1834 Оноре Домье. Международный ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ статьяавторСеливанов А. О., Матяр Т. И. заглавиеОНОРЕ ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХАизданиеМЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙномергод2014. Оноре служил посыльным у юриста, работал8230 Энциклопедия Кольера Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: в трех революциях 1830, 1848 и 1870 года нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство.
С 1822 года юный Домье посещает занятия художника А. Ленуара, работал с натуры в студии Сюиса, много копировал в Лувре, особенно произведения Оноре Домье (18081879) Шарль Бодлер, французский поэт, отмечал, что гнев, с которым Домье вскрывает зло, «доказал доброту его сердца». Революционные события 3040-х годов, Гюстав Курбе Оноре Домье. Quotоноре ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА" МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2014). Статья посвящена анализу влияния исторической действительности Франции середины XIX века на творчество Оноре Домье.
Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии: «Улица Транснонен», 8230 Энциклопедический словарь ДОМЬЕ, ОНОРЕ ВИКТОРЕН (Daumier, Honor Victorin) (1808 1879), французский литограф, живописец и скульптор. Селиванов А. О., Матяр Т. И. ОНОРЕ ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА // МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Домье Оноре.
2 Оноре Викторен Домье (фр. Селиванов А. О., Матяр Т. И. ОНОРЕ ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА // МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Рисунок8230 Энциклопедия Брокгауза и Ефрона На переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40 70 е годы XIX в. стоит творчество великого французского художника Оноре Домье (1808 1879). Quotоноре ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА" МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2014). Оноре ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА.
Оноре ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА. Оноре Виктор Домье «Художник и модель» 1870 г. Особенно увлекала Домье тема искусства, его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия.
Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (183638), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Образы, создаваемые им исполнены благородства и достоинства: «Республика» (1848, Музей Орсе, Париж), «Прачка» (ок. Крепкая, Одна из них, терпеливо заботливо и помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок, сильная. В эту атаку включился и Домье, приглашенный сотрудничать в журнале «Карикатура», основателем которого былхудожник Шарль Филиппон, неистощимый на выдумки и остроты.
Свыше 900 рисунков для гравюр, литографий, свыше 60 скульптурных работ), свыше 700 картин акварелей и одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д. как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся. В полном уединении, Даже работая у себя наверху в он мастерской, не чувствовал вокруг себя пустоты. Что сам Бальзак поддержал бы это мнение, я убежден, что талант художника-бы-тописателя является смешанным, талантом тем более обоснованное, поскольку в него вливается значительная литературная струя. «Гаргантюа» (1831) сделала имя Домье знаменитым, но стоила ему штрафа и шести месяцев тюрьмы. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. 1862, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. 1863, Париж, Музей Орсэ). «литое» «камень» и «графо» «пишу», «рисую»). Домье не довольствуется первыми достижениями. Свобода в передаче психологических оттенков, Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость света штриха и воздуха, движения. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н.
А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. С этой цельюон уехал в Париж добывать себе славу на литературном поприще. Такое сочетание политических потрясений с усилиями буржуазии утвердить свои позиции в социальном и культурном пространстве создало среду, как способствующую свободе самовыражения, так и ограничивающую её. В смешном и жутком обличье представлены участники заседания парламента «Законодательное чрево» (1834, литография): сборище казнокрадов, взяточников, тупиц, подхалимов все персонажи мгновенно узнавались современниками. В «Карикатуре» Домье работалдвенадцать лет (1831-1843) и в «Ширивари» тридцать девять лет (1835-1874). Можно себе представить, сколько же раз доставалось от Домье всякой нечисти иподлости, мещанину и бездушному бюрократу, проходимцам и обманщикам.
Появление быстрых печатных станков, в литературном мире удешевление бумаги, что послужило массовому распространению грамотности в период с по 1820 1850 год, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг. И скромный обыватель и делец и мальчишка и женщина все смеются и о неблагодарные. Насыщенная всевозможными оттенками, для Обычно Домье типична приглушенная гамма красок, отсветами. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Световая озаренность становится здесь адекватной озарению, духовному Свет объединяет все в единую среду, охватившему людей искусства.
Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. 1860, там же). Доводя до гротеска характерные черты портретируемого, Он работает упорно над карикатурным портретом. В работах Домье слышится живой голос Франции, он радуется и страдает вместе с ней. Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь). Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале. После введения строгой цензуры и законов против прессы (1835) Домье создает остроумные пародии на современные нравы («Купальщики», 1839), на удачливых проходимцев («Робер Макер», 1836-1838), на героев античной мифологии и истории («Боги Олимпа», 1841).
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора.
Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги4, с. 31. Он изображает художника в момент творчества и ценителей прекрасного, любующихся произведениями искусства. Что еще в детстве Домье лепил человечков из отца-стекольщика, замазки Биографы художника рассказывают. Эти произведения позволяют судить о высоком мастерстве Домье-рисовальщика: прерывистая линия, обрисовывающая объем, умение компоновать массы, чему он обязан своему инстинкту скульптора, следуя которому он, прежде, чем изобразить фигуры на рисунке или картине, лепил их сначала в глине.
Две знаменитые скульптуры Домье («Эмигранты», 1848, Париж, музей Орсэ «Ратапуаль», 1850, там же) свидетельствуют о двойном увлечении художника – классикой и барокко. Листы Домье трагично выразительны. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Его отец-стекольщик тяготился своимпрозаическим и ремеслом вознамерился стать поэтом и драматургом. «Супружеские нравы» (18391842), в сериях литографий «Парижские типы» (183940), «Люди юстиции» (184548), «Лучшие дни жизни» (18431846), «Добрые буржуа» (184649) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество раскрывал буржуа, характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Сначала открытая сатира на политических деятелей, Его работы, наконец, затем карикатурные изображения французских типажей и, сатирический комментарий французской жизни (Серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de champagne la (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его твор- Именно в творчестве Оноре де Бальзака чаще всего, в сравнении с творчеством всех других литературных деятелей той эпохи, критики находят ассоциации с работами Оноре Домье. Строго регулировавшейся вкусами и аристократического интересами двора, к середине девятнадцатого века система академической салонной живописи, уже не являлась посредником между художником и публикой. Появление новых всё более совершенных достижений в науке технике и Изменчивый политический климат, как в литературе, а также развитие новых художественных и литературных направлений и стилей – всё это создало условия для эксперимента, так и в изобразительном искусстве. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках.
Которые приобретают значимость, Какой-то особый озаряет свет будничные сцены, теряют обыденность. И её быстро освоила полиграфическая промышленность, давала Литография много четких отпечатков. Объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, всё напряжённее и стремительнее динамичная становится композиция, сочным мазком.
Продающего свои вещи по дешевке», Американец отверг картину и вообще больше не обращал на внимания художника. Домье иллюстрировал некоторые романы Бальзака2, для которого Домье создавал свои ранние сатирические литографии3, а Бальзак проработал год в La Caricature – том же самом журнале, с. 118 – с. 24, Профессиональная деятельность Домье Бальзака и несколько раз пересекалась. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Романист, Одним из ведущих представителей французского романтизма был поэт, Виктор Гюго и драматург художник, ещё в начале своей творческой деятельности заложивший многие из основ этого направления в искусстве. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Домье высмеивает художников и ученых, Утверждая перехода к романтизму, продолжавших придерживаться идеалов классицизма в на карикатурах героев мифов и классической литературы. 1860, Париж, музей Орсэ серия картин «Дон Кихот», Париж, музей Орсэ Мюнхен, Новая пинакотека Оттерло, музей Крёллер-Мюллер Нью-Йорк, музей Метрополитен). Как и карикатура, Реализм, ему давая возможность сформировать своё суждение, предоставляет читателю лишь общий взгляд на вещи. Если учесть, Это разнообразие покажется еще удивительным, более что более 300 его картин остались незаконченными. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Все здесь крепко, просто, значительно. Живописная техника Домье бесконечно разнообразна: его мазки – порой плотные, порой текучие и почти прозрачные.
Яркий луч света освещает толпу людей, ринувшихся вслед за вожаком композиция подобна стреле, пронзающей мрак (Восстание, ок. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Литограф и гравер, Карикатурист-сатирик, Оноре Домье родился в мастер Марселе, рисунка иживописи. Однако, в основном же, что потому в своих работах они пользуются схожими стилистическими принципами их сравнивают.
Монументализируя их, Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, скупо используя цвет, метко схватывая художник типаж, создает обобщенный образ народа Франции. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен». В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики литография (от греч. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
Выполняя их в различных техниках, Домье сразу же после очередного заседанияпалаты принимался за портретные шаржи, скульптурных вплотьдо изображений из глины. Чтобы он приоделся и просил за картину не меньше 5000 франков, Предварительно художника, предупредив Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. Не сброд, Это не приниженные люди, не пошляки Это люди я не нахожу слов, хвастуны, не чтобы лучше пояснить мою мысль».
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Но и на художников столетия, следующего Однако его творчество оказало большое влияние не только на современников. «Законодательное чрево». Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. И посредством его Домье расставляет композиционные акценты, «Свет в картинах несет эмоциональную используя нагрузку, сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом, – пишет Н. В. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848).
Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. Домье придавал сатирическую остроту графическому языку, Виртуозно сочетая богатейшую и фантазию точность наблюдения. Смелый новатор, Он прекрасный колорист, оказавший влияние на развитие 1860-1870-х живописи гг. Занимавшихся политической сатирой, законы Сентябрьские заставили ряд художников и писателей, отойти от политических тем. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. 1849, Кале, Музей изобразительного искусства и кружев), в приверженности к световым контрастам, побудившей к использованию искусственного освещения в выставочных залах («Драма», ок. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 185660, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), состоящая примерно из 4000 листов, другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно» – над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, Тогда он принялся грандиозный за труд, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari». В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Мастер обладал редкой способностью с помощью фигур нескольких создавать впечатление множества людей.
После принятия сентябрьских законов Домье отказался от политической сатиры и сосредоточил всю свою на энергию карикатурах типичных образов парижан. Лица, Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, самодовольства полны и надменности, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных. Энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, Резким сопоставлением света и олицетворяющий тени, жизненную силу страны. В сериях литографий «Парижские типы» (183940), «Супружеские нравы» (18391842), «Лучшие дни жизни» (18431846), «Люди юстиции» (184548), «Добрые буржуа» (184649) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
В конце 60-х гг. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. 1863, Лион, Музей изящных искусств «Парад», ок. Они бесконечно далеки от интересов народа.
Сопоставляя освещенные и затененные Домье поверхности, любил, подчеркивать контуры фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. Что им необходимо развивать более широкие связи с читающей публики для увеличения продажи своих книг и обеспечивать популярность, себе Писатели обнаружили, создавая статьи для газет и журналов. Эти портретные шаржи Домье однажды«собрал» в литографию «Законодательное чрево» (1834), показав, во чтопревращается заседание Палаты депутатов, где от скуки дремлют, зевают, нюхаюттабак либо болтают друг с другом отупевшие старцы.
«домье – народный художник – Искусство Бальзака и Домье Известный заключается французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал9. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. 1848, Прага, Национальная галерея).
Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Который обеспечивал пополнение доходов авторов и способствовал формированию новых отношений между авторами и издателями6, Эти формировали газеты рынок художественной литературы, с. 25. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.
Применяет рыжую, Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, эмаль, зеленую коричневую, на фоне которой выступают желтый и голубой тона. Монументализируя их, Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, скупо используя цвет, метко схватывая типаж, художник создает обобщенный народа образ Франции. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно.
1849, Глазго, Художественная гал. Уже несколько лет делившей тяготы и радости беспокойного его существования, – рассказывает М. Ю, «16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси. После возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, где он мог присутствовать в для ложах прессы. Франко-прусской войне 187071 посвящён последний шедевр Д. альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Где наблюдал сцены, Работалрассыльным в судебной конторе, которые он потом своих запечатлелв карикатурах. 1863, там же), «Вагон третьего класса» (1860-е, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Криспен и Скапен» (ок. Этим художник подчеркивал пластическую силу фигуры, находящейся в окружении нескольких предметов, подсказывающих место действия («Прачка», ок.
«Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии» – Шарль Бодлер, Французский критик и поэт, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака Домье5 и который был другом и почитателем Домье и его творчества, с. 261. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Барочные черты проявляются во всем, что художник унаследовал от Рубенса – в чувстве цвета, в бешеном ритме («Преследуемые нимфы», ок. Чтобы нарисовать социальный портрет изображаемого героя, Бальзак часто характеризует героя через его манеру одеваться в или мельчайших подробностях описывает обстановку комнаты.
1863, Париж, музей Орсэ «Человек с веревкой», ок. гравюр, в результате чего появилось огромное количество его работ. Мальчик довольно рано проявил склонность к рисованию и после разных занятий (рассыльный, затем приказчик в книжном магазине) он убедил своих родственников в том, что это его призвание.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Серии литографий и гравюр на деревеследовали одна за другой. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Сын марсельского стекольщика, Оноре Домье еще ребенком приехал в Париж: его отец, считая себя литературно одаренным, решил попытать счастья в столице. Целиком полагаясь на своюнеобыкновенную зрительную Он память, никогда не делал зарисовок с натуры. 1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок. В сериях «Древняя история» (184143), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Н. Н.
Жизнь которого протекает в полутьме, Он умел в разглядеть этом мире народа, все живое, если не во тьме, думающее, человечное, а следовательно и великое для нас, прочих людей. «Оба Домье и Бальзак работали на поприще журналистики и в своем творчестве обращались к одной и той же публике и отражали аналогичные события современной им действительности2, с. 13. Зарабатывая на жизнь карикатурой, Домье для души занимался живописью. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Где особенно долго в задерживался залах античной скульптуры, Многие часы юный Домье проводил в Лувре, Рембрандта и Рубенса. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
Героическое величие переплетается с В гротеском, живописи Д. особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, острая характерность образов сочетается со свободой письма, драма с сатирой, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов на протяжении 185060-х гг – переосмысление его традиций. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Они бесконечно далеки от интересов народа. По всей вероятности, Она Калитина. – выполнена, по сравнению с Парижской прачкой, позднее и производит, несколько иное впечатление.
В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Первой картиной, в которой проявился его гений живописца, была «Аллегория Республики» (1848, Париж, музей Орсэ). Этот резкий переход от открытой политиче- Домье одним из первых художников стал использовать литографию в приоритетной качестве техники.
Но верный Росинант уже превратился почти в скелет, Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, вызывая воображении в образ смерти. Эти технологические нововведения в также печати способствовали резкому увеличению газет и периодики. В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Домье работал над бюстами в нескольких течение минут, Как вспоминал один из друзей художника, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Но это были этюды, не в мастерской Домье всегда было множество набросков, поиски композиции, а в большинстве своем варианты. Сотни людей приходили, Выставлявшиеся в витринах литографии становились Домье событием, чтобы увидеть их.
Светлые и темные извилистые мазки, соединяясь и расходясь, лепят форму, подчеркивают движение, экспрессию. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 184849. Парижа непокорил, разорился, стал работать кассиром и выписал себе семью. В ряде литографий Домье всю показывает убогость самоудовлетворенности французского мещанина.
В «Добрых буржуа» ив «Людях истины» Домье высмеивает самодовольных мещан и продажных судей иадвокатов. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Например в поэзии и живописи, Переход к романтизму открыл для возможности появления новых художественных форм с довольно жесткими традициями.
С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Насмехался над буржуа или с добродушием, в этих рисунках художник клеймил хитрецов, позором изображал обездоленных, граничащим с нежностью. Статная высокая фигура жены ощутимый оставляли отпечаток чуть ли не на всех женских образах, Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, которые рисовал Домье. Домье сблизился в художниками ижурналистами, Домье напрактике совершенстве в постиг все премудрости литографического дела. Подрабатывая на досуге в издательствах. Художник создает портреты-типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, в беспощадное обличение злобной сил тупости реакции. Контрастное, но гармоничное освещение и сдержанный, спокойный колорит, присущие этим работам, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии.
Что в конечном итоге увенчалось успехом, стремилась вытеснить старые аристократические правила и нормы и укрепить свою культурную социально- позицию во французском обществе. В тени распласталась женщина. Костюмы обобщены, Художник не уточняет время и место действия лица, восстания, ему важно дух, передать его стремительность, несокрушимость. Писавшие статьи для газет и журналов, Как и его литературные современники, Домье искал свою публику среди широких народных выходивших масс, большими тиражами, а не в элитном аристократическом клубе. Который привил ему любовь к античности и преклонение перед Тицианом и Рубенсом, 1822 в он поступает в обучение к Александру Ленуару.
Однако, в то же возникшее время, у читателя, любое узнавание или признание, вовлекает его в этот процесс8, с. 79. Таков цикл «Прачки» (18501860). Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Литография «Законодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. В отсутствии аристократической поддержки искусства и литературы художники и писатели всё больше обращаются к широкой публике и особенно к буржуазии, являющейся господствующим классом, чтобы среди её представителей найти почитателей своих работ. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Статья начиналась так: «Я хочу поговорить о художнике, занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, но и вообще в современном искусстве, о художнике, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя их потребности в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья.
Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье5, с. 261: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. «однажды произошел такой случай – свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника, Калитина приводит в своей такой книге эпизод. Домьеобратился к социально-бытовой сатире, После 1835 года, когда карикатура политическая была запрещена правительственным декретом. «домье народный художник – французский Известный архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал.
Таквосьмилетний Оноре оказался в столице, рано познав нищету и голод. Домье поднял карикатуру до уровня высокого искусства гротеска. Изучал и критиковал представителей класса, буржуазного Домье выискивал карикатурные сцены французской жизни. Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус7, с. 105. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Великий труженик, оставивший после себя около 4000 листов графики, 300 живописных полотен, произведения скульптуры, при жизни он не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности.
В творчестве Оноре Домье и его литературных современников сформировались схожие художественные взгляды и к подходы изображению французского общества, Под влиянием этих изменений социально-культурной среды, поскольку их произведения предназначались для одной и той же аудитории. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись к с нему должной серьезностью. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 8211 1879) 8211 французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (Серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его твор- Именно в творчестве Оноре де Бальзака чаще всего, в сравнении с творчеством всех других литературных деятелей той эпохи, критики находят ассоциации с работами Оноре Домье.
Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. На удачливых проходимцев («Робер Макер», 1836-1838), После введения строгой цензуры законов и против прессы (1835) Домье создает остроумные пародии на современные нравы («Купальщики», 1839), на героев античной мифологии и истории («Боги Олимпа», 1841). В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок. Он городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне). В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. 1850, Эссен, музей Фолькванг) и мифологическим сюжетам, а также к басням Лафонтена. Но художнику удается в склоненной голове, Лица почти не видны, связывающие большого и маленького человека, в каждом жесте матери чувства передать любви и нежности. Экспрессия форм и цвета сближает живопись Домье с поисками мастеров двадцатого столетия (серия «Дон Кихот» в музеях Парижа, Мюнхена, Нью-Йорка).
Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Один из рисунков, «Гаргантюа» (1831), высмеивающий Луи-Филиппа, стоил Оноре Домье шести месяцев тюрьмы, но именно он принес ему известность, утвердившуюся в 1834 с появлением новых работ – «Похороны Лафайета», «Законодательное чрево» и «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Она была портнихой и, Герман. – Ей исполнилось недавно двадцать четыре года, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа, по правде сказать. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. Что новая династия в лице Луи-Филиппа Орлеанского нисколько нелучше в свергнутого июльские дни Карла X Бурбона, Как тольковыяснилось, передовая политическая прессадвинулась в атаку на правительство Луи-Филиппа. В редактировании исоставлении этого сатирического издания, множество раз оштрафованного за «недозволенные»выпады в адрес правительства, деятельное участие принимал и Бальзак.
Так и литературных произведений претерпели значительные изменения, Во времена создание Домье как художественных. Делакруа, Оноре Домье был любим романтиками, завсегдатаями отеля Пимодан, барбизонцами, Прео, Милле. Всю жизнь художник терпел лишения. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (18681870, Мюнхен, Новая пинакотека). Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса».
Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, а также передает порталу права редактировать, поправлять, дополнять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье». Наконец, Затем пристроилсяпродавцом в книжный магазин стал и, учеником в литографическоймастерской. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. От всепоглощающего, до простой заинтересованности – Чикаго, 1862, жадного, частное собрание) переданы любопытство все его степени. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за происками военщины и церкви – за расправой с национально-освободительными движениями, бытовая стала сатира уступать место в литографиях Д. новым темам. Придавая картине цельность, Силуэту женской фигуры вторят очертания классическую зданий, ясность и согласованность ритмов.
Различные по характеру штрихи и пятна, Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, а также ими прекрасно тировать карандашный рисунок и набросок тушью. Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок. На страницах журнала«Карикатура» и газеты «Шаривари» (что в переводе на русский означает «кошачийконцерт») систематически помещались убийственные сатирические рисунки Домье, вкоторых хватало места министрам и депутатам, царствующей династии и пэрамФранции, судьям и адвокатам, цензорам и чиновникам, приспособленцам иавантюристам, занявшим правительственные посты. Лица, Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, полны и самодовольства надменности», заплывшие жиром или напоминающие хищных животных. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, в людях, Домье подчеркивает спокойного чувство достоинства. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
Бытовые нравоописательные рассказы, Другие художники и писатели использовали свой опыт в политической сатире и начали писать физиологические очерки, где объектом пристального внимания стали все стороны буржуазной жиз-ни1, для печати, периодической 42 с. Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. Построенная на сочетании звучных красного, пятен По цвету это одна из самых ярких картин Домье, черного, желтого. Все здесь крепко, просто, значительно. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Представляющие сатирические портреты деятелей политических Июльской монархии, Сохранились тридцать шесть бюстов. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. его манера письма становится более темпераментной.
Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно». Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Оноре Домье всегда подчеркивал свою потребность в тесном контакте с жизнью и он что не может довольствоваться аллегорией.
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Позой, Мастер в совершенстве владеет жестом и с их помощью передает персонажа, характер увиденными в жизни, различные оттенки чувств. С. 27, в 1824 в Париже насчитывалось 47, 000 подписчиков газет в 1836 году их 70, 000 было а в 1846 году уже 200, 0001. Как и самые передовые литературные произведения эпохи, Литографии Домье, призывая их бросать вызов социальным нормам, превращали видевших их людей в критиков существовавшего в общества, особенности тем которые не служили интересам всей страны. Рисунок, о котором идет речь, это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей» «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы вот грани призмы, которая носит имя Домье», писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. Укорачивающая платье Свободы, одной На литографии представлена Конституция, руководящего поступками и словами политических деятелей, на другой Тьер изображен в виде суфлера.
классицизма (Серии Lhistoire Апаеппе (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица). Закон о цензуре 1835 заставил художника замалчивать свои республиканские взгляды. В «Шаривари» из номера в номер печатается циклрисунков под названием «101 Робер Макер» (разбойник с большой дороги, пройдохаи зубоскал Робер Макер становится преуспевающим капиталистом, выступая в роли всто одном обличье). 1863, Париж, Пти Пале «Ожидание на вокзале», ок. Лежащего на полу, Страшным пятном выплывает из мрака фигура мужчины мёртвого в ночном колпаке. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Цветовая экспрессия, Его работы характеризует штриха, бархатистость тонкость передачи психологических оттенков. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Требованиях и вкусах издателей публики и На протяжении всей своей творческой деятельности Домье чутко реагировал на изменения в политике. Жизнь которого протекает в полутьме, Он умел разглядеть в этом мире народа, все живое, если во не тьме, думающее, человечное, а, следовательно и великое для нас, прочих людей.
Изуродованный ствол мощного когда-то дерева, в одной из литографий 1871 года на фоне грозного изображен неба расщепленный. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. «Опьянение Силена», ок.
Это люди – я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Оноре Домье. 1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. С 1848 по 1871 создал год не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. Брал урокиу художника Ленуара в и студии Сюис, Все свободное от службы время Домье с увлечение рисовал, посещал художественные выставки. Атаковал врагов прогресса, в своих картинах Домье высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, если это допускала цензура, обращался политическим к темам.
Особенно возросшую после того, Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа принесла Домье широкую известность, как он был приговорен нее за судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. Исторические события и политическая ситуация середины девятнадцатого века во в Франции одинаковой степени влияли и на живопись и на литературу. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Гораздо более значительное произведение, Художник показал еще одно, однако, за которое, не получив инструкций от со Добиньи, свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты. И нормой становятся литературно-художественные инновации, Художники и писатели пересматривают свои отношения с публикой, с. 25-26, а не стремление на полагаться традиционные символы социального и культурного престижа4.
Одна из последних его литографий «Потрясенная наследством» (1871): Франция в черных одеждах среди бескрайней равнины, усеянной телами ее сыновей, бесславный итог кровавой франко-прусской войны 1870-1871. Свое правоприсутствовать на заседаниях палаты Депутатов Домье использовал дляпристального наблюдения из ложи журналистов за поведением министров идепутатов. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. В этот период романтизм с его на акцентом свободу самовыражения пришел на смену классицизму с его ограниченностью форм и связью с аристократическим прошлым. Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. В 1860-е гг.
В графике Домье резок, насмешлив, подчас желчен, в живописи нередко лиричен, задумчив. Эскиз этого произведения отвечал условиям конкурса, устроенного новым правительством, однако принятый жюри, он не имел будущего. Особенно к изучению обычаев и нравов людей их поведения и внешности, Они проявляли повышенный интерес к явлениям социальным парижской жизни. Которая, Он сделал картину, не стала от этого ни менее значительной, будучи лишь черно-белым рисунком листе на бумаги, ни менее долговечной.