Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. Такие картины были очень характерны для эпохи того времени. На руках у него аристократические перчатки, Неслучайно на портрете Дюрер как одет богатый патриций. Unum reflectens ardorem, описанный в Liber philosophorum XXIV, составляет метафорический центр философии Николая Кузанского – что мир, Та идея, представляет собой зеркало теофании божественной тот свет, со своей стороны, который возникает в зеркальной игре между Богом-Отцом и Словом. В ту пору жители Германии жили в тревожном ожидании конца света, который им предрекали церковники. Да и дух художника значительно изменился.
Которые являются одними из первых произведений жанра этого в западноевропейском искусстве, По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей. Однако никогда не является в точности таким, каким оно видится, воспринимается глазом. Не снимайте со встроенной фотовспышкой. Дюрер первым из немецких художников овладел передовыми художественными достижениями ренессансной Стремясь Италии, к преодолению условности старого искусства.
Он добился, того чего хотел и о чём говорил своим современникам. становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. Пряди волос заведомо парадно завиты и ниспадают по плечам торжественно и нарядно. Иоаким Камерарий, современник Дюрера 3 17 автопортретов. Что не поверил бы никому на свете, Беллини за следил ним изумленный и впоследствии признавался многим, если бы он не видел этого своими глазами, кто рассказал бы об этом.
Сын серебряных дел мастера, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). также Галерею Женщин – живописцев выше. Отца, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом и ближайшего друга, Вилибальда Пиркхаймера выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров – деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, Его художественное дарование, ювелира венгерского крестного Кобергера, сыгравших наиболее важную роль в его жизни. Всю свою творческую жизнь художник искал гармонический образ. 13 Ещё одной страстью Дюрера была любовь к нарядам. Посетив еще и Страсбург, Наконец, но вскоре отправился Венецию, в Дюрер вернулся на родину.
В ту эпоху в лоне так называемого devotio moderna возник некий новый духовный опыт новый культурный фермент, ставший питательной почвой в том числе и для нового реализма примитивных фламандских живописцев, в котором «медитация пошла через конкретную и повседневную реальность, а евангельские события были спроецированы на сферу приватного»5. «единственном дюреровском портрете, Речь о идет написанном в 1500 г. автопортрете из Старой пинакотеки в Мюнхене, а само живописное полотно, на котором фигура располагается строго Однако в этом случае к нам обращается не рама. Но истинного новаторства, Дюреру повезло родиться и вырасти в обстановке не просто художественного ремесленничества, что определило и выбор юношей своего пути. Но главное – глаза. Что это эмпатическое уподобление воплощенному Слову релятивизирует человеческий поиск истины всегда отягощенный выразительностью собственной тварной и случайной Скорее конституции, речь здесь идет о том, асинтотически растворив ее в абсолюте посредством живого образа богочеловека.
Которая тоже стояла напротив, в руках у них был пульт управления перед фотокамерой, зеркалом. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. В первую очередь это качество получаемого итогового продукта. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Здесь, в Италии, появляется его следующий автопортрет. Согласно катоптрической метафоре, на которой основывается трактат De filiatione Dei, всякий автопортрет абсолюта представляет собой своего рода зеркало (speculum), более или менее искривленное изогнутое и чистое, которое отражает первопричину, видимую в перспективном ракурсе, соответствующем особой перспективе, которая есть не что иное как уникальный modus intellectualis всякого сотворенного духа, совершенно индивидуальный и неповторимый.
Альбрехт схватив одну из обычных кистей, Чтобы убедить Беллини в обратном, какие обычно носят виртуозно женщины, нарисовал длинные волнистые волосы. Обычно покрашенное лицо является вот таким образом зеркальным отображением той остальной части мира, видел, если два зеркала не использовались. Несколькими десятилетиями позднее, в 1493 г., Харманн Шедель (1440-1514) опубликовал в Нюрнберге у издателя Антона Кобергера (крестного отца Альбрехта Дюрера) свою импозантную мировую хронику, чтобы оправдать свое честолюбивое предприятие и действительно, в течение долгого времени она будет оставаться единственной инкунабулой, снабженной иконографическим аппаратом из ни много, ни мало 645 гравюр, в кратком Commendatio2 обратился к читателям с несколькими весьма примечательными словами: «Я отваживаюсь, читатель, пообещать тебе, что чтение этой хроники доставит тебе столь большое удовольствие ибо ты получишь впечатления не только от того, что ты прочтешь, но и как только ты увидишь (depicta videbis) прежде никогда не печатавшиеся изображения императоров и пап, философов, поэтов и прочих знаменитых мужей, каждого в одеянии своей эпохи от того, что перед твоими глазами действительно проследует череда всех исторических эпизодов (oculo intueri). В том числе и использование «смежных» видов искусств – видеосъемки. Когда он видит, что его возможность не есть возможность всякой возможности (posse omnisposse), поскольку многое для него невозможно, он понимает, что является не самой по себе возможностью (posse ipsum), а изображением самой по себе возможности (ipsius posse imaginem). Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).
Все более и более, в ранний современный период, а также женщины, должны были выбрать мужчины, которые нарисовали себя на работе, представить ли себя в их лучшей одежде и лучшей комнате или практику изобразить студии реалистично. Не так давно, вполне серьезно кто-то доказывал, что небезызвестную Мону Лизу (Джоконду) великий Леонардо да Винчи писал с самого себя. Поскольку рассматривается только «бюджетный» вариант, оно будет неидеальным уже на первом этапе – на этапе записи на видеоноситель. Что ничто так не огорчало его Речь слушателей, его была столь сладостна и остроумна, как её окончание'.
По сравнению с более ранним автопортретом, у него здесь настоящая борода, которая была необычным атрибутом для молодых мужчин того времени. Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Под которым видит глаз, Угол зрения, с помощью интеллект которой оценивает истину4, есть та же способность. Ясное настроение, Ровное, стремление к гармоническому равновесию форм ритмов и определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 в. Но в широком масштабе сильным портретам его старости, картины Его прослеживают прогресс от неуверенного молодого человека щеголеватому и очень успешному портретисту 1630-х к обеспокоенным. В нем Бог сравнивается с величайшим художником, владеющим infinita ars и одаренным способностью создавать формы ex nihilo почти как если бы они были живыми образами извлекаемыми из его чрезвычайно сложно организованного ума: «Ум сотворен творческим искусством так, как будто это искусство хотело сотворить себя само а так как бесконечное искусство неумножаемо, возникает его подобие, как это бывает и в том случае, когда художник хочет изобразить себя самого так как сам он неумножаем, то, когда он изображает себя, возникает его подобие»1.
Создаваемых в мастерской, Уже через год после начала обучения Вольгемута у Альбрехт становится основным рисовальщиком эскизов для гравировки работ. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). 21 Всю жизнь Дюрер одержимо пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. Лежащие на постаменте, Руки модели, – хорошо известный прием иллюзии создания близости между портретируемым и зрителем. Многие из которых он описывал в своих дневниках, путевых 7 Он был невероятно жаден до новых впечатлений, а потом использовал в своей живописи.
Чем в живописных работах, в гравюрах своих Дюрер в гораздо большей мере, проявляющиеся в чрезмерной экспрессии образов, опирается на чисто немецкие традиции, напряженности резких, угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий. Этот культурный климат порождает философскую глубину придуманных Николаем чувственных загадок (перечислим несколько замечательных учебных игр: ludus globi, ludus trochi и ludus iconae монахов из Тергензее, ставшую центральной темой трактата De visione Dei). Нимало не мешкая, Тогда Альбрехт, подобные тем, протянул ему разные кисти, какие употреблял и Беллини и предложил выбрать ему ту, что ему больше нравится или, если угодно, взять все. Ex proporcionali seu comparativa reduccione incerti, ignoti seu incogniti quod inquiritur, ad presuppositum seu propositum certum, notum, manifestum et cognitum, ut innotescat et manifestetur – где Николай исходит из известного, Там, дабы усвоить, его чтобы путем сравнения достичь неизвестного, для Венка, наоборот, процесс познания начинается с неизвестного, чтобы прийти к известному. Что Дюрер оставил обширное эпистолярное наследие, Благодаря не тому, пострадавшие от неумолимого времени, автобиографию и дневник, мы о нем так много знаем. Кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры на и дереве на меди, Дюрер был первым немецким художником. Многие мечтали заказать у него свой портрет.
Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары. Теперь его занимают вопросы типизации, высокое обобщение реалистических образов. Великие (и безвестные) мастера очень часто оставляли потомкам не только свои портреты, но свое видение и понимание самого себя, свое к самому себе отношение, зафиксированное на холсте, бумаге или просто на стене пещеры. Будучи транспортируемым в его дом тем не менее, в 1658 большое зеркало в деревянной раме сломалось, его большое, самое в этом году он закончил свой автопортрет Frick. Импульс от такого источника света можно направить на стену или в потолок.
Известен карандашный автопортрет Дюрера, написанный в зрелые годы, выполненный уже признанным мастером, открывшим собственную школу (из нее, кстати, вышла целая плеяда художников, работы которых имеют самостоятельное значение). Между строк Николай намекал на то, Возможно, то есть к кругу людей ученых и интеллигентных, Венк что не относился к последним, что он был простым представителем той vulgus, которой лучше подальше держаться от философии. Этот одновременно и человеческий и божественный образ (т. Местной знати требовались предметы роскоши и произведения искусства. Он самым тщательным образом продумывал сочетания цветов и фасон своих одежд и к подбирал ним аксессуары. Одна из рук лежит на воротнике халата.
Незнание, Стало быть, чтобы достичь ad notum из которого следует исходить, которое и таким образом, нужно использовать и приветствовать, по утверждению Венка, есть именно то, которое можно обнаружить в сочинении De docta ignorantia Николая Кузанского, чья ложная доктрина есть плод истинного невежества. Всю жизнь Дюрер как одержимый пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. Со своей стороны, Николай, пренебрегает всякой осторожностью и идет в своей апологии настолько далеко, даже отвергая понятийную эту ассимиляцию, что высоко оценивает творчество Экхарта во всей его совокупности. Из coincidentia contradictoriorum (а эта тема была особенно важна для Николая и еще раньше для Майстера Экхарта) «не вытекает этот яд заблуждения и неверия, разрушение корня наук», как, намеренно искажая суть дела, подчеркивает Венк2. «Праздник четок» (точнее «Праздник венков из роз») одна из самых больших (161, 5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции.
Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних портретов занимает автопортрет. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. С одной стороны, в простоте этого притязания проявляются, а с другой, сознание собственного статуса понимание отображения, своей ситуации недостаточности, свойственной любому творению. В его правом углу мы читаем: «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет собственными красками изобразил себя самого» (Albertus Durerus noricus ispum me propriis sic effigebam coloribus aetatis anno XXVIII)4. Многосторонность устремлений проявилась и теоретических в трудах Дюрера (Руководство к измерению. Что же последует за этим.
В шумном сопровождении барабанщиков и трубачей по городу передвигались представители всех сословий и профессий, а за ними «много повозок, маскированных фигур на кораблях и других сооружениях» с волхвами, пророками и святыми. Продолжает Николай, Познания, силе несущих духов, «разнообразно изменяются разнообразию соответственно органов. Ибо непостижимо, 4 Эти дюреровские автопортреты интригуют и нас завораживают и по сей день, автор 'Апокалипсиса' и 'Страстей' с красавцем и модником, как уживались в этом человеке мрачный мистик, автор трактатов об искусстве с неудавшимся поэтом и специалист по фортификации, который мечтал научиться танцевать.
Чтобы в храмах, Но я хотел бы, не бы было ничего, на стенах и полах, кроме чистой философии»1. Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). Николай Кузанский обуреваем двумя страстями: философией и живописью. Совсем недавно, Казалось бы, он был молод и физически крепок, во время второй поездки в Венецию, а его мастерство уже стало достаточно зрелым. Они предлагаются для созерцания Согласно Николаю, Эти игры подготавливают приближение к божественному и его схематизацию, которая несравнима с силой прочих сотворенных и свернутых интеллект образов, наряду с различными развернутыми сущностями всегда обладает некоей особенной силой. О специальных методах измерения и перспективе, Известны его о исследования строении и пропорциях человеческого тела, книга о фортификации., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528).
Смерть не должна коснуться его, он хотел сделать автопортрет на века. На руках у него кожаные перчатки тонкой выработки (wiki). Возможно, речь идет здесь о живописи на поверхности стекла, в которой изображение и архетип вступают в игру взаимных преломлений, в которой ничто не может рассматриваться в качестве окончательно достигнутого результата. Чем любовнее будет он стремиться глядеть на тебя, тем больше найдет любви в твоем лице. Николай Кузанский получил приглашение от гроссмейстерини бегинок из Брюгге.
Он предпочитал белоснежный вамс с вышивкой и широкими до локтя рукавами и изящные головные уборы по итальянской моде. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Насчитывающее более 900 листов, Наследие по Дюрера-рисовальщика, обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Приведем другой пример.
Подписывать даже крупные произведения в те времена было не принято, ведь в эпоху Дюрера художник имел статус ремесленника, безличного исполнителя заказов. В таких условиях мастерство Дюрера не осталось незамеченным. «мы находимся в 1448 году, Речь идет о почти живом свидетельстве – касающемся определенного культурного климата отношений и между живописью и философией в пятнадцатом столетии. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. Мятущийся дух его творческой натуры, его в гравюрах получил выражение беспокойный, волновавшие его драматические нравственные коллизии. Он подписывал полным именем практически все свои работы, Свои автопортреты Дюрер помещал на картинах, многих ставил монограмму на гравюрах и на рисунках.
Таким образом, в акте человеческого видения, кульминацией которого является «эстетический опыт Бога», для Николая соединяются два равно существенных измерения: «видение как пассивная перцепция и видение как ко-интуитивное, онтологическое и символическое ars»1, в котором видящий, так сказать, «продуцирует» объект своего созерцания, выражая себя самого и присущий ему абсолютно специфический динамизм взгляда даже если человек всегда созерцает «при помощи взгляда, не являющегося его собственным», его взгляд есть только отражение совершенного и неограниченного взгляда, «с незапамятных времен вызывающий его к жизни и творящий его посредством своего созерцания»2. На приводимом ниже результате такой видео-фотосъемки Автопортрета (рис. 13), автор предлагает вам согласиться или нет с его утверждением о возможности и целесообразности. По достоинству оценивавший свою в роль современном ему искусстве, Дюрер, отважился на отождествление себя с Христом. Короче говоря, образ может быть онтологически определен как ограничение (contractio) бесконечного божественного posse, определенный квант posse ipsum своего рода «образная конкреция» совершенной власти из которой рождается всякое человеческое quo potest: «Ум видит и сам себя. Зритель задается вопросом, Часто, которую носят, была ли одежда, они теми, обычно рисовали в, поскольку тщательно продуманная природа многих ансамблей была артистическим выбором показать ее умение в мелких деталях. Что секретом его создания обладали античные Он художники, был уверен, что этим также удалось овладеть итальянцам. В этом напластовании черт лица, в котором человеческий и божественный лики, кажется, вглядываются друг в друга словно в зеркальное отражение, человек узнает себя самого как живое отображение богочеловека, «соединение творческой божественной природы и сотворенной человеческой природы»2.
Которая мешала им рисовать большие составы числа, Пока женщины 20-го не века были обычно неспособны обучаться в привлечении обнаженной фигуры, принуждая много художников специализироваться на работе портрета. 0 том, что портрет, так сказать, способный выразить себя подобным образом, существует, свидетельствует «Мужчина в тюрбане» Яна ван Эйка, pictor doctus и мастера в деле художественного использования зеркал. «Автопортрет» или по-другому её называют «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» известнейшая картина. Художник, таким образом, оставил невообразимый след о своём облике для всех поколений. Италия ошеломила молодого художника.
Чего только не было среди трофеев Дюрера: калькуттские орехи, старинный турецкий бич, попугаи, подаренные португальским купцом Родриго дАмада, бычьи рога, непременный атрибут натюрморта «Vanitas vanitatis» череп, чаши из кленового дерева, зрительные стёкла, высушенная каракатица, крупная рыбья чешуя, мартышка, копыто лося, курительные трубки, большой черепаховый панцирь и ещё много всякой всячины. Он тратил огромные деньги на приобретение многочисленных шуб, парчи, бархата и атласа. Одет в шикарную богатую одежду, воротник, которой отделан мехом. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Поза художника на полотне очень спокойна и уверена. Мощный блик ее импульсной лампы, отразившийся в зеркале, может испортить все. Однажды он ринулся в Зеландию, чтобы увидеть выбросившегося на сушу кита.
Это инструмент изучения характерных типов крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Которая никогда не сможет стать infinita ars Результатом Человек, художественной деятельности, намного дальше от своего творца, как живое уподобление и отражение Слова, чем портрет художника от своей модели. И у него это отлично получилась. Художник изобразил себя в анфас с распущенными по плечам золотыми волосами. «видение как пассивная перцепция и видение как ко-интуитивное, онтологическое и символическое ars»1, кульминацией которого является «эстетический опыт Бога», в котором видящий, так сказать, «продуцирует» объект своего созерцания, выражая себя самого и присущий ему абсолютно специфический динамизм взгляда даже если человек всегда созерцает его «при помощи взгляда, не являющегося его собственным», взгляд есть только отражение совершенного и неограниченного взгляда, «с незапамятных времен вызывающий его к жизни и творящий его посредством своего созерцания»2 – в акте человеческого видения, Таким образом, для Николая соединяются два равно существенных измерения.
2 Автопортрет – изображения художника 'Природа наделила его телом, выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы, довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Природный талант Дюрера в сочетании с трудолюбием беспримерным и пытливым умом поставили этого художника вровень с великими мастерами Ренессанса. Бог обладает могуществом, Несомненно, чтобы создавать собственные подобия, необходимым, наделенные sine свободой figura стремиться к своему собственному облику. Напротив, напоминает Николай, речь идет о мистической теме имеющей долгую историческую традицию, а своих наиболее значительных предшественников он видит в Псевдо-Дионисии, Августине, Марии Викторине, Иоанне Скоте Эриугене и Давиде Динантском: «В этом совпадении содержится вся непостижимая теология»3.
Дюрер использовал композиционную схему, Изобразив себя в строго фронтальной позе, которую художники средневековые применяли для образа Христа. Который хранится ныне Дрезденской в галерее, Алтарь был заказан Фридрихом Мудрым Саксонским для капеллы Виттенбергского замка. Автор монографии о Дюрере, зря Не Эрвин Панофский, назвал это произведение духовным автопортретом. Верность живому отображению абсолюта в его значении частичного откровения на духовном уровне представляет собой желание быть самим собой как необходимое условие поиска истины: «Принадлежи себе и я буду принадлежать тебе (sis tu tuus, et ergo ero tuus) говорит Господь ты дал мне свободу принадлежать самому себе, если я захочу.
Одежда живописца очень изысканна. Кита Дюрер так и не – увидел а сам чуть не погиб во время шторма, Это путешествие закончилось плачевно. Да, Дюрер первым в немецкой живописи написал собственный портрет.
Словно бы опосредованное примитивной верой в одушевленность отображения, Целое, благодаря которому отображение, формулируется от первого лица художественный прием, кажется, живет почти автономной жизнью, однако, его единственная цель заключается в том, чтобы ухватить исходную модель, фигуру художника из плоти и крови и выразить ее в выявляющей формуле, онтологический статус искусства как такового. Основоположник искусства немецкого Возрождения. Губы у молодого человека красивые. Понятно, что качество зависит от класса снимающей видеокамеры. Архетип истина всех лиц, «не больше и не меньше любого лица»1, поскольку в нем каждый, как в зеркале, может узнать свое точное изображение. Отсюда изменчивая способность человеческого posse videre, которое, поскольку оно необходимым образом должно само себя проецировать на плоское и прозрачное зеркало истины, в конце концов, встречает Бога, надев все ту же «маску» (или contractus visus, присущий каждому человеку) и это конкретный признак тварных границ человеческой способности зрения: «Кто глядит на тебя с любовью в лице, найдет, что и твое лицо неизменно обращено к нему с любовью.
«это я живописал по своему образу – мне было двадцать шесть лет, Художник его снабдил гордой надписью. Которая удерживается шнуром обвитым вокруг его Поверх шеи, плеча наброшена светло-коричневая накидка. Реформировав традиционную манеру работы и использовав работы, приёмы Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, сложившиеся в гравюре на металле. Многие показывают ему позирующий в квазиисторическом костюме маскарадном или тянущий лица в себе.
Что, Одаренность Мастера проявилась во многих областях культуры, было типично талантливых для мастеров Ренессанса, впрочем. И две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, а красота Дюрера была свидетельством его и избранности выражением его собственного вечного стремления к гармонии. Он ученейший и самый уважаемый человек своего времени.
Эта мудрость действительно может быть осмыслена посредством предельно возможных для человека абстракций, по ту сторону всякого разума и всякого интеллекта (ultra murum coincidentiae sive absurditatis). Она никогда не видится одинаковым образом, Когда несколько человек видят одну-единственную зримую вещь, поскольку два не человека могут видеть абсолютно одинаково. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. 3. НО.
Трагически прижатая к груди, Внутреннее волнение выдает лишь рука костлявая с готически изломанными пальцами. Для него это имело особый смысл: человек, по мысли автора, должен напоминать Спасителя не только внешним обликом, но и в переносном, высшем смысле готовностью брать на себя и нести «крест», возлагаемый на него в земной жизни. Если невозможно мыслить истину без оптического фильтра цветного берилла, если невозможно нарисовать лицо sine figura иначе, чем в человеческом и слишком человеческом смысле (humaniter), то, Богочеловек, в свою очередь, прообраз всякого человеческого лица, кажется растворенным в этом жестком противоречии между конечным и бесконечным, между отображением и моделью. В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. Которые он постоянно отсылал в Нюрнберг целыми сундуками, 10 Любовь к изящным вещам заставляла Дюрера покупать постоянно и выменивать на гравюры всё новые и новые приобретения.
Фотографией Федора Шаляпина, в каждой из которых эпизодически появляется сам Маэстро, сверхпопулярными комедиями Эльдара Рязанова, образами Мастера и Алеши Турбина из любимых многими романов Михаила Афанасьевича Булгакова, которые создавались, скорее всего, частично, с самого автора создающего – скульптурный автопортрет, Потом тема автопортрета периодически напоминала о себе. Что видимое больше или меньше, Каждый воспринимает и видимое оценивает под своим собственным и уникальным углом зрения и не думает, чем он его видит своими глазами. Отца, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров – деловые качества и мировоззрение формировались влиянием под трех людей, Его художественное дарование, венгерского ювелира крестного Кобергера, сыгравших наиболее важную роль в его жизни. Наверное, многим ветеранам такая съемка (а это был в чистом виде Автопортрет) понравилась. С длинными волнистыми волосами, бородкой и усами.
Неспособный достичь совершенства модели, он вкладывает свои рассуждения тем самым удваиваясь в уста своего inventio как quasi живого alter ego художника. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Возможно,, чем если бы я читал хорошую историю создатели и первой, с не меньшим душевным удовольствием и второй художники, суть один живописует словами, а другой кистью, все же прочее у них сходное и общее. Кто смотрит на тебя гневно, найдет и твое лицо таким же.
Потом ему будет мешать строчная развертка телевизора при пересъемке с экрана – частота колебания изображения (50 Гц/c), потребуется устанавливать выдержку длиннее 1/50c, что картинку все равно не улучшит. При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497–1511, Жизнь Марии, около 1502–1511, Малые Страсти, 1509–1511). У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета. Дюрер постоянно приносил в дом бесполезные для хозяйства предметы. Портреты и автопортреты Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Большинство автопортретов Рембрандта 1660 до показывает только одну руку – руку живописи оставляют непокрашенной.
Ты будешь моим, лишь когда я стану самим собой: ты требуешь моей свободы»1. Гравюры Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. Можно было бы считать, Однако, что эти классы довольно тверды портретам многим удается объединить несколько из них. Живопись 1494-1514 Первая значительная работа Дюрера серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию.
Развернутая ментальная сущность, Этот образ в действительности есть со дух, своей стороны, которая, одновременно есть res descripta как автопортрет Бога и как живая и рассуждающая viva et spiritualis descriptio бесконечной мудрости. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. Признание пришло к Мастеру при жизни. Но теперь известно, Когда-то приблизительно девяносто картин были посчитаны как автопортреты Рембрандта, чтобы его студенты скопировали его собственные автопортреты как часть их обучения, он что сделал.
Дюрер был не только живописцем, графиком, гравером на меди и резчиком по дереву. Падающим в комнату, Его лицо шея и освещены светом и длинные волнистые волосы изображены очень тщательно. Теперь о недостатках последнего из описанных способов съемки Автопортрета – они очевидны. Дюрер первым из немецких овладел художников передовыми художественными достижениями ренессансной Италии, Стремясь к преодолению условности старого искусства. Кто смотрит на тебя с весельем и твое лицо найдет таким же веселым, как и лицо глядящего. В глубоком детстве, давно, Очень я с удовольствием рассматривал автопортрет Альбрехта Дюрера. И все лица изображения твоего неопределимого и не-приобщимого лица, на всех лиц, способное вглядеться в твое лицо, так что всякое лицо, не видит ничего иного или отличного от себя nihil videt aliud aut diversum a se, так как видит свою истину а истина прообраза не может быть другой или разной, ведь инаковость различие и привходят в изображение только потому, что оно не есть сам по себе прообраз», тогда как модель как praecisa mensura omnium facierum равна всем и каждому. С помощью этого приема Дюрер превращает свое искусство в «исповедь» и «проповедь», подчеркивающую продуктивную силу его недостижимой модели, то есть неисчерпаемое ars creativa первопричины бесконечная мера которой, тайная мера бесконечной красоты, простой тенью или отражением живет во всякой человеческой художественной способности.
Но смелым шагом вперед, Это было не проявлением себялюбия, которые подчеркивали вторичность творческого начала, освобождением художника из-под сословных власти предрассудков, превалирование знатного происхождения над талантом и мастерством. 1498 год». Старая пинакотека, 1499, блестяще передающий своеобразие характера, Мюнхен) Дюрер предстает как мастер, сложившийся внутреннюю энергию модели. Интеллект как viva descriptio принципа есть образ в подлинном смысле слова, quasi портрет всемогущего, того совершенно непредставимого vultus sine figura, которое, как в зеркале, отражается в человеческой душе (speculum contractum mentis). А всего за пятьдесят семь лет земного пути Дюрером создано несколько десятков картин, более ста гравюр на меди, около двухсот пятидесяти гравюр на дереве и множество карандашных рисунков. (Вена, Художественно-исторический музей). По возрасту не более 30 лет. В этом автопортрете художник попытался связать старую систему пропорций с новым ренессансным учением о пропорциях человеческого тела.
Что теологические, Кажется, центром которой Imitatio является Christi иконографические и философские мотивы здесь мастерски сплавлены в своего рода религиозную доктрину, программное ядро Devotio moderna. Как бы отделившись от бледного лица, Они живут какой-то иной жизнью, придает что портрету мистическое настроение. Оставляя на нем изображение пухлых детских щечек, Серебряный карандашик торопливо шуршал по пергаменту, тронутые губы, полуулыбкой ясные глаза. Альбрехт Дюрер.
Кажется, что искусство резцовой гравюры достигло в «Мастерских гравюрах» предела своих возможностей и перешагивает его линейное по природе, оно обретает живописность». Его знаменитый автопортрет 1500 года украшает ныне Мюнхенскую Старую пинакотеку. Так чему же верить – науке или опыту. Присущая ему своеобразная диалектика (усиленная динамической обоюдностью связи копия/живое imago) принципиально изоморфна той, которая царит в сотворенном мире, колеблясь между свертыванием и развертыванием, между происхождением от первообраза (от которого зависит и к которому стремится изображение) и тем фактом, что оно только копия (пусть и представляющая собой «живое отображение») первоистока. Что здесь поразительно, так это постоянный переход метафоры образа и живописи от отношения художник «художественное порождение» (произведение) к отношению между Богом-творцом и человеческим интеллектом (как живым ментальным зеркалом). Он заключался в том, что ветераны фотографировали себя сами (рис. 2).
Гравер и рисовальщик рисунок и гравюра занимают у него Рисунки большое, Дюрер был равно одарен как художник, подчас даже ведущее место. 1507, Прадо). К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции выполненный для одной из венецианских церквей «Праздник четок» (1506, Национальная галерея, Прага) и «Поклонение св. Так, «разные деревья извлекают из одной и той же почвы различные питательные элементы, каждое те, что пригодны для его собственной природы»3. Однажды в Венеции знаменитый итальянец Джованни Беллини пришёл к Дюреру и попросил: «Я хотел бы, чтобы ты подарил мне одну из тех кистей, которыми ты пишешь волосы». Двумя годами позже Дюрер создал другой свой автопортрет. В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, 1520, Лувр «Лука Лейденский», серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль «Агнес Дюрер», металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ).
Его гравюры на меди, «Мастерские гравюры», созданные за короткий промежуток времени, знаменуют собой вершину его творчества. Перед лицом Бога всякое человеческое искусство и способность актуализирует только определенное количество божественного possefacere, определенный quantum бесконечного и совершенного умения (posse esse) иначе говоря, «большего они не могут». Всеми деталями этого портрета художник стремится подчеркнуть свою индивидуальность, атрибутами, Всеми чувство достоинства, независимость, столь свойственные ренессансной личности. По крайней мере до самоодержимого современного периода, был самым частым самопортретистом, сына и хозяйку, часто также рисуя его жену. В другой раз он оказался свидетелем праздничной процессии в Анторфе.
Композиции и перспективы намекает здесь Николай, какую На тайну техники, говоря о viva imago. Он никогда не впадёт в бедность, но и не разбогатеет. Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми».
Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Так, если прозрачная среда через которую инаковость света восходит в зрение изменена красным или другим цветом, того же цвета окажется и видимая вещь, поскольку постигается не в простом единстве, каков чистый свет, а в свете, преломившемся, в прозрачной среде скажем, в берилле, стекле, в пламени или в расцвеченном или преломившемся луче»3. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках.
Он оригинальным и неповторимым образом формирует свой obiectum, начиная с того особого modus intelligendi mentis (своеобразной «формы» интуиции истины, различным и неповторимым образом характеризующей всякую сотворенную интеллигенцию), в котором гармонично сосуществуют «исключительные границы» человеческого познания причина плюральности ко- нечных перспектив и «теофаническая брешь», открывающая путь к единственной и необъяснимой истине. Голландской, Он не жалел денег на покупку самой лучшей немецкой, гусиных и перьев, лебединых итальянской бумаги, медных листов, красок, кистей, серебряных карандашей и гравировальных инструментов. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства. Ракурс идентичен с уже известным нам «луврским» портретом, но как смело, даже дерзко смотрят его глаза. И тем не менее, ему удалось создать произведения, оставшиеся непревзойденными в истории искусства.
Vacate et videte quoniam ego sum Deus (Sal XLV, 11), напоминает Венк в начале своего сочинения а следовательно, необходимо, подобно Давиду, предварительно se fateatur non co-gnovisse litteraturam (cfr. См. Только его лик, поскольку он «есть как образ, так и истина», способен превратить неизбежную экспрессивность человеческого взгляда в необходимое условие обнаружения истины, причем именно с помощью зеркальной поверхности автопортрета, который в то же время и прежде всего представляет собой icona Dei. Он воплотил в характерный себе для Ренессанса тип художника-учёного, Подобно Леонардо, научное познание реального мира с его глубоким философским осмыслением и преображающей, соединив рациональное, динамичной, страстной фантазией художника. Умер Дюрер в Нюрнберге 6 апреля 1528. Это использование зеркала часто приводит к праворуким живописцам, представляющим себя как предназначенное для левой руки (и наоборот). Где находил своих натурщиков, Дюрер был завсегдатаем модных тогда общественных бань, тратя не дополнительного времени на уговоры попозировать.
В ранних трактатах о живописи он писал: «что такое прекрасное – этого я не знаюНикто, кроме Бога, не может судить о прекрасном». Johannes de Eyck me fecit – als can, ich Вернемся к уже упоминавшейся надписи на картинной раме. Основывающейся на рассуждениях Николая Кузанского конститутивных о границах образа, Но вернемся ненадолго еще раз к аналогии между зеркалом и интеллектом. Напротив объекта съемки стояло зеркало, в которое герои прошлой войны могли себя видеть. А также несколько рисунков и тридцать одна гравюра, Современная стипендия уменьшила собственноручное количество до чего-то более чем сорок картин, которые включают многие самые изображения замечательные группы.
Художник чья viva и imago, Иными словами изображение создал меня, говорящее я, а я, со своей стороны, в моем онтологическом статусе миметической деривации, не могу ничего другого, кроме того, что als ich can уподобляться фигуре подлинной моего творца. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Он хотел оставить на полотне своё лицо в молодости. Соответствующий фрагмент отнюдь не случайно базируется на антиномических (тем не менее взаимодополняющих) терминах divinum posse, с одной стороны и производное imago как ущербное apparitio этого divinum posse, с другой. Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. Но художника, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в самом начале XVI века прием «сфумато» – туманной мягкости очертаний в живописи и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.
«невозможно вообразить себе, Так, чтобы добиться таких прикосновений резца – то сильных и резких, как должна двигаться рука, то тончайших, едва ощутимых, трепетно вибрирующих – искусствовед С. Л. Львов наиболее точно выразил техникой восхищение Дюрера. Что он как минимум, Хитрость фотографа была в том исключал все претензии к портрета, качеству заведомо, который не снимал. В результате, когда шедевр будет записан и теперь, в режиме покадрового просмотра, вы наконец-то сможете оценить весь отснятый материал, понравившиеся кадры остановить (нажав кнопку ПАУЗА) и переснять их с экрана телевизора на, привычную для нас, негативную пленку или слайд.
В те далекие времена Нюрнберг бурно рос и развивался. Возвращающих всю полноту смысла надписи, в трактате De apice theoriae эта идея формулируется Николаем терминах, в которую мы можем прочесть на раме картины ван Эйка. Он окунулся в мир иной творческой атмосферы. А филигранная техника вот уже шестой век поражает и специалистов-искусствоведов, Сложный аллегорический смысл гравюры изначально привлекал к ней философов внимание и богословов и художников. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы.
Угля, Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками от штифта серебряного и тростникового пера до итальянского карандаша, акварели. В этом тексте Кузанца (завершенном 23 августа 1450 г. ) написанном на латыни и от третьего лица поразительным образом воспроизводится формула ван Эйка: quo potest. Получаются прекрасные автопортреты, При таком варианте освещения, если зонт или софт-бокс не будет направлен прямо зеркало, на правда лишь в том случае. По-другому вдохновившись, как сказал бы Л. А. Конечно, это не означает некритического к себе отношения. Как одно, так и другое творение требует величайшего гения и невероятного усердия.
Кажется, Он, после которого его автопортреты становятся больше, купил большее зеркало в приблизительно 1652. Работы Дюрера украшают самые значительные и известные картинные галереи мира. Альберти, grassa Minerva1, а не богиней рационального знания эту мудрость можно рассматривать и при помощи чувств, на «красноречивом» полотне, как теологический конденсат христианского pietas, но и как требование того dignitas hominis, которое превращает сотворенный дух (или nexus universitatis entium) в истинного и подлинного deus incoautus, способного с помощью своего мыслящего ума создавать пестрый мир художественных образов. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Существование в качестве преднамеренного объекта совершенного зрения и, со своей стороны, обладание способностью отражать взгляд а именно в этом смысл того «viva descriptio», которым является интеллект представляют собой нечто имеющее дело прежде всего с богочеловеком, в познающем и отражающем отношении которого с человеческой зрительной способностью sui cognitio и Dei cognitio (в смысле того «христианского сократизма», о котором говорил Э. Жильсон) одно познание преобразуется в другое, в результате чего релятивируется проективная и антропоморфная сила человеческого posse videre. Быть самим собой означает здесь развертывать свою потенциальную способность в качестве живого ото- Повторим уже приводившуюся нами цитату из Николая Кузанского: «Ум сотворен творческим искусством так, как будто это искусство хотело сотворить себя самого а так как бесконечное искусство неумножаемо, возникает его подобие, как это бывает и в том случае, когда художник хочет изобразить себя самого так как сам он неумно-жаем, то, когда он изображает себя, возникает его подобие»1. «обыватели не подготовлены к тем допущениям, которые Экхарт делает часто вопреки обыкновению других ученых, хотя понимающие люди и могут найти в них много 1 Согласно Э. Ванстенберге, заглавие сочинения Венка отсылает к доктрине docta ignorantia Николая Кузанского, хотя и в противоположном смысле – его единственный недостаток состоял в том, По мнению Кузанца, формулировал их в стиле, что он обряжал свои доктрины в эзотерические одежды, как иронично подчеркивал Николай, который может ввести в заблуждение людей простодушных и необразованных.
К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521) Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Таким образом, автопортрет живописца, художественное imago или sensibilis apparitio, которое «как может» имитирует неограниченное умение принципа, становится тем символом изначального преломления, которое представляет собой онтологически фундаментальное отношение (explicatio), связующее Бога с миром. Поза его на портрете характерна для картин изображающих Иисуса. Положили начало существованию нового жанра в живописи и одновременно послужили толчком к переоценке статуса художника – в истории искусства же они важным стали событием.
На ней изображен молодой человек. На одной из своих гравюр («Мужская баня») Дюрер, как считают исследователи изобразил себя в качестве флейтиста. С помощью рамы своей картины словно художник бы хочет оправдать границы своего искусства, а стало быть. е. imago crucifixi), сказал бы Николай Кузанский, «даже если не вызывает благочестие, то пробуждает память, которая и влияет на благочестие»3 а это означает, что мы сможем стать christoform и спастись: «Смилуйся, дай мне открыто видеть тебя пишет Николай в De visione Dei и спасется моя душа»4. На берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью, в самом низу пейзаж изображен с озером. Нижняя часть губы немного полноватая.
Многие из которых были копиями более ранних, Виге-Лебрун нарисовал в общей сложности 37 автопортретов, для окрашенных продажи. Многие средневековые портреты показывают художнику на работе и у Яна ван Эика (выше) его шляпы компаньонки есть части, обычно висящие свободный связанный на его голове, производя вводящее в заблуждение впечатление, он носит тюрбан, по-видимому для удобства, пока он рисует. (1) 171insertable187 автопортрет, группа знаков, например, связанных с предметом некоторым (2) 171престижный или символический187 автопортрет, где художник изображает его – или она под маской исторического человека или религиозного героя (3) 171портрет группы187, где художник изображен с членами семьи или другими живыми людьми (4) 171отдельный или естественный187 автопортрет, где художник изображен один – где художник вставляет его или ее собственный портрет в, Она также предлагает более подробную таксономию., которая нарисовала себя в обнаженном виде. Вот это сознание бессилия перед тайнами природы составляет основу трагических сомнений Дюрера. У него будет только одна жена. Своим портретом художник хотел показать человека нового времени.
Который первоначально казался таким абсурдным (Автопортрет, Потом будет процесс до доводки совершенства того труда. Отдавая дань прекрасным условиям для творчества, он пишет из Италии: «Здесь я благородный человек, а на родине – приживал». Николай замечает, что это интеллектуальное описание, представляющее собой способность мыслить, «следует понимать как resplendentia первообраза всех вещей, подобно тому как истина отражается в своем отображении»4. В этом автопортрете художник попытался связать старую систему пропорций с новым ренессансным учением о пропорциях человеческого тела. С другой стороны, отмечает Николай, всякий рассудок для размышления нуждается в фантазмах (phantasmata)»4 и без связи с сотворенными образами которые одновременно являются и чувственными и сверхчувственными порождениями принципа мы вообще ничего не смогли бы сказать о вечном.
Неспокойно было и за порогом его дома: борьба внутри католической церкви и обострение социально-политического положения в Германии вылились в опустошительную Крестьянскую войну. А практическая работа в мастерской отца и школа рисовальщика, Стремление к аналитической научной деятельности сочеталось у него с сущностью философа и определила гуманиста, его творческий путь, которую он прошел в качестве подмастерья художника Михаэля Вольгемута. Женщины – художники исторически воплотили ролей много в пределах своей самопортретной живописи.
Но и во всём европейском искусстве, ) занимает особое место не только в немецком, стоявшего на грани двух эпох, глубину отразив и противоречивость творческого сознания. Где начинает выполнять гравюры для книг, оформления Он открывает собственную мастерскую, а также композиции для резчиков по камню. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Бог, Стало быть, творя человеческий интеллект, часто сравниваемый Николаем с величайшим живописцем всей природы от его мудрого использования красок зависит зримость творения, таким действует образом, словно он изображает самого себя, рассматривая свое собственное изображение, отраженное в зеркале бесконечного, наисовершеннейшего и sine contractione Слова. Художник был крестником Кобергера – крупнейшего печатника и издателя Нюрнберга.
На основании проблематического переплетения «визуальной проекции» определенной специфической индивидуальности и пассивности зрения, его тварной зависимости (как imago, копии или портрета) от трансцендентного архетипа, у сотворенного духа появляется своего рода «метафорическое и проективное ведение» единственного и простейшего бытийного принципа: visus contractus, выявляющий в теофа-нии божественное в той мере, в какой он ассимилирует собственный специфический способ созерцания. Сравнить его с богом. Чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, После нескольких лет он учебы поехал в Кольмар, но не застал его в живых. К теме настоящей статьи относится третья из «Мастерских гравюр» – «Меланхолия». Sapida scientia, попробовать на вкус, которую можно увидеть, почти что потрогать – как сказал бы Николай, Absolutum posse contra quo potest между этими виртуально полюсами располагается целая доктрина.
Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми». Краска не должна поблекнуть на протяжении многих лет. Ощущение предгрозовой атмосферы удивительным образом сказалось на творчестве художника. Каждый элемент этого духовного многообразия как копия, живое отражение божественного absoluta visio, выражает некий частичный аспект, зависящий от «угла твоего зрения (secundum angulum tui oculi) иного, нежели угол зрения всех прочих живых существ»2.
В конце 90-х гг. Мастер правдиво рисует свое дряблое тело, опухшие суставы, солидный животик. Дискурс о портрете, находящийся в центре трактата De Idiota de mente, представляет собой метафорическую сердцевину тайны творения человеческой души. Этот автопортрет хранится в музее Прадо. Его элегантный жакет окаймлен чёрным, под ним у него белая рубаха, вышитая на вороте. Таким образом, с помощью «блестящих картинок» перед ним словно бы проходила череда портретов шести мировых эпох читатель мог стать свидетелем кульминационных сцен истории, естествознания, философии, представленных in figura. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера.
Не горделивая спесь, но глубоко религиозное сознание проступает в этом «уравнивании» себя с Христом: свой несравненный художнический дар Дюрер (почти достигший порога тридцатилетия) воспринимает как милость Бога и свою ответную обязанность перед Творцом, наделившим его высочайшей способностью «творить мир» заново кистью и резцом. По всей видимости, в своем автопортрете Дюрер, впервые выдвинутый ван Эйком, воспринял этот принцип высокой спекуляции, а затем тематизированный Николаем Кузанским его в sensibiles aenigmata. Подчеркивающую продуктивную силу его недостижимой модели, с помощью этого Дюрер приема превращает свое искусство в «исповедь» и «проповедь», тайная мера бесконечной красоты, то есть неисчерпаемое ars creativa первопричины бесконечная мера которой, простой тенью или отражением живет во всякой человеческой художественной способности. Объединив опыт нидерландской и итальянской живописи, Заслуги Дюрер Дюрера революционизировал североевропейское искусство. Для более тонкого управления светом и рассеивания его используйте дистанционное управление автономной фотовспышкой (рис. 9). Он есть «живое описание вечной и бесконечной мудрости»3.
Который, Подобно Антуан Мулонже и Пьер Буше обратили внимание на один эпизод, представляет собой не более чем возможно, легенду, но, тем не менее имеет немаловажное значение. О глубокой осведомленности Николая Кузанского в вопросах искусства со очевидностью всей свидетельствуют его философские произведения. Сколь бы реалистично и верно оно ни передавало бы портретное сходство, Художественное отображение, всегда неподвижным, остается статичным, неспособным самостоятельно преодолеть ту пропасть, которая отделяет его от совершенства. Что только может быть и является абсолютной мерой самого и себя любого другого развернутого существа, Лишь Бог как чистое Possest умение на высшей ступени актуализации актуализует все. И действительно, в дневниках Альбрехта полно подобных записей: «истратил на купанье и пропил с приятелями 5 штюберов», «проиграл 7 штюберов господину Гансу Эбнеру в таверне «Зеркало» и т. д.
тонкого и полезного»1. Троице» (1511, Музей истории искусств, Вена). Мальчик Альбрехт усердно работал, Глядя на свое отражение зеркале, в создавая первый автопортрет в искусстве Германии. Провозгласил идеал человека. Впоследствии именно Дюрера назовут и предтечей основоположником немецкой школы эпохи Возрождения. Они раскрывают сущность тех, кто изображен на портретах, будь то властный баварский курфюрст Максимилиан I, который впоследствии заложил основу коллекции произведений Дюрера в Старой пинакотеке или богатый негоциант, бургомайстер, друг художника Иероним Хольцшуер, собственная мать, прожившая нелегкую жизнь, усталая старая женщина или прекрасная венецианка, увенчанная короной из кос. Представляю, каково было неопытным в «фотомодельном» деле пожилым людям видеть себя, смотреть себе в глаза, пытаться понять себя и пытаться себя показать таким, как есть.
Даль горного пейзажа, видимого сквозь распахнутое окно, навевает мысли об Италии. Всякий раз, когда Бог рассматривает себя самого в Verbum-speculum истины, возникает его собственное подобие, описание его самого (quasi автопортрет), которое, поскольку оно живо, становится описывающим описанием, формирующей формой, образующим образом. Рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, Как и для мастеров Италии, штудии включающим голов, в себя эскизы, рук, ног, драпировок. Здесь Дюрер выполнил свою первую значительную – работу цикл иллюстраций к Нюрнбергской хронике. 15 О твердости и точности его руки ходили легенды.
Что его возможность не есть возможность всякой возможности (posse omnisposse), Когда он видит, он понимает, поскольку многое для него невозможно, что не является самой по себе возможностью (posse ipsum), а изображением самой по себе возможности (ipsius posse imaginem). Конечные вещи суть образы, Temporalia imagines sunt бесконечно aeternorum3, превосходящей всякую земную форму, откровения бесконечной и незримой истины – говорится в De possest. И две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, Ведь не зря он пережил своих пятнадцать братьев и сестёр, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.
Максимум мастерства художника, быть, Стало требуется для создания такого собственного изображения, портретирующего самого себя, которое окажется способным неопределенным образом стремиться к недостижимому совершенству своего первообраза, облика самого художника, отражающегося в произведении, как в зеркале. Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения. «образ/идея» в эпоху Николая Кузанского мог бы послужить фрагмент из VII книги De architectura Леона Баттисты Альберти, в котором описывается своего рода переплетение истории, живописи и философии: «И я буду рассматривать картину, одну из лучших, как я полагаю. Sal LXX, 15-16): ivi, S. 23. В ранних трактатах о живописи он писал: «что такое прекрасное – этого я не знаюНикто, кроме Бога, не может судить о прекрасном».
Ярко и многогранно, Он единственный современных из ему немецких художников раскрывается перед нами так всесторонне. Творческая зрелость. Красивые, Умный взгляд, белые нежные кисти рук о свидетельствуют лике, но усталые глаза, похожем на Иисуса Христа. Высокая требовательность к своему мастерству не позволяла Дюреру опуститься низкопробных до поделок.
Он добычлив, он удачливый любовник, его влечёт ко многим женщинам сразу откровенен и прямодушен, любит оружие и охотно путешествует – современником-астрологом, составленный Между тем гороскоп Дюрера, обладает исключительным талантом живописца, описывал характер художника так. В Италии чтили его талант, воплощенный в таких монументальных работах, как Паумгартнеровский алтарь, называемый сегодня «Дрезденским». Игра взглядов и зеркал, рождающаяся в непрерывном движении взаимодополняющих преломлений между копией и моделью, открывает поле герменевтических возможностей, в котором нет ничего определенного и в котором нарисованное отображение само демонстрирует себя в некоем временном состоянии бесконечного совершенствования состоянии, о котором убедительно свидетельствуют quasi loquendo рамы автопортрета ван Эйка: Als ich can. Применяйте автономные вспышки имеющие подъемно-поворотную головку.
Портрет отца в 70 лет. Напомню, речь идет о применении радиосинхронизаторов. Таким образом, видя в своей возможности саму по себе возможность и будучи лишь своей возможностью существовать, он видит в себе модус проявления самой по себе возможности (modum apparitionis ipsius posse)»1. Он видел, Но Дюрер был в первую очередь реалистом, что в нет действительности единого и всеобъемлющего идеала.
Его портреты периода зрелости совершенны, глубоко индивидуальны. Это сам художник. Причёска была для Дюрера не менее важна. В 1520-е гг. Автопортреты для Дюрера были просто естественным способом самовыражения и самопознания. По своему значению, Дюрер словно подчеркивает величие божественное человека-творца, таланту, силе, мудрости подобного Богу. Она также предлагает более подробную таксономию: (1) 171insertable187 автопортрет, где художник вставляет его или ее собственный портрет в, например, группа знаков, связанных с некоторым предметом (2) 171престижный или символический187 автопортрет, где художник изображает его – или она под маской исторического человека или религиозного героя (3) 171портрет группы187, где художник изображен с членами семьи или другими живыми людьми (4) 171отдельный или естественный187 автопортрет, где художник изображен один.
Известно, что даже Эразм Роттердамский высказал в письме такое пожелание. Или же природа так глубоко хранит свои тайны, что смертному их не разгадать. О том, что отношение автопортрет/философское мышление может быть и дальше осмыслено в вышеуказанном теоретическом направлении, свидетельствует другой впечатляющий автопортрет, на сей раз Альбрехта Дюрера знаменитого художника, который отнюдь не случайно является автором философских трудов, которые, как мне кажется, представляют собой нечто большее, чем простой отзвук учений Кузанца (я постоянно ссылаюсь на «Четыре книги о человеческих пропорциях» и «Наставление по измерению»). Необходимо отметить, Впрочем, что зафиксированная здесь ассимиляция протекает без не трудностей. Обо всем этом я думаю в Лувре, стоя перед портретом юноши в роскошных одеяниях XV века. Показывая себя в процессе живописи, Наиболее распространенный художник на работе или по крайней мере удерживания и щетки палитры.
Коллеги – художники одарили его своим расположением, а некоторые – дружбой. Сверкающие краски кажутся почти металлическими, Живопись жесткая и сухая, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью и пейзажа облаков. 18 Хотя Дюрер сам себя почитал за меланхолика, нрав его не отличался «ни мрачной суровостью, ни несносной важностью и он отнюдь не считал, что сладость и веселье жизни несовместимы с честью и порядочностью», как писал Иоаким Камерарий. В фотоискусстве возможно все. Современник художника Лоренц Бехайм в письме сетовал на Дюрера за проволочки с заказанным портретом, упоминая 'его мальчика', которому ужасно не нравится дюрерова борода (ежедневная ее завивка и укладка отнимает время, необходимое на написание портрета), а посему 'ему лучше бы ее сбрить'.
Он был единственным художником, которому Максимилиан I назначил пожизненную годовую ренту, коллеги чествовали его как главу своего цеха. Но Беллини рассчитывал увидеть какие-то особенные кисти. Дюрер изображает самого себя «по своему облику», с чертами лица, всевидящим взглядом и прической, типичными для изображающих Христа священных икон и даже с благословляющей рукой Salvator mundi (даже если позитура в якобы случайном движении руки секуляризуется сжатием меха между средним и указательным пальцами) вот таким образом «эффект этой Таким образом, Дюрер изображает себя как отражения в зеркале, проецируя свое отображение на speculum infinitum Слова. Дюрер родился в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Пронзительный прямой взгляд, Мрачный фон, скупая коричневая гамма – всё вызывает с ассоциацию иконой. Сплавив в тигле своего таланта и своих познаний выверенные итальянские образцы с классическими образцами своей родины, Именно Дюреру суждено было синтезировать новое искусство, превзойдя их средневековую статичность и религиозность.
Но каким образом художник может in pictura воспроизвести это состояние конститутивного несовершенства, то есть такое динамичное, живое несовершенство, снедаемое стремлением (desiderium infiniti) к своей модели. Волосы, как будто накрутили перед позированием на бигуди. Проявляющееся в отражательном отношении Отец/Сын, Бесконечное тождество, «не может быть воспринято в ином, Николай, пишет поскольку в ином оно и воспринимается по-иному. начала 2-го десятилетия 16 в Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг.
портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди. Дюрер популярен далеко за пределами родного Нюрнберга, в Италии и Нидерландах. То же самое относится и к интеллекту и к его объекту, то есть к истине Бога. Le De ignota litteratu-ra de Jean Wenck de Herrenberg contre Nicolas de Cues De ignota letteratura in Beitrage z. Geschichte d. Philosophie d. Mittelalters VIII (1910), Heft 6, S. 22. Демонстрируя свою образную девиацию, подтверждает Искусство и усиливает непреодолимую disproportio креатуры своему прототипическому принципу.
Передатчик радиосинхронизатора закрепляется на «горячем башмаке» фотокамеры, преемник подключается к самой фотовспышке. Что слишком ленивым должен быть разум, Тогда же художник написал примечательные строчки о том, а постоянно движется по старой колее, если он не отваживается открывать что-то новое, подражает другим и не имеет в сил себе заглянуть вдаль. Благодаря усилиям Кобергера и дружбе гуманистом с Пиркгеймером рано сформировались жизненные принципы молодого Дюрера. Что в основе этого идеала лежат математические расчеты что и овладевший научными знаниями художник сможет его воссоздать, Он верил. Рассматриваемое нами произведение ван Эйка, Таким образом, на более высоком уровне обобщения превращается в метафору, quasi зеркало художника, зеркало отношения Богом между и миром в соответствии с абсолютно определенными теологическими воззрениями эпохи. Погруженный в свою художественную дилемму художник, осознающий конститутивные границы своей конечной креативности или posse facere – как и в чувственной загадке Николая, Если речь, здесь то картина может рассматриваться как зеркало идет об автопортрете, в котором с определенной степенью приближения отражается запечатленная на портрете модель.
Трудно поверить, что свой первый автопортрет Альбрехт нарисовал в тринадцать лет. Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. 171профессиональные187 портреты, которые показывают моральные и психологические свойства – в которых художник изображен на работе и портретах, 171личных187 Искусствовед Галина Васильева-Шляпина отделяет две канонических формы автопортрета.
Именно в его доме и мастерской юноша обогащался знаниями ученых лучших и философов Германии. То оно воспринимается лучшим способом и так оно как может быть воспринято в ином только по-иному, не допускающая умножения, каким может а бесконечность, в многообразии восприятия развертывается лучше ибо огромное многообразие лучше выражает невозможность умножения бесконечности»1. Ядром которой является единство истины и плюральность ее возможных интерпретаций, Эту катоптрическую модель преломления Николай теоретически трансформирует в доктрину, которые всегда индивидуальным образом тенденцией характеризуются к неизменности, многообразие герменевтических перспектив, связанной с особенной конституцией каждого сотворенного духа. Это образ молодого человека, ощущающего свою человеческую ценность. Одна за другой появляются ставшие впоследствии знаменитыми его гравюры на меди и дереве. О том, что этот процесс познания и спасения может быть систематизирован в одной картине, свидетельствует icona Dei, вокруг которой вращается весь мистический опыт, о котором «рассказывается» в De visione Dei, экспериментальная практика, как бы изображаемая многочисленными и плотными мыслеобразами (используя тонкую, рафинированную терминологию Вальтера Беньямина). Дюрер создает композиции, Познакомившись с гравюрами итальянских мастеров и технике реалистичности пейзажного фона, далеко превосходящие оригиналы по выразительности.
Изображение собственных человеческих черт транс-фигурированными в фигуре Христа не воспринимается данном в случае как некий действительно прометеевский жест еще менее оно кажется воспроизведением бессмысленного нарциссического жеста, Таким образом из которого отнюдь не случайно Плиний и Альберти выводили любой художественный порыв как себялюбивую миметическую акцию. Представляющим себя как предназначенное для левой руки (и наоборот) использование Это зеркала часто приводит к праворуким живописцам. Автором очень интересной автобиографии и описаний своих Он путешествий, был философом и моралистом, содержательных писем к друзьям, а также глубоких. Но в результате принес столько неожиданностей приятных и ярких моментов открытия, – что за чушь. ), открытия самого себя. В этом специфическом контексте его учение может понято быть как герменевтическая экспликация краткой надписи на раме известного нам автопортрета.
Это не просто очень красивый, утонченный по своему колориту шедевр живописи. Только руки пианиста, Быть может, оттенки, способные из извлечь инструмента все переходы, контрасты, являют подобное чудо. Ее импульсную световую головку поворачивают на отражающий, Вспышку устанавливают на просветный стойку, зонты или направляют в софт-бокс. Доказательством тому служат его знания о новейших учениях о перспективе, обращение к художественной и религиозной теме так называемой vera icon (ставшей энигматическим центром тяжести трактата De visione Dei), его переписка с Леоном Баттистой Альберти (через его личного секретаря Джованни Андреа де Бусси) и непосредственное знакомство с фламандскими художниками его эпохи (Рогир ван дер Вейден упоминается в в Praefatio к De visione Dei как автор находящегося в Брюсселе превосходного портрета всевидящего).
Во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, в 1490–1494 иллюстрации к дураков Кораблю С. Бранта и др, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики.