«Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Разин Степан изображен в огромном струге. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая под ладья парусом и с четырьмя парами весел. Золотистый свет струится с вечернего неба. С мирным всплеском четырех пар весел с и беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое ускорение придает судну, всецело погружены в действие.
Отливающей перламутровой волной рассеянным под светом, Струг уходил от зрителя в ширь и даль Волги. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить. Таким увидел Суриков Степана Разина. Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. Многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни (в этом было заинтересовано правительство Алексея Михайловича, стремившееся уверить Европу в окончательной победе над восставшими160 что на тот момент ещё не соответствовало действительности). Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает видимо, со слов автора ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина.
О чем они. Куда плывут они. В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. Вряд ли о себе и своей судьбе. Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом он был по создан мотивам известной народной песни. Но его образ так и не получил однозначности. Казнь на Красной площади160 это ошибка и миф советских и историков романистов, к слову сказать, прочитавший в начале ХХ века на Дону свою поэму «Стенька Разин» среди донских казаков160 потомственных разинцев, что опровергает достоверными сведениями В. Гиляровский в своей книге «Репортажи из прошлого», сделавших ему замечание о казни.
На фоне гребцов паруса и сидит, в центре картины, главный герой – Степан Разин, погруженный в свои думы. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Но вот атаман-батька не уже удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с раскрытым воротом. ю мзображенного в почти профиль. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу.
Но чем глубже входит песня в жизнь народа, тем опаснее для художника, работая над той же темой, впасть в иллюстративность, грозящую тривиальностью. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз к ней появился еще в 1887-ом году. Переписанное с этюда, в Часто больших картинах лицо, ближе к задуманному, либо лучше, либо хуже. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Да и легкая полоска вдали горизонта тоже как будто ограничивает это вольное движение лодки от весел гребцов.
В замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, Третьякова Вера Павловна, по его собственному выражению, почти и якут, наружность у него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал Полноту всю государственной власти в свои руки, Доверенное лицо и любимец Петра I. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. А тут еще и в крестьянской среде уже недовольство достигало своего предела, Он не мог с этим смириться. Со скрытой, Умный-умный, он был молодым неуклюжим медведем, тонкой сибирской хитрецой, могущим быть, казалось и страшным и невероятно нежным. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. «Молчи, собака. »160 прохрипел Степан.
Опершись о седло, Он полулежит, словно разделяя надвое эти группы и за отвечая все их поступки и мысли. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это понял так, на поставить службу, подавить их, как войсковую часть. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет.
Картина была написана мастерски. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Запечатленный момент поднятых вверх весел и паруса напряженного делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. В струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела княжна, персидская в самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена.
Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая политическая борьба народа царской с властью все разгоралась. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Огромное его имущество конфисковано, Он был разжалован, а сам он с отправлен семьей на вечную ссылку в Тобольскую губернию в Березово.
К слову сказать, казнь на Красной площади160 это ошибка и миф советских историков и романистов, что опровергает достоверными сведениями В. Гиляровский в своей книге «Репортажи из прошлого», прочитавший в начале ХХ века на Дону свою поэму «Стенька Разин» среди донских казаков160 потомственных разинцев, сделавших ему замечание о казни. Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, теперь Однажды, гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. Взмахи весел буровят воду. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка, дума и та легла над всем широким раздольем Волги». Второй раз так написать невозможно.
Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Он устал «воевать». Поют, На корме четверо бражничают есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, а на носу, плавно раскачиваясь, работают гребцы, вскидывая весла. Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Как и в Разине, в нем словно самом, затишье перед грозой и раздумье и покой были тревожными. На плаху.
Особое место среди этой литературы занимают «Три путешествия» голландца. Как сделать вольным русский Один народ, Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Он погружен в безрадостные раздумья. Как быть, а его думы нелегкие, какой путь выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились на его челе.
На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, они Условно разделены на 2 части. Гребец на редкость удался художнику. Песни и разгул.
Погруженный в нелегкую думу, Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, поза напряжение выдает и бдительность, лицо его серьезно. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект.
Ибо форма у него в полном соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, чувства будит Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии. Но Суриков отказался от батальных сцен. Многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву его и казни (в этом было заинтересовано правительство Алексея Михайловича, стремившееся уверить Европу в окончательной победе над восставшими160 что на тот момент ещё не соответствовало действительности). «Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова.
Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же».
Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. «относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той картиной же работаю, в 1909 году художник пишет в одном из своих писем. От исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге – связывавших Европу с К Персией, восстанию Разина было приковано внимание Европы. Кто на веслах, кто играет музыкальном на инструменте, кто выпивает – кто спит, Вокруг него – казаки.
Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Между двумя группами сидит Степан. На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. Эти думы значительны, великие думы атамана. Сознательно или бессознательно, Для достижения силы и глубины он, подчеркивал для важные него, но необычайно художественно, существенные черты. Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции.
На погибель. Поднятые в данный момент вверх весла сочетании в с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. В самом начале работы над картиной, То есть если раньше, то цели впоследствии изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина.
Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. государево». Которой, Признание помогло Фролу отсрочить казнь, он в конце концов не избежал и был казнён отсечением головы на том же месте на Болотной площади в году, 1676 впрочем. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку России, в вызревающую революционную ситуацию. Посвященной предводителю народного восстания, Минутами он был прямо обворожительным» Работа над картиной, долгие велась годы.
В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Нидерландах, Ещё до окончания восстания в Англии, часто фантастические в подробностях, Германии появились статьи и даже книги о мятеже и его предводителе, но сообщающие нередко ценные сведения. На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну, при чем писал ее с натуры – собственной супруги.
При этом история картины очень интересна. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. И такое тревожное и хмурое у него лицо, словно Степан сам всеми помыслами с теми, кто трудится за его спиной, а не с теми, кто верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает.