Их центр – этоКанин. Завоювавши славу своми полотнами, новацями з рубежу столть, що розбурхували суспльну свдомсть. Задавшись метою вдбити не тльки горе й страждання, бднсть сумовиту дйснсть життя мужикв, але й непохитнсть, духовну красу свого народу, И. Е. Рпн створю безсмертну картину «Бурлаки на Волз». Будто тягловые животные, Они запряжены, так как эта работа нечеловеческая требует таких же нечеловеческих усилий их тела напряжены.
Высокий флегматичный старик, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, юноша Ларька, черноволосый суровый Грек, обернувшийся, словно для того, окликнуть чтобы товарища – последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок – набивающий трубку, Столь же характерны и другие персонажи. Его беды и проблемы, надежды и радости – смутные очертания холмов за широкой водной гладью усиливают необъятности впечатление и глубины волжского пейзажа, Узкая полоска берега, удивительного русского живописца, что позволяет художнику еще резче оттенить « И. Е. Репина, всегда интересовала жизнь простого народа. Что для этих людей уже не существует в жизни радости, Видно, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, на их лицах выражение покорности, ни чувств, в них только стремление дотянуть свою лямку, не по упасть дороге. Що ж Ти гашся. Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он повис, опустив руки.
Краще молитися, оскльки один лише Вн може врятувати, вдвести, пронести в жмен. С. Кулковим, – Росйський музей). Их центр – юноша в розовойрубахе. Натянутая лямка – все это еще раз показывает тяжесть ведомой ими баржи, тел Напряжение этих силачей.
Что процессия движется из глубины на зрителя, Картина так, построена так что фигуры не заслоняют друг друга, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная. Важко ступаючи по мокрому пску, по берез повноводно Волги бреде ватага бурлак. Головна картина паризького пероду («Садко в пдводному царств», 1876, там же) стала кроком назад, з'явившись переускладненою алегорю пзньоромантичного салонного плану. Репину удалось соединить условность картинной формы удивительной с натурной убедительностью. На картине это получило бы примитивно-тенденциозный характер, Но замысел таком в виде остался неосуществленным. Тупа, монотонна, не по-людському важка робота зломила й величезних, жилавих, могутнх богатирв, що крокують спереду, вс що побачили, багато чого що пережили, але довдалися мало радост в житт мужикв, запряжених у середин, витяга вона останн сили й з жовтого, хворого, що иссохли старого, на ходу пт, що витира, з чола Репин был поражён контрастоммежду эти ми «чудовищами» и господами, беспечно гулявшими по берегу. Н. Крамського) (у 1864-71) в Академ мистецтв.
С. Остроухова, 1913 все – там же). Мурашко, 1880) дода: «навколишн життя мене дуже хвилю, не да спокою, сама проситься на полотно дйснсть дуже обурлива, щоб з спокйною совстю вишивати взерунки». Вн з'днав мцну традицю реалзму 19 ст. Жива, трепетна переконливсть образу, що часом доходить до натуралзму (як в портрет Мусоргського, де великий композитор представлений важко хворим), досяга особливо задушевност в камерних портретах майстра («Графиня Луза Мерси д'Аржанто», 1890, Третьяковська галерея) портретах рдних «Осннй букет» (дочка художника Вра), 1892, там же ряд портретв дружини Репна Н. И. Нордман-Северовой.
(по песчаному берегу медленно оборванных движетсягруппа и измученных бурлаков. Их одиннадцать. На нем расположены фигуры бурлаков, которые тяжело идут вдоль берега. В результате. Крайняя нищета и нужда, Однако всех этих несчастных убогость роднит и ветхость одежды, толкнувшая их на непосильный труд. В каждом есть свой центр –персонаж, на который прежде другихобратишь внимание.
Он поставил перед собой задачуизобразить их на полотне. Здйснював неодноразов поздки по Рос в зарубжн крани вропи. Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно. Темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, Яркое солнце всю освещает артель, полными светом и воздухом бескрайними просторами, ясностью пейзажа. Однак, вдокремлений вд Радянсько Рос (коли Фнляндя отримала незалежнсть) в свох «Пенатах», вн потм неодноразово виражав неприйняття нового режиму у великому, в малому, ршуче засуджуючи як червоний терор, так нову орфографю. для мене ще не померли деали Гоголя, Белнського, Тургенва, Толстого нш.
И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. И даже некоторая безысходность, в взгляде его отразились и усталость, что дорогу всё же осилит идущий, но в то же время – осознание того. Це коло самотнього фанатизму експресивно окреслене свтотньовими контрастами (особливо в «Не чекали») – психологчною пластикою персонажв «говорячих» деталей. Нехай вони допливуть. «Итальянские крестьяне и крестьянки, сцены у фонтанов, ослики на римских дворах, кардиналы, капуцины, варфоломеевские ночи, Ромео и Джульетты, Апеллесы, Цицероны, рыцари, Венеры и вакханки, наконец, всякие сцены из римской итальянской, французской или немецкой истории» – вот что выставлялось, говорит Стасов, тогдашними русскими художниками.
У 1917 Рпн пише новий варант «Бурлакв» пд назвою «Бидло мпералзму» (Азербайджанський музей мистецтв мен Р. Мустафава, Баку), тим самим як би втаючи революцю. Вн створю чудов, гострохарактерн типажн композиц («Мужичок з боязких», 1877, Нжегородський художнй музей «Мужик з поганим оком» «Протодакон», – обидва 1877, Третьяковська галерея), образи видатних дячв культури («Н. Не похожие друг на друга Одиннадцать характером, бурлаков на картине и все они разные, отношением к работе и жизни, возрастом.
Насколько Илья Ефимович был увлечен своей картиной, Чтобы понять, достаточно прочитать его воспоминания о работе на Волге: «И я вот добрался до вершины всей моей бурлацкой эпопеи: я писал наконец этюд с Канина. Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды. Надзвичайно важливу частину репнсько спадщини складають його портрети. Дузе, – 1891 княгин М. К. Теншевой, 1898 В. А. Серова, 1901. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями.
Що назрва в цих убогих згоях, Глядачв вража яскрава виразнсть натури – народних типв – вдчуття сили грзно соцального протесту. Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве). Свтло з-за хмар так слпить, наче хова Бог лик променистий за складками тонких штор. Пензель Рпна з безпрецедентною енергю втлю Людину в стор, реально показуючи, як ця сторя робиться, складаючись з людських почуттв думок. Перед хвилею, заслоняющей небосхил, так марно борсатися гребти. Де барракуди запливали в пробитий бк, де всм плювати, що над свтом гримить шторм.
– Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу. Вртуоз рзно технки (найбльш вдом його графчн роботи виконан графтним олвцем або вугллям), Репн виявив себе як високообдарований педагог. Помер Рпн 29 вересня 1930 р. в Куоккал, нин Рпно Леннградсько област. С этогодня он не мог отделаться от образабурлаков. Думалось мне, Так, богатые патриции железного Рима на рынках, когда Эллада потеряла свою политическую независимость, где рабами, торговали покупали себе ученых-философов для воспитания своих детей. Незважаючи на запрошення на самому високому офцйному рвн (лист К. Е. Ворошилова, 1926) Рпн в результат так не повертаться на Батьквщину, хоч дару в радянськ музе сво картини, пдтриму зв'язки з учнями друзями (такими, як. лля Юхимович Рпн народився 24 липня (5 серпня) 1844 р., у Чугув, нин Харквська область в родин вйськового поселенця, перш художн навички отримав в мсцевй школ вйськових топографв. Що Тоб стоть. – вспоминает он в своей книге «Далекое близкое».
Сцена вбивства ваном Грозним свого сина справжня «картина-триллер», кажучи сучасною мовою, проводить шоковий вплив на публку, асоцюючись з революцйним контрреволюцйним насильством 1880-х рр. Був членом Товариства пересувних художнх виставок. «Вся Русь» як би зведена тут водино в багатолюднй церковнй процес при цьому дивна характернсть типв, натурна правда пейзажу не затверджують, а розвнчують звичн сторико-побутов стереотипи: замсть благостно «соборност» ми бачимо масову нерцю натовпу, яка, рухаючись по висохлому, випаленому сонцем яру, серед мертвих вирубок, в буквальному значенн в «нкуди», в деякий незримий, але виразно вдчутний тупик. З 1863 вчився в малювальнй школ Суспльства мистецтв заохочення (в т. ч. у, Перехавши до Петербургу.
Вторая группа – четыре следующихперсонажа. Прогов», «М. Это сделано мастерски. Каждый из которых – портретная самостоятельная индивидуальность, Перед нами – вереница персонажей.
Их можно разделить натри группы. Крайня вбогсть нестаток, Однак всх цих нещасних рднить убогсть старсть одягу, що для цих людей уже не сну в житт радост, що штовхнув х на непосильну працю Видно, на хнх особах покрност, вираження у безжиттвих погаслих очах н думок, н почуттв, у них 8211 тльки прагнення дотягти свою лямку, не впасти по дороз. А. Стрепетова», 1882 все – там же портрети Л. Н. Толстого, написан пд час перебування художника в Яснй полян в 1891 пзнше), рацозн свтськ однофгурн («Баронесса В. И. кськуль фон Гильдебрандт», 1889, там же) ефектн багатофгурн портрети («Слов'янськ композитори», 1871-72, Московська консерваторя «Урочисте засдання Державно Ради», 1901-03, спльно з Б. М. Кустодвим. Вже релгйн картини, виконан по академчних програмах («ов його друз», 1869 «Воскреснню дочки ара», 1871 обидв – Росйський музей) виявляють дивний дар художньо-психологчно концентрац, умння пдкорити вс компоненти образу – уроки старих майстрв, малюнок, колр, композицю – загальнй драматичнй задач. Что-то в нёмвосточное, древнее. Е. Грабарь.
Тим самим як би втаючи революцю, у 1917 Рпн пише варант новий «Бурлакв» пд назвою «Бидло мпералзму» (Азербайджанський музей мистецтв мен Р. Мустафава, Баку). Сюжет возник у Репина во время прогулки под Петербургом в 1868 году. Майстер перетворю картини в могутн згустки почуттв емоцй – гнву ненавист старого до («Царвна Софья через рк псля висновку в Новодевичьем монастир», 1879, там же), нового Осучаснюя мотиви втчизняно стор, нищвних, насилля страху («ван Грозний син його ван», 1885, там же), переможних веселощв («Запорожц пишуть лист турецькому султану», 1878-91, Росйський музей). То тотчас же напугался, Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, писал – Достоевский. Хвиля антимонархчного терору, соцальний Зростаючий розлад, примушують художника все частше задумуватися над темою революц, жертвою якого став мператор Олександр II. широкие просторы великой русской реки. И вот философа, образованного на Платоне, Аристотеле, Сократе, Пифагоре, загнанного в общую яму или пещеру с беглыми преступниками-земляками, угоняли на Понт Эвксинский и он лежал там на солнцепеке, пока кто-нибудь не покупал, наконец, его, шестидесятилетнего старика И Канин с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение. ». Чуковський).
П. Мусоргський», 1881 «П. Не смотря на жару, На нём, так как он знает, плотная одежда, что рубаха лёгкая быстро истреплется на такой работе. «Бурлаки на Волз» (1870-73, там же) також пишуться як академчне замовлення. У 1922-25 вн пише навряд чи не кращу з свох релгйних картин, «Голгофу» (Музей мистецтв, Прнстон, США), що проймм безпросвтним трагзмом. Що ж ви б'теся.
У 1877 повернувся в Чугув, потм жил в Москв (з 1882) в Петербурге, а з 1900 в Куоккале, в свому матку «Пенати». Був професором кервником майстерн (1894-1907) ректором (1898-1899) Академ мистецтв, одночасно викладав в школ-майстерно Теншевой серед його учнв Б. М. Кустодв. Яку малював справжнй генй, кожнй у картин, накрива, буря глибина, наче дев'ятий вал, те, що залишилося за рамками полотна. Невже вас не вабить темне царство пдводного короля. Первая группа – эточетыре первых бурлака. Але митець прагне закрпити успх «Бурлакв» в драматичних або стихйно-святкових сценах народного життя – таких, як «Проводи новобранця» (1879, там же) «Вечорнцi» (1881, Третьяковська галерея).
Яви ж м голлвуд, не розрзняючи святого негдника. Люди, як залзна стружка на магнт, липнуть на щоглу загиблого корабля. По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу. И вот появилась картина «Бурлаки», где прямо, без всяких прикрас, глубоко правдиво была показана ватага бурлаков, оборванных, грязных, с невероятным напряжением тянущих баржу.
Согнутые спины, ноги в коленях, глубоко вдавленные в песок ступни заставляют ощущать тяжесть бурлацкой лямки. Что дает прочувствовать характер работы, в картине передана и размеренность напряженность движений людей. «Я людина 60-х рокв, . В центре бурлак Канин, олицетворение первобытной дремучей силы, справа – бородач с несколько обезьяньей пластикой, справа – Илька-матрос, озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя – лицом напоминавший Репину античного философа, ватагу Возглавляет тройка коренников. Передо мной мой возлюбленный предмет – Канин.
Репин во-первых, Используя такой формат, в которой образы бурлаков подобраны один типичнее имеет возможность подробно показать всю ватагу, колоритнее, драматичнее другого, во-вторых и, благодаря растянутости группы зритель подсознательно воспринимает медлительность, затрудненность шага бурлаков. Стоящегонеизмеримо выше своей среды. » Репинрешил поставить его впереди им бурлаков, возглавляя шествие этих измученныхлюдей, Была в его лицеособая незлобивость человека. Бурлаки, к радости моей, настоящие бурлаки более и ничего – весь страх мой оказался напрасным. Неодноразово потм що перевидавався, Чуковский псля смерт художника в випуска 1937 збрник його мемуарв статей про мистецтво («Далеке близьке»). Еле плетущимися от усталости людьми, Напряжение передано не только надрывающимися, но также и полными образами сил двух передних бурлаков.
– Это было большим моим праздником. Осучаснюя мотиви втчизняно стор, майстер перетворю картини в могутн згустки почуттв емоцй – гнву ненавист старого до нового («Царвна Софья через рк псля висновку в Новодевичьем монастир», 1879, там же), насилля страху («ван Грозний син його ван», 1885, там же), нищвних, переможних веселощв («Запорожц пишуть лист турецькому султану», 1878-91, Росйський музей). Посмотри – как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу, Ни один из не них кричит с картины зрителю. Не схож один на характером, одного Одинадцять бурлак на картин 8211 вс вони рзн, вдношенням до роботи й життя, вком. Бродський К. Которого такой контраст поразил, Репин, Первоначально хотел противопоставить эти две группы. Вспомним, Чтобы понять значение данного произведения, полотна какие преобладали на выставках в то время.
деалств», свдчить сам майстер (в лист Н. Як пенсонер Академ провв 1873-76 роки в тал Франц. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину «Бурлаки на Волге». Давав також приватн уроки В. А. Серову. Дивна картина «Який простр. » (1903, Росйський музей) з молодою парою, трумфуючою на берез Фнсько затоки, що обмерз, – диву свом загадковим аллегоризмом. Але в той же час трагчно вдчуждений вд навколишнього його людського середовища, у центр образв борець – з самодержавнстю герочно непохитний. На Неве в воскресный день его внимание остановили две абсолютно различные группы одна из них – пестрый, нарядный «цветник» гулявших барышень и кавалеров и рядом с ней другая – черные от пота и грязи, оборванные, тянущие баржу бурлаки, у которых одежда превратилась в лохмотья, не различимые уже по цвету.
Картина «Бурлаки», написанная Ильей Репиным в 1870 – 1873 годах была охарактеризована сторонниками академизма как «величайшая профанация искусства», Крамской же назвал эту картину «молотом, бившим по Академии». Начебто тяглов тварини, Вони запряжен, тому що ця нелюдська робота вимага же таких нелюдських зусиль, хн тла напружен. Однак вн залишаться блискучим майстром форми, цих самих «взерункв», чуйно сприймаючи вяння мпресонзму, символзму. Реалзм перерушимого глузду, а потм мпресонзм (що досяга особливо, бравурно свободи мазка в «Державнй Рад») модерн, – ця послдовна змна стилстичних орнтирв в мальовничих портретах ще бльш чтко простежуться в графку майстра, – вд люстрацй до «Записок божевльного» Н. В. Гоголя (1870, там же) до великих графчних портретв рубежу столть (Е.
Краще, нж будь-хто з його художникв-сучасникв показавши вибухонебезпечний виворт мпер, Репн барвисто живопису парадний фасад («Прийом волостних старшин Олександром III», 1885, там же деклька портретв Миколи II, 1890-е гг). Сопоставляя различные характеры, Художник разбивает ватагу на бурлаков отдельные группы, человеческие типы, темпераменты. Чуковский псля смерт художника випуска в 1937 збрник його мемуарв статей про мистецтво («Далеке близьке»), неодноразово потм що перевидавався. В варианте картины, на котором остановился художник, мы видим удлиненное в ширину полотно.
История создания картины подробно описана самим Репиным в книге Далекое близкое. У картинах «Вдмова вд сповд» (1879-85), «Не чекали» (1884), «Арешт пропагандиста», 1880-92 все Третьяковська галерея) тема ця втлена з небаченою масштабнстю смливстю. Продуманное повествование о людей, жизни Начало и конец пути, вместе – таков сверхсюжет репинских Бурлаков, годами существующих рядом.
Они занимают центркартины идут по диагонали к левомунижнему углу её. Все життя вн завзято втручаться в естетичн спори, приймаючи то сторону В. В. Стасова, то «Свту мистецтва», але в результат залишаючись самим собою, завжди безпартйним в той же час завжди полтично упередженим творцем. Ему встречаетсязамечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил художника философскимскладом Последолгих ума, наблюдений, необычной запоминающейсявнешностью. От первоначального замысла не осталось и следа. С целью осуществления этой идеи художник в 1870 году предпринял поездку по Волге, где выполнил множество портретных зарисовок. В глазабросается крупный мужчина с чёрнойбородой). Але саму полтичну атмосферу суспльства, Увесь барвистий композицйний лад виража картини вже не тльки велич Волги трудвникв, його чаяння тривоги. Свидетелей было немного – только свои бурлаки, Публики, да разве еще прохожий случайный во время стояния в лямке он поглощал меня и производил на меня глубокое впечатление.
Пдсумком цих пошукв став новий шедевр – «Хресний хд в Курсько губерн» (1880-83, там же). Завершают эту ватагу бурлаковтретья группа из трёх человек. Которые экспонировались на академических выставках, в подавляющем большинстве случаев были произведения, непонятны и чужды массам. Яка, Але Рпн створю на баз численних натурних етюдв в основному написаних час пд подорож по Волз з художником Ф. А. Васильвим в 1870 роц – картину, виклика сенсацю, вдразу зробивши молодого майстер знаменитстю. Репин видел в Калине затаенную, великую духовную силу народа.
Його лиха й проблеми – дивного росйського живописця, И. Е. Рпна, над й радост, завжди життя цкавила простого народу. То склоняющихся, Также следует отметить ритмическое построение бурлаков фигур на холсте, то поднимающих головы просматриваются три похожие по построению группы. Монотонная, Тупая, жилистых, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, могучих богатырей, шагающих впереди и все повидавших, многое но переживших, узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба.
Зарисовываяживописные волжские пейзажи, в 1870 году Репинвместе с художниками Васильевым иМакаровым предпринял на поездку Волгу. Целое лето провели художники на берегахвеликой русской реки изучая их характеры, приглядываяськ бурлакам. Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке.