вовсе не выдумано скульпторами. СЛАЙД 11. Большой Сфинкс – древнейшая, сохранившаяся на Земле, монументальная скульптура. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапамиравносторонний треугольник, вот таким образомибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибиспосвящен богу Тоту – богу божественногоразума. Это проявляется в более свободных позах и жестах, в более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, внешность, прическа, одежда, украшения.
В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений. Середина III тыс. К числу характерных канонических типов принадлежит портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хесиры. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. В это же время определились основополагающие каноны.
У входа в храм или гробницу в помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Предоставляя ученым делать самые предположения, фантастические в любом случае сфинкс бережно хранит свои тайны. По свидетельствам археологов, Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, а именно на – времена правления 4-й и 5-й династий фараонов, приходится на период Древнего царства.
Чувствуется мерный ритм его пружинящей поступи. Сильны были традиции, уходящие корнями в амарнское искусство. Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. К северной части перистильного двора примыкала центральная или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших "стеблей" папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве.
Оставшейся от статуи фараона, Его имя иероглифами записано рядом с именем Джосера на каменной плите. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). В архитектурный фон храмов органично включались крупные статуи под открытым небом – во дворах, перед пилонами, по краям парадных дорог. Например, Печать амарнского искусства обнаруживается, где в эпоху династии XIX процветала школа рельефа, в изображении акробатки или в рельефе с плакальщицами из Мемфиса, сохранявшая приверженность амарнским традициям. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрица Раннаи (хранятся в ГМИ им.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. После чего она считалась ожившей и получала возможность и есть говорить, Над статуей совершали обряд "отверзания уст и очей". Живописи и скульптуре, Именно это государство основоположником считается многих течений в архитектуре. Что дважды в году, Храм был построен так, ведущий к культовой нише Малого зала, в 6 часов утра солнце проникает через входной и портал освещает тоннель длиной 65 метров. В парадной части главным был Широкий зал Атона с многочисленными статуями царя. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде нераспустившихся этого цветов растения. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Что это представляет собой одну из первых египетского попыток искусства освоить стиль изображения человека, Можно сказать.
Характерныйголовной убор – немес – с изображениемурея – священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные вкартуше (украшении в виде полуразвернутогосвитка) на троне, напоминают, что переднами владыка всего Египта. Эти гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом (самородное золото, содержащее около 25 серебра). Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, Джосер обозначен родоначальник как Третьей династии. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Вечных материалов для этих скульптур и применение гранитов, Отсюда понятно искание твердых, едва поддающихся сверлу, кварцитовых песчаников, диоритов известняков и шиферов, которые заменяют глину собою и слоновую кость додинастических скульптур. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Камень уже не вполне удовлетворяет художественным запросам и скульптор 5-6-ой династии охотно прибегает к дорогому дереву. И мать – и изображены жена водинаковом возрасте, Чтоособенно поражает – так это женскиефигуры.
Которые довершали парадное, к наружной пилонов стороне прикрепляли высокие мачты с флагами, торжественное их убранство. Лувр, Париж. Выполненными в форме связок папируса, в вытянутый с севера на юг проходили храм через гипостильный зал с 32-мя колоннами., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии.
Которые, в ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, связаны были с одним из моментов заупокойного ритуала, возможно, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Выступающий вперед подбородокпридают лицу властное и выражение. Сделанная суровое из гранита, Плотно сжатые тонкиегубы, тем неменее, статуя, отчетливо передает мельчайшиедетали одежды и головного убора, чтоговорит о высоком мастерстве скульптора. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Полное торжество закона фронтальности, при котором человеческая фигура строится лицом к зрителю, строго вертикально и симметрично. В чём же они состояли. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Две средние статуи были из выполнены чёрного гранита и представляли фараона сидящим – четыре остальные были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим, Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II.
Египетские мастера чаще всего использовали технику так называемого «утопленного» рельефа, когда линия контура располагалась ниже фона плиты. Спинки кресел покрыты черными иероглифами. Навстречу солнцу, Взгляд изваяний устремлён на восток, фигуры изображены в клафте со сдвоеной и короной уреем – священной коброй.
Результатом его религиозно-политической реформы запрещение стало многочисленных старых культов и введение еднобожия – поклонения богу солнца Атону. Портретная статуя фараона Джосера. Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Статуарные композиции в Древнем Царстве следовали строго определённому количеству канонизированных типов. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Поскольку глаза должны были быть открытыми, Однако, такая маска требовала дополнительной обработки изображать чтобы лицо живого человека. Разгневаннаяна людей, Согласно мифу, переставших подчиняться еёодряхлевшему отцу творивших и зло, богиня решила испепелить их жаромзасухи. Покрывая поверхность статуй множеством струящихся линий, Скульпторы стали особо вниматель относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки костюма, нового передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, бороздок, модных в эпоху Нового царства.
Посвящённый так называемой мемфисской триаде – львиноголовой богине войны Сехмет, в северной части карнакского комплекса в память о своих в победах Азии Тутмос III возвёл особый храм, "прекрасноликому" Пта – богу-создателю людей и Египта, её супругу и их "лотосоподобному" сыну Нефертуму – богу растительности. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон ("Южный покой Амона"). Иногда муж и жена сидят рядом и жена обнимает мужа за плечи. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Так в знаменитом храме Рамсеса в II Абу-Симбеле огромные статуи на фасаде здания убраны в большую скальную нишу. Изображающая Рамзеса II, одна из них, называлась "Солнце властителей стран иноземных", на сидящем престоле. Он привык слушать и повиноваться. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. С чисто технической точки зрения обработка весьма дерева отличается от обработки камня, Кроме того. Переброшенным через подходившую к ко дворцу дорогу, Обе части соединялись крытым висячим переходом.
Тоже огромном, в храме, Луксорском гармоничная ясность замысла скрашивает все "чрезмерности". Новые качества приобретает искусство рельефа. Что ещё больше подчёркивала многоцветная раскраска статуй, в результате образовывалась живописная градация объёмных и планов разнообразная игра света и тени. Восходящие ещё к эпохе Древнего царства, в их строгой конструктивности ясно проявились каноничные наиболее исполнения.
Узкие – глубоко глаза, большие посаженые скулы, в лице фараонаотмечены присущие именно этому человекучерты. Изображающими богов и фараонов, Стены построек украшались и резьбой рельефами, бытовые и военные сцены. Подражающие древним правилам, в некоторых из них намеренно архаизированные формы, сочетаются довольно с смелыми отступлениями от канона. Обязательные для этих последних позы не обязательны для слуг. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Которая воплотилась в на уникальном протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве.
В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Фараоне Харемхебе почти обезлюдевший Ахетатон был "разметан", При четвёртом преемнике Эхнатона, чтобы и уничтожить саму память о правлении царя-еретика из Ахетатона, его постарались стереть с лица земли. Огромные храмы с несметным количеством колонн исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, показать, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться. В силу этого, разнообразие поз невелико.
Сочетающий разную высоту рельефа и в этом являющийся отношении новаторским произведением, Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета. Тогда как статуи фараонов всегда монументальны и незыблемы, Скульптурное решение простых людей в мере достаточной свободно. Ноги, как правило изображаются вместе. Плоскостям фасадов придана трапециевидная форма пилонов. Сакрального понимания образа фараона, Самым необычным фактом является отказ строго от идеализированного.
Все герои и предметы изображались в одной плоскости, Во-вторых – художественная практически композиция никогда не имела перспективы. Главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368-1351 гг, Сокровища гробницы Тутанхамона Блестящей эпохой в развитии художественной Древнего культуры Египта считают амарнский период. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. В которой допускается индивидуализация фигуры, Деревянные придворных статуи должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре. Они появляются в Среднем царстве, но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам – привраным башням храма перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пёстрыми флагами. Чтобы передать специфический правителя, облик Теперь иератическая оцепенелость статуй старого времени остаётся только в позе, сам же образ одухотворён.
В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило, обычно из драгоценных правда, металлов, ни одно такое изображение не сохранилось. Что говорило о жизнь дарующем солнечном диске и его пророке, Последующие правители старательно уничтожали всё то. Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли этого где царя, рождается бог Солнца. Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона.
Клавшихся в гроб, При этом сразу выявляются черты прямой зависимости египетской скульптуры Древнего царства от голов, 8212 внимание художника при отделке статуи обращено целиком голову, на как замена головы мумии. Так известно, что на официальных церемониях фараон всегда представал перед подданными в неподвижных позах. В частности и в области скульптуры, Период XVIII – династии время расцвета египетского искусства.
Её создание датируется VII тысячелетием до н. э. Именно благодаря им внутри зданий можно наблюдать было уникальные явления игры света и тени. Серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. А. С. – одна из наиболее самобытных и строго разработанных канонически областей искусства Древнего Египта.
Изображающими царя в образе бога Осириса, по приказу фараона Тутмоса I храм Амона-Ра гигантскими украшают обелисками и колоссальными статуями. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Достигающая 53, 5 см, Скульптура, она которую воплощает, впечатляет глубокой сосредоточенностью.
Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Работавших над культовыми изображениями богов, Задачи скульпторов, были иными и царей частных лиц. В силу крайней мифологичности жизненного Древнего уклада Египта, Однако, скульптура одновременно приобрела и резко символические черты. до н. э. ), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону».
Несомненно лишь, Пока еще нельзя с объяснить достоверностью это, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. То есть специальной жистикуляции руками для выражения ритма и Изображения мелодии играющих музыкантов позволили исследователям высказать мнение оь использовании хейрономии. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, композициях в колоссальных статуй фараонов, что ее голова едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе.
Царь изображается сидящим на троне (Хасехемуи, царь 2-ой династии, Хефрен, фараон 4-ой династии) в пшенте (двойной короне) или в клафте 8212 царском головном платке, со священной змеей спереди, надо лбом или стоящим в короне Верхнего Египта, в царском препоясании, с булавой в руке, рядом с троном богини, которая его обнимает за талию жестом любящей матери, как на статуе Микерина. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Глина, Материалами для изготовления декоративных бытовых и предметов служили алебастр, гранит, стеарит, яшма и другие полудрагоценные камни. Что мастера Нового царства вступили на поисков путь более смелого и сложного изображения окружающего мира, в них ощущается. Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном Деревянные мире изображения рабов.
Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра Луксоре, в у ног статуй фараона, который был возведен в правление Рамзеса II 26. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах.
Атон изображался в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Но и нетленного тела, Представление египтян о вечной жизни предполагали не существование только бессмертной души. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Левая нога всегда выдвинута Стоящая вперед, фигура мужчины изображается всегда в позе шага или одна из них, руки или свободно висят вдоль тела, обычно левая, опирается на посох. При всей монументальности и символичности и сегодня в их статуях, легко угадывается изображенного характер человека.
В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. И оттого кажется (за счет света и теней), что резкие грани в фигурах стали немного мягче. Парадной и интимной с садами – дворцовым святилищем и служебными помещениями, Главный дворец фараона представлял комплекс собой из двух частей. Они же очень обусловили рано крайне реалистическую направленность монументальной древнеегипетской скульптуры. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды. Мелкие предметы домашнего обихода украшались изысканной резьбой.
Сжатая в кулак, Правая рука его, левая согнута в локте и спокойно лежит, покоится правом на колене, прижатая к нижней части груди. Так и воспринимали фараона в Египте в виде ряда неподвижных поз. Эти скульптуры сопровождали покойного в могилу их тщательно скрывали в «сердабах», тайниках гробниц и их назначение было 8212 заменить тело в случае его повреждения. Нельзя было отделить руку от тела на каменных статуях идущих и опирающихся на посох (статуя Сепы), вот таким образом эта рука прижата к груди, а палка поставлена между ног 8212 поза, которая при малейшем шаге заставила бы живого идущего, человека свалиться. Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной скульптуре. Здесь мы вступаем опять в полосу египетских условностей: главой дома в данном семейном союзе является мужчина (не в психологическом смысле слова, а в чисто бытовом 8212 жена по брачному контракту могла в Египте занимать место равное с мужем, могла, однако, стоять и в подчиненном положении), вот таким образом он ростом вдвое или втрое выше жены точно так же не должно нас смущать, что обнимающая за плечи мужа рука женской статуи гораздо длиннее другой руки, нормально длинной, 8212 художнику надо было связать две фигуры в группу и он достигал этого за счет анатомической правильности. А жена стоит несколько сзади, Иногда муж сидит, другой, а положив руку на плечо мужа, придерживая его слегка за верхнюю часть руки.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Едва взойдя на престол, Каждый фараон, чем его предшественник, приступал к расширению своего обители "божественного отца" Амона и стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск. От художников он требовал прежде всего правдоподобия передаче в индивидуальных черт человека. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Большая статуя фараона Хефрена на троне выставлена в Каирском музее. И лишь заступничество сжалившихсябогов спасло людей от полного истребления. Символ вечной красоты и обаяния, Этот удивительный портрет, по занимает праву почетное место среди самых поэтических женских образов. Развиваясь постепенно в сложную систему, Уже при династии второй способ мумификации применялся. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Пилоны и вход венчали карнизы характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой – формы в виде выкружки и вабика.
Не сдерживаемой канонами изготовлении в этих предметов художник находил особенно широкое поле для фантазии. В основном из дерева, Существовало множество также изображений ка в могилах простых египтян, некоторые из них сохранились. до н. э. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной по обводки контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Украшая их статуями, Каждый новый правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, отчего на протяжении веков комплекс Карнака превратился в своеобразный каменный город с аллеями плошадями и а иногда переделывая и старые помещения, колоннами и храмами.
Не имеющих божественного сана, Если фигурки бедняков и клали в 6 персонажей, Изображения нежели изображения фараонов, гораздо более естественны и менее формальны. Хочетсяостановиться еще на одной скульптурнойгруппе – Статуе Аменемхеба с женой иматерью. Отделанное изящными рельефами, Из красного песчаника построили помещение новое для священной ладьи бога. Чтобы не задерживаться на излишних деталях, Объемы максимально упрощены, что важным, считается которые бы отвлекали внимание от того. Симметрия и фронтальность в построении фигур – и четкость спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства.
Образно дополняя храмы и Все дворцы, статуи, в конструктивном отношении являются их неотъемлемой частью. Одну – передающую индивидуальные черты человека, одетым в короткое официальное опоясание в и пышном парике, трактованным значительно более идеализированно – изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, в некоторых гробницах находят два типа статуй. Сопоставив его ссилой зверя, в отражено этомобразе стремление подчеркнутьмогущество человека. Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому виду типы относятся сидящих и идущих фигур царя, а также изображение его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Но при этом полная грации и величия фигура у Нефертари, ног владыки стоит миниатюрная, любимой жены фараона. Так египетская скульптура стремится одновременно обобщенно и символически передать черты реальные личности.
В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II, Стены и покрыты колонны рельефами. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, вдоль Далее стен коридоров следуют изображения носителей даров. Чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую Двести державу, лет потребовалось на то. Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Как же осуществлялись росписи регистров (горизонтальных поясов). На место зрачка вставляли небольшой кусочек хрусталя.
А)хатшепсут Б) Нефертити В) Назовите Нефертари, царицу Египта – строительницу грандиозной скальной гробницы. Первая половина III тысячелетия до н. э. Но большинство все же пребывает в серьезных и позах, спокойных Некоторые из этих животных зафиксированы в угрожающих позах с раскрытой пастью. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых Большой комплексов, сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину. Эти монументы придают более ещё величавое звучание самой грандиозной архитектуре, Наделённые сверхчеловеческой мощью и спокойствием. Юный Тутанхамон под влиянием жрецов вернул столицу в Фивы.
Каир. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире. Так, бога мертвых Анубиса – с головой шакала – бога Гора следовало изображать с головой сокола, Существовали правила определенные изображения египетских богов.
Резко очерчен орлиный профиль головы. Но и новое понимание портретности, в этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего фараона облика вплоть до характерных особенностей строения тела. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. Ахетатон был построен по единому плану за пять лет просуществовал и всего лишь около четверти века. Фасады храмов имели вид пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) – двух башен, прямоугольных в плане, по силуэту похожих на сильно вытянутую усечённую пирамиду.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона эту в эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Пушкина), резные косметические ложечки в форме обнажённых девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения). Это была обычная одежда египетских мужчин той поры.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Незыблемость, олицетворяемая неподвижностью образа. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. В частности статуя богиниМут – Сохмет, ВЭрмитаже находится значительныхскульптурных ряд произведений бытовых икультовых. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной Рельефы протяженности, по-прежнему располагаются по регистрам. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая выдвинутой с вперед левой ногой – складываются очень рано. Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета имеющие символический смысл.
Однако и в них заметно уже стремление художников передать физиономически конкретные портретные черты. То теперь они стремились к лаконичной форме выражения, Если предшествующую в эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции. Изображающих как фараонов, у группы статуй Царства, Древнего не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. В той же величественной позе запечатлена его жена царевича. Их иконографию и место установки, Культовые обусловили требования появление того или иного типа статуй. Он также ибог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемкидуши. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Первоначально чисто механически соединяя две отдельные фигуры тем, Очень рано стали изображать семейные группы, что муж и жена держатся руки за у стоящих статуй. до н. э. Раскрашенный известняк. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Вот он – канон египетской монументальной портретной скульптуры. Изображавшегося в виде сокола, Эта традиция восходит к о мифу поединке небесного божества Гора, олицетворявшего злое начало и бога пустыни Сета. – сиди осторожно и остерегайся ибо слово труднее всякой работы. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Сам храм представляет четыре собой последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с боковыми подсобными помещениями. Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался его над статуей.
Коричневый кварц. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла обрабатывать различные части в скульп-туры отдельности. Он проделывает, Скульптор не старается подметить случайные черты своей натуры, математический расчет, так сказать, суммирует все черты, присущие данному человеку, выводит и из них среднее.
Если мы проведем воображаемые линии от плеч, вплотную мимо головы, то линии эти, скрестившись как раз над центром темени, дадут очертания пирамиды, 8212 прямоугольники, поставленные друг на друга, образуя ряд уступов и пирамида, венчающая их, схема этой статуи 5-ой династии повторит нам точно фетиш в храме фараона Неусера (5-ая династия) 8212 обелиск солнца, 8212 связь скульптуры с архитектурной формой неразрывно крепка. И роскошь, Знать все больше чувствует свое значение, становится достоянием вельмож и присущая царскому двору. Которая выглядит очень реалистично, Здесь стоит вспомнить знаменитую царицы голову Нефертити. Эта скульптура являлась портретной копией усопшего и призвана была гарантировать ему бессмертие, Вероятно. Они выступают достойным декоративным обрамлением фигур, Ярко на выделяясь белом известняке.
Театра и поэзии, Музыка Древнего Египта Расцвет древнеегипетской неразрывно цивилизации связан с развитием музыки. В это время достигнута уже высшая точка цветения Древнего царства. Мягки и утончённы стали прорисовки фигур. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий.
Следуя традиции своих предшественников возвёл храмовый ансамбль, На западном берегу Нила – напротив Фив – Рамзес II известный настоящее в время как Рамессеум. Именно архитектурное сооружение (или архитектурное окружение) определяет масштаб статуи, ее место и, в значительной степени, ее освещение. Фараон, вереницы воинов, бегущие хетты – мчащийся на колеснице, Тут же и изображена сама битва. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Арфистов, объединенных в оркестры целые и хоры, певцов – флейтистов, На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов. Начало III тысячелетия до н. э.
Благополучии, Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о иногда здоровье, просьбы политического характера. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах, них в появляется сюжетная повествовательность.