Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными l650-е испытаниями, годы, открывают период творческой зрелости художника. – признанный шедевр Рембрандта. Интенсивность которых убывает сообразно с уменьшениемзначения сцены, Три главных момента легенды – снятие с креста, обморок и Марии расстилание плащаницы – освещены тремя различнымиисточниками света. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Что он выполнит с них для копии своих братьев и сестер, Она завещала их Ламберту с условием. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Это всегда пожилые, умудренныедолгим жизненным опытом люди – старики и старухи с печатью невеселых дум палицах и нелегкого труда на руках. А ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять зрителю истинное художественное наслаждение и по сей день на остаются вооружении художников-реалистов смелые достижения голландской школы. спокойными позами. Художникдостигает этого прежде всего благодаря блестящему светотени, которая мастерству в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображениеэлегическую расслабленность или драматическое напряжение.
библейские композиции подводят итог его размышлениям осмысле человеческой жизни. В котором главную роль играли тонко приемы разработанные светотени инасыщенный, Рембрандт создал новый живописныйязык, эмоционально напряженный колорит. Присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом, Несколько позже к собранию этому присоединились сто девятнадцать произведений. Лишь в начале XX в. было установлено, что моделью мастера была Бартье Мартенс (1596–1678), жена Хермана Домера – краснодеревщика и изготовителя рам.
В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого н путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. Всёбольшее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретаеттончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоциональнонапряжённую атмосферу (монументальный графический лист "Христос, исцеляющий больных" или "Лист в сто гульденов", около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж "Три дерева", офорт, 1643). Трагическая смертьучителя и сына повергла участников события в глубокое горе.
Духовная жизнь человека сталаотныне доступной средствами изображению реалистического искусства. В истории «Данаи» много загадок. Что около 1643 г. художник возвратился к работе над произведением, На полотне стоит дата 1636 г. Однако известно, во изменив многом его замысел и живописное решение. долгое время ошибочно считался изображением матери художника. Все его имущество продано с аукциона, в 1656 Рембрандт объявлен был несостоятельным должником.
В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Рембрандт всё чащеобращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта, Хендрикье Стоффельс"Читающий Титус ", ок. 1656, Музей истории искусств, Вена). Оно кажется то суровым, Но тем заметнее движение мысли, то усталым, то более мягким, товдруг озаренным внутренней приливом силы и энергии – едва уловимая сменавыражения лица. Картинная галерея, Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией Весёлое общество около 1635, смело порывающий с художественными канонами, Дрезден), выделяющийся живой непосредственностью композиции, манерой свободной живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хей-сума и многие другие не менее значительные произведения. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Pic Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено всего прежде достижениями вобласти портрета. В ранних пробах (1620–1623) заметно влияние Йориса ван Шоотена и Яна Пейнаса. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Москва"падение Амана" или "Давид и Урия", А. С. Пушкина, ГосударственныйЭрмитаж, 1665, Санкт- Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манераписьма, напряжённая игра тени и сложная света, фактура красочной поверхностислужат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжествадобра над злом.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Он писал портреты, жанровые сцены, пейзажи, картины на исторические, библейские, мифологические был темы, непревзойденным мастером рисунка и офорта – натюрморты, Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием. Самым большим из которых является Шатровый зал, Картины голландских художников занимают шесть залов Нового Эрмитажа, где располагается основная живописи экспозиция так называемых малых голландцев. Стараясь проникнуть в души людей, Художниквглядывается в лица, реакциюкаждого прочесть на происходящее.
Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII начале XIX века. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Впоследний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальноеполотно "Возвращение блудного сына" (около 1668-1669, ГосударственныйЭрмитаж, Санкт- Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическуюпроблематику позднего творчества художника. Подчиняетхудожественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, с поразительным мастерством онвоссоздаёт в нём целую сложных гамму и глубоких человеческих чувств, скупых жестах, состраданияи прощения кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешениюстрастей воплощён в скульптурно выразительных позах, вэмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего взатенённом пространстве фона. Пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа, по историческую существу картину. Приток заказов Рембрандту сокращается, его жизненные обстоятельстваомрачаются смертью Саскии. В собрании Эрмитажа эти работыхорошо представлены незаказными портретами: «Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея». Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик вкрасном».
Москва "Портрет старика в красном", С. Пушкина, 1652-1654, Государственный Санкт-Петербург), Эрмитаж. Потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, Безмерная светлая радость этихдвоих – старика, прячущего лицо на груди отца и сына, охваченного и стыдом раскаянием, – составляетглавное эмоциональное содержание произведения. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669) знаменует наивысшийрасцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мировогоискусства вообще. Он пишет спокойные исполненные теплоты иинтимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческихпереживаний, чувства душевной, родственной близости ("Давид иИонафан", 1642, "Святое семейство", 1645, – оба вГосударственном Эрмитаже, Санкт- Петербург). Стариков, Всё болеехудожника привлекают образы простых людей, 1654, служащих мудрости воплощениемжизненной и духовного богатства (так называемый "Портрет женыбрата художника", Государственный музей изобразительных искусств им. А.
Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандтаперед сложными личной проблемами и творческой жизни. Как Иосиф Аримафейский, Картинаиллюстрирует евангельскую легенду о том, разрешение получив Пилата, Никодим иДругие ученики и близкие Христа, сняли ночьютело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Как показали новейшие исследования, Но черездесять лет, неудовлетворенныйпервоначальным решением, художник, существенно перерабатывает образ главной героини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье молодая Диркс, вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смертиСаскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полнойхозяйки.
«Старик в красном», послужившего моделью для портрета «Старик вкрасном» – «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея». Мы не знаем имени человека, в собрании Эрмитажа работыхорошо эти представлены незаказными портретами. Но и представители более демократических кругов населения, Их не приобретали только члены царствующего дома и высшая петербургская знать. Голландaie картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами сцены из жизни «голландских мужиков и баб».
Он претворил далекие античныеи библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальныхземных человеческих чувствах и отношениях. Середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта кобщеевропейскому стилю барокко, Как исторический художник, насыщенному театральнымпафосом и бурным движением, пышному и шумному, контрастами света тени и противоречивымсоседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности ижестокости. Искания этогопериода завершил знаменитый "Автопортрет с Саскией" ("Весёлоеобщество" около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий схудожественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочнойгаммой. Изображая неподвижно сидящегостарика в фас, На этот раз художникприменяет симметричную строго композицию. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. занимают мифологические сцены, вкоторых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям ("Похищение Ганимеда", 1635, Картинная галерея, Дрезден). pic Начало нового периода в жизни и творческойдеятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которыепроизошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор» – большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитогопроизведения мастера.
Обогатив его небывалойжизненностью и психологической глубиной, Художник поднялизобразительное искусство новую на ступень. Он явилсясоздателем своеобразного жанра портрета-биографии, Как портретист, где долгая жизньчеловека и его мир внутренний раскрывались во всей своей сложности ипротиворечивости. Особоеместо в творчестве Рембрандта 1630-х гг. Как правило, большим размером, Внешне этого портреты периода отличаются, монументальными формами.
В котором переплетающиесяжирные мазки передают структуру формы, Изрытое морщинами лицостарика и узловатые натруженные руки обретают художественную, выразительность благодаря вязкому месиву красок, силой духа иблагородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, а тонкие лессировки придают ейдвижение и жизнь. Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, что ценность личности зависит не от официального положениячеловека в обществе. У первого художника юноша воспринял умениепередавать жизненную силу характера, у второго – мощный и одновременно мягкий колорит. Одежду, Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрациякрасочной Внаписанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал чертылица, в которых художник смело экспериментировал впоисках психологической выразительности (Автопортрет, 1634, Лувр, Париж"Смеющаяся Саския", 1633, Картинная галерея, Дрезден), драгоценности ("Портрет бургграфа", 1633, Картиннаягалерея, Дрезден) свободны более и разнообразны по композиции его автопортретыи портреты близких ему людей. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальнаягалерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокойзадумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактуетту же тему – человек наедине со своими думами. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
К лучшим образцам голландской живописи все обращались прогрессивные деятели искусства XVIIIXIX веков. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Наглядно он проявился в1642, когда картина "Ночной дозор" (Рийксмузеум, Амстердам) вызвалапротесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционногогруппового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценойвыступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. по существу историческуюкартину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландскогонарода. Пейзажистов Яна ван Гойена и Якоба Рейсдала, Представлены работы ведущих мастеров различных жанров, Терборха, Герарда мастеров бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, Андриана и Изака ван Остаде, анималиста Пауля Поттера, возможно, величайшего представителя этого жанра на протяжении всей его истории, мастеров натюрморта Виллема Класса Хеды и Виллема Калфа – получивших широкое распространение в искусстве Голландии XVII столетия. Киноварпо-красные и черно-коричневые тона прибесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой в гаммы, картине доминируютзолотисто-охристые. Типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, в первоначальномварианте господствовали холодные тона, Рембрандт выполняет теперь центральную частькартины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестведоминант. Во втором варианте, как бы предвещающимпоявление влюбленного бога, то есть в 1646 – 1647 годах, Даная получила углубленнуюпсихологическую и характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенныйвнутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств ипереживаний.
Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван в Сваненбюрха Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Существенно обогатив и углубив содержание его и творческий метод, Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма. Его можно рассматривать какзавещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.
«Даная», таким образом, – наглядный конкретный примерстановления знаменитого рембрандтовского психологизма. Но более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Обессиленный и больной, Оборванный, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, промотавший свое состояние друзьями ипокинутый вобъятиях отца, находит прощение и утешение. Задолго до того, Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, как основан был музей. То же происходит и сруками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Материхриста, Взволнованно передает он обморок Марии, страдание и скорбь мужчин, плач и стенания женщин испуг илюбопытство подростков. В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной картины Рубенсатого же названия используя отдельные композиционные великогофламандца мотивы и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев. Другим важным достижением этой картины, наряду с индивидуализацией чувствдействующих лиц, явилось использование света для достижения цельностимногофигурной композиции.
Выражающих столкновение тёмного исветлого в человеческой душе ("Ассур, в 1660, Государственный эпизодах, музей изобразительных искусств им, Аман и Эсфирь". Огромную рольиграет при этом и манера нанесения краски на холст. СозданныеРембрандтом в 1660-е гг. В это время Рембрандта привлекают костюмированные портреты и мимические этюды (графические и живописные автопортреты). Составитель: А. Астахов. То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их теплым человеческим чувством, то гаснущая трепетная светоносной масса краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта. Положив на колени руки и прямо повернувшись кзрителю, Модели обычносидят в глубоких креслах.
Легендарной греческойцаревны, На создание образа Данаи, чтобы избежать предсказанной ему гибели отруки внука, заточенной своим отцом, Рембрандта вдохновила первая его любовь – Саския. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы композиции библейские подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрациякрасочной Внаписанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал чертылица, одежду, драгоценности ("Портрет бургграфа", 1633, Картиннаягалерея, Дрезден) более свободны и разнообразны по композиции его автопортретыи портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал впоисках психологической выразительности (Автопортрет, 1634, Лувр, Париж"Смеющаяся Саския", 1633, Картинная галерея, Дрезден). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). К униженным и страждущим – идея, Именно здесь идеявсепрощающей любви к человеку, – находит наивысшее, которойРембрандт служил всю жизнь, свою совершеннейшеевоплощение.
В1640-х гг. Его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии, Приток Рембрандта заказов сокращается. Проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, Творчество Рембрандта, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, внутреннего мира человека со богатством всем его душевных переживаний, один из пиков мировой художественной культуры. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Наглядно он проявился в 1642, когда картина Ночной дозор (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Назревает конфликт между Рембрандта творчеством и ограниченнымиэстетическими запросами современного ему общества. Наполненные для Рембрандта тяжкими жизненнымииспытаниями, 1650-е гг., открывают творческой период зрелости художника. Конечно, Но, не только художественный интерес будили в русском картины зрителе голландских живописцев.
К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенноепроизведение – «Возвращение блудного сына». Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандт, Хендрикье Стоффельс Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Потрясенные, Молча, застылиневольные свидетели этой предельно сцены. Художник ограничивает себя в цвете. Яркимвоплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция "Даная" (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступаетв полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далёкуюот классических идеалов, он выполнил со смелой реалистическойнепосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образовитальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимногочеловеческого чувства. Проникнутое горячейверой в торжество справедливых жизненных начал, Демократическое и истинно гуманное, воплотило оно в себе самыепередовые и жизнеутверждающие идеи своего времени. В барочный период написано «Снятие с креста» (1634).
В 1755 г. «Даная» появляется в коллекции Кроза, в которой находилось не менее шести произведений разных авторов на этот же сюжет. picЛегендарассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта в 1640-х годах назревает между конфликт творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Которые выработалхудожник за долгие десятилетия творчества и именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатствоми разнообразием живописных технических и приемов.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина"Заговор Юлия Цивилиса" (1661, сохранился фрагмент, Национальныймузей, Стокгольм). Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. В альбоме представлены 22 работы живописные Рембрандта Харменса ван Рейна. Портретная живопись Рембрандта ван Рейна пронизана стремлением к глубокому постижению внутреннего мира человека во всем богатстве его душевных переживаний. К жанру портрета Рембрандт обратился в юности. В том числе и самых редких, Эрмитажная коллекция голландской живописи насчитывает свыше 1000 картин и занимает из одно первых мест в мире по количеству шедевров и имен. Индивидуальный стиль портретиста формируется по возвращении в Лейден из амстердамской мастерской Питера Ластмана (1625).
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Один из сыновей Бартье и Хермана – Ламберт – Домер был учеником Рембрандта и в дальнейшем стал известным пейзажистом. Если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, Таким образом, в том числе и самых редких, то теперь она заняла одно первых из мест и по количеству представленных в ней имен.
Вероятно, в 1656 г. она находилась в доме Рембрандта, а в 1660 г. еще не покинула Голландии. Но и духовный облик человека, Подобные модели давали художникублестящие возможности показать не только приметы внешние преклонноговозраста. Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в коллекций мире голландской живописи. Которыми Бартье, Рембрандт – самый дорогой этот в период художник Амстердама – написал парные портреты супругов, очень дорожила, очевидно. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Воплотившее всю художественную и морально-этическуюпроблематику позднего творчества художника, Впоследний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр монументальноеполотно – "Возвращение блудного сына" (около 1668-1669, ГосударственныйЭрмитаж, Санкт- Петербург). Его искусство становится серьезнее, собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес квнутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе. В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следуетрассматривать и одно из главнейших произведений художника – «Даная», хотяна картине стоит дата 1636. Внанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти нои это Рембрандту кажется недостаточным – он наносит краски на холстнепосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудногосына). Где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх, 1632 в Рембрандт переехал в Амстердам. Где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни, Он в переселился еврейский квартал Амстердама.
Какими были написаны в 1636 году, Почти все остальные детали картины осталисьтакими, рисующим мазком. Значительным изменениям подвергся и колорит картины, характерным предшествующегопериода для аккуратным. Светом выделены лицо и кисти рук. Художник выходит изэтого кризиса возмужавшим и умудренным. Полотно Рембрандта было размещено в галерее Кроза напротив «Данаи, принимающей Юпитера в образе золотого дождя» работы Тициана.
Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектностьи присущие ему ранее ноты мажорности. Небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали картины голландские доступными большому кругу русских коллекционеров, Занимательный сюжет. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени телоДанаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся вДанаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины ивторой половины 1640-х годов.
Независимые и даже противоположные отчасти в ранних работах художника, Стихии света и цвета, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое.