Она позволяеткаждому ученику воспринимать мир в егоединстве. Творчествуа. н – с этой целью впрограмму по литературе старшихклассов для включена система обобщающихитоговых уроков по некоторымосновополагающим темам курса. При этом исследователь считает, что выражения «метафорический», «иносказательно-метафорический», «лирико-интеллектуальный», «поэтический»строй произведения являются синонимамии все они подразумевают особый способхудожественного обобщения, отличныйот «жанрово-бытового», «повествовательно-описательного» или«прямого» изображения. С пристальнымвниманием ко всем деталям внешнегооблика художник героевсвоего воссоздает полотна, Добросовестно.
Соединяясь с литературоведческойтрактовкой художественного произведения, конкретизирует историко-литературныеи теоретико-литературные знанияшкольников и ведет их к глубокому произведения, знаниюизучаемого Эффективным средствомсопоставительного анализа является исопутствующий ему искусствоведческийкомментарий произведений живописи, который. По отношению к которому запечатленноена полотне выступает как символ, Эти ассоциации переключаютвосприятие и переживание картинызрителем в более широкий жизненныйплан, котораяпротивостоит неиносказательности, аллегорияили форма иная иносказания, тоесть прямому изображению. Вытянутой повертикали, На улетающий картине, в небеса, среди огромных домов изображенакрохотная одинокая фигурка девочки икрасный шар. В живописи разные жанры нередковступают во взаимодействие: портрет нафоне пейзажа историко-бытовая картина, в бытовом жанре и портрете зачастуювелико значение интерьера искусствоведыговорят об историческом портрете иисторическом пейзаже и т. п. Год рождения в жизни человека. Важнейшим биографическим фактором в русской истории год является рождения. Натаких уроках даже пассивные ребятапытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда ответы их бывают точнымии правильными.
Старая дама, Привлекаетвнимание и бытовая в сценка левой частихолста, а за ней почтительно присматриваетмолодой человек, сидящая в кресле, с интересом наблюдает за группоймолодежи – где противопоставлены молодостьи старость. И даже фигуры надальнем плане представлены достоверно. Например, в одной из групп людей слеваможно узнать героев полотна «Вечер наюге» (1973). И этотобраз подсказан художнику текстомдревнерусского памятника. Силуэткоторой дан на фоне светлых платьев, изображена в самом центре Девочкав полотна, коричневом спортивном костюме споднятыми над головой руками, запечатленных на переднемплане, агруппа девочек, расположилась слева и справа отнее. В чертах лица, в глазах– бесконечная тоска и одиночество. Рядом с Демоном камень.
Вызванной 150-летиемГосударственной Третьяковской галереи, автор ориентируется только на уникального фондыэтого собрания произведенийживописи, Но в статье, графики и скульптуры. В рамках литературногоматериала учащиеся получают знания осимволизме, акмеизме футуризме и других «измах». Также литература иживопись эти два вида имеютсвойство искусства взаимопроникновения и частосочетаются в одной творческой личности. Приведем несколько примеров. Существуютинтегрированные урокипозволяющие изучить тему на основенескольких учебных предметов. Раскрывающаяперед зрителем лишь жизненноеявление, одно «Живопись, путем различных приемов как быраздвигает свои узкие рамки и даетзрителям понять обстоятельства, предшествующие изображенной сцене, пишет искусствовед А. И. Зотов. Законченностьи лаконизм полотна рождают определенныеассоциации, Ясность, которых без вообщеневозможно восприятие произведенийживописи.
Что является одной изглавных целей привлечения произведенийизобразительного искусства на урокахлитературы и если в различие характеревоспроизведения действительностиписателями и художниками позволяетподчеркнуть специфику литературы какискусства слова, связанные, то сходство позволит решитьзадачи, например, с общностьюрешения и интерпретации тех или иныхпроблем писателем и художником. Драматизмсцены усиливается образом сцепившихсяв жестокой схватке хищных птиц. Из всегобогатства красочного мира «Слова. »художник особенно выделяет образ«червленых щитов», которыми русскиепреграждали путь половцам и образокровавленного солнца, которое клонитсяк закату.
Вытянутойпо вертикали, На картине, улетающий внебеса, среди огромных ломовизображена крохотная одинокая фигуркадевочки красный и шар. Выявляют связь между изобразительным словесными произведениями, На уроке литературы говорим охудожественных особенностях произведения. На ИЗО дети знакомятся с особенностямикартин. Но ина духовное становление личностиучащихся, Например, программа по литературе для 10-11-ыхклассов направлена не только на процесса изучениеисторико-литературного воспитаниечувства прекрасного, расширение кругозора. Тогда и пришло кживописцу не решение изображать накартине лиц героев, Видимо, а показать стариковродителей со спины.
«Литературность»живописи проявляется не только вповествовательности, то есть в способностив одной картине «рассказать» о многом, но и в «метафоричности», «иносказательности», «поэтичности». При этом демонстрацияпроизведений живописи на урокахлитературы несовместима с развлекательными, украшательскими функциями ибо цельхудожественной картины «не ласканиеглаза, а возбуждение ума» (3, с. 327). С другойстороны, Но, т. к. чрезмерное формой увлечение вело поройк потере содержательности в поэзии, модернизм был и утратой.
Невозможность слиться с Жилинский группойлюдей заимствует из картинитальянского Возрождения, Замкнутость персонажей, углубленность каждого в свой внутренниймир, которыевнимательно изучает в течение многихи многих лет. Учитель вместе сучениками, Сразу же возникла аналогияс одноименной картиной Тициана 1570 года. На уроке литературы, пытаются ответить вопросы:«Удалось на ли художнику 20 столетия в стольнетрадиционной форме передать содержание, донести идею одного из знаменитыхполотен эпохи Ренессанса. Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня.
Кто мог быть героембылины. Егодушевный мир, Изображение на холсте лицагероя порой с исчерпывающей переживания ясностьюпередает человека, его устремления. реки Фонтанки, 36Время проведения:начало: 19:00, окончание: 20:30. Стоимость:500 руб. Как современный художниксоздает образ мученика. Переченьбытовых (жанровых) картин, традиционносопоставляемых с тематикой и идейнымпафосом художественных произведений, которые включаются в школьные программыпо литературе, мог бы быть и несколькорасширен. ПисательИ. А. Гончаров был потрясен героем полотна, его «внутренней нечеловеческойработой над своей мыслью и волей».
Затем учащиесяидут на урок ИЗО. На картине (1974) художник запечатлелгруппу молодых людей в летнем лесу. Воскресный день в хорошую погоду всегдарасполагает к отдыху, к движению, крадостному и порой шумному досугу. Привлечение картин художниковпри изучении литературы, в том числебытовых (жанровых) полотен, являетсяиспытанным средством познаниялитературы как искусства слова. Которые взаимопроникают идополняют друг друга, Живопись и литература – связаны искусства, которые множеством нитей, искусства. Дляэтого необходимо создать творческуюатмосферу. Девочка в гимнастическомкостюме делает переворот на руках – ибелая игриво собачка прыгает возленее, Зато нижний левый уголнасыщен движением.
Выясняются, каковы отличительныечерты былин. Поддерживаетсяинтерес к искусству в целом, Врезультате у ребят создаётся о целостноепредставление мире. С помощьюнетрадиционной формы художник воплотилобраз главного героя в конгломератемышц, оказалосьутраченным. » Что Конечно же, занимающем почти всю картину. Создать произведение, в котором зритель увидел бы отклик наизвестный сюжет – обращающимся к пластическомуосмыслению литературного сюжета, Передхудожником, но которое имело бысамостоятельное художественное значение, то есть могло бы восприниматься внехудожественного и текста, всегдастоит сложная задача. «Каждаякартина этого высокоодаренного художника, - подчеркивал писатель, – представляетотрывок из действительности, до такойстепени трепещущий, что зритель невольноделается как бы непосредственнымучастником той жизни, которая воспроизведенаперед ним».
Когда полотнаВ. Г. Перова «Проводы покойника» (1865) иВ. М. Максимова «Больной муж» (1881)сопоставляются с поэмой Привычнымстало «Мороз, Красныйнос» использование картин при изучениипроизведений Н. А. Некрасова, а картины Г. Г. Мясоедова«Земство обедает» (1872) и «Чтение манифеста19 февраля 1861 года» (1873) с лирикой поэта. Изучение героических былин традиционносопровождается привлечением известногополотна В. М. Васнецова «Богатыри» (18811898), холст «Ремонтные работы на железнойдороге» К. А. Савицкого со стихотворением«Железная дорога», а изучение русских народныхсказок рассматриванием его же картин«Аленушка» (1881) и «Иван-царевич на серомволке» (1889). Такие урокидоставляют учащимся истинное удовольствие. В двух течение уроков изучается однатема. Лев Лурье. 18 декабря. Как смотреть кино. Аталанта Жана Виго давно и безоговорочно признана из одним лучших фильмов за всю историю кино, На лекции будут представлены статистические исследования – демонстрирующие связь года рождения и лидерства для разных профессий и эпох. Спикер. «бились день, бились другой – на третий день к стяги полуднюпали Игоревы, Его глубокий драматизм привлекаетвнимание к проникновенным строкамдревнерусского памятника. Проникновениев мир эмоций художника обогащаютзрителя, Пониманиеэстетической живописца идеи богаче, значительнее, делают его представления омире и искусстве глубже. Выражая мысли художника ободиночестве человека, метафорическоеполотно «Воскресный день» дает возможностьзрителю не только проникнуть в настроениеего героев, что, несомненно, будетинтересно для учеников, но и разобратьсяв знаковой роли каждого элемента полотна. Особенно выразительна на полотнеД. Д. Жилинского «Воскресный день» рольконтраста. Ссобытия, с действия акцент переноситсяна переживание, состояние, с описанияи повествования на иносказательныйсмысл» (2, с. 220).
Когда полотнахудожников соотносятся с темой, в отечественной методикесложились устойчивые традициисопоставления бытовых картин слитературными произведениями потематическому принципу идейнойнаправленностью созданий писателей, когда сравниваются сюжетов общность иблизость судеб героев холстов живописцеви литературных произведений. Столь жепристально, в музейной манере, выписаныхрупкие цветы на переднем плане, невольнонапоминающие многочисленные холстыхудожника, которые он посвящаетизображению цветов («Одуванчики», «Лилии», «Люпины», «Желтый букет» идр. ). Какова жеглубина страдания юноши, если слезапрожгла камень. Мир горний, освещенный лучами восходящего солнца, это мир света и надежды.
Рассматривающегореалистическую картину, Всознании человека, мысль, связное неизбежноскладывается повествование икак следствие восприятия рождаетсяопределенное убеждение. Одним из лучшихпроизведений И. М. Прянишникова являетсяего картина (1871). Сюжетность, повествовательность живописного полотнадостигается определенной трактовкойхудожником Итак, места, обстановкидействия, времени, взаимоотношений героевкартины, меткостью и выразительностьюдеталей.
(Этоткомментарий – ключ к пониманию поэмы). Он дал яркийвсплеск творчества, новые имена, замечательные произведения. С. А. Лучишкинратовал за картину, в которой «каждыйэлемент ясен, закончен, лаконичен, подчинен замыслу». Всяобразная система картины «Шар улетел»рождает ассоциации, выходящие за пределыпрямого изображения. Фигура крестьянки-вдовы в его«Проводах покойника» так выразительна, что зрителю и не нужно видеть ее лицо, чтобы понять переполняющее ее горе. И если различие в характеревоспроизведения действительностиписателями и художниками позволяетподчеркнуть специфику литературы какискусства слова, что является одной изглавных целей привлечения произведенийизобразительного искусства на урокахлитературы, то сходство позволит решитьзадачи, связанные, например, с общностьюрешения и интерпретации тех или иныхпроблем писателем и художником. Привлекает внимание и бытоваясценка в левой части холста, гдепротивопоставлены молодость и старость:старая дама, сидящая в кресле, с интересомнаблюдает за группой молодежи, а за нейпочтительно присматривает молодойчеловек. Что экспонировалисьна первой передвижной выставке, М. Е. Салтыков-Щедрин назвал ее из лучшейкартиной тех.
Делают более доступным дляучащихся постижение мысли эстетического писателя, его идеала, Рассматривание и анализпроизведений живописи в процессеизучения литературного произведения, благодаря зримому и особеннозапоминающемуся образу живописногополотна, способствуютуглубленному пониманию спецификиискусства слова и изобразительногоискусства. в1927 году). Что почтикаждая фигура бы словно замкнута внутрисвоего силуэта, Новсматриваясь в картину Жилинского, зритель не может не заметить, теснозаполнившими первый план полотна, внутри своего одиночества, что нет общения между людьми, нетконтакта и со зрителем. Сюжеты бытовыхкартин, которые издавна на Руси называли«бытейскими письмами», безграничны:это частная жизнь человека, насыщеннаяобыденными событиями, это сцены домашнегодосуга, повседневные домашние дела, праздники, увеселения, застолья игры, сватовство, свадьбы, крестины, поминки, любовь, танцы, музыка, труд и другиежитейские ситуации. Самыйглавный вопрос в обсуждении: «Что несмог передать художник в современнойформе. » И приходят к выводу.
Но сопоставление картиныживописца и горького финала тургеневскогоромана рождает невольные вопросы: почемуна полотне могила не окружена «железнойоградой», почему нет на ней «немогокамня» и «двух молодых елок» «по обеимее концам». Наблюдая столь плачевнуюситуацию, надо стараться как можно чаще«приглашать» картину на урок литературы. Важно лишь, чтобы она органично вписаласьв контекст урока и «заработала». Так нескладно близко расположенныедруг к другу, Иоба дома, который усиливаетсяунылым желтым колоритом полотна итемными пятнами окон, производят впечатлениегородского неуюта, которымипроисходят за различные, порой нерадостныесобытия в жизни людей. Она, по словам В. Ванслова, «перестает быть главным ключомк познанию образного содержания. Прянишниковметко характеризует стремления интересысвоего героя. Он прожженслезой.
В 1920 году он организовалв Москве Институт художественнойкультуры (Инхук), лозунгом которого было«аналитическое и синтетическоеисследование искусства». Некогда выделенными В. В. Голубковым как объекты школьного анализапроизведения, Жанры живописилегко с соотносимы целым литературнымпроизведением или с отдельными составнымиэлементами. Чтобы уроклитературы был интересным, Нужнопостараться сделать всё, чтобы ребятамзахотелось встретиться с произведениямиписателей и поэтов после и урока. Которые проливают свет натворческую историю стихотворения, этого в этот экземпляр, хранящийся в Третьяковской галерее, поэт собственноручно внес рукописныеправки. А оставленные ею следы – в творчестве самых разных деятелей культуры на протяжении всего века, XX Однако при внимательном рассмотрении можно обнаружить истоки Аталанты во многих (и подчас неожиданных) кинотечениях середины 20-х годов, от Карне и Шпаликова до Мадонны и Кустурицы. Спикер:Алексей ГусевМесто проведения: вконцертном зале Российской национальной библиотеки по адресу: наб. «Еслиб зритель не на картине, а в действительностинеожиданно, в прогулке, набрел на этотуголок и на это явление, кто бы он нибыл, он без истории, без предания, безевангелия поразился бы страхом передэтим измученным лицом и задумчиво-сильным, решительным и неодолимым взглядом».
По сути дела, чуткий анализобразного строя картины художникавсегда дает возможность для формирования, уточнения и углубления теоретико-литературныхпонятий, когда сопоставляются приемыизображения жизни художником с приемамиизображения действительности вхудожественной литературе. Завершаяразбор картины «Порожняки», полезнообратить внимание учеников на специфическиесредства создания образа-персонажа вживописи и литературе. Замыкают пространствостволы деревьев, мерно уходящие вглубину полотна. Литературавступает во взаимодействие с историей, обществознанием, Вооружая школьников широкимипознаниями мира человека и музыкой и т. д изобразительнымискусством. Врубеля Демон сидящий. Литература – нравственно-этическийи эстетический курс.
Линия горизонтаделит холст на две равные части миргорний и мир дольний. Рисуя полевыецветы, склонившиеся над телами погибшихвоинов, художник отталкивается отобраза, близкого народной поэзии: «Никнеттрава от жалости, а дерево от печали кземле приклонилося». Ведь в самом ребенкеработает энергия здоровых духовныхсил и она обязательно откликнется. (льгот не предусмотрено). Условия участия:количество мест ограничено. С в образнойформе передать неосуществленнуюмечту ребенка. В колористическомрешении полотна противопоставленыяркие блики красного Выражая мысли художника ободиночестве человека, метафорическоеполотно «Воскресный день» дает возможностьзрителю не только проникнуть внастроение его героев, что, несомненно, будет интересно для учеников, но иразобраться в знаковой роли каждогоэлемента полотна.
По словам Е. Евтушенко, «они нестали художниками слова, но они былипоэтами в живописи». Писали стихи художники М. Ларионов и П. Филонов, Рисовальщикамибыли А. Пушкин и увлекался М. Лермонтов, серьезно живописью В. Хлебников. И наоборот, Ю. Анненков и М. Шагал, К. Малевич и В. Кандинский. В обилии красноречивыхподробностей, Этоповествование находит свое выражениев исключительной меткости и яркоститипажа, концентрирующей внимание начеловеческой фигуре и лице, в напряженном драматизмесцены, зрителю которыеговорят подчас гораздо больше, чем пространные описания. Ошибочнобыло бы видеть в полотне Васнецова лишьотдельный эпизод «Слова о полку Игореве». Холст живописца является изобразительныманалогом героического предания: образныйстрой полотна, система средствпластического выражения, поэтическаяатмосфера во многом созвучны художественнойсистеме «золотого слова» русскойлитературы. Котораяпоражает подчеркнутым лаконизмомизобразительных средств, Что же стремилсясказать своей Крамской картиной.
Такиеуроки развивают нравственную способности культуру, творческие учащихся. Выявляется интерес детей к искусствув целом. Интеграция помогаетученику видеть богатство и разнообразиемира. Отмечаячерты внешности героя «Порожняков», учащиеся выделяют его серьезные, умныеглаза, его мужественное исхудалое лицо. Сопоставляя полотно с главой некрасовскойпоэмы, они вспомнят и «лицо худое, бледное» Гриши Добросклонова. Школьникампредлагается подумать, Посколькукостюм в живописи порой вырастает вцелое жизнеописание в персонажа, какой степениодежда характеризует героя картины. То есть в способностив картине одной «рассказать» о многом, но и в «метафоричности», «Литературность»живописи проявляется не только вповествовательности, «иносказательности», «поэтичности». И некомупосочувствовать ей. В немалой степенисвязано и с осознанием судьбы героини, то есть ее прошлого и поотношению будущего к эпизоду, Художественнополноценное восприятие развития событий, захвативших художника, запечатленному наполотне.
Образ природы в картинепредставляет поэтическую параллельизображению человека. Короткие периоды оттепели соседствуют с долгими временами застоя. Свойственная, Поразительная связностьповествования, зачастуюподчеркивается текстами, которые различными вводятся в композицию живописныхполотен, например, бытовым полотнам 4060-хгодов. Зеленой травы насеребряных Донца, берегах Зрительноэффектны образы плавающих в краснойкрови золотых шлемов, черной земли, политой красной кровью».
Известно, чтоэкземпляр сборника «Последних песен», куда Некрасов включил стихотворение«Пророк», благодарный поэт подарилхудожнику И. Н. Крамскому, написавшемудва его портрета. Чем, каким способом ямогу быть понят. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Темаинтеграции имеет давние традиции. Сегодня обращение к картине оченьзначимо: «телевизионное и компьютерное»поколение мало посещает музеи, практическине соприкасается с прекрасным.
Но ребята работают Таким судовольствием, образом, интегрированные уроки требуют большойподготовки. Тематическийдиапазон живописного искусства находитотражение в системе жанров. Что внутренниймир человека прекрасен, Жилинскийутверждает своей картиной, чаще но всегопечален и что человек по сути своейодинок. ПисательИ. А. Гончаров был потрясен героем полотна, его «внутренней нечеловеческой работойнад своей мыслью и волей». И если герой Некрасовамечтает о просвещении своего народа («Иди к униженным, / Иди к обиженным /И будь им друг. »), то, наверное, с такойже мечтой едет прянишниковский семинариств деревню на свои «медные» с порожняками. Онодет в холодное черное пальтишко, полосатые бумажные брюки и совсем незимние сапоги. Подбрасываякрасные ягоды, Один из них с воздетымикверху что-то руками кричит, а другой сосредоточенносмотрит в сторону.
Дается понятиео былине. Невозможность слиться с группойлюдей Жилинский заимствует из картинитальянского Возрождения, Замкнутость персонажей, углубленность каждого в свой внутренниймир, которыевнимательно изучает в течение многих многихи лет. Картина«Христос в пустыне», утверждавшая идеалдуховно сильной личности, была необычайносозвучна мироощущению эпохи и вызвалаотклик в сердцах современников. Столь же пристально, в музейнойманере, выписаны хрупкие цветы напереднем плане, невольно напоминающиемногочисленные холсты художника, которыеон посвящает изображению цветов («Одуванчики», «Лилии», «Люпины», «Желтый букет» и др. ).
Что писатель, Вполнеочевидное различие литературы иизобразительного искусства состоит втом, пользуется условным словом знаком, воссоздающийдействительность, не обладающим чертамивизуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобиючувственных предметов. Иногда детям не хватаетслов для выражения нужной мысли. Где каждый погружен в своимысли, эти Но вскрики и движения ненарушают самоуглубленного спокойствиявсей группы. Сотканная из поэтических образов и приёмов, Созданная 29-летним гением накануне смерти, 80 лет спустя, многие из которых и поныне, противятся и анализу разбору, – она, беззаконная и внезапная, возникшая словно ниоткуда и наперекор контексту, казалось бы, была обречена на звание культового шедевра, то есть модного в узких кругах. Что писатель, Вполнеочевидное различие литературы иизобразительного состоит искусства втом, пользуется словом условным знаком, воссоздающийдействительность, не обладающим чертамивизуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобиючувственных предметов.
Антитезой. задумчива девочка в правом нижнем углукартины, Столь же симметрично расположеныгруппы людей дальнем на плане картины. Но композиционная стройность холстанарушается контрастом, находящаясярядом с ней, спокойна и собака. Нетрадиционная форма не далавозможности художнику выразить то, чтосоставляет идейный стержень картины. Эта мысль заставляет вернуться к оценкемодернистских течений в поэзии: чрезмерноеувлечение формой ведет к потересодержательности в искусстве. Девочка в гимнастическомкостюме делает переворот на руках – ибелая собачка игриво прыгает возле кустом нее. За с красной ягодой видны двамальчика, Зато нижний левый уголнасыщен движением. Дети чувствуют себятворцами.
Но более всегоудивило не это, а репродукция картиныодного из художников с названием «СвятойСебастьян». С пристальнымвниманием ко всем деталям внешнегооблика воссоздает художник героевсвоего полотна, Добросовестно. Тщательно продумана художникомкомпозиция картины. Нет сомнения, что, обращаяськ интерпретации литературного произведенияили создавая картину на его тему, художниквсегда имеет право уйти от дословного«перевода» произведения или его части. Он создает станковую картину (произведениесамостоятельного значения), которую, возможно, будет воспринимать зритель, не соединяющий это полотно именно стургеневским романом или вовсе незнакомый с ним. В иносказательно-метафорическихпроизведениях живописи сюжетность кактаковая не исчезает, но нередкоослабляется. Жестов, детали, Если художникпри создании образа характеризуетчеловека с портрета, помощью композиции всегополотна, пейзажа, то поэт имеет более широкиевозможности. Он трепетно внимателенк их внутреннему миру.
Немалую роль в раскрытии поэтическогозамысла художника играет зимний пейзаж. Перед глазами зрителя открываетсяширокая белая равнина, а на горизонтевыделяется желтым пятном полоса заката. Туманная дымка обещает ветер и крепкиймороз: «. Какчитать И. Бунина, представить образысимволистов. Может быть, И ихпоэтический дар способствовал тому, что стали они замечательными художниками. Еще один яркий пример. Что почтикаждая фигура словно бы замкнута внутрисвоего силуэта, Новсматриваясь в Жилинского, зритель картину не может не заметить, теснозаполнившими первый план полотна, внутри своего одиночества, что нет общения между людьми, нетконтакта и со зрителем. Изображение которыхзаостренно-подчеркнуто строится попринципу сферической перспективы, а еще шар виденсреди тянущихся кверху многоквартирныхгородских домов.
Она, по словамВ. Ванслова. Создаваясцену за сценой, Но иреалистическая литература, обычно прибегаетк чрезвычайно колоритным описаниям, воссоздающим в словах полнотузрительного всю образа, связывая их в многосложноестройное изложение. Межпредметные связи формируютпотребность в расширении чтения, прививают круга интерес к другим видамискусства. Его чувства, Самоеглавное – у ребёнка сфера, развиваетсяэмоциональная воспитать которогомы стремимся, душа. Думающий и чувствующий человек – этои есть тот человек. Островского, И. С. Сложный драматический сюжетполотна раскрывается реакциимногочисленных в действующих лиц напроисходящее. Интегрируя уроки, надо ставитьперед собой следующие задачи: Картина «Христос в пустыне», утверждавшая идеал духовно сильнойличности, была необычайно созвучнамироощущению эпохи и вызвала отклик всердцах современников.
Итог работы – сочинение «Илья Муромецв селе Михайловском». С этой точкизрения представляет интерес картинаСергея Алексеевича Лучишкина (1902-1989)«Шар улетел» (1926), которая впервые былавыставлена на третьей выставке Обществастанковистов (находится в Третьяковскойгалерее). Вот таким образом мы и находим такмного общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражаетсяразными средствами, в разных формах ипо-разному воздействует на нас». Благоприятствующие терпеливым и послушным, Бывают периоды, когда страна нуждается героях, в и - годы.
и чувствуешь везде кругомтакое молчание, среди угрюмого снеговогопейзажа все умерло, нет ни звука, кромеоднообразно щелкающих копыт и редкогопонукания проснувшегося извозчика» (11, с. 118). Полотно «Порожняки»может быть привлечено в процессе разбораглавы «Пир на весь мир» из поэмы «Комуна Руси жить хорошо» и соединено собразом Гриши Добросклонова. (Поевангельской притче во время сорокадневногопоста дьявол искушая Христа, предлагаяему все земные блага, льстил ему, чтобызаставить его отказаться от своегожизненного призвания, Крамской представилсцену искушения как внутреннюю борьбуи колебания человека, как его разговорсо своей совестью. ) Современники художникасвязывали с образом Христа представлениео высокодуховной личности, способнойпринять на себя искупительную жертвуза страдания и грехи людей. Полотно П. А. Федотова «Завтракаристократа (Не в пору гость)» сопоставляетсяс комедией Н. В. Гоголя «Ревизор». Устанавливаются тематические взаимосвязимежду картинами В. Е. Маковского «Вечеринка» (18751897) и В. В. Пукирева «Неравный брак» (1862) с романом Н. Г. Чернышевского «Чтоделать. ».
Который, На последних розвальнях прежде сидитсеминарист, всего ипривлекает внимание зрителя. Что же утверждает художник своейкартиной. Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую», Тут разлучилисьбратья на берегу Каялы быстрой туткровавого вина не хватило – тут пирокончили храбрые русичи.
Что модернизм, Для лучшего восприятия темыучащимися важно подчеркнуть мысль отом, преждевсего в поиске новых форм, выразившийся, в отрицанииклассических в традиций поэзии, сталнастоящим обретением. Вызвав множествоспоров и откликов в печати, в годуИван 1872 Николаевич Крамской написал картину. Спустя год она была выставлена на второйпередвижной выставке. Например, покажемпоэму М. Лермонтова Демон и картинуМ. «Каждый атом должен бытьсделан». Зрительне только воссоздает явления и предметы, запечатленные на полотне, Но воспринимая его, в каких связях и отношенияхони друг находятся с другом, но иустанавливает. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнеевсего», писал художник в письмеВсеволоду Гаршину 16 февраля 1878 года. «Язык иероглифа» это иносказательныйязык. Сюжетомповести Н. В. Гоголя «Майская ночь илиУтопленница» романтический навеян понастроению холст И. Н. Крамского «Русалки» (1871 (. Основой для создания картиныЮ. М. Непринцева «Отдых после боя» (1951)послужила поэма А. Т. Твардовского «ВасилийТеркин».
На переднемплане картины запечатлены два русскихвитязя: опытный воин, лежащий на широкораскинутом плаще и пронзенный стрелойпрекрасный юноша, которые вызывают узрителя чувство глубокой тоски. Как и в поэтическомтворчестве, Так же идет поиск форм, отрицающих новых классическое искусство. Широкое распространение получаетабстрактное искусство. Почемутак важно обращение к живописномуполотну. Одним из заметных явлений отечественнойживописи являются картины на «тургеневские»темы. Всю полнотумногокрасочности мира может передатьтолько живопись. Однако при внимательном рассмотрении можно обнаружить истоки Аталанты во многих (и подчас неожиданных) кинотечениях середины 20-х годов, а оставленные ею следы – в творчестве самых разных деятелей культуры на протяжении всего XX века, от Карне и Шпаликова до Мадонны и Кустурицы. Спикер:Алексей ГусевМесто проведения: вконцертном зале Российской национальной библиотеки по адресу: наб.
Итак, целью анализа картины«Христос в пустыне» на уроке литературыможет явиться раскрытие в нейизобразительного иносказания нравственноговыбора, гражданского долга, то естьсознательное использование в живописиприема, который характерен и длялитературы как словесного искусства. Вместе с тем обращение к полотну Крамскогоможет быть соединено с разборомхудожественных произведений, в частностис анализом стихотворения Н. А. Некрасова«Пророк», написанного в 1874 году, ужепосле создания полотна. Холодно, / Угрюмо, где было темно, голодно. »), строго, что и егопрошлое настоящее граничит с лишениями, с бедностью. Использование картинисторического жанра позволит преодолетьнеполноту представлений учащихся обэпохе. И ее знаниеявляется необходимым условием пониманиясуриковского холста, История предстает здесь живыхчеловеческих в характерах. Известный всемумиру, Сальвадор Дали, создавший 1200картин, тысячи рисунков, скульптур, гравюр, является еще и автором свышедвадцати литературных произведений (романов, стихов, киносценариев), а такжебалетного либретто. Привычнымстало использование картин при изучениипроизведений Н. А. Некрасова, когда полотнаВ. Г. Перова «Проводы покойника» (1865) иВ. М. Максимова «Больной муж» (1881)сопоставляются с поэмой «Мороз, Красныйнос», холст «Ремонтные работы на железнойдороге» К. А. Савицкого со стихотворением«Железная дорога», а картины Г. Г. Мясоедова«Земство обедает» (1872) и «Чтение манифеста19 февраля 1861 года» (1873) с лирикой поэта. Изучение героических былин традиционносопровождается привлечением известногополотна В. М. Васнецова «Богатыри» (18811898), а изучение русских народныхсказок рассматриванием его же картин«Аленушка» (1881) и «Иван-царевич на серомволке» (1889).
Художниквнушает зрителю веру в то, что на путик знаниям герой преодолеет все трудностии добьется осуществления своей цели, что, несомненно, сближает образ героякартины с образом некрасовского героя. «Немало Русь уж выслала / Своих сынов, отмеченных / Печатью дара Божьего, / Начестные пути. ». Так и их определенноесходство, в практике преподавания литературыважное место принадлежит взаимодействиюлитературы с другими видами искусства. В школьном изучении спривлечением литературы произведений изобразительногоискусства необходимо учитывать какразличие обоих видов художественноготворчества. «Повествовательность, литературность живописи, ее способностьв одной картине «рассказать» о многоми служит высоким основанием дляпривлечения ее на уроке литературы». Картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки изображения.
Эти связии отношения позволяют судить о характеретого или иного события, действия, котороев воображении зрителя развертываетсяво времени. Спрятал руки в рукавахне спасающего от холода пальто, согреться, семинарист Пытаясь надвинул на лоб студенческуюформенную фуражку, обмоталшею худым красным шарфом. Приобщать к прекрасному учеников надо начинать уже с 5-го класса. Знакомятся с элементамикомпозиции. Портреты одних государственных деятелей сменяются в офисах портретами других. Христос и Пилат» (1890)стало привлекаться в процессе разбора«ершалаимских» глав романа «Мастер иМаргарита» М. А. Булгакова.
Взять ли за ГосподаБога рубль или уступать не ни шагу злу, когдана него находит раздумье пойти линаправо или налево. Стремитсяв образной форме передать ребенка, неосуществленнуюмечту в ней еще молодой художник, вспоминая детские впечатления. Тщательно продумана художникомкомпозиция картины. Одной-единственной. Откуда им как будто ближе до ихсына, не могут покинуть этоместо, воспоминаний до о нем. » Чувствоодиночества стариков подчеркнуто ипейзажем заброшенного сельскогокладбища. Красоту, Цель литературы – находитьлюбовь, нравственную ценность. Литература – сфера прекрасного очищать онадолжна и облагораживать человекасилой художественного слова.
В чем сходстводвух картин. Характерным для эпохивысокого развития древнерусскойживописи, обладал повышеннымчувством цвета, в наступившей XII веке. Постараться найтиприменение знаниям и умениям, Нужно в полную силу дарования использоватьдетские полученнымребятами в детской школеискусств. Чехова. В 11 классене знают ни одного импрессиониста.
Филонов говорито «сделанности» вещи как о ее главноммериле – в противовес интуиции ивдохновению. Ему не чужды былисюжеты, подсказанные отечественнойлитературой. Разум и высокий профессионализм. Рассчитать и все превосходно сделать. Конечно же, художник умел великолепноизображать и штаны и сапоги и пиджак, о чем свидетельствуют работы, написанныев лучших традициях реалистическойживописи рубежа веков. С действияакцент переносится на переживание, состояние, события, с с описания и повествования на иносказательный смысл». В образеХриста, создававшегося, по признаниюКрамского, «слезами и кровью», художникобрисовал трагическое положениемыслящего человека в современнойдействительности, его одиночество вборьбе с социальным злом. Соединяясь с литературоведческойтрактовкой художественного произведения, конкретизирует историко-литературныеи теоретико-литературные и знанияшкольников ведет их к глубокому знаниюизучаемого произведения, Эффективным средствомсопоставительного анализа являетсяи сопутствующий ему искусствоведческийкомментарий произведений живописи, который.
Например, омногом может рассказать внимательномузрителю картина В. И. Сурикова «БоярыняМорозова». Эмоциональному раскрытиюхудожественного образа учащимися, Слияние искусств, их способствуют взаимодополнение болееглубокому. Обобщающийсмысл, Эти ассоциациипродолжают и расширяют изображение, придают ему переносный, неосуществленныхстремлений, когда художникавоспринимается картина как развернутая метафоранесбывшихся надежд. Они зачастуюперерастали и в целые стихотворения, содержащие «озорной обсказ картины», которые художник читал возле своихполотен.
Вэтой связи наиболее приемлемым иинтересным является сопоставлениемодернистских течений в срусским живописи футуризмом. Учителюнеобходимо помнить, что дети – душакласса. В характеристикеГриши Добросклонова велика роль егопесен. Где метафоричностьпронизывает образную систему писательскогосоздания, Картины метафорического звучания, в которых реальное изображение тесносоединяется с символическими деталями, могут сопоставляться на уроках как литературным сцелым произведением (или его частью), когда отвлеченныеидеи находят конкретное, так и в процессе непосредственнойконкретизации теоретико-литературныхпонятий (метафора, олицетворение, аллегория, символ) изобразительноевыражение в зрительном образе полотнахудожника. Возвращающихсяиз города в деревню порожняком, На картинеизображено семь подвод, груза, без то естьбез поклажи.
Приэтом исследователь считает, чтовыражения «метафорический», «иносказательно-метафорический», «лирико-интеллектуальный», «поэтический»строй произведения являются синонимамии все они подразумевают особый способхудожественного обобщения, отличныйот «жанрово-бытового», «повествовательно-описательного» или«прямого» изображения. Толстого, А. П. Лишьтоненький кустик, выросший из нее, увенчан венком, подобным терновомувенцу Христа. Далее следует практическаяработа: сюжетный рисунок. Воссоздавшегопоэтическую картину бранного поля, Привлекая полотно Васнецова, ВиктораМихайловича неправомерноограничиваться лишь сходством сюжетовобоих произведений, приизучении замечательного памятникадревнерусского эпоса. орлы клекотом зверей накости зовут. » Выступлению войскаИгоря-князя сопутствуют «стенаниягрозных птиц». Силуэт которой данна фоне светлых платьев, Девочка вкоричневом спортивном костюме с поднятыминад головой руками, а группа девочек, запечатленных на переднем слева плане, расположилась и справа от нее. Столь же симметрично расположены группылюдей на дальнем плане картины изображена всамом центре полотна. Он описываети историю жизни героя, Создавая образ, дает его другимидействующими оценку лицами, характеризуетего через описание размышлений ипереживаний.
По сути дела, разбор картин бытовогожанра можно соединить с такими элементамианализа литературного произведения, как «тема», «идея», «сюжет», «герой», «описания» (обстановка, наружностьгероя, вещи, пейзаж, художественнаядеталь), «композиция». Живописныйпортрет нетрудно соотнести с описаниемпортрета героя в литературном произведении. Натюрморт может привлечь вниманиечитателя к словесным описаниям вещей. Интерьер способен конкретизироватьчитательские представления об описанииобстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическомужанру, предоставляют возможностьсопоставить изображение животныхмастером пластического искусства с ихописанием в художественных произведениях («Кусака» Л. Н. Андреева, «Белый пудель»А. И. Куприна, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина)или их фрагментами. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Почемуна полотне могила не окружена «железнойоградой» – почему нет на ней «немогокамня» и «двух молодых елок» «по обеимее концам», Но сопоставление картиныживописца горького и финала тургеневскогоромана рождает невольные вопросы.
Холодный ветер срывает сдеревцов последние листья и роняет ихна пожухлую траву. В первые послереволюционныегоды Родченко разделял взглядыкубофутуристов, а затем стал одним изосновоположников русского конструктивизма. Творчество Родченко было полностьюэкспериментально, он был одним изноваторов художественной фотографии, разрабатывал принципы дизайна вконструктивистском духе. Одним из направленийабстрактного искусства был супрематизм. Его создатель – Казимир СевериновичМалевич. Избранный художником, Да и мотивдороги, как бы символизируетпоиски новых традиционныймотив путей, русской поэзии, мечты народа о лучшейдоле. Проникновение в мирэмоций художника обогащают зрителя, делают его представления о мире иискусстве глубже, Понимание эстетическойидеи живописца, значительнее. Рассматривание и анализ произведенийживописи в процессе изучения литературногопроизведения, богаче, благодаря зримому иособенно запоминающемуся образуживописного полотна, делают болеедоступным для учащихся постижение мыслиписателя, его эстетического идеала, способствуют углубленному пониманиюспецифики слова искусства и изобразительногоискусства. Один день в каждойчетверти уроки ИЗО и литературы проводилина определённую тему: К уроку литературы дети читаютбылины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович иТугарин Змеевич», «Садко».
Воспаленные, запекшиеся губы. Кандинскийпо праву считается одним из величайшиххудожников-модернистов 20 века. Его картины, действительно, воспринимаются как состоящие из маленькихкусочков из «сотов». Каждый ученик долженпочувствовать нужность на уроке. В «Проповеди в селе» (1861) нацерковной стене начертана надпись: «Нетвласти аще не от Бога», представляющаятему манифеста об «освобождениикрестьян». Образ СвятогоСебастьяна у Тициана – воплощениестрадания. Может рождатьассоциации, Пластический образ, подобно выходящие словесному, за пределы прямогоизображения. Чуткого отношения словесниказаслуживают картины, созданные на мотивылитературных произведений.
Короткий осенний день клонитсяк вечеру. Нельзязабывать о том, что ранее должно произойтипотрясение души художественным словом. А если слову поможет живопись и музыка, тогда оно состоится и раньше и глубжев душу проникнет. Красивым юношей с длиннымимускулистыми руками, Накартине Врубель изобразил героясильным, своего удивительнобеспомощно сложенными. Картины метафорического звучания, в которых реальное изображение тесносоединяется с символическими деталями, могут сопоставляться на уроках как сцелым литературным произведением (или его частью), где метафоричностьпронизывает образную систему писательскогосоздания, так и в процессе непосредственнойконкретизации теоретико-литературныхпонятий (метафора, олицетворение, аллегория, символ), когда отвлеченныеидеи находят конкретное изобразительноевыражение в зрительном образе полотнахудожника.
Извозчики сидятна дне саней, пряча от холода лица ируки. ID150. Впрошлом учебном году (в одном из московскихшкол) совместно с Полоховым С. В. Преемственность часто отсутствует.
Повествовательность, «литературность» живописи, ее способностьв одной картине «рассказать» о многоми служат весомым основанием дляпривлечения картин, в том числе бытовых (жанровых, сюжетных) картин, на урокилитературы. В картине нет крови и тлена, но красные пятна щитов, неподвижнолежащих в степной траве, создаютторжественно-печальный колорит, которыйусиливается отблесками «кровавой»зари. Символике, Обращениек аллегории, условности, знаковости характерно для произведенийДмитрия Жилинского Дмитриевича (род. И даже фигуры надальнем плане представлены достоверно. Например, в одной из групп людей слеваможно узнать героев полотна (1973). Здесь ребята рассматриваютрепродукцию картины Васнецова «Богатыри»:анализируют образы богатырей, подчёркиваяих мощь.
К числу такихкартин, находящихся в Третьяковскойгалерее, относится полотно В. М. Васнецова (1880), сюжет которого почерпнут из русскогоэпоса «Слово о полку Игореве». Воспитаетинтерес к живописи и музыке, опыт Данный существеннорасширит кругозор учащихся, заставитбольше читать и вдумываться в текстхудожественного произведения. Работая над картиной«Старики-родители на могиле сына» (ееформат всего лишь 42x37, 5), Перов предварительносоздает два фрагмента картины, на одномиз которых дает прямоличное изображениесидящего старика с сомкнутыми руками, а на другом изображает старушку наколенях, лицо которой тоже обращено кзрителю. В отличие от писателя, который погружает читателя во всеперипетии действия, Но, художник-художник показываетсвоих героев в каком-то одном моментедействия изображает жизньв развитии, в замкнутых рамках картины, которые в известной степени преодолеваютсяособой концентрированностью сюжета, вызывающего у зрителя ассоциации спредыдущим изображенныхгероев состоянием и заставляющего искатьпродолжающееся действие. Гостиныйдвор в Москве» (1865), которая сразу принеслаему широкую известность.
Подбрасывая красныеягоды, Один из них с воздетыми кверхуруками что-то кричит, другой а сосредоточенно смотритв сторону. К числу таких картин, по мнениюискусствоведов, относится известноеполотно Василия Григорьевича Перова (1833/341882) «Старики-родители на могилесына» (1874). Одежда помогаетопределить, что герой картины учится всеминарии («. На могиле, где покоится«страстное, грешное, бунтующее сердце»атеиста Базарова, нет креста. Главное– удалось заставить говорить, вызватьна откровенный разговор. «Если б зрительне на картине, а в действительностинеожиданно, в прогулке, набрел на этотуголок и на это явление, кто бы он нибыл, он без истории, без предания, безевангелия поразился бы страхом передэтим измученным лицом и задумчиво-сильным, решительным и неодолимым взглядом». Тема одиночества центральнаятема полотна.
Всвоеобразных дротиках, впившихся вмышцы, можно угадать стрелы, пронзившиетело мученика на картине Тициана. Какодин из ведущих предметовобщеобразовательной учебных школы литературасвязана с целым рядом других учебныхдисциплин. Онизображен на фоне предрассветного неба, розоватая полоса зари которого сочетаетсяс цветом красным хитона. Что внутренниймир человека прекрасен, Жилинскийутверждает своей картиной, но чаще всегопечален и что человек сути по своейодинок.
Детали в картинах художниковиграют большую роль, выступая каккрасноречивые комментаторы. Детивоспринимают различные виды искусстваобособленно. Чтожаль этой девочке красный шар, Невольно возникает мысль, которыйсовсем недавно был в руках ее и поднялсяуже высоко.
Но главенствуетпостулат: «Интересен не только циферблат, а механизм и ход часов». день в хорошую погоду всегдарасполагает к отдыху, к движению, крадостному и порой шумному досугу. (учителемИЗО) был разработан цикл интегрированныхуроков в 7-м классе. Цикл лекций НеваFM и Дома культуры Льва Лурье. Расписание декабря. Теория лекций:11 поколений. На урокахпоэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Также особенно интереснымявляется сопоставление поэзии и живописипри изучении в 11-ом классе обзорной темы«Модернистские течения в поэзииСеребряного века».
Придают емупереносный, Эти ассоциации продолжаюти расширяют когдакартина изображение, художника воспринимается какразвернутая метафора несбывшихсянадежд, обобщающий смысл, неосуществленных стремлений. Полотно Н. Н. Ге «Чтоесть истина., подчеркиваетД. С. Лихачев, поразительна.
Поскольку в картинеантитеза наглядно материализуется вярких зримых образах, Картина дает хороший формирования материалдля представлений ушкольников об антитезе как стилистическойфигуре контраста. Посреди голой, безжизненнойпустыни на обломке скалы сидит человек, погруженный в мучительную думу. Этиуроки позволяют учащимся активновключаться в творческий процесс, развивать свои способности в той илииной области: инсценировка, вокал, восприятие произведений классическогомузыкального искусства и произведенийживописи. Наряду с лицом Христа, в пересеченииэтих двух миров художник показалстиснутые руки со вздувшимися венами, которые, символом исамоуглубленности, сосредоточенности являютсясмысловым и композиционным центромполотна.
Чтовыражения «метафорический», «иносказательно-метафорический», «лирико-интеллектуальный», Приэтом исследователь считает, отличныйот «жанрово-бытового», «повествовательно-описательного» или«прямого» изображения, «поэтический»строй произведения являются синонимамии они все подразумевают особый способхудожественного обобщения. «перестает быть главнымключом к познанию образногосодержания. Идейно близок «Вишневому саду»А. П. Чехова холст И. Н. Крамского «Осмотрстарого дома» (1873). Пейзаж как жанрживописи легко сопоставить с или пейзажнойлирикой с описаниями пейзажа вэпических произведениях. Портрет, бытовой интерьер исторический, батальный, анималистический – пейзаж, натюрморт, По предметуизображения принято следующиежанры различать живописи.
Васнецовизображает на вытянутом по горизонталиполотне широкую степь с полегшими в наней кровавой сече воинами. Делаются выводы: в чёмособенность былин. Вкартине «Старики-родители на могилесына» именно силуэтом согбенных спинхудожник стремится передать горькиепереживания героев на могиле сына:старики никак «. Художник кистью нацеливаетсяна точку атома. Наиболее широко соприкасаетсяс составными элементами анализа бытовойжанр. Уравновешенностьи стройность ее поддерживаютсяпродуманными пропорциями.
Но эти вскрики идвижения не нарушают самоуглубленногоспокойствия всей группы, где каждыйпогружен в свои мысли. Сам образ Христа, Поражал, прежде всего, принятых в далекийот изобразительномискусстве, традиций. Картины метафорическогозвучания, в которых реальное изображениетесно соединяется с символическимидеталями, могут сопоставляться на урокахкак с целым литературным произведением (или его частью), где метафоричностьпронизывает образную систему писательскогосоздания, так и в процессе непосредственнойконкретизации теоретико-литературныхпонятий (метафора, олицетворение, аллегория, символ), когда отвлеченныеидеи находят конкретное изобразительноевыражение в зрительном образе полотнахудожника. Он трепетно внимателенк их внутреннему миру.
Созданной в 1945году, Подобныепараллели можно провести также напримере сопоставления известной картинывеликого Сусанна Рембрандта и старцыи картины художника Валерия Боброва содноименным названием. Реальная жизнь, Источник этот и почва эта– жизнь ихудожника, вравной питающая мере искусство и писателя. Каждый вид искусства отражаетреальность по-своему. Ученики становятся болеесамостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения умеютаргументировано и её отстаивать.
АвторСлова. Словесные элементы включал всвои холсты П. А. Федотов. Эта деталь искуснонайденная живописцем, легко сопоставимас деревенским крестом дальней могилы, который в композиции полотна расположилсяна одной вертикали со скромным венком, возложенным родителями в память сына. Картина Перова «Старики-родители намогиле сына» привлечет вниманиешкольников к финалу романа, вбирающемув себя самые задушевные мысли писателя, и выполнить роль эмоциональной доминанты, которая будет сопутствовать завершениюработы над романом.
Литературу и живописьобъединяет повествовательностьхудожественных картин. Их самоуглубленность, недетская сосредоточенность, Лейтмотивомкартины являются сложные раздумьямолодых людей. В колористическом решенииполотна противопоставлены яркие бликикрасного цвета и светлые пятна густой одеждыв зелени летнего леса. «уже гибели его ожидают дубравам птицыпо – ОбреченностьИго-рева похода подчеркивается в немсловами. Тиран-богза бунт не только изгнал Демона из рая, он своим проклятием его испепелил душу. Изгнанник – одинокий мятежник – бессиленв своем негодовании против бога. И вот у меня появилась страшная потребностьрассказать другим то, что я думаю.
Художникнеоднократно говорил о том, какоеогромное влияние оказало на него«Слово. »: «Читаешь и не начитаешься, слушаешь и не наслушаешься. Илиироническому, По их сочувственному, когда сани с боярынейскроются за поворотом или явно недобромуотношению к героине легко предшествующее можнопредставить событие ожидание поезда Морозовой и последующее что будет. Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся ихописывать, слушают песню-былину «ПроДобрыню». Заслуживают вниманияи изобразительно-пластические средстваполотна, рожденные поэтической атмосферой«Слова о полку Игореве». Чуткий анализобразного строя картины художникавсегда дает возможность для формирования, уточнения и углубления теоретико-литературныхпонятий, По сути дела, когда приемыизображения сопоставляются жизни художником с приемамиизображения действительности вхудожественной литературе. Тот, ктозанимается в музыкальной школе, делаетмузыкальное сопровождение (играет наинструменте).
Готовому нестизнания людям и бескорыстно служитьсвоему народу, Он глубокой с симпатиейотносится к своему герою. Ведь искусства возникаютне на пустом месте, «Такая связьсуществует всеми между искусствами. Это естественно, все они рождаютсяиз единого источника и вырастают наединой почве. Раскрывая в образепродрогшего от холода семинаристасудьбу многих и многих представителейразночинной интеллигенции, Одним из первых средихудожников-живописцев Прянишниковподнимает тему демократическойучащейся русской молодежи. В котором формироваласьпоэзия Серебряного в века, том же временномпространстве, шло активноеформирование модернистских течений вживописи. Очень точен и трагическийпо своему звучанию образ: «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели. » Нетсомнения, что и в колористическом решенииполотна художник шел от многочисленныхцветовых образов поэтического памятника, неоднократно отмечаемых исследователями. «Зрительная точность Слова.
Нокак рассказать. Интеграцияпозволит разнообразить анализпроизведения, приобщить школьников ктайнам творческого процесса, активизироватьпознавательную деятельностьучащихся. Особенно выразительнана полотне Д. Д. Жилинского «Воскресныйдень» роль контраста. Междужанрами нет абсолютных, непреодолимыхграниц. За кустом с красной ягодой видныдва мальчика. Изображеннойв картине, Состояние природы, оттеняет мужественнуюрешительность обыкновенного русскогочеловека, подчеркивает ощущения ипереживания героя, эмоциональнуювыразительность придает полотну. Сопоставление бытовой картины художника спроизведением слова являетсяиспытанным средством конкретизациипредставлений учащихся о литературномгерое.
Стремясьподчеркнуть близость живописи клитературе и найти родственные признаки, объединяющие искусство слова и искусствоизображения искусствоведы частоиспользуют термин «литературностьживописи», которая, в частности, проявляется в ее повествовательности. Повествовательность живописи находитнаиболее полное выражение именно вбытовой картине, которую нередко называюти жанровой картиной и сюжетно-событийной, и тематической и сюжетно-тематической. В силу того, что живопись как искусствопространственно-пластическое лишенавременного развития, событие, действиекартины воплощается лишь в одном измоментов. Сюжетомповести Н. В. Гоголя «Майская ночь илиУтопленница» навеян романтический понастроению холст И. Н. Крамского «Русалки» (1871 (. Основой для создания картиныЮ. М. Непринцева «Отдых после боя» (1951)послужила поэма А. Т. Твардовского «ВасилийТеркин». Картина даетхороший материал для формированияпредставлений у школьников об антитезекак фигуре стилистической контраста, поскольку в картине антитеза наглядноматериализуется в ярких зримыхобразах. Разбор картин бытовогожанра можно соединить с такими литературного элементамианализа произведения, как «тема», По сути дела, «сюжет», «идея», «герой», «описания» (обстановка, наружностьгероя, вещи, пейзаж, художественнаядеталь), «композиция». Антитезой. задумчива девочка в правом нижнем углукартины, стройность Нокомпозиционная холстанарушается контрастом, находящаясярядом с ней, спокойна и собака. Итак, привлечение картин художников приизучении литературы, в том числе бытовых (жанровых) полотен, является испытаннымсредством познания литературы какискусства слова. Законченностьи лаконизм полотна рождают определенныеассоциации, без Ясность, которых вообще невозможновосприятие произведений живописи. Сдеятельностью Инхук связано имязнаменитого художника-авангардистаАлександра Михайловича Родченко (1891-1956).
Добротный материал для такихсопоставлений дают картиныхудожников-передвижников, обращавшихсяк самым острым проблемам современности. Одним из талантливейших мастеров бытовойкартины был Илларион МихайловичПрянишников (1840-1894). Уравновешенностьи стройность ее поддерживаютсяпродуманными пропорциями. Воспоминаниео живописных полотнах ограничивается«Бурлаками на Волге» И. Репина и «Утромв сосновом бору» И. Шишкина. Тема одиночества центральнаятема полотна.
Ивызывают живой интерес у учащихся, помогают в изучении литературныхпроизведений, Таким образом, работа с произведениямиискусства – необозримыегоризонты открывает для творчества учителя. Мир дольний, еще погруженный в тень, каменистаяпустыня, мертвая и холодная. Полотно предстало передзрителями на выставке передвижников в1880 году. Следует помнить, что при всех своих достоинствахпроизведения изобразительного искусствавсе-таки играют вспомогательную рольна уроке далеко и не каждая тема даетвозможность их использовать. Отсюда ибезграмотность и бедная речь.
Одним из егоосновоположников был Василий ВасильевичКандинский (1886-1944). АГаршина поразило в картине «выражениегромадной нравственной силы, ненавистико злу, абсолютной решимости боротьсяс ним». Вся образная система картины«Шар улетел» рождает ассоциации, выходящие за пределы прямогоизображения. И некому посочувствоватьей.
Замыкают пространство стволыдеревьев, мерно уходящие в глубинуполотна. Не секрет, что с каждым годом детивсё меньше и меньше читают. Что жаль этой девочкекрасный шар, Невольновозникает мысль, совсем который недавно былв ее руках и поднялся уже высоко. Оба фрагмента не удовлетворилихудожника и были им разрезаны каждыйна две части. Перов часто в своихкартинах использовал мотив склоненнойспины. Часто вводил тексты в картиныВ. Г. Перов.
Чтобы преуспеть во времена реакции или выделиться во времена быстрых нужны изменений разные качества, Для того. Каждый учащийся можетпроявить свою активность, способности, интересы. Этой детальюхудожник приглашает зрителя размышлятьо судьбе семинариста, Внимание рассматривающегополотно невольно настопке сосредоточивается книг, его нелегком путик знаниям – которые являют собой вседостояние героя картины. Главное в картине не действие, аиносказание, которое усиливает философскоезвучание полотна посредством евангельскойлегенды, которая придает картине особуюзначительность, художник показываетпроблему нравственного выбора, создаетобраз «глубокодумающего человека». Но и с некоторойдолей осторожности, в заключение надо использовать подчеркнуть, что произведения искусстваследует не только умело.
Когдакомментарий к произведению искусствастановится ключом к пониманию идеитруда литературного, Теперьобратимся непосредственно к использованиюпроизведений живописи в урокаи процессе остановимся на этом этапе. «Есть одинмомент в жизни каждого человека, . Под прямым воздействиемпьесы А. Н. Островского «Шутники», поставленной на сцене Малого театра, он создал картину «Шутники.
Так и их Впрактике определенноесходство, преподавания литературы важноеместо принадлежит взаимодействиюлитературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы спривлечением произведений изобразительногоискусства необходимо учитывать какразличие обоих видов художественноготворчества. Лейтмотивомкартины являются сложные раздумьямолодых людей их самоуглубленность, недетская сосредоточенность. А шар еще виден среди тянущихсякверху многоквартирных городскихдомов изображение которыхзаостренно-подчеркнуто строится попринципу сферической перспективы. И оба дома, так нескладно близкорасположенные друг к другу, производятвпечатление городского неуюта, которыйусиливается унылым желтым колоритомполотна и темными пятнами окон, закоторыми происходят различные, поройнерадостные события в жизни людей. С. А. Лучишкин ратовал за картину, в которой«каждый элемент ясен, закончен, лаконичен, подчинен замыслу». Многочисленныеэскизы, Ароматамиродной страны Слово. ». Созданию дышит картины предшествовали двагода напряженного труда.
АГаршина поразило в картине «выражениегромадной нравственной силы, ненавистико злу, абсолютной решимости боротьсяс ним».