дурную в силу отпадения возможности использовать пример чужих и ошибок чужого опыта имевшее свою хорошую, хорошую гарантией свободы в трактовании темы и отсутствие предвзятости, навеянной авторитетом – обстоятельство, о всех этих работах приблизительно одновременных в Дарвиновском Музее ничего не знали, как и дурную стороны. И Василий Ватагин, восторгавшийся этими рисунками, ведь «лучших изображений животного» он «не видел и не мог себе представить». В те годы и всю дальнейшую жизнь Ватагин много путешествовал по миру, по Западной Европе (1903-1913), ездил в Индию и на Цейлон, был на севере России, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Кавказе. Как уже упоминалось, Василий Алексеевич Ватагин всю жизнь занимался научной иллюстрацией. Котс писал: «Шесть картин.
Пятью камнями при цветной литографии» До Ватагин революции работал преимущественно с научными изданиями, Обычно я ограничиваюсь тремя камнями при одноцветной или четырьмя. Родился Ватагин в Москве в 1883 году. Василий Алексеевич Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы. Хорошо иллюстрированных познавательных книг о мире птиц и зверей вовсе не было, а для детей дошкольного и школьного младшего возраста интересных. Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный.
Он оформлял учебники, путеводители по зоосадам, зоологические таблицы. Предлагаемые рисунки замечательного художника лишь очень часть небольшая его творческого наследия. Этой книгой художник увлёкся ещё в детстве, мечтая когда-нибудь её проиллюстрировать. Мириманова, выпускавшим большое количество познавательных книг о животных. На других камнях я необходимые делаю дополнения усиливаю, Пользуясь оттиском с основного камня, рисунок литографским карандашом или ввожу цвет заливкой литографской гуашью, где нужно. Предназначенных для подростков, с другой в дореволюционной России не почти было научно-популярных изданий по зоологии. Мощная, выразительная, вырубленная конкретно и смело, скульптура создает образ, полный «звериного достоинства».
«Таинство искусства», чудесное слияние образа и материала есть во многих работах художника. Что это вы здесь мне Художественный театр намазали, Когда я переходил границу дозволенного в иллюстрации – профессор Мензбир говорил. В 1924 году Василий Алексеевич выпустил книжку-картинку «Кто нас возит». Сваливший лося медведь в овсе и же он разгребает муравейник тот же мишка у дупла за добыванием меда он же на Камчатке за рыбалкой он же на Кавказе на плодовом дереве, Медведь властитель северной тайги. Чёрный буйвол стоял в перемятом тростнике, принюхиваясь к чему-то, одинокий и сумрачный. «Так, писал художник, весеннее солнце освежает застоявшийся воздух зимы.
Страстный путешественник, Зоолог, проработавший пятьдесят в лет Государственном Дарвиновском музее, объездивший полмира, автор научных публикаций иллюстраций для разных изданий, Ватагин, как никакой другой художник или скульптор, любил и понимал животный мир, умел с поразительной наблюдательностью раскрывать в своих персонажах самое характерное. Проучившись таким образом несколько лет, Василий Алексеевич Ватагин, как вспоминает он сам, «приобрел привычку доводить рисунок до конца, передавать подробности, часто скучные и добросовестно исполнять работы мало интересные». Квадратный лоб в оправе львиной гривы со сверлящим взглядом глубоко сидящих глаз массивное лицо с широкой челюстью тонкой и линией уверенного рта. «Звери и птицы самые странные» (1928), «Звери красивые» (1929), «Звери самые маленькие» (1927), «Звери самые большие» (1927), «Обезьяны» (1927), «Птицы» (1927) вот далеко не полный книг, список проиллюстрированных художником. Но работа не отпускала его.
Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться. На моих работах был гнёт зоологии». Все эти «довольно сложные композиции» художник рисовал на холстах сразу, без предварительных эскизов используя многочисленные этюды из поездок и полагаясь лишь на зрительную память. Кольцами и полосами, Он тщательно выписал их впечатляющую с окраску четко очерченными пятнами.
Создав более 400 живописных панно и около скульптур 100 и скульптурных групп на мотивы первобытной культуры, Много лет работал для Дарвиновского и Зоологического музеев. Настроение конкретного зверя, Но если для Евгения важно Чарушина было передать эмоции, выделяя и усиливая его наиболее характерные черты, то Ватагин создавал скорее обобщённый образ животного. Это определяет разнообразие формальных приемов используемых Ватагиным. Тщедушным телом, Демоничная фигура с мускулистым передом, громадной головой, тонкой талией, охваченной гигантской гривой, шлемом выступающей над гребнем лба, с запрятанными глубоко глазами огромной и пастью, широко осклабленной в подобие улыбки.
Его мать была учительницей гимназии и, видя такое увлечение сына, приносила домой зоологические таблицы и атласы с изображениями животных, а рисунки к многотомному изданию Брема стали «идеалом» будущего художника. Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Зря негодовал профессор Мензбир, ругая «намазанный Художественный театр». В годы эвакуации (1941-1944) он создал ещё одну серию рисунков, улучшая и дорабатывая старые композиции ища новое решение (книга вышла в 1947 году).
У каждого народа и в разные эпохи. Анималисты рисуют картины о жизни животных, Анималистическое искусство на существовало протяжении тысячелетий иллюстрируют книги о животных, птиц и насекомых. Если прочесть книгу Ватагина «Изображение животного» из нее можно узнать, что художник был недоволен своей жизнью. Как он сам вспоминал, потому, «что в том кругу, где я вырос, считалось необходимым получение высшего университетского образования для всякого рода деятельности». «Дома и в гостях, получив бумагу и карандаши, я мог рисовать часами не скучая.
Живой мир красок современных нам животных, как известно, (но как то обычно забывается при живописных реконструкциях) внезапно потухает при попытке мысленно вообразить наружность ископаемых созданий. С одинаковой остротой и убедительностью художник передает мягкую поступь хищного тигра, мощное движение могучего медведя и грацию прыгающего козленка. «С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование», вспоминает Василий Алексеевич Ватагин в своих автобиографических заметках. Художник совершил несколько по поездок зоологическим садам Западной Европы, Окончив университет, Индии, побывал в Средней Азии, на Севере России, где выполнил большое число набросков животных и птиц, которые в дальнейшем стали незаменимыми помощниками в работе над различными произведениями зоологической иллюстрации, станковой живописи, книжной иллюстрации, скульптуры. Там в Геологии, Здесь отливающий неисчерпаемым богатством красок ныне мир живущих форм, бесцветные, восставшие из камня тусклые, бескрасочные силуэты их былых предтечей. Такой подход к изображению как к скульптурной, объёмной форме не случаен.
Прекрасно владевшего самыми разными материалами, Они дают представление прежде всего мастерстве о Ватагина. Для этого огромного альбома, напечатанного на хорошей, плотной бумаге, художник выполнил 30 «таблиц-рисунков» иллюстрирующих различные климатические зоны Земли с населяющими их животными. В них он пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. Педагогическая система Мартынова заключалась в отсутствии всякой системы.
Однако тяга к рисованию была столь велика, что, учась на втором курсе Университета, Ватагин стал посещать (1904-1906) студию художника К. Ф. Бианки. «удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к одно ландшафту из условий анималистической живописи – Об этом художник писал. С этого времени начинается «борьба» науки и искусства в творчестве Василия Алексеевича Ватагина. Он изучал и рисовал животных и птиц в зоопарках и на воле.
Такое внимание к книгам Брема вызвано было любовью к природе, с одной стороны, рано проявившейся у этих всех художников. Результатом явились сотни рисунков, выполненных в самой разнообразной технике. Восторг и преклонение перед его поразительным и разнообразием совершенством, лежали в основе творчества Василия Алексеевича Ватагина, Чувство неиссякаемой любви к животному миру. Вряд ли может рассмотрено, быть и все же сказанное только что с потускнении работ Ватагина при длительной их отделке, как свойство вообще присущее его искусству. Что, Вряд ли нужно говорить, так и на этот раз, как при первом опыте, в первые годы после Революции, при полной изоляции от России науки Запада, рассматриваемые работы выполнялись абсолютно независимо от сходных начинаний Мак-Грегора-Осборная в Нью-Йорке и Рюто-Маскре в Музее Брюсселя. Признавая, что такая быстрота работы в области искусства лишь условное достоинство и памятуя медленные темны творчества многих великих мастеров, мы, все же в этой быстроте, уверенности композиции и меткости улавливания портретного и психологического сходства склонны видеть исключительное мастерство Ватагина, свидетельство не только абсолютной его техники уверенности рук и глаза, но и всего прежде дар художественного отвлечения и синтеза, умение быстрого вживания, «вчувствования» в психику лица, в стоящую за ней живую индивидуальность.
Скульптор вряд ли чувствовал какую-либо связанность в трактовке тех или иных портретов и всецело мог руководиться собственным художественным тактом в направлении то более свободного подхода, При создании музейной серии портретных бюстов по инициативе и по материалам пишущего эти строки, то более сухой, при тематике монументального характера, реалистической трактовки портретах на камерного типа. Вглядываясь в эти «таблицы-рисунки», погружаешься в необыкновенный мир, который можно рассматривать и рассматривать: в зелёном, влажном сумраке южного леса сидит на ветке роскошный павлин вдалеке, на залитой солнцем поляне пасутся слоны а если приглядеться, то можно заметить крадущегося в густых зарослях тигра А вот другой мир: на фоне сине-розовых камней белый медведь ловит рыбу, а вокруг шумят, волнуются морские птицы Или совсем иная картина: солнечная, золотисто-зелёная эфиопская саванна, где пасутся антилопы, отдыхают бегемоты и расхаживает важный марабу Рисунки Ватагина удивительно передают не только зверей, но и колорит, настроение той или иной местности. Иногда по рисункам-впечатлениям от своих путешествий Ватагин создавал отдельные альбомы.
Вот таким образом в каждом из сюжетов медведя представил крупным планом, Автор прекрасно знал модель. Несмотря на столь явное пристрастие к рисованию, по окончании гимназии молодой человек поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского Университета (1902-1907). Метод серийного показа проследить позволяет ряд сцен из жизни того или иного вида в различных местах его обитания. Решению которого он посвятил всю жизнь, Именно в эти годы перед Алексеевичем Василием встал вопрос. Скульптура.
сама посадка головы, наклоненная вперед «как бы под тяжестью хранимых ею дум» все вместе «выражало нечто большее, чем силу, придавая выражение мощи, непоколебимости и в то же время искренности, простоты от ясности сознания своих сил. » слова биографа, невольно приходящие на ум при взгляде на монументальную скульптуру, каждая черта которой призывает нам на память и другие, самим Гексли высказанные слова, чеканно-четкие, как самая наружность говорившего: Чутко и уверенно, со свойственной слепому сенсетивностью, проводит он по очертаниям изгибов раковины старческими пальцами, пришедшими на смену навсегда угасших глаз. В 1902 году Василий поступил на отделение естественное физико-математического факультета Московского университета. Когда исходным материалам для скульптур Ватагина являлись не продукции фотографов, в немногих тех случаях, а живые лица отрицательные свойства длительной работы, не снимки, о которых говорилось выше, абсолютно отпадали. Как и всюду, Здесь, подтвердилось эмпирическое где правило, соприкасаются наука и искусство. Снова антипод: «Улыбка старого Мандрила» самого причудливого жуткого из Павианов. (1884, Москва – 1969, там же) российский график, скульптор, один из лучших художников-анималистов XX века.
Зоркий глаз мастера выделяет самое главное, подчиняя ему детали. Мартынова. Невольно одно направление влияло на другое. Один из зрителей, плененный превращением почти на глазах простой грубой доски в художественное произведение, написал в книге отзывов: «Здесь есть таинство искусства». Великолепное чувство композиции листа делает эти рисунки очень ценными. Равным образом и в анималистических работах инициатива формы, стиля, оставалась за художником и только при реконструировании людей Палеолита мысли и резцу Ватагина порой бывало тесно от необходимости придерживаться директив (по неизбежности довольно шатких и условных. ) антропологической науки. В 1931-1932 гг.
На своих полотнах он запечатлел пластичность гордых тигров, царственность львов, гибкость стройных леопардов изящество и скрытность пум. Будучи в Берлине, Еще в 1910 году, Василий Алексеевич Ватагин изучал литографии технику в мастерской известного немецкого графика Капштейна. Автор многочисленных книжных иллюстраций и станковых произведений. Они всегда выразительны и пластичны, в Но какой бы технике ни были выполнены его скульптуры. Строгой, Прообраз регистрирующей, эмпирической науки, верной, преданно-покорно и доверчиво-настороженно приникающей к красотам мира, к тайникам природы в целях внешнего их ближайшего понимания. Одна из лучших работ этого периода «Голова белого медведя» (1911, дерево). И Алексей Комаров: «Я зарисовываю зверюшек и птичек, читаю Брема и сверяю рисунки Шпехта, Кунерта, Мютцеля с натурой и мечтаю когда-нибудь нарисовать и лучше и полнее всех птиц и зверей мира».
Он оставил несколько десятков увесистых папок с рисунками и акварелями, по ним можно проследить всю сложную и многообразную «географию» его жизни. Рисовал я зверей и птиц и только экзотических». С каким подъёмом, обострённым вниманием, восторгом ловишь мимолётные образы. Такое внимание к книгам Брема вызвано было любовью к природе, с одной стороны, рано проявившейся всех у этих художников. Из полуоформленной тяжелой глыбы, словно выростая из нее, вздымаясь кверху на могучей шее возвышается гигантский образ автора «Метаморфозы», «Вертера» и «Фауста». К среде, в течение всей творческой деятельности Ватагин проявлял глубокий интерес к природе в с целом, которой животные нераздельно связаны.
Мензбира. Тургенева (1926), Дж. Лондона (1926), Л. Н. Толстого (1933, 1940), В. В. Обычно я ограничиваюсь тремя камнями при одноцветной или четырьмя, пятью камнями при цветной литографии». Мартышка Диана. Он изучал и рисовал животных и птиц в зоопарках и на воле.
Ватагин всегда был исключительно точен, Будучи чтобы зоологом, звериный облик органично вписывался в окружающую обстановку, но при этом заботился еще и о том. Характерных для творческого метода художника, Один из приемов, животного изображение на одном листе в разных ракурсах. Как и Алексей Комаров, Ватагин сотрудничал с издательством Г. Ф. Действительный член АХ СССР (1957). Один из приемов, характерных для творческого метода художника изображение животного на одном листе в разных ракурсах. Художник боролся в нем с биологом, Ватагин мучительно искал свой путь – в нем два боролись противоречия.
Он сделал это в знак большого уважения к животному издревле Возможно, почитаемому на Руси. Неторопливые зебу тянут арбу, переливающемся сиреневыми, розовыми оттенками, покрытом роскошным алым ковром с жёлтой бахромой на фоне золотого неба с силуэтом мечети едет на ослике узбек своей со семьёй Цвет формирует пространство, а контраст между цветами тёмными и светлыми, тёплыми и холодными выстраивает предметы, задаёт ритм движения животных – разворот книги превратился в длинную дорогу, Таким образом, сочные сиреневые тени ложатся под их ногами на красную землю по огненно-красной африканской пустыне стремительно скачет араб на одногорбом верблюде сквозь палящий зной едет индус верхом на сказочном слоне, по которой двигались звери и их хозяева. Об этой серии А. Ф. С эпохи Микель Анджело и Леонардо область восприятия прекрасного, а между тем широко как раздвинулась с тех пор. Фигуры зверей и Маугли были проработаны более детально и подробно, чем раньше (книга с этими рисунками вышла в 1955 году, с несколько иными в 1956-м на Украине). Для него был важен не умиляющий зрителя образ симпатичного «зверика», а физический образ зверя, его окраска, строение, форма, не скрытые за эффектными штрихами или пушистостью. К 125-летию со дня рождения» из собраний ГТГ и Дарвиновского музея, где впервые, наряду со скульптурой, демонстрируются его картины и графика.
Они хорошо знают их повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают. Оформив большое количество книг, Ватагин проявил себя и иллюстратор, как Д. Лондона, среди которых произведения Р. Киплинга, Л. Толстого, Э. Сетон-Томпсона. Создал множество панно и скульптур для оформления залов и музейных экспозиций, Много лет был художник штатным сотрудником Дарвиновского музея – сотрудничал с Зоологическим музеем. Изображённые с невиданной выразительностью, Животные и Сима не сразу заметила большую репродукцию портрета балерины, приковывали невольно взгляд. Из этих поездок он привозил сотни рисунков, этюдов и что не менее ценно для художника новые впечатления, самый процесс рисунка на камне, его приятный, тёплый цвет, предельная твёрдость его поверхности с налётом шероховатого «корешка», на котором так легко ложится жирный литографский карандаш. В то же время постоянно ощущается отношение автора к изображаемому.
Василий Алексеевич оказался меж двух огней. Самой же знаменитой детской книгой Ватагина является «Маугли» из «Книги Джунглей» Редьярда Киплинга. Что бывали случаи, я слышал от художников, говорил, когда он отказывался от хорошего гонорара, что это слишком дорого и он работать может за более скромную плату», вспоминал недовольный ситуацией Комаров. Художник посвятил им всю жизнь. Уже для первого варианта книги Ватагин сделал около двухсот эскизов ключевых композиций сцен.
Записки анималиста» (1957). Он закончил естественный факультет Московского университета. И мастерство фиксации неуловимых мимолетнейших движений и психологизм в понимании животной мимики, тридцать лет тому назад и обобщенность, скупость линий и скульптурность самого подхода к теме – как уже о пору, ту Различные по степени удачности и завершенности эти рисунки хорошо показывают нам, вполне наметились все главные особенности дарования художника. Народный художник РСФСР (1964). Нельзя сказать, чтобы эта работа угнетала художника. Горящий взор тем передает менее помощью резца, Неподававшийся при жизни кисти современных художников этот всепроникающий.
Первые скульптурные опыты Василия Алексеевича Ватагина относятся к 1908 году и носят следы подражания египетскому искусству, это рельефы «Кондор», «Бизон», «Обезьяна», круглая скульптура в дереве и камне. Будучи студентом второго курса университета, в году, 1903 Василий Алексеевич Ватагин поступает в художественную школу К. Ф. Юона. Он старательно рисовал «по частям, как умел», чучела животных, а с пятнадцатилетнего возраста ходил заниматься в студию художника-акварелиста Н. А. Птиц и нахождении высокой степени обобщенности в их изображениях, не никто мог сравниться с выдающимся анималистом в передаче нрава животных. Такой подход к изображению как к скульптурной, объёмной форме не случаен. Которые так неизбежны были в первые решающие годы Революции, после Но одна возможность не считаться с твердыми программами академического курса и предоставление свободы для живого творчества одно уж это окрыляло силы и энергию для достижения успеха и преодоления тех внешних трудностей. Великолепное чувство композиции листа делает эти рисунки очень ценными.
В 1909 году состоялась его первая персональная художественная выставка в Москве. Это определяет разнообразие формальных приемов используемых Ватагиным. «Я уже самостоятельно рисовал цветные композиции птиц в натуральную величину (кречетов) на пейзаже как иллюстрации для зоологических работ профессора М. А. Оформлял рассказы Э. Сетона-Томпсона «Кутенейский баран» (1923), «Джонни-медвежонок» (1926), «Спрингфильдская лисица» (1927), произведения И. С. Животные в изображении Ватагина всегда пластичны.
Воспоминания об Индии воскресают в колорите книги «Слон Вамбо» (1927), а многочисленные наброски из московского зоопарка ложатся в основу книг «Московский зоосад» (1927) и «Мой зоосад» (1936). Коллекция изобразительного искусства Дарвиновского музея начала формироваться рисунками ватагинскими обезьян. При нарушении этих отношений в ту или иную сторону картина может быть пейзажем фигурой с или приблизиться к зоологической иллюстрации». «Хороший друг своих друзей хороший враг своих врагов», эти слова когда то сказанные Бисмарком, сам Геккель, этот «Бисмарк» в зоологии по выражению одного ученого, смог бы всецело приложить и к самому себе. В этой технике выполнены многие его произведения, в частности альбом «Индия», альбом «Рисунки» по материалам зарисовок в Московском Зоопарке, серия кавказских пейзажей. До революции Ватагин работал преимущественно с научными изданиями. Ни размеры помещения, ни Правда, состав и оформление его коллекций в разбираемую пору не были готовы для такой ответственной работы. Желание восполнить то, Может быть и привело Чарушина, чего они сами лишены были в детстве и Комарова Ватагина в детскую книгу.
бросается на остальных врагов вперед навстречу зрителя. На каких животных человек перемещается по миру, Для о рассказа том, вытянутый по горизонтали, Ватагин избрал формат. Он иллюстрировал учебники, зоологические таблицы, путеводители по зоосадам. Рисовал с натуры не только животных, но и детей. Что в этом рисовании главная роль была отведена животным и можно только удивляться поразительной верности Василия Алексеевича Ватагина своему детскому пристрастию, Следует добавить, как так вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных. Верное свидетельство врожденного таланта эта необычная «художественная стабильность» обусловливает то, что лучшие по мастерству работы падают на самые разнообразные периоды творчества Ватагина, не исключая такого самых ранних лет. Там он учился рисовать «человеческую фигуру» изучал разные техники рисования, теорию рисунка и живописи.
Все эти «довольно сложные композиции» художник рисовал на холстах сразу, без предварительных эскизов используя многочисленные этюды из поездок и полагаясь лишь на зрительную память. На других камнях я делаю дополнения необходимые усиливаю, Пользуясь оттиском с основного камня, рисунок литографским карандашом или ввожу цвет заливкой литографской гуашью, где нужно. Гора вздыбившихся волос, железных мускулов с зияющим оскалом пасти, с исступленной злобой на лице, лесной гигант, подмявши под себя несчастного охотника, (фигура негра у горилльих ног). Я предпочитаю рисовать прямо на камне избегая переводную бумагу (корнпапир) ltgt Выяснив на эскизе композицию, я выполняю на камне (часто по асфальту) главные контуры и пятна светотени, на которых держится композиция. Помимо работы над детскими книгами, Ватагин всю жизнь занимался научной иллюстрацией. «Ватагин, конечно, согласился на самую нищенскую оплату. С 15 лет посещал художника-акварелиста студию Н. А. Мартынова, с детских лет он увлекался рисованием. Я старался рисовать их как можно лучше и считал, что достигаю в рисунке впечатления живой птицы.
Так, по материалам своего путешествия в Индию он издал альбом автолитографий (1922). Но и отражением психических, Более чем где либо успех работ определялся не одной лишь передачей линий или форм животных, столь же характерных для каждого животного, эмоциональных свойств, как телесный в его облик. Для него был важен не умиляющий зрителя образ симпатичного «зверика», а физический образ зверя, его окраска, строение, форма, не скрытые за эффектными штрихами или пушистостью. Его звери живут в картинах выращивают потомство, Ватагин прекрасно справлялся задачей с изображения животного в природе, отдыхают, охотятся.
Следы этой борьбы заметны на многих произведениях художника. Только в 1922 году первый вариант иллюстраций был в напечатан Государственном издательстве. К тому же Василий Алексеевич Ватагин наделил научную иллюстрацию той долей художественности и живости, которая в то время была ей недоступна. Выполненных в технике автолитографии, Если в первое российское издание вошло около ста рисунков, а позднее чуть нарисовал пером иллюстрации для уменьшенного библиотечного издания, то для украинского издания художник сделал новые рисунки.
Но работа не отпускала его. Для этого он «старательно срисовывал иллюстрации из зоологических учебников». Разнообразие внешности и окраски обезьян их ярко выраженный «психологизм» давали живой материал как для рисунка, так и для скульптуры. 1913 г. Бумага, акварель. А в музеях мира тщательно зарисовывал произведения искусств, Писал этюды, многочисленные учась у мастеров изображающие животных, живших в Древнем Египте, Месопотамии, Греции. Создал более четырёхсот живописных панно и ста около скульптурных групп для Дарвиновского и Зоологического музеев. Ощупью прослеживает он извивы сложной и структуры причудливой и диктует младшей своей дочери, Незримо, сидящей у него в ногах и заменявшей руки и глаза отца, Розалии.
На каких животных человек перемещается по миру, Для рассказа о том, по вытянутый горизонтали, Ватагин избрал формат. Конечно, Но, самым решающим условием успеха для работ Музея было внешнее его раскрепощение роли от лишь учебно-вспомогательного учреждения, самым главным фактором, расширение его задач до роли массового культурно-просветительного института. Желание восполнить то, Может быть и привело Чарушина, чего сами они лишены были в детстве, Комарова и Ватагина в детскую книгу. В 1898 году Василий Алексеевич Ватагин поступает студию в художника-акварелиста Н. А. Мартынова. преподавал на керамическом факультете МВХПУ (Строгановское училище), с 1964 года – в качестве профессора.
Осенью 1913 года он обвенчался с дочерью Антонины художницы Леонардовны Ржевской Антониной Николаевной. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея. Безошибочно превращающего тонкую перламутровую пластинку в сверкающую светом и цветом тропическую рыбку или извлекающего из серой плотной древесины векового дерева серых плотных, Мертвый материал словно оживает в руках неповоротливых Ватагина, тюленей, массивных. Весь этот огромный впечатлений запас и наблюдений был нужен художнику и для работы над книжными иллюстрациями.
Громадный африканский слон важно шествовал по степи, взмахивая тонким хвостиком. Хорошо иллюстрированных познавательных книг о мире и птиц зверей вовсе не было, а для детей дошкольного и младшего школьного возраста интересных. Уже в самой первой «обезьяньей» серии наметились главные особенности ватагинского дарования: фиксация неуловимых, мимолетных движений, понимание животной мимики. Над столом и диваном привлекали внимание большие репродукции картин.
Для иллюстрирования он выбирал произведения о природе, о животных. Смело и уверенно, эскизно-схематично (как оно единственно и допустимо в отношении существ, которых истинная внешность всегда останется проблематичной. ) выступает вперед перед нами силуэты вымерших слонов и предварявших их во времени слонообразных форм. «С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных», писал Ватагин. Животные в изображении Ватагина всегда пластичны.
Своеобразное творческое кредо художника, Эти «три кита», ясно обнаруживаются выставке на в Третьяковской галерее «В. А. Такую «типизацию» реальных обликов и подведение их под обобщающий прообраз, можно понимать вполне реалистично в свете исторического метода: как внешнее телесное изображение былой гипотетической и анцестральной формы данной группы до ее распада на слагающие ее ныне дробные подразделения. Зоркий глаз мастера выделяет самое главное, подчиняя ему детали. «Самым существенным в моём обучении было то, что впервые от Мартынова я услышал о необходимости рисовать с живой натуры». Он мастерски владел различными материалами: резал камень (скульптуры из мрамора «Удав», 1911 «Тапир», 1912), дерево («Сидящая обезьяна», 1912 «Орёл», 1913 «Рысь», 1918 «Кенгуру», 1921 «Пантеры», 1923 «Гепард», 1963), работал с металлом («Кабан», 1921 «Семья бегемотов», 1954 «Идущий зубр», 1955), керамикой («Кречет», 1936 «Панда», 1964).
Озаряющая все лицо и дополняя этот прозорливо-кроткий взгляд светящаяся изнутри улыбка, любовно так склонившееся к над крылышками бабочек сенью под пальм тропического неба и над безысходной нищетой Вест-Энта, это почти что русское лицо, в мглистом Лондоне, под сенью каменных его громад. «я читал Брэма и чуть не – плакал как мне хотелось иметь тапира или жирафу, Об этом писал и Евгений Чарушин. В течение тридцати лет художник обращался к «Маугли» шесть раз. В годы эвакуации (1941-1944) он создал ещё одну серию рисунков, улучшая и дорабатывая старые композиции ища новое решение (книга вышла в 1947 году).
То теперь герои книги действовали среди дикой природы, Если в первых его фона иллюстрациях почти не было. В те годы владение литографией было крайне необходимым умением большинство цветных иллюстраций в книжках именно делались в этой технике. В период 1963-1969 гг.
Олимпии, Страницы его альбомов заполнены рисунками зверей вперемежку с развалин набросками Акрополя, акварельными пейзажами Палермо, Микен, Неаполя, Помпеи. Таксидермическая Мастерская препаратора Федулова, страусов и других аборигенов тропиков – усердно занятого монтировкой львов и тигров, в Заглянем одну комнату. «Мне нравился, признавался художник, самый процесс рисунка на камне, его приятный, тёплый цвет, предельная твёрдость его поверхности с налётом шероховатого «корешка», на котором так легко ложится жирный литографский карандаш. Стараясь выйти за пределы зоологической трактовки образа, работает Он серьезно и углубленно.
Занимался Василий Алексеевич и парковой скульптурой. При биологической точности его скульптур Ватагин создавал яркий, живой образ зверя. Животное спасалось от взвивавшегося за ним вихревым столбом степного пожара. Художник много путешествовал по родной стране и по всему миру. Этот вопрос как нарисовать животное биологически точно и в то же время художественный создать образ рано или поздно встаёт перед каждым художником-анималистом. Там «Человеческий Олимп», доступный лишь немногим избранным четвероногим «геральдическим» созданиям, да и то лишь в роли превосходящего аксессуара.
Хорошо известно, впрочем, что и в этих лучших трех изображениях Гете в старости, биографы и критики отметили существенные промахи поскольку наиболее известный и похожий бюст работы Рауха слишком выдвигает Гете-человека, в колоссальное же скульптуре Давида Анжерского Гете-человек бесследно растворилось в величавом пафоса «Юпитера». Ватагин. Ещё в 1909 году Ватагин увлёкся скульптурой, создал рельефы «Кондор», «Обезьяна», «Бизон», где было заметно некоторое влияние древнеегипетского искусства.
В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января 1884 год)а в Москве, в семье преподавателя гимназии. Изучая в подлинниках величайшие мирового произведения искусства, Все свободное время художник проводил в музеях. Тем самобытнее и выразительнее становились его работы, чем Но больше художник постигал искусство скульптуры.
5 Стиль работ Ватагина В. А. Дружбы, в жанровых скульптурах умеет он тактично и неясно передать проявления звериной ласки, любви. Образы животных у Ватагина остры по характеристике.
Проникнуты радостью восприятия красоты путевые зарисовки и этюды», Вот почему свежи так и непосредственны. Ходил бы зверь, ел А я бы смотрел». Кроме того, Василий Алексеевич «не был уверен в своих художественных силах» и помыслить не мог о том, что он сможет стать профессиональным художником. И если даже не подобие наследия Бисмарка и «Геккелизм» не надолго пережил своего творца останется на веки в благодарной памяти всех истинных искателей научной правды лозунг Геккеля им брошенный в лицо научным обскурантам и гасителям идейно-внутренней культуры человечества: «Свободная наука и свободное преподавание. » слова, просящиеся на подножие Геккелева бюста. У них было две дочери: Ирина и Наталья.
Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Многие русские художники-анималисты, расцвет творчества которых пришёлся на 1920-30-е годы, часто вспоминали, что в детстве любимой книгой у них была «Жизнь животных» А. Брема. При биологической точности его скульптур Ватагин создавал яркий, живой образ зверя. В 1950-е годы художник снова переделал рисунки. В то же время постоянно ощущается отношение автора к изображаемому.
В 1920-х годах Ватагин обратился к детской книге. В течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, Он объездил север и юг России, посетил Грецию, собирая материал об экзотических животных Московского для университета, Сицилию, Константинополь. Голодная, тифозная и мерзлая Москва Заиндевевшие, нетопленные стены Дарвиновского Музея.
Так сложился индивидуальный ватагинский почерк. Свои знания и опыт в работе над анималистической иллюстрацией и скульптурой художник обобщил в автобиографической книге «Изображение животного: Записки анималиста» (1957). Тема хищников проиллюстрирована в нескольких сериях картин Ватагина. Писал В. А, Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли в животного построении человеческой цивилизации». Юон обычно хвалил мою свободу рисунка и особенно композиции. При этом художник в соединил портретах данного персонажа документальные подробности с художественным видением.
Для большинства своих книг, адресованных маленьким читателям, Василий Алексеевич выбирал яркие цвета, собирая рисунок не из отдельных, разрозненных штрихов, а из плотных цветовых масс, как, например, в книге «Дикие звери» (1928). Один и тот же зверь, но в разных ситуациях, в различных позах, за различным делом». Предназначенных для подростков, с другой в России дореволюционной почти не было научно-популярных изданий по зоологии. В 1935 году вылепил (за 12 дней. ) три фигуры львов для одного из крымских санаториев.
Проникновенность в изображении животных превращает рисунки художника в «портреты». Которые достигают чего-то в искусстве путём упорного, я принадлежу к числу тех художников и неслучайно многие художники-анималисты именно его считают своим Учителем, напряжённого постоянства». Творческое наследие Ватагина Василия огромно. Основоположник московской анималистической школы, народный художник РСФСР (1957), профессор (с 1965). Требующему более условного решения формы, Обращение к египетскому искусству и к дереву как было материалу, частью сознательной борьбы художника по преодолению свойственной ему склонности к натурализму. Возможно, Но, рисовать детские книги, такой альтруизм Ватагина был вызван простым желанием работать, донести до ребёнка всё то богатство опыта, все яркие, те необычные впечатления и образы, которыми он владел.
Графика. Форм, Огромное разнообразие животного мира требует от художника передачи различных самых пропорций, фактур. Затем, Художественное образование начал получать с 1898 года студии в Н. А. Мартынова, уже учась на втором курсе естественного факультета Московского университета занимался два года в художественной школе К. Ф. Юона. он оформил вход на новую территорию Московского зоопарка.
Фигуры зверей и Маугли были проработаны более детально и подробно, чем раньше (книга с этими рисунками вышла в 1955 году, с несколько иными в 1956-м на Украине). И действительно, обширен и диапазон тематики и формы и содержания и техники. «Звери красивые» (1929), «Звери и птицы самые странные» (1928), «Звери самые большие» (1927), «Звери самые маленькие» (1927), «Обезьяны» (1927), «Птицы» (1927) вот далеко не полный список книг, проиллюстрированных художником. Одной из наиболее ярких работ того периода стали иллюстрации к «Зоогеографическому атласу» профессора М. А. Живопись. В ней объединились его глубокое знание мира животного и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.
По воспоминаниям Комарова издатель платил им мало, но в те голодные годы художники соглашались работать даже за небольшие деньги. Она была близка Ватагину-ученому. Ограниченный по своему составу («Конь», «Лев» «Вепрь», «Пес», «Олень» и лишь немногие другие) это звериный материал был ограничен и по форме своего скульптурного отображения, сводимый к ряду канонических, условно избранных, «красивых» поз.
В рисунке сучков угадывает то чешую, Художник в разводах древесных слоев, то страшного дракона с выпученными и плавники зубастую голову рыбы, как у лягушки, глазами. В начале XX века много путешествовал по России, Европе, Азии. Он мастерски владел различными материалами: резал камень (скульптуры из мрамора «Удав», 1911 «Тапир», 1912), дерево («Сидящая обезьяна», 1912 «Орёл», 1913 «Рысь», 1918 «Кенгуру», 1921 «Пантеры», 1923 «Гепард», 1963), работал с металлом («Кабан», 1921 «Семья бегемотов», 1954 «Идущий зубр», 1955), керамикой («Кречет», 1936 «Панда», 1964). Похоронен в городе Таруса Калужской области, Умер Алексеевич Василий 31 мая 1969 года в Москве. Ватагин мучительно искал свой путь, свой способ разрешения этого противоречия: художник боролся в нём с биологом и в результате, постепенно формировался индивидуальный почерк мастера анималистической иллюстрации, который и как художник и как биолог признавал в животном «собрата человека» и преклонялся перед миром природы с его «мощным проявлением красоты». Созданные с минимальной затратой художественных средств на простых, Особенно хороши рисунки и низкие грубо рельефы, распиленных досках.
Преподавал во Вхутемасе (1921), Московском высшем художественно-промышленном училище (1963-69). Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного. Глядя на Ватагинский эскиз фигуры вертикально ковыляющего Оранга, кажется, что перед нами деревянная скульптура: так скульптурно, стереометрично вычерчены угловатые контуры и «лепные формы» этого изображения, словно вырубленные стамеской, а не нанесенные карандашом и кистью. Выхватывая наугад любой из групповых рисунков, Стоит лишь взглянуть, на размещенных Трахонодов парами или на Игуанодонтов, на сгрудившихся двух Трицератопсов, чтобы убедиться в органической гармонии взаимного их положения. Под руководством известного немецкого графика освоил Капштейна технику литографии, Будучи в Берлине. Здесь карандаш, акварель, тушь, литография, гуашь.
«Звери» и «Ископаемые» – а 1944 в году серию «Звериное и птичье детство и материнство», в 1938 году Василий Алексеевич Ватагин выпускает две серии. Картины и таблицы маслом или акварелью (на холсте, бумаге и фанере). Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Я встретил мальчика с индусским характером лица и удивительно богатой мимикой. Ватагин опять со своими наглядными пособиями явился, когда а я участвовал со своими рисунками на выставках – художники говорили.
И просматривая двадцать скомпонованных попарно профилей животных, остро и рельефно обрисованных Ватагиным, невольно убеждаешься в глубокой истине, когда то высказанной основателем научной Систематики Линнеем, утверждавшим, что «не признаки определяют вид, но вид определяет признаки. » Да, этот общи «man», не он ли всего прежде предопределяет степень близости и расхождения таких существ, как обе формы существующих слонов, две основные формы носорогов и природу родственных соотношений двух столь резко разных с виду, но созвучных по архитектонике и стилю своего строения, как африканский Гну и Лабрадорский Овцебык: аборигенов раскаленной степи и окутанных снегами скал. Академик К. А. Тимирязев, рецензировавший этот атлас, писал: «Главный успех художника, зависит, конечно, от подвижности его фигур: все они живут, бегут, крадутся, порхают, а рядом с этим, где нужно, не упущены самые тщательные подробности их бесконечного разнообразия одежды». В ужасающем контрасте формы и движении, безобразии тела и изысканности поступи, чудовищности морды и игривости «улыбки» выявлялся более, чем где либо присущей обезьянам синтез человеческого и звериного. Блокада, Интервенция, Гражданская Война. Его деревянные «Моржи» (1909), «Пингвин с птенцом» (1960) и бронзовый «Тигр» (1925-26) находятся в Третьяковской галерее, а керамический «Кот-манул» (1957) в Русском музее. Художник много путешествовал по родной стране и по всему миру.
Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969). Природа, животные, птицы интересовали его с детства, а любимым занятием было рисование. Во время поездки в Индию художник рассчитывал получить там «соответствующие впечатления», необходимые для создания иллюстраций. Вот он стоит во весь саженный рост гигантский представитель длинноногих, быстрых на бегу, короткоруких и «дисгармоничных» по строению черепа (широкого в лице, но узкого в висках) «Охотников за Северным Оленем». Предлагаемые рисунки замечательного художника лишь небольшая очень часть его творческого наследия. Каждая из которых представляет собой повествование живописное о разнообразии этих грациозных хищников, Художник создал ряд серий.
Минуя менее удачные фигуры Борнеанского «Флегматика» Оранга и «Сангвиника» Шимпанзе (послуживших первыми разбегами к последующим темам подлинно монументального размаха) остановимся на вещи до сих пор считаемой одной из наиболее удачных анималистических скульптур Ватагина: «Горилла в ярости». И, конечно, самая известная графическая работа Василия Алексеевича Ватагина иллюстрации к его любимой книге «Маугли». «Наступила очередь Симы разглядывать, как живёт Гирин ltgt.
Юона. Дальнейшие усилия художника направлены к созданию эмоционального и живого образа зверя, его характерных жестов, повадок, пластики, к достижению «простоты и понятности изображения». Был членом Московского Товарищества Художников (с 1911 года) и Общества Русских Скульпторов. Либо так же спокойно Он рисовал, либо спокойно всматривался в обитателей клеток, пристроившись поудобнее». Результатом явились сотни рисунков, выполненных в самой разнообразной технике.
Animal по-английски – животное. Художника, который рисует животных, называют анималистом. Жанр изобразительного искусства, произведения которого посвящены животным и птицам называется анималистическим. С доисторических времён во все века люди жили в окружении зверей и птиц и всегда их изображали: процарапанным контуром и минеральными красками на стенах пещер, вырезали в камне и дереве, лепили из глины. Другое свойство кисти и карандаша Ватагина: необычайное разнообразие выполняемой по заданиям тематики за огромный срок (тридцатилетие) его работы в Дарвиновском Музее. Одной из наиболее ярких работ того периода стали иллюстрации к «Зоогеографическому атласу» профессора М. А. Мензбира (М. : Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1912). Меж двух опасностей и двух уклонов толкования натуры: «Гете тайного советника» и «Гете Веймарского Зевса» такту и чутью Ватагина предоставлялось выбирать искомый путь при родной и художественной правды. Он рисовал научную иллюстрацию и создавал при этом художественный образ. Таковы его «Играющие пантеры», «Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие.
Образы животных у Ватагина остры по характеристике. Также написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Рассказывающая о буром медведе, Одна из таких серий, выполненными в 1932 представлена году, картинами. Скульптура, привлеченная к служению филогении. Из этих поездок он привозил сотни рисунков, этюдов и что не менее ценно для художника новые впечатления, «освежающие душу». Природа в некоторых своих созданиях может для «невидящего глаза» оказаться некрасивой, но она всегда Повторяя сказанное выше о резце Ватагина, мы видим, что и карандаш его не знает неизящных линий: должное, удачное расположение фигур слагается обычно у Ватагина интуитивно, сразу, с первого же раза, без особых поисков или разбегов. Аристотель и Софокл Веймара, вмещавший всю культуру двух тысячелетий.
Выполненных в технике автолитографии, Если в первое российское издание вошло около ста а рисунков, чуть позднее нарисовал пером иллюстрации для уменьшенного библиотечного издания, то для украинского издания художник сделал новые рисунки. В течение тридцати лет художник обращался к «Маугли» шесть раз. Для этого огромного альбома, напечатанного на хорошей, плотной бумаге, художник выполнил 30 «таблиц-рисунков» иллюстрирующих различные климатические зоны Земли с населяющими их животными. Оформлял рассказы Э. Сетона-Томпсона «Кутенейский баран» (1923), «Джонни-медвежонок» (1926), «Спрингфильдская лисица» (1927), произведения И. С. Тургенева (1926), Дж. Лондона (1926), Л. Н. Толстого (1933, 1940), В. В. Бианки. Глаза столь близорукие по виду и столь зоркие духовно, Проницатально-приветливо глядят на Вас сквозь непередаваемые резцом очки глаза противника и друга Дарвина, в самые бездны человеческого горя и причины, так настойчиво пытавшиеся заглянуть самые в недра тайников природы, порождающие их. Черты случайной, Ни одной претящей линии, ненужной, безответственной, тем а самым понижающей скупую гармоничность целого. Тем самобытнее и выразительнее становились его работы, Но больше чем художник постигал искусство скульптуры. Ученый-зоолог и художник-анималист с трудом уживались в одном человеке.
По образованию Василий Алексеевич Ватагин биолог. Проникновенность в изображении животных превращает рисунки художника в «портреты». один из поводов представить Гете, устремившим взоры вверх, эти орлиные его глаза, которым Гете больше доверял, чем мнению, глаза, так осязательно, конкретно видевшее там, где его друг и кантианец Шиллер мыслил только отвлеченными идеями. » Довольно неожиданные трудности представила скульптура иенского зоолога, как вследствие неабсолютного подбора фотографии, так и в силу хорошо известного в скульптуре эмпирического правила, считающего, что для уловления портретного, подлинного сходства, лица «правильные» менее благодарны, чем носители характерных, но мало совершенных черт. Надменные птицы-носороги, спесивый верблюд, угрожающе восседающий мандрил. Ватагин. Дополнительно учился в студии живописца К. Ф. Юона. Прекрасно владевшего самыми разными материалами, Они дают представление всего прежде о мастерстве Ватагина.
(1883/1884 1969) русский и советский график и скульптор-анималист. Ватагин эту индивидуальность передачи облика и психики порою сохранял там и Но достигнув замечательно мастерства в трактовке персональных черт у Антропоидов, где совокупность материала и тематики противоречили началу индивидуальности. Позднее подготовил таблицы для его зоогеографического Еще атласа, студентом начал работать с М. А. Мензбиром. Строгановского). Каждый ищет свой путь, свой способ совместить эти порой противоположные вещи, ведь если в художественной книге рисунки могут быть образными, эмоциональными, то в научном издании напротив, животные должны быть нарисованы предельно точно и без лишних эмоций.
В 1938 году Василий Алексеевич Ватагин выпускает две серии: «Звери» и «Ископаемые», а в 1944 году серию «Звериное и птичье детство и материнство». Скульптурная четкость в большой передаче формы сочетается в рисунках с точной и выразительной характеристикой движения. Другой слон, ещё больше, бежал прямо на зрителя, растопырив чудовищные уши и подняв грозные бивни. ак художник я преклоняюсь перед животным миром мощным проявлением красоты. Однако основной стала для него профессия художника. Таким образом разворот книги превратился в длинную дорогу, по которой двигались звери и их хозяева: неторопливые зебу тянут арбу, сочные сиреневые тени ложатся под их ногами на красную землю по огненно-красной африканской пустыне стремительно скачет араб на одногорбом верблюде сквозь палящий зной едет индус верхом на сказочном слоне, переливающемся сиреневыми, розовыми оттенками, покрытом роскошным алым ковром с жёлтой бахромой на фоне золотого неба с силуэтом мечети едет на ослике узбек со своей семьёй Цвет формирует пространство, а контраст между цветами тёмными и светлыми, тёплыми и холодными выстраивает предметы, задаёт ритм движения животных Для большинства своих книг, адресованных маленьким читателям, Василий Алексеевич выбирал яркие цвета, собирая рисунок не из отдельных, разрозненных штрихов, а из плотных цветовых масс, как, например, в книге «Дикие звери» (1928). Улучшая и дорабатывая старые композиции, в годы эвакуации (1941-1944) создал он ещё одну серию рисунков ища новое решение (книга вышла в 1947 году).
В. А. В фондах Дарвиновского музея палитра обезьяньих эмоций представлена более чем полно с зарисовками натуры. Как и то, Все это слишком хорошо известно, насколько медленно и робко в ходе демократизации искусства раздвигались грани эти выявления животной пластики. Василий Ватагин родился в Москве. Выяснив на эскизе композицию, я выполняю на камне (часто по асфальту) главные контуры и пятна светотени, на которых держится композиция.
С одинаковой остротой и убедительностью художник передает мягкую поступь хищного тигра, мощное движение могучего медведя и грацию прыгающего козленка. Настроение конкретного зверя, Но для если Евгения Чарушина важно было передать эмоции, выделяя и усиливая его наиболее характерные черты, то Ватагин создавал скорее обобщённый образ животного. Отмечая окружающее, Глаз, рука старается занести впечатления на с бумагу чувством особой ответственности и увлечения, видит всё интересным и красивым. Детство бегемота, 1920 г. Ватман, масло. Первые незабываемые героические года после Революции. Не касаясь собственно научной ценности таких работ (всегда условной, даже при наличии достаточного материала и его умелого использования) и признавая, что правдивость реконструкции зависит всего прежде от научной проработки темы (в данном случае лежавшей на обязанности автора), приходится признать, что самая научная правдивость этих «реконструкции» в широчайшей степени зависит все же от художника.
Здесь карандаш, акварель, тушь, литография, гуашь. Исполняя эти столь разные задачи одной и той же рукой, «Трудно было рисовать научную иллюстрацию и создавать художественный образ, проверяя же теми глазами. Уже ребёнком ему хотелось нарисовать животное точно.
Всюду его неизменно сопровождали альбом с красками и карандашами. Жесткий и ничем не устранимый, роковой рубеж. Реконструкция фигур людей Палеолита ископаемых животных, филетические схемы и портреты человека и животных, темы зоо-психо-эко и зоогеографические (люди, звери, птицы, насекомые то порознь, то связанные в группы и объединенные ландшафтом), самые ландшафты большей частью по этюдам, сделанным под различными широтами (от Баренцева моря и Амура до Италии, Египта, Индии и Туркестана). Я предпочитаю рисовать прямо на камне избегая переводную бумагу (корнпапир). Художник запечатлел экспериментальных приматов, за которыми наблюдала Н. Н. Ладыгина-Котс. Литографии Василий Алексеевич учился в Берлине в студии К. Капштейна (1910). Он активно выстраивал, лепил форму предметов при помощи света и тени.
Да и в самом деле. С возможной полностью лишь в идеале, этот синтетический скульптурный образ всего прежде требует уменья «вчувствоваться» в облик типа с тем, чтобы поняв его своеобразие отразить его во вне. Особенно удавались Ватагину изображения диких кошек. Работал Ватагин и в сфере садово-парковой скульптуры, в частности оформил вход в Московский Зоопарк (1931–1932 не сохранился, разобран при перестройке 1980-х годов). Среди чучел Вы живую увидите обезьянку перед экспериментальным аппаратом рядом с экспериментатором (Н. Н и здесь же.
Именно скульптура, Конечно, чем живопись, как формы властительница обеспечивает в гораздо большей мере разрешение этих задач. Спокойно величавый, Античный лоб, чело семидесятилетнего, без следа морщин, но юного, вечно всю жизнь отрицавшего небытие, кaк бы «намеривавшегося вечно жить. складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. «Эволюция Слонов» этих, быть может лучше после лошади «защитников» идеи эволюции в Естествознании, в десяти таблицах может быть рассмотрена, как первая по времени попытка иллюстрировать более полно главных ископаемых родоначальников и родичей этих причудливых гигантов. Каково же было его изумление, когда, показывая работы учителю, он услышал вопрос: «А где же искусство. » Впервые узнает он о существовании принципов техники, о характере цвета, линии, формы, о законах композиции. В 1920-х годах Ватагин обратился к детской книге. Всюду его неизменно сопровождали альбом с красками и карандашами.
Они всегда выразительны и пластичны, Но какой в бы технике ни были выполнены его скульптуры. Эти «три кита», своеобразное творческое кредо художника, ясно обнаруживаются на выставке в Третьяковской галерее «В. А. Писал в 1977 году В. Есаулов, 12 «Ещё лет назад, среди пушистой зелени смешных теремков-павильонов Московского зоопарка можно было встретить узкоглазого пожилого человека в яркой тюбетейке художника Василия Алексеевича Ватагина. Для иллюстрирования он выбирал произведения о природе, о животных. Только пара комнат в нижнем этаже слабо отоплены «отеплены» миниатюрными печурками. Его деревянные «Моржи» (1909), «Пингвин с птенцом» (1960) и бронзовый «Тигр» (1925-26) находятся в Третьяковской галерее, а керамический «Кот-манул» (1957) в Русском музее.
Университет он закончил в 1907 году. С равным пафосом и пылом, Перед нами образ призванного полемиста, витализмом с и академизмом, но неодинаковым успехом в продолжении целого полвека ведшего борьбу с клерикализмом и с социализмом, с корифеями Берлина и учеными Антанты, окруженный сонмами врагов и переменчивых друзей, в пылу сражений мало щепетильный в выборе оружия, но сквозь завесу клеветы и справедливых нареканий, падая и ошибаясь, невредимо снова восстававший в блеске своего многостороннего таланта, в ореоле славы убежденнейшего человека и честнейшего мыслителя. Но, когда я показал ему свои зоологические рисунки, он спросил: А где же искусство.
Объективную и сухую научную иллюстрацию, Он всю жизнь разрывался между двумя диаметрально противоположными задачами создать точную, мелочной и отчетливой прорисовки требующую деталей, локального цвета и художественные образы зверей, выразительные, эмоционально окрашенные, предполагающие некоторое отклонение от натуры, пропуск многих деталей, свободный полет творческой фантазии и воображения. «Пингвин с птенцом» (1960) и бронзовый «Тигр» (1925-26) находятся в Третьяковской галерее, Его деревянные «Моржи» (1909), а керамический «Кот-манул» в (1957) Русском музее. Не теряя основного стиля своего подхода (опускание всего идейно и скульптурно неоправданного) Ватагин в каждой новой позировке (правда, не «Серовского» масштаба) находил все новые тона и полутоны и старательно слагал их во все новые, более сложные аккорды той загадочной симфонии, которой имя «Человеческая Личность». Казалось бы, всех этих зверей Ватагин изучил давным-давно, однако он постоянно искал нечто новое, незамеченное раньше: «Продолжая и в настоящее время зарисовки в Московском зоопарке, писал он, я постоянно нахожу новые, незнакомые черты, новые выражения характера и индивидуальности животного».
Ладыгиной-Котс) контролирующей ответы обезьяны: производятся те самые опыты над изучением способностей животных к «трудовым процессам», что впоследствии были отмечены американской прессой, как «классические» со дня их опубликования. Работая в издательстве, художники «поделили» фауну: Комаров больше любил рисовать русских животных, Ватагин экзотических. Скульптурная четкость в передаче большой формы сочетается в рисунках точной с и выразительной характеристикой движения. ». Вглядываясь в эти «таблицы-рисунки», погружаешься в необыкновенный мир, который можно рассматривать и рассматривать: в зелёном, влажном сумраке южного леса сидит на ветке роскошный павлин вдалеке, на залитой солнцем поляне пасутся слоны а если приглядеться, то можно заметить крадущегося в густых зарослях тигра А вот другой мир: на фоне сине-розовых камней белый медведь ловит рыбу, а вокруг шумят, волнуются морские птицы Или совсем иная картина: солнечная, золотисто-зелёная эфиопская саванна, где пасутся антилопы, отдыхают бегемоты и расхаживает важный марабу Рисунки Ватагина удивительно передают не только зверей, но и колорит, настроение той или иной местности. Соответствующие моим просьбам выражения гнева или ярости, легко Он принимал любые, нежности и ласки», радости или горя. Камнем, с 1908 года начал самостоятельно с работать различными скульптурными материалами деревом, костью и др, фаянсом. Открытый взор направлен вверх.
В 1926 году Ватагин делает «Азбуку в картинках», помещая в неё яркие, точные изображения животных, соответствующие разным буквам алфавита. Он активно выстраивал, лепил форму предметов при помощи света и тени. Ещё в 1909 году Ватагин увлёкся скульптурой, создал рельефы «Кондор», «Обезьяна», «Бизон», где было заметно некоторое влияние древнеегипетского искусства. А в музеях мира тщательно зарисовывал искусств, произведения Писал многочисленные этюды, учась у мастеров изображающие животных, живших в Древнем Египте, Месопотамии, Греции. К среде, в течение творческой всей деятельности Ватагин проявлял глубокий интерес к природе в целом, с которой животные нераздельно связаны. Где начинающий художник стал проводить всё свободное время, Мартынов помог Ватагину устроиться в рисовать Московский зоосад.
Форм, Огромное разнообразие животного мира требует от художника самых передачи различных пропорций, фактур. Мензбира (М. : Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1912). В те годы и всю дальнейшую жизнь Ватагин много путешествовал по миру, по Западной Европе (1903-1913), ездил в Индию и на Цейлон, был на севере России, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Кавказе. В 1950-е годы художник снова переделал рисунки. Это было тем более трудно, что в течение всей жизни Василий Алексеевич Ватагин работал в области научной иллюстрации, требовавшей от него как раз точного «научного» рисования. Он ставил перед учеником чучело какого-нибудь зверя и предоставлял тому действовать, как он умеет, требуя лишь «законченности» рисунка. В 1914 году книгу собиралось выпустить издательство Кнебеля, но помешала мировая война.
Оглядываясь на пройденный путь, в ней признался: он «Теперь, над скульптурой, я вижу себя всегда в работе: за рисунком, за живописью. То теперь герои книги действовали среди дикой природы, Если в первых его иллюстрациях почти фона не было. В этой технике выполнены многие работы Василия Алексеевича Ватагина: альбом «Индия», появившийся после его поездки в Индию в 1913 году, альбом «Рисунки»по материалам зарисовок в Московском зоопарке, серия кавказских пейзажей по впечатлениям экспедиции 1929 года. Пользуясь услугами детей различных возрастов, «Я сделал наброски натуры, с соответствующих эскизам, в позах. Стиль работ Василия Алексеевича начала Ватагина 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Отсюда возникавшая порой антимония двух начал: начала «Типа» и начала «Индивидуального». Он часто обращается к жанру звериного портрета: «Голова оранга», «Голова гориллы», «Голова львицы» и др.
В 1924 году Василий Алексеевич выпустил книжку-картинку «Кто нас возит».