Много было сказано и несправедливого. «тихой», Интерес к обыденной, к «маленькому человеку» и его будничным заботам был не свойствен искусству тоталитарной эпохи тогда – культивировался монументально-героический пафос, непримечательной жизни. Дивная зелень, дивное доброе солнце.
Когда вся семья слушает чтение письма, Вот и на картине Лактионов этот изобразил счастливый момент. Чтобы навсегда остаться и в живописи истории Но ему бы хватило и одной картины и в истории страны. В 1948 году Лактионов получил за нее Государственную премию. Что эта простая тема себе найдет дорогу к сердцам, Надеюсь, которым дороги мир на земле и счастье детей». Задний фон тяжеловесен и давит на зрителя, явно не хватает света. Наверное, в письме, рассказывает солдат смешной случай из армейской жизни – на слушателей лицах веселые улыбки.
Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. И это касалось только его одного, а во-вторых, что и он может сделать настоящую картину, почувствовал, хотя последнее время рисовал только портреты да меланхолические еще виды Загорска. - Позировали для картины художника его близкие и знакомые.
А кому, спрашивается и зачем нужна работа, сделанная вполсилы. И все заботы и тревоги отошли куда-то далеко. Летом 1958 года посоветовали нам друзья на отправиться берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Чтение доверялось самому грамотному. Не ожидал увидеть миниатюрной в Прибалтике такой могучей, Приехал, девственной природы – поглядел кругом себя и опешил. В настоящее время картина хранится в Третьяковской галерее.
Но он не считал обиды и не копил их. Куда в эвакуацию была вывезена Академия Из художеств, блокадного Ленинграда выехал в Самарканд. Вечная тема – мать и дитя. На картине изображена семья, получившая весточку с фронта. Солнце (какое. ) – неяркое, палящее, знойное, багровое, восходящее, высокое, горячее, жаркое, жгучее, желтое, закатное, заходящее, золотистое, золотисто-огненное, золотое, лучистое, малиновое, мглистое, нежаркое, нестерпимое, нещадное, низкое, огневое, огненное, ослепительное, палящее, полуденное, сверкающее, светлое, теплое, туманное, холодное, чистое, янтарное, яркое, великолепное, веселое, вялое, доброе, ласковое, ликующее, невеселое, приветливое, умытое, усталое, утомленное, зенитное, весеннее, вечернее, зимнее июньское, летнее, майское, осеннее, предвечернее, северное, утреннее.
Лица всех: и жены и детей и солдата, принесшего письмо – светятся радостью. А кроме того и ободрял, советовал не бояться больших задач. Он и впоследствии не любил теоретизировать о живописи. Именно благодаря Бродскому многие товарищи Лактионова по Академии (Алексей Грицай, Юрий Непринцев, Петр Белоусов) выросли в прекрасных мастеров, чьими полотнами уже много десятилетий восхищаются зрители. Строил укрепления на подступах к городу, тушил «зажигалки» на крышах, рисовал антифашистские плакаты. Свет лампы выхватывает из полумрака фигуру тяжело больного человека и ждущего его со спокойствием и грустью, тихой что конец близок – понимающего, Вглядитесь в неё. О своем детстве он впоследствии писал: «Отец мой был кузнец, мать – прачка.
Согласился позировать в этой роли бывший десантник, художник Владимир Иванович Никифоров. Который еще в году 1914 открыл в Ростове-на-Дону школу рисования и лепки, Чиненов, дававшую начальное художественное образование. Задуманной во время войны, Поводом написанию к картины, послужило известие о победе под Сталинградом. Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, – это соседка. Это не просто свет яркого солнечного дня. Вечная тема – мать и дитя.
Другим профессором Лактионова в Академии оказался уже престарелый М. В. Нестеров, его уроки и беседы с ним, как позднее признавал Лактионов, «стали программой всей его жизни в искусстве». Многие годы даривший людям радость от общения с прекрасным, – 15 марта 1972 ушел года из жизни Александр Иванович Лактионов. Омывающая пожелтевшие, На переднем плане «тихая голубая Сороть», далее сами луга со стогами свежевыкошенного сена, солнцем съеденные берега тригорского луга, «холмы и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты» и голубая дымка на горизонте. Картина наполнена светом – светом апофеоза советского патриотизма». Питающейся лишь узкими личными интересами, в отличие от разобщенной, частной людей жизни буржуазного мира быт советских граждан связывает их с жизнью всей страны.
К сожалению, в 1939 году Бродский тяжело заболел и умер. Когда ж, была только-только выставлена, далеко все и не единодушно признали ее. В письме, наверное, рассказывает солдат смешной случай из армейской жизни – на лицах слушателей веселые улыбки. Его не увели в сторону всякие модные изыски в искусстве. Сама природа радуется за эту семью, получившую добрую весть от близкого человека. За эти годы художник продумывал композицию своего произведения, делал этюды. Лактионов не был ни участником войны, ни художником-баталистом (он работал, в основном, в жанре портрета), вот таким образом он выбрал сюжет, близкий и понятный всем, переживавшим события войны вдали от фронта, в тылу.
Оно буквально животворит у Лактионова все остальное. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Когда Лактионов жил в Троице-Сергиевой лавре и лишь встреча и разговор с раненным солдатом в году, 1945 окончательно определили тему создаваемого произведения. Интерес к обыденной, «тихой», непримечательной жизни, к «маленькому человеку» и его будничным заботам был не свойствен искусству тоталитарной эпохи – тогда культивировался монументально-героический пафос. Как ждали люди в тылу этот заветный треугольник. Которая, Никакого сомнения в правильности и правомерности реализма в живописи Лактионов не испытывал он к тянулся прямому и ясному отражению жизни, слишком богата и прекрасна, казалось ему, чтобы стоило проделывать над ней какие-либо формальные эксперименты, хватило бы способностей и мастерства просто запечатлеть ее, все как есть.
В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. Это не случайно, пришла пора от революционности и различных «измов» в живописи переходить к настоящему искусству. В роли солдата-письмоносца оказался художник В. И. Нифонтов. «летом 1958 года посоветовали нам друзья на отправиться берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Вот таким образом каждую новость с фронта воспринимают как личную радость или беду, Все они как объединены бы в едином порыве – желании скорейшей победы.
Это была своеобразная проба кисти, Видимо, так как зрители увидели его только смерти после художника. Он родился в простой рабочей семье в Ростове-на-Дону 29 (16) мая 1910 года. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на самодельный костылик – палочку. это огромный, органический талант, который родится раз в 50100 лет». Многим нравятся пейзажи художника. Лактионов понял, что именно такой солдат и нужен ему для картины.
Во время общенародных тяжелых испытаний быт становится героическим. Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Чтобы потом обсудить события на фронте, письмо Читать собирались все родные и соседи, посочувствовать тяжелой борьбе солдат. В каких творческих поисках рождается талантливая картина, Этот дает эскиз зримое представление. На большую выставку многие зрители приходили ради одной картины.
Путь к успеху был для Александра Лактионова не легок. Осень. У него за плечами было несколько больших картин («С. Он очень любил гулять здесь. Крыльцо вдвое расширилось, Монастырский двор был раздвинут – углублён, радости воздуха и ожидания победы, на картине появилось больше солнца-воздуха.
Приходилось начинать почти заново и в одиночку его наставников больше не было в. живых. Много, вероятно, пришлось пережить в те дни Лактионову. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря.
На переднем плане «тихая голубая Сороть», омывающая пожелтевшие, съеденные солнцем берега тригорского луга, далее сами луга со стогами свежевыкошенного сена, «холмы и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты» и голубая дымка на горизонте. Но главное, в его жизни была искренняя любовь зрителей. По его словам, в этой школе господствовала «необычная для того времени. Они полны солнечного света, кажется, что в них даже струится от жары воздух. Ему позировали родные знакомые и – сын, Художник писал картину на крыльце своего дома, соседка здесь царит атмосфера семейного уюта, дочь. Его взгляд устремлен вдаль, на грустную простоту родного уголка земли.
Недаром в годы учения в Академии профессор И. И. Бродский как-то сказал о нем: «. Обратите внимание на эскиз знаменитой картины. Помог ему найти нужный адрес и проследил, Заинтересованный Лактионов с разговорился солдатом, как вспыхнуло лицо женщины, как открылась дверь, получившей заветный треугольник. Это свет радости, счастья, надежды. Мальчику повезло, с ним стал заниматься прекрасный художник-педагог А. С.
Писал я прямо в холст, не делая никаких предварительных этюдов. Как ждали люди в тылу этот заветный треугольник. Дети – его дети. Лактионов учился в интереснейшее время. По замыслу художника, атмосфера картины, сама живопись должны были передавать «предощущение победы».
Ей было посвящено более половины записей в выставочной книге отзывов. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Написанная незадолго до начала войны, Эта картина, а мастера, зрелого работа уже не ученика. Делал специальный грунт для работы пастелью, что позволяло сделать картину более долговечной.
Глава семьи, защитник жив-здоров, у него все хорошо. Чтение доверялось самому грамотному. Но народ сказал о ней свое доброе слово». Лица всех: и жены и детей и солдата, принесшего письмо – светятся радостью. Не все в его творчестве было однозначно, были успехи и неудачи. Лактионов много работал.
В голодной и холодной послереволюционной России мальчик с увлечением учился живописи. «Позировали мне мои родные. Когда его полотно «Письмо с фронта» в 1947 году появилось на выставке, произошло удивительное событие, которого давно не знала русская живопись. Но только две фигуры заняли свои места, в нем уже общая ухвачена композиция, где и останутся практически без изменений.
В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. Интересно, как сам автор описывает рождение картины «Тишина», сюжет которой он подсмотрел в Паланге. Он так и говорил: «Любовь к искусству спасла меня». Вот таким образом картина Александра Лактионова Ивановича сразу же завоевала сердца зрителей на просторах необъятной страны.
Это не прямая обязанность, Ведь максимализм не слабость, что сделал все ибо только с затратой всей полноты сил художник получает право сказать, мог что – а сила художника Больше того. Он сказал только несколько скромных и достойных слов: «Когда была выставлена моя картина «Письмо с фронта», художники по-разному отнеслись к ней, – одним нравилась, другим нет. Художник получил за неё Сталинскую премию, Вскоре картина заняла место в Третьяковской галерее, сделав имя широко Лактионова известным, а её репродукции разошлись по всей стране. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Мечтая о том Он времени, любил рассматривать репродукции в старых дореволюционных журналах, когда и сам сможет оживлять красками холст.
Чтобы потом обсудить события на фронте, Читать письмо все собирались родные и соседи, посочувствовать тяжелой борьбе солдат. Глава семьи, защитник жив-здоров, у него все хорошо. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной и рукой опиравшегося при ходьбе на палку.
Стать свидетелями важного события – чтения письма с фронта, Мастерство художника зрителям позволяет почувствовать себя частью их группы. Он приехал, Затем солдат. » Однажды на улице Загорска Лактионов встретил солдата с перевязанной рукой, чтобы переда его семье письмецо, с фронта лечиться и отыскивал дом фронтового своей товарища. Как и все советские люди, что Во-первых, наконец-то наступил долгожданный перелом в ходе войны, он понял. Есть только этот счастливый миг общения с родным человеком. Что ректор академии, Вы можете себе представить, разрешил студентам с любого курса снова переходить на первый, а им тогда стал прекрасный художник Исаак чтобы Бродский, профессионально учиться живописи. Картина наполнена светом.
Радуемся вместе с этими героями и мы. Работа над «Письмом. » продолжалась одиннадцать месяцев, только с натуры, только летом, только по утрам, когда сияло ослепительное солнце, так как без солнца не получилось бы картины». Женщина с конвертом, плечом к стенке это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна.
На которой он своего изобразил учителя за несколько недель до смерти, Сохранилась небольшая картина Лактионова. Любопытно, что здесь он написал «Автопортрет в рубище», выполненный в стиле старых испанских мастеров. Он рос почти беспризорным, Рано потеряв мать, был предоставлен самому себе, во всяком случае, а быт начала двадцатых годов в Ростове, еще хранивший отметины гражданской войны, был бы и притягателен и опасен для впечатлительного подростка, если бы не страсть к рисованию, с четырех лет Сашу захватившая Лактионова, она-то и помогла ему сопротивляться соблазнам улицы. Февраль, Начало 1943 года, когда черная репродуктора тарелка передавала сообщение Совинформбюро об окружении и ликвидации группировки гитлеровских войск под Сталинградом, незабываемые дни, стали поворотными в тогдашней жизни Лактионова.
От которых художник отказался впоследствии или существенно их изменил, Много и других любопытных деталей. «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте, радующуюся успехам советских воинов. » Решение картины подсказал случай, так часто приходят счастливые решения: Лактионов увидел свою жену, поднимающуюся на крыльцо с ведрами воды, ослепительное солнце на дворе и тут же понял, что напишет картину прямо вот здесь, на крыльце своего необычного жилища, только монастырский двор сделает площадью маленького провинциального городка. Здесь же началась работа над главной картиной живописца «Письмо с фронта». Сидящий мальчик мой сын Сережка. Но и старался перенимать некоторые их методы живописи, Лактионов не только любил глубоко и изучал картины старых мастеров. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали.
Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Так и была решена окончательная композиция. Тому, Нестеров учил его народности, словно мифический Антей, что беспомощен, художник, не опираясь на твердыню народного духа и не может сделать в искусстве ничего серьезного. Войну Лактионов встретил в Ленинграде.
У Лактионова зародился замысел «Письма с фронта». Когда вся семья слушает чтение письма, Вот и на картине Лактионов изобразил счастливый этот момент. Далеко, на многие версты, открывается величественный ландшафт. Замысел картины возник у Лактионова еще в 1943 году, но написана она была в 1947. Свет повсюду. Так, он часто применял сложную технику смешанного письма темперой и маслом. И все заботы и тревоги отошли куда-то далеко. К своей картине Лактионов шел мучительно долгим путем. Три года проучился в и ней закончил ее в 1928 году, Шестнадцати лет Лактионов тайком от отца поступил в Ростовскую художественную школу.
непримиримость ко всякого рода «измам». Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину. «Когда была выставлена моя картина «Письмо с фронта», другим нет, – одним нравилась – художники по-разному отнеслись к ней, Он сказал только скромных несколько и достойных слов. Не ожидал увидеть в миниатюрной Прибалтике могучей, такой Приехал, девственной природы – поглядел вокруг себя и опешил. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами – дочурка Светлана. На картине изображена семья, получившая весточку с фронта.
Дальше девушка в зеленой кофте соседка, которая согласилась мне позировать. В начале 1944 года Александр Иванович переехал в Загорск (Сергиев Посад), где приступил к работе над новыми произведениями. Вся улица озарена, яркие блики света на полу, на стенах дома, на фигурах героев картины. Сам изготавливал краски, руководствуясь старинными рецептами. Его натура художника была нутряной, сильной и сама в себе заключала все ей необходимое.
Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». Есть только этот счастливый миг общения с родным человеком. Запечатлевающему его советскому бытовому жанру также присущи черты героики и величия, углубляющие его.
Детство в Ростове-на-Дону. На диване под сенью дуба сидит поэт в спокойной, сосредоточенной позе. М. Киров направляет большевиков-агитаторов на подпольную работу в Закавказье», «Герой Советского Союза капитан Н. В. Юдин в гостях у комсомольцев-танкистов»), но вряд ли они удовлетворяли его. Педагог он был от Бога, не зря Лактионов вспоминал о том времени: «Три года обучения в школе пролетели, как светлый сон».
Октябрь. Опавшие листья как ковер покрывают влажный песок площадки. Которые Александр получил у Чиненова, Знаний, чтобы в 1932 году поступить в Академию художеств, хватило, где он проучился 12 лет, так как, закончив обучение с отличием, сразу был же зачислен в аспирантуру. - Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину «Встреча». Свежий, летний, обыкновенный, сумрачный, будничный, ординарный, обыденный, безветренный, безоблачный, ветреный, дождливый, душный, жаркий, знойный, мглистый, морозный, мрачный, ненастный, непогожий, неяркий, облачный, ослепительный, палящий, пасмурный, погожий, прохладный, румяный, свежий, сверкающий, светлый, солнечный, студеный, сумрачный, сухой, тихий, туманный, тусклый, удушливый, хмурый, холодный, гаснущий, ясный, минувший, молодой, новорожденный, безмятежный, безотрадный, безрадостный, волнующий, грустный, дивный, долгожданный, желанный, нелегкий, счастливый, тревожный, майский. Дивная зелень, дивное доброе солнце.
Ярким багрецом горят клены и липы Тригорского парка. Картина была закончена в 1947 году. Но крайне интересно посмотреть эскизы и наброски, - Обычно зритель видит окончательный картины, вариант как мастер подбирает типажи, понять, выстраивает композицию ищет световые решения.
«новаторство советского искусства, придавая этому роду живописи более широкий и значительный характер, расширяет сложившееся в буржуазном искусствознании представление о границах бытового жанра – вооруженного методом социалистического реализма, о картине Лактионова в время то писали так. Он в те годы особенно не и интересовался ими, Видимо, так как его всегда влекла классическая живопись. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом. Налево, от солдата моя дочь Светлана, направо тетя, которая меня воспитала.