Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя для привлекать сравнения. 47). Сияющем фоне выставки вдруг появляется и еще, вот на этом золотом, как чудная, как последний аккорд, заключительная нота портрет Мусоргского. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Боткина.
Самое заветное впереди. Разумеется, Репин как раз приехал в Петербург на открытие передвижной и, выставки где находился его друг, не мог не зайти в Николаевский военный госпиталь. И. Суриков.
Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки Мусоргского застал он уже в Николаевском военном госпитале. Один из самых крупных между всеми ими, а как портретист бесспорно наикрупнейший, И. Н. Крамской, увидев этот портрет, просто ахнул от удивления. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую нам оставил Репин, не было создано никем. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу и долго-долго не отходил.
Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. 154–155). Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. «Искусство», 1946, стр. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр.
Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – стояла погода чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину.
Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Как бравурная ария оперного певца, Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, наконец, картина «Nature morte» облитый К. Е. Маковского солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Задумчив, мечтателен взор композитора.
Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Я счастлив, что видел эту сцену. Письма». Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову.
И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет 1877 Забелина года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин.
Кто смотрит на этот портрет, Любой, может неисчерпаемость почувствовать личности великого писателя. Надо самому носить внутри себя большой талант и большое сердце и это художественное торжество оттого – и радость эта на товарища, Но чтоб все это было возможно, что собрат по искусству идет в гору для этого много надо. Как портрет отца за книгой, Одновременно с этим выписанным тщательно портретом он пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И. Он должен оставить людям образ великого человека, славы России. Предчувствующий близкую смерть, Больной изображен Писемский здесь сидящим на стуле и опирающимся обеими руками на палку.
Я счастлив, что видел эту сцену. Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо.
Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. «Искусство», 1948, стр. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа той минуты, в них нарисовалась внутренняя, вся а много ли на свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой работал Репин, в самом деле несколько необычна. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В.
Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Портрет принадлежит к числу лучших работ Репина. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Он поневоле вынужден был себя сдерживать и писать посуше, Тяготея всей душой широкой к живописи. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века.
Заказанный Репину в году, 1878 Третьяковой, неинтересно взятый и вялый по живописи, засушенный. Всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, другу, но еще как к приятелю, к с человеку историческим значением – который относился к нему не только как к пациенту вообще, Надо сказать с глубокою благодарностью. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные сам он я и никто больше. О последних встречах Репина и Мусоргского, о работе над портретом перед смертью композитора – небольшой рассказ из википедии (в сокращении): Мусоргский умирал. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал скорое в исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а его также пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих. Что без волнения и радости не взглянет на никто него из тех, Оттого-то и портрет вышел у него таков, у кого есть истинное художественное чувство в душе. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. – на Льва Толстого, в нем видели не просто рядовой портрет знаменитого писателя, так заглядывались, не Крамского, – а великолепное произведение искусства. Что Крамской, Стасов рассказывает, ахнул, увидев впервые эту картину, уселся перед ней и не долго-долго отходил. 2-го, смертельный период болезни, 4-го и 5-го после марта того уже начался последний – 3-го, Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, «Выставка передвижников», т. 3). Стасовой изображенной по колена, в кресле с соломенной спинкой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, находящаяся в Русском музее. – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного Мусоргского не перестают – дивиться просто живой Мусоргский последнего времени. Либеральное в целом правление императора Александра II, помимо исторического манифеста 1861 года об освобождении крестьян (предпринятом на два года ранее освобождения рабов в Соединенных Штатах), было отмечено многими другими выдающимися реформами. У живописца не было даже мольберта, перед сидел которым в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами.
Что это последний сеанс, Репин знал, не но спешил окончить портрет дорогого его сердцу человека. Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя (в госпиталь Мусоргский был помещен после приступа белой горячки, в феврале 1881 года). Скептицизм – всё это чувствуется портрете, в Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. У живописца не было даже мольберта, перед сидел которым в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, его Он представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление мечтал и о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
В марте 1880 года известный русский и купец меценат Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а много ли свете на портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит.
Е. Репин и В. В. Стасов. Портрет Мусоргского создавался Репиным в Петербурге, в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Вслушивались в порывистый, еле уловимый бег сердца. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину нынешний в приезд надо было торопиться с портретом любимого человека.
Стасов считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881г. ) В этом портрете с особой ясностью проявляются качества Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемого. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, – сам он и Я никто больше. А щеки, а тело, нос, лоб, рот живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, в все солнце, без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на большого художника, товарища. Илья Ефимович Репин запечатлел гениального композитора в последние дни его жизни. Точную передачу облика этого человека и его внутренного мира, Знавшие Писемского отмечали лично правдивость художественной характеристики писателя.
Переписка с П. М. Третьяковым». Стасову от 16 февраля 1881 г. ). Гениальный создатель опер Хованщина и Борис Годунов ни на миг считал не свою задачу законченной. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он представил его в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. А тело, а щеки, лоб, нос, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции.
Утро 5 марта 1881 года. Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). Посмотрите эти глаза. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и прямо долго, в упор к лицу, долго не отходил. Выставка эта не только самая большая по числу произведений из всех девяти, до сих пор состоявшихся, но еще и такая, каких вообще у нас было немного и где ярко блещут все лучшие силы Товарищества передвижников – новый его шаг вперед и, Портрет этот одно из крупнейших произведений Репина, одна из крупнейших картин всей передвижной выставки, вместе с тем, а это значит немало. Тут находится портрет С. П. Боткина, одно из великолепнейших созданий И. Н. Крамского, этого таланта, все еще идущего вперед и вперед тут есть его же превосходный портрет барона Гинцбурга и несколько других прекрасных его портретов тут есть «Крах», «В четыре руки», «У мирового судьи» В. Маковского маленькие chefs d'oeuvre'ы из современной жизни тут есть превосходные портреты гг.
«Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Что форма моделируется не светотенью, Но самое необыкновенное то, градациями а света, как обычно, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много на ли свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия.
На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к почти нам, лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Национальных и религиозных меньшинств, Были расширены права женщин, телесные отменены наказания. Художник боится потерять мгновения. Аксакова.
Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц.
Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа минуты, той а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. В 1878 году он пишет портреты П. П. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или провинциального второстепенного профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким же скучным, как и он сам. Сходство черт лица и выражение поразительны.
«Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо. В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского. Человек, Ведь Мусоргский один из самых крупных русских музыкантов, по всей справедливости, которого, было надо похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у Писался столика, этот портрет со всякими неудобствами.
Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Лучшим в этом году был чистяковский портрет. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные.
Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Он производит впечатление пленэрной живописи весь залит светом и написан только светлыми тонами, на Несмотря то что портрет создавался в интерьере. В России появился суд присяжных, ограниченное самоуправление в городах и провинциях, более или менее независимая пресса (в том числе и издания с довольно радикальной программой), доступные низшим классам университеты. Сроду никем не пробованные Как вылеплено, Тут у какие-то него неслыханные приемы, как написано. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел, вот и счастье поблагоприятствовало портрету.
Но приезд Репина совпал с периодом улучшения, Жить Мусоргскому оставалось меньше месяца, поверил в свое исцеление и даже начал подумывать о создании новых произведений, музыкальных когда композитор приободрился. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – стояла погода чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Что большой художник, а Репин мало того, он еще много лет был связан с Мусоргским дружбою и всей от пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Изобразив тяжело больного музыканта в последние дни его жизни, Репин создает подлинный, правдивый образ, не скрывая человеческих слабостей великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И. Е. Стасова, П. С. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Писемского. Кисть чуть слышно касается палитры. Ясно было, По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд было надо торопиться с портретом любимого человека.
Сходство черт лица и выражение поразительны. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, чистяковский Острый взгляд, – все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Не понимаю это страшно меня взорвало («И. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да все еще в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. С Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое фотография в сравнении с таким созданием, Конечно, деланный рукою высокого как художника, портрет. Знающие Мусоргского, Все, так верно внутреннюю отражал сущность композитора, пришли в восторг от портрета настолько он был схож с оригиналом.
Он еще хочет создать то, о чем думы не покидали его никогда. Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим. 63 ). С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, а другая рука лежит ручке на кресла. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном.
Отроду никем не пробованные, у Тут него какие-то неслыханные приемы, 8211 сам он я и никто больше. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул, долго и прямо в упор к лицу, долго не отходил. Я счастлив, что видел эту сцену. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Одного слишком долго молчавшего – прежнего талантливого художника Шишкина (г и Волкова превосходные сценки из ежедневной жизни.
«Что это нынче Репин делает, просто непостижимо. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь облик внешний Мусоргского». Вдруг пройти молчанием такого слона. Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre.
Терещенко и попавший сейчас в Русский музей, – мастерской этюд, говорящий о дальнейшем продвижении Репина. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, Его борода как всклокочена и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. Они внимательно щупали пульс. Дверь в просторную палату тихонько отворилась. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье.
И большая, Вдобавок ко всему погода стояла чудесная, где помещался Мусоргский, с высокими комната, окнами была вся залита солнечным светом. Он становится для ценителей живописи Москвы портретом любимым всей коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. Которая оценивалась передвижниками значительное как явление, Однако умолчание о картине Сурикова, вызвало недовольство. Ясно было, «По всем признакам судя, они что уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль.
Прянишникова «Жестокие романсы») и одного начинающего талантливого художника (г. Таков же и портрет певца былин В. П. Репина В. В. Как это случилось.
Открыл этюдник, Вошел Илья Ефимович Репин, пристроив холст к маленькой тумбочке, достал палитру начал и, работать. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Но, Работа велась не в самых лучших условиях даже без из-под мольберта, кисти Репина вышел один из самых глубоких и выразительных портретов в русском искусстве, несмотря на это.
Бережно притрагивается к холсту. Чистякова и И. С. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, рыжеватые волосы голубоватый и фон, розовато-желтый тон лица. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не бы остался в восторге от этого портрета так он жизнен, не было никого, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Ограниченное самоуправление в городах и провинциях, России в появился суд присяжных, доступные низшим классам университеты, более или менее независимая пресса (в том числе и издания с довольно радикальной программой).
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Сходство черт лица и выражение поразительны.