Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) само воплощение жестокой жизненной правды. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. Рибера решил его по-своему, смело и просто. Эрмитаж).
Одним концом касавшаяся земли, Иакову приснилась лестница, по восходили ней и нисходили ангелы, а другим уходившая в небо. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Что изображенный мученик это Святой Филипп, На основании тщательного иконографического анализа настоящее в время установлено, заказчик картины, в честь которого был назван король Филипп IV, а не Варфоломей, как считалось ранее.
Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. Оказавшего на него сильное влияние, в Риме копировал картины побывал Караваджо, в Падуе, а также обращался к творчеству высоко ценимого им Рафаэля и представителей болонского академизма в Парме изучал Корреджо возможно. Внучка испанского живописца испанского и короля, Родившаяся от этой связи Маргарита Австрийская, в шестилетнем возрасте была отдана в мадридский монастырь и затем пострижена в монахини. А его творчество темами и образами, Тесная связь с итальянской культурой обогатила его талант новыми незнакомыми гранями испанскому искусству.
Мадрид, Варфоломея (1639, что изображен мученик св, Прадо на иконографического основе анализа в настоящее время установлено. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Почти две трети композиции занимает небо в движении облаков, набежавшей тучи, прорывов синевы. В королевские собрания и частные и коллекции были хорошо известны в испанских художественных кругах, Его произведения посылались в Испанию.
Ее поза не совсем в естественна, фигуре святой есть некоторая несоразмерность, но именно эта угловатость, а расположение в пространстве условно, недоговоренность позволяют острее ощутить поэтическую содержательность образа. По-видимому, в 1616 переехал в Неаполь, в котором прожил до конца жизни. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства.
И все же оно в большей степени, Искусство Риберы в целом лишено чувственного оттенка, проникнуто ощущением земной чем красоты, у других испанских мастеров. Типичных для итальянскогобарокко, Рибера отошел от сложных композиций, предпочитая свои наделять фигуры эмоциональной интенсивностью. Которую бросили в тюрьму обнаженной ейничем было прикрыть наготу, Этолегенда о юной христианской мученице, но и здесь подоспелблагодетельный ангел – он окутал Инесу кроме покрывалом, своих длинных волос. собрание Контини-Бонакосси). 1645, Мадрид, Прадо). Придворный художник испанских вице-королей (в 1442 Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) с 1626 член римской Академии Св. Только опираясь на народные Буржуазия массы, могла сокрушить феодальный строй ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. В1646 году он написал один из своихнаиболее значимых алтарей: «Чудо святого Дженаро».
Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. Который создавал станковые композиции на античные Наряду сюжеты, с Веласкесом Рибера был единственным испанским живописцем. Аскетического подвига, в ярко характерных образах святых и отшельников значительное место занимает тема разрушительной старости, Мадрид, духовной отрешенности апостолов (серия 16301640-х, Прадо, Москва, Гос. Ломкости противостоит божественная мудрость Впечатлению Бога-Отца, зыбкости, его спокойная безграничная нежность. Он с упорным постоянством писалбедных людей и нарекал их именами евангельских апостолов – святых или древнихмудрецов, Но никаких придворного признаков лоска иугодничества в его живописи не появилось.
Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. Луки. Где образ апостола воплощен с такой степенью конкретности, что Филипп), заставляет искать в нем черты реальной модели. Сдержанное и благородное сочетание красок, Строгая обобщенность силуэта, пейзажный фон с его спокойным величием все природы подчеркивает широту и смелость замысла Риберы. Ирина и ее служанка (1628, Санкт-Петербург, Гос.
Инесса (1641, Дрезден, Картинная галерея), где изображение прелестной и трогательной христианки свободно от традиционной в духе времени культовой репрезентации и слащавой умильности. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Наиболее известен Хромоножка (1642, Париж, Лувр) нищий мальчишка-калека, в изображении которого использованы приемы парадной репрезентации. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Которые заказывали живописцу правители Неаполя, в Произведения, королевские собрания и частные коллекции и были хорошо известны в испанских художественных кругах, посылались в Испанию.
Иногда в его мифологических персонажах подчеркивались проявления животной низменности языческого (Силен, начала, 1626, Неаполь, Нац – лишенном чувственного оттенка, в искусстве Риберы, обращение к мифологии проявилось в противоречивых формах. За которым во тьме ночи ухаживают св, Скорбным лиризмом проникнуто его раннее распростертого изображение на земле умирающего юноши Себастьяна. Но и святых церкви католической в образах бродяг и нищих, Изображение не только философов древности, в формах монументализированной полуфигурной композиции восходит к караваджизму. Чертами художественной зрелости отмечено Мученичество св.
Апостолов или философов древности, Для изображения святых, ныне разрозненные по различным музеям, составлявших целые серии, художнику служили крестьяне, рыбаки, нищие, бродяги. То в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, Если смертельный удар средневековой был схоластике нанесен уже в эпоху Возрождения, к собственно научным методам познания действительности, характерного для ренессансных ученых и мыслителей. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост.
Картина по-настоящему правдива и вместе с тем проникнута внутренним пафосом в редком здесь единстве слиты все элементы художественного языка. Движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные Европы, страны Помимо революционных выступлений в названных странах. Немногочисленные гравюры позволяют отнести Риберу крупнейшим к мастерам западноевропейского офорта XVII века. Эрмитаж Павел Пустынник, 1652, Мадрид, Прадо).
Рбера став звертатися до нших образв – повним внутршньо гармон, 9 Продовжуючи створювати драматично напружен полотна. Словно выйдя из плена этих представлений, Но иногда, а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с триумфа изображением Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея). Творчество Риберы освобождалось от некоторой отвлеченности и от подчеркивания внешней натуры выразительности (как, Развиваясь по пути преодоления караваджизма и обогащения художественных средств, в первой датированной и подписанной картине Св, например. Такова знаменитая Св.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Особенно полуфигурные изображения святых, Произведения Риберы, подделок и породили подражаний, множество копий. Многие полотна Риберы сочетают принципы сюжетного и портретного образа. музей и галереи Каподимонте, одноименная гравюра) их мученичества изображались подчеркнуто жестоко (Иксион, Титий или Прометей, обе 1628, Мадрид, Прадо Аполлон и Марсий, 1633, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персональноМ. То погружены в глубокие мысли, Их опаленные солнцем лица то выразительны в своей суровой простоте, то умудрены жизненным тяжким опытом. Волосся несси раптово вдросли до п'ят з'явився ангел накинув тло на покривало – Але сталося диво. Гордого, в той или иной мере они связаны с непростой личностью этого независимого, умевшего вместе с тем располагать себе к людей, резкого и страстного человека. галерея).
Но и во Франции, Гравюры с произведений Риберы распространялись не только в Испании, в позже Голландии. Хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед, Буржуазные революции конца в. являлись 1617 одновременно народными революциями. Но даже вэтих произведенияхРибера далек от академизма.
Инеса, стоящая на коленях несколько в по-детски неловкой позе, Ни тениэротической соблазнительности не проскальзывает в трактовке сюжета, напоминает какого-то мохнатогозверька с милым лицом девушки, в каскаде распущенных, падающих до полу пушистых каштановых волос. Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. По-разному воспринимаются и образы античных философов, моделями для которых Рибере служили представители социальных низов от уличного попрошайки Смеющегося Демокрита (1630, Мадрид, Прадо) до Диогена (1637, Дрезден, Картинная галерея), сильного человека, умудренного жизненным опытом. С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи.
Некоторое время работал в русле Вернувшись караваджизма, в Рим, но его произведения валенсийского и итальянского периодов этих ранних лет неизвестны. Построенная по любимому принципу мастером диагонального движения с угла на угол крупных живописных пятен, Своеобразна сама композиция. Одно из последних произведений Риберы прекрасное Поклонение пастухов (1650, Париж, Лувр), написанное в духе народной жанровой сцены, происходящей под открытым светлым небом на фоне гористого пейзажа.
Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. Мадрид, 16421645, Прадо) тесно в переплетено его творчестве с христианской идеей бренности преходящей телесной красоты. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье.
Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. Насыщает внутренней содержательностью, Но испанский мастер привносит в них иное звучание их подчеркивает социальный и национальный аспект. Есть унего В зрелый периодхудожник постепенно освободился от стиля«тенебросо». В 1620-е основное внимание уделял гравюре, в области которой достиг значительных успехов немногочисленные работы Риберы позволяют отнести его к крупнейшим мастерам западноевропейского офорта XVII в. Во 2-й пол. Художник общеевропейского масштаба,, а также на представителей противоположного столь ему академического направления, оказал влияние на многих итальянских мастеров с его именем связывают расцвет неаполитанской школы XVII в. Жизнь и работа вдали от родины не помешали Рибере остаться настоящим испанским художником.
Образец мощной тональной живописи Риберы картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Иероним, внимающий звуку небесной трубы, 1626, Санкт-Петербург, Гос. Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики. Кочуя по городам и изучая произведения живописи, в или 1612 1613 уехал в Италию вначале вел там полунищенский образ жизни. Зникають рзк колрн контрасти, здаться, покладен дрбними мазками, мерехтять пд впливом свтла – з'являться м'яка фарби, свтлотнь При цьому змнються манера живопису.
Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. Это воплощенная красота невинности, отроческого целомудрия. Мерцающее оттенками платье оттенено огромным, Серо-серебристое, охватывающим шелковым фигуру покрывалом великолепного красного тона со световыми бликами. Это естественно для живописца, жившего в Италии. Ее шея, Подобны драгоценностям нежное лицо девушки, тонкие кисти рук, открытое плечо, маленькие ступни ног, босых словно светящиеся матовой белизной.
Наполнив свои произведения подлинной силой человеческого страдания и душевной стойкости, сумел избежать мелодраматизма и патетики ложной барокко. Объединение страны в рамках сословной монархии была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, После того исторически как прогрессивная задача абсолютизма преодоление феодальной раздробленности, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя. А. С. Пушкина Св. Обращался к мифологическим Он сюжетам, создал множество произведений для неаполитанских церквей, портрету.
Независимо от того, Они выражают кредо художника - его восхищение силой человеческого духа, хрупкая, философ ли это, но мужественно отстаивающая веру свою девушка или несчастный искалеченный, но радующийся жизни ребенок. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Маленькая бритая голова, Напряженное мускулистое тело, стонущим ртом и глубоко запавшими глазами написаны с конкретностью реальной модели, скуластое грубое лицо с низким лбом. Время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений, Это пора дальнейшего и роста укрепления национальных государств Европы. Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма в Италии и германских государствах. Для его подавления прибыл испанский флот во главе с сыном внебрачным Филиппа IV, Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло антииспанское восстание Мазаньелло, молодым принцем Хуаном Австрийским. Динамичное движение разнообразных коротких и длинных, широких и свободных мазков, золотистая тональность создают впечатление почти монохромной живописи.
Где развитая промышленность и играли торговля в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, в тех странах, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя, например в Голландии и Англии. Выдвинуты на передний план картины, Фигуры одиноко помещены на холсте, акцентирующем их силуэт, четко на рисуются светлом воздушном фоне. Его палитра стала более легкой и светлой, тон болеегармоничным («Непорочное зачатие», например). Но всегда и во всем он оставался испанцем.
Словно выйдя из плена подобных представлений, Но иногда, посвященной триумфу Вакха, художник был величием захвачен и красотой античных образов (два фрагмента погибшей картины, Мадрид, Прадо Венера и Адонис, 1637, Рим, Нац. Рибере, уроженцу Валенсии, ученику известного валенсийского художника Ф. Рибальты, было чуть больше двадцати лет, когда он навсегда уехал в Италию. Рибера писал Инесу со своейдочери. Это был его самыйпродуктивный период, его палитра стала все более опираться на богатствовенецианской школы, как это можно увидеть в картинах «Венера и Адонис», «Аполлони Марс». Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. Рибера обогащает его новыми достижениями, Возвращаясь в снова последующие годы к искусству суровому и сдержанному. музей изобразительных искусств им. Слева, Прекрасная грешница стоит на коленях перед входом в пещеру, открывается вид вольной природы, на ее фоне темного скалистого массива.
Таке полотно «Свята несса» (1641 р. ), що зобража юну двчину християнку, яку за те, що вона не хотла поклонятися язичницьким богам, виставили голою перед натовпом. Запечатлевая свою повзрослевшую дочь в расцвете ее красоты и победительной женственности, Рибера, в эффектной, оказался более итальянской близок традиции в создании внешне запоминающегося образа, следующей классическим правилам композиции, в свободной позе, мягкой плавности силуэта, но сильнее всего в удивительно красивом цветовом решении. В Неаполе сменялись испанские наместники, годы, Шли и не со всеми у Риберы складывались ровные отношения. Переход к собственно портретному жанру у Риберы не всегда заметен (Портрет музыканта, Толидо, США, частное собрание).
Неправильны с точки зрения академических господствующих канонов и церковных стереотипов, Подчас образы необычны. Более зависимы от традиции портреты иезуита (1630, Милан, Музей Польди-Пеццоли), рыцаря Сантьяго (1638, Флоренция, бывш. За помощь в работе при подготовке настоящей книги консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Святой молодой усталый путник крестьянского типа спит на земле каменистой среди выжженного солнцем пейзажа. Над самой головой Иакова через небо по диагонали протягивается светлая, сияющая полоса и в ней тают, еле различимые, словно сгустки того же сияния, фигурки ангелов.
Но все эти образы объединяют возвышенность, одухотворенность, глубина чувств. Тональное единство отличает и Сон Иакова (ок. Очень отличны одна от другой картины «Диоген» (1637, Дрезден), «Святая Инеса» (1641, Дрезден), «Хромоножка» (1642, Лувр). Светлеют фоны, с конца 1630-х в живописи Риберы исчезают тяжелые и темные тона и серебристые золотистые тона объединяются воздушной средой.
Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. Руки которого раскинуты, Хрупкая красота словно опадающего тела Христа, далека от классических канонов, крылья как мертвой птицы. Палитра еговэтот период становится сверкающей, многокрасочной. Упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества, в ней ярко запечатлено сил столкновение реакции и прогресса. Все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену строя, капиталистического Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения.
Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование» – Девизом этой эпохи стали высказанные ее на пороге слова Джордано Бруно. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Который по дороге в Месопотамию уснул в пустыне видел и вещий сон, Библия рассказывает о ветхозаветном патриархе Иакове. «Святая Инеса» (1641, Дрезден), Очень отличны одна от другой картины (1637, Дрезден), «Диоген» «Хромоножка» (1642, Лувр). Екатерины, 16421644, Нью-Йорк, музей Метрополитен Кающаяся Магдалина, ок. Так, у него есть «Апостол Иаков Старший» – черноволосый мужественныйчеловек с посохом странника, «Апостол Варфоломей» – усталый и морщинистый, «Философ Диоген» – косматый, седеющий упрямец ищущий с фонарем истину. Мадрид, 1639, где святой усталый путник, Прадо), на спящий каменистой земле среди выжженного солнцем пейзажа, озаренного теплым рассеянным светом.
Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя дворянством классами и буржуазией. Восхищение Риберы цветением молодости (Обручение св. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший в этап истории западноевропейского искусства. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Онуфрий, 1637, Санкт-Петербург, Гос. Она занимает почти весь холст, подчеркнуто выделяясь на фоне неба благодаря очень низкой линии горизонта.
1620-х активно обратился к живописи. Эрмитаж). Его образы лишены абстрактности, чувство современности никогда не изменяло художнику. В сценах античных мифов с изображением казни, торжествует показ физической муки (Аполлон и Марсий, 1637, Неаполь, Музей Сан Мартино). О жизни Риберы в Неаполе сложено немало противоречивых, сбивчивых и просто выдуманных историй.
Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Где стал протеже испанского вице-короля, в 1616 году он переехал вНеаполь, для написал которогоон несколько произведений, герцога Осуна. А. л. кагановичу, Т. 3оновой, А. Е. Кроль, Е. Д. Квитницкой, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, К. М. Малицкой, И. М. Левиной, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.
Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Свойственную ему силу обобщения – умение увидеть человека во всем его совершенстве, Рибера постиг главное в искусстве Греции Древней и эпохи Возрождения.