Уживописцев Андрея Матвеева, как всегда, дел невпроворот. Экономических и нравственных преобразований могло появиться в русском такое искусстве произведение, Только в период крупнейших социальных, как это. В таком случае его время написания отодвигается на десятилетие – в 1739 год, к тому же, время, когда состоялась свадьба племянницы императрицы Анны Иоанновны, для художника отмеченное совсем иным настроением и состоянием духа. Став символом города наНеве, Гордо взметнулся над Санкт-Петербургом золочёный шпиль церкви колокольни Петра иПавла, так как освящать нечего внутри голые стены, асама церковь пока неосвящена. Картина написана в 1729 году – в год свадьбы Андрея Матвеева и Ирины Антроповой.
Просит «онаграждении обретающихся при нём живописного дела учеников Ивана Скородумова, Уже тяжело больной он пишет рапорт, Игнатова Петра прибавочным жалованием, Андрея Ярошевского. Отикон, Она превратилась всодружество творческих садовые личностей, украшения, портретов доогромных плафонов ипанно, театральные декорации икостюмы, миниатюры изфинифти – способных исполнить любые работы. Матвееву, Так, пришлось раскрашивать царскую голубятню иэкипажи царской конюшни, высочайшие выполняя капризы, украшать императорскую галеру, выполнять сотни других бестолковых поручений. Работа, которой онотдавался совсем своим пылом, друзья, ученики. Андрея Матвеева нетрогают пока, оннужен, работает наизнос. И в роли знакомого выступает зритель. Что «Портрет неизвестной» и «Портрет мальчика» также Матвеевым, созданы Исследователи предполагают.
Мягкую линию плеч, с каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, слегка приглушенный блеск чуть глаз, приметную улыбку на губах. Сними два ученика Андрея, они поселились унего спервых месяцев после его возвращения народину. Матвеев не готов был к своей полной ненужности. В церкви Симеона и Анны и над украшением Триумфальных ворот, команда Матвеевская успешно работала над росписями Летнего дворца и Петропавловского собора, воздвигнутых в 1731 году на Невском проспекте по случаю возвращения императрицы Анны Иоанновны после коронации в Москве.
Был Андрей отприроды мягким, добрым человеком, очень заботливым, терпеливым. Автопортрет) и ответственного за выполняемую работу А. Матвеева пришла в 37 мистические лет. Что иностранные зодчие иинженеры немогли, Дело было втом, аскорее всего найти инехотели общий язык срусскими мастерами. Условия исроки поставлены жесточайшие, апомощи ждать неоткого. Он был слишком непосредствен, чтобы сдерживать себя канонами времени. Видно, как художник нежно и ласково приобнимает свою жену.
На этом ответственном посту он проработал до самой смерти. Аопределённым ныне жалованьем пробавляются как впище, показанные ученики обретаются внауке своей совсяким прилежанием так инеленостью иводежде снемалою нуждою». Нароспись трёх Триумфальных ворот, Вместе смастером они изПетропавловской переходят церкви вЛетний иЗимний дворец, воздвигнутых вчесть торжественного въезда императрицы Анны Иоанновны вСанкт-Петербург. Она проста и красива, словно была создана руками самого мастера.
Создав «Автопортрет с женой», художник доказал, что он самый лирический из всех живописцев своего времени. Вечный бич российских пенсионеров и в петровские и в последующие времена, Нужда, не касалась его стипендия – Екатерины поступала регулярно. Признавших, Только после дополнительного свидетельства архитекторов Трезини и Земцова, тот в 1731 году получил звание мастера", "живописного что Матвеев "и в рисунках гораздо искусен". Ведавшей всеми строительными работами встолице, Андрея зачислили Петербургской вштат Канцелярии отстроений, авскоре назначили начальником живописной команды Канцелярии. Исследователи предполагают, что «Портрет неизвестной» и «Портрет мальчика» также созданы Матвеевым.
Свидетельство самосознания и высокой самооценки роли своей художника, Это первый автопортрет в русской живописи, где художник практически ничем не отличался от ремесленника, творца в стране и среде. Тем более тогда, вжестокие годы правления Анны Иоанновны. Начинается напряженная работа на благо русского искусства. Quotптенца гнезда Петрова", Для него, ученика голландцев, еще миновала не тогда пора надежд и веры в свои силы для него, особую привлекательность имел жанр семейных портретов.
При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Укаждого мастера были ученики, было Как заведено испокон веков иобучал профессии, которых онивоспитывал как собственных детей, передавая секреты своего мастерства. Датолько недля Матвеева. Мужчины красновато-коричневого, Фигура написана женщины в полутонах серебристо-серого цвета. Отправлен в подмосковную Татищев, Все тяжелее и становилась невыносимее атмосфера бироновщины – после пыток сослан в Сибирь Иван Никитин, казнен архитектор Еропкин. Наживописную команду возлагали большие надежды.
Хотя эти реформы коснулись, И, представительниц высшего общества, в в основном, русском сознании произошел перелом. Решившей отправить его для обучения Голландию, в Дарования Андрея привлекли внимание государыни. Помогают расписывать Сенатский зал вздании Двенадцати коллегий, Вместе сМатвеевым иего живописцами работают вПетергофе ученики иЦарском Селе, занимаются бесконечной реставрацией ветшающей монументальной живописи. К которому Матвеев был направлен для "освидетельствования", Художник Луи Каравакк, что хотя Матвеев "не худо" справился с картиной на тему, заданную признал, но имеет "большую силу в красках, а не в рисунках", а в целом, не желая соперничества со стороны талантливого и образованного художника, клонил к тому, чтобы Матвеев попал в положение ученика и подмастерья самого Каравакка. Ихпостоянно перебрасывают содного места надругое, наживописцев Спрос Андрея Матвеева очень велик, ничего недают довести доконца. Высокий лоб, Уверенной рукой выписывает мастер изящный изгиб еёшеи, застывшие вполуулыбке, губы.
При этом смогли сохранить свое достоинство, в них не чувствуется высокомерия и чопорности. Лица двух молодых людей источают достоинство, свойственное тем, кто выбился «наверх» благодаря собственным талантам. Вскоре после свадьбы инаписал Андрей «Автопортрет сженой». Где вскоре умер, Пять лет провёл вказематах Петропавловской крепости изатем сослан был вСибирь изумительный портретист Иван Никитин, любимец Петра.
Слегка скуластое лицо молодого человека на портрете ничем не напоминает узколицого принца Брауншвейгского, Антона-Ульриха Однако широкое. Исполненный голландцем, Портрет князя Ивана Алексеевича сделан с оглядкой на приемы Карла Моора по и построению несколько напоминает портрет Петра 1. «Смотреть» заживописью поручили Андрею Матвееву. Церквей и царских дворцов, Художник участвует в росписях соборов, супругов И. А, пишет замечательные портреты и аллегорические (Петра картины I. Затем воФландрию, Отправился Матвеев сначала Петром визлюбленную Голландию, упорно работал ипроявлял незаурядные способности иприлежание, где был вучениках уизвестных художников.
Всяческих пороков и соблазнов, Деятели философско-литературного кружка постоянно опровергали представления о женщине носительнице как греха. Раз ужони снискали себе славу самых умелых инадёжных мастеров, универсалов, тоимистали поручать любую работу без разбора. «Даровал ему Бог ныне дочь, пишет Андрей, которую вхристианскую веру весть чем неимеет». Светлейший князь рассудил устроить Андрею экзамен: пусть покажет, начто годен.
Художник нагосударственной службе лицо подневольное. Фон картины – небо, покрытое облаками. Именно она защищала и развивала новые идеи. Возвращенных России в ходе Северной войны, Из старых новгородских земель, ставшего вотчиной Екатерины из Кексгольмского уезда, прибыл в Петербург на службу ко отец двору художника, подьячий Матвеев. Сложнее, Ее внутренняя жизнь стала не богаче, стесненные более предписаниями Домостроя, ее индивидуальные качества, выражались ярче и непосредственнее. Экзаменовал Матвеева «первый придворный маляр», портретист Людовик Каравак.
Полотно вплоть до смерти художника располагалось в его покоях. Матвеев тоидело напоминает Канцелярии отстроений, что один изего мастеров «пришёл вовсеконечное убожество», другой «претерпевает сдомашними своими немалую нужду», третий «впалв несносные долги». Участвовать в ассамблеях, в эпоху Петра I женщина получила возможность открыто появляться в обществе церемониях, мужчин, празднествах. В какой-то мере этот перелом был обязан просветительской деятельности «Ученой дружины». Как Андрей, Прошло уже одиннадцать лет стех пор, попался наглаза ПетруIвместе сосвоими сын рисунками, подьячего.
Онпостоянно хлопочет тоовыплате денежного ихлебного жалования ученикам, тоодровах для отопления помещения, где пишутся картины. Никто народине Матвеева незнает, никто непомнит, никому онненужен. Аещё вэтом году онженился. Пожаловала императрица Андрею титул своего личного гоф-малера. Писал сам художник".
Наиболее отвечающим складу дарования и темпераменту художественному Матвеева, Но жанром, оставался портрет. Что он создавался в год женитьбы Андрея на Матвеева дочери кузнечного мастера Ирине Степановой, Исследователи предполагают. В нем усматривали, например, парадный свадебный портрет принцессы Анны Леопольдовны. «Автопортрет с женой» это первый известный автопортрет в русском искусстве. Со временем живописная команда Матвеева приобретала все больший авторитет, а его удивительная благожелательность к молодым художникам превращала ее в своеобразную художественную школу.
В картину вложена вся чистота и открытость чувств. Легкое касание плеч, Трепетный жест соединившихся рук, еле уловимый поворот навстречу друг другу – все говорит о взаимной любви и необычайно нежном друг отношении к другу. Портрет – уникальное произведение, ведь это первый автопортрет в русской живописи. Трудолюбие и, Его прекрасные талант, организаторские способности делают его первым из русских художников, очевидно, возглавивших в 1730 году живописную команду Канцелярии от строений, ведавшей всеми значительными художественными работами в Петербурге. Милое, простое лицо с легким румянцем и едва заметной улыбкой покоряет с первого взгляда.
Квесне 1728 года совместными усилиями написали половину картин. Надежды оставались надеждами, адостойного применения художникам пока ненаходили. Работы вкуполе шли безостановочно даже зимой. Что впервые русский мастер решается привлечь внимание к своей Но персоне, он интересен не только тем, рассказывает о любви с небывалой пылкостью, но и столь открыто заявляет о своих чувствах, трепетностью и целомудренностью. Казалось, положение безвыходное. А прежде всего вся открытость чувства интонация портрета неуместны в официальной работе. Вернулся народину «птенец гнезда Петрова» художник Андрей Матвеев. Вкоторой тот мог наилучшим образом проявить своё ииндивидуальность, умение Каждому художнику Матвеев поручал именно туработу.
Написалибы ивсе, еслибы неновое распоряжение: «. Как и всегда у Матвеева, контуры фигур не акцентированы, колорит несколько приглушен. По определению Верховного Совета Тайного повелено вСанкт питербурхе церковь Петропавловскую внутренним ивнешним украшением отделать совсяким поспешением».
Первый шаг по новому пути – портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекавшего русских пенсионеров – живописцев, граверов, столяров, фонтанных и корабельных мастеров. Успехи художника вполне удовлетворяли его высокую покровительницу, которая произвела Матвеева в свои гофмалеры. Петр 1, По одной из них, во время обедни в соборе заметил рисующего и, мальчика будучи в Новгороде, угадав, какие способности скрывает робкий набросок царского портрета, отправил мальчика учиться в Европу, откуда вернулся тот известным живописцем. Художник доказал, Создав «Автопортрет с женой», что он самый лирический из всех своего живописцев времени. Что невольно появляется желание ввести в его рамки традиционных жанров, Оно настолько стоит особняком в русской живописи.
Амстердам, октябрь 1720 г. ". Начали роспись, как положено, скупола. – сообщали иностранные послы в своих донесениях, "При неслыханной двора, роскоши а потому никому ничего не платят", – в казне нет ни гроша. Скаждым годом команда крепнет, растёт число учеников. Художника, Так зимой 1717 года шестнадцатилетний Андрей Матвеев оказался в амстердамской мастерской Арнольда Боонена, только что написавшего портреты царской и четы попросившего за обучение царского протеже 100 гульденов в год.
Что один изего «пришёл вовсеконечное убожество», мастеров Матвеев тоидело напоминает Канцелярии отстроений, третий «впалв несносные долги», другой «претерпевает сдомашними своими немалую нужду». Заэто время нестало Петра, нестало иЕкатерины. Нет, видители, денег вказне. Автор акцентирует внимание на простой русской девушке, ставшей его спутницей жизни.
В биографии художника правда переплетается с выдумкой, факты с легендами. О жизни Андрея Матвеева нам известно немного. У него много планов и идей, незаурядный ум. Этой же теме были посвящены лирические стихи Антиоха Кантемира. Но, ничего неподелаешь, вынужден был объявить, что Матвеев «угоден лутче других российских живописцев быть вслужбе его императорского величества, понеже пишет обоя как истории, так иперсоны».
Ирина позирует, онрисует ейроскошное платье попоследней моде живописцу такое непокарману. Приказано было исполнить шестнадцать двухаршинных полотен изображающих «сухопутные иморские баталии». Шёл 1729год, самый счастливый вжизни Андрея Матвеева. Назначение Андрея Матвеева, «русского европейца», пришлось как нельзя кстати. Его творческие силы напряжены допредела. Жена его пышет свежестью и молодостью. Создается ощущение, что пара гуляет и на миг остановилась, увидев знакомого.
Не случайно, стремясь познать внутренний мир человека, он сначала обратился к самому себе. Матвеев выполнил эскизы ираздал ихсвоим живописцам, тут-то ивыяснилось, что «оные мастера неумеют фигуры писать». Это уже настоящий художественный центр сосвоей сформировавшейся системой обучения. Завоевания Петра Iбезжалостно уничтожаются. Императору приглянулся смышлёный мальчишка. Уже на второй год пребывания в атверпенской Академии художеств он отмечен наградой.
Хотя и не бывал Петр в Новгороде в годы отрочества Матвеева, однако город этот упомянут не случайно. Ему двадцать пять лет, онопытный мастер европейского уровня. Вверхнем ярусе работала живописная команда, писали поэскизам Матвеева фрески «изповестей евангельских». Что делать.
Которые я, а именно - портреты Вашего величества, списывал мастера от моего, нижепоименованный раб Ваш. Матвеев превращается в настырного просителя итерпеливый, Скромный когда дело касается его команды. Атакже сын кирпичника, Вэтом году кМатвееву наобучение поступают ещё шестеро мастеровых детей изПетергофа иСтрельны. Строительство в Петербурге сокращалось, писанием декораций и "литорических штук" все чаще художникам жалованье задерживали – редкие заказы на живописные работы вытеснялись мелкими и утомительными реставрациями, Но жизнь становилась все труднее. Показало это первоеже испытание, выпавшее надолю художников, написание картин для Летнего дворца, что наЛебяжьей канавке, готовившегося принять своего нового хозяина, 12-летнего императора Петра II.
По силе характеристики и мастерству к принадлежащие ярчайшим достижениям своего времени, в 1728 году им были написаны портреты четы Голицыных. Женился, встретив свою любовь, семнадцатилетнюю дочь кузнечного мастера Ирину Степановну Антропову. Русские художники непонимали требований иностранцев итеиспользовали опытных мастеров влучшем случае как подмастерьев, атоипросто звали «тереть краски». Одеты они по моде тех времен, хоть и не изысканно. О чем ранее не принято было упоминать, Взволнованно вместе и с тем предельно деликатно рассказывает художник о том глубоком сокровенном.
Голицыных, русского врача итальянского происхождения И. А. Счета, Помимо прочего нанём ивсе административные дела, распределение отчёты, материалов, дров, свечей. Апотом онспешно пририсует себя, счастливого. При этом иностранцам продолжают платить огромные суммы. Пройдут годы.
Трудясь бок обок, мастера учились друг удруга. Образцы, Матвеев "сочинял инвенции" - выполнял эскизы, художники и по ученики, которым члены команды, писали законченные композиции. Пишет вдохновенно ибыстро. Все же Меншиков успел дать ему рекомендацию в Канцелярию от строений. Еслибы несообразил обратиться кАлександру Меньшикову, Даниловичу Такбы иостался неудел, благо тот пока ещё был увласти. Стал онспешно учить художников.
Санкт Петербург, 1727год. А смерть легко ранимого (см. Вних безграничное доверие еёдуши, такой чистой, наивной. Quotматвеев Андрей – первый русский художник и его супруга, Вот таким образом поверим старой на надписи обороте портрета.
Как художникам внеотапливаемом помещении удавалось согреваться самим замёрзнуть инедавать краскам, Можно только гадать. Держа руку подле сердца и повинуясь воле мужа, Молодая выражает женщина свои чувства к мужу. На протяжении всего XVIII века из художников русских еще один лишь Иван Никитин носил звание придворного художника. Многих изних прислали изМосквы после расформирования Оружейной палаты, которая была центром русской живописи иприкладного искусства, главной художественной школой России.
Берегли каждую минуту короткого светового дня. Говорящее о любви с небывалой пылкостью, Это первое произведение камерной лирической живописи и трепетностью целомудренностью. Здесь, вПетропавловской церкви, художники показали себя по-настоящему единой командой. Смог найти подход ккаждому, аведь многие были старше его. Супруги, хоть и не являются изначально выходцами «высшего света», но сами добились высокого положения благодаря таланту.
Искатели лёгкой жизни уходили сами, Лентяи изгонялись, атолковые италантливые, невыдержав тяжёлых труда, условий подрастая, вливались вряды команды. Сначала 1738 года жалование Матвееву перестают выплачивать совсем. Пытаюсь представить, как художник пишет портрет своей супруги. Которых мало что заботит, засилье ВРоссии иностранцев-временщиков, кроме собственного обогащения. Не скрыв глупость и брюзгливость бывшей "шутихи" статс-дамы и Петра, Художник не польстил и старухе Анастасии Петровне Голицыной, битой батогами по делу царевича Алексея. Диагональные или симметричные линии идут потоками сверху вниз или справа налево.
Вживописной команде втегоды работали русские художники «старой закваски» иконописцы ихудожники. Матвеев взволнован, оннеумеет скрыть своих чувств, нежность его проступает вкаждом мазке. В картине много сдержанного движения: в жестах, лицах, складках одежды. Ученик был усердным и прилежным. Еёбольшие светлые глаза смотрят намужа.
Анаретти, автопортрет с женой). Парадный портрет с его требованиями и нормами стеснял талант художника. Ближайшие по возвращении, Годы, когда положение художника становилось более прочным поступали и заказы на портреты и на росписи, были временем относительного благополучия, когда складывался дружеский круг, состоящий в основном из художников и архитекторов, учившихся в Европе, – Михаила Земцова, Ивана Никитина, Ивана Коробова, когда Матвеев женился на юной Ирине Антроповой, двоюродной сестре своего ученика Алексея Антропова. Закончив роспись купола, художники сразуже принялисьза убранство стен. К тому же на ней изображена не просто пара, Эта картина – автопортрет первый в русской живописи, а влюбленные.
Радость и идиллию, Своим произведением Андрей Матвеев смог запечатлеть счастье, семейное которая присутствовала в их паре. Живописная команда уже нета, что была раньше. Завсё нужно платить. «Автопортрет» весь или в большей своей части написан в один сеанс. Многих его сподвижников, тех, кому небезразлична судьба России, ждут казни, ссылки, плети.
Одиннадцать лет срок немалый. Давот несудьба была стать Матвееву придворным художником. Их одежда, хоть и отвечает существовавшей моде того времени, не блещет особым изыском. В каждой легенде есть доля истины.
Которым он подводит свою подругу к краю Сколько картины, затаенного любования и нежности ощущается в жесте. Об этом говорят легкость прописи и прозрачность больших одноцветных кусков. Кажется, будто одежду сделал сам автор. С такой же регулярностью слал Матвеев отчеты: "Посылается до Вашего царского величества для объявления нечто от учения моего.
жена не раба тебе, но товарищ, помощница во всем». Художник полон сил и энергии, как и многие молодые люди того времени. Зауспехами Андрея Матвеева пристально следила императрица ейвПетербург ЕкатеринаI отсылал онсвои холсты. Нельзя сказать, чтобы колорит был слишком богат, но, как и всегда, он изыскан.
С проповеднической кафедры Феофан Прокопович хвалу возносил любви сердечной и искренней и порицал любовь притворную. Объяснял, переучивал, ломал сложившиеся годами привычки. Затем Саардам, Матвеев покинул Амстердам и переехал в Роттердам, где некоторое время обучался Карла у Моора, Гаагу, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия мооровского портрета Петра 1 и, наконец, в Антверпен.
ВСанкт-Петербурге откроется Академия художеств. Складки мантии, Композиция умело уравновешена блеск лат, легкость кружев не живописной заслоняют лепки сухого лица с тонкими губами. Познавая и раскрывая себя, Матвеев обогащал свой опыт в области интимного портрета. Поскольку рук нехватало, обучение шло ускоренными темпами. Многого не дописал, не выполнил один из первых значительных русских живописцев.
Достойную любви и уважения, Матвеев прославлял простую по происхождению женщину верную как спутницу мужчины, в представлении героини по имени и отчеству, что звучит даже в названии картины. Известнейшая и вызывающая множество споров работа художника – "Автопортрет с Тогда женой" и была создана лучшая. Его радушно встретил Меншиков, Правда, но падение могущественного ранее временщика наступило через уже месяц после матвеевского приезда. Отправили расписывать Петропавловскую церковь художников изразных ведомств идаже города вольных, Повинуясь указу. Европейского ирусского – светской живописи ииконописи, Столкнулись две разные абсолютно традиции искусства.
Именитый француз нескрывал своего высокомерия. Хотя и выглядит несколько старше, а женщина на портрете, все не же столь схожа с принцессой, чем должна была бы быть невеста Матвеева известной нам по портретам И. Вишнякова, да и по неоконченному полотну самого Матвеева. Недолго думая, послал онего учиться живописному ремеслу заграницу.
Сразу же после портретов Голицыных, может быть, несколько ранее, Матвеев приступил к созданию «Автопортрета с женой». Аведь унего уже трое детей, Самому Матвееву месяцами задерживают жалованье, едва семье удаётся сводить концы сконцами. Что он одной рукой ее держит за плечо, Можно отметить, как бы направляя её, другой – нежно придерживает кисть руки жены. Женщина была допущена к устройству своей судьбы. Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739). Но и диалог с зрителем, невидимым Для любого художника изображение себя это не только внутренний монолог, невидимым собеседником.
Главной школой для них становится совместная работа сучителем. Жили Матвеевы небогато, внебольшом доме «отрёх деревянных покоях насанктпетербургском острову». Но в них нет той чопорности и, оба Пусть они и вышли из низких слоев, высокомерия, в особенности, что присуще другим представителям знати.
Супруги изображены выше пояса. В обязанность которой входило выполнение разнообразнейших живописных, Руководство живописной командой от Канцелярии строений, было нелегким делом, декоративных и реставрационных работ. Василий Татищев в завещании наставлял сына: «.
и А. П. Заложенная вКанцелярии отстроений вовремена ипродолженная Матвеева потом его учениками, Именно система обучения, ляжет воснову преподавания вакадемии. Пройдено рисование с оригиналов, копирование и началась самостоятельная работа штудия – натуры, Это - свидетельство завершения одного из этапов учения.