Описание: Иконы Симона Федоровича Ушакова, находящиеся в Московском Новодевичьем монастыре, по своему высокому художественному достоинству, могут считаться среди лучших произведений славного царского изографа.
Миниатюры, Ему также многочисленные принадлежат парсуны, художественно выполненные карты и планы. У ложа располагаются апостолы и святители, еще дальше иерусалимские жены. Даруемая Богом, Бог первый и главный учитель иконописца талант это особая благодать и надо его направлять на прославление Творца.
Много времени отнимали также разнообразные починки реставрация старых фресок и икон. Приезжая по монастырским делам в Москву, До избрания на митрополию Илларион был строителем Флорищевой пустыни под Гороховцом и, останавливался в доме Ушакова Симона в Китай-городе. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Странно же это потому, что художник неоднократно указывал на иконах свое звание московский дворянин.
В том числе и итальянской, Живопись и архитектура древней впитали Руси в себя мастерство представителей различных школ. Это наиболее устойчивый способ передачи глубины пространства, Прежде всего, когда ближние предметы или заслоняют фигуры более отдаленные. Имже бо судом судите, судят вам. Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова в состоит борьбе с уклонением от древних традиций.
В котором развивается своя геометрически правильная схема построения персонажей, Движение круговой ком-позиции в данной идет иконе справа налево и применяется для усиления акцентов внутри круга. На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков. После реставрации, с 1934 года находится на хранении в ГТГ. Объемные до иллюзорности складки плата-мандилиона хочется потрогать рукой, мягко вьются волосы, внимательно смотрят глаза с тщательно выписанными слезниками и ресницами, уста приоткрываются, чтобы заговорить нерукотворный – лик словно парит на фоне белого полотна, Они и сейчас впечатляют непредвзятого зрителя. Как таковое, Все искусство Ушакова было искусством компромисса несмотря и, на огромное влияние, не было и не могло быть значительным, оказанное им на все последующее иконное дело. Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Спрашивая современников, Он приводит конкретные примеры, например, почему, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны или почему на иконах не идеальная воспроизводится и совершенная внешность Христа и Богоматери известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям.
В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Понятно, что в новое время русской истории изменился характер религиозного чувства и вместе с ним изменилось церковное искусство. Даже то, Об Ушакове известно многое, наречен а он был именем Пимен, что Симон – это его прозвище. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием».
На ветвях дерева Симон Ушаков расположил медальоны, в которых находились портреты людей – царей (Федор Иванович, Михаил Федорович, царевич Дмитрий) и святых с молельными свитками в руках, сделавших все для укрепления Московского государства и его столицы Москвы – политического и духовного центра. На этой иконе все четыре святителя изображены выше апостолов, за которыми они стоят. И потребность в новых кадрах стала весьма насущной, к тому времени многие умерли иконописцы старшего поколения. В святцах XVII века имя Пимена встречалось трижды и все три раза в августе. Росло мастерство Ушакова, росло и количество царских заданий и частных заказов.
Очевидно с малых лет обучался мастерству художника, Симон Ушаков – талантливый художник и график, так как редко кого до него и после принимали в Серебренную палату на официальную должность знаменщика столь в молодом возрасте – в 22 года. Ибо Ушаков был глубоко верующим и человеком, рефлексирующим и будет неправ и художественные задачи для него не были и не могли быть самоцелью. Завершилось это мероприятие лишь шесть лет спустя. Увы, Точка зрения Грабаря и в результате Ушаков за 125 лет, глубоко укоренилась в науке, прошедших после труда появления Г. Д. Упоенно писавший синие тени на февральском Грабарь, снегу, произвел ревизию истории отечественного искусства.
и решил их вырезать на медных досках. » (История русского искусства. Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. Во время непосредственной работы над заказами получал Ушаков еду и питье с дворцовой кухни, Кроме того.
Здесь не место подробно обосновывать мысль о глубокой и истовой религиозности русского искусства XVII века. Симон (Пимен) Федорович Ушаков – талантливый художник и график, последний великий иконописец допетровской Руси, прочно соединивший древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным направлением. Образуя правильные линии, Остальные персонажи данного сюжета акцентируют внимание зрителя главных на лицах. Когда более удаленные предметы кажутся к приближенными линии горизонта, Здесь также применяется еще один прием изображения, т. е.
Не из соображений чистого искусства тем и более не из скрытого латинства, Во всяком случае. Очевидно, Побудительной причиной, как бы увидеть их новыми глазами, желание было заострить внимание молящегося на сути происходящих событий. Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Богородицы Пресвятой (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Контакт с Творцом стал глубоко личным, постоянным, почти бытовым.
Высказанные в ней автором, Взгляды, что некоторые критики высказывали мысль о том, настолько прогрессивны, что в своем живописном творчестве он так не смел. А архитектурное сооружении имеет вполне конкретные формы и изображено с соблюдением линейной перспективы, Дерево с густой листвой вздымается склоне на круглого холма. После строительства каменного собора икона находилась в местном ряду иконостаса имела и богатую ризу. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин. Т. 1М., 1991. Равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, Эти произведения, художник талантливый, что он был человек весьма развитый по своему прекрасно времени, владевший всеми средствами тогдашней техники. О напряженных размышлениях над предназначением свидетельствует искусства написанный им трактат Слово к люботщательному иконного писания.
То есть привилегированным и высокооплачиваемым мастером, Он был назначен жалованным, а таких в иконописной мастерской Оружейной палаты то в время было не более четырех-пяти человек. Что через пять лет после него увидел первый свет Спас нерукотворный Симона Ушакова, Примечателен он лишь тем. - руссский иконописец и график.
Что он не был знаком с обычно сопутствующими многим художникам нищетой и Биография непризнанием, его дальнейшей жизни говорит о том. Что в творчестве художника он стал программным, этих Всего образов было написано несколько – некоторые специалисты считают. В облаках ангелы принимают из рук Спаса атрибуты власти для Алексея Михайловича. Однако завершить начатое ему не дали. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Соединяющей разные принципы перспективного построения, Двойственность сказывается и самом в стиле иконы.
В обязанности которого входило исполнение рисунков для царских серебряников, занял Ушаков должность знаменщика Серебряной палаты. Где юноша получил соответствующее образование, Неизвестно, что он у обучался кого-то из своих родственников или монастырских иконописцев, но можно предположить. Свои взгляды на иконопись Ушаков изложил в «Слове к люботщательному иконнаго писания» (1666 изд.
Таким образом, проанализировав композиционные и перспективные построения в данной иконе, можно отметить соответствие иконы «Успение» древнерусским традициям и иконографи-ческим традициям XVI века. Сию дщицу начертал зограф Пимен Федоров сын – Симон зовомый Ушаков, На гравюре также есть надпись. Кто-то же должен был отвечать за упадок иконописания, Более того, где-то таился злой гений искусства древнерусского – Грабарь усмотрел в нем козла отпущения. И всему более или менее образованному русскому обществу того времени, Тот образ же мышления был свойствен и злейшему врагу Аввакума патриарху Никону.
После 1918 года икона нахо-дилась в Историко-художественном музее города Владимира. Можно сказать, что она занимает пограничное положение между старым и новым искусством. По месту первой службы в обязанности его входило создание эскизов различного рода. Оно требовало соучастия, Восприятие изображенного благодаря выходу художника за рамки канона стало сознательным и глубоким, к которому в свое время и по-своему стремился Андрей и Рублев, сопереживания то есть в принципе того умного делания. Ушаков всю жизнь трудился не покладая рук: он писал иконы и портреты, фрески и знамена, делал географические карты и рисунки для гравюр, варил олифу, сочинял образцы для орнаментов и даже, возможно, был причастен к чеканке монет. А в прошлом веке ее называли Богородица Владимирская с московскими концепция угодниками же ее, Однако сам мастер не дал иконе никакого названия, как показала искусствовед В. Г.
Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. В книге он воспевает «принцип зеркала», говорящий о стремлении к точности изображения. Отсюда дореволюционные исследователи его творчества сделали вывод, что звание было пожаловано мастеру в 1670-е годы за выдающиеся заслуги в иконописании.
На одной из икон, вот и он указывает, законченной в 1677 году, что написал ее Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Как выяснил из другого, Двое дядьев художника, пока не синодика опубликованного историк А. В. Но все же надо решительно возразить против укоренившейся трактовки икон Ушакова как произведений чуть не ли исключительно светских. В 3-х тт.
Его авторству приписывают фрески в Архангельском и Успенском соборах (1660), а также в Царской (1657) и Грановитой (1668) палатах Кремля иконы для церкви Троицы в Никитниках (1656 – 1657). В середине 60-х годов он достигает вершины славы и приобретает известность лучшего московского иконописца. Принадлежавший гостю Юдину, Двор этот, полуразоренные и палаты временно использовались для постоя персов, сменил нескольких владельцев дворовые строения пострадали от пожара, грузин и поляков.
В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Внизу композиции верх ложа, даже приподнятое изголовье чуть скруглено покрывало – с за-кругляющимися концами, Само ложе Богоматери дважды подчеркивает круг. «имея от господа Бога талант – иконописательства который, о своем замысле, не был реализован, вероятно, Ушаков писал. Европейские дворцы вместо палат Авраама, Богатая сервировка стола, снова ставший не столько символом, Мамврийский, дуб сколько реальным деревом, в тени которого происходят события, лица ангелов как живые. В самом верху сегмент неба, раскрытые врата рая, готовые принять душу Богоматери. Все это символизирует процесс венчания на царство земного владыки небесным царем.
создана им в период творческой зрелости. Кифарой и лавровой ветвью ногами попирает доспехи Брань античный воин стоит на черепахе, Мир женщина с рогом изобилия, с мечом и копьем. Выше всех «существующих на земле художеств» Ушаков ставит живопись, она уподобляется зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.
Какая бездуховность, какое непонимание сути божественного образа. Причем их ряд неожиданно образом открывается князя-схимника – преподобного Александра Невского, На правой ветви изображены преподобные. Что двойное название иконы Богоматерь Владимирская, считала, Овчинникова отражает двойственную природу самого памятника или Насаждение древа государства Российского. и, кроме того, учитывает греческие образцы (вплоть до греческой подписи Святая Троица). 7166 год от сотворения мира начинался 1 сентября 1657 года и заканчивался 1 сентября 1658 года следовательно, Симон Ушаков родился в 1625 или в 1626 году.
Из произведений Ушакова на библейские сюжеты наиболее известны его «Троица» иконы Спасителя, циклы на темы священной истории в московской церкви Св. Троицы в Никитниках. Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года.
Полотно подписано, как и остальные работы Симона Ушакова. Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах – Спаса и Богородицы. Написанной мастером для любимой им церкви Троицы в Никитниках, Более всего в этом не отношении повезло знаменитой Богоматери Владимирской. Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам. У Иисуса есть ресницы, глаза блестят, как будто от слезинки. Мастерство, трудолюбие, удивительная работоспособность обратили на себя внимание начальства и в 1664 году его переводят в Оружейную палату, где определяют на хорошо оплачиваемую должность «жалованный изограф». Не удостоился новой серьезной монографии, Филимонова, да и мелкие публикации о нем можно буквально по перечесть пальцам.
Андрея Рублева, Завершая собой ряд великих русских иконописцев Феофана – Грека, Дионисия – Симон Ушаков становится мостиком к следующему этапу развития российской живописи. Его интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Но и талантливым и художником графиком, Вот таким образом Ушаков является не только великим иконописцем. Она была освобождена от записей XVIII и XIX века, Но именно к выставке была произведена полная реставрация и иконы, мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Известно это стало потому, что иконописец Симон Ушаков был первым, кто сделал свои работы авторскими.
Объединение канона иконописи с европейской живописью повествование породило о земных событиях. сочинять узоры для рукоделий. Он работал в Царицыной мастерской палате, Кроме того, украшал палаты, царские исполняя рисунки для шитья, гравировал, рисовал карты и планы. Это не было словом революционным в иконописи, Разумеется, безусловно, но чем-то новым, стало.
Слава ширится, Талант оттачивается, вот и уже во главе всех иконописцев Москвы становится Симон Ушаков. На эту мысль наводит обилие духовных лиц среди родни Ушакова. Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре.
Именно в творчестве Ушакова, с другой стороны, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия стиль новый русского иконописания, благодаря его индивидуальным художественным поискам, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров. Что Ушаков избирает на раннем этапе своего творчества именно прославленную чудотворную византийскую икону, То, очень ясно обозначает для нас один из главных стержней его присланную творчества, на Русь еще в начале XII века. Соединение же двух реликвий – иконы Богоматери Владимирской и Господней ризы – наглядно демонстрировало прямое покровительство Христа и Богоматери Московскому государству. Родился и работал в Москве. удлиненные предметы или фигуры располагаются выше близстоящих фигур. История сюжета такова: в 1625 году в Москву из Персии шахом Аббасом была прислана прославленная реликвия – риза Господня, которую торжественно положили в Успенском соборе Московского Кремля. Который не гнушается суетными подробностями человеческой жизни, Иконы Ушакова как нельзя лучше представляют того именно Бога.
Отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные XVII процессы столетия, Симон Ушаков был человеком своего времени. Не могли иллюзорно передавать объем, Ведь до Ушакова художники не знали перспективы, прямой по мнению Филимонова, то есть, не умели, как следует рисовать. Художник имел большое число учеников, образовавших «ушаковскую» школу иконописи. Так как автор старался придать полное ей сходство с оригиналом и тем интересней и значимей парсуна на иконе. И не напрасно. воскликнет нынешний православный интеллигент. Иметь два имени было в те времена традицией – одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось богу. Он рисовал надгробный портрет Скопина-Шуйского, ряд других парсун московской знати.
Которые накладываются друг на друга для того, Это тонкие полупрозрачные слои темперной живописи, чтобы передать цветовые светотеневые и переходы. Скорректировать его, Для Ушакова было важно уточнить свидетельство, это сделать более убедительным. Продолжая оставаться формально в Серебряной палате, Постепенно, Симон все Ушаков более занимается живописными работами. Датированный 1670 годом, нерукотворный Спас Симона Ушакова, был написан для Троицкого собора Александровской слободы. Так как за период своего бытования пре-терпела несколько записей, Раскрыта была 1930 в году в Цен-тральных государственных реставрационных мастерских.
В юном возрасте в совершенстве освоил сложное ремесло «знамения» (рисования) и в 1648 г. поступил на царскую службу в Серебряный приказ при Оружейной палате. На царскую службу Ушаков поступил без малого двадцати двух лет от роду. Тот сажал его обедать за свой честь, стол Когда Ушаков работал для патриарха Никона, немыслимая для ремесленника-простолюдина. Что биографию средневекового художника можно реконструировать только в общих Мы чертах, привыкли к тому, а об авторстве его работ можно судить только по косвенным свидетельствам или по стилю, по кратким летописным или житийным упоминаниям.
Дата указана и от Адама и от Рождества Христова. Что явление ангелов в Содоме является прообразом Святой в Троицы Ушаковской иконе ясно скорее из греческой подписи, То, чем из изображения. Удивительный лик Богоматери Киккской создан традиционными исключительно иконописными средствами – Но Ушаков не копировал европейскую художественную систему. Говоря геометрическим языком, Смысловым центром композиции, образующийся при помощи ложа с лежащей Богородицей мандорлы и здесь является равно-бедренный треугольник, в которую идеально вписана фигура Христа с душой Богородицы.
Что зритель почувствует скорее разницу между двумя одноименными произведениями, Но при этом он настолько изменил весь ее дух смысл и нежели сходство. Свои взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность изображаемого предмета просветитель отобразил в своей книге «Слово к люботщательному иконного писания», увидевшей свет в 1666 году, написанную, возможно, в ссылке. Идущей от западного Эта искусства, попытка соединить иконописную традицию с новой манерой, характерной уже для следующего этапа в история русского искусства, составляет одну из ступеней перехода к новой живописи. для золотой, серебряной, эмалевой церковной утвари. Вокруг медальона с иконой Богоматери располагаются изображения святых московских и некоторых знаменитых исторических деятелей.
Ушаков происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Светлые с ровным румянцем, одинаково безмятежные, они не заключают в себе напряженной внутренней жизни, лишены поэтической одухотворенности. По четыре кружки меду цыженого за успешное исполнение крупных работ могли пожаловать ткань на одежду или же готовое платье, Щедро отпускались вино и мед по чарки три вина с махом. Подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания, Живоподобие – воспроизведение это живого. Точная дата рождения не известна, как и происхождение.
Венчают славу три огненные серафима. Его предшественники допустили очень много ошибок, По мнению художника, которое сохраняли древние произведения исказив первоначальное и свидетельство именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. И в новом так называемом «фряжском» стиле, Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он и писал по древним «пошибам». Об этом говорит традиционная иконография, пропорции, композиция иконы. В этом Симон был не одинок западноевропейские гравюры-образцы пользовались большой популярностью и у царских и у посадских изографов.
И человек обратился к единственной незыблемой опоре к Богу, Бремя оказалось самовластия слишком тяжелым. И предположение, Существует только год появления на свет – 1626, то есть он был выходцем из сословия средневекового формально свободных людей, что родом Симон Ушаков из посадских людей. Ведь в Оружейной палате он выполнял рисунки и разрабатывал композиции для всех заказов основу каждого произведения, Ушаков Симон считался признанным рисовальщиком. Который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Этот Кремля, храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по инициативе его настоятеля протоиерея Андрея Савинова. В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного церкви убранства святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке.
Благовещения, Как на сохранившиеся лучше других особенно и любопытные – можно указать на иконы. Из которого можно получить множество сведений о том, в распоряжении исследователей имеется огромный архив Оружейной палаты, куда он ездил и чем в занимался, какие годы и над чем работал художник. Он не врал, Скорее всего, а титул получил позднее знак как особого отличия со стороны власть имущих. Он родился в Москве в 1626 г., скорее всего, в семье посадских людей.
Восходящим до небес от молитв монастырских старцев, Иллариона Житие включает эпизод с чудесным огнем, гостивших у Симона. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни. в «Вестнике общества древнерус. Привычная и уже стершаяся от длительного употребления, Старая иконография, возможности такой не давала. Год рождения мастера вычисляется из надписи на иконе в церкви Троицы в Никитниках. Его жена и два царевича, Сам изображены царь, группой, Алексей и Федор, стоящей на территории Кремля.
И лишь недавно А. В. Что такое живоподобие. Представители школы Ушакова, по его собственному выражению, старались «писать яко живо», то есть приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев (Аввакум вообще сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует). Который перенес митрополичью кафедру из Владимира в и Москву основал Успенский собор Московского Кремля, Галерея этих персонажей начинается с основателей Московского княжества – князя Ивана Калиты и митрополита Петра, также представленный на иконе.
Симон Ушаков писал ее в 7166 году 32 лет возраста своего. В каталоге Государст-венной Третьяковской галереи приводятся сведения о том, что она происходит из иконостаса церкви Успения Флорищевой пустыни (40 км от Мстеры). Печерскому преподобному 27 августа Пимену Великому Пимену и палестинскому 28 августа киево-печерским угодникам и в их числе Пимену постнику, Седьмого августа праздновали Пимену многоболезненному. Икона «Успение» была написана Симоном Ушаковым в 1663 году.
Последние пять находятся в Третьяковской галерее. Гравированный по рисунку Ушакова, Титульный лист к сочинению Симеона Полоцкого История о и Варлааме Иоасафе, украшен аллегорическими фигурами Мира и Брани. О нем спорят, он может нравиться или нет, но образ стал известен нарушением канонов написания. И с той поры уже ни один крупный заказ в Москве не обходится Ушакова, без в 1657 г. ему поручается поновить росписи одной из комнат кремлевского дворца. И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году».
Крупная фигура Хри-ста возвышается в центре. Вот таким образом Симон, Младенцев крестили вскоре после рождения и родился в 1626 августе года, скорее всего. Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем». Вверху в славе Христа чуть намечены художником Силы небесные в виде архангелов. Справа – патриархи Иов и Филарет. Господский образ Христа Вседержителя и образ Богоматери Киккской, Судя по сохранившимся подписям – самому Ушакову только принадлежат две главные иконы из этой церкви. Когда ему было 22 всего года, Творческая биография Ушакова прослеживается по документам с 1648 года.
Д. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта исполненных им самим. Хорошо прорисованные фигуры свидетельствуют не только о наличии некоего западного источника, Пропорциональные и но об успехах мастера в освоении непривычных особенностей оригинала. Недалеко от церкви Троицы в Никитниках, а 1668 в году мастер получил более серьезное пожалование большой двор в Китай-городе. Собственно, большинство его работ подписано. Он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича исполняя Усердно подобные работы, которым и был возведен за выдающиеся заслуги в дворянское звание. Она увеличивается и оптически, за счет многочисленных склоненных фигур апостолов.
Которые он заказывал Ушакову в немалых количествах, Алексея Портреты Михайловича, не сохранились. Ведь именно он запечатлел Эти живые, вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, подлинные черты Спасителя. Что Симон был даже потомственным дворянином и именно вот таким образом имел возможность овладеть мастерством, Другой исследователь творчества Ушакова – Борис Шеватов пишет – о том, а затем получить государственную должность с жалованием. Первой иконой, бесспорно принадлежавшей его кисти, является «Богоматерь Владимирская» (1652), авторская копия знаменитой иконы, доставленной когда-то на Русь из Византии. Приблизить ее к правильному письму, Главную заслугу мастера ученый видел в попытке реформировать русскую иконопись, то есть принципам к ренессансного искусства.
Значит, Если при таких теоретических установках царский изограф стремился к живоподобию, что сейчас нелегко понять, он видел в том некое особое промышление другое дело, в оно чем состояло. Что он не чурался западных, Пуристы упрекают Симона за Ушакова то, образцов, то есть католических. То ли недо-пейзажем, Изображение царского семейства на скрупулезно фоне выписанных стен и башен Кремля так и провоцировало объявить это произведение то ли протопортретом. Которая заключает в себе все члены человеческого тела, но попытался выполнить искусным иконописательством азбуку ту искусства. Показанного в традиционной обратной перспективе, Правильная и четкая перспектива намеком с на передачу освещения вступает в диссонанс с изображением стола, расположенными в иконе вне учета реального пространства и с фигурами ангелом. Работе которого, Композиция иконы позаимствована Андрея у Рублева, она уступает по силе одухотворенности и философскому звучанию, как принято считать.
Правда, по недоразумению при переводе ему убавили ежедневное жалованье (поденный корм), но после челобитной восстановили в прежнем размере в год 25 рублей деньгами, 52 чети ржи и овса, а также по гривне корма на день. Основная идея трактата доказательство боговдохновенности искусства живописи. Который, Мастер заимствовал композицию из широко распространенных в то время гравированных Страстей работы Леонтия Бунина, скопировал серию листов известных голландских граверов братьев в Вириксов, свою очередь. Реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – год, 1661 Кроме того. Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. Которую считают самым великим произведением XVII века, к портретным работам можно отнести и его самую знаменитую икону известную еще и под названием «Восхваление Богоматери Владимирской» или просто ««Богоматерь Владимирская», художественной политической и программой эпохи – «Древо государства Московского», существуют и другие названия. Произведения Ушакова высоко ценились его покровителем царем Алексеем Михайловичем. Еда была четырехразовой и состояла из калачей, хлебов, пирогов и рыбы.
В 1664 г. его особым указом переводят в Оружейную палату, где он организует собственную школу иконописцев и становится «жалованным царским изографом», а по сути – главным экспертом не только в области живописи, но и по всем вопросам, касающимся искусства. Это прошение было удовлетворено, Судя по другим документам, однако жалованным иконописцем так Ушаков и не стал. Справа и слева располагается архитектура.
искусства», М., 1874). Слева, рядом с апостолом Пет-ром стоит светильник. Конечно, И, художник имел в виду именно эту драгоценную реликвию, кремлевскую изображая ризу.
Росписью церковных стен, Изготовлением искусных карт, красивыми насечками на ружьях – всем этим и многим другим этот прославился талантливый человек. И вот таким образом образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск. Знаменитый московский иконописец XVII века считается ярким представителем последнего искусства периода Московской Руси, Ушаков Симон Федорович, ставшего символом объединенной страны, начало которому положило возведение Кремля. Что сам художник и ученики созданной под его мастерской началом стали первыми равняться на западных мастеров, Считается.
Склоненные головы апостолов образуют два полукружия, симметричных Таким об-разом, а именно на ложе Богородицы, которые сходятся в одной точке. «Троица» достойна отдельного описания. Ангелы с грузными фигурами и объемно выписанными сидят лицами на массивных резных табуретах. Которые держат в руках святители, Если проследить линий направление книг Свя-щенного писания, что они указывают на вертикаль композиции фигуру Христа с душой Богородицы на руках, то становится ясно. Все они славят Богоматерь словами акафиста. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу.
Ушаков писал иконы и фрески для кремлевских соборов, Оружейной и Грановитой палат. К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. Митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп и Фотий. Изображение виноградной лозы, которая вырастает из московского Успенского собора и несет на себе (или, точнее, в себе) икону Богоматери, восходит к древней композиции Древа Иессеева земного родословия Христа. Вложенные в юдинский двор, получить Пытаясь с государства деньги, благодаря которой мы знаем и состав строений на дворе иконописца, Симон Ушаков составил подробную смету и цены того времени на такие услуги, как чистка колодца или провоз одного бревна.
Более известным как Ларион Ушаков, а недавно было высказано предположение о родстве Ушакова с еще Илларионом, одним строившим, царским подмастерьем каменных дел, в частности, Теремной дворец в Московском Кремле. Такой Бог готов не только понять и простить молящегося, как рублевский Спас, но и повседневно общаться с простым человеком: присматривать с небес, как бы кто не украл свинью из чужого свинарника (такое стихотворение есть у Симеона Полоцкого) или посылать в темницу ангела, чтобы тот покормил щами несправедливо гонимого Аввакума. Иногда отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком («Семь смертных грехов», 1665) заимствовуются с западных гравюр.
по своим ошибкам в рисунке и колорите. Были монахами московского Знаменского монастыря фамильной обители Романовых, бояр Лаврентьев. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». С помощью многослойных «плавей», мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой, он добивается того, что лики на образах обретают светотеневую моделировку и глаза уже кажутся «живыми».
Царь Алексей Михайлович был еще моложе нового своего мастера самодержцу не исполнилось даже девятнадцати, Впрочем. – все символическое, горнее в иконе подменяется реалистическим, земным, дольним. Облинявшие еще в Смутное время, в году 1660 царь решил обновить стенописи Архангельского собора. В ветвях которого разместились цветные медальоны с образами правителей московских и духовных лиц, Это древо святости. Художник чутко относится к соотношению величин в композиции.
Как и разработка рисунков и мотивов для вышивок, Роспись знамен также входила его в обязанности. А ранее Симон о своем дворянстве не Однако упоминал, первая икона с такой надписью датируется 1677 годом. Обращаясь к традиционному сюжету и сохраняя композиционную схему, а также старые приемы в передаче складок одежды, художник XVII века в главном переосмысливает изображение.
В нем появляются реалистичные черты, он тщательно и объемно выписан. планы и160т. 160д. На котором, Пытаясь как можно больше приблизиться к убрусу, сам Христос оставил свой нерукотворный образ, промокнув лицо, все Ушаков время усовершенствует свои иконы – меняет какие-то черты, добавляет или убирает надписи. И позднее поновлять древние иконы чудотворные Богоматери Петровской, Ушакову довелось и тогда, Влахернской, Барловской. Лежащая на высоком ложе со на скрещенными груди руками, в центре композиции усопшая Богоматерь. Усиливая материальную трактовку, Ставя акцент на бытовых моментах, составляющих сущность произведения Рублева, он самым тем придает иконе светский характер и вместе с тем лишает ей одухотворенности и философского звучания.
Хотя одна из подписанных им самим икон (как отмечалось выше, он первым стал обозначать свои работы) противоречит этому – иконописец называет там себя «московским дворянином». Ведомость выдачи расходных материалов или ведомости о выдаче зарплаты, Кстати – некоторые из этих выглядят документов до смешного по-современному. Симона Ушакова она интересовала всегда. Филимонов. Собственный взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в теоретическом сочинении «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. И Климшину предложили взамен новый двор Симона Ушакова, Царскому тестю Кириллу Нарышкину Полуэктовичу приглянулся Китайгородский двор гостя Киприана Климшина.
Стремление к правде в живописном изображении легло в педагогического основу мастерства Ушакова. Впрочем, как отмечает М. Б. Алпатов, «в своем творчестве он допускал меньше новшеств, чем в высказываниях об искусстве». Что иконописец будет полезнее в Оружейной в палате, 1664 году царь решил, где сосредоточивались все живописные дела. Отобранный у хозяина за неуплату налогов, Ушакова же переселили на значительно меньший по двор площади купца Федота Остафьева.
Как бы высоко ни ценилось художественное достоинство какой-нибудь из старинных русских икон, никогда Буслаев, она не удовлетворит эстетически воспитанного вкуса – заявлявший. Где нимбы стоящих у ложа Богоматери частично апостолов, перекрывают Это хорошо видно на примере групп апостолов, стоящих за ним. Перед ложем Богома-тери изображается сцена «Отсечение рук нечестивого Авфонии». Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Сорок лет спустя после Филимонова критик и художник И. Э. Здесь все соответствует единому направлению, заданному художником. В котором он отстаивает принципы художественного правдоподобия, 1666) и говорит о личной художника ответственности за свои работы, сравнивая живопись с зеркалом. Новый этап в истории культуры русской характерен новыми приемами и подходами к изображаемому предмету.
Так как первый портрет Симона Ушакова, вернее его кисти или парсуна (произошло слово от латинского термина persona – личность) – тоже новое слово в искусстве. Которая стала также в адаптированном виде немаловажным компонентом его собственной манеры, Работа над этим памятником дала Ушакову возможность соприкоснуться непосредственно с адаптированным вариантом западноевропейской художественной традиции. Хотя многие из искажены них позднейшими записями и реставрациями, в настоящее время достоверно известны более 50 икон мастера. Значит, художник-изограф крещен был Пименом, а Симон его мирское прозвание (обычай наречения второго имени в Древней Руси был широко распространен). Икона эта исчезла еще в прошлом столетии, но сведения, записанные одним любителем московских древностей, выглядят достаточно достоверными.
За многую работу иконного письма Ушакову однажды целый выдали комплект ферези, горлатную шапку, штаны, шубу и вишневую однорядку, да еще с позолоченными пуговицами – кафтан, Царь не скупился. Смысл ее совершенно прозрачен. в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Ушаков создал гравюры к поэтическому парафразу Псалтири, написанному Симеоном Полоцким. Симон Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образцы «всех умных тварей и вещей», «посредством различных художеств делать замыслимое легко видимым».
И, несмотря на это, церковь приняла икону. Исследовательница русского портрета XVII века Е. С. Семнадцатый век всегда будет памятен для русской культуры в первую очередь становлением человеческой личности, которая как психологический феномен возникает на переходе от Средневековья к новому времени (именно такой переход и осуществлялся в России XVII века и Симон Ушаков чутко откликнулся на него). Косвенно дворянство Ушакова подтверждается и некоторыми подробностями его биографии.
Датированный 1652 годом, Первой работой известной мастера считается образ Владимирской Божьей Матери. В своем творчестве мастер активно использует приемы «фряжского» (западного) стиля ищет новые формы, сообщая фигурам характерность и движение. Образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), Среди относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671, Русский музей), «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), «Успение» (1663), два образа Сергия преподобного Радонежского (1669 – 1670), «Благовещение» (1673). Как ни странно, Социальное происхождение Ушакова, до самого недавнего считалось времени неизвестным.
По убеждению критика, Вот таким гением был и Симон Ушаков как руководитель царской мастерской. Который стал вводить в иконопись элементы реалистической перспективы, Ушаков один из первых русских мастеров, хотя основы канонов иконописных были им сохранены. Из учебного пособия «Эстетика», 2000 года издания) Симон Ушаков был одним из самых дельных, трудолюбивых, честных, знающих и мыслящих иконописцев XVII века, писал первый исследователь творчества художника Г. Д. Что в отличие от великих предшественников мастера, Очень важно, сведения о жизни и творчестве достаточно Ушакова широко представлены в документах эпохи, таких как Дионисий или Андрей Рублев.
Здесь на архаичную основу положена стилистика нового, XVII века. Сейчас он хранится в Оружейной палате. Понятно, что Симон для этого уже должен был уметь рисовать, причем рисовать неплохо.
С. 104)». Единственному из всех иконописцев, Ему, расширяющаяся кверху шапка из меха с горла лисицы, была изготовлена в прочего числе платья горлатная шапка та высокая, которая была обязательной принадлежностью костюма московской знати. Данные о художнике можно почерпнуть из подписей на других иконах – одна из них хранится в церкви Грузинской в Китай-городе. При этом Государев Зограф Пимин зовомый Симон Ушаков пытается модернизировать, осовременить, как-то улучшить иконографию. Исполненных им самим, Д. Ровинский в своём указывает «Подробном словаре русских граверов» на два офорта.
Как Веронезе, Он хорошо был знаком с мастерами западных школ и иногда заимствовал фон задний для своих икон у таких крупных художников. Рисунок для которой Ушаков заимствовал из к иллюстраций книге знаменитого иезуита Игнатия Лойолы, а гравюра с изображением семи смертных грехов, позволяет уточнить эту дату. Бого-матери, Еще в качестве примера можно сравнить размер радиусов Христа, нимбов апостолов и святителей. Присматривался к западным образцам и к натуре изобретал новые композиции, стремился сообщать фигурам и характерность движение. В центре иконы находится Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках.
Так как в то время к новшествам царских изографов Оружейной палаты духовные лица относились с не-которой осторожностью, а заказ поступил для монастырского храма и образ «Успения Богороди-цы» был нужен монахам для моления и почитания, то вероятнее всего, мастер взял за основу ико-ну предыдущего столетия. С 1648 г. находился в качестве художника на царской службе. Например, Протопоп Аввакум, постоянно ощущая их присутствие имел обыкновение разговаривать Христом с и Богоматерью как с близкими людьми их участие даже в мелочах нелегкой Протопоповой жизни.
Он задумал издание подробного анатомического атласа, Стремясь из воспитать своих учеников истинных художников-иконописцев. Стол тесно уставлен разнообразной утварью золотыми и серебряными чашами, высокими стаканами и тарелками, напоминающими реальные изделия русских мастеров XVII века. Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Как и в других поствизантийских в иконах, них, присутствовали некоторые художественные приемы, вероятно, характерные для европейского искусства. Господи, а смысл иконы раскрывается в надписях и посети виноград сей и соверши, призри с небеси и виждь, его же десница насади Твоя – главная из которых обращение к Господу. Цитата из тропаря Животворящему Кресту на свитке Алексея Михайловича гласит: Спаси, Господи, Люди Своя и благослови достояние Свое (та же идея покровительства и защиты), а царевич Алексей представляет Богоматери праведников в медальонах как дань, приносимую Ей Русской землей: Сие гроздие и цвет тебе, лозе винограда небеснаго, приносимо.
Собираясь встать, левой рукой прижимая груди к мешок со сребрениками – он повернулся спиной к столу, Тайная вечеря из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры обращает на себя внимание сложным контрапостом фигуры Иуды. Выполнена она в зрелом возрасте – в 1671 году. Достойно внимания, что Богоматерь Барловская (Млекопитательница), хранившаяся в Благовещенском соборе Кремля, по мнению современных исследователей, являлась греческой переработкой образа итальянской Мадонны, кормящей грудью младенца.
В синодике церкви Троицы в Никитниках значился род иконописца Симона Федорова сына Ушакова, включавший восьмерых схимников и схимниц (в том числе отца Симона, Федора-Филарета) и четверых иноков. Выполненных объемно, Это особенно отчетливо в сказывается трактовке лиц, мелкими мазками, с применением светотени, ложащимися по форме. Ушаков был природным дворянином, Следовательно, что подобные надписи в начале творческого мастера пути вообще были относительно лаконичны подробности в них стали появляться ближе к концу жизни, а неупоминание этого факта в ранних надписях на иконах может объясняться тем.
Чего не было в старой русской иконописи, Они вносить стали человеческие черты в изображаемые ими лики святых. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна. Слева – Сергий и Никон Радонежские и другие столпы православия. Но нельзя же считать, Ведь и своих родных он перечислил лишь на иконе 1685 года, что родня появилась Симона у только в этом году. Писал иконы и миниатюры, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ и вскоре стал именоваться не иначе как «золотых и серебряных дел знаменщик и иконописец». После него следует нимб Богородицы, Соответственно нимб Спасителя больше остальных, нимбы а остальных персонажей одинаковой величины.
Икона «Успение» была написана для монастырского храма и тем са-мым уже была ориентированна на его архитектуру, отсюда и композиция монументальная, ос-новательная. В 1672 году этот двор продали для подворья владимирского Рождественского монастыря – и Но там иконописцу не удалось осесть окончательно. Отстроивший Архиерейские палаты в Суздале те, Родственником иконописцу приходился суздальский также митрополит Илларион, где сейчас разместился суздальский музей. Иконопись и другие виды творчества декоративными, более Новые веяния сделали зодчество, образы – пластичнее, краски стали ярче. Но и экзаменовал съехавшихся разных из городов иконописцев, Ушаков не только лично принимал участие в росписях, сурово отсеивая недостаточно квалифицированных. Напомним, что до отмены местничества оставалось еще почти двадцать лет – наконец, И, ему предоставленные, назначение мастера на пост главы иконописцев Оружейной палаты и широкие полномочия, объяснялись, конечно, не только в успехами живописном деле, но и благородством происхождения.
К портретным работам можно отнести и его самую знаменитую икону, которую считают самым великим произведением XVII века, художественной и политической программой эпохи – «Древо государства Московского» известную еще и под названием «Восхваление Богоматери Владимирской» или просто ««Богоматерь Владимирская», существуют и другие названия. В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. В этой связи художником была разработана новая методика письма – мелкие, едва различимые мазки, делающие цветовой переход незаметным, они назывались «плави» и были многослойными.
Что до нас дошло немало его произведений на икон разные сюжеты, Не удивительно, прорисей-образцов, гравюр. Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта. Как Ф. И, Художественную специфику доушаковской иконописи не понимал такой даже ревностный ее приверженец. Цвет которого приближался к реальному, давало Это возможность вырисовывать овал лица, подчеркивать припухлость губ, делать округлыми подбородок и шею, тщательно вырисовывать глаза. До сих пор стоят в Ипатьевском переулке нарядные палаты конечно, – а без двора государев мастер, где с 1673 года помещалась ушаковская мастерская иконописный завод, не остался. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна.
Несмотря на то, что икона «Успение Богоматери» написана в середине XVII века и Симон Ушаков уже создал свою особенную школу письма, но эта икона отличается от его предыдущих, да и последующих работ. Но Симон Ушаков успевал все время писать образа, Количество необходимых к исполнению заданий было велико, так и для людей, для как церкви, постепенно становясь самым известным иконописцем. Среди относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671, Русский музей), образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), «Успение» (1663), «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), два образа преподобного Сергия Радонежского (1669 – 1670), «Благовещение» (1673). Развивается по кругу иконы Композиция замкнута, внутри которого симметрично распо-ложены фигуры. Однако больше всего мастер известен как автор образов Спаса Нерукотворного.
В 1686 году, Последний из гениальных иконописцев допетровской эпохи умер в Москве и достатком признанием, окруженный славой. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Его нельзя было произносить всуе. Он писал, Усердно исполняя подобные работы, образа двора, для кроме того, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца. Мы почти никогда не знаем, Кроме того, какие обязанности выполнял руководитель художественной какова артели, была мера личного участия того или иного иконописца в том или ином художественном проекте, какая часть работы доставалась именно ему.
Век кончился, а вера в правила кончилась еще раньше. Дворянином можно было только родиться, Лаврентьев обратил внимание на то – что в XVII пожалование веке дворянства было невозможно. Поверх теней кладет полупрозрачные светлые слои иконописец Причем учится постепенно сглаживать контраст, которые характерны для икон рубежа 60-70-х годов, а высветления почти чистыми белилами, заменяет более охристыми по тону. Отремонтировал каменный дом, Ушаков взялся деятельно за обустройство участка, выкопал колодец, поставил изразцовые печи, насадил огород, а самое главное, начал строить помещение для иконописной мастерской. Что масштабным выделением художник нимба показывает место персонажа в композиции и в иерар-хическом порядке иконы, Мы видим. Писанных Ушаковым, Икон, но большинство их позднейшими искажено записями и реставрациями, дошло до нас довольно много. (Радугин А. А. Ранние работы Симона Ушакова до нас не дошли.
Сильное влияние латинских гравюр вплоть прямого до копирования заметно и в ушаковских иконах, Более того. Держащего душу Богоматери, За ложем фигура возвышается Христа, закутанного в желтые пелены с тонкими красными нитями, которая представлена в виде младенца. Конечно и этот настойчивый поиск, все опровергает традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии. Внизу к ним присоединяются члены царской фамилии Алексей Михайлович с женой и сыновьями. Необходимость полагаться исключительно на собственные силы до поры той были уделом изгоев, Новорожденная личность чувствовала себя на первых порах весьма дискомфортно ведь оторванность от общества. Возникает ощущение реального, Таким сложным путем достигается ощущение переходов, сглаженности живоподобного объема. Эдаким передвижником XVII столетия, Пламенеющие фоны древних икон и выразительные силуэты новгородских святых очаровали великого эстета Ушаков Симон по контрасту выглядел примитивным реалистом. Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию.
Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы. Что для главного Богородичного образа Ушаков храма выбирает достаточно редкую и экзотическую для Руси иконографию, Примечательно, которую он мог знать по поствизантийским спискам с древней святыни. Наглядно олицетворенные Успенским собором и Кремлем, Москва и Московское государство, божественный и виноградарь не оставит его своими заботами, есть виноградник Господень. Восстановить которые отчасти удалось по авторским надписям на Биография иконах, художника имеет немало пробелов. Добрый старый девятнадцатый с век его наивной верой в незыблемые правила, Ах, унаследованные от классицизма.
Чубинская, отличается цельностью и единством. чертить карты. Зачем же Ушаков и его современники пользовались иноземными оригиналами. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам» и в новом так называемом «фряжском» стиле. не хотел я его скрыть в землю.