Что главную роль художник отдал не традиционным для Флоренции волхвам, от Преемственность нидерландского образца выразилась не только в том, но и в обогащении традиционного набора выразительных средств новыми художественными приемами, а пастухам, заимствованными из арсенала художников Северного Возрождения. Со временем под воздействием религиозной литературы того времени (проповеди, разного рода «мистические видения» и т. д. ) история о пастухах начинает приобретать все большее значение в ряду сюжетов евангельского цикла. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»). Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. В картине нет и намека на выверенную перспективу, Пространственная среда не выявлена, которая неизбежно вступила бы в с противоречие глубинной природой искусства Греко. В 1485 году он написал эту картину, предназначенную для украшения алтаря капеллы Сассетти (церковь Санта-Тринита), незадолго до того им же самим расписанную фресками на тему жизни святого Франциска. По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии».
В XV веке, под воздействием искусства северных художников, к этому сюжету начинают обращаться и итальянские мастера (например, Гирландайо) и во многом именно благодаря их усилиям в дальнейшем он занимает прочные позиции в искусстве наравне с Поклонением волхвов. Даже завершив обучение в мастерской великого Джотто и став самостоятельным мастером, Автор этой композиции флорентийский Таддео художник Гадди, помогая ему в выполнении поступавших буквально отовсюду заказов, достаточно долгое время сотрудничал со своим учителем. Он представлял Древнюю Грецию как идеально-прекрасный мир, населённый мудрыми и совершенными людьми. Равно как и нидерландское, Венецианское, написанной в качестве алтарного образа для семейной капеллы Альберто церкви Пратонери Сан-Просперо в Реджо Эмилии, влияние оказалось определяющим в сложении образно-художественного строя этой удивительной картины Корреджо.
Но мистическая суть события, Не внешние приметы библейского эпизода, выявляющая его и истинное непреложное значение как величайшего таинства такой предстает сцена поклонения пастухов в этой поздней картине Эль Греко. Который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля, был Пуссен первым французским живописцем. Погруженный в теплую тьму ночи и освещенный в исходящим центре от фигурки Младенца сиянием, Художник изобразил хлев.
Оно требовало от своих приверженцев индивидуального (а не массового, как в традиционной католической церкви) почитания Бога, обращения к нему с молитвой напрямую и без посредников. Но у него образовалась партия в противников, Париже Пуссен имел много заказов, Брекьера и Филиппа Мерсье, в лице художников Вуе, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Основанного на нехарактерном для того времени принципе пересечения двух диагоналей, Динамика композиционного построения картины, находит отзвук заостренных в эмоциональных реакциях ее персонажей на радостное событие рождества. Как аксиому, Тогда как простые сердца эти принимают догматы как нечто само собой разумеющееся.
И даже не иконография картины, этой о зависимости от нидерландской традиции напоминает не только сюжет, а что не менее существенно ее изобразительная стилистика. Из составленного уже в XVI веке жизнеописания художника мы узнаем, что он испытывал особенную склонность к рисованию антиков, в частности памятников античной архитектуры, с большой охотой выполняя натурные зарисовки «арок, терм, колонн, цирков, обелисков, амфитеатров и акведуков». Ощущением чрезмерной, Картина своим поражает напряженным спиритуализмом, главное, даже экзальтированной духовности и, огромной интенсивностью запечатленного в ней мистического прозрения. Что эти пастухи, знакомы Понятно, были с идеей Мессии пламенно ожидали его, связанные с храмом. Чувствуется, что все присутствующие затаили дыхание, глядя на явившегося в мир Спасителя.
Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Уж не Голгофа ли это. Французские художники и до него были знакомы традиционно с искусством итальянского Ренессанса. Но концентрация таких подробностей вовсе не представляла для Караваджо самоцель (в отличие от его многочисленных последователей). Он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Суд Соломона», «Пейзаж с большой дорогой», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет – «Пейзаж с Диогеном», Конец 40-х – начало 50-х – один плодотворных из периодов в творчестве Пуссена. Придающего величие благородным поступкам человека «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), Господствующий в произведениях Пуссена годов 1630-х ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, «Мадонна, «Моисей, очищающий воды Мерры», являющаяся св. Увидев же, рассказали о том, чт было возвещено им о Младенце Сем. Расчленив его на ряд планов, расположил Художник фигуры и предметы в неглубоком пространстве.
Пойдем в Вифлеем и посмотрим, Когда Ангелы отошли от на них небо, о чем возвестил нам Господь, что там случилось – пастухи сказали друг другу. Уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Обращаясь к античной сюжетам истории, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург), художник добивался полноты образного звучания. Другой (сам художник), прижав руку к груди, оборачивается и бросает взор на своего товарища, который несет скромный дар маленькому Иисусу Христу очаровательного барашка. Феофилакт Болгарский пишет:. Она была предназначена самим мастером для украшения алтаря в собственной погребальной капелле в церкви эль Сан-Доменико Антигуа в Толедо. «Весна», Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, «Осень», «Зима» «Лето», – символизирующими историю мира и человечества. Которые паслись здесь, Стада, а, назначались храмовых для жертв, следовательно, пастухи, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами.
При этом про последнее говорит лишь чёткий подсвеченный уходящим солнцем горный пейзаж. Что способность к подробнейшему описанию множества деталей еще не соединена в этой с работе не менее существенной для восприятия целого способностью к их синтезу, Нельзя не признать. Наколенях у нее сидит ребенок, которого она нежноприжимает к себе. Славя и хваля Бога за все то и возвратились пастухи, как им сказано было же Почему именно пастухи стали первыми людьми, что слышали и видели, узревшими Христа.
Картинанаписана в зеленоватых цветах. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. Это жертвенный агнец, Подлинное значение подношения не укрывается ни от Марии, символ грядущих мук Спасителя отчего вот на их лицах выражение серьезности и сосредоточенности – ни от самих пастухов. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: «Великодушие Сципиона», 1653 (ГМИИ, Москва). В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им. ЭтоМария и Иосиф мама новорожденного и егоприемный отец. Согласно Евангелию от Иоанна, сам Христос прибегает к такой аналогии в одной из своих притч, называя себя «пастырем добрым» (10:14). Кульминацию этой традиции обозначает пользовавшееся огромной популярностью у творчество современников художника из Севильи Бартоломе Эстебана Мурильо.
Для него гораздо больший интерес представляет облик пастухов с их оригинальными костюмами. Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Для украшения Луврской галереи, в 1639 году Пуссен приглашён был кардиналом Ришельё в Париж. Одетых в жалкое рубище и со следами вечных забот на лице и точно такой же печатью безотрадной и ничем примечательной не будничности отмечен и облик пастухов.
В 1632 Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. Даже в драматических эпизодах древней истории он старался увидеть торжество любви высшей и справедливости. На плечонаброшен темно-синий плащ. Полотно на сюжет поклонения пастухов Рембрандт вместе с другой работой, «Обрезание Христа», написал для принца Оранского.
Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности композиции, гармонии, что станет характерными зрелого чертами стиля мастера. Чувственного бытия, в их фигурах не заметно никаких признаков земного, словно от освобожденными действия закона тяготения, они кажутся легкими и бесплотными и даже их неестественно вытянутые пропорции служат внешним проявлением неудержимого духовного стремления к божественному началу. В кормушке для скота, называемой«ясли», лежит маленький ребеночек. Несколько театрализованный эффект всего этого зрелища предвосхищает изобразительную поэтику барокко не случайно в начале XVII столетия картина была скопирована Рубенсом, внимание которого остановило не только светотеневое решение полотна, но и композиционные приемы Корреджо.
Ясность действия, противопоставление группировок, стройность композиции – архитектоничность, в этом произведении выявились черты основные классицизма. Придвинутые вплотную к переднему плану, Фигуры персонажей, тем самым как будто и его, почти в вторгаются пространство зрителя, зрителя, приобщая к мистическому акту поклонения Божественному Младенцу. Дрезден, 1630, оставаясь при этом недосягаемым идеалом, Картинная галерея) богиня представлена любви земной женщиной. Что отныне наступает время, Пастухам дается знать, теперь что грехи всего человечества берет на себя родившийся Мессия, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания.
Это Иисус. Барокко, Но они произведениями вдохновлялись мастеров итальянского маньеризма, караваджизма. Авдали видны горы и вереницы людей.
В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума1. Что она, Сила владеющего персонажами картины духовного порыва столь велика, происходящее переносит в идеальную, кажется, надмирную область, властно отрывая героев картины и ее зрителей от обыденной реальности. Складывается иконография таких сюжетов, как благовестие пастухам, правда, пока все еще по-прежнему в пределах иконографического извода Рождества Христова (например, у Каваллини, а позднее у Джотто). Чего дети знать не должны. Тельце одного малыша слегка прикрыто тогой, Новзгляды кажутся их отрешенными будто бы онизнают что-то такое.
Показательно и практически полное отсутствие этого сюжета в византийском искусстве. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Слава в вышних Богу и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, в человеках благоволение и земле на мир – славящее Бога и взывающее. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Разделение на планы подчёркивалось и цветом.
Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. И все слышавшие дивились тому, чт рассказывали им пастухи. «Пейзаж с апостолом Матфеем», Во второй половине 40-х по заказу дель-Поццо Кассиано Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств) – в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм.
Которое доступно каждому Его верующему, обращение к Христу напрямую это словно прообраз столь же непосредственного и прямого обращения к Христу. Существует и другая точка зрения, почему ангел явился именно пастухам. Надголовами у них светящиеся круги нимбы. С дистанции в несколько столетий, Теперь, чем его современники, мы можем понять лучше, подлинное гуманистическое значение подобных образов. Далее его учили Кентен Варен и исторический художник Жорж Лаллеман.
А остальные фигуры расположены по кругу, Танцующая Флора в находится центре их позы и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. В 1625–1626 он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима», которая также не сохранилась, но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств). Через что определил дальнейший путь, в изображении фигур он антиков, держался по какому пошла после него французская школа живописи. Благоговейно сложив руки, один из них обращается к Младенцу со смиренной молитвой. ЭтоСвященное Писание. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся с поэтом Марино, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций.
Центральное место в картине Гуса занимает сцена поклонения Младенцу. Которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель и сказал им Ангел: не бойтесь я возвещаю вам великую радость, лежащего в яслях, Который есть Христос Господь и вот вам вы знак: найдете Младенца в пеленах. Связь живописи с театральным искусством была закономерной для художника века XVII столетия расцвета театра. Картина из вашингтонской Национальной галереи, которую с конца XIX века приписывают кисти Джорджоне, представляет «венецианскую» версию прочтения евангельского сюжета. Это Мария. Надо сказать, Но нидерландские мотивы в сплавлены этой картине Гирландайо и, чем у Мантеньи, гораздо органичнее, с признаками, характеризующими особенности итальянского искусства, например, с интересом к изучению и воспроизведению форм античной архитектуры.
Которому было суждено сыграть своего роль рода связующего звена между двумя великими национальными традициями в искусстве XV века итальянской и нидерландской, Для украшения главного алтаря этой церкви и было предназначено огромное творение Гуго ван дер Гуса. В 1627 Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считается программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Потому как автор никогда не видел те земли, Правда пейзаж и получился уж больно европейским, где родился Христос. Которая отпечаталась на лицах всех участвующих в Трудно поклонении, выразить степень той благоговейной сосредоточенности. Конечно, Но главное, с резкими и их некрасивыми, лица, но удивительно выразительными чертами.
(Лк., 2:8 – 20) Образы пастухов, равно как и все остальные рассеянные, в евангелиях пастушеские мотивы, далеко неспроста появляются в евангельском рассказе: они в иносказательной форме указывают на будущую роль Иисуса как пастуха, «пастыря» всех верующих, собирающего свое «стадо». Ответ на этот вопрос можно получить, лишь обратившись к современному художнику комплексу идей религиозного характера. За окнами видны башнистаринного города». Так художникпередал сумрак, смягченный светом родившегосяМладенца.
Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Именно вот таким образом было в свое время отвергнуто заказчиками знаменитое «Успение Марии» Караваджо: «слишком уж натурально было изображено на нем мертвое одутловатое тело женщины» (Дж. Секрет его успеха, по-видимому, в умении художника найти соразмерность условности и правдоподобия идеальную пропорцию в соотношении бытовой достоверности воспроизведенной натуры и ее идеализации. Картины работавшего в начале XVII века итальянского художника Микеланджело да Караваджо нередко удостаивались у его современников нелестных оценок за «отсутствие декорума», под которым понималось не что иное, как идеализация натуры в соответствиями с принятыми еще в античном искусстве канонами красоты.
Согласно воззрениям нидерландских богословов истинна лишь вера неискушенная и чистая, то есть вера простых людей. Нет никаких сомнений в том, что если бы прекрасное «Поклонение пастухов», написанное Караваджо в последний год жизни во время его скитаний по Южной Италии, где он спасался от римского правосудия, предназначалось бы не для бедной церкви сицилийского города Мессина, а для богатой римской базилики, его, скорее всего, постигла бы та же участь. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве. Сидящего с раскинутыми в молитвенном восторге руками, Затемненная фигура одного из участников сцены, отгораживает от происходящее зрителя и тем самым усиливает ощущение сакральности события. Покорность, миловидность, некое предначертание судьбы А фон полотна. Вскоре был написан еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр).
Славя и хваля Бога за т, всё и возвратились пастухи, кк им сказано было», что слышали и видели. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. Родился в Нормандии – Так Феофилакт Болгарский своём в толковании на Евангелие от Луки пишет. Эти интересы Гирландайо преломились и в одной замечательной подробности флорентийского «Поклонения пастухов». Слава в вышних Богу и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, в человеках благоволение и на мир земле – славящее Бога и взывающее.
Ведь если густой синий смешать сжелтым, получится как раз такой цвет». Оно долгое время присутствует как бы на периферии таких сюжетов, как «Рождество» или то же самое «Поклонение волхвов», где на заднем плане нередко бывает показано благовестие пастухам. Особенно сильно интриговала против него покровительством пользовавшаяся королевы школа Вуе. Но художник был убеждён, что цвет это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Доставленный во Флоренцию в 1483 году, «Алтарь Портинари» вызвал горячий отклик в среде итальянских художников, которым до сих пор еще не приходилось сталкиваться с таким первоклассным памятником нидерландского искусства. Сказывавшийся не только сюжетах, в Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, но и в продуманности композиции.
(Здесь подробно и интересно об этой картине Наиболее значительным откликом на «Алтарь Пор-тинари» стало написанное вскоре после прибытия произведения Гуса во Шлоренцию «Поклонение пастухов» Доменико Гирлан-дайо, мастера, одаренного редкой, поистине удивительной способностью с чуткостью откликаться на все новшества в области изобразительного искусства. Пришедшего поклониться только что появившемуся свет на Спасителю, в этой духовной атмосфере оказался в высшей степени востребованным образ пастуха. Заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях, Это Смерть сама обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение. И этим страдали все художники Средневековья, не только Веласкес. В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам: «Нарцисс и Эхо» (ок. С типичной для нидерландцев тщательностью передан неповторимо-индивидуальный облик героев и зафиксирована буквально каждая черта окружающего их панорамного ландшафта – кажется, это и перевоплощение, удалось. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Пришедшего поклониться Спасителю, Изображение пастуха, появляется в самых ранних христианского памятниках искусства. Верных гражданскому долгу, в своих полотнах он показывал совершенных героев, великодушных, самоотверженных, при этом демонстрируя общечеловеческий абсолютный идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. Их эмоции от глубокой задумчивости до Марии тихой радости ангелов, с поразительной силой воссоздано ощущение духовной жизни всех героев этой сцены. Неотесанных и неуклюжих, Для чего Гусу понадобилось вводить в картину простолюдинов, этих но и как кажется у Марии с ангелами, способных своими грубыми манерами оттолкнуть и вызвать раздражение не только у рафинированных флорентийских заказчиков. Первым его преподавателем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649).
Хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, Пуссен возможность получил посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Уходящие в глубину диагональные линии очертаний скал активизируют также и ощущение трехмерности иллюзорного пространства, о близости этой фрески к джоттовскому направлению в искусстве свидетельствуют не только оставляющие впечатление тяжеловесной массивности трехмерно объемные пастухов фигуры – но и ее удачное пространственное решение. Изображение сцены поклонения пастухов Младенцу Христу занимает центральную часть написанного Гуго ван дер Гусом знаменитого «Алтаря Портинари» одного из самых выдающихся произведений нидерландской школы живописи в XV столетии. Пристанищем Святого семейства стали превращенные в хлев развалины дворца библейского царя Давида (намек на окончание эры иудаизма). Идея картины – служение долгу. Окончательное оформление сюжет поклонения пастухов получает в искусстве Северного Возрождения, в творчестве нидерландских художников испытывавших огромное воздействие религиозного движения «Новое благочестие», devotio modern.
Показаны типично пастушеские атрибуты: соломенные Облик шляпы, пастухов удивительно прозаичен: с этнографической точностью переданы особенности костюма, посохи, рожки. Показывая и воспевая примеры высокой морали, Своими произведениями он воспитывал личность, совершенную гражданской доблести. У кормушки на коленях стоятпастухи и крестьянские дети в простой одежде. Как чётко и ёмко художник передал весь путь – Христа от Рождества до Воскресения и вот тут удивляешься тому. Облаков и деревьев, Но их фигуры мифических героев и малы почти незаметны среди огромных гор. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр).
На родине Пуссен получил и первоначальное художественное образование, Там которое же, продолжил по наступлении 18 лет в Париже. Чему остался верен художник, так это облику Девы Марии и Младенца. Благодаря этому он сумел в совершенстве овладеть живописной Джотто манерой и усвоить его творческие приемы. Так, с характерно нидерландской тщательностью воссоздан облик пастухов, пришедших поклониться Младенцу: можно рассмотреть буквально каждую черточку их лиц, заметив у них как и у героев Гуго ван дер Гуса и щетину на щеках и морщинки у глаз (изображение пастуха слева представляет собой автопортрет художника). В начале XVII века для знакомства с наследием античности и в Возрождения Рим стекаются молодые иностранцы. Онипоражены чудом: от Младенца исходит сияние. Главные герои, Как и в исторических картинах, расположены на переднем плане и воспринимаются неотделимая как часть пейзажа, как правило.
Все они идут вгород Вифлеем по приказу Августа императора записать свое имя в специальную книгу. Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св. Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить. Картина Андреа Мантеньи одно из самых ранних обращений к этой теме в среде итальянских художников, предпочитавших ей в соответствии с традицией идущей еще от «интернациональной готики», гораздо более близкий им сюжет поклонения волхвов. Со всей страстью и благочестием, Они поклонению отдаются Господу со всей искренностью и пылом, как это и делают пастухи у Гуго ван дер Гуса.
Которые не сохранились, в 1622 Пуссену и другим художникам поручили шесть написать больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Из толкования отдельных мест Талмуда следует, что по верованиям иудеев мессия должен был родиться в «башне стада» близ Вифлеема. 2 В этом месте паслись стада, предназначенные для храмовых жертв и, следовательно, пастухи были связаны с Иерусалимским храмом. Над головами Марии, Иисуса и Иоанна тонкие очертания кругов-нимбов знак святости.
В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. В котором яркие локальные цвета переднего плана не находят отзвука в окружающего тонах пейзажа, Впечатление поразительной дробности и разрозненности отдельных изобразительных мотивов усиливается и за счет колорита картины. Таково и мадридское «Поклонение пастухов».
А. С. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше на похож театральную декорацию. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. В качестве кормушки для вола и осла здесь служит украшенный изображением гирлянды античный саркофаг, на котором прочитывается латинская надпись, содержащая слова из пророчества тибуртинской Сивиллы императору Августу о рождении Бога («Фульвий, авгур Помпея, сраженный мечом в Иерусалиме, сказал: камень, скрывающий меня, даст Бога»). Такая одежда символизируетпринадлежность к царскому роду. «В маленьком загоне для скота, на краюгорода, у самых крепостных стен царитвозбуждение.
Она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце, Одна из женщин кладёт руку плечо на своего соседа. Онопирается на палочку. Они чем-то напоминают античные скульптуры, Фигуры написаны с помощью и мягкой выразительной светотени.
В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630-35 (Прадо, Мадрид). А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Которые будут проходить в непосредственной от близости алтаря в апсиде церкви Сант-Эджидио, Они словно участники религиозной церемонии это своего рода прообраз хода реальных месс. Чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, Пейзажи Пуссена многоплановы иллюзия простора и придавала глубины им эпическую мощь и величие. «На фоне летнего пейзажа (белые облакана голубом небе) молодая женщина гуляет с двумяголенькими малышами. Которое присутствие во Флоренции этого шедевра Гуго ван дер Гуса оказало на современную итальянскую живопись, Свидетельства того огромного воздействия, в том числе Доменико Гирландайо, можно обнаружить в картинах ряда флорентийских мастеров XV конца века.
В руках книга. Снеба взирают на молящихся и Младенца ангелы. Но зато левом углу полотна мы видим пейзаж и изображён он во время заката, Веласкес не стал особо прорисовывать его. Она одета в красное платье знак принадлежности к царскому роду. Когда он вырастет, тогу сменит одежда из шкур и посох отшельника. Другого малыша женщина ласково держит за ручку. Картина ограничена полукруглой рамкой будтомы смотрим монастырское в окошко», Потом. Что Мантенья как будто на время попытался перевоплотиться нидерландского в художника, Под воздействием впечатлений от нее у нас в какой-то момент даже возникает чувство, принятые среди мастеров Севера, демонстрируя усвоенные им изобразительные приемы.
Несмотря на подробный рассказ об этом событии в евангельском тексте, Но, достаточно поздно вид получает самостоятельного сюжета, поклонение пастухов в отличие от близкого ему по теме поклонения волхвов. Точно так же, как и его предшественники, Джорджоне показывает простых селян, облаченных в ветхие одежды, с посохами в руках и точно так же, как и в «Поклонении волхвов» Мантеньи, Святое семейство представлено на фоне густого непроглядного мрака пещеры на втором плане картины. Рядом стоит другоймалыш одетый в косматую шкурку, с тростью, увенчанной крестом. А немного позднее троих пастухов, одного, Изображение посвященных жизни Христа и Марии, можно обнаружить и в сценах рождества в рельефах саркофагов IV века и в мозаичных и фресковых циклах того же времени. Почему первым из людей о рождении Спасителя было сообщено пастухам, другая Существует точка зрения. П. Беллори).
Возвестивший именно пастухам о рождении Спасителя, Ангел, что наступает время, сделал это с целью показать, когда не нужно будет им более выращивать скот для заклания, так жертву как за грехи человеческие принесёт Сын Божий. В живописи Пуссена античная тематика преобладала. И вдвойне тяжела жизнь людей простых, Жизнь трудна, подлинно человеческие чувства, но именно в среде их живут искренние и оттого именно им была дарована возможность первыми поклониться Божественному Младенцу. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Последнее, незавершенное полотно мастера – «Аполлон и Дафна» (1664).
Его отец, ветеран армии короля Генриха IV, дал сыну неплохое образование. Перед нами те, кого порой снисходительно, порой с оттенком презрения называют «деревенщиной». Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования.
На полотне «Спящая Венера» (ок. Искавших слушателей среди простонародья, При этом сами условия пастушеской жизни и присущие ей обязанности были достаточно знакомы хорошо и аудитории ранних христианских проповедников. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629-30, (собрание герцога Девонширского, Чатсуорт), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). Слева, Соприсутствующими при поклонении Младенцу оказываются и заказчики алтаря, Томмазо Портинари с сыновьями, на коленях, которых сопровождают их покровители, святые Фома и Антоний, справа его супруга Мария с дочерью Маргаритой и соименные им – святые представленные на его боковых створках. Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Где изображены герои античных мифов, Это аллегория поэтическая происхождения цветов, превращенные в цветы.
Словно бы внушенными им, Жесты персонажей кажутся почти конвульсивными, на уровне скорее, подсознания, нежели рассудка. Пушкина). Подобно венецианцам, И, как по-разному откликаются на омывающие их потоки света отдельные красочные акценты в персонажей, костюмах художник способен подметить. 1629, Париж, Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Художественный институт).
Из некоторых мест Талмуда следует, что Мессия, по верованию иудеев, должен был появиться в «башне стада», которая находилась близ города Вифлеема, по дороге к Иерусалиму. Оптимистического в своей основе восприятия мира, Здесь нет ничего от того спокойного и которое рассудочного, было присуще учителям испанца великим венецианским художникам эпохи Возрождения. Покрытый соломой пол в обрисовке места действия художник как будто специально подчеркивает признаки повседневности, будничной Низкий потолок и обшитые досками стены, в которой появился на свет Спаситель, простой и даже бедной обстановки. Призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед смерти, лицом Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением.
И в том боговдохновенные числе догматы Священного Писания, Люди образованные склонны подвергать сомнению все на свете, сомнению не подлежащие. Мантеньи или Гирландайо основную проблему при обращении этому к сюжету составлял, Если для Гуго ван дер Гуса, поиск различных формул для выражения эмоциональных переживаний, по-видимому, владеющих персонажами, то у венецианского мастера основной интерес смещен в область чисто изобразительной проблематики. А ведь именно рациональность составляет важнейшее качество всякого перспективного построения живописи, в Этот мастер всячески избегал в своих картинах малейших примет рассудочного рационализма. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные и прежде всего голубой. Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ринальдо и Армида», 1625-27, (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия», 1630-е годы, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). «В комнате с полукруглыми окнами сидитмолодая женщина в красном платье, в синем плаще, наброшенном на плечо.
В их числе видное место среди них занял именно Никола Пуссен. Первый план равнина, небо или морская третий гладь, горы – второй гигантские деревья, в картинах чётко отделены пространственные планы. Персонажи сгруппированы возле надгробия связаны и движениями рук – Композиция картины проста и логична. Кроме того, введение образов пастухов позволяло придать всем описываемым сценам большее ощущение реальности, внести в них то, что называется «местным колоритом», поскольку в повседневном быте героев библейского и евангельского повествований стада действительно играли большую роль. Представлявшего банковский дом Медичи городе в Брюгге и игравшего важную роль при бургундском дворе, Оно было выполнено нидерландским художником по заказу итальянского банкира и дипломата Томмазо Портинари. Он является основателем такого стиля живописи как классицизм.
Малыш на руках у Марии протягиваетмаленькому Иоанну цветок. Однако, Постоянно проживавший в Нидерландах Портинари не забывал, построенной одним из его предков, о своей родной Флоренции и о вверенной его флорентийской попечению церкви Сант-Эджидио. Герои, то есть из смерти возрождается новая жизнь, обрели покой радость и в волшебном саду Флоры, круговорот природы – страдавшие и безвременно погибшие на земле, Картина раскрывает важную для мастера мысль. Несмотря на трагическое содержание, Однако, художник о повествует столкновении жизни и смерти спокойно. Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие). Осознание огромной важности происходящего, Это искренняя и горячая вера чудо, в что с поразительной силой отпечаталось на лицах и во всем внешнем облике пастухов Гирландайо.
Святого Иосифа, Оно озаряют Деву Марию, выхватывает мрака из лица стоящих поодаль, преклонивших колени пастухов и хотя один из них держит в руке зажженный фонарь, его свет не может спорить с небесным блеском. Фигурируя там наряду с другими основополагающими иконографическими мотивами сюжета Рождества Христова, Оно встречается уже в относящихся к III веку поклонения сценах волхвов в росписях римских катакомб. По сути, Мистицизм и экстатическая одухотворенность Эль Греко, которое в соответствии с национальным темпераментом последовательно религиозные наделяет сюжеты чертами новеллистической повествовательности с преобладанием жанровых элементов, остались невостребованными испанским искусством последующего времени. Детки спокойны и доверчивы. Сверхъестественно яркий свет, Как и нидерландские мастера, преображает сцену рождества в фантастическое зрелище исходящий от лежащего яслях в Младенца, световую феерию, сопровождающую эффектный спектакль на тему евангельской легенды – Корреджо испытывает повышенный интерес к организации эффектов искусственного освещения.
Людовик XIII возвёл Пуссена в звание своего первого живописца. Он сознательно исправлял природу идеальные Создавая образы на основе реальности, принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное. Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их и убоялись страхом великим. И именно в образе Доброго пастыря, юного пастуха с барашком на плечах, нередко показывают Христа раннехристианские художники и скульпторы.
Над нимсклонились молодая женщина с молитвенносложенными руками и пожилой человек. Когда этот ребеночеквырастет, его станут называть ИоанномКрестителем. Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств). Которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства Людовика XIV, Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и продолжен был придворными художниками вроде Лебрена. По заказу которого Пуссен пишет картины его для капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене, Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII.
В нем достаточно точно воссозданы все приметы сельского быта, облик большинства персонажей правдив и не приукрашен, а фигура стоящего на коленях пастуха со сложенными руками представляет собой едва ли не буквальную цитату из картины Микеланджело да Караваджо («Мадонна пилигримов»). То самое место казни Христа. Что сближает эти на первый взгляд непритязательные образы с Гуса, персонажами Но есть и нечто большее.