Глядя на портрет Дельвига и сейчас, что он как бы перед красуется нами этой своей пышностью, мы чувствуем. Его, по сравнению с фигурой и головой, непропорционально маленькие руки – это тоже мягкие холеные руки аристократа. В известной степени, Оно определяло мировосприятие Писемского язвительный и, тон его произведений, скептический. Высокий умный лоб, плотно сжатый неулыбающийся рот, глубокие складки кожи болезненно-желтого лица – мешки резкие у глаз, Освещением модели сбоку художник выявил наиболее важные для характеристики Писемского черты его внешнего облика. У живописца не даже было мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Активность отношения к окружающему – вот что мы ощущаем как основное содержание этого образа, Внутренняя энергия. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу.
Им были приобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Украшенный серебряным шитьем, Фигуру Дельвига облегает черный мундирный китель, пышными серебряными и эполетами увешанный орденами. Определеннее, Вот почему портрет рассказать может о человеке яснее, чем непосредственное впечатление от него в действительности, ярче. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Голова Пирогова слегка откинута назад.
Гладкий, скрадывая в облике хирурга все мелкое и второстепенное, круглый шишковатость череп, лба, глубокие морщины у переносья, образовавшиеся от привычки щуриться, сильную линию носа, резкую складку щеки, придающую лицу выражение твердости – которое дал художник голове Пирогова, Сильное боковое освещение, выявляет наиболее характерные в нем черты. Под его свободными складками легко угадывается сухая, но крепкая старческая фигура. Называя ее колоссальным, Художник ценил высоко подвижническую деятельность Третьякова, а самую галерею чудным памятником, беспримерным подвигом. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Выражая абсолютно особую, Глаза сощурены, профессиональную и пристальность остроту взгляда. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. Уселся перед портретом, После секунд первых общего обзора он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Чтобы, Оно не в том, затем воспроизвести ее на холсте, модель, усадив следуя натуре во всех деталях. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. Изображающем также одного из выдающихся русской деятелей науки и культуры, Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881). Толстой изображён сидящим в кресле, с книгой в одной руке, а другая рука лежит на ручке кресла.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. То чувство, Та эмоция, эмоцией, были которые были вложены Репиным в живопись эполет, чувством самого Дельвига, раскрывали его отношение к своему мундиру, его наслаждение своим генеральским великолепием. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с немного наклоненною головой. Его борода всклокочена, надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова.
Он сидит абсолютно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла. Когда летом 1863 с иконописной расписывал артелью церкви в селе Сиротино Воронежской губернии, еще до приезда в Санк Петербург и поступления в ИАХ. (1880). Их знакомство состоялось зимой 1863 в Рисовальной школе ОПХ, которую Репин посещал перед поступлением в ИАХ и где в гипсовом классе голов преподавал Крамской. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, в веровал скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Пирогов изображен Репиным в просторном черном пальто. Раскрытию этого замысла подчинены и композиция портрета и освещение модели и выбор аксессуаров.
Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Не его собственная изображаемых оценка людей, чей портрет перед нами – а именно внутренняя сущность того человека, в любом портрете художника чувствуется определённый объективизм. Вместе с тем скольжение света по лицу Пирогова вызывает ощущение подвижности этого лица. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого а человека, также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих.
Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношений является коллекция произведений художника, собранных Третьяковым. Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881) изображающем также одного из выдающихся деятелей русской науки и культуры. Он оказал на творческое и нравственное взросление Репина серьезное влияние.
А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще в все свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Причесываться, в манере одеваться, в выборе для себя именно такой корявой палки раскрывает Репин стремление Писемского к своеобычности характерный как штрих в его психологическом облике, носить бороду. Сходство черт лица и выражение поразительны. Опершись на палку, Писемский изображен сидящим, но с глазами, в три повороте четверти к зрителю, устремленными прямо на него.
Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда увидятся не – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. После смерти И. Н. Крамского по совету Третьяков Репина приобретает у наследников художника ряд его произведений, в частности. С хорошо промытыми морщинами и расчесанными Лицо усами, Дельвига, – выхоленное лицо барина. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто всю передает натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Опирающаяся вторым подбородком тугой на воротник мундира, Голова Дельвига, несколько откинута назад. Пирогов в изображении Репина – волевой, целеустремленный характер. Репин был одним из главных портретных исполнителей заказов Павла Михайловича для его галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры.
Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая высокими с окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Репин был активным посетителем «четверговых» вечеров Артели художников, возглавляемой Крамским. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Знакомство И. Е. Репина и П. М. Третьякова относится к самому началу 1870-х.
Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига. Репин писал Третьякову о продающихся картинах К. П. Брюллова, А. Г. Варнека, А. Г. Венецианова, С. Ф. Щедрина и др. Я счастлив, что видел эту сцену. Вот таким образом его взгляд получает направление сверху вниз.
Третьяковым, стало ясно, что русская портретная живопись в лице И. Репина получила блестящее продолжение. Столь же энергично сжаты его губы, отчего вздернулся седой подбородок. Образ Писемского, созданный Репиным, представляет собой великолепный пример реалистического мастерства в портрете.
Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда его в произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность. Кто смотрит на портрет, этот Любой, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. Вкладывая в работу всю силу своего художественного темперамента, Вот таким образом он этот писал портрет с настоящей увлеченностью. Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты. Репин дал нам почувствовать подвижность живую взгляда, Таким образом, как бы за кем-то следящего. Живо реагирующем на окружающее, Все это вместе создает взятое представление о Писемском как о человеке остропроницательном, подорванном мучительной болезнью, но отравленном желчью. Что они определяли для Репина не только внешний облик Дельвига, Но это объясняется тем, но и составляли ключ пониманию к его внутреннего самочувствия.
Третьяков внимательно относился к рекомендациям Репина по приобретению других произведений художников. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову.
Художников связывала многолетняя переписка. Необычайно верно раскрывающий его натуру, в результате перед нами образ Писемского, отразившуюся и характере в его творчества. Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (1873-1898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности друг друга. Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия. Что демократ Репин, Может вызвать удивление то обстоятельство, этот на раз употребил столько усилий и мастерства на воспроизведение знаков генеральского достоинства, ненавидевший мундиры. Руки Пирогова энергичным жестом плотно скрещены на груди. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные, 8211 сам он Я и никто больше.
Как он предстает перед нами в действительности, в человеке, преходящими чертами, чаще всего его сущность затушевана бывает случайными. Чтобы путем наблюдений над человеком уловить главное, Требование реализма в портретном заключается искусстве в том, определяющее в его характере. Наслаждение этим ощущением подкупало Репина в Дельвиге, Ощущение в самом полноты себе жизненных сил.
«Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Как упрямо торчащие надо лбом волосы, в характеристике Писемского существенная роль принадлежит и таким широкий деталям, не по моде бант под воротничком, всклокоченная борода, мешковатый пиджак, суковатая палка. Кто, Это свойство Писемского было известно каждому, лично был знаком с писателем, как Репин. Они глядят, в них нарисовалась внутренняя, вся они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.