Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Которая служила Кустодиеву мастерской, Работа художника над портретом Шаляпина проходила небольшой в комнате. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Слева половой приносит чайники трем сидящим за столом, Справа беседуют два бородатых в купца тяжелых шубах. Изображая свою героиню, в картине, которая так часто сквозит в образах его купчих, многочисленных Кустодиев далек от той иронии. С нее был сделан в 1918 году превосходный рисунок. С которым сам наблюдает жизнь, Он заражает зрителя тем страстным интересом, всякий и раз находит в повседневном что-то увлекательное и неповторимое.
Изменения от этюда к картине направлены к достижению цветового единства. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Дымят пароходики, плывущие по Фонтанке. Сохранился лишь один быстрый набросок 8211 зарисовка обычной, повседневной жизни трактира. Яркое солнце котрастно вырисовывается на фоне снежной пелены. Достойного преклонения, Но не только большого мастера ценил в Федор художнике Шаляпин – он видел в нем человека недюжинного.
Яркого лубочного пейзажа, На фоне плоскостного, огромная, стоит изображающего ярмарку, подавляющая все своим размером фигура Шаляпина. Движение полной шеи приобретает величавость. он позировал в фас, профиль и в легком трехчетвертном повороте. Здесь уже значительно более конкретный жанровый мотив, не претендующий, как в картине «Купец», на синтез. Это была изящная черноволосая женщина с большими синими глазами. Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа. Балаганами, На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, праздничными народными гуляниями, каруселями, яркость и красочность, противопоставлена которая серости и скуке прозаической жизни.
Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного в искусства Мюнхене. Композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, Колористические, особенно портрете в Шаляпина. Показанный так, Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, но они трактованы лаконично, что узнаваемы все здания, чтобы быть не изображением, просто а знаком. Очень интересен этюд рук с полными гибкими пальцами, гладкой кожей. «Портреты актера-человека с тысячью лиц» это не наслоение масок, скрывающих его душу, а ряд фильтров, через которые частицы его живого образа проходят все более чистыми и определенными. Фарфоровая округлость лица как бы замыкает неподвижность ее душевного мира.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Кустодиев мужественно и беспощадно обличает их сущность. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Именно на выставках «Мира искусства» впервые экспонировались такие работы, как «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была показана картина Кустодиева «27 февраля 1917 года» отражавшая живой, непосредственный отклик на происходящие революционные события. Художник работал полулёжа, Она была очень маленькой, вот таким образом приходилось картину писать по частям.
Небо с пушистыми кучевыми облаками. Они становятся правильнее, гармоничнее. Задумчивыми и одновременно бездумными голубыми глазами, Ничто не нарушает лица спокойствия с алыми губами. Кустодиев действительно активен в современной ему художественной жизни.
Конкретность подсмотренных черт модели при всей близости к задуманному образу в какой-то мере «перекрыла» яркость замысла, а быть может, замысел оказался не достаточно зрелым и внутренне пережитым. Балаганы, веселые извозчики, мчащиеся кони, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров – скоморохи, феерия Праздничная кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. С удовольствием пишет расписные бадейки и свежеобструганные Художник грабли, любуется россыпью народных игрушек. Заполнив живописное пространство множеством фигур, в выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы своей неистощимой наблюдательности, движущихся линий красок, переливающихся предметов.
Дабы показать, Красивая шуба Шаляпина распахнута, специально дабы было видно перстень с ценным камнем, что она вся из бобрового меха- мизинец на руке отставлен. Ведь наперекор условностям она решилась позировать обнаженной. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов за широту, размах и «русский дух». Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, вот таким образом на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. Они приобретают обобщенный характер.
Разрезанный на аппетитные ломтики арбуз, На столе красивый возник сочный, который заключает в себе мощный цветовой акцент первого плана. Пастернак, К. А. Однако это не та Русь, в его картинах зритель с первого взгляда типично узнает русские черты, которая встает с полотен художников-передвижников. Счастья от общения с близким ей человеком, Еще нет появившихся картине в радостной погруженности в природу. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
Этюды с Кастальского в трех положениях использованы для трех различных персонажей. Ее чуть одутловатое выхоленное лицо благостно. А при сравнении становиться наглядно ясно, Из нескольких портретов складывается единый сложный какие образ, его аспекты оказались близки каждому из портретистов. Фигуры первого плана решены почти силуэтно. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Художник изображает в глубине картины купца, Использовав в первоплановых фигурах два этюда, нарисованных с поза Кастальского, которого как бы синтезирована из трех этюдов. В картине исчезает неправильность черт лица. В картине пять церквей (среди них и Введенская, купол которой был виден из окна мастерской художника).
Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. превосходные этюды рук были выполнены карандашом и сангиной. В жизнь «Мира искусства» самобытный талант Кустодиева вносил живую острую, полную силы и энергии. Что же происходит с лицом «Красавицы» при работе художника над холстом. Который внутренне похож, «Похожий – портрет это такой портрет, который дает представление о сущности данного человека. Нарочито театральной позе стоит огромная, в эффектной, все подавляющая своими фигура размерами Ф. Шаляпина.
Возможно. В его картинах нет показа тяжести народной жизни, царят звонкие и краски яркие узоры, где во всем чувствуется материальный достаток – изображенная им Русь радостная, Борис Кустодиев открыл ее другую сторону. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. На пальце160 перстень. Фигуры становятся более грузными.
А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина – и Марфу Марину и его друга И. Г. Но сохранил абсолютную портретность девичьего лица с внимательным умным взглядом, Борис Михайлович посадил ее в позе и костюме героини картины, хотя и рано сформировавшейся физически девушки, с мягкостью совсем черт юной. Как Никольский сидит в кресле у письменного стола, в том, в движении чуть приоткрытых губ есть ощущение быстро ускользающего времени, держа мягкую длинными шляпу нервными пальцами. Художник в картине почти не меняет характер пейзажа. Но на портрете не преминул подметить, Сам Борис Кустодиев был восхищен Шаляпиным, Федором такие индивидуальные черты прославленного певца, добродушно подтрунивая, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.
На этом фоне развертывается масленичное гулянье. Выполненным с Юлии Евстафьевны для этой работы, сравнение Интересно картины с карандашным этюдом. Из окна которой пишет На художник, первом плане 8211 больные клиники, дети норовят попасть под струю воды, дворник поливает улицу. Художник, наделенный какой-то особой животворной силой, рисовальщик, умный и виртуозный, книжный иллюстратор, театральный художзник и, наконец, скульптор, прекрасно чувствующий пластику человеческого тела, 8211 таков Кустодиев. Это мягкие и одновременно сильные девичьи руки.
Которого называл замечательным и бессмертным, в свою очередь и Шаляпин Федор высоко ценил искусство Б. Кустодиева. Представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, лотошники, мчащиеся санки, балаганов у и карусельных гор толпится праздничный народ. Он уже тогда понимал, Видимо, посвященное событиям, революционным что произведение, созданное современником, станет документом эпохи. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В бесконечной «сумятице» многочисленных сюжетов картины можно открывать все новые и новые забавные ситуации. В них заключена не только красота, но и особая значительность.
И отчего он, пережив своего владельца, должен был вернуться в Россию. Она обладала большой душевной тонкостью излучала обаяние женской нежности и доброты. Играя на сочных листьях и растения парчовой ткани, Солнце заливает комнату, на которой лежит библия.
В картине меняется и композиция. Юлия Евстафьевна 8211 сдержанная, неразговорчивая, замкнутая. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. В декорациях к произведениям А. Н. Островского Кустодиев близок принципам станковой живописи, сохраняя при этом всю специфику требований театральности. Мало-помалу лишившая его способности двигаться, «Болезнь Кустодиева, как бы его углубила способность внутреннего созерцания. Игуменья у Кстодиева 8211 властная, уверенная в себе и довольная жизнью женщина.
В восторженной характеристики прекрасной художника женщины вдруг зазвучала диссонансная нота 8211 руки модели. Но изумительный расчет и мастерство виртуозное Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Этюды художник рисует мастерски и с удовольствием. Ему еще предстоит покорить своим талантом этот не пока знакомый город, Сейчас артист на прогулке. В этом круговороте веселья Шаляпин свой в ему родной стихии – Он показал неразрывную связь артиста с народом. Упавший на алые губы, словно Свет, символизирующих плодородие, спорит с матовым блеском жемчужных серег в виде виноградных гроздей.
Казалось бы, Однако при, стихийности свободной происходящего композиция строится с железной логикой. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. Кустодиев часто писал жену, причем каждый раз осуществлял новый интересный композиционный и колористический замысел. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Что он ценил больше 8211 русский или лубок городетскую роспись, Трудно сказать, вятскую или хохломскую игрушку.
Кустодиев чуть посмеивается над восторженным взглядом купчихи (в глубине картины), который она бросает на своего красивого черноволосого спутника или над многоцветьем наивных и ярких вывесок. Причем они даже, Руки неким становятся символом женственноти, более одухотворены, быть может, нежели лицо. Вот отчего так ценил этот портрет сам Шаляпин, отчего портрет этот из интереснейших в «шаляпинской галерее» и из лучших у Кустодиева. Устроенных Дягилевым в Париже и Берлине, Его работы появлялись на выставках Нового общества художников в и Петербурге на выставках. Она спокойно-задумчива.
Автопортрет Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, Нельзя без волнения думать о величии нравственной как сили, героической и доблестной». В лице есть та же отрешенность от окружающей героиню картины среды, показанной столь выпукло, реально, как и в картине «Купчиха» 1915 года или «Красавица». И художник вовсе не пытается ее идеализировать. А легкая улыбка художника чувствуется лишь в жанровых сценах, наполняющих пейзаж. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Эти фигуры писались Исая с Григорьевича Дворщина – секретаря и друга Шаляпина – и дочерей певца – Марфы и Марины. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Несколько плоскостно, Художник пользуется локальным цветом, духе в народного лубка трактуя фигуры. Начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, Образ этого выглядит волжанина, у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры. 8211 считал Б. М и тут нужно предоставить художнику возможность выражать понимание свое этой сущности».
При самом подробном рассказе в его произведениях всегда чувствуется широкого мастерство и обобщающего осмысления изображаемого. Чётко выделенная на фоне зимнего пейзажа, Шаляпина, скоморохи, условно изображающего ярмарку – балаганы, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных Кустодиев шаров8230 традиционно создает картины, которые четко передают жизнь народа, его радости и тревоги. Это помогало ему создать типы такой обобщающей силы как «Купчиха». Гибок и точен мазок, моделирующий лицо и фигуру Никольского.
Девушка-служанка склонилась над лисьей шубой, собираясь накинуть ее на плечи хозяйки. Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. Превосходны лирические изображение детей и женские портреты, где сочетание сангины и карандаша или легкая акварельная подцветка рисунка передают чистоту и нежность модели. Он создает в черно-белом рисунке почти иллюзию цветного изображения. Возвышенные парящие над землей в белом инее, Березы невыразимо там высокие, как фонтаны из снега. Окаймленной заиндевевшими пушистыми березами, На просторной заснеженной площади, кипит праздник веселый широкой масленицы.
И, Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника, они запевали вдвоем – сначала Шаляпин, вспоминая родную потом Волгу, к нему присоединялся Борис Кустодиев – и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали. В этой работе, как и в «Купчихе» 1915 года, 8211 противопоставление торжественного покоя главной героини картины и сложного сплетения сюжетов, развивающихся на втором плане. Большое место в творческой жизни Кустодиева занимало театрально-декоративное искусство. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Где продают самые заманчивые яства 8211 икру и лимоны, Свою подпись Кустодиев с присущим ему озорством помещает над магазина, витриной сосиски и огромные копченые окорока.
Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Более конкретная разработка идет в натурных этюдах. Однако обобщение в этой картине не достигло цельности и синтеза такого уровня, как в картинах «Купчиха» или «Красавица». Шаляпина рисовали и писали часто. Весьма далекой от аскетизма благочестия и Интерьер кельи свидетельствует о жизнелюбии хозяйки.
Взятый широко, Пейзаж, вводит в мир волшебства зимнего предзакатного часа, панорамно, когда расцвечено небо розовым, зеленым, желтым, когда пушистый мягкий снег вбирает в себя отблески радужного неба. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Он любуется мягкой гладкостью нежной кожи, тугим узлом светлой косы на затылке, женственной округлостью черт лица модели. Шуба его распахнута – разноцветный вязаный шарф развевается по ветру, Он что только поднялся сюда.
Их энергичные силуэты 8211 блистательная композиционная находка художника. Деревья справа решены в локальном цвете. Делая все возможное, Кустодиев лишь намечает образ молодой девушки, чтобы облик ее не отвлекал зрителя внимание от царящей в картине самовлюбленной красавицы. У ног его любимый бульдог Ройка. На ногах модные ботинки на пуговках серая замша и черный лак. Александры Михайловны, Этюды к картине были исполнены в 1919 году с Василия Кастальского Александровича 8211 мужа старшей сестры художника.
Он уже тогда был известен своим сотрудничеством с Репиным при создании картины последнего «Заседание Государственного совета». В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Его бюсты-портреты отличаются большим сходством с оригиналом, Б. Кустодиев Занимался и скульптурой. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. Как «Красавица», Именно на выставках «Мира искусства» впервые экспонировались такие работы, «Московский трактир», «Купчиха», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была показана картина «27 февраля 1917 года» Кустодиева отражавшая живой, непосредственный отклик на происходящие революционные события. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин».
Бодрящее зимнее солнце, Заливающее все радостное, голубые розовые и тени на сверкающем снегу, нарядные кроны инея. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. И центром, вершиной всего этого мира является человек, в котором широта, размах, талантливость, жизнелюбие русского народа сказались с огромной полнотой.
Возвышенные парящие над землей в белом инее, Березы невыразимо там высокие, как фонтаны из снега. Серия под общим названием «Олимп» включала сатирические портреты Горемыкина, Игнатьева и Дубасова, Победоносцева. Но и с убеждающей передает жизненностью портретность черт лица модели, Он изображает не только очертания полного крепкого тела с гладкой кожей. Которое показывает, Картина Кустодиева Портрет Шаляпина – это удивительное творение, обычный что человек может пробиться в жизни. Недаром Федор Шаляпин говорил, «.
Жесты людей, встретившихся на крутом берегу Волги, подчеркнуто эмоциональны. Делает их более высокими, Он срезает краем рамы кроны деревьев справа, как бы упругим силуэтом ищет другой рисунок стволов со стройным, расширяет праздничную панораму, включает множество новых сюжетных линий, перемещает церковь картины, вглубь добивается цельности и законченности всего действа. Но с удивительно точными жестами, Характеры персонажей намечаются общим абрисом, дающими представление эмоциональной об завязке. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью: отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека – мужчина, заложивший руку за борт пальто и две девочки. Цвет куполов и колоколен играют большую роль в цветовом и композиционном строе Их пейзажа, очертания. Кустодиев 8211 театральный декоратор 8211 смел и самобытен.
Что он немного возвышается над людьми, простыми Это показывает, но сохраняет связь с народом. Нарочито театральной позе стоит огромная, эффектной, в все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. А на переднем плане – величественная фигура Ф. И. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Взгляд ее спокоен и несколько будничен.
Дерево слева и узорно дубовые листья теперь кулисно обрамляют героиню картины, как бы замыкая пространство вокруг нее. Спешащие по реке, Суденышки, наконец и, нарядные церквей, силуеты прихотливо расположенных в разных местах. М. Г. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Может быть, Да она такая, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое и только существовала в его воображении.
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Парадокс. Этюд для нее был исполнен с Ирины. Который сыграл большую в роль становлении молодого художника, Он начинает брать уроки у прекрасного педагога Павла Алексеевича Власова. Кустодиев несколько укрупняет справа первый план. Красиво сочетание черного кружева с розовым платьем.
Кустодиев прекрасно чувствует структуру городского пейзажа. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. Массивна фигура приказчика.
Множество мелко написанных человеческих фигурок, На снежных холмах идёт гулянье, народное лотошники, санки, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. Видимо, то, что этюды картины «Девушка на Волге» были выполнены с манекена, одетого в платье, лишило фигуру пластики. Чтобы показать, Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем, что она вся а не только и воротник шапка на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен. Ему еще предстоит покорить своим талантом пока этот не знакомый город, Сейчас артист на прогулке.
Эскизов, Эта зоркость помогла Кустодиеву после одной поездки лишь по праздничным улицам выполнить несколько этюдов, полные острого чувства новых общественных отношений, набросков и по ним уже создать картины, молодого революционного задора, жизненной силы и бодрости. Возможно, это было результатом слишком прямого следования за натурой, увиденной в этюде. Изображен барин, в котором совмещена творческая натура русского народа. Художник и здесь, как и в «Масленницах», не отказывает себе в удовольствии показать их расписные дуги. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. И в то же время кажется, что встреча модели портрета со зрителем мимолетна.
Однако всегда это граничит с усилением эмоциональных акцентов. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина Марфу и и Марину его друга И. Г. Дворищина. Повсюду оживленная толпа. Полная безмятежности кошка, мурлыкая, трется о теплое плечо.
Как бы подчеркивая, Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль и вместе с тем и что он родом оттуда же, помещенный художником выше, символизирует величие160 Шаляпин возвышается Б. М. Кустодиев. Нарядная декоративность цвета, Красота, колористическая цельность делают этот пейзаж одним лучших из в ряду кустодиевских произведений. Зажатый в руках, Платок, сквозь просвечивает которое лиловый шелк платья и белое пятно в центре фигуры перестает быть слишком самодовлеющим, в картине обрамлен кружевом. Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры. Через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом, На был потолке укреплен блок.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В эскизах декораций к «Блохе» 8211 озорство изобретательность и нарядная декоративность. Через четыре года Кустодиев понял историческое место этих людей в исторических событиях. Его «Портрет художника И. Я. Дворищина. Меняет Кустодиев и цвет костюма.
В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. О его биографии – биографии артиста, Ярмарочное – веселье своеобразный рассказ о творчестве певца, прошедшего огромный путь от ярмарочных театриков до лучших оперных сцен мира. Леонид Пастернак и Николай Богданов-Бельский, Серов Валентин и Александр Головин, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов, Константин Коровин и Борис Кустодиев. В сочетании несколько идеализированного красивого лица и беспощадно точно написанных рук родилась сложная и плановая много характеристика модели, Так. В картине Кустодиев делает ее старше.
Так, слева мы узнаем купол и колокольню Введенской церкви. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Бодрящее зимнее солнце, Заливающее радостное, все голубые и розовые тени на сверкающем снегу, нарядные кроны инея. Через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце «На грузом, потолке был укреплен блок. На нем подбитая бобровым мехом шуба и такая же меховая шапка с бархатным верхом. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Актриса в рисунке улыбается спокойной и чуточку озорной улыбкой.
Без посторонней помощи, с её помощью можно было приближать холст к креслу самому, что можно было кистью доставать до его поверхности удалять или от себя для того, наклоняя его к себе настолько, чтобы проверить написанное». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Полные руки цепко держат четки. Картина словно подернута легким золотистым флером.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Это картина покорила меня своей величественностью и простотой – и подарила надежду. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но в то же время любование сохраняется красочностью обычаев и праздников, в некоторых произведениях гротесковые ноты звучат с большой остротой. Портретный этюд к картине «Девушка на Волге» был исполнен с совсем юной девушки. Кружево очертаний березы, Рябь на реке, небо с облаками, ритм расположения ветвей рябины, сквозь которые то прглядывает солнце, то видны полосы далеко дождя у горизонта.
Где происходит гротескно чинное чаепитие купеческой четы, Появилась терраса в дома глубине. Высокий первый план – похожий на тот, в композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство, что в был его Купчихе. Но изменилось выражение лица. В 1906 году в журнале «Адская почта» появляются сатирические портреты сановников имевших непосредственное отношение к подавлению революции. Беспощадное обличение и взрывная сила этих сатирических портретов объяснялись еще и тем, что художник прекрасно изучил внешний облик и характеры подобных персонажей, работая под руководством Репина над групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета».
Для них, как и для широких демократических кругов России, в целом, жизнь и творчество Шаляпина было явлением глубоко знаменательным (ведь он сам добился этих высот). Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». И великолепие пышной белотелой красавицы, Художник демонстрирует и нарядную красочность предзакатного пейзажа с легкими розовыми облаками и разнообразие снеди на столе с сочным спелым арбузом, блеск и ее лилового шелкового платья, который венчает это торжественное чаепитие. Кустодиев переживает в этот новый период необычайный творческий подъем.
Но и в звонкой солнечности февральского дня, Рождение новой эпохи чувствуется не только в воодушевлении людей на улице, где желтое перемежается с красным, в праздничной красоте сочетания окраски домов, с живописно вздымающимися столбами белых дымов из труб на фоне голубого неба, то есть в особенной насыщенности эмоциональной пейзажа, пронизанного бодростью и жизнерадостностью. Идет нарядная барышня в белой шляпке и навстречу ей мастеровой со спутницей в платке. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Судя по воспоминаниям сына, росписная стенка сундука была черная с букетами. Он никогда не утрачивает особой ощущение сочности жизни, Превосходный рассказчик, вкуса к ней.
Стремление к дорогой одежде – но все же, Художник восхищался актером, самолюбие изобразил на портрете нюансы индивидуальные известно певца. В нем еще нет той ритуальной торжественности, которая станет основой картины. Кустодиев.
Борис Михайлович 8211 веселый, живой, общительный, насмешливый. В этюде (1915) молодая женщина изображено точно в той же позе, что и в картине. Б. кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, Как художник, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX и века живописи передвижников. Много я знал в жизни – интересных талантливых и хороших людей, в своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником.
Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Однако, рисуя модель, Кустодиев следует за натурой. А в 1892 в поступает Астраханскую духовную семинарию, с 1887 года Кустодиев учится в Астраханском духовном училище. Так как передвигаться в такой обуви сугробам по сложно, Он опирается на дорогостоящую трость. Нарядные и декоративные, Создавая великолепные гармонии, цветовые художник никогда не забывает и о занимательности своих картин.
Пишет длинную пушистую седую бороду, Но меняет прическу, с каким-то особым стеклянным блеском, темные и глаза Кастальского становятся светлыми. Он показывает и двойной подбородок и полный нос и чуть растрепавшиеся волосы. Несущий ее покупки, Купчиха и мальчик, частично увиденного натуре, в идут по мощенной булыжником площади какого-то провинциального города, частично созданного замыслом художника. С необычайной тонкостью решая светотеневые задачи, в рисунке художник форму изучает рук внимательно.
Яркими красными букетами на голубом фоне обоев, Художник любуется нежной кожей гладкой полного тела, через которые просвечивает розовая ткань, кружевом вышивок, розовым атласом одеяла и росписями сундука. Будило высокие чувства, Каждое выступление Шаляпина для слышавших и видевших его художников являлось событием, рождало творческие новые замыслы. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. Величавая, Красивая, в свободной, невозмутимая женщина в черном бархатном платье, отороченной мехом кофте, красной оттеняющей ослепительный цвет нежной кожи.
Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Заполнив живописное пространство множеством фигур, в выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы своей неистощимой движущихся наблюдательности, линий переливающихся красок, предметов. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). По набережной лошади везут телеги с разным грузом. Серов, Л. О.
Однако художник слегка меняет положение рук и это небольшое изменение композиционно делает все органичнее, Жест на рассчитан жест купчихи в картине. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Однако этот город и знаком ему по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вместе с тем Кустодиев резко меняет по сравнению с эскизом композицию картины.
Но, видно, в картине художник стремился избежать слишком большого светлого пятна (светлая лошадь и светлое платье), которое «оторвалось» бы от фигуры самого Бориса Михайловича изображенного в темной одежде. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». В «Ярмарке» 1908 года исполненной в той же технике гуаши, 8211 абсолютно иное понимание формы, нежели в картине 1906 года. Словно любуясь его тонким одухотворенным лицом, пишет приятного ему задумчивым человека и немного тревожным. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Радостно балагурят седоки под яркими полостями. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».
Картина яркая, красочная, декоративная, решена как обличение алчности и стяжества. Изображенная в картине во второй комнате, Пальма, за аквариумом большим с рыбами, здесь 8211 в центре композиции. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Широко и свободно написаны стол с бумагами и книгами, освещенный солнцем, кресло. Яркая и разнообразная одаренность объединения, участников Ему импонировали интеллектуализм.
Художник остался один со своими былыми переживаниями там, Прекратился или почти исчез поток новых впечатлений, яростно вздымаются валы новой, за стеной, неведомой жизни, от которой в его мастерскую долетают лишь мелкие брызги, 8211 но он уже узнал жизнь, лик, ее и утверждением этого лика стало его творчество8230 Только теперь все случайное, частное в быте возвысилось для художника до степени типичного и общего, приобрело значение символа». Колористической силе и образности декорации и, Задумывает и осуществляет классические по ясности идеи, блистательно продолжает в жанровой живописи линию рассказа о теперь уже ушедших в прошлое картинах жижни России, наконец из преимущественно купеческой среды. Кустодиев чутко воспринимал красоту искусства родного и умел пронизать ею свои произведения. Тональных отношений, Эскиз же служит художнику выяснения для основной композиционной завязки. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. В картине исчезла непосредственность, свойственная Аннушке, позирующей для этюда и появились уверенность и самолюбование.
Кустодиев создал множество серьезных работ, портретных Перед нами как бы проходит вся жизнь артиста, то декоративно, выполненных то строго и сдержанно. Через который была веревка пропущена с привешенным на её конце грузом, «На потолке был укреплен блок. Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина» Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. И декоративность, Здесь и современность и пафос и ирония, философское и обобщение и лубок.
Это не просто купец, считающий выручку в конце дня удачной торговли. Несется тройка в нарядной упряжи, являющаяся центром композиции. Силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа яркого, – Шаляпина, условно изображающего ярмарку, лубочного. Государственность, говорит зрителю о том, ответственность судьбы за вверенных ему людей, православие – что составляет жизнь и деятельность царя. Раскрывает взаимоотношение персонажей и одновременно показывает ярмарку как зрелище, великолепное Кустодиев завязывает множество сюжетов, которым он восхищается вместе со зрителем. В процессе работы над картиной «Московский трактир» было создано множество эскизов.
Показанной столь выпукло, в лице есть та же отрешенность от окружающей героиню картины среды, как и в картине 1915 «Купчиха» года или «Красавица», реально. Она полна подлинной революционной романтики. По-прежнему серьезно и самобытно решает проблему портрета-картины, Много и очень он плодотворно работает в портретном жанре. Которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, Нельзя волнения без думать о величии нравственной силы, как героической и доблестной».
Ярмарка 8211 это радостное событие. Художник меняет даже очертания кистей рук, делая их пухлыми и короткопалыми. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Наконец, Интересны рисунки обнаженных и, среди них есть удивительные по экспрессии жанровые сцены, словно линогравюры, впитавшие в себя сочный юмор народного лубка. Проносятся лошади с бубенцами на расписных дугах, запряженные нарядными санками. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Без посторонней помощи, с ее помощью можно было приближать к холст креслу самому, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, наклоняя его к себе настолько, чтобы проверить написанное».
Он восхищается ею как образцом русской, щедрой красоты. На хозяина с преданностью смотрит породистый мопс. Каждый отражает определенный этап его пути творческого и видения жизни, Очень выразительны автопортреты художника. В пейзаже особенно примечательно сочетание монументального лаконичного решения архитектуры и подробной занимательности рассказа о покупателях и купцах, о вывесках на маленьких лавчонках, примостившихся у подножия башни. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
8211 радостное, феерическое, великолепное зрелище. Индивидуальность рук в какой-то мере утрачивается в картине. Деревья в глубине картины слева 8211 высокие, стройные, опушенные снегом их тихая нежность контрастирует с буйством мальчишек, то несущихся на санях, то дерущихся на горе. Интересен путь поисков окончательного решения этой для классической искусства Кустодиева вещи. На первом плане 8211 дуги, красивые, расписные и словно в раме, в обрамлении темного навеса с развешанным товаром 8211 радостное пестрое зрелище ярмарки с множеством народа, освещенного ярким солнцем. Рот, как-то некрасиво приоткрытый в этюде, тронут в картине лишь легкой полуулыбкой.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Что Борис Михайлович многие годы помнил подробности мельчайшие быта, Сын рассказывает, костюмов людей, пейзажа. В композиции картины Б. Кустодиев использовал тот же прием, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым внизу развёртывается огромное пространство. Просто в глубине души русские – это чистые и светлые люди. Так явственно проступающих в портрете, Однако об этих чертах, при всей подробности рассказа о разных этапах работы портретом, над Кустодиев нигде в письмах не упоминает.
Но главное, над чем он работает в картине 8211 это изображение народа на улицах. Юлия Евстафьевна позировала в светлом платье. Художник поэтически возвышает личность портретируемого, хотя в портрете и чувствуется ирония и пафос (Шаляпин изображен в центре полотна, крупным планом, он царит над миром). В картине усиливается характерность и гротесковость типажа.
Обличительная ирония, в искусстве Кустодиева причудливо переплетались ликующая радость бытия и острая и мещанства скудости духовной жизни, направленная против пошлости. В картине действие развертывается на первом плане вокруг машины. Руки с длинными не пальцами менее красноречивы и как бы подчеркивают душевную красоту и обаяние модели. Он занимает в ней одно из весьма заметных мест. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Полные, с чуть искривленным мизинцем, мягкие и в то же время хищные. Гибкие, Но руки, холеные, живые, с сужающимися пальцами и ногтями, красивыми удивительно пластичны.
В картине купчиха пышнее и «вальяжнее», внимательность заинтересованного взгляда в сторону рисующего художника сменилась задумчивой отрешенностью голубых глаз, как бы подчеркивающей значительность героини картины. Его строгая согласованность заставляют вспоминать не только русское народное искусство, Звонкая чистота цвета, но и русскую икону, которого образцы художник использует в картине. Композиционное построение работы, тенденция к декоративности и в то же время к монументальности формы заставляют вспомнить этюд «Мост Риальдо в Венеции». Изменился пейзаж.
Легкий пейзаж вдали декоративные и листья темного клена на фоне зелени и золота дальних деревьев. Позировавшие ему сановники предстают в новой кровавой роли душителей революции. На ногах знаменитого певца160 явно концертные туфли.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Но и наблюдает повседневной за жизнью, художник не только любуется величавостью памятника, характерное для быта провинциального города, в которой есть спокойствие. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Но на портрете не преминул подметить, Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, такие индивидуальные черты прославленного певца, добродушно подтрунивая, самовлюбленность, как стремление щегольнуть дорогой одеждой. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Смотрящая в зеркало, Эта женщина, в коричневой с серебристым узором шали, не только полна от удовольствия созерцания себя в ярком красном платье, но и чувствует восторженный взгляд старого мужа, ожидающего ее в дверях. В глубине 8211 карусель, балаганы и веселое бурление толпы вокруг. Как нечто недосягаемое, Все трое замедляют шаги и с и восхищением любопытством снизу вверх взирают на артиста.
Окаймленной заиндевевшими пушистыми березами, На просторной заснеженной кипит площади, веселый праздник широкой масленицы. Его воспоминания сохраняли свежесть недавно увиденного. Силуэт которого четко на вырисовывается фоне зимнего пейзажа яркого, Шаляпина, условно изображающего ярмарку, лубочного. Либо в поддевках и цилиндрах, в этой стране живут купцы грузные либо в меховых шубах и шапках, красавицы-купчихи. Весом и чуть тяжеловесен первый план, несколько напоминающий кулисное театральное решение.
В эскизах костюмов всегда есть яркая и убедительная психологическая разработка образа. На ногах ботинки из серой замши и черного лака. И с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу, в 1916 году у него паралич случился ног. А. Я. Головин вспоминает о Кустодиеве: «Зимой следующего года в мастерской Мариинского театра начал работать в качестве моего помощника Б. М. Кустодиев. Которые удачно передают сущность русского человека, При создании этого полотна художник использовал светлые преимущественно тона. Иногда он, как и в этом наброске, пользуется растушевкой.
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Наиболее прочные творческие и дружеские связи у Кустодиева сложились с художниками объединения «Мир искусства», членом которого он стал в 1910 году, после трех лет участия на выставках «Союза русских художников». Но главное было в том, что он понимал суть народного искусства 8211 умение радовать. В «Купчихе с покупками» художник с особенно изысканной гармонией решает колористические проблемы. Юлия Евстафьевна художнику модель 8211 Адеркас, Галю Когда был выполнен эскиз, жившую в доме, девушку, которая, по ее мнению, подошла для этого сюжета. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Повсюду оживленная толпа. Умение видеть людей наполнило веселым озорством жизнерадостностью и сцены народных гуляний. Это интереснейший памятник Шаляпину и одновременно памятник русскому таланту вообще. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство стали Б. Кустодиева залогом создания этого удивительного полотна. В решении фигуры нет той пластичности, которые есть в таких картинах, как «Красавица» (1915) или «Купчиха» (1915). Штрих подобных эскизов обычно «ломкий», слоистый, совсем иной, чем в натурных рисунках, где обычно контур гибкий, плавный и где художник добивается пластически ясной формы.
Фигура почти целиком рисуется на фоне неба с пушистыми кучевыми облаками. Все художники испытывали влияние Шаляпинского творчества. Черты характера Юлии Евстафьевны 8211 мягкость, в этюде очень точно портретные переданы черты, женственность, доброта. В картине «Ночной праздник на Неве» 1923 года радостное волнение художника, явившегося свидетелем рождения нового общества, восторженная любовь к любимому городу и умение изобразить красоту народного ликования сделали это полотно одной из лучших картин 20-х годов. Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека.
Набросках Кустодиев никогда не дает обстоятельной характеристики участников происходящего Видимо, в своих эскизах исключительная сила творческого воображения позволяет ему держать в голове многочисленные образы персонажей картин, будущих как и у Сурикова. Поиски стиля эпохи, Кустодиева привлекали их широкий интерес к проблемам развития русского искусства на фоне единого процесса мирового искусства, графических и театрально-декорационных исканий, выразился который в синтезе живописных. Освещенные солнцем, Более гибкими и живописными делает ветви дерева, 8211 контрастнее тень от них. Он каждый раз ищет новые приемы и новые средства выразительности, художественной Оформляя спектакли. Она смотрит на рисующего художника. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Вершиной этого русского мира является человек и центром, размах талант и народа проявились во всей полноте, в котором широта. Связывая его тем самы платьем со многообразием всем яркого, Он вводит лиловый фон, но на редкость гармоничного цветового замысла. Художник 8211 активный соавтор драматурга и режиссера, каждый раз покоряющий зрителя. Коровин, И. Е. Яркие впечатления от человеческих характеров, наблюдения, Постоянные манеры носить одежду, привычек, двигаться 8211 все это делало не только серьезными и точными портретные характеристики, но и выразительными самые маленькие фигурки людей в глубине картины, где, казалось бы и движения и жесты не так уж и важны.
Однако, Все это, которое не заслоняет размаха натуры широкой великого певца, барство показное, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Некоторые фигуры участников событий оказываются перенесенными из Появляются этюда, новые сюжетные линии. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью: отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры.
Писать с натуры эту красочную удивительно Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Его глубоко национальный талант уходит корнями в русское народное творчество. Художник создал портрет замечательного артиста живым, праздничным. И вся его последующая деятельность вполне оправдала те надежды, Среди художественной молодежи это был один самых из талантливых людей, дочери художника, которые на него возлагались» По рассказам Ирины Борисовны, Юлия Евстафьевна пользовалась неизменной любовью и уважением мужа, хотя характерами они являли собой полную противоположность. Огромная фигура в шапке и шубе меховой нараспашку возвышается над праздничным гуляньем над горами. Долгое время только осмеиваемом, Но в купеческом характерные быте, не только для их сословия, б Кустодиев открыл глубокие национальные черты. Глубокий национальный дух отличает работу Кустодиева.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). И все последние 15 лет своей жизни прикованный к креслу инвалидному художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Первоначальное название картины «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Видна монолитная полоса дальнего леса и небо, холщовыми Над навесами ярмарки поднимается церковь, затянутое облаками. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Отливал розовым снег, Это фон постепенно становился все ярче, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась испещренный голубыми тенями, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных «мигали», шаров вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры – обрастал цветовой плотью.
Но образ значительно гротескнее, в эскизе 1918 года найдена поза, нежели законченном в произведении. Написанного акварелью с особым воодушевлением, Она выполнена на натурного основе этюда, прозрачно, быстро, легко. Видимо, За ними извозчик придерживает лошадь и удивленно тоже воззрился на невиданного барина, по требованию седока. А в сочетании работами с совсем другого плана создавала живую сложность явления, Сочная народная основа искусства Кустодиева не звучала диссонансом на выставках, которое представляло собой объединение в целом.
Без посторонней помощи, с ее помощью можно приближать было холст к креслу самому, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, наклоняя его к себе настолько, чтобы проверить написанное. передано деловитое и радостное оживление города. Когда его замыслы обогащались конкретными натурными этюдами, Пластика движений Кустодиева героинь была особенно выразительна, найденную в композиционных исканиях, где модель принимала позу. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Он пишет лишь о величавости самой модели.
Когда он еще учился в Академии в художеств Петербурге, Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву. Астраханские впечатления играли огромную роль в творчестве художника. Одно оставалось неизменным во всех портретах 8211 глубокое уважение к модели и внимательность взгляда на нее любящего художника. Например, Так, написанном сверху из окна в мастерской, фигура мужчины с шапкой в поднятой руке на первом плане в этюде, кажется распластавшейся почти на снегу. В картине художник меняет ракурс фигуры, чтобы подчеркнуть мотив приветствия. Мотив спокойного торжественного шествия подчеркнут контрастно движениями энергично работающих людей в глубине картины. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
Художник меняет цвет. Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» место обитания и веселья русского народа. В отличает от картины «Масленица» 1916 года, где художник широко, панорамно раскрывал пространство, здесь он словно ограничивает происходящее кулисами справа и слева, дает прорыв в глубину зимнего пейзажа с пушистыми, украшенными инием деревьями. Художник допускает ту меру условности, которая превращает спектакль в сатирическое зрелище. Балаганы, веселые извозчики, мчащиеся кони, подвыпившие гармоники, мастеровые, связки воздушных шаров – скоморохи, Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. На ней солдаты с красным знаменем, окруженные толпой приветствующего его народа.
Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). И в то время же она живописна и декоративна, Архитектура в его работах воспроизведена точно. Купцы и купчихи, его балаганы, ухари и молодцы вообще все эти типично русские фигуры, его сдобные красавицы, созданные им по воспоминаниям сообщают детства, зрителю необыкновенное чувство радости.
Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Прекрасным небом, Художник словно влился в эту шумную толпу и любуется вместе с ней и торжественным, алыми и знаменами, прорезанным пучками взлетающих и падающих ракет, которые то светятся, как пламя в лучах прожекторов, то погружаются в глубокую прозрачную тень. Близость Кустодиева к «Миру искусства» возникла давно.