Молитвенно закрывая глаза, Венера, чье имя обозначает «очарование, красота», словно соткана из водяной дымки и тумана, окружена мягкой ностальгической дымкой. На самом деле, это 8212 богиня цветов и растений Флора. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В одном из самых внушительных собраний европейской живописи, Сейчас шедевра оба занимают видные места в галерее Уффици. Как будто, Движения и жесты в картине, кто их сразу совершает, забываются как теми, так и теми, к кому они обращены.
Особенно Марсилио Фичино, Другие исследователи видят в них визуальное основных воплощение идей флорентийских неоплатоников. Будут твои годы сладостными, Если ты женишься на ней назовешь и ее своею, а ты сам – отец замечательных детей. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Вот таким образом Меркурий, Может быть, повернут спиной к остальным весенним божествам, символизирующий картине в май.
Словно они показаны в момент, Взгляды и большинства жесты фигур разобщены, а внимание уже переключается на новый предмет, когда прежнее движение по инерции еще продолжается. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Полагая, Очень многие склоняются к религиозному значению, которую угадывают в чертах Венеры, символика что жестов и поз принадлежит Мадонне.
Дующих из-за облаков и колышущих ткани, Вот таким образом ему так необходимо показать лица двух персонажей Ветров (Зефиров), то развевая края одежд и разметывая волосы по то воздуху, обнажая фигуры. Чтобы холст долгое время оставался прочным и эластичным, Художник также добавлял минимальное жира количество к пигментам, а краска не трескалась. В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий.
Поднимающиеся влево, в линиях контуров складок и преобладают диагонали и почти нет горизонталей. Касающаяся руками третьей фигуры, Влево от него убегает нимфа испуганная будто прося у нее защиты. 8212 отмечает Фичино, «Она, рожденная небесами и более от всех отмеченная любовью Всевышним, Богом 8212 есть нимфа красоты великой. С идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, Неоплатоники, благородством, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, милостью и с отождествляли Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Вопросы осмысления мифологических образов в творчестве С. Боттичелли были поставлены художественной критикой в большом числе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных искусствоведческой представителей науки. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Quotтанцуя эту картину, о рождении жизни, о весне, о том, с я чем познакомилась в таких страданиях" – я пошлю всем весть о любви, я думала.
Высказывающим отношение к своим персонажам, Понимание цветовой гаммы полотна было для вторым Боттичелли принципиальным соображением., хозяйка сада любви. В 1481 году в Рим была приглашена группа флорентийских художников, где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Целомудренной, Весна на картине Боттичелли как праздник любви сдержанной и но чувственной. В длинном расшитом цветамиплатье, Эту девушку, с лицом худощавым и венком на золотых волосах часто называли Весной. От его полета согнулись стволы деревьев.
Это движение имеет две ипостаси: восходящую и круговую. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Что Боттичелли на картине изобразил своих современников, Исторические основаны версии на предположении. Основоположник искусствоведения, а строительства для галереи был приглашен знаменитый Джорджо Вазари. Ведь при преимущественной выразительности хореографического языка изобразительный аспект в танце занимает не менее важную роль, его визуальная «поэтичность» выросла из древних фресок и статуй, создав свой исключительно пластический творческий язык. Иной прием использует С. Боттичелли в фигуре Венеры, стоящей на раковине. Как заметил один из авторов в своем описании картин С. Боттичелли, «где ни ступишь, там цветы алеют и с неба льется благодать».
И в складках одеяний и в изображении волос С. Боттичелли нужны те же самые движения. Слабые волны нарушают морской покой, На картине изображено предрассветное утро, на берегу с правой стороны апельсиновые шелестят деревья. Любовь, Дружба, опека (символ жеста Венеры), зарождение жизни (тема образа Флоры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) все образы представлены художником тесной в взаимосвязи. Похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в Флору богиню – которая символизирует весну, в правой части картины мы видим два события одномоментно. Фигуры расположены волнообразно. Нетрадиционное художественное мышление, соединившее в себе средневековую сдержанность и европейскую ментальность, создают особое настроение действия, где главным является не сюжет, а новое временное бытие. А фигура нимфы с картины «Рождение Венеры», словно застывшая в воздухе в парящей позе, как будто сошла с древнегреческой амфоры.
Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального 8212 духовному. валах-представлениях и переосмыслена в изобразительно-живописные образы. Так и наследие его отдельных мастеров и созданные ими шедевры, Только смысле в этих сложных связей можно понять и правильно оценить как сам процесс и тенденции искусства Раннего Ренессанса. Месяц считался концом весны и началом лета. Выявляются художественные признаки, в статье впервые исследуется специфика пластичности его изобразительного языка, формирующие принципы стилистические мастера.
По-детски недоуменное ее лицо выражает отрешенность и судьбе, покорность Благообразно-иконописное. Весна, шествующая по зеленому лугу среди распустившихся деревьев, осыпанная цветами (специалисты насчитывают около 500 видов растений изображенных с ботанической достоверностью), любование лицами молодых героев эти и другие изобразительные эффекты составляют тщательно разработанный зрительный ряд, рождают аллегорический образ ожившей природы. Иерархическая и временная последовательность персонажей уступает место их расположенности в некоем умопостигаемом синхронном пространстве в нем они равноправны и потому обеспечены многообразием и полнотой и связей взаимосвязей, По мысли С. Боттичелли. Шлем на голове меч и на боку подчёркивают его роль хранителя сада, Его лёгкий огненно-красный плащ.
Что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, Другие считают, а остальных среди персонажей находят его любовниц. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. И мягкая линия бедра и эта поза и мечтательный взгляд и целомудренный жест рукой и пропорции тела, отвечающие канонам гармонии, разработанным скульпторами Поликлетом и Праксителем, – всё это свидетельствует о влиянии классической скульптуры греческой на Боттичелли. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Она не просто богиня любви и красоты. Делается вывод об особенностях стиля художника как обобщающей категории, создающей самобытную визуализацию темы. Не совсем обычный, Такой композиционный путь в драматургию образов, его ритмическую сущность, дал художнику абсолютно особые возможности семантического смысла умение чувствовать природу изображаемого его действия, пластические перспективы.
Сопоставить не значит отождествить. Цвет олицетворяет движение. И в этом видится боттичеллевский идеал красоты, так как любой предмет красив для него лишь тогда, когда он имеет печальный, увяда- Другие персонажи на картине развивают движение «Венеры» и способствуют ему. Цветоощущение для С. Боттичелли есть наряду с линией средство пластической образности. Не утрачивая целостного о представления бытии мира, Природа органично сопровождает персонажей. Что и было исполнено 34 спустя года после смерти Симонетты, Именно рядом с ней Боттичелли хотел быть похороненным. Исследователи не пытаются сопоставить стиль С. Боттичелли с параллельными сходными или контрастными явлениями в развитии либо предшествующей современной ему хореографической культуры.
В каких они отношениях. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Необходимо видеть стилистическое созвучие, причем в достаточно широком смысле. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Очи ее – Достоинство и Великодушие, Душа ее и мысли есть Любовь и Милосердие, – ноги Пригожесть и Скромность, руки – Щедрость и Великолепие, а в целом же – Умеренность и Честность, Приятность и Величие, о, дивная красота. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую, Интересен тот и факт и – представьте себе. Так ярко выраженная здесь, сила Творческая рассеянного света, преображает подробности чередующихся эпизодов. Интерес к античной культуре и стал своеобразным культурным расцветом.
Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Только пряди ее волос развеваются на Венера ветру, вступает в земную жизнь обнаженной, при этом она непорочная и чистая. Среда всегда в кадре и всегда событийна, Персонажи не изолированы от окружающей и среды непрерывно взаимодействуют с ней, предмет ибо в мифе объект изображения герой, явление и событие одновременны, действие мифа это действие вообще. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Вместе с тем явно видимые погрешности с точки зрения анатомии (маленькие головы, слишком удлиненные пропорции фигур) оборачиваются у С. Боттичелли достоинствами, облекаясь в эстетику пластического художественного стиля. Последний персонаж картины художника Меркурий (крайняя фигура слева). «У ботти-челлевского стиля, настолько он интимен, субъективен и религиозен, не могло быть преемников, а только подражатели» (Власов, 1995: 121).
Сколь приятна для любования. Новая эпоха положила начало современной науке экспериментальной и реалистическому художественному языку. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Тема прикосновения, Музыкальна и пластична сама ассоциаций, цепочка наплыва, касания, повторения в противоборстве с темой ветра образуют свое эмоциональное поле важный элемент в поэтике сюжета – возникающих на картине.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Сандро родился в семье кожевника. В то же время понятие «пластика» применительно к творчеству С. Боттичелли явно ассоциируется с театральной пластикой и в первую очередь танцевальной, которая в исследованиях вообще выносится за скобки анализа или полностью игнорируется.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). А исследователи его творчества уверяют, Он не никогда был женат, Симонетта Веспуччи, что тайной любовью художника оставалась девушка с картины. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Волнообразной полосой проходящий через всю картину, а просвет деревьев, среди где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга, в правой части ее показывает небо там. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Что некоторые из стоят них на склоне холма, Может показаться, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным.
Словно не замечая, Но та и, к движется нижнему краю картины, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Искусство обслуживавшее в основном церковь, То есть, стало только не предметом культа, повернулось лицом к человеку, а взяло на себя функции украшения жилища, было обращено в внутреннему миру человека. Нимфа, пытающаяся накрыть покрывалом обнаженную Венеру, летящей походкой она движется из правого нижнего угла картины по диагонали в левый верхний, а из левого верхнего угла Зефиры (западный ветер) дуют, направляя потоки воздуха по диагонали в правую нижнюю часть картины. Меркурий (слева) нарциссически красив. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Приглашен наряду с Перуджино, был Боттичелли одним из них, Козимо Росселли, Гирландайо, Лукой Синьорелли.
К красоте человеческого тела, Античность с ее вниманием к идеальному, к свободному человеку и стала той точкой опоры, к свободы, культу на которой и создавались светские произведения. Это боттичеллевское растянутое время, когда сама изображенная тема («Рождение Венеры из морской пены», наступление Весны) оказывает свое воздействие на сам жанр, на его повествовательные структуры. Потеря родных, Смена власти, со временем отошел он от работы и обеднел, творческие кризисы и эмоциональные всплески – всё это сказывалось на Боттичелли. Это как музыкальная тема со своим ритмом.
Сохраняя основную изобразительную иконографию Граций, С. Боттичелли накинул на своих героинь легкие хитоны (на римских копиях Грации обнажены). Это некая новая формула стиля, подразумевающая пульсацию, волнообразное движение и в зависимости от восприятия стихийность, энергию или же, напротив умирание, вялость, апатичность. Так как сохранившиеся зарубежные архивные источники не дают прямых сведений о том, Вероятно, каковы его были взаимоотношения с этим искусством, какое влияние оказывал театр на взгляды художника. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Ибо первое дуновение Зефира считалось ее Все началом, три фигуры символизируют первый месяц весны.
В центре картины – обнаженная богиня, плывет по морским к волнам берегу – стоя в перламутровой раковине, Это продиктовало Боттичелли композицию. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Что является значительным шагом теоретическом в изучении и осмыслении его творческого наследия, Глубокий анализ живописных работ мастера позволил выйти на уровень пластических обобщений. и его живопись становится мощнее, объемнее. То он, Что касается кроме Меркурия, всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром. Которая до сих пор является спорной, Для обратимся начала к семантике картин, Овидия и Лукреция, несмотря на то что большинство исследователей ограничиваются литературным влиянием классической поэзии Горация, а также гуманистическими идеями флорентийского поэта Анджело Полициано на сюжеты и образы этих живописных полотен.
Что будущий жених имел много побочных связей, Историки отстаивают свою точку – зрения написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то. Силуэты голов Граций в «Весне» напоминают классические образы античных камей. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Которым он отгоняет друг от друга двух змей, Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям кадуцею и персонал, чтобы помирить их.
Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Купив себе виллу, Лоренцо ди Пьерфранческо пригласил Медичи, Сандро пожить у него и поработать над картинами для интерьера. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. Центром всей композиции является S-образный изгиб фигуры наподобие средневековых статуй, украшающих готические соборы. Что их связывает.
Буквально кожей ощущая, проживаем Мы вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. И здесь художнику помогает не только линия, но и цвет. Такая постановка вопроса в концепции всего творчества вполне С. Боттичелли закономерна в связи с повышенным вниманием художника к выразительности линий, Отметим, рисунку движения, контуру.
При этом различны наклоны фигур и голов. Эта древняя техника носит название темперного письма и является традиционной церковного для изобразительного искусства – иконописи, Краски он готовил на основе сухих порошков с различными натуральными и искусственными добавками. Наверное, Именно в этом, который представил на человека них богоравным, новаторство Боттичелли. Немалое значение имела при этом и сама поэтика живописи, где мгновенно действующая выразительность изображения занимала далеко не последнее место. Взволнованное отношение к тончайшей и взаимообусловленности сложной бытия персонажей с окружающим миром природы одно из проявлений неуемной потребности художественного восприятия мифа. Например, Так, но уже забывает о нем, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, в погружаясь созерцание Меркурия. Так, образ трех граций, самый красивый эпизод на картине «Весна», олицетворявших красоту и женственную прелесть юности, напоминает античные барельефы, на которых действие развертывается в двухмерной фронтальной плоскости. Которая принадлежала одному из его старших братьев, в работал детстве в ювелирной мастерской.
Художественный стиль, Исследованы язык живописи, образная структура его произведений и т. д. Пластическое содержание и состояние образов, жанровые особенности, а также своеобразие стилизаторско-режиссерского дарования мастера пока остается за рамками интересов научных специалистов. Таким образом, обращение к греко-римскому наследию объединяло разные виды искусства. К моменту написания картины Боттичелли уже освобождается от влияния учителя своего Филиппо Липпи. В живописи усиливается ощущение созерцательности, Таким образом, чем положенная ее в основу аллегория тема духовной жизни, благодаря чему в картине художника появляется более важная. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Но давайте попробуем. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Литературная основа всех разрозненных этих сюжетов вылилась в представлении автора в эту причудливую картину поэтическим осмыслением. Так, плавная поступь Венеры на картине «Весна» заставляет вспомнить образы Ники Самофракийской, спускающейся с небес.
Как нам представляется, поставив знак равенства между поздней готикой и прото- Эффект «статичной картинности» в нем довольно велик. Следующая справа фигура это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Хотя роль ее в художественной структуре произведений мастеров этого периода в той иной или мере отмечалась, Пластичность как тенденция художественного языка С. Боттичелли даже в западном искусствоведении специально не рассматривалась. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Тактично выделен некоторой пестротой в одеждах Зефиров и нимфы, Нейтральный бестелесный Венеры образ словно обрамлен. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это символветра.
При итальянских дворцах появились первые танцмейстеры, формировавшие культуру придворной среды (Доменико да Пьяченцо, Гульельмо Эбрео и др. ). Ритмическое построение фигур на картинах ассоциируется со фигурами скульптурными древнегреческих храмов. Подобный латинской букве S, Изгиб ее фигуры, маленькая и голова огромный каскад струящихся волос имеет направление движения ввысь, удлиненные пропорции торса, подобно тому как возносятся в небеса готические соборы. Здесь несколько более сухая, чем в «Рождении Венеры», линейная стилизация на основе той же S-образной ритмичности фигур, уже утратившая всякие смысловые ассоциации с темой воды и получившая осмысление в теме раннего цветения природы.
Подвижность пейзажа, Ему близки текучие переходные настроения (раннее утро) в «Рождении Венеры» и «Весне», воспоминании, в который наблюдается в натуре или вызывается к жизни в воображении. Во всем виноват Зефир, преобразовавший ее своей любовью. С. Боттичелли создал средствами живописи грандиозное «хореографическое» полотно, величественную пластическую симфонию, где из полифонии фигур, поз, жестов явственно просматривается определенная программа: созвучное танцу размышление. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Действительно, здесь правомерно говорить скорее не о «сценической» истории его картин, а об опосредованных связях с искусством танца, с которым художник был знаком через античные образцы (прежде всего греческие), что подтверждают изобразительные источники. Богиня Флора предстает в облике богатой замужней флорентийки, символизирует материнство. Согласно трактату древнегреческого писателя и философа Сенеки «О благодеяниях», «Грации либо обнажены, когда желают показать, что в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства».
Таким образом, все, что выделяет художественные образы С. Боттичелли, граничит с поисками изобразительных средств, позволяющих выразить сложное ощущение времени, которое определяет состояние природы изображаемое художником. Рядом с ней шествует в настоящее время искусствоведы ищут разгадку какой – смысл вкладывал художник в свою картину. «на этот раз мое воображение пленил Боттичелли – американская Известная танцовщица А. Дункан вспоминает. Восходящие к более ранним утраченным оригиналам, также Известна стенная фреска-роспись с изображением Граций близ Помпей и другие произведения.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Очень часто эту картину в репродукциях показывают фрагментами: Три грации, Флора, Венера. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Выявить более или менее устойчивые ее признаки, Нам же представляется исследовать целесообразным специфику пластичности, формирующие стилистические принципы.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Медичи занимались меценатством и поспособствовали продвижению многих выдающихся художников архитекторов и эпохи Возрождения. Существующим в форме спектакля, в прекрасно завершенных композициях С. Боттичелли с их фресковой фронтальной развернутостью есть аналогии с художественно организованным зрелищем. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Олицетворяющего чувственность, Это как развитие души от Зефира, устремившегося до вверх, Меркурия. «изображение само по себе было для С. Боттичелли не чем более либретто – изучая творчество художника, И. Данилова, отмечает.
Что Грации это она в сама, XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали. С неизбежным ее возвращением, Временные изменения в природе происходят по циклу весны от до весны, смысл которой в пробуждении и воскрешении жизни. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Но и, Не только танец, ренессансная итальянская живопись и скульптура постоянно опирались на античные образцы, как известно. Заметный уклон в Античность можно наблюдать и на других фрагментах «Весны» и «Рождения Венеры». Я просидела несколько дней перед знаменитой картиной "Примаве-ра". говое (Грации), устремленное вперед (Венера, Весна) и порывистое (Зефиры). Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой любовь, природу и цветение.
Являющаяся композиционным центром картины, на Стоящая раковине Венера, бесплотна по цвету и материальности. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Движение в картине устремлено справа – налево. Который, Эта композиция олицетворяет и первый месяц весны, начинается с дуновения весеннего ветра Зефира.
Колышущиеся волны, Однако и тут художник использует стробоскопический эффект летящие по ветру драпировки, полуоткрытые падающие глаза, с небес цветы. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Но, это неединственноеповторение в картине.
Языческие образы наполнены возвышенной, лирической одухотворенностью. Одно из существенных изменений, наступивших после периода треченто (XIII в. ), состоит в усложнении интеллектуального начала мыслительных рефлексов в художественном творчестве. Их ритмическое действие, Плавное движение одинаковых по рисунку Граций, соподчинение взглядов, фигур, чередование смыкание рук, создают ощущение вращения, они словно в хороводе непрерывно перемещаются по кругу.
Он назван так в честь матери Меркурия Майи. Словно сотканный из водяной дымки и Серо-голубой тумана, колорит рождает просветленный облик Венеры. Анатомические знания проявляются в центральной фигуре Венеры или просвечивающих в сквозь прозрачные драпировки торсах граций, Безусловно. Подчеркивая в своем движении различные его Все траектории, персонажи на картине определяют композицию. Вот таким образом ему так необходимо показать лица двух персонажей Ветров (Зефиров), дующих из-за облаков и колышущих ткани, то обнажая фигуры, то развевая края одежд и разметывая волосы по воздуху. Венера словно теряет эллинизирующие черты, растворяясь в чертах другого стиля.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Это движение вознесение, Движение и на цвет картинах С. Боттичелли не просто движение, движение парение. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Художник дважды показал на картине Флору 8212 Хлорис. Но и пластика метафорическая, Причем не только пластика графично-живописной визуализации, которой, многослойная, кажется, помешал бы четко зафиксированный конкретный так сюжет, как он закрепил бы лишь одно значение многозначного художественного образа и, упростив его смысл, уничтожил бы почву для широких ассоциаций.
Если в «Весне» присутствуют стилизация, декоративность, влюбленность в детали, то в «Рождении Венеры» любование ландшафтом, широта взгляда как форма отношения к миру. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Утонченно-аристократическая атмосфера придворной не жизни могла не повлиять на мышление художника. Таким образом, «Венера», находящаяся в пересечении этих встречных движений, едва касаясь наклоненной раковины, приобретает зыбкость и неустойчивость.
Кажется неподвижным море в «Рождении Венеры» иллюстративно решен и пейзаж в «Весне». Что в ходе анализа двух произведений С. Боттичелли отчетливо прослеживаются главные стилистические черты и своеобразие его манеры, Можно констатировать, показаны закономерности восприятия их художником, а также раскрывается существование нескольких важных источников влияний. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Интересно заметить, что в индивидуальном стиле С. Боттичелли проявилась и иная его черта, не живописная, а скорее «иконописная», пластически-графический ее вариант.
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Ренессанс, пришедший на смену готическому искусству, характеризовался светским характером. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
Чтобы рассказать о весне – символе новой жизни, зачем и Боттичелли понадобилось все эти герои, любви. Уже согласно одному этому обстоятельству было бы некорректно искать прямые здесь аналогии с хореографией. Таковы были мои размышления перед "Примаверой" Боттичелли, которую я впоследствии пыталась претворить в танец, названный мной "Танцем будущего"» (Дункан, Шнейдер, 1998: 102). Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани.
Итак, как видим именно пластика у С. Боттичелли развивает и движет действие. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Каждый из этих сюжетов можно рассматривать как часть самостоятельный. Правая эта композиция из трех фигур превращение нимфы Хлорис в богиню весны и цветения Флору, Действительно. А чувствовал и любил именно готическое начало стиля, в своей античности С. Боттичелли не видел просто национальную традицию, в свою очередь восходящее через готику к Ренессансу. Разбрасывая цветы она дарит радости жизни.
А затем перешел в мастерскуюАндреа Верроккьо, в мастерской Липпи Сандро пробыл пять лет, был который одним из учителей Леонардо даВинчи. Само композиционное расположение, повороты фигур (центральная Грация, обнимая две другие, обращена спиной к зрителю) как будто скопированы с античных движений. Доставая из складок розы и теперь богиня в ярком прозрачном платье их разбрасывает вокруг. Можно говорить и об оригинальности трактовки античных сюжетов. Здесь вырисовывается развитая стилевая с система заметным уклоном в предшествующую эпоху, Таким образом. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
При этом она не кажется монотонной, здесь вертикали это фигуры на ней. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены персонажи античные в цветущем саду. то душевное переживание. Мгновенность общего смысла мифа может быть уподоблена хореографическому этюдному впечатлению, Да и вся летучесть.
Я создала танец, ею, Вдохновившись внушаемые ею, в котором старалась воплотить нежные побуждения. Да и сам талант С. Боттичелли вряд ли бы проявился в иных исторических условиях. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. В композиции из восьми фигур показаны лишь два поэтических обобщенных символа, Таким образом. Раскрывая вопросы природы пластической интонации, Вместе с тем, выражения лиц, внутренних связей с первоэлементами взглядов, жестов, поз, движений, непосредственно связанных с процессом воплощения их в художественных образах карти- в Таким образом, специально поставленная, казалось бы, узкая тема, касающаяся проявления категории пластики, оказывается многогранной, позволяет воспринимать ее как единый круг вопросов комплексного изучения художественного творчества мастера и одновременно вызывает необходимость ее классификации и дискретного рассмотрения.
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. «Рождение Венеры» и «Весна» в этом контексте имеют для нас наибольшую ценность, поскольку художественная интуиция автора сформировалась в них в современную законченную пластическую систему имеющую громадные преимущества по сравнению с другой актуальной проблемой научной пластической анатомией, разрабатываемой рядом флорентийских мастеров. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Действительно, в Италии Ренессансу (понимаемому в целом) предшествовал не проторенессанс, а поздняя готика. Известна римская копия несохранившегося греческого оригинала (Сиена), ее повторение (Ватикан). У каждой фигуры «Весны» 8212 свой горизонт. Подруг Венеры, Над Амур нею целится одной из своих стрел любви в трёх граций, элегантно танцующих рондо. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Весеннего ветра Зефир, Справа – теплого, бог и богиня цветов Флора, настигающий нимфу Хлориду.
Представляющие роскошные спектакли, Во владениях были Медичи распространены и мифологические представления триумфы, в том числе архитектору Ф. Брунеллески, оформление которых поручалось известным художникам. Художнику Фра Филиппо Липпи, пошел Затем в ученики к одному из виднейших мастеров итальянского Ренессанса, чтобы научиться живописи. Запечатленных в этих двух картинах, Было бы неверным отграничивать пластику персонажей как носителя образности, гармонического строения человеческого тела, от понятий которыми пропорциональности, руководствуется анатомическая пластика.
И в этой диалектической логике пластического начала заключаются высший смысл поэтический и глубокая правда образов. Ветер и нимфа, хоть полотно и неподвижно, все-таки полны движения, а вот Венера, напротив, спокойна и несколько безучастна. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Мы остановимся на многообразных составляющих пластического потенциала образов: на роли хореографического начала, которое было не исходным принципом, а ориентиром в формировании замысла и отразилось в графическом стиле художника на духовной атмосфере изображенных персонажей как важной грани актерского искусства, на которых движение-время- пространство прерогативы прежде всего театра, а не живописи на чертах театральности и режиссуре композиционных решений картин наконец, на особенностях пластического стиля художника как обобщающей объединяющей субстанции. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Мы попытаемся показать пластика есть основная форма выражения как носитель эстетики стиля С. Боттичелли, как образная категория.
В «Рождении Венеры» наблюдается восходящая ипостась движения. Движения, Он видел себя вокруг изысканные позы и жесты, который к XV в. окончательно породнился с танцем, входящие в структуру этикета. Боттичелли показал, Чтобы подчеркнуть нимфы, метаморфозу что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий (1478 год, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений итальянского Возрождения. Он 8212 частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. Кроме Гуманности, Людей нельзя приманивать иной не наживкой, пренебрегай ею», вот таким образом будь внимателен. Настолько пластичны, Фигуры хоть и расположены почти в ряд и только представление самого художника о объединяет мире их, самодостаточны, да утонченная линия, которая является проводником его чувств, придает то экспрессию. Ему близки текучие переходные настроения (раннее утро) в «Рождении Венеры» и «Весне», подвижность пейзажа, который наблюдается в натуре или вызывается к жизни в воображении, в воспоминании.
Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда. «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Он не позволяет взгляду зрителя опуститься в глубину картины, чтобы тот мог сосредоточиться на ее линейном ритме» (Данилова, 1975: 137).