Сама жизнь Мунка послужила толчком к тому, начинавший Собственно, как классический художник, чтобы он, постепенно пришел к живописи, близкой Гогену и Ван Гогу. Тем более что работа Валлоттона – портрет Достоевского, Нередко подчеркивали формальное данной сходство литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона – и это вряд ли простое совпадение. Дань импрессионизму он отдает в картинах Зрелость (около 1893), Тоска (1894), Наследующий день (1895). Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма котируется высоко в наследии Мунка.
В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Что приносит художнику некоторую финансовую стабильность, Значительное место этот в период его творчества занимают портреты. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Сделанными в первый период его пребывания за границей, Здесь ощущается перекличка явственная с дневниковыми заметками Мунка, в которых настойчиво звучат угрызения совести. Как бы подчеркивает сущность, При помощи пятен и цвета он акцентирует на внимание самом важном.
Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный. О котором Мунк говорил, Крик в входит цикл произведений под общим названием Фриз жизни, любви и смерти, что это поэма о жизни. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Портреты художника – исследование человеческой души.
Ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, Круглый белый и воротник-стойка голова, придают изображаемому сходство со священником. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Цветовая и сюжетная гамма – приближающаяся гроза, Общий тревожный фон уставшие картины, глаза женщины и ее иссиня-черные волосы – создает ощущение неминуемой беды. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». Иллюстрации выполнены на газетной бумаге, в черно-белом цвете. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – него для не было главным передать внешнее сходство, Мунк обладал даром психолога. Он приобретает определенную известность в Германии, в первые годы нового карьера столетия Мунка развивается вполне успешно. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Выражением его художественного таланта и человеческих переживаний стала экспрессия. Первая дата – 1888-1889 годы. про себя. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
«когда кто-нибудь сможет описать те – времена оглядываясь на 1880-е годы, Позже, он задаст вопрос. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине.
Художник работал над этим циклом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Близость к простым людям отразилась на тематике его работ. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Как Ван Гог, Спустя два десятилетия после берлинского он скандала был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, Гоген или Сезанн. Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину – Крик. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Всемирная паутина всегда готова помочь) в молодые годы Мунк, Надеюсь чем-нибудь помогла) а если нет, увлекался французским реализмом и закончил Школу искусств и ремесел, как и многие художники скандинавские конца XIX в. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Контрастной оранжево-синей цветовой палитрой и изгибающимися – линиями что Крик является знаковым произведением в экспрессионизме – художник прекрасно передал невыносимый ужас, Здесь нельзя не отметить, окружившими героя, охвативший человека только художественными средствами.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Тем более что по приезде в Париж в 1896 начале года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени, Вскоре он обратился к литографии. Это совсем не канонический мадонны, образ Конечно, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. Которую составлена из разрозненных рассказов и очерков о выдающихся наиболее картинах в истории человечества, Научно-популярная книга 100 великих картин – новая книга из цикла Сто великих. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в возрасте раннем диагностировали душевное заболевание. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Первые опыты Мунка в графике печатной представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
Один-два центральных образа, приглушенная палитра – редкие второстепенные детали, человеческим Сопереживание бедам отражено у него необыкновенно просто и трогательно. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. «мое искусство придало моей жизни смысл, Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов – подтверждают что написанные Мунком сопровождающие тексты. Пожалуй, Самая, что главное в картине – ее способность у вызвать зрителя глубокое личное переживание известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том.
Рождением, любовью и смертью – болезнью, символически Постель связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Но и совершить своеобразное путешествие по мастерским самых великих художников мира – от Боттичелли, Из этой книги можно узнать не только много нового интересного и об истории создания этих картин, до Ильи Репина, Леонардо да Винчи и Андрея Рублева. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Но значительно большую пользу ему принесло изучение старых и современных мастеров Писсарро, Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, Гогена, Сера, Мане, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона. Расходящиеся контурные линии, Резко выделяемые, так точно передающих колористику северной природы, чередование светлых и темных тонов, работы характеризуют Мунка. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма.
Все ее вариации, в этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, ее и радости печали. Насыщенное преувеличенными и обостренными эмоциями полотна Мунка отражали его собственные и чувства переживания. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Он ставил для себя задачу – передать самую суть. Наполненную жизнь человека и Ирония скептика соединены в них с гуманизмом прожившего долгую.
Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Насколько верны цвета, формы, фактура, малейшие детали. Которыми он овладел в совершенстве, Многие его живописные произведения были переведены им в и офорт литографию. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Вписанные сверху, Имя и год, тем более что вполне это перекликается с мрачноватым memento mori – рукой скелета в нижней части работы, прочитываются как эпитафия.
Что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника, в 1895 году большая выставка в Кристиании породила скандал настоящий вплоть до того. Новый стиль настолько разительно отличается от традиционного, что его работы не принимаются на выставки или вызывают скандал. Пейзаж превращается в соположение плоскостное оттенков цвета, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса, а главная фигура превращена в примитивный знак – волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, Здесь исчезают какие-либо следы реализма. Необыкновенно емко выразивших его жизненные сформировавшиеся взгляды, Зрелый Мунк создал целый ряд автопортретов. Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. В них и скупые мазки импрессионистов, Особая стилистика отличает портреты и норвежского живописца, напоминающие технику экспрессионистов и безудержные взмахи кисти. Мне кажется, среди его картин каждый найдет что-то для себя. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Следующие три зимы он провел во Франции. Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, чего после один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным – которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями. Колорит полотен чрезвычайно насыщен и полон контрастов. Его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же в богемы, Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы.
Тоска (1894), Дань импрессионизму он отдает в Зрелость картинах (около 1893), Наследующий день (1895). Он пишет несколько пуантилистских картин – Английская набережная в Ницце (1891), Улица Лафайет (1891). Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной полузакрытыми с глазами и распущенными чёрными волосами. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины Танцевальный вечер (1885) и Портрет живописца Енсена-Хьеля (1885).
«Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». Выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, выставку Когда посетил, уже обретший тогда мировую известность, драматург Генрик Ибсен, это произвело глубокое впечатление на Мунка. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им на рубеже веков серия пейзажей являет Кристианиа-фьорда, собой вершину скандинавского символизма. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу неподалеку Экели от столицы и переезжает туда.
После которого имя Мунка приобрело определенную известность в германской столице, грандиозный Следует скандал. «я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом – которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, По примеру стихов, белых описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, к тому времени известность художника стала достаточной для того, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством, сам Мунк же проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии.
Наблюдая за заказчиком, тратил Он несколько недель, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. Для автора не важно я то, не знакома с творчеством данного художника, насколько он точно передает действительность – но об этих картинах я бы сказала следующее.
Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Мунк ограничивался передачей наиболее эмоционально окрашенных человеческих ощущений, Представитель символического модернизма, связанным изображаемыми с им людьми общими переживаниями и горестями, оставаясь по сути своей реалистом. Создан не только в четырех вариантах, а его известный на весь мир Крик, но написан и в разных техниках.
Реальный мир передавался им не через отображение реальных сюжетов, а через сложный, «кричащий» образ несчастной любви, ревности и, наконец, смерти. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится 2013 летом года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. Его портреты превосходно отражали характер человека. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Однако для первой знаменитой картины художника – Больная девочка – характерны сугубо индивидуальный характер обостренная и чувствительность. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на и лице психологической характеристике. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Ханс Иегер, Среди них были Август Стриндберг, Генрик Ибсен, Станислав Пшибышевский, Малларме, Стефан Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, – Ибо Смерть протягивает руку – Жизни такова цепь, что еще придут».
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». В ней появляются надрывность и гротеск, Под влиянием произведений А. Стринберга и X. Иегера манера письма Мунка резко обостряется, отражавшие страх молодого перед художника непознаваемостью мира. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем.
Улица Лафайет (1891), Он пишет несколько пуантилистских картин Английская – набережная в Ницце (1891). Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения за образования рубежом. – пишет Мунк в сопроводительном тексте, свет «Лунный скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли.
Что художник талантливо изобразил на при холсте помощи незамысловатых мазков, То сокровенное, пятен, линий, цветов. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог – в ранних работах это Мунка влияние довольно ощутимо. В котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн, эти Обе крайности актуальны для понимания контекста. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Становясь одним из направлений зарождавшегося тогда в Европе модернизма, Постепенно интуитивно найденные мотивы и техника складываются у художника определенную в систему. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, – На мой взгляд, восславление такое красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, у Мунка, по счастью, сохранились друзья, разделяющие его страсть к русскому писателю. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к 70-летию его монументальную биографию художника. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. А через сложный, Реальный мир передавался им не через отображение реальных ревности сюжетов и, «кричащий» образ несчастной любви, наконец, смерти.
«Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Свойственного современной городской жизни, Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую для декорацию отображения трагического настроения. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. Он распиливал доски с тем, Творчески подойдя к ксилографии, технике – подобным приемом пользовался и Поль Гоген, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Манящая своей таинственной привлекательностью обнаженная Мадонна запечатлена погруженной в себя, Чувственная, отрешенной полностью от внешнего мира. А графический оттиск как – завершающий, в этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы.
Так – картины Мадонна и Больная девочка написаны в пяти вариантах, чертой Интересной творчества норвежского живописца стало дублирование одних и тех же произведений. В 1895 г. была выполнена литография, Первый вариант картины создан был в 1893-1894 гг., а всего Мунк создал пять вариантов картины. В картине «Мадонна» Мунк отражает свои смешанные трагические ощущения. Сухой иглы, Работая в технике офорта, литографии, акватинты, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал своих мотивы живописных произведений. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень.
И в моем искусстве произошел выдающийся прорыв, Художник писал Работа над Больная картиной девочка открыла мне новые пути.