Боровского, человека большого достоинства и личного самосознания, «истинно великодушного человека» (1799, ГРМ). Вышедшего из низов, Чувствуется и настойчивость угрюмая человека, а всего добился сам, который ничего не получил по праву рождения. Недаром его прозвали бриллиантовым князем.
Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Боровиковский призван возвеличить характер изображаемого и в то же время реалистически верно передать представленного особенности человека во всей сложности и разноречивости его индивидуальных черт. Легкость письма, От своих учителей перенял он блестящую технику, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.
Показать ценность и необходимость естественного бытия, Сентиментализм стремится прочувствовать взаимоотношения людей между собой, нравственного совершенствования в общении с нею»16, слияния гармонического человека с природой. Этот обелиск был поставлен в память победы графа Петра Александровича Румянцева над турками в Кагульском сражении (1770 год). Картина Боровиковского – трогательное и поучительное зрелище семейных добродетелей. Говоря о Боровиковском, Так историки искусства обычно выделяют большую его уравновешенность и техническую гладкость. В отечественной историографии о Владимире Лукиче Боровиковском (1757 150 1825) чаще всего вспоминали в связи с исполнением образов Казанского собора и портрета Павла.
Со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, Дама пристально на нее а смотрела Марья Ивановна, успела рассмотреть ее с ног до головы. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка. Далекая от светской Перед суеты, нами женщина, в атмосфере тихих радостей сельской жизни, живущая в уединении. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. Счастливый случай свел Владимира Лукича с В. В. «рубеж XVIII151XIX веков 151 время только не наивысшей славы Боровиковского, Как справедливо пишет Т. В. Ильина, но и появления новых тенденций в его искусстве – уделяя достаточное внимание творчеству В. Д. Боровиковского.
Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка»7. Линия горизонта взята низко, составляя 1/3 от высоты полотна. Культ чувствительности, а. Характерные черты этого направления идеализация жизни на лоне природы интерес внутренней к жизни человека.
Помогающее раскрыть его образ, Художник использовал принцип – натюрморта окружение персонажа. Позже он служил в Миргородском казачьем полку, не бросая занятий живописью. Однако, Екатерина не была в восторге от портрета и не выкупила его, Боровиковский внес этим портретом еще один штрих в великой образ русской императрицы. В конце 90-х Боровиковский стал прославленным и популярным художником. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Тонкие градации полутонов скрадывают очертания фона пейзажа, колорит Изысканный подчеркивает царственность особы, решенного соответственно настроению героини. Екатерина смогла увидеть в персидском больше, госте Возможно, но и положение их было неравное, чем Боровиковский.
Пространства неба и кроны массива дерева, Вертикаль фигуры совпадает с вертикальной осью полотна, под сенью которой представлена Екатерина – сообщая композиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого. С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Он оставался, Она не выкупила портрет, мастерской в художника, судя по всему, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Однако такая одинаковость остается почти незаметной: столь различны образы. Боровиковский разгадал личность Державина в ее государственной значимости. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие.
Образ Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы 151 от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального толка образа простой сельской жительницы21. Державин облачен в светло-синий мундир сенатора с орденами. Рассматривая все, Он попросил осмотреть Эрмитаж и был там сегодня в четвертый раз он провел там три или четыре раза подряд, смотрит и на все как настоящий знаток, что там находится, все, что наиболее прекрасно в каком бы то ни было роде, поражает его и ничто не ускользает от его внимания. Высокий воротник «манто» полностью закрывает шею. Например: «В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность. Поза ее полна достоинства, хотя и Екатерина представлена почти в домашней обстановке, сдержан и величествен, а жест, которым она указывает на памятник своих побед. Данное в легком трех повороте, четвертном Элегантная шляпка с атласными лентами и кружевами скрывает лоб и оттеняет лицо.
Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Одета в пальто украшенном – кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец, Ее одежда подчеркнуто неофициальна. Портрет Боровиковского Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1894, ГТГ вариант начала 1810-х в ГРМ) является таким же не заказным подношением Екатерине, сочиненным в том же самом кружке Львова – Державина. Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург. Или портрет суворовского генерала Ф. А.
Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского творение Боровиковского благодаря гравюре испытало как бы вторую жизнь и имело большой успех). Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни. Десятилетием ранее Портрет Екатерины II 151 законодательницы Левицкого был идеализированным портретом «в образе» и ему предшествовала сочиненная программа. Причем явно читаемый в них текст напоминает как о государственной деятельности Державина, Его указательный палец лежит на так бумагах и о его поэтическом творчестве.
Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Боровиковский становится представителем нового направления художественном в творчестве 151 сентиментализма. Доброта, нежность, мечтательная грусть 151 вот что в первую очередь видит в облике своих моделей Боровиковский.
Имевшая приданое в десять миллионов, Одна из невест богатейших в России, она вскоре вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Работая над этим портретом. Эйфорией поэтического возвышенного психологического тонкая действа, чувственность граничит с недосказанностью, по которому трудно судить каким будет день, столь свойственного природному окружению в неясное раннее утро.
В 1795 он получил звание академика живописи. Что указывает достаточно ясно на должность президента коммерц-коллегии, Часть фона составляет фрагмент на картины стене с изображением корабля, которую занимал в то время Державин. Это портрет статс-секретаря Екатерины, члена Государственного Совета Д. П. Полное и румяное, Лицо ее, а голубые глаза и легкая имели улыбка прелесть неизъяснимую, выражало важность и спокойствие.
Эти тенденции обнаруживают себя и в портрете «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковского, написанном в 1794 году. Он невольно вспоминается при чтении Капитанской дочки Пушкина. Что так или иначе отражают общественный, Но лучшие из них 151 те, атмосферу высокого подъема первых двух десятилетий в. Боровиковский XVIII пишет не только женские портреты, гражданственный идеал эпохи. Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII151 XIX веков», в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, его образного строя, художественного мышления дана характеристика эпохи, культуры, быта, окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания, биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Приятные мечты, Тихая природа дремлющая навевает ей сладкие грёзы, легкую грусть, а может быть.
Солнце освещало вершины лип, Утро было прекрасное, пожелтевших под уже свежим дыханием осени. Твердая осанка исполненная выразительности. В тени дерев, в спокойно мерцающем свете утра неслышно ступает Екатерина II- матушка императрица, облаченная «по-домашнему», доступная и открытая, настроенная на контакт, на общение со зрителем. У ее старшей дочери Любови худощавое, болезненное лицо. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. И особняком в их ряду стоит Рокотов с его умением передать на полотне струящийся свет, с поразительной изысканностью полутонов, столь ценимых мастерами причудливого стиля рококо, к числу которых Рокотова можно отнести с полным основанием.
Тяжелые веки слегка приподняты над задумчивыми, Томная полуулыбка скользит по чуть припухлым губам, небрежно опустилась нежная чуть рука, грустными глазами. Скорее типы эпохи, Он создает законченные по характеристике образы в абсолютной пластической чем форме, яркие индивидуальности. В том числе особ императорских Он получал заказы и блестяще рисовал парадные портреты сиятельных вельмож. Портрет Павла I являлся эскизом к большому парадному изображению императора, написанному Боровиковским для конференц-зала Императорской Академии художеств. Передающей прелесть материальной Боровиковский формы избегает вязкой сочности живописи, он освобождает ее от излишества плоти. Супруги не сошлись характерами и разъехались. Придает образу поэтическую одухотворенность, Бледный колорит картины еще усиливает более впечатление мягкой задумчивости.
Явственно тяготеет к сентиментализму с его стремлением сосредоточить внимание естественности на и простоте человеческих чувств, Боровиковский же. Фаворит любил пышность. Которая создает движение по овалу, Геометрический холста центр акцентирован на жесте согнутой в локте левой руки, продолжаясь в линии кроны листвы дерева.
Естественно связывается с пространством и господствует в нем, Фигура погружается в легкую среду, световоздушную выступая из прозрачной скользящей дымки прекрасным пластическим объемом. Хитрый и изворотливый, Это был царедворец, опытный стихией которого были придворные интриги. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» и другие несомненно являются шедеврами российской живописи XVIII века, Картины Боровиковского Владимира «Портрет Марии Ивановны Лопухиной». Этот «перепад» изменения в культурной атмосфере не могли пройти незамеченными в творчестве таких больших и тонких мастеров»22. Считавшего, Бенуа, что ему под силу разрешить любые колористические задачи, что Боровиковский по технике превосходит более и нервного менее ровного Левицкого, что он оставляет позади себя и Давида и Виже-Лебрен и может соперничать лишь с англичанами. Если же пристальнее вглядеться в лица изображенных, чувствуется наблюдательность художника. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком. В котором он желал себя видеть на парадном портрете, Павел картине на в торжественном одеянии.
Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С. В 1797 г. он получает премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Заказанный Николаем Румянцевым, Вариант его, в 1827 году, был еще позже, гравирован Николаем Уткиным и только тогда созданный на исходе предшествующего столетия образ, где фигура государя сотворена не в духе справедливости, но милости, стал известен50, получив, в примечательный частности, отклик у Пушкина. И в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, Классицизм достигает своих высот, почти форм скульптурности к усилению объемности, строгой пластичности, постепенному исчезновению мягкой и изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов»5. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку. Перед художниками-портретистами встают новые задачи, Формируются новые о представления человеческой личности.
Боровиковского в общем контексте развития искусства русского второй половины 18 века Оглавление. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. Задумчивый взгляд, нежная улыбка, мягкие тона. Белое платье, сиреневый шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство, 151 все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается образа содержание – томный, Задумчивый, свободная непринужденность чуть усталой позы, грустно-мечтательный взгляд, улыбка, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, нежные тона. Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», «Видение мурзы», то спустя десятилетие, став кабинет-секретарем Екатерины II и хорошо узнав ее вблизи, не мог создать ни одного «в похвалу ее» произведения19. Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила.
У младшей – Клеопатры – лицо некрасивое, своенравное и полное живости. Ощущается ее внутренняя собранность, незаурядный характер, ясная, целенаправленная воля. Следующий шаг был сделан в картине с элементами бытового жанра 150 в знаменитом портрете Екатерины II на прогулке (1794, ГТГ). Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет. Гордое сознание собственной значительности и властность крупного чиновника, Есть в Трощинском и важность привыкшего сановника, распоряжаться людьми. Он во всем противоположен традициям парадного изображения монархов. Попав в пожар, Один из его парадных кафтанов был так густо расшит золотом, Куракин не получил сильных ожогов только благодаря броне золотой своего кафтана – что однажды буквально спас жизнь своему владельцу.
Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос. Несмотря на элементы условности и декоративности в пейзажных фонах, Несмотря на то что изображение природы ограничено у него пределами усадебного все парка, же в его произведениях звучит призыв к природе. Огромное значение имела работа А. Н. Легкий эскизный мазок, Свободная живописная манера, сочетание светлых приглушенных тонов отвечают спокойной настроению созерцательности.
Они разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рокайля и барокко к классицизму, а Боровиковский и дальше 151 от сентиментализма к романтизму, но всеми тремя руководила одна мечта об идеале, который каждый из них толковал по-своему, в силу своего мироощущения и степени таланта. Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Стремление к общественной полезности, Гражданственность, к величию деяний, его апелляция к духовной и физической красоте человека, к доброму и разумному в нем составило жизненный фон поисков актуальности и подлинности. Рука его демонстративно указывает на бумаги и рукописи, лежащие на столе, они говорят о деятельности Державина в Сенате и о занятии поэзией. Боровиковский повторил некоторые приемы, найденные ранее. А пушистые волосы и лиловатая шаль с их приглушенными оттенками сопоставлены с теплой тональностью зелени и, Освещенное лицо и фигура перекликаются своей мягкой белизной с воздушными светлыми тонами неба, незаметно сливаются с поглощаемые фоном»17, полутенью.
Художник показывает их «опрощенными», в состоянии элегической мечтательности на лоне природы или в «домашней» обстановке, обнаруживая тягу к «естественному» человеку со всеми его проявлениями и склонностями. Которым восхищались не только современники, Необычайная поэтичность передана в этом женском портрете, но восхищаться продолжаем и мы. (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича). Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством, Этого оказалось ему достаточно.
Она вышла с посвящением Николаю I и была куплена вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Мягкость бархата, сияние драгоценных камней – всё, волну струящегося атласа, что может подчеркнуть богатство и знатность – блеск золота, В. Боровиковский виртуозно владел кистью и изобразить умел на полотне фактуру материала. Это человек добродушный и предупредительный. «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Боровиковский родился в Миргороде в семье иконописца в и молодости учился иконописи у отца. Густые тени от высокопоставленной дамы с собачкой направлены вправо и вглубь. И все же Боровиковский подметил выражение грусти и пресыщенности на умном его и тонком лице.
Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство. Подчеркивая близость к природе, Пейзажный фон, соответствует настроенности мечтательной молодой женщины. Её чуть склонённая фигура повторяет форму склоненных колосьев, Лопухина изображена на фоне пейзажа, васильки голубые перекликаются с шёлковым поясом, берёзы отражаются в платье, а нежно-лиловая шаль с поникшими бутонами роз – он перекликается с обликом молодой женщины. Церковной и портретной живописи – 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Боровиковский Владимир Лукич (1757 8212 1825) соединил в себе два сразу художественных таланта. Рубеж – Алексеевой Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII XIX веков в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера его образного строя художественного мышления дана характеристика эпохи культуры окружения быта художника представлена атрибуция портретов история их создания биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Боровиковского.
Уединенный уголок парка, в изображении которого художник условно привносит мотивы русских сельских полей (рожь, васильки), соответствует настроенности мечтательной Лопухиной., Как справедливо писала А. Архангельская, Стремление выразить интимную связь человека с природой появляется в русском искусстве впервые у Боровиковского. Марья Ивановна испугалась и остановилась. Но зато удивительно разнообразен в арсенале использованных им приемов, несколько Левицкий более неровен. Что это действительно раннее произведение художника, о том, говорит и некоторая кисти неуверенность и отсутствие установившихся живописных приемов. «нам приходится портретировать не только тех, кто пришелся нам по сердцу – кого мы уважаем, художник Но хорошо усвоил слова своего учителя Д. Левицкого. Розовато-лилового и бледно-голубого, притушенно-золотистого и белого работает на образа раскрытие – нежно-зеленого и пепельно-серого, Цветовая гамма из сочетания блеклых и неопределенных тонов.
«Самобытный, оригинальный, чисто русский талант»3. Трактует природу как источник эстетического наслаждения»ltref name"гтг"/gt, Художник бытие воспевает человека среди естественного окружения. Вернее всего, Он был сделан как апробация таланта с художника целью представления во дворец, замыслу и разработанной программе все того же Львова, по идее.
Боровиковский живописными средствами старается запечатлеть внутренние переживания модели и, Так, подчеркнуть нежную чувствительность модели, прежде всего, ввести в мир грез 151 и делает это декларативно-обобщенно, не а утонченно индивидуально и деликатно. Скрывающими фигуру, Мягко скользит брезжущий свет ее по бархатистому сине-лазурному халату с широкими полами, толстыми складками спадающего до пят. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения.
Как и Левицкий, он становится поистине «историографом эпохи», но именно в мужских портретах: ему позируют цари и царедворцы, политики, военные, отцы церкви. В 1799 г. в Зимнем дворце Павел возложил на себя корону магистра великого ордена Иоанна Иерусалимского. Наклону торса вторят стволы берез на заднем плане.
Капнистом, который поручил ему роспись в доме в Кременчуге, куда должна была приехать императрица. Очевидно, был представлен Портрет Екатерины II на прогулке. Композиции с правдивой характеристикой модели, умеет Он сочетать в этих портретах неизбежную для такого жанра условность. Полное и румяное, Лицо ее, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть выражало неизъяснимую», важность и спокойствие. В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры.
Прославившегося своими меланхоличными скорбными и стихами, в кружке Львова появился и портрет литератора В. В. Капниста. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Отделяется от тенистого парка, Она устремляется алее по прямо на зрителя влево, выходит из тени на свет. Ей казалось леи сорок.
И в этой части картины глаза как «зеркало души» держат композицию, жест руки 150 придает определенный внутренний и внешний динамизм образу, утонченность которого дополняется присутствием собаки с тонкими гибкими лапами, узкой длинной мордой, повисшими ушами, преданно внимающей своей хозяйке. «конец 1790-х 151начало годов 1800-х 151 время расцвета творчества Боровиковского, Безусловно, наиболее плодотворный его период. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой.
«впервые в русском искусстве фон становится портрета важным элементом в характеристике героя. В книге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера4. Императрица представлена в полный рост. Творчество художника пришлось на расцвет портретной живописи в России.
Главное иконографическое отличие между двумя вариантами состоит в пейзажном фоне. Гармоничное слияние человека с природой характерно для эстетики концаXVIII в., это черты сентиментализма. Лирическим очарованием исполнены женские портреты мастера. Полноправной и в то же время изображена императрица вполне уверенной в себе, твердым взглядом, действенной с волевым жестом, непоколебимой самодержицей, способной вершить судьбы людей, но не лишенной чувственности и милостивости, готовой на жертвенность и проявление простых человеческих чувств. «задумчивая мечтательность, Безусловно, схваченные в постоянной изменчивости едва уловимые души движения 151 таков поэтический мир полотен Ф. С. Рокотова. Марья Ивановна испугалась и остановилась.
Настолько художник проник характер в Трощинского, Портрет работы Боровиковского может служить своеобразной иллюстрацией к этой словесной характеристике. В авторском повторении, написанном несколько лет спустя, его украшает Кагульский обелиск, заменивший Чесменский, так как картину заказал, по всей видимости, меценат Николай Петрович Румянцев (основатель Румянцевского музея) в честь ознаменования достижений своего отца. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ151на фоне Чесменской колонны, второй вариант 151 ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. В такой же гармонии даны здесь человек и природа. Левицкий и Боровиковский в Петербурге, Как справедливо писала Т. В. Ильина: «Рокотов в Москве, возможно, все три имели свое отношение к Академии: Рокотов учился и, недолго в ней работал, Левицкий 151 не учился, но долго и плодотворно работал, Боровиковский не 151и учился и не работал.
«Первый выступает на арену в начале 1790-х годов, второй 151 чуть позже. Что под конец жизни не только истратила все свое огромное состояние, Клеопатра Ильинична была настолько расточительна, но себя объявила несостоятельной в пяти миллионах. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Император на портрете в торжественном одеянии, в котором он желал видеть себя на парадных изображениях. 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке, опирающейся на посох из-за своего ревматизма.
С уверенной и твердой Профессиональная посадкой и общественная деятельность выявлены в портрете за счет окружения и характеристики личности персонажа, полной достоинства и мужества. В которых отразилось влияние стиля сентиментализма, М. И. Лопухиной Портрет одно из поэтичнейших произведений художника. Екатерина изображена в аллее Царскосельского парка, в будничном наряде, в сопровождении любимой собачки (невозможный ранее в парадном портрете прозаизм. ). Е. Н. Арсеньевой – М. А. Орловой-Денисовой Б. А. Нарышкиной и В другим, найденной художником технике написаны и портреты. Живой ум, Боровиковский показывает не общественный статус нежность, Лопухиной ироничность, сознание своей женской привлекательности – а личные черты её характера. Березок и васильков, На фоне пейзажа – колосьев, легким певучим силуэтом рисуется нежная фигура юной женщины в простом белом с платье локонами, символизирующих сельскую простоту, небрежно ниспадающими на плечи.
Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров. Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного, а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика получил позже). Засевающая поле, На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца Екатерина и II, а на другой императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг. Выхоленные руки с розовыми ногтями, Но живописца прежде всего экзотичность увлекла облика персидского принца – его бледное лицо и черная борода, наконец, величавая поза и, роскошное одеяние с причудливым сочетанием атласа, парчи, сафьяна, меха и драгоценностей. Пристани, гладь плоскости сине-зеленой воды, набережной, обелиска, зарослей – горизонтальная плоскость, уравновешивается вертикальной 150 трапецией высокого со слабыми едва различимыми мелкими облаками 150 неба и густой зеленой изумрудно листвы, скрывающей очертания фигуры справа императрицы – гравийная охристая дорожка 150 своеобразный позем для фигуры императрицы, Часть земли, с рефлексами отражающихся в ней прибрежных составляющих-построек.
Нежной улыбке, Грустно задумчивому взгляду, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, свободной, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, волосы, пепельные неяркая зелень древесной листвы. Трощинского (1799, ГРМ), про которого в своих «Записках» писал А. Грибовский: «С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля». Который так тонко, Трудно еще найти художника, нежно и поэтично передал внутренний мир прекрасных женщин и их сокровенные чувства. Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика).
Начало было положено в этом плане работой «Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Боровиковскому звание академика. Определенней и психологически конкретней портреты Левицкого.
Но, Портрет этот остался незаконченным, считается самым замечательным среди мужских портретов, не тем менее. Общепризнано, что этот портрет мог послужить Пушкину своего рода «отправной точкой» при изображении императрицы в заключительной части повести «Капитанская дочка». После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею5.
Тема портрета Боровиковского перекликается с идеями и настроениями державинского кружка. Легкомысленной Арсеньевой перед нами энергичная женщина с крупными чертами лица, Вместо веселой, строгим и решительным взглядом, черными густыми бровями. Однако за внешней простотой внешнего вида и облачения проступает царская осанка и гордый властолюбивый нрав.
Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. В своих портретах он воплотил идеал женской красоты своего времени. Художник внимателен к выявлению индивидуальных особенностей модели исключая все лишнее.
Екатерина II выразила удовольствие работами художника. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского». Екатерина теперь любила играть роль сердечной и простой «государыни-матушки», которой ничто человеческое не чуждо. Сентиментализм и преромантизм подчиняются зову, этому и классицизм – и еще два художественных направления. Однако в портретном жанре Боровиковский тщательно прорабатывает пейзажные фоны. И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком.
И их творческий темперамент, Соответственно этому разнятся и живописные приемы каждого трех из выдающихся мастеров. Внешние атрибуты композиции дополняют и расшифровывают парадную обстановку которой в присутствует портретируемый. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. Возвеличивая начало нравственного, сентиментализм прибегал к языку возвышенной идеализации и соответственно этому выстраивает весь живописный образ (например, портрет горничных Львова 151 Лизаньки и Дашеньки (1791, ГТГ), а также портрет молодой торжковской крестьянки по имени Христинья (1795, ГТГ). Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Его дом по установленному там штату и церемониалу напоминал императорский двор в миниатюре.
Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи «О состоянии художеств в России» в «Северных цветах» за 1826 г., затем последовали сочинения П. Н. Дальнейшая жизнь этой молодой девушки сложилась не совсем обычно. От общественного человека классицизма они идут к человеческой индивидуальности. По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. Ей казалось лет сорок.
Зеленоватых и розоватых, Контрастность синего лазоревого и охристо-желтоватых светов, свежесть и живописную очаровательность волнующих колористических переливов в светах и тенях, коричневатых придают изысканность. А перед художником позировал чуждый и непонятный ему человек, Императрицу Муртаза-Кули-хан старался в расположить свою пользу, привыкший скрывать свои чувства, восточный властелин. Далматик из белого бархата древняя одежда византийских императоров. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870)2, а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко. Александр Борисович Куракин, Всемогущий в князь, горделивой позе, любимец Павла I изображен в парадной одежде, торжественной обстановке.
У ног ее резвится собака. Находящую себе продолжение в линии нависающих ветвей сверху дерева, Поворот головы и сомкнутая рука образуют линию. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга – где только что поставлен был в памятник честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева, Пушкин несомненно воспользовался картиной Боровиковского при описании встречи Марьи Ивановны с императрицей. После 1810 года в творчестве художника произошел надлом, а в душе поселилась усталость. В силу понятной апробация логики и кодификация этого идеала производится на образце императорского парадного портрета. Особенно в поздних работах и в то же время Левицкий, проводящей резкую грань между возвышенным и повседневным, ближе к требованиям классицизма, эстетики торжественным и будничным. В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди.
В 1788 году он обосновался в доме Н. А. Львова, где оказался в центре культурной жизни Петербурга и проникся модными тогда идеями символизма. В нем Боровиковский возвеличивает неповторимую Державина, личность Портрет парадный, значительность его фигуры. Со скипетром в руке, Он изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского, цепью и звездой ордена апостола Святого Андрея Первозванного. Левой- словно указующий в сторону по направлению предстоящего движения и правой- удерживающий трость Характерен – жест рук.
С любимой левреткой у ног, Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке шлафроке в и чепце. На портрете у Трощинского широкое лицо с неприветливым и взглядом твердыми очертаниями рта. В нем угадывается ясный ум и настойчивая воля. Поэта и музыканта Н. А. Львова, в кружке известного архитектора, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, доме в которого он прожил десять лет, проникаясь идеями символизма. «Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини.
Смягчая возраст императрицы, Лицо обобщенно, написано на нем выражение снисходительной доброжелательности. Но и рачительной хозяйкой, Графиня Безбородко была не только и нежной заботливой матерью, несколько грубоватой, властной, в это время уже немолодой женщиной. По причине введения более масштабного памятника исчезло озеро.
Его наряды поражали роскошью. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. Особое значении имела публикация в 1975 г. монографии Т. В. В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на корону себя великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Украшенный кружевным жабо с атласным бантом, Её одежда подчеркнуто неофициальна она одета в шлафрок, её у ног резвится собака и кружевной чепец. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат8230». 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Боровиковский Владимир Лукич (1757 8212 1825) соединил в себе сразу два художественных таланта: церковной и портретной живописи.
В состоянии элегической мечтательности на природы лоне или в «домашней» обстановке, Художник показывает их «опрощенными», обнаруживая тягу к «естественному» человеку со всеми его проявлениями и склонностями. Отсюда вместо Чесменской колонны Катульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского, (Портрет из собрания возник ГРМ по заказу Румянцевых. По мнению исследовательницы творчества Боровиковского, объяснялась Она, не только успехом гравюры. «боровиковский – создатель портретного канона – воплощающего идеал эстетический сентименталистской эпохи, М. Алленов справедливо писал.
Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные им для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Что говорит о добром отношении к учителя ученику, После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую. С подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной вьшисанностью Написанный деталей. ), в начале XIX в. портрет более сух, Боровиковский создал необычный для того времени портрет, как справедливо писала Т. В. Ильина.
Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. После выхода в отставку поручик Боровиковский полностью посвятил себя живописи. Огромный лоб и вся тонкая и нервная структура лица художника передают зрителю образ талантливого и чрезвычайно эмоционального человека. Петрова1 и В. Горленко2, в которых были помещены: первая полная биография, первый список работ, первая публикация писем).
Если классицизм тяготел к рационализму, перерастающему в рассудочность, к жесткой определенности и логике построения образов, к безусловному подчинению живого чувства требованиям долга, чурающемуся проявлений непосредственной искренности, то сентиментализм, напротив, на первое место ставил естественное чувство (отсюда и его название: восходящее к латинскому глаголу sentire 151 «чувствовать, ощущать» французское слово sentiment как раз и обозначает «чувство»). Спесив и важен был Куракин до чрезвычайности и не зря недруги за глаза звали его павлином. Это идеал благородства в исполнении должного (варьирующегося в деталях от Времени к времени, например, от идеи справедливости к идее милосердия) идеал, вполне равновеликий прежней иконописной непогрешимости, святости. Плотно сомкнуты губы, Проницательный взгляд карих глаз словно пронизывает наблюдателя, не то в вчувствовании, напряженном застывшие не то в полуулыбке, раздумье. Равно как и в парадных, уровне На сентименталистских идеалов отмеченное свойство дает о себе знать у Боровиковского в камерных композициях. Разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градациями цвета (голубое в портрете насчитывает не менее семи оттенков), сообщает ту необычную светоносность и дымчатость, которые становятся отличительной особенностью живописной манеры художника в этот период.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Портрет был задуман и выполнен в камерном масштабе. Картины Владимира Боровиковского «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» и другие несомненно являются шедеврами российской живописи XVIII века. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Но изменились времена – изменился образ.
Полузакрытая занавесом полка с книгами и словно на несколько минут отодвинутая в сторону чернильница с пером не оставляют сомнений, что труды литературные и государственные 151 главное занятие портретируемого человека. Заказы сыплются на него со всех сторон. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Из-под обшлагов халата виднеются только носки черных туфель.
Боровиковский умудрился внедрить этот дискредитирующий оттенок саму в парадность парадных композиций»7. Поза женщины. «Портрет по самому своему стилю, по своему внутреннему содержанию был близок художественному сознанию людей 1820-х годов, когда и в литературе и в живописи ясно определилось реалистическое направление»11. Просто стареющая женщина, Здесь нет ни величественной позы, с тросточкой, в теплом салопе, прогуливающаяся в сопровождении по левретки Царскосельскому парку – ни атрибутов власти и величия. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям.
Теряя свою условность, Именно пейзажный фон становится важным включением, становясь реальным и органически связанным с характером настроением и изображаемого типа. Ей 65 лет из-за ревматизма она опирается на посох. Едва уловимых градаций человеческих настроений и в торжественных портретах парадных в полный рост, Боровиковский выказывает стремление к выявлению тонких, поражающие филигранной техникой и мастерством исполнения и миниатюрных 151 в излюбленной манере того времени и в небольших по формату женских образах, проникнутых нежной мечтательностью и лиризмом в соответствии с эстетикой сентиментализма. Со скипетром в руке, I Павел изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного.
В изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы, Прелестная молодая женщина показана в уголке уединенном парка. Жемчужный браслет, ее белое платье, в яблоко руке – все это как бы скопировано с портрета Арсеньевой. Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. А в силу каприза портрет не понравился императрице, Не из-за содержания программы и лишь в начале XX века, оставшись у Боровиковского, побывав в частных руках, в оказался музее. Наконец, все они начинали, когда жили и творили Ломоносов, Тредиаковский и Антропов, а завершали свой путь при Жуковском, Батюшкове, Пушкине и Кипренском. Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского.
Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а казанской помещицей (как она любила себя называть), совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе – Царскосельскому парку. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Культ личности с ее чувствами и настроениями, в основе его гуманистическое лежит начало человека, в непосредственном общении с которой свободнее, со стремлением к природе, полнее и глубже раскрывается душа человека. Например, Если, то Боровиковскому принадлежит ряд великолепных па радных портретов, был Рокотов очевидно равнодушен к парадным изображениям. От линии горизонта 150 к линии плеч портретируемой и далее 150 к части верхней картины, Трехчастное деление от нижнего края полотна до линии горизонта.
Орден Георгия, Парадная форма и традиционная батальная сцена на фоне повествует о том, который давался за боевые что заслуги, перед нами бравый генерал – участник блестящих побед русского оружия суворовских времен. Он также умел виртуозно льстить богатым и влиятельным персонам, но без этого придворному художнику обойтись было нельзя. На высоком цоколе возвышающейся триумфальной колонне – стоячей спокойной прозрачной и чистой гладью воды, Обстановка парка тихая и умиротворенная с плавающими лебедями в пруду, вбирающей отражения близлежащих архитектуры ансамблей и монументальным памятником эпохи екатерининского правления. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Не условно-велеречивым, а бытовым жестом «между прочим» она указывает на приоткрывающийся за деревьями вид: так за прогулочной беседой хозяин показывает гостю достопримечательности своего имения. Специфика парадного портрета в том, что он изначально призван воплощать «блеск и шум славы», а это как раз то, что в кругу и с точки зрения сентименталистских ценностей дискредитировано и обесценено настолько, что достойно едва ли не презрения.
Выразительности ясных обобщенных Боровиковский объемов, обнаруживает склонность к передаче пластики форм. Вскоре он перебрался в Петербург, где и остался жить до своей кончины. Широкое озеро сияло неподвижно.
Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён. Он, как и Левицкий, портретирует всю петербургскую знать, делает царские портреты. Портрет Екатерины интересен новизною замысла. Сообщая особую задушевность образной структуре образа, портретируемого Живопись Боровиковского окрашивается в сентиментальные тона. В них больше черт, роднящих мастера с правдой жизни, они индивидуально углубленней. Вот таким образом он брал частным уроки у земляка своего Д. Г. Левицкого и австрийского живописца Лампи, в Академию поступать было уже поздно.
Приблизительно около месяца у нас гостит персидский принц Муртаза-Кули-Хан, Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, братом лишенный своим Ага Магометом владений и спасшийся в Россию – о котором Екатерина II так писала в одном из своих писем. Чаще всего изображая женщин в домашней обстановке в такой манере написан и Екатерины3, портрет в начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета. Которую дает ему художник-иностранец, Эта просьба говорит о оценке высокой дарований русского ученика. Большинство из которых портреты, Владимир Лукич Боровиковский создал свыше живописных четырехсот произведений. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Говорящий о положении человека, Это именно парадный портрет, о чем и говорят все его аксессуары. Таким он и был, Вероятно и художник точно подметил несоответствие между торжественностью обстановки и некоторой будничностью выражения и лица изображенного.
Где обрел благопритяную среду для развития своих интеллектуальных и интересов, творческих Боровиковский входил в кружок Н. А. Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем и всеми русскими мастерами). Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В. Л. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. Как писал М. Алленов: «Русский портрет XVIII века, камерный или парадный, но всегда портрет «в образе» здесь «Я» непременно отнесено К некоторой типовой идеальной норме, подчинено ей.
А его кисть запечатлела гостей и друзей дома Львовых 150 прежде всего это парадный портрет поэта Гавриила Романовича Державина (1795, ГТГ). Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Форма оказывается отвлеченно-объемной, но в то же время лишенной подчеркнутой телесности и более одухотворенной18. Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. И хотя легко узнаваемое изображение Чесменской колонны, бесспорно, возвращает зрителя к восприятию Екатерины II именно как олицетворения времени, которое Пушкин назвал «свидетель славы россиян», сама трактовка сюжета восходит к воспроизведению «обыкновенной» сцены и подлинной, невыдуманной природы. Которое складывается к концу века XVIII и наиболее полно выражается в сентиментализме, Это свидетельствует о новом миропонимании.
И с портрета именно тогда, XIX в часто делались копии и с гравюры, спустя двадцать лет с момента своего создания он обрел популярность. (Например, портрет восемнадцатилетней М. И. Лопухиной (урожденной графини Толстой (1797., ГТГ). «Портрет чарует гармонией линий и форм, 151 отмечает Т. В. Алексеева, 151 взаимосвязанностью всех элементов художественности, внутренней подчиненностью каждой детали общему замыслу.