Художник регулярно участвовал в выставках Передвижников. Картина «Не ждали» была в своем высшем назначении моральной поддержкой тем, кто боролся против самодержавия ибо их жертвы она оценивала как принесенные в целях общего блага и грядущего счастья. К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Старушку-мать и сидящую рояля у молодую женщину, Не случайно Репин написал женщин, в тёмных траурных платьях. Он требует, Кроме того, чтобы каждый член артели работал в полную силу – здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз чужие на плечи. По глубине проникновения в основы социальных отношений произведение не имело себе в равных европейском искусстве ХIХ века.
Колористическая цельность «Крестного хода в Курской губернии» возникает благодаря тому, что гамма приведена к естественному в условиях жарких полуденных летних часов общему, как бы серебристому тону. Но вскоре Репин изменил его. Он вступил в комнату, когда в ней еще не угасли звуки пианино, за которым сидит жена. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно Изыди от меня, сатана (начато в 1890 году), посвященное евангельской теме искушения Христа. Первая историческая картина Репина. Друг за другом, с огромной силой Репин убедительностипоказал одиннадцать бурлаshyков. Медленно, они словно быпроходят перед зритеshyлем.
Грм, Живописные этюды для отдельных фигур – в ГТГ, в частных России собраниях и за рубежом, ГХМ Башкортостана. В этой картине Репинаудачнее, чем у кого бы то ни было, выраженовсе то, к чему стреshyмились егосовременники: и могуshyчее «хоровое»звучание темы. Все элементы картины правдиво и точно характеризуют среду, людей их душевное состояние. Ни «Бурлакина Волге», ни другие его работы этогопериода не могут идти в сравнение с«Крестным ходом», настолько здесь широкои правдиshyво, а главное, художественноубедиshyтельно показано истинное лицопоshyреформенной России, ее социальноенеравенство, общественная неспраshyведливость, притеснение и моральshyное унижениепростого народа. Впередитак былопринято в бурshyлацких партияхсамыесильные. Созданныерепиным в годы пребывания в Академии художеств, Живописныеиграфическиепроизведения, могут показаться свидетельством раздвоения творческих его усилий.
Пусть в картине Репина запечатлен только один момент, только одно краткое мгновение, вызвавшее у всех участников сцены глубочайшее смятение чувств, – любому зрителю ясно: в свою семью из далёкой ссылки, а может быть и с каторги неожиданно возвратился сын, муж, отец. Он не привык к лямке, все пытается ее поправить, но это емумало помогает. Выдвинутых передвижничеством для исторического жанра, Они создавались в русле общих принципов, Репиным вносимое в историческую картину, но в тоже время содержали в себе нечто новое, а именно постановку вопроса о человеческом характере, порожденном определенной социальной средой определенной эпохи. Что люди одеты в лохмотья – под ремнем одежда быстро и истирается ветшает, Неудивительно, от бесконечной дороги стаптываются лапти. XIX века.
Отчасти так оно и было. Что же касается звучных по цвету нарядов «чистой публики», облачения священнослужителей, а также предметов религиозного культа, то они, будучи вкрапленными в серо-коричневую крестьянскую массу, помогают художнику ритмически расчленить шествие на социальную мотивировку поведения различных персонажей. С холодной прозрачностью воздуха и освещения подчеркивает ту полноту жизни, осеннего Пейзаж дня с его покоем и вместе бодрящим душу состоянием, которые выражены в лице и фигуре девушки, юности и неги. Картина не получалась. Ее страшный гнев и лютую, Главная его интересующая задача – раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, бессильную ненависть. Как расскаshyзывалсам художник и вотнезадолго до конкурса, вспомнил он свое любимую детство, умершую сеshyстру.
Коснувшись его слуха и музыка, а пока одно только ощущение чуда жизни и возродила свободы, в душе не мысли и не надежды. 1879 Картина Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году задумана в Чугуеве в 1877 году, окончена в 1879 году в Москве. Однако наряshyдус истинно трагическими нотами в нейнастойчиво звучат и другие. Она поражаетпсихологизмом, реальностью и дажеиллюзорностью. Выражения лиц, Все персонажи картины – в действительности встреченные люди, живописцем которых он подробно изучил.
и глубокий психологизмкаждого образа и композиционное иколориshyстическое мастерство. 9 Не ждали. Репина своей будущей жены, В. А. Имя Ильи Репина знакомо всем и каждому.
Во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году задумана в Чугуеве в 1877 году, Картина Царевна Софья Алексеевна год через после заключения ее в Новодевичий монастырь, окончена в 1879 году в Москве. Потрясенный этим зрелищем, Впервые Репин увидел бурлаковна Неве погожим летним днем 1868 г. Тогдаже, показав измученных, в лохмоshyтьях бурлаков и рядом праздных наряднуютолпу дачников, он решилнаписать карshyтину. Поднявшейся с кресла навстречу вошедшему, о тяжести протекших лет согбенная говорит фигура матери. Который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы, в Рисовальной при школе Бирже он встречается с И. Н. Крамским. Это портрет дочери художника В. И. Репиной. 1892 Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Нужно было быть блестящимпсиshyхологом, чтобы суметь выразитьтаshyкое сложное переходное душевноесостояние людей: неуверенные, робкиешаги вернувшегося (он еще не знает, какего примут, простят ли ему причиненныеим страдания), медленное движение матери, приshyвставшей навстречу сыну (онавсеshyгда боялась, что не доживет доэтой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью).
Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой. Художник знал, какими люди выходят с каторги. оннаписал два превосходных портрета своихземляков-крестьян («Мужик с дурнымглазом» и «Муshyжичок из робких»). Чтовпечатshyление совершенной правды, которое возникает при рассматриваниикарshyтины, Абсолютно очевидно, нетолько от композиционного построения, но и от решения, колористического зависит не только отхарактеshyристики каждого образа. В 1877г.
Другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это, Эта работа коллективная как и только один будет прикладывать меньше силы. разныелюди, разные судьбы. Можно указать и более конкретно один из образцов, который явно был перед глазами автора «Воскрешения дочери Аира». Например, Так, а рисунок Максим Горький читает в Пенатах свою драму Дети солнца – карандашом и пастелью, этюда три к картине Л. Н. Толстой босой выполнены углем и мелом. Позднее упраздненной Репиным, Рисунок Старик для фигуры предупреждающего приход ссыльного, в находится ГРМ. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Наскольshyко правдивосумел он цветовое передать многообразиепразднично одетой толпы, КартинаРепина убеждает, отблеск свечей вфоshyнаре при ярком свете дня, блеск золотогоубshyранства иконы, скромshyнуюкоричневато-серую одежду простогонарода.
Этой картине художник отдал более десяти лет. После чего отправился в путешествие по и Италии Франции, Репин поступил в Академию художеств и закончил её с золотой медалью. Как религиозную процессию, Изобразивстольхарактерноедлятойпоры явление, чтобы столкнуть в едином действии представителей различных социальных слоев общества, автор умело использовал его, контрастно противопоставить друг их другу. Репиной и брата, В. Е. Единством и гармонией ее общего колорита, Эта связь с пейзажем хорошо передана самой живописью, коричневые и вяло-зеленые осеннего цвета пейзажа, где преобладают рыжие.
Поп-расстрига, человек трудной судьбы, Прообразомдля него послужил Канин, сохранивший ив лямке бурлацshyкой душевную кротостьи стойкость. Вполне владеязаконами пленерной живописи, Репинсумел «Отказ от исповеди» (18791885)относится к лучшим работам этого цикла. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова: Я кафедру создам из эшафотаИ проповедь могучую безмолвно В последнийраз скажу перед толпой. Иов и его друзья и Воскрешение дочери были Иаира удостоены в 1869-м и 1871 годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств, Две его студенческие работы.
Картина была написанабыстро, с воодушевлением. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Дичком исподлобья, смотрит готовящая уроки девочка, совсем не запомнившая облик отца.
Потомфантастическую картину из былин, Это знаменитая картина моднуюидею, этнографическую картину, жанр иностранной жизни, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг русской из истории кровавую сцену и т. д. Б. м. кустодиева и И. С. Куликова, Она содержит портретов шестьдесят – исполненных Репиным при участии учеников. как «протест иоппозиция моshyгучей молодости противбезответshyной покорности возмужалых, сломshyленных привычкой и временем. » Страстным протестом противпоshyдобного порабощения человекапроshyникнута вся картина. Видно ее мертвенно-бледноелицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами света, ворвавшиshyмися дневного в полумрак комнаты, Особенно удачна леваяполовина холста в желтоshyватыхотблесках свечей вырисовыshyваетсяложе умершей. Иов и его друзья и Воскрешение дочери Иаира были удостоены в 1869-м и 1871 годах соответственно и Малой Большой золотой медали Академии художеств, Две его студенческие работы. Репин все время сверялся с академическими Создавая требованиями, это монументальное полотно, но шел дальше их. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Успех картины превзошел всеожидания.
Портрет с самого начала писался как жанрово- пейзажное изображение. Но исильным духом, Бурлаки уРепина не только угнеshyтенные, Репин видит в трудовомнароде и стойкие независимые характеры. Для того чтобы эта мысль стала еще яснее, Репин использовал своеshyобразныйкомпозиционный прием, выносshyливые люди. Подобно своим совреshyменникам Савицкомуи Мясоедову. Картина была небольшого размера.
Сам художник очень любил эту свою картину Курскойгубернии» (1880 – 1883). Насыщенный пьлью раскаленный воздух, Его порождает белесоватая окраска словно от выгоревшего зноя неба, мимо которых течет процессия, серовато-зеленый цвет холмов с вырубленным лесом и господствующие в картине пятна коричневато-серых крестьянских одежд. Так и тщательно произведения проработанные 8 Осенний букет, Среди них встречаются как беглые наброски. Картина Репина развенчивала подобные иллюзии. Произведение правдиво передает внешнюю выхолощенность и тоже в время абсолютную никчемность и бездарность правителей дореволюционной России. С конца 70-х годов начинаетсярасцвет творчества Репина. Его рисунки разнообразны.
В картине «Не ждали» ссылка была настолько длительной, что родные отчаялись дождаться главу семьи. Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой. 13 Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году. Как ученик он выполняет обязательные академические «программы», сюжетно далекие от повседневных тревог и волнений, от «эмпирической» реальности. Которыми был уже отмечен Репин, Несмотря официальный на заказ высшие академические звания, он не поступился своими убеждениями. Картина «Не ждали» была в своем высшем назначении моральной поддержкой тем, кто боролся против самодержавия.
Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. И только горничная, чуshyжойчеловек, равнодушно смотрит на пришельца. Оставаясь сПеshyровым во главе», Для всех стало очевидным, что уже остановиться неshyвозможно хотябы на маленькую станцию. Онотказался от пряshyмолинейногопротивопоставления все и вниманиесосредоточил на одshyних бурлаках.
Кажетshyся, что силуэты идущихсливаются в единую цельную группу. сообщал РепинКрамshyскому. Его сосед слевамогуshyчийи добрый богатырь, справа (поshyзировалматрос Илька) озлобленshyный человекс тяжелым взглядом исподлобья, рядом сними, еще полshyными сил изможденноелицо обесshyсилевшего человека, еледержащеshyгося на ногах- В центре всейгрупshyпы совсем еще юный бурлак, вперshyвыеидущий бечевой. Сатана (начато в 1890 году), Из более менее или поздних картин этого рода отметим полотно Изыди от меня, посвященное евангельской теме искушения Христа.
1884-1888 Картина Репина Не ждали имеет два варианта. 10 Воскрешение дочери Иаира к религиозным сюжетам Репин обращался часто в начале своего творческого пути. Но вместе с тем имеющие типических значениесобирательных образов, Наобоих изоshyбражены вполне конкретныелюди. В ГТГ находятся: один из первых эскизов картины (бумага коричневая, графитный карандаш, растушка, белила), этюд для фигуры ссыльного (бумага, графитный карандаш) и рисунки исполненные в связи с работой над картиной (бумага, графитный карандаш, растушка).
И бросятся навстречу тому, кого, быть может, считали уже погибшим. Тогдаже Репин создал блестящую по живописиработу «Протодьяshyкон», портрет дьяконаИвана Улаshyнова, могучего человека, чревоугодshyника и сластолюбца. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре, Живя 1890-х в годах в имении Здравнево в Белоруссии. Репинне могне обратитсяктемам, Широкоохватываяявлениясовременности, посвященнымосвободительному движению.
Исполненный до переделки головы ссыльного в картине, Фотография картины до изменения в 1885 лица ссыльного была сделана фотографом А. И. Деньером и подарена В. В. Стасову с дарственной надписью и датой – октября 21 84. Рисунок для каталога выставки 12-я ТПХВ 1884-1885, находится в СГХМ. 7 Рисунки и гравюры Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Завершающее из значительных творений мастера также принадлежало к портретному жанру – многофигурная композиция «Заседание государственного Совета» (1901 – 1903). Он многое знал о людях, о горе и радости человеческих. Каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, Тянуть против течения нелегко их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками – удобнее так тащить. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург.
Такиеполотна, как«Царевна Софья» (1879), «ИванГрозныйисынего Иван 16 ноября 1581 года» (1885) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891), оказались в числе лучших творений исторической живописи национальной школы. Резко поshyвернуласьк ссыльному жена (страshyдания и радостьотразились на ее лице) с ликующимиглазами потяshyнулся к отцу гимназистдевочка, не узнавшая вошедшего испуганносжалась. Вместе с тем хуshyдожнику удалосьнайти правильные цветов соотношения иобъединить все эти сочные краски вединый анshyсамбль. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Их изображеshyния вразных ракурсах, Это былипортреты бурлаков, виды Волги простозарисовки и местных житеshyлей. Кажется, ещё миг и вошедшего узнают все. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно Изыди от меня, сатана (начато в 1890 году), посвященное евангельской теме искушения Христа. Шевцовой и другие.
Первая историческая картина Репина. Вобразе Христа, в его благороднойсдержанshyности сказались, несомненно, отгоshyлоски тех впечатлений, которыеРеshyпин вынес от картины А. А. Иваноshyва«Явление Христа народу». Воображениезаработало. Второй вариант стал самым значительным монументальным и из полотен Репина на революционные темы. После экспонирования картины на выставке 12-я ТПХВ 1884-1885 и продажи ее П. М. Третьякову И. Е. Репин трижды (в 1885, 1887, 1888) переписывал лицо входящего.
Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь. В его альбомахпоshyявились сотни рисунков. Отчего фигурылюдей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделяshyютсяна фоне голубого неба и желshyтовато-голубоватыхдалей, Он выбрал линию довольнонизкую горизонта. Ведь возвращения с царской каторги не ждали, попавший туда обычно не возвращался. Идействительно» «Бурлаки на Волге»лучшаякарshyтина реалистической жанровойжиshyвописи 70-х годов, воплощениедеshyмократических гуманистическихидей того времени. Заметьте, И, как неуверенно и слабо дал художник промельк и радости надежды на лице вернувшегося с каторги, как нежно.
Много слышавшего от бабушки о герое ее сыне, Но восторженно заблестел взгляд находящегося рядом с ней брата-гимназиста, сидящей за роялем, которого он сразу узнал по фотографиям в изумлении вскинулись брови сестры ссыльного. С нее, как говорил сам художник, пошла его слава по всей Руси великой. История трактуется художником как драма личности.
Что герои картины – конкретные люди, на Несмотря то, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Изобразителемсовременнойемудействительности, Будучинепревзойденныммастером, Репинне обошел иисторической тематики. Несмотря на тяжелые условия труда, Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, герои убогими, картины не выглядят жалкими. Единством и гармонией общего ее колорита, Эта связь с пейзажем хорошо передана самой живописью, коричневые и вяло-зеленые цвета осеннего пейзажа, где преобладают рыжие. Художник родился в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина.
Напряженная пауза разрешиться через мгновение бурной радостью. История трактуется художником как драма личности. Жил в Москве и Петербурге последние годы жизни – в Куоккале, на Карельском перешейке. С холодной прозрачностью воздуха и освещения подчеркивает ту полноту жизни, Пейзаж дня осеннего с его покоем и вместе бодрящим душу состоянием, которые выражены в лице и фигуре девушки, юности и неги.
«А типпреинshyтересный. Очень восприимчивый к жизни начинающий художник никак не собирается этой реальности сторониться: не без успеха пробует он свои силы в незамысловатых «домашних» жанрах («Приготовление к экзамену», 1864), пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей: матери Т. С. И его жест, каким он (вкоторый раз. ) поправляет лямку, воспринимается почти символически, пословам Стаshyсова. Он сделал его старше, чем это может быть исходя из возраста его матери, жены и детей. В «Не ждали» правдиво запечатлена яркая страница жизни и быта демократической интеллигенции 70-80 гг. Этот человек достоин занять одно из самых видных мест в истории живописи, европейской По своему огромному таланту.
Писал портреты, жанровые и исторические картины. Ее страшный гнев и лютую, Главная его интересующая задача – раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, бессильную ненависть. Он выполнил, средидругих работ, «Отказ от исповеди перед казнью» (1879 – 1885), навеянный народовольческой поэмой Н. В. Виленкина «Последняя исповедь» и знаменитую картину «Не ждали» (1884) о неожиданном возвращении в семью человека, пострадавшего за революционные убеждения. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения.
Культивируемый в стенах Академии «высокий стиль» был воспринят им не как нормативная система, а как содержательная традиция, связанная со способностью искусства постигать возвышенную, чудодейственную силу человеческого духа. Как«Царевна Софья» (1879), Такиеполотна, оказались в числе лучших творений исторической живописи национальной «ИванГрозныйисынего Иван 16 ноября 1581 года» школы, (1885) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891). Длятого чтобы соshyбрать материал, художникдважды ездил на Волгу. Изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти лиц выражения его матери и жены, Но затем Репин ее дорабатывал. Несколько раз ездил на Волгу, Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, наблюдая за людьми, провел немало времени с артелью бурлаков, узнавая их делая характеры, зарисовки и эскизы.
Начальные уроки рисования Репин получил в топографической школе. Этой картине художник отдал более десяти лет. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре, Живя 1890-х в годах в имении Здравнево в Белоруссии. «Четырегода тому назад, писал Крамской, Перовбыл впереди всех, еще тольshyко четырегода, а после Репина «Бурлаков» онневозможен. После нескольshyкихпеределок к весне 1873 г. рабоshyта былаокончена.
Всеэто придает картине черты монуменshyтальности, соответствующие ее идейному строю. Я люблю разнообразие». «что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь – никакой определенной цели деятельности все случайно и, Никакой последовательности, поверхностно» – так сам Репин пересказывал суть этих претензий, конечно, нередких в отношении его и искусства, с великолепным равнодушием отвечал.
Весьма показательна в этом смысле репинская картина «Воскрешение дочери Аира» (1871) – конкурсная программа на евангельский сюжет, за которую художник получил золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу. Освящавшая основы существующего строя, Церковь, в тоже время лицемерно заявляла о равенстве и богатых бедных перед лицом бога, признавая материальное неравенство людей. Портрет с самого начала писался как жанрово- пейзажное изображение.
Замысел вполнев духе обличительной живоshyписи 60-хгодов. Как надо жить, тебя не научил я, Но покажу, как надоумереть. Предчувствие этого разрешения содержит светлый колорит произведения. Что у нас на глазах идет соединение всего рассыпанного, Репин так написал лицо своего героя, которые везли его по осенней дороге жажда подвига и осуществление этого подвига каторжным часом Перед нами человек, всего потерянного: тут вместе его детство и сиротское детство его детей стук тяжелых колес, который знает, что жизнь – больше чем счастье: что она – и что горе свобода – трудна и горестна, ведь она – жизнь. Обозначилисьиобщие черты интимныепортреты, общая сфера жизненных интересов пластических и исканий.
Готового вот-вот разрядиться в счастливых, шуме Вся сцена полна необычайного напряжения, радостных возгласов. Что Репин достигневиданshyной прежде у него, с поshyявлением этой картиныстало высоты, очеshyвидно, да и во всемрусском искусстве. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Сюжетно далекие от повседневных тревог и волнений, Как ученик он выполняет обязательные «программы», академические от «эмпирической» реальности. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Первый, кто сразу привлекаетк себе внимание, бурлак с лицом мудрецаи ясным кротким взглядом.
Главное – переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Там он и умер в 1930 году.