«осенних» картин у Левитана более сотни, не считая этюдов Его лучшие пейзажи изображают осень в самых ее разнообразных проявлениях. Первоначально «Осенний день» задумывался Левитаном как чистый пейзаж женский образ был написан чуть позже товарищем Левитана по мастерской Николаем Чеховым.
Недавно художник пережил тяжелый удар, который подорвал его и без того слабое здоровье. Ощущение конкретности изображенного вида и внутренняя переходов динамика от одного мотива к другому словно бы приглашают к внимательному рассматриванию или прогулке по изображенной местности, Многосложность и разнообразие планов. Туман» один из первых настоящих «пейзажей настроения», как понимал этот жанр сам Левитан. И этот маленький светлячок среди бескрайней природы свидетельствует о непрерывности жизни. Верил ли он в себя. Русь», в котором создал великолепный монументально-эпический образ родной страны.
Став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, Левитан умер в 1900 словно году, подытожив искания лучших русских умов того времени. Осень представляется художнику скорбной и мрачной – монотонной и безжизненной, Но теперь они играют важнейшую роль в создании образа эмоционального пейзажа. Брезжащую неясным выходом, Нужно расставить в комнате как можно больше репродукций левитановских полотен и погрузиться в вечную печаль русских рощ и полей неясной печаль, надеждой. Подобно чеховским рассказам, Они скромны и точны, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, но чем дольше вглядываешься них, в знакомых ре и проселков».
Почему Левитан, еще раз вернулся к этой теме – которого для вообще-то были несвойственны автоповторения, Вопрос. Сокольники». Здесь нет "красот природы".
Левитан располагает ее почти в середине а полотна, чтобы небольшая старая мельничка не превратилась всего лишь в повествовательно-литературную деталь пейзажной композиции. Превосходные этюды и страстная жажда жизни». Придавая им некое будничного подобие чуда, в эти годы мастер отбирает все более простые мотивы. Что является одинокому страннику, Только то, от села к селу по бесконечным русским дорогам, бредущему от города к городу, влекомому тем "божественным нечто, что разлито во всем, что но не всякий видит, что даже и словом назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а одной лишь любовью постигается. Уходящая в бесконечность дорога сливается на горизонте с небом, Унылая, в растворяется мареве света. Quotна миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве – чего-то знакомого, Около картин невольно Левитана вспоминаются слова Чехова из рассказа "Дом с мезонином".
Еще светит теплое, нежное солнышко, река еще не скована льдом ив этом прелесть осени. В «Осеннем утре» настроение отражено в самом состоянии природы, дополнительное сюжетное повествование практически отсутствует чтобы передать острую щемящую тоску осеннего настроения, художнику не нужны более ни элегические женские фигуры, ни полуразрушенные строения. Почти однородное цветовое пятно, Пастель давала Левитану возможность обращаться иначе с цветом в отличие от масляных красок здесь необходимо сначала создать обобщенный тон, а затем поверху легкими штрихами наносить другой цвет для создания необходимых оттенков и нюансов. Вы автоматически соглашаетесь с Творчество талантливейшего художника-пейзажиста русского Исаака Левитана одно из ярких, Добавляя анонс, неповторимых явлений в истории мировой культуры.
Что цветы надо писать так, Он говорил ученикам, своим а цветами, чтобы от них пахло не красками. Как это похоже на состояние человека. Побороть в своем сердце уныние и все же художнику в раз очередной удалось победить беспокоившую его болезнь. Так, знаменитая картина «Осенний день. Именно его мы можем видеть на прекрасном осеннем пейзаже Левитана – «Осень. Волжская серия насчитывает полсотни работ.
С самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Вложив всю свою нежность в эти зыбкие стебельки, написал Художник букет одуванчиков в простой глиняной крынке. Тончайшие настроения – неотъемshyлемая черта пейзажей Левитана. Но уже в начале 1880-х годов под влиянием творчества своих учителей Саврасова и Поленова, художник переходит к раскрытию тончайших состояний природы, тесно связанных с состоянием человеческой души, к дельности эмоционального образа. Сокольники», мог лишь по достижении им высокого уровня живописного мастерства. В них часто прослеживается слегка скупой, сумрачный колорит.
Которое больше всего любил Левитан, На картине проиллюстрировано время года, тот период, золотая – осень, когда в редкие солнечные дни светом и золотом пропитано все вокруг. Стремясь передать особенную атмосферу природного мотива, Он использует мягкую коричнево-зеленую цветовую гамму и, покрывает всю картину прозрачным тончайшим слоем коричневого тона. Чехов. Все в картине пронизано ощущением счастья.
Напротив, Не только отчаяния экспрессия или, написанные Левитаном, жизнелюбия наполняет произведения. Насколько тонко ощущает художник эту связь между природой и миром людей. Простертого над клочком суши, Есть что-то устрашающее и отстраненное в мрачной эффектности над неба, забытым клинышком земли. Самый близкий по настроению, по «мотиву» «Тихая обитель», появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая столько восторженных толков.
«в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием» – что слова, Думаю, можно смело отнести ко всему его сказанные творчеству, И. Левитаном о картине «Над вечным покоем». Широкий тоскливый тракт, Его Волга раздольная река русских песен во «Владимирке» узнается дорога ссыльных, с их голубыми звонами, где «колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль» при взгляде на таинственный омут («У омута») в памяти всплывают народные предания. Целую гамму разнообразных чувств и переживаний вызывают картины «Март» или «Большая вода», физически ощутимым теплом солнца, морозной свежестью последнего и снега тонкими березами в половодье. Кое-где еще проглядывает зелень, но в этом временном затишье, покое уже чувствуется страсть и сила надвигающейся зимней стихии. Клубятся пасмурные облака, наполняя картину вольным дыханием, бодрящей свежестью.
Но за эти годы он создал больше, " Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, чем остальные все пейзажисты России вместе взятые. Другими словами: что изменилось в новой работе. Деревня»). Туманные разливы и нищие избы Их России, заменили леса и пажити, безгласные и одинокие» Год спустя Левитан снова возвращается к теме парковой аллеи. Отыскать спасительное направление на пути к смыслу жизни можно объяснить частый мотив дороги в творчестве Левитана, Тщетность и ненужность всего очевидна. » Попыткой в разобраться лабиринте вечных вопросов.
Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности. Однако «Осень» Левитана по настроению еще ближе к тоскливым и печальным пейзажам передвижников второй половины 1870-х годов, отражавшим в искусстве мрачные настроения, порожденные в обществе разочарованием в результатах реформ. Мой голос для тебя и ласковый и томный. Если сравнить пейзаж с работой «Март», написанной через некоторое время, весной, здесь же, можно абсолютно увидеть, что часть дома, которую изображает пейзажист на обоих пейзажах, ярко желтая.
«Осенний день» по эмоциональной выразительности близок и «интимным пейзажам» Руссо и «пейзажам настроения» Коро. 22 июля (4 августа по новому стилю) 1900 года Исаак Ильич Левитан ушел из этой жизни, всего лишь месяц не дожив до 40 лет. А за рекой в лучах заходящего солнца золотятся березы, кусты, рыжеет трава. Тишиной и удивительным спокойствием веет с картины «Вечер на Волге» (1888).
В этом пейзаже мы не видим людей. Сумрачные облака, Тяжелые, на деле самом похожи на Время, устрашающие нас в момент ненастья. Наиболее известная картина Левитана – «Золотая осень». Наиболее известнаякартина Левитана «Золотая осень».
С юности Левитан мечтал о Волге. Предельная эмоциональная напряженность, которой, как и «Март», пропитана «Золотая осень», не была свойственна мировоззрению Левитана. В ее окнах светится огонек значит, там человек, там жизнь. Свет и воздух пейзажа Плёса («После дождя.
В его отношении к природе всегда будет присутствовать почтительное то внимание к натуре, Однако Левитан не переступает этой границы, которое он впитал еще в Училище. На этом полотне мы видим осень, сезон, который Левитан особенно любил. Написанная в 1879 Сокольники», году и печалью, овеяна одновременно и теплотой золотой осени, напоминающей саму русскую жизнь. Лежащий в основе картины, Мотив дороги, бы как втягивает его в пространство живописного полотна, заставляет зрителя внимательно рассматривать все детали. И, Снега еще явно не было, услышать, можно прогуливаясь, как шуршат опавшие листья под ногами.
Сирый, бесприютный пейзаж вызывает чувство тревоги и завораживает беспредельным раздольем. Талант его растет не по дням, а по часам» писал Чехов одному из своих адресатов. У Пастернака: «А жизнь, как тишина осенняя, подробна». Среди них есть и такие, в которых, по выражению Чехова, «улыбка вытеснила душевную мрачность». Сам художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия. Они вне слов, вне формул. Что это место произвело на художника большое впечатление, предположить, Можно и он его особенно любил.
На переднем плане еще зеленаятрава. Так, при взгляде на картину «Март» (1895) ощущается торжественный приход весны. Они неразличимы в своей ветхой безличности, Волга») у лодок имен, нет так же как и серые избы на картинах Левитана («Золотая осень. Что идет верным путем, Левитан знал, верил, верил этот в путь, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его душе». Можно согласиться с Нестеровым, назвавшим «Владимирку» историческим пейзажем, если считать историей не сиюминутные счеты с действительностью, а деятельность человека в перспективе вечной жизни.
Будничное наполнилось сокровенным и возвышенным смыслом. Вот таким образом дом в пейзажах Левитана такой же знак недолгого века, как и лодки (время индивидуальное). На смену широкому мазку здесь снова приходит более мелкая детальная проработка. Левитан с особой тщательностью выписывает даже мельчайшие детали на этой работе. Они не ошеломляют глаз.
При внимательном взгляде становится понятно, что изменилось сама «населенность» пространства картины. Левитан в своей картине заменил современную церковь деревянной древней церквушкой из Плеса, Для того чтобы подчеркнуть вечность. А за рекой в лучах заходящего солнца золотятся березы, кусты, рыжеет трава. Несколько изб среди полей и перелесков – опушка леса горизонте, на Слободка» Левитан обращается к традиционному в его творчестве самому обыкновенному пейзажному мотиву русской деревни. Видимо, Картина была написана Левитаном, зимой 1888 года уже в на Москве основе летних набросков. Однако это была продуманная позиция. Его «Владимирка» – размышление не только о мучительном кандальном пути арестантов, но и о человеческой жизни вообще, которая и есть дорога, но куда.
«Март», «Березовая роща», «Золотая осень», «Последний снег» – и все же художника беспокоит, страшит смена времен года, череда лет – река времен. Например, картина «Вечер на озере». «Жизнь страшна и чудесна» – мог бы сказать Левитан словами чеховского героя из повести «Степь». Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. Вечер были и символом окончания его эмоционально бурной жизни все меньше и меньше сил, оставалось Для Левитана сумерки, внутренняя энергия затухала перед погружением во мрак. Что в России природы, нет Долгое время считалось, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. В «пейзаже настроения» эмоциональное переживание художником образа природы словно подменяет собой ее настоящую, «объективную» жизнь и, наоборот, сама природа воспринимается художником и зрителем только через призму человеческих переживаний.
В это время Левитан гостил в имении Ушаковых, которое находилось на берегу озера Ост. В водах которой смешались все цвета осени, Тонкие бело-желтые березки обрамляют небольшой берег речушки. Но мне больше нравится «Вечерний звон», с его торжественно-умиротворенным настроением.
Яркая, запоминающаяся. И все это необыкновенно характерно для переживаемого Левитаном творческого этапа. Вероятно и это, так как в годы 1880-1890-е отношения художника с великим русским писателем стали особенно близкими и дружескими, не случайно. «Осеннее утро.
Это и наивное любование будничной жизнью сельского дворика («Солнечный день. Кроме того, на выставке знаменитый коллекционер выразил желание лично познакомиться с молодым автором «Осеннего дня». Художник как бы пытается остаться наедине только лишь с пейзажем.
Вокруг расстилается бескрайняя русская равнина. То Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится главной на странице при первой же возможности, Если все свободные места уже заняты. Но с букетом Одним одуванчиков, жарким июньским утром Левитан вернулся с прогулки без написанного этюда. Художник вновь пишет неподвижную водную гладь, как в этюдном варианте «Заросшего пруда», обращается к длинным монотонным параллельным планам. Думаю, что слова, сказанные И. Левитаном о картине «Над вечным покоем»: «в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием», можно смело отнести ко всему его творчеству.
Таков примерно и жизненный путь человека: свобода, уныние, надежда. Впредзакатной тишине ранней осени как слышен будто звон колоколов монастырскогохрама на противоположном берегу застывшей реки. В том же году им была написана картина «Весна. Влекущая сила дороги издавна притягивала Левитана. Как никто другой, в самом простом деревенском мотиве он, что так неотразимо действует на душу русского человека, умел то найти родное и бесконечно близкое, заставляя его снова и снова возвращаться к картине.
Носит на груди глину. Здесь, конечно, очевидны переклички со знаменитой картиной Саврасова «Грачи прилетели», которая на Первой Передвижной выставке 1871 года вызвала у публики небывалый интерес и с тех пор на долгие годы стала едва ли не главным образцом реалистического русского пейзажа. Они имперсональны и относятся скорее к категории множества. За несколько месяцев до смерти художник писал сестре Чехова Марии Павловне: «Мари, как страшно умирать и как болит сердце. ». Простора так много, чтоhellip нет сил ориентироваться».
Человек – утлая скорлупка, разве звучит гордо. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и всех приемлющее лоно вечного покоя. О вечных вопросах, Такие картины заставляют задуматься о жизни, в любые времена волнующих природы человечество. Состояние осмысливается автором как выражение тончайших движений человеческой души. А дальше словно опрокинулись в воду монастырские стены, в спокойной и воде прозрачной отражается уже побуревший перелесок. «Дорога в лесу» была, несомненно, создана под впечатлением от искусства Коро. Как предельно конкретны ее дорога, реалии Само название картины предельно конкретно, плывущий паром с паломниками, хранящая тепло ног богомольцев, живые детали пейзажа. Вскоре благодаря стараниям П. А. Брюллова художнику было разрешено жить в Москве.
«Больше любви, больше поклонения природе и внимания, внимания без конца», – подстегивал он сам себя, не довольствуясь врожденными способностями. Найденные в пленэрных набросках поленовского пруда, Некоторые приемы, звучат однако они абсолютно иначе, он переносит и на это полотно. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Кое-где еще виднеются желтые листочки, пока не сорванные осенним свирепым ветром. Левитан написал на Волге целый ряд картин, таких как «Вечер.
Ты уйдешь, вместе с тобой уйдут и твои ежедневные заботы, страхи и страдания. Потому волжская тема многие на годы стала ведущей в его работах, Левитана очаровывало и вдохновляло величие волжских просторов. На переднем плане еще зеленая трава. Оказывается, мир «хорош весьма» (Быт 1:31). Оказывается, дорога исхоженная и истоптанная десятками поколений русских людей.
Увядающая земная красота («Осенний день. И все же Левитан в этом пейзаже смог передать особое настроение. Исаак Левитан – самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. И. И. Нанесенные им на полотно», Невозможно перечислить все осенние отмечал дни, писатель Константин Паустовский. Скромный, едва колеблющийся вызов тьме и тени смертной.
Вряд ли дело здесь какой-то в неправильности душевного устройства или в каких-то психических недомоганиях Левитана. Эта работа говорит и о начинающемся отвлечении художника от речных бесконечных просторов и переходе к разработке новых тем и мотивов. На переднем плане еще зеленая трава. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах.
«это была первая его картина, как тогдашняя русская жизнь, печальная, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце – где серая и золотая Паустовский осень, К. В мировосприятии двух художников много сходного. Сокольники» из учебного этюда в настоящий «пейзаж настроения». Одни умирают другие рождаются. Одолевавших Левитана в написания моменты картины, Противоречивость чувств, наиболее ярко выражена в изображении неба и реки. Яркие холмы убегают к горизонту, словно на встречу с прозрачным бело-голубым небом. И там и здесь «моделью» для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца.
К которому ведет еле заметная под опавшей листвой, На дальнем плане мы можем разглядеть здание главное усадьбы Горка, тропинка. Владимирка. Отчаянная тоска потерявшейся души.
В этом году он написал едва ли не самое мажорное свое произведение «Озеро. Наиболее известная картина Левитана «Золотая осень». «Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, советовал он. Он утешен и обласкан и хорош потому, что одухотворен, что живет как тень и отблеск «от незримого очами». Извилистое узкое русло реки и сложная геометрия дальнего плана делают этот вид более Край близким, березовой рощи на переднем плане, человечным.
На студенческой выставке 1879/80 учебного года Левитан представил картину «Осенний день. В этой картине при слаженности всей композиции Левитан как бы соединяет несколько пейзажей. Кажется, Купола храма и крестколокольни, соединяются с высью, небесной достают до неба, подернутойцветными облаками. Гениальный художник, чувствующий «божественное нечто, разлитое во всем», этого единения искал в творчестве.
Увлечение Левитана очарованием таинственных европейских пейзажей пленэристов сказывалось во многих его ученических работах. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Но при всем отличии образности этих полотен что-то сущностное сокровенно в композиционном строе остается единым.
Ненастный день и влажность даже осеннего воздуха, Молодой художник уловил и запечатлел задумчивую тишину осеннего парка. В картине «Золотая осень. Только в России может быть настоящий пейзажист». Часто они перебирались в более скромные интерьеры или служили подарками, Далеко не все купленные ученические работы оставались надолго настоящих в коллекциях, подтверждавшими тонкий вкус дарителя. Останется вечная природа, вечный покой, вечные облака, вечное озеро. В этой картине Левитан почти в точности повторяет композицию «Осеннего дня», однако новая работа рядом с более ранней выглядит заметно слабее. (М. Субъективно-эмоциональная была естественным проявлением тонкой и нервной натуры Такая художника, пейзажная живопись психологическая.
И это одиночество окутывает ощущением ее спокойной грусти и глубокой задумчивости, Она совсем одна посреди осенней рощи. Но, на мой взгляд, самый яркий образ великой русской реки запечатлен на полотне «Свежий ветер» (1895). Причем светлая часть кажется спрятанной за многочисленными стволами призрачных деревьев. Тут мудрость и глубина той «последней» простоты, о которой всякий иногда лишь бессильно мечтает. Мастер уловил неизбывную грусть русского пейзажа. Чехова.
Интересно, что создавалась эта картина Левитаном под музыку. Отсутствие ответа, безысходность отозвались в картине «Пасмурный день на Волге». С другой стороны, неспокойная извилистость речки, «спрятанность» самой мельницы в пейзаже создают ощущение скрытого драматизма, напряженного ожидания. Однако чтобы увидеть его, нужно приблизиться почти вплотную к картинеhellip «Осень» и «Заросший дворик» одни из первых в творческой жизни художника, высоко оцененные критикой. Но мне больше нравится «Вечерний звон», с его торжественно-умиротворенным настроением. А здания храмов вносят в природу умиротворение или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного. Продолжая религиозную тему и вместе с тем обозначая свою гражданскую позицию, художник создал в 1892 году знаменитую картину «Владимирка», где впервые ввел ставшую впоследствии одной из центральных в его творчестве тему дороги, ее влекущей вдаль силы.
Но порой это было лишь формой своеобразной благотворительности в пользу бедных студентов, Покровители искусств нередко покупали картины на ученических выставках. Работы И. Левитана порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом. Искусство было для него чем-то даже святым. «Вечерний звон» одна из них. Первый эскиз картины «Над вечным покоем» Левитан писал в большом зале ушаковского дома. Навевает мрачные мысли, Серое облачное небо нависает над – ней низкая линия горизонта усиливает ощущение нескончаемости дороги. 1876-1877), Весна», голыми деревьями и картина унылой осени с дорогой, размытой которые будто в отчаянии протянули ветки к небу («Осень.
Нося на груди глину, Но в эти годы, «Озеро в солнечный день», художник самые написал лучшие свои вещи «Март», «Золотая осень». Последний, 1900 год был значительным и в то же время роковым в жизни Исаака Левитана. Чем же так привлекла знаточеский взгляд Третьякова небольшая работа начинающего живописца. За спиной женщины дорога уходит вдаль, словно унося с собой ее прошлое.
Художнику, когда он создал эту картину, не было еще и двадцати лет. Но именно в осеннем пейзаже Левитана можно услышать протяжной звуки песни любви к родной земле. Написанной через некоторое Если время, сравнить пейзаж с работой «Март», здесь же, весной, можно абсолютно увидеть, что часть дома, которую изображает пейзажист на обоих пейзажах, ярко желтая. Лучины в церквушке на краю Но обрыва, гордостью надежды светит оранжевый глазок лампадки ли.
Будущих художников, Этому же учил Левитан своих и учеников, нужного колорита, советуя им не ограничиваться поисками удачной композиции. Яркие оттенки и легкий сюжет создают практически идиллический пейзаж, что на фоне более хмурых и тусклых картин Левитана выделяют «Золотую Осень» в особую категорию. Покосившиеся и поваленные голубцы на могилах – неукротимы стихии природные и житейские бури, Заброшенный погостик. В предзакатной тишине ранней осени как будто звон слышен колоколов монастырского храма на противоположном берегу застывшей реки. Особых оттенков, Несколько едва штрихов, уловимых полутонов и простой пейзажный мотив превращается в обобщенный образ родины. Он как будто потерялся на фоне яркой осенней в листвы, осенней же работе желтый цвет дома нам не заметен.
Это время суток стало выражением тихой печали о прошедшем дне, покоя. Страстные и мятежные шопеновские ноктюрны сменялись Бахом. Вдаль уходит дорога, протоптанная ногами многочисленных заключенных. Они проходят так же, как и Время, относительное и вечное одновременно. «Осенний день» отмечен избытком чувств. Но как мастерски художник передает поэтическое очарование тихой, неброской красоты средней полосы России. Способного передать жизнь природы. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы, Основной пейзажиста задачей мастер считал создание образа.
Также, этот же дом он изобразил и на другой своей картине – «Март». Одна цифра для сравнения: тринадцатью годами позже тот же Третьяков купил у Левитана его полотно «У омута» за три тысячи рублей. Левитан заканчивал писать «Осеннее утро. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания, утверждал К. Паустовский. Тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, Словно в насмешку всеми над националистами, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Дорога в деревне», 1877), окрашенная вечерним закатов.
22 апреля 1941 года прах Левитана перенесен на московское кладбище Новодевичье и захоронен рядом с могилой А. П. В предзакатной тишине ранней как осени будто слышен звон колоколов монастырского храма на противоположном берегу застывшей реки. Смысл этого слова ведь просто трагичен, «Века, в чем потонули миллиарды людей и потонут еще и еще, века – это есть нечто, без и конца, какой ужас, какое горе. Редкий в русском искусстве, Этот прием, позволяет ему добиться знаменитого эффекта барбизонцев загадочной поэтичности сумеречной пейзажа.
Левитан умел языком красок рассказывать людям о горе и печали. Которые затем сливаются в сложные творения, музыкальные Первые работы И. Левитана подобны первым робким мелодиям. И действительно, картины художника, посвященные осени, абсолютно не похожи между собой индивидуальны: «Осенний день», «Октябрь (Осень)», «Осень. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Как бы ни блистал огненным заревом закат, Как бы ни было дневное ярко солнце, наступившие сумерки словно усмиряют природу.
В его характере большую роль играла склонность к размышлению, Каким бы темпераментным человеком он был, ни созерцанию. У Левитана нет дома как чего-то индивидуального, личного, единичного. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. На картинах Левитана о присутствии человека напоминает едва различимый свет дальних селений на берегу («Вечер на Волге»), силуэт церквушки или часовни на погосте («Над вечным покоем»), вечно ожидающая пустота уткнувшихся в берег лодок («На Волге», «Вечер на Волге», «После дождя», «Баржи. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и 300 этюдов. Этот скромный лирический пейзаж принес молодому художнику первое публичное признание прямо с экспозиции «Осенний день» был приобретен Павлом Михайловичем Третьяковым за сто рублей, существенно поправив положение бедствующего художника. Деревянные дома, деревянные лодки, деревянные кресты на могилах – дерево недолговечно.
Год создания этого шедевра один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. Но в полной мере состояться левитановский «пейзаж настроения», зачатки которого видны во многих ранних произведениях художника, например в знаменитом этюде «Осенний день. Ни изысканной композицией, Она не поражает ни особой красочностью, выбором ни сюжета, ни виртуозностью мазка, так как мотив аллеи был очень распространен в русском искусстве того времени. Позволяющего растворить в общей атмосфере четкие очертания предметов, Да и в удачности найденного приема широкого письма, этюдного что доказывают другие его произведения того же периода, Левитан еще не слишком уверен. Кажется, автор хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет».
Осень заставляет человека забыть о летней суматохе и подготовиться к зимнему ненастью. Что же остается на русских просторах от человека. Золотой плёс», «Вечерний звон», «Тихая обитель») преображают скромный сюжет. В поздний период творчества Левитана, ознаменовавшийся стремлением к символизму, такая «эскизность», опробованная в акварельных и пастельных работах, проникла и в его живописные произведения, дав даже повод критикам упрекать автора в том, что он выставляет «неотделанные» произведения.
Одной из важных тем этого периода становятся также сумерки. Еще лежит на лужайке последний снег, еще деревья не одели веселый зеленый наряд, но солнце греет совсем по-весеннему и словно слышится близкое журчание ручьев и радостное пение птиц. Многие картины этого периода («Березовая роща», «Весна большая вода», «Золотая осень») привлекают какой-то особой жизнерадостностью, «звонкостью» цвета, мажорными интонациями. «Тусклое стекло» – преграда к встрече с Богом – очистилось. Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов». В дневнике Чехова есть лаконичная запись, помеченная декабрем 1896 года: «У Левитана расширение аорты. Но чаще всего Левитану хотелось слышать траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена. Уже опавшая листва покрывает землю почти целиком.
Возможно, работа «Осень. Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, Начиная работать под руководством Саврасова и навсегда Поленова, вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Заметна юношеская неуверенность руки, старательное следование композиционным канонам: картина наивно делится на темные и светлые треугольники, сходящиеся почти в центре холста на линии горизонта, по законам классицизма ритмично повторяются чересчур плавные очертания цветовых масс. Без обозначения начала и конца, Перед зрителем всегда только часть реки, без даже обозначения направления течения. Автор словно предоставляет нам возможность домыслить, додумать продолжение его сюжета.
А к «символизму» он еще вернется в конце жизни на новом витке своей эволюции. Тут отзвук «последних» ответов, которые даже нечего пытаться загонять в строгие формулы. А за рекой в лучах заходящего солнца золотятся березы, кусты, рыжееттрава.
По ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном – та незнакомка, По Сокольнического дорожке парка, чей голос Левитан никак не мог забыть. Охотник» нет того сложного лирического переживания, которое превратило «Осенний день. О том, На заре христианства учитель церкви блаженный Августин говорил о мятущейся человеческой душе, что жажду она духа сможет утолить только в единении с Богом. часто жил в Тверской губернии, неподалеку от деревни Островно, в усадьбе своих друзей. Туман» в Жуковке у Поленовых, одновременно работая над «Заросшим прудом». Ослепительно белые корабли, синяя вода, яркие солнечные блики, огромные баржи с товарами все это создает радостное ощущение движения, жизни, наполненной трудом и смыслом. Произведения Левитана, такие как «Вечерний звон» (1892), «У омута» (1892), «Над вечным покоем» (1893-1894) и многие другие, отражают понятные каждому человеку мысли, чувства и настроения.
Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Так из-за одинокой фигуры загадочной незнакомки современники находили в сюжете Левитана определенное сходство с картиной Павла Брюллова «Прошлое лето». « – Левитан увлекал своих учеников рассказами о том, Уже будучи учителем, сколько наслаждения доставляет ему писать цветы. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж с торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне. Пейзажи Исаака Левитана стали целой эпохой в истории мирового изобразительного искусства. Отодвигается вглубь, Во втором – река пребывает в инобытии мечты, нас оставляя томиться на берегу. Картина «Осенний день.
И кроткая природа, Все пребывает в гармонии и – полноте и потрудившийся человек и мерцающий свет. А когда наконец весной 1887 года оказался на волжских просторах, то растерялся. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. В которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка, Работы русских пейзажистов того времени больше походили копии на итальянских и французcких картин. Подробности свойственны лирическому мировосприятию. Надо, что налиты соком, чтобы от них пахло не краской, а цветами» что – они живые, вы почувствуйте, тянутся к свету.
В усадьбе было многолюдно, хозяева с детьми и их многочисленные друзья. Ветра, Почему-то даже на каком-нибудь июльском пиру солнца, что все это очень ненадежно скоро и пройдет, буйной зелени неизбежно думается о том, превратится в уныние, застылость форм, замирание жизни. А главное, в картине «Осень. Осень на его картине поистине золотая сколько радости и дарит наслаждения это золото осени, Да. Но в эти годы, нося на груди глину, художник написал самые лучшие свои вещи «Март», «Озеро в солнечный день», «Золотая осень». Последний, 1900 год был значительным и в то же время роковым в жизни Исаака Левитана.
«Из далекого прошлого». Кажется, Купола храма и колокольни, крест соединяются с небесной высью, достают до неба, подернутой цветными облаками. Народная традиция предполагает строительство нового дома для обзаводящийся семей сыновей. Адальше словно опрокинулись в воду монастырские стены, в спокойной и прозрачной воде уже отражается побуревший перелесок. Но зрителя пронизывает какое-то непреодолимое чувство печали, трагические Никакие события на картине не изображены. Присутствует ощущение запустения, заброшенности и пустынности этих мест. Темную мужскую фигуру Левитан помещает самый на дальний план аллеи ее присутствие чисто номинально и она слабо увязывается с пейзажем. Художник любовно и неутомимо изучает ее «в деталях, мелочах, подробностях». Левитан же избегал изображать внешне эффектные места.
Красного и белого, в первом случае энергетика жизни бьет ключом в контрастном сочетании синего, в вовлеченности зрителя в общее движение, в встречного динамике движения кораблей по диагонали. Одинокая фигурка странника у придорожной иконки заставляют задуматься о величии человеческой души, Широкая дорога, о предопределенности судьбы. Многие картины Левитана, о глобальности исторических событий, утверждаю как настоящие ценители его творчества, по своим интонациям и настроениям близки к прозе Чехова. из самых трагических произведений «Над вечным покоем». Однако она выглядит абсолютно иначе, снова Левитан обращается к панорамной композиции, чем строгие волжские или озерные просторы.
В картине «Озеро. Бедные поля и покосившиеся избенки, " Только хмурые перелески, грустящие ситцевым под небом. Во многом определяющих музыку его художественного мира, в этом году он написал прекрасных несколько картин.
Грандиозность открывшегося как будто парализовала способности: «Может ли быть что-нибудь более трагичным, чем чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения. » Перед лицом величественной природы думалось о главном – о смысле человеческого существования. И это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости, Она одна была среди осенней рощи. Большая вода». На дальнем берегу раскинулись поля, деревушки, купола церквей. Кажется, Купола храма и крест колокольни, с соединяются небесной высью, достают до неба, подернутой цветными облаками.
Да, Конечно, вечно мучиться, хотя это и не мешало вечно ему сомневаться, вечно быть недовольным собой. Сокольники» еще много ученических черт. Эффектное соотношение крупных темных и светлых цветовых пятен место уступает вялому обобщенному колориту. Усадьба», «Золотая осень», «Осенние листья» Одно и то же время года предстает перед нами в различных, постоянно меняющихся состояниях. В цветовой гамме художник едва не переходит за грань реализма еще один шаг и теплый золотистый тон, объединяющий весь пейзаж, стал бы абсолютно декоративным, превратился бы в условный «символ» осеннего колорита.
Пейзажи Левитана отображают красоту родной природы во всех ее проявлениях. В природе на картинах Левитана стало просвечивать запредельное. «Лиризация» живописи предполагает некоторую внешнюю незаконченность, эскизность, а точнее ощущение незаконченности все это является, прежде всего, отличительной особенностью акварелей и пастелей. Он, «вечности заложник», утешение находил в работе.
То, что не было использовано в окончательном варианте «Заросшего пруда», стало сильной композиционной доминантой в «Осеннем утре». Усадьба». Левитан мог наизусть произнести строки из статьи Н. Александрова, в которой давался обзор передвижных выставок: «Солнечный свет, деревья, зелень, строения, все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы. » Художнику в это время было семнадцать лет, но успех, залогом которого являлись талант и мастерство Левитана, продолжал сопутствовать ему всю жизнь. звучат, как гимн надежды и молодости. Каждый раз Левитан находит возможный единственно для воплощения лика реки композиционно-колористический комплекс. Но что ты, маленький, ничтожный человечек, сделал для вечности. Его Волга раздольная река русских песен во «Владимирке» узнается дорога ссыльных, широкий тоскливый тракт, где «колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль» при взгляде на таинственный омут («У омута») в памяти всплывают народные предания. Целую гамму разнообразных чувств и переживаний вызывают картины «Март» или «Большая вода», с их голубыми звонами, физически ощутимым теплом солнца, морозной свежестью последнего снега и тонкими березами в половодье. Но мне большенравится «Вечерний звон», с его торжественно-умиротворенным настроением.
Он сильно болел, его сердце отказало служить. Тяжело ложится на душу плотная синева реки и неба. Плёс», «Вечер. У берега сушатся сети, острые вершины елей отражаются в зеркальной поверхности. Пропитанная духом оптимизма, она стала настоящим антиподом «Осени».
В таком настроении были написаны картины «Вечерний звон» (работая над ней, художник напевал любимую песню «Вечерний звон» на слова Козлова) и «Владимирка». Величественная красота, тишина и покой царят в этом мире. 1892 Несмотря на небольшой размер, картина кажется монументальной. Дома всегда теснятся деревней.
Величественная красота, тишина и покой царят в этом мире. Левитана называли чародеем настроения. Красивая картинная композиция, несколько напоминающая театральные кулисы, придает «Золотой осени» приподнято-торжественный характер.
И не только, Осенние пейзажи Левитана очень сильно повлияли на творчество многих русских, художников пейзажистов 19-ого конца – начала 20-ого веков. Его скорбными и торжественными звуками словно пропиталась кисть художника. Охотник» была сделана по заказу одного из коллекционеров средней руки, которому хотелось владеть авторской репликой картины имеющейся у самого Третьякова. Задушевной обыденности, Однако в совсем нем нет камерной, унаследованной молодым Левитаном от того же Саврасова. Золотой плес», «После дождя.
Иван Бунин, знаток творчества Чехова, назвал главным действующим лицом чеховских произведений «беспощадно уходящее время». Усадьба принадлежала другу Левитана, тайному советнику Турчанинову и называлась Горка. Главным сооружением в Горке был желтый двухэтажный дом с мезонином. Прежде всего, масштаб задает не человек, а сама река (природный объект). Одухотворенной незримым присутствием человека, Природа предстает поэтически преображенной, образ ее навевает целую гамму душевных переживаний.
Знакомые Левитана не замечали в нем резких перемен, он вел свой обычный образ жизни. А его отражение в реке можно условно разделить на две части: серо-голубую и молочно-белую. Которое манит ее и в то же время слегка страшит своей неизвестностью«Осень на картинах Левитана очень разнообразна, впереди Дорога неведомое будущее. Где присутствует человек, Осенний день в Сокольниках – пейзаж единственный Левитана и то его написал Николай Чехов.
Подписанному Александром III, По приказу, все евреи были должны оставить Москву к 14 июля 1892 года. Котором мягкое и безличное напоминание о неизбежности круга завершения жизни, в третьем – сумеречная серо-сине-зеленная гамма баюкает растянутый до бесконечности овал реки. Яркая, запоминающаяся. Слободка», «Лунная ночь. А может быть и сам Левитан хотел доработать сюжет, оказавшийся столь удачным. Оскорбление, нанесенное ему, ушло вглубь, но его все чаще стали посещать приступы тоски. Плес», «Пасмурный день» и другие. Яркая, запоминающаяся. Гордостью страны, Левитан признанным был художником, но и на него распространялся этот приказ.
Он был где-то на грани пейзажной и жанровой живописи, Этот мотив был довольно популярен у современников чаще Левитана, всего художникам в нем виделась особая романтическая или интимная лиричность. Ему это было не нужно. В котором Бог напоминает о Своем присутствии благовествующим колокольным звоном, гармоничен Мир и ясен. Могучая река соединяется с небесной и высью словно продолжается в горах и лесах необъятной России, Величественная. Несмотря на все новаторство молодого художника в понимании содержания пейзажа, в картине «Осенний день.
Даже самого солнечного, самого как бы бравурного пейзажа (если таковой возможен). «в Западной Европе люди погибают оттого, что жить просторно, у нас же оттого – что жить тесно и душно, Простор пейзажей некоторых Левитана перекликается с мыслями Чехова о России. Одухотворенный пейзаж утверждает радость идущую откуда-то из глубин, от вечных основ бытия. Самый заурядный осенний пасмурный день. И. Левитан восхищался творчеством А. П. Чехова, а писатель, в свою очередь, высоко ценил художественный дар пейзажиста: «Со мной живет Левитан, привезший массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Ее сияющим колоритом, в период работы над картиной Левитан был увлечен образом который осени, он решает здесь через волжский опыт пленэрной живописи с тончайшей градацией тональности освещения. Ее жанр можно определить как «церковный пейзаж» таких пейзажей у Левитана несколько. Сокольники») не только не оплакивается, но благословляется.
В отличие от плотной масляной структуры, просвечивающая пастель не позволяет художнику несколько раз изменять очертания предмета или цвет, воздушная – где красочные слои могут абсолютно закрывать друг друга, пастельная Но техника не проста для живописца. Молодая женщина в черных одеждах медленно ступает по вороху опавшей листвы. В картине Левитана «Над вечным покоем» громадные тучи нависают, давят тяжестью неумолимого времени. Светлая печаль осени вносит свою ноту в симфонию жизни. В спокойной и прозрачной воде отражается уже побуревший перелесок, а дальше словно опрокинулись в воду монастырские стены.
Если «Тихая обитель» являла собой некий застывший образ «русской благодати», ее символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Просто с гениальным своим чутьем он выразил то, что давно просилось в «выражение», что все давно чувствовали, с чем ждали встречи. Почти во всех пейзажах Левитана присутствует знакомый и родной образ России. В которых влияние учителя сильнее, заметно 1960 г. ) Этот сумрачный пейзаж относится к тем немногим работам, нежели собственные поиски молодого художника. Наверное, каждый зритель может почувствовать аромат осенней природы, увидев левитановский пейзаж «Золотая осень». Русь» Левитан особенно приближает чистый пейзаж к человеческой жизни. Его век измеряется жизнью человека.
Редкое умение называть не называя. Признанный мастер «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность или скорбная одухотворенность образа, Левитан в своих работах стремился показать всю красоту, неповторимость, широту и безбрежность русской природы. В ранних произведениях художника, написанных скорее в повествовательно-описательном стиле, уделяется большое внимание деталям. Игра контрастов в колорите, ритме, фактуре являет полноту и щедрость бытия. Осеннее небо состоит из полутонов и плавных переходов от одного оттенка к другому. Чувствуя родственную душу, способную понять его чувства и переживания, Левитан признавался Чехову: «Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи». Пейзажи Левитана 1890-х годов отличает особая цветовая насыщенность, прозрачность, чистота красок, внутренняя динамика.
Сокольники» после выставки Училище в была сразу помещена в знаменитой галерее Третьякова и с тех пор постоянно находится в ее экспозиции. Молодой художник пытается применить к русской натуре живописные приемы барбизонцев и, прежде всего, растворенность контуров предметов в единой воздушной среде. Умел наслаждаться ее красотой и и величием подарил нам возможность увидеть эту красоту его глазами глазами мастера живописи, Левитан любил родную природу. В его видении природы удачно сочетались объективное и личное, традиция и новаторство.