Все оно в толпе терялось". Ведь сколько времени я его искал. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). В «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами, в «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь принимает двуперстное знамение от раскольницы. Суриков по сутипоказал великий конфликт русскогоСредневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходитпобедительницей, Избрав темой трагический итогпервого стрелецкого бунта 1698 – казньмятежников на Красной площади личнымприсмотром под Петра I. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе.
В 1876–1877 создал эскизы натему четырех вселенских соборов дляукрашения храма Христа Спасителя (ныне– в Русском музее). В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Он хранится в Третьяковской галерее и называется «Голова боярыни Морозовой». Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, Избрав темой итог трагический первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.
Для женщин страх и новая тема для вечерних разговоров, Для тутошних мальчишек это развлечение, поселившись в собственном мирке, для насмехающихся бояр Морозова с сошла ума. Ведь сколько времени яего искал. Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на полотне всё, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир. Суриковвсепродолжалискать главное – образсамойбоярыни. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. «На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Чтобы создать историческое полотно, Для того, умением чувствовать пульса биение давно ушедшей жизни, необходимо обладать уникальным качеством – умением видеть сквозь пелену времени. Всякартинапропитаначувствамигероев, авторспоразительной точностью раскрывает их характеры. Эпическиесцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в ШвейцарскихАльпах и, наконец, эпизод из жизнилюбимого героя народных песен написанывиртуозно, но уже без того сложного иполифоничного драматизма, которыйотличает лучшие произведения мастера. Стремясь добиться максимальнойубедительности образного действа, впоздних вещах Суриков уменьшает числофигур, параллельно усиливая выразительностькрасочной фактуры (Посещение царевнойженского монастыря, 1912, Третьяковскаягалерея Благовещение, 1914, Художественнаягалерея, Красноярск). Мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, а вот отдельные детали и лица он писал долго, после услышанного о рассказа боярыне Морозовой, который сложился у него с детства.
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Колоды, в этих санях закованную в кандалы, закованную в цепи боярыню везут Морозову, точнее. Какими чувствами переполнены те, Мы с вами постараемся кто угадать, столпился вокруг саней боярыни. Всё лицо мелко было. Исо своей жены, Все оно в толпе терялось". Художник писал и боярыню со своейсибирской тетки Авдотьи Васильевны. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).
Боярыня Морозова. Уже в студенческие годыпроявил себя как мастер историко-ассоциативныхобразов (романтичный пейзаж Вид памятникаПетру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. При этом правданайденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца смолитвенной свечой в руке – становилсядля художника предметом истовых поисков)лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме кВ. В. Стасову, 1884).
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Стоимость услуги составляет 20 рублей с НДС за 1 календарный день. Красочная выразительностьдеталей сочетается с виртуозностьюобщей режиссуры. За два часа Суриков написал этюд, который всех победил. И с нее написал этюд. "И как вставил в картину – всехпобедила", она а потом как-то увидел онначетчицу с Урала. gt мистической способностью, могут перенестись в прошлое, разглядеть в его тусклых сумерках минувшую жизнь. ».
В. И. Суриков написал картину«Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей. Как писал художник и историк искусства А. Н.
Не буду говорить о технике исполнения, буду говорить о сюжете. Это Феодосия Морозова. Уже были написаны главки церквей исама улица идома иснег, аВ. Она склоняется перед ним и именно в "обаятельной силе чужих мук" (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности "Боярыни Морозовой", перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. И мы. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. (1632 – 1675) своей картиной на века. В годы, когда Василий Иванович трудился над «Утром стрелецкой казни», композитор работал над оперой «Хованщина», а скончался Модест Петрович 16 марта 1881 года, т. е. всего через пятнадцать дней после появления картины на IX передвижной выставке. Автор споразительной точностью раскрывает иххарактеры, Вся чувствами картинапропитана героев.
На шее – огромная цепь. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов. богатойвнешнимисобытиями. Всамомделе, путешествовалхудожникнетакужмного, геoгpaфияегопоездок не столь обширна: Красноярск родина служила ему надежным источником для постоянного пополнения запаса жизненных сил и впечатлений, без которых его искусству могло грозить оскудение из зарубежных стран Италия и Германия, в последние годы Франция и Испания. И тогда её вместе с сестрой, Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху, ночью заковали в кандалы, Евдокией Урусовой, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря приставили и к ней стражу.
Не оченьна первый взгляд богатой внешнимисобытиями, Главные картины В. И. Сурикова это и главные его вехи жизни. И эти черты художник воплотил в своей картине. Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, а мы входим в эту атмосферу внутреннюю картины, что видим.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. А сколько Суриков работал над образом каждого героя картины. Колоды, в этих санях закованную кандалы, в закованную в цепи везут боярыню Морозову, точнее.
В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Влажный зимний день, пар дыханья, от скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого – глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы. Кажется, свист мальчика, в которых бунтарку везут на допрос, бегущего за санями – что слышишь скрип полозьев от розвальней, уходящих Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения. Который тянется за санями, Здесь юродивый, которая этот повторяет жест боярыни Морозовой, нищенка. я на картине сначалатолпу писал, а ее после.
Все время открываяв ней что-то для себя новое, Почему часами можно стоятьперед картиной, этой удивляясь и восхищаясь ееглубокой психологической достоверностьюи любуясь чудесной игрой красок, разглядываяи переживая. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. А в 1887 году – расправу над старообрядчеством, в 1881 Суриков году описывает уничтожение стрелецкого сословия. В поисках этого цветочного решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст – чёрная ворона на ослепительно белом снегу. В последнем случаемастер всецело примыкает к стилю модернв его религиозном варианте. Как у нее, Он единственный на картине поднимает в ответ на боярыни слова руку с таким же, двуперстием».
В особенности созданные вИспании, Цветовойэкспрессией его впечатляют поздниеакварели, художником П. П. Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новыхтечений в искусстве, куда он в 1910 ездил со своимзятем. Лучшиевещи Сурикова всегда выделялись своимзамечательным–ввысшей мере конструктивным, ане только декоративным –колоритом. В самом деле, путешествовалхудожник не так уж много, геoгpaфия егопоездок не столь обширна: Красноярск родина служила ему надежным источникомдля постоянного пополнения запасажизненных сил и впечатлений, без которыхего искусству могло грозить оскудение, из зарубежных стран Италия и Германия, в последние годы Франция и Испания. Однако свое самое главное непрерывное«путешествие» в историческое прошлоеРоссии, ее народа он совершал постоянноне с тем, однако, чтобы отвернуться отнастоящего, уйти от его тревог и забот. Напротив, независимо от того, думал лиСуриков об ЭТОМ специально или нет, егоискусство так же остро выражало своевремя, как и искусство другого выдающегосямастера народно-исторической темы, егостаршего современника М. П. Мусоргского. В годы, когда Василий Иванович трудилсянад «Утром стрелецкой казни», композиторработал над оперой «Хованщина», аскончался Модест Петрович 16 марта 1881года, т. е. всего через пятнадцать днейпосле появления картины на IX передвижнойвыставке. Свойдарвыдающегосяживописца-историка Суриковподтвердил вполотнах Меншиков вБерезове (1883) иБоярыняМорозова (1887 обекартины–тамже), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Ну не понимает действий Суриков исторических лиц без толпы – вытащил людей на узкую московскую улицу. Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с под водительством Ермака.
На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. Но фактически распоряжалась состоянием Феодосья Прокопьевна, смерти После супруга в 1662 году всё богатство наследует его сын от первого брака Иван. Действие происходит на одной из московских улиц. Задумавшему историческую картину, Художнику, в которую происходило нужно событие, хорошо знать эпоху.
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Переезд молодогохудожника в Москву, впечатления отстаринной архитектуры «первопрестольной»сыграли важную роль в формировании егопервого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Так работал Василий Иванович Суриков. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. gt Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой lt. В создании картины очень много помогли художники воспоминания детства. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. «Там в Преображенском все меня знали.
В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В толпе терялось». Толпа народу изображённая на картине. Но по её напряжённому лицу видно, Хоть она и ведёт себя решительно, очень что ей очень трудно. Независимо от того, Напротив, его искусство так же остро выражало свое время, думал ли Суриков об ЭТОМ специально или как нет и искусство другого выдающегося мастера народно-исторической темы, его старшего современника М. П. Мусоргского.
Свой дар выдающегосяживописца-историка Суриков подтвердилв полотнах Меншиков в Березове (1883) иБоярыня Морозова (1887 обе картины – тамже), тоже своего рода сложных и в то жевремя впечатляюще-целостных визуальныхроманах – о сибирской ссылке некогдамогущественного петровского царедворцаи об увозе в острог старообрядческойподвижницы. Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания чёрного цвета платья Морозовой и белого снега. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели». Это традиционный персонаж старой Руси. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Так как она была замужем за боярином Ивановичем Глебом Морозовым, Во-первых, приближённым к царю Алексею Михайловичу, богатейшим человеком. Для отказа от предоставления Подписки на Контент отправьте смс-сообщение с текстом «СТОП» на номер «772319» (смс бесплатно в домашнем регионе) или наберите ussd-команду 15222вызов (бесплатно). Однией сочувствуют, другие –насмехаются. И не мне всё-таки судить Морозову, её веру, её право отстаивать свои убеждения с таким лицом, какое есть.
Икак ни напишу ее лицо - толпа бьет. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Хотя в своё время имя этой женщины было известно многим. Всевремяоткрывая внейчто-то длясебя новое, Почемучасами можностоять передэтой картиной, удивляясьивосхищаясь ее глубокой и психологическойдостоверностью любуясь чудесной игрой красок, разглядываяипереживая.
Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. "И как вставил в картину – она всех победила". Когда зрители проходят по основной анфиладе залов, они уже видят эту большую картину.
Которая лишилась своих богатств и своего положения высокого ради веры, Лица из толпы смотрят на эту женщину, ради принципов. Антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, Эпические сцены экспансии России в Сибири, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, наконец, но без уже того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Однако свое самое главное непрерывное «путешествие» в историческое прошлое России, ее народа он совершал постоянно не с тем, однако, чтобы отвернуться от настоящего, уйти от его тревог и забот.
Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями. Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны и со своей жены. И мы. Центрального оппозиционера церковных реформ патриарха Никона, в Именно 1662 году она поселяет в своём доме протопопа Аввакума. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Влажный зимний день, глубокий след от в полозьев рыхломснегу, пар от дыханья – скрюченные от холода пальцы ногбосого юродивого, Замечательноувидено и выражено в картине ощущениеживой природы. Пространство красок и она втягивает уже их в это пространство свое, пространство образов, пространство величины этой картины. Суриков написал этюд с неё за два часа.
Не желающей смириться с исправлениями из Одной самых известных раскольниц, была боярыня Морозова, внесенными в книги Никоном. Родственника правящей семьиРомановых, в 17 лет вышла замуж заГлеба Ивановича владельца Морозова, усадьбыЗюзиноподМосквой. Творчество исторического живописца – особенное. Сам он потомрассказывал своему биографу и писателюВолошину: ". Не очень мне нравится её лицо.
Уже встуденческие годы проявилсебя какмастер историко-ассоциативныхобразов (романтичныйпейзаж ВидпамятникаПетру I вПетербурге, 1870, Русскиймузей, Петербург). Кто желал исправить их, Люди невежественные не эти признавали ошибки ошибками и твердо защищали их против тех. И там и тут являются свидетели суда – люди, город, здания. Всем этим трем «хоровымкартинам» (как называл такого родамногофигурные сцены Стасов) не уступаети Взятие снежного городка (1891, Русскиймузей), посвященное уже целиком современнойнародной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то жевремя сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна (ПокорениеСибири Ермаком, 1895 Переход Суворовачерез Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907все в Русском музее) уже представляютопределенного рода спад. Эти ошибки сделались предметом спора для людей.
Такой ли она была на самом деле. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Заснеженной, По морозной улице, московской снег голубоватый, запушенной снегом, едут сани, розвальни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Ей передавали еду и одежду она – даже получала письма от протопопа Аввакума, Но она не была отрезана от внешнего мира. Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания или, как часто говорят, ассоциации.
На переднем плане картины в санях изображена женщина. А не толькодекоративным – колоритом, Лучшие вещи Сурикова своим всегдавыделялись замечательным – ввысшей мере конструктивным. Можетбыть, потому, что над русской душой имеетнепобедимую власть мученичество. Нравилось им, что я казак и не курю». Заличной трагедией боярыни Морозовойхудожник сумел разглядеть историческоедвижение в народе против существовавшеготогда и опиравшегося на церковьсоциального строя. Тем ярче и глубже его искусство и чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в и душе памяти художника. О широте его взглядовсвидетельствует и дружба с поэтом-символистомМ. А. Волошиным, создавшим яркий очерк отворчестве мастера (впервые опубликованв журнале «Аполлон» в 1916).
Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно. Без конца писал Суриков этюды зимы«Всё с натуры писал: и сани и дровни. В. И. Суриковнаписалкартину«Боярыня Морозова»в 1887 г. Он её написал, вспоминаядетство, проведённоевСибири, её сильныеморозы, холод. Окруженная роскошью и слугами, Она роскошную построила усадьбу по европейскому типу и жила в ней имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги.
Красноярск родина служила ему надежным источникомдля постоянного пополнения запасажизненных сил и впечатлений, ее народа он совершал постоянноне с тем, однако, чтобы отвернуться отнастоящего, уйти от его тревог и забот. Напротив, независимо от того, думал лиСуриков об ЭТОМ специально или нет, егоискусство так же остро выражало своевремя, как и искусство другого выдающегосямастера народно-исторической темы, егостаршего современника М. П. Мусоргского. В годы, когда Василий Иванович трудилсянад «Утром стрелецкой казни», композиторработал оперой над «Хованщина», аскончался Модест Петрович 16 марта 1881года, т. е. всего через пятнадцать днейпосле появления картины на IX передвижнойвыставке – путешествовалхудожник не так уж много, в самом деле, без которыхего искусству могло грозить оскудение, из зарубежных стран Италия и Германия, в последние годы Франция и Испания. Однако свое самое главное непрерывное«путешествие» в историческое прошлоеРоссии, геoгpaфия егопоездок не столь обширна. Другие деталикартины: зима, снег, холод – ещё сильнееусугубляют состояние героини. Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность. И как ни напишуее лицо – толпа бьет.
Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы женщину видим в русской национальной одежде XVII века. В поздние годыстарый художник написал ряд лучшихсвоих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ).
Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Именно это сыграло свою роль предопределило и творческую судьбу Сурикова как будущего исторического живописца, Возможно. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
Олицетворяетнепреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, Её поза и палец, указующий в небо, преследователей поборотьгнёт её мыслей. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. И все они парадоксальным образом ей сочувствуют. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой Варсанофий церкви Семёнович Закоурцев. Всем видом эта женщина говорит о том, что Наоборот, она никогда не отступится от своей веры.
Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, а мы входим в эту внутреннюю картины, атмосферу что видим. Старинные обычаи, одежда – песни, в то время в ещё Сибири сохранились черты русского быта 16 – 17 веков. Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Эти разные русские Они, правды, а на смерть, схлестнулись друг с дружкой тогда не на жизнь. А потом как-то увидел он начетчицу с Урала и с нее написал этюд.
Это Феодосия Морозова. Её напряжённоелицо показывает всю тяжесть её положения. Это Феодосия Морозова. Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения: кажется, что слышишь скрип полозьев от уходящих розвальней, в которых бунтарку везут на допрос, свист мальчика, бегущего за санями. Он считал, что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, в нём должно быть выражено что-то такое, что притягивало бы к нему внимание зрителя. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. За личной трагедией боярыни Морозовой художник сумел разглядеть историческое движение в народе существовавшего против тогда и опиравшегося на церковь социального строя. Напечатанных по исправлениям в Никона, то время произошли первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг.
Она призывает народ к борьбе и подвигу. Указующий в небо, поза Её и палец, она пытается приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, побороть гнёт преследователей её мыслей. Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнём. В особенности созданные в Испании, Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, художником куда П. П. Кончаловским, он в 1910 ездил со своим зятем. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода.
lt. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
В этих книгах имя Иисус печаталось Исус при крестном предписывалось знамении складывать не два, Например, а три пальца запрещалось брить бороды и усы. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Онавзывает к Богу, чтобы тот помог ей вборьбе за справедливость. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: Дома прислуживало ей человек триста. Онасклоняется перед ним и именно в"обаятельной силе чужих мук" (потонкому замечанию писателя В. Никольского)одна из причин притягательности "БоярыниМорозовой", перед которой до сих порсклоняется суриковская толпа.
Полулежащуюна санях-розвальнях, На мы переднемплане видим женщину в русскойнациональной одежде XVII века. Борис и Глеб, Оба брата Морозовы и после их смерти досталось оно сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу имели огромное состояние. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество. Чтобы сегодня мы знали только одну правду – Пётр I был великим русским царём, Схлестнулись тогда, а старообрядцы, реформатором-императором, сегодня коих лишь около одного миллиона человек, не более чем экзотика православия. Он шутил над собой, говоря: «Если бы я ад писал, то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».
И ухабы, Мы на Долгоруковской жилиТам в переулке всегда были глубокие сугробы, попросишь во дворе на розвальнях проехать и многоКак розвальней снег глубокий выпадет, чтобы снег развалило, а потом начнёшь колею писать». Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни. Кажется, свистмальчика, вкоторых бунтарку везут на допрос, бегущего за – санями что слышишь скрипполозьев от уходящих розвальней, Оченьсильно и верно передал Суриков ощущениедвижения. Очень трудно было лицо ее найти. Когда зрители проходят по основной анфиладе залов, они уже видят эту большую картину.
Иеговисток, Оно смахивает на лица некоторых современных женщин горящими с глазами – поборниц истинных религий – адвентисток, больных православием головного мозга, бабтисток. Очень трудно былолицо ее найти. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой). Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Раскольницей и это уже вторая причина известности Морозовой боярыни – она становится сподвижницей Аввакума, следовательно и, противницей царя Алексея Михайловича.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Что в богослужебные книги, Давно известно было, вкралось необразованности от и небрежности переписчиков много ошибок, существовавшие прежде в одних рукописях. Заснеженной, По морозной московской снег улице, голубоватый, запушенной снегом, едут сани, розвальни. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа картине на написан с переселенца. «ведь сколько времени я его искал – До нас не изображения дошли Феодосии Прокопьевны Морозовой Художник долго искал подходящий типаж.
Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Это самый жалкий персонаж. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. А вокруг нее московская шумит улица, Она вся в черном одеянии, за санями, за ней, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Правда стрельцов и реформаторская правда Петра I правда патриарха Никона – церковного реформатора и правда раскольников и там и две тут правды. Суриков все продолжал искать главное- образ самой боярыни.
Такое ощущение, что Суриков аляповатое что-то нарисовал скученность, перегруженность, статичность. яна картинесначалатолпуписал, аее после. Пространство красок и она уже втягивает их в это свое, пространство пространство образов, пространство величины этой картины. Головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, Одежда в темных тонах, охватившие запястья рук, цепи, еще более это усиливают впечатление. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины – угадывание». Уже были написаны главкицерквей и сама улица и дома и снег, аВ. В девичестве она была Соковнина. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916).
Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Этакартина показывает, насколько иногдалюди бывают преданными своей вере. Ездила она в дорогой карете, Крестьян было 8000, в или шесть двенадцать лошадей за нею шло слуг, устроенною мозаикой и серебром, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье». Когда Василий Иванович трудился над «Утром стрелецкой казни», в годы, а скончался Модест Петрович 16 марта 1881 года, композитор работал оперой над «Хованщина», т. е. всего через пятнадцать дней после появления картины на IX передвижной выставке.
То эти ассоциации вдруг возникают, Когда художник работает картиной, над иногда совсем неожиданно для него. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Самон потомрассказывалсвоему биографу иписателю Волошину: ". А вокруг нее шумит московская улица, Она вся в черном одеянии, санями, за за ней, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит.
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разныхсословий и положений в обществе. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой. И там и тут изображается судилище мировоззрений. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. », написанную за 6 лет до «Боярыни Морозовой», хотя идея нарисовать боярыню пришла к Сурикову именно в 1881 году, в год написания «Утра стрелецкой казни».
Но вскоре скончался её сын Иван. Не принимали их и употребляли старые, Многие из считали духовенства эти книги богопротивными, старообрядцев, отчего и получили название староверов, раскольников. Её лицо поразило его – это было то что он искал. Она показывает, Выкрикивая слова прощания народа толпе с поднятой вверх рукой, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её.
Влажный зимний день, пар от дыханья, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого – глубокий след полозьев от в рыхлом снегу, Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.