Атаковал врагов прогресса, в своих картинах Домье высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, если это цензура, допускала обращался к политическим темам. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок. Но верный Росинант уже превратился почти в скелет, Рыцарь печального образа по-прежнему крепко в держит руках свое боевое копье, вызывая в воображении образ смерти. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Брал урокиу художника Ленуара в и студии Сюис, Все свободное от службы время Домье с увлечение рисовал, посещал художественные выставки. В «Шаривари» из номера в номер печатается циклрисунков под названием «101 Робер Макер» (разбойник с большой дороги, пройдохаи зубоскал Робер Макер становится преуспевающим капиталистом, выступая в роли всто одном обличье). В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». 1848, Прага, Национальная галерея). Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
Рисунок, о котором идет речь, это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей» «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы вот грани призмы, которая носит имя Домье», писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. Но гармоничное освещение сдержанный и Контрастное, присущие этим работам, спокойный колорит, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии. его манера письма становится более темпераментной. 1860, Париж, музей Орсэ серия картин «Дон Кихот», Париж, музей Орсэ Мюнхен, Новая пинакотека Оттерло, музей Крёллер-Мюллер Нью-Йорк, музей Метрополитен). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, в Домье людях, подчеркивает чувство спокойного достоинства. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Домье придавал сатирическую остроту графическому языку, сочетая Виртуозно богатейшую фантазию и точность наблюдения. Крепкая, сильная, Одна из них, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать лестницы крутыеступени (ок. Однако вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали его желанию. После возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, где он мог присутствовать ложах в для прессы.
Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. В тени распласталась женщина.
Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур впечатление создавать множества людей. Если их заденут заживое, Но, они, если власти слишком нагло начинаютдавить на их права, не задумываясь, начинают баррикады) строить Иногда взгляд художникаостанавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Представляющие сатирические портреты деятелей политических Июльской монархии, Сохранились тридцать шесть бюстов. Образы, создаваемые им исполнены благородства и достоинства. Он городской человек, умеющий мастерски передаватьдвижение толпы, ее настроение.
Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Объектами беспощадной сатиры художника становились врачи и политики, адвокаты и судьи (серии литографий «Парижские типы», 183940 «Супружеские нравы», 183942 «Добрые буржуа», 184649) и даже король Луи Филипп, за карикатуру на которого («Гаргантюа», 1831) Домье был арестован и провёл полгода в тюрьме. В 1830г. Цветовая экспрессия, Его работы характеризует штриха, бархатистость тонкость передачи психологических оттенков. 1863, Париж, Музей Орсэ). Уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, «16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии – Дасси, рассказывает М. Ю. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. При кажущейся простоте композиция строго продумана.
Художник создает портреты типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, в беспощадное обличение тупости злобной сил реакции. Но художнику удается в склоненной голове, Лица не почти видны, связывающие большого и маленького человека, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности. Костюмы обобщены, Художник не время уточняет и место действия лица, восстания, ему важно передать дух, егостремительность, несокрушимость. Его отец, Сын марсельского стекольщика, решил попытать в счастья столице, считая себя литературно одаренным – Оноре Домье еще ребенком приехал в Париж.
Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. Оноре Домье. Те самые чудесные акварели, Именно в этот период – 50–60 е годы – появляются одна за другой его работы маслом и акварелью, за которые при жизни он получал гроши и которые ныне ценятся почти вес на золота.
Работы художника приобретают графический характер исчезает пластичность. Но это были не этюды, в мастерской Домье всегда было множество набросков, поиски композиции, а в своем большинстве варианты. Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. «День холостяка» (1839), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Пасторали» – (1845–1846) «Супружеские нравы» (1839–1842), в этом плане Домье создал и другие серии.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
Нотные заголовки, Так поначалу он исполняет картинки, небольшие детские азбуки для издателей Белиара и Рикура. Первой картиной, в которой проявился его гений живописца, была «Аллегория Республики» (1848, Париж, музей Орсэ). Позой, Мастер в совершенстве владеет жестом и с их передает помощью характер персонажа, увиденными в жизни, различные оттенки чувств. Решает свои, в то же время искусство живети развивается по собственнымзаконам, своим объединяясь в различныенаправления, художественныезадачи. В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Домье не довольствуется первыми достижениями. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. 1863, Париж, Музей Орсэ). В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
Объемы и формы даныкрупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаромБальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». 1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Продающего свои вещи по дешевке», Американец отверг картину и вообще не больше обращал внимания на художника.
он начал создавать сатирические рисунки для журналов издававшихся Шарлем Филипоном: сначала для либерального «Карикатюр», а после его закрытия (1835)– для «Шаривари». По всей вероятности, – Она выполнена, сравнению по с Парижской прачкой, позднее и производит, несколько иное впечатление. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Домьеобратился к социально-бытовой сатире, После 1835 года, когда политическая карикатура запрещена была правительственным декретом.
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Его отец-стекольщик тяготился ремеслом своимпрозаическим и вознамерился стать поэтом и драматургом. Лишь переодевшийся в веселый карнавальный балахон, Это пролетарий изможденным с и грубым лицом. Наполненный людьми, На этом Домье полотне с отличающей его блестящей непосредственностью критика изображает вагон третьего класса, едва освещаемыми светом из окон. Выполняя их в различных техниках, Домье сразу же после очередного принимался заседанияпалаты за портретные шаржи, вплотьдо скульптурных изображений из глины.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни, Он работал очень быстро обладал и невероятно точной зрительной памятью. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Но художнику удается в склоненной голове, Лица почти невидны, большого связывающие и маленькогочеловека, в каждом жесте материпередать чувства любви и нежности. Адвокаты и судьи (серии литографий «Парижские типы», 183940 «Супружеские нравы», 183942 «Добрые буржуа», 184649) и даже король Луи Филипп, Объектами беспощадной сатиры художника становились и врачи политики, за карикатуру на которого («Гаргантюа», 1831) Домье был арестован и провёл полгода в тюрьме. Эти портретные шаржи Домье однажды«собрал» в литографию «Законодательное чрево» (1834), показав, во чтопревращается заседание Палаты депутатов, где от скуки дремлют, зевают, нюхаюттабак либо болтают друг с другом отупевшие старцы.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. На одной из этих лучших картин Домье – «Скапен», находящейся в частной коллекции Руара, мы видим Пьеро но что это за Пьеро, как не похож он на нежного и лунного героя Ватто. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут.
Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно. Оноре Домье, график, художник и скульптор реалистического направления, был любим публикой за его острые карикатуры, печатавшиеся сатирическими газетами XIX в. Посредством ярких беспощадных обличений он раскрывал нужды народных масс и средних слоев городского населения эпохи великой промышленной революции. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Толпятся у витринили сбегаются поглазеть бродячихкомедиантов, на Оникупаются в Сене прямо с набережных итут же полощут белье. Прикажущейся простоте композиция строго продумана. Ринувшихся вслед за композиция вожаком подобна стреле, Яркий луч света освещает толпу людей, ок, пронзающей мрак (Восстание. С ее разнородной толпой, Его предпочтения были отданы феномену той эпохи 8212 железной покачивающейся дороге, в такт с движением битком набитых вагонов.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Поднимающихся на набережную, жил Домье на набережнойострова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узламимокрого белья. Изображающими людей в транспорте, Примерно в г. художник 1839 обратился к работе над композициями. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
В эту атаку включился и Домье, приглашенный сотрудничать в журнале «Карикатура», основателем которого былхудожник Шарль Филиппон, неистощимый на выдумки и остроты. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале. Оноре Домье всегда подчеркивал свою в потребность тесном контакте с жизнью и что он не может довольствоваться аллегорией.
«Опьянение Силена», ок. 1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне). Его мазки – порой плотные – порой текучие и почти прозрачные, Живописная Домье техника бесконечно разнообразна. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
В живописи Домье нередко лиричен, задумчив. Придавая картине цельность, Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, классическую ясность согласованность и ритмов. Этим художник подчеркивал пластическую силу фигуры, находящейся в окружении нескольких предметов, подсказывающих место действия («Прачка», ок. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Насыщенная всевозможными оттенками, Обычно Домье для типична приглушенная гамма красок, отсветами.
Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Листы Домье трагично выразительны. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. В редактировании исоставлении этого сатирического издания, множество раз оштрафованного за «недозволенные»выпады в адрес правительства, деятельное участие принимал и Бальзак.
Миллеизобразил наёмного рабочего, художник и сознательно, в композиции, подавленногои искалеченного непосильным трудом. Крупная одинокая фигура на фоне всетого же бескрайнего поля обладаламонументальностью и делала картинупочти символической. Оно обусловленополитико-экономическими, религиозно-философскими учениями иотражает насущные проблемы жизниобщества. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг.
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. Построенная на сочетании звучных пятенкрасного, По цвету это однаиз самых ярких картин черного, Домье, желтого.
Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Он ввел в живопись новые образы, трактовал их с необычайной силой выразительности. Впоследствии эти карикатурные статуэтки служили «моделями» для его литографий. Лежащего на полу, Страшным пятном выплывает из фигура мрака мёртвого мужчины в ночном колпаке. Словно символизированы два противоположных полюса человеческого духа, в ритмах неуклонного дон кихотовского вперед устремления и постоянно ленивого отставания Санчо Панса. Домье художник сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье график.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Кому не безразличнопроисходящее, Единственные, участникиВеликой революции, Французской – старики. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись нему к с должной серьезностью. Если учесть, Это разнообразие покажется еще более удивительным, что более его 300 картин остались незаконченными.
В серии «Адвокатов» Домье показывает ложный пафос мимики и жестов этих демосфенов современности, превращающий их в говорильные машины с бурно развевающимися тогами. Особенно трагична одна из последних композиций, изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темнымнебом (18681870, Мюнхен, Новая пинакотека). Придавая картине цельность, Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, классическую и ясность согласованность ритмов. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
1849, Глазго, Художественная гал. Что тень улыбки 8212 единственной на картине 8212 пробежала по его лицу, Кажется, возможно, которое художник пишет с особым вниманием, чтобы показать безоружную наивность детей мира перед лицом страданий и нищенской жизни. Многие часы юный Домье проводил в Лувре, где особенно долго задерживался в залах античной скульптуры, Рембрандта и Рубенса. Иногда взгляд художника останавливаетсяна отдельном человеке, отдельной судьбе. Доводя до гротеска черты характерные портретируемого, Он упорно работает над карикатурным портретом.
От всепоглощающего, до простой заинтересованности – Чикаго, 1862, жадного, собрание) частное любопытство переданы все его степени. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. «однажды произошел такой случай – свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника, Калитина приводит своей в книге такой эпизод.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Таков цикл «Прачки» (18501860). Он городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 8211 1879) 8211 французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. 1848 и 1870 года нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство, Драма совершается средисовершенства окружающего мира» Домье (Жизнь пришлась на одну изсамых бурных страниц истории Франции:в трех революциях 1830. Лица, Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, полны самодовольства надменности» и заплывшие жиром или напоминающие хищных животных. Что еще в детстве Домье лепил человечков из отца-стекольщика, замазки Биографы художника рассказывают.
Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. Они бесконечно далеки от интересов народа. Две знаменитые скульптуры Домье («Эмигранты», 1848, Париж, музей Орсэ «Ратапуаль», 1850, там же) свидетельствуют о двойном увлечении художника – классикой и барокко.
Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. пишет картины «Восстание» (1848) и «Семья на баррикаде» (1848–1849). Тяжелым трудомзарабатывающих свой хлеб, в людях, Домье чувство подчеркивает спокойногодостоинства. Когда же ты – кончишьговорить Могильщик, для которого похороны – повседневнаяработа, (Священникмонотонно читает молитву, повернул голову к священнику, словно вопрошая.
Таквосьмилетний Оноре оказался в столице, рано познав нищету и голод. В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Костюмы обобщены, Художник не уточняет время место и действия лица, восстания, ему важно передать дух, его стремительность, несокрушимость. 1863, Париж, Пти Пале «Ожидание на вокзале», ок.
1862, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Егоскромных обитателей, в картинах онизображал свой любимый Париж, а не ездят в каретах, которые ходят поулицам втеатре пешком, теснятся на галерке, в поездахзаполняют вагоны третьего класса. Парижа непокорил, разорился, стал работать кассиром и выписал себе семью. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. 1850, Эссен, музей Фолькванг) и мифологическим сюжетам, а также к басням Лафонтена.
Придавая картине цельность, Силуэту женской фигуры очертаниязданий, вторят классическую ясность исогласованность ритмов. Закон о цензуре 1835 заставил художника замалчивать свои республиканские взгляды. «я хочу поговорить о о художнике, художнике, но и вообще в современном искусстве, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя их потребности в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья – занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, Статья начиналась так. «Законодательное чрево». Герман. Приговорив его к шести месяцам тюремного заключения и к 500 франкам штрафа, Правительство не оставило творчество без Домье последствий. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи». «домье народный художник Известный – французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал. Так ненадолго посетившим мир», оставил Он после себя щемящее воспоминание и неясное чувство вины перед крохотным существом. Литограф и гравер, Карикатурист-сатирик, Домье Оноре родился в Марселе, мастер рисунка иживописи.
Целиком полагаясь на своюнеобыкновенную зрительную Он память, никогда не делал зарисовок с натуры. Укорачивающая платье Свободы, На одной литографии представлена Конституция, руководящего и поступками словами политических деятелей, на другой Тьер изображен в виде суфлера. Крепкая, Одна из них и терпеливо заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок, сильная. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Гораздо более значительное произведение, Художник показал еще одно, за однако, которое, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. Все здесь крепко, просто, значительно.
Что новая династия в лице Луи-Филиппа Орлеанского нисколько нелучше свергнутого в дни июльские Карла X Бурбона, Как тольковыяснилось, передовая политическая прессадвинулась в атаку на правительство Луи-Филиппа. Наконец, Затем пристроилсяпродавцом в книжный магазин и, учеником стал в литографическоймастерской. 1863, Лион, Музей изящных искусств «Парад», ок. Обладая острой наблюдательностью, художник по памяти лепил из глины в мастерской фигурки встреченных им людей. Ни один художник до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. Которые приобретают значимость, Какой то особый свет озаряет будничные теряют сцены, обыденность.
Домье сблизился в художниками ижурналистами, Домье напрактике в совершенстве постиг все премудрости дела. Подрабатывая литографического на досуге в издательствах. В «Карикатуре» Домье работалдвенадцать лет (1831-1843) и в «Ширивари» тридцать девять лет (1835-1874). Можно себе представить, сколько же раз доставалось от Домье всякой нечисти иподлости, мещанину и бездушному бюрократу, проходимцам и обманщикам. В 1860-е гг. Один из рисунков, «Гаргантюа» (1831), высмеивающий Луи-Филиппа, стоил Оноре Домье шести месяцев тюрьмы, но именно он принес ему известность, утвердившуюся в 1834 с появлением новых работ – «Похороны Лафайета», «Законодательное чрево» и «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Одна изних, крепкая, сильная, терпеливо изаботливо помогает малышу преодолеватькрутые ступени лестницы. Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Соединяясь и расходясь, Светлые и темные мазки извилистые подчеркивают движение, лепят форму, экспрессию.
Где наблюдал сцены, Работалрассыльным в судебной которые конторе, он потом запечатлелв своих карикатурах. К которым надо присоединить около 400 картин маслом, За эти годы художник исполнил 4000 литографий и 900 гравюр на дереве и акварелей набросков. Таков цикл «Прачки» (18501860).
Какие чувствавызывает эта картина у вас. Особенно возросшую после того, Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа принесла Домье широкую известность, как он был за приговорен нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. Крепкая, Одна из них, терпеливо и помогает заботливо малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок, сильная. Домье работал над бюстами в течение нескольких минут, Как вспоминал один из друзей художника, глину моделируя сильными и быстрыми движениями пальцев.
Нервные по ритмуарабески, Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, тревоги, усиливая чувства одиночества, очевидно, старого одолевавшиесамого мастера. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденныйреспубликанец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на темуРеспублика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всейнации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). В «Добрых буржуа» ив «Людях истины» Домье высмеивает самодовольных мещан и продажных судей иадвокатов. Тяжелым трудомзарабатывающих свой в хлеб, людях, Домьеподчеркивает чувство спокойногодостоинства. Таков цикл «Прачки» (18501860).
Пронзающей мрак (Восстание, Яркий луч света освещает толпу людей, ринувшихся вслед за вожаком композиция стреле, подобна ок. Не сброд, Это не приниженные люди, пошляки не Это люди я не нахожу слов, не хвастуны, чтобы лучше пояснить мою мысль». Свое правоприсутствовать на заседаниях палаты Депутатов Домье использовал дляпристального из наблюдения ложи журналистов за поведением министров идепутатов. Делакруа, Оноре Домье был любим романтиками, завсегдатаями отеля Прео, Пимодан, барбизонцами, Милле. И её быстро освоила полиграфическая промышленность, давала Литография много четких отпечатков. Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь родителям, материально Поступая в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле. проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора.
Она была портнихой и, – Ей недавно исполнилось четыре двадцать года, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа, по правде сказать. Что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих картин, этот Отчасти результат объясняется тем. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Применяет рыжую, Мастер пользуется теплыми спокойными тонами, зеленую эмаль, коричневую, на фоне которой выступают желтый и голубой тона. Он обладал пылким, Диаза, Добиньи, Делакруа – артистическим темпераментом и пребывал в дружеском окружении художников живописцев – Коро, Иначе не могло быть. Работающих лошадей и накаменистом участке земли, Но хуже не я вижу и дымящуюсяравнину, хриплое дыхание которогослышится с утра измученногочеловека, который пытаетсяраспрямиться на мгновение, чтобывздохнуть.
Которая, Он сделал картину, не стала от этого ни менее значительной, будучи черно-белым лишь рисунком на листе бумаги, ни менее долговечной. Построенная на сочетании звучных пятен красного, По цвету это одна самых из ярких картин Домье, черного, желтого. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. Который привил ему любовь к античности и перед преклонение Тицианом и Рубенсом, в 1822 он поступает в обучение к Александру Ленуару. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. 1863, Париж, Музей Орсэ).
Затем в 1860 году он пытается порвать свой контракт с «Шаривари». На страницах журнала«Карикатура» и газеты «Шаривари» (что в переводе на русский означает «кошачийконцерт») систематически помещались убийственные сатирические рисунки Домье, вкоторых хватало места министрам и депутатам, царствующей династии и пэрамФранции, судьям и адвокатам, цензорам и чиновникам, приспособленцам иавантюристам, занявшим правительственные посты. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (18681870, Мюнхен, Новая пинакотека). В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
А на этом уроке познакомимсяещё с одним художественным изобразительном направлениемв искусстве ипроанализируем творчество наиболееярких представителей этого направления. Литография «Законодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. И посредством его Домье расставляет композиционные акценты, «Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку, – пишет используя Н. В, сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Он предпочитал рисовать обломками, никогда не употреблял отточенные новые карандаши, чтобы линия была и разнообразней живей.
В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. 1862, Чикаго, частное собрание) любопытство переданы все егостепени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности. Мастер в совершенстве владеет жестом, позой, увиденными в жизни и с ихпомощью передает характер персонажа, различные оттенки чувств. Калитина. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Чтобы днем отдаваться живописи, Сначала Домье работал журнальными над литографиями по ночам.
Монументализируя их, Давая формы предельно укрупненно обобщенно и скупо используя цвет, метко схватывая типаж, художник создает обобщенный образ народа Франции. Борьбе парижан посвящена «Семья набаррикадах» (ок. Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. Изуродованный ствол мощного когда то дерева, в одной из литографий года 1871 на фоне грозного неба изображен расщепленный. Насмехался над буржуа или с добродушием, в этих художник рисунках клеймил позором хитрецов изображал обездоленных, граничащим с нежностью.
Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье». В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен». Любующихся произведениями искусства, Он изображает в художника момент творчества и ценителей прекрасного. Яворская. Мальчик довольно рано проявил склонность к рисованию и после разных занятий (рассыльный, затем приказчик в книжном магазине) он убедил своих родственников в том, что это его призвание. Барочные черты проявляются во всем, что художник унаследовал от Рубенса – в чувстве цвета, в бешеном ритме («Преследуемые нимфы», ок.
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). «вообразите чудище без потухшим черепа, с взглядом, как огородное пугало, среди поля – с оскалом идиота, стоящее криво, Официальный критикписал. Даже работая у себя наверху в мастерской, в полном уединении, он не чувствовал вокруг себя пустоты.
Л. Н. Поглощающего золото, Здесь художник изобразил толстого Филиппа, Луи которое чиновники отбирают у изнуренного народа. Свет объединяет все в единую среду, световая озаренность становится здесь адекватной духовному озарению, охватившему людей искусства. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). «Он нам больше не опасен», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» – в которых Домье раскрывает классовую борьбу, Той же силы достигают воздействия листы, «Не вмешивайтесь», показывая роль рабочего класса. Н. Н. Резким сопоставлением света и тени, энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, олицетворяющий жизненную силу страны.
А сломленный усталостью мальчик, Женщина на первом плане кормит младенца, забылся сном, сидящий со рядом старухой. И скромный обыватель и делец и мальчишка и женщина все смеются и о неблагодарные. Лишь в сорок лет взялся он впервые за кисть, когда казалось, что вместе с победой Февральской революции 1848 года его обличительная миссия окончилась. Карикатуру на Луи-Филиппа, За одну из них, автор на полгода попал в тюрьму, в изображенного виде Гаргантюа. Устроенного новым правительством, Эскиз этого произведения условиям отвечал конкурса, он не имел будущего, однако принятый жюри. Лица, Их тучные фигуры вырисовываются друг другом за на скамьях зала заседаний, полны самодовольства и надменности, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных.
1848, Прага, Национальная галерея). Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Особенно трагична одна из последних композиций, изображающая одинокого Дон Кихота среди пустыни мрачной под темнымнебом (18681870, Мюнхен, Новая пинакотека). Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Однако лишь послепосмертных выставок Домье был признанвыдающимся живописцем. Создавать ёмкие гротескные формы, Ежедневная над работа сатирическими рисунками позволила художнику достичь виртуозного мастерства линии, в которых смешное соединялось с трагическим. Некоторые из них мы ужеизучили.
Изможденные лица персонажей отражают безропотное подчинение трудностям обыденной жизни. Чтобы он приоделся и просил картину за не меньше 5000 франков, Предварительно предупредив художника, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. С 1848 по 1871 год создал менее не четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. ВБесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галеркизахвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенноговолнения до спокойного созерцания.
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Эта тень сострадания как бы движется из глубины, она вот вот окутает прощальным покровом все и мы спешим вглядеться, чтобы успеть запомнить и унести в сердце гнев и ненависть к палачам». В 1860 – 1864 он вовсе перестал заниматься литографией, но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому занятию. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
1863, Париж, музей Орсэ «Человек с веревкой», ок. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты. 1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Домье работал в «Карикатюр» с 1831 по 1843 год (за вычетом 6 месячного тюремного заключения) и в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год (исключая 1860–1863 годы), оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. Всю жизнь художник терпел лишения. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
Всецело поглощеннымдумами о жизненном пути своего товарища. Сражаясь за республику, Этовидно по лицам, ради каких идеалов жить, вот таким образом стоит смерть не страшна, эти старикизнали, если жизньпрожита достойно. Но художнику удается в склоненной голове, Лица почти не связывающие видны, большого и маленького человека, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности. 1849, Кале, Музей изобразительного искусства и кружев), в приверженности к световым контрастам, побудившей к использованию искусственного освещения в выставочных залах («Драма», ок.
Статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, Круглое смеющееся лицо вздернутым со носом, названный в честь отца Оноре, которые рисовал Их сын, умер, прожив всего несколько недель. К чемупривлекает внимание общества художникэтой картиной. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Прерывистая линия, чему он обязан своему инстинкту скульптора, умение компоновать массы, следуя которому он, прежде, чем изобразить на фигуры рисунке или картине, лепил их сначала в глине – обрисовывающая объем, Эти произведения позволяют судить о высоком мастерстве Домье-рисовальщика. Искусствокаждой эпохи и страны теснейшим образомграничит с историческими условиями, особенностями и развития уровнем тогоили иного народа. «я очень хорошо вижуореолы одуванчиков и солнце, царящее воблаках – объясняя, Никакой свет интеллекта неочеловечивает этого дикаря на он отдыхе. Что собирается делать – работатьили убивать. » Милле защищался отобвинений, стоящееочень высоко над землей, что он тоже не слепк красоте природы. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликийгородской пейзаж второго плана.
Тема картины «У продавца эстампов» (ок. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. И каждый день мог наблюдатьженщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную, жил Домье на набережной островаСен-Луи. Но «добрые буржуа» прошли мимо прекрасной Республики, правительство не дало ему награды и по прежнему художник обречен был на бедность. Линия контура мягкообтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. С этой цельюон уехал в Париж добывать себе славу на литературном поприще. Домье всегда стремился заняться живописью. Сопоставляя освещенные и затененные поверхности, Домье подчеркивать любил, контуры фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках.
Он начал с каркаса контурных линий, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок – напоминающих поздние его литографии, Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Стремительные мазки и линии образуют странные, Картины исполнены в очень экспрессивной манере, усиливая чувства одиночества, по нервные ритму арабески, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. Они бесконечно далеки от интересов народа.
Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 года). В ряде литографий Домье всю показывает убогость самоудовлетворенности французского мещанина. Атаковал врагов прогресса и обращался к темам, политическим Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, если это допускала цензура. Например, к которой он и у него оставалось очень мало времени для живописью, занятий несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений испытывал все больший интерес – серия Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий, Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями.
А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Если в «Дон Кихоте» Домье рисует трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии «Скоморохов» перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. Но верный Росинантуже превратился почти в скелет, Рыцарь печального крепко образапо-прежнему держит в руках свое боевое копье, вызывая в воображении образ смерти.
О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь). Жизнь которого протекает в полутьме, умел Он разглядеть в этом мире народа, все живое, если не во тьме, думающее, человечное, а следовательно и великое для нас, прочих людей. Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью.
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно». Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. Серии литографий и гравюр на деревеследовали одна за другой.