Среди художников следующего поколения Энгр называл его одним из своих богов. Но вскоре культурная ситуация изменилась. Идея картины – служение долгу. С 1640-х гг.
Которые могли иметь воспитательное значение, Он все чаще обращается к таким сюжетам из Библии или античной истории, добродетели ибо главной своего целью искусства мастер считал пробуждение в своих современниках высоких понятий разума, героизма. Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности гармонии, композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Облаков и деревьев, Но фигуры их мифических героев малы и почти незаметны среди огромных гор. Того философского равновесия, Единственная женская фигура в этой картине является как бы воплощением того душевного умиротворения, все звучание этой картиныhellip» «Неотвратимое движение природы от жизни к смерти, к которому подводит весь зрителя ритмический строй, от цветения к увяданию неотделимо в них от человеческих судеб, воплощенных в эпизодах библейской легенды, – пишет В. И. Он постигает латынь и философию, слывет образованным человеком.
Строгая организация композиции, подчиненной четкому, выверенному ритму, не исключает в ней ощущения ясной, сдержанной в своих проявлениях радости бытия. «Дух мелочей прелестных и воздушных» (М. Где изображены герои античных мифов, Это аллегория поэтическая происхождения цветов, превращенные в цветы. «Времена года» (Париж, Лувр), написанные для герцога Ришелье в 1660-1664, синтезируют в себе все элементы позднего стиля художника.
Он исполняет серию картин, считающихся шедеврами и два века спустя. В «Пейзаже с Диогеном» (Париж, Лувр) пышно разросшаяся зелень выражает идеал философа, считавшего природу основой жизни. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. Честных, Эта гробница возвышается среди привольных долин – Аркадии легендарной страны счастливых, чистых сердцем пастухов. Не случайно их часто называют героическими. Заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях, Это сама обращается Смерть к героям и разрушает их безмятежное настроение.
Французский художник. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан условно довольно и больше похож на театральную декорацию. То в провинции, После краткого и малоудовлетворительного пребывания в мастерской портретиста Фердинанда и Элле лотарингца Жоржа Лаллемана Пуссен обретает самостоятельность и работает то в Париже, принимаясь за любые заказы. Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. В «Пейзаже с Орионом» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) гигант Орион кажется меньше огромных дубов. Преподнесенные кардиналом Франческо Барберини в дар кардиналу Большую Ришелье, роль в этом сыграли его работы.
Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в Пуссена глазах состоял в соразмерности частей целого, ясности композиции, гармонии, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Но, Она хочет убить юношу, влюбляется в Ринальдо и уносит его свои в зачарованные сады, покоренная его красотой. Великолепное собрание луврского Кабинета рисунков включает эскизы к картинам и пейзажи. Для украшения Луврской галереи, 1639 в году Пуссен был приглашён кардиналом Ришельё в Париж. библиотеке Виндзорского замка.
Франциска Ксаверия (не сохранились). В колорите ощущается влияние Тициана, творчеством которого Пуссен увлекался в эти годы. Расчленив его на ряд планов, Художник расположил фигуры предметы и в неглубоком пространстве. В их числе видное место среди них занял именно Никола Пуссен. Составивших содержание его искусства, Для больших выражения морально-этических проблем, строгие, Пуссен находил простые, законченные живописно-пластические формы.
Он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Суд Соломона», «Пейзаж с большой дорогой», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет – «Пейзаж с Диогеном», Конец 40-х – начало 50-х один – из плодотворных периодов в творчестве Пуссена. Почти все на полотне спокойно – бессильно лежит на земле Танкред, застыл над ним Вафрин, неподвижны кони, тело Арганта распростерто в отдалении, пустынен и безлюден пейзаж. Правда, последователи Пуссена и прежде всего деятели французской Академии восприняли в основном лишь внешние стороны искусства великого мастера, превратив его художественные принципы в застывшие схемы.
Дюге и его семья взяли на себя хлопоты по уходу за больным. Лившиц. В этой картине преклонение художника перед мощью, вечностью и величием природы.
Христианство и стоицизм. Напоминая им о неизбежности смерти, Эта случайная находка задуматься заставляет аркадских пастухов. Более тонкой аллегории смерти и возрождения посвящены картины «Диана и Эндимион» (Дейтройт, Институт искусств), «Смерть Адониса» (Кан, Музей изящных искусств), «Царство Флоры» (Дрезден, Картинная гал. ), «Триумф Флоры» (Париж, Лувр). Населённый мудрыми и совершенными людьми, Он представлял Древнюю Грецию идеально-прекрасный как мир.
Французские художники и него до были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. К числу лучших работ этого круга принадлежат знаменитая «Спящая Венера» (Дрезденская галерея) и «Детство Вакха» (Лувр). Сказывавшийся не только в сюжетах из Одной особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, но и в продуманности композиции. А остальные фигуры расположены по кругу, Танцующая Флора находится в центре, позы их и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Теоретики нового стиля говорили, что «классицизм – это доктрина разума». Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации, Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских героям персонажей классической древности.
Иоанн на Патмосе" (около 1644-45 институт искусств, Чикаго) серия из 4 картин на тему времён года (около 1660-65, Лувр, Париж) в завершающем эту серию полотне "Зима или Потоп" размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии. Она сказывается в общем жизнерадостном настроении композиций, в характере образов, в трактовке пейзажа, в сочном горячем колорите, свободной живописи и внимании к передаче света. А античный миф подсказал художнику сюжет произведения, Изображение – природы вот главное в этой картине Пуссена. Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная. гал. и «Триумф Вакха», Канзас-Сити, музей). Сказывавшийся не только в сюжетах, Одной из особенностей творческого Пуссена метода был рационализм, но и в продуманности композиции.
После тяжелой болезни Пуссен женится на Анне Дюге, дочери французского кулинара Жака Дюге, которая ухаживала за ним во время болезни. Все ненужное отброшено, композиции Монументальные построены на строгой симметрии и прекрасном чувстве пространства фигуры подобны торжественным мраморным статуям краски прозрачны и даже жестки жесты экспрессивны. А Эрминия, Оруженосец Вафрин приподнимает с земли неподвижное тело Танкреда, отсекает мечом свои волосы, в безудержном порыве любви и сострадания, перевязать чтобы ими раны рыцаря. Но его не любили и у него не было последователей, Пуссен уважением пользовался среди художников. Расчленив его на ряд планов, Художник расположил фигуры и предметы неглубоком в пространстве. Естествоиспытатель, Декарт – математик, утверждая, творец философского рационализма – оторвал философию от религии и связал ее с природой, принципы что философии извлекаются из природы.
Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. Москва все три – около 1625-27 "Царство А. С. Пушкина, Флоры", Картинная галерея, около 1631-1632, Дрезден "Танкред и Эрминия"). Никола Пуссен родился 5 мая 1594 года в Нормандии, около городка Ле Андели. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о "Модусах", определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).
Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода ("Моисей иссекающий воду из скалы", Эрмитаж, Ленинград "Элиазар и Ревекка", Лувр, Париж обе – около 1648 "Аркадские пастухи" или "Et in Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж "Отдых на пути в Египет", около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Связь живописи с искусством театральным была закономерной для художника XVII века столетия расцвета театра. В 19 и даже 20 веках и позже, находя в его непреходящие произведениях художественные ценности, многие художники Франции обращаются к наследию Пуссена. Он является основателем такого стиля живописи как классицизм. Монументальность и ясность пространственного построения, Пейзажи отличают Пуссена широта видения.
Среди них повторение серии «Семи таинств» для Шантелу (между 1644 и 1648, собрание графа Сазерленда, картины хранятся в Нац. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Никола Пуссен дважды тщетно пытался отправиться в Рим. Римские ученые, Пуссен трактует сюжеты согласно доктринам и литургии раннего христианства в этом ему помогли его друзья, также а изучение саркофагов и вновь открытых росписей катакомб. Великан перестал крушить скалы, своим Укрощенный возвышенным чувством, ломать деревья и топить корабли.
Пуссен учится постоянно и самостоятельно. Делакруа восхищался Пуссеном и посвятил ему одно из лучших своих эссе, Несмотря на споры классицистов и романтиков. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр).
Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а вот таким образом надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: «Великодушие Сципиона», 1653 (ГМИИ, Москва). Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»).
«Весна», Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» библейскими с сценами, «Осень», «Лето», «Зима» – символизирующими историю мира и человечества. Вергилия и Тита Ливия, Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, по исполненные заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека, Виндзор). Призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти, Пуссен увлекался античных учением философов-стоиков.
Раздольская). Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. Так замечательно выглядит мир – когда смену на хаосу приходит порядок, в этом и заключается философия пуссеновского пейзажа. Общий план показывает красоту природы библейский сюжет сочетается со средневековыми категориями и античной мифологией, так, в «Весне» изображен Аполлон вместе с Богом-отцом: виноградные гроздья символизируют в «Осени» как Вакха, так и кровь Христа. Как только у его жены рождался ребенок, Не желая расставаться с властью, Хронос его проглатывал – он своеобразный придумал выход из положения.
Далидж-колледжа «Благовещение» и «Избиение младенцев», Шантийи, музей Конде «Снятие с креста», СанктПетербург, Гос. Его упрекали в тяжелом характере («Автопортрет», Париж, Лувр) и в резкости отзывов о других художниках. Его аллегории навеяны сочинениями поэта и философа Томмазо Кампанеллы, что видно в картинах «Рождение Вакха» (Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг) и «Аполлон и Дафна» (Париж, Лувр).
В своих пейзажах Пуссен всегда изображает человеческие фигуры, обычно это мифологические или библейские персонажи. Последнее, незавершенное полотно мастера – «Аполлон и Дафна» (1664). В 1625–1626 он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима», которая также не сохранилась, но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств).
Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св. Он пишет картины на сюжеты «Жизнеописаний» Плутарха («Перенесение тела Фокиона», Великобритания, собрание Плимут «Пейзаж со вдовой Фокиона», Великобритания, собрание Девоншир) и на темы высокой морали, заимствованной у античных авторов («Завещание Евдамида», Копенгаген, Гос. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV, дал сыну неплохое образование. Эти годы стали для Пуссена периодом разочарования. Велико значение его творчества для истории живописи. В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам: «Нарцисс и Эхо» (ок.
Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство. Родился в Нормандии. До этого пейзаж был для него только фоном для фигур, хотя и помогал раскрыть тему. Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры, то есть из смерти возрождается новая жизнь, круговорот природы.
В 1642 году он возвращается в Рим, который уже не покидает до конца жизни. Помимо живописных работ Пуссена большую и вполне самостоятельную ценность его имеют рисунки. Далее его учили Кентен Варен и исторический художник Жорж Лаллеман. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве. Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств).
Многие мифологические картины конца начала 1620-х 1630-х годов характеризуются большой близостью к искусству Тициана. Подчиненных простейшим геометрическим формам, организованность Строгая и рассудочность композиций, граничат с ясностью математического расчета. За исключением маловыразительных Никола Коломбеля и Франсуа Вердье, Около 1700 парижские художники идеалу противоположную Пуссена, приняли концепцию.
Изолированный от римского общества, Он жил как отшельник, посещая только нескольких близких друзей и отдаваясь полностью творчеству. Который воспринял традицию классического Леонардо стиля да Винчи и Рафаэля, Пуссен был первым французским живописцем. Это письмо некоего Жака Мартена, французского медика. Идея картины – служение долгу. Первый план равнина, небо или морская гладь, третий горы – второй гигантские деревья, в картинах чётко пространственные отделены планы. Барокко, Но они вдохновлялись произведениями мастеров маньеризма итальянского караваджизма. Прежде свирель издавала ужасные звуки.
И в 1640 году после настойчивых приглашений от имени короля Пуссен приехал родину, на Его слава достигла Парижа. Картинная галерея, (Спящая Венера, Лувр, Дрезден Нарцисс и Эхо, Париж Ринальдо и Армида, Музей искусств изобразительных им. Которые художник получил в Париже, Однако почетные заказы на декоративные работы, а придворные интриги делали мучительным пребывание Пуссена при дворе, соответствовали мало его склонностям и характеру дарования. Смущенный, он отнес обе вещи во дворец кардинала.
Идея картины – служение долгу. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. Пушкина). Проведенных Пуссеном в Риме после поездки в Париж, в течение лет, десяти он стал одним из ведущих европейских живописцев.
Они приобретают подчеркнуто идеализированный и характер, в трактовке образов рационалистическое начало подавляет эмоциональное. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные и прежде всего голубой. Общей постановке вопроса и вот таким образом отказывается от рассказа о чьейто гибели, – Пуссен стремится широкой, к потерявших близкого, о горе людей. Игнатия Лойолы и св.
На родине Пуссен получил и первоначальное художественное образование, Там которое же, продолжил по наступлении 18 лет в Париже. В отличие от своих современников, он никогда не пользовался помощью учеников и не имел мастерской. Я болен и паралич мешает мне двигаться. Склонившись другой, Один из них слушает читает, третий, задумавшись и поникнув, не отрывая руки от печальных слов надписи, поднимает отуманенный, вопрошающий взгляд на свою спутницу. Позднему творчеству Пуссена принадлежат также и религиозные сюжеты. Через несколько месяцев (20 сентября 1641 года) художник пишет в Рим: «hellipЕсли я долго останусь в этой стране, мне придется превратиться в пачкуна, подобного другим, находящимся здесь».
Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о Модусах, определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений). Их статуарность и близость к античным и формам пропорциям показательны для зрелого искусства мастера, Характер фигур. Наконец, весной 1624 он приехал в Рим после недолгого пребывания в Венеции. Дабы он, Тот удивился и самого вызвал Пуссена, вывел бы их из лабиринта, протянув зрителям нить Ариадны, где они заблудилисьhellip Пуссен, рассматривая картины, не уподобился большинству художников, воображающих, что они приобретают славу, отнимая ее у другихhellip Он притворился, что не может распознать, где его собственное творениеhellip» в 1629 году Пуссен серьезно заболел и вынужден был на несколько месяцев прекратить работу.
А затаенная грусть, Картина отличается необыкновенной цельностью замысла выполнения и придает ей абсолютно своеобразную прелесть, которой она проникнута. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Наряду с античным наследием его привлекает искусство мастеров Возрождения прежде всего Рафаэля, а также Тициана и Джулио Романе, а из современных художников работы представителей болонской школы. Влюбленная в рыцаря Предводительница Танкреда, амазонок Эрминия, находит его раненым после поединка с великаном Аргантом. (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов.
Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Видя в нем воплощение своих собственных эстетических идеалов, Здесь Пуссен с отдается увлечением изучению античного наследия. Особенно показательны в этом плане такие его работы, как серия «Чудес Моисея» (одна из картин «Иссечение воды», 1649, Эрмитаж), в которой центральным является образ пророка и вождя, силой своего разума и воли спасающего свой народ, «Великодушие Сципиона Африканского» (Москва, ГМИИ) или «Суд Соломона» (Лувр). Органически связанную и с уравновешенную ландшафтом, Нередко Пуссен вводит в свои пейзажи архитектуру. Постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, Ясность, которая занялась выработкой эстетических идейная норм и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»).
Но у него образовалась партия противников, в Париже Пуссен имел много заказов, Брекьера и Филиппа Мерсье, в лице художников Вуе, его ранее трудившихся над украшением Лувра. (1596 – 1650) повлияли на развитие науки, философии, литературы искусства. Ибо мы почти не ранних знаем работ мастера, о характере творчества Пуссена в эти годы судить трудно. Чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, Пейзажи многоплановы, Пуссена иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие.
Но этот стиль противоречил римским вкусам того времени. Единство ритмического построения – особенности главные искусства Пуссена, Завершенность композиции. Сказывавшийся не только в сюжетах, Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, но и продуманности в композиции. Защитники цвета, противопоставленного рисунку, в споре «древних» и «современных» оспаривали превосходство Рафаэля и Пуссена и превозносили Рубенса и венецианских колористов.
А также произведения Рафаэля, Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, художников маньеризма школы Фонтенбло, Тициана, мастеров болонской школы, занимался а перспективой, также анатомией и математикой. (1649, Эрмитаж), «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» (1649, Москва, ГМИИ), в котором величественная природа служит ареной для одного из подвигов Геракла, мирный и радостный «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (ок. Французские художники и до были него традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения. Сильные и глубокие красочные пятна сталкиваются друг с другом в резких контрастах, Неподвижность напряженной, делается проблески оранжевого заката на небе становятся угрожающими и тревожными. Усевшись на прибрежную скалу, он заиграл на своей стогласой свирели. С конца 1640-х годов важную роль в творчестве мастера играет пейзаж.
Ему помог соотечественник, пирожник Жану Дюге, державший трактир. Семейство», Санкт-Петербург, Гос. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.
Французский художник. В живописи Пуссена античная тематика преобладала. Несмотря на это, рисунки Однако, Пуссена характеризуются большой непосредственностью и эмоциональностью. Но к этому времени относится и «Снятие со креста» (ок. И с переходом главенства в этом к союзе Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы, Диана считалась богиней-покровительницей Латинского союза, плебеев и рабов годовщина основания храма считалась праздником рабов – servorum dies, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян.
Волшебница Армида усыпляет молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход. Однажды он добрался до Флоренции, но по неизвестыным причинам вернулся назад. Значение Пуссена в развитии французского искусства огромно. Созданный им классицистический стиль получил развитие дальнейшее во французском изобразительном искусстве на протяжении последующих столетий. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант, около 1635 "Израильтяне, собирающие манну", около 1637-39 обе – в Лувре, Париж).
Его жизнь очень неуравновешенна, Он был пылким, участвовал он в многочисленных драках с членами антифранцузской фракции. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629-30, (собрание герцога Девонширского, Чатсуорт), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). До конца жизни он считал античных скульпторов и Рафаэля своими учителями. (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем.
Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. Даже в драматических древней эпизодах истории он старался увидеть торжество любви и высшей справедливости. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580 – 1649), вторым – исторический художник Жорж Лалльман (1580 – 1636).
Эрмитаж Мюнхен, Старая пинакотека). Древней истории, Обращаясь к темам античной Пуссен мифологии, раскрывал темы современной ему эпохи, Библии. Эти пейзажи были последними работами художника. Вдохновленных греко-римской культурой и в особенности стоицизмом, торжественные Эти композиции продолжаются в серии картин.
Постоянство и упорядоченность изобразительных приемов, Ясность, занявшейся выработкой канонов и идейная моральная направленность искусства Пуссена позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, эстетических норм и общеобязательных правил художественного творчества. С этого времени античное искусство становится для него в образцом его творческой деятельности. Среди которых главную роль играют неразложимые простые цвета – синий, Колорит обычно основывается на чистых локальных желтый, цветах, красный. Иллюстрирует рукописи Леонардо Винчи, да Он знакомится с трудами по теории искусства Дюрера. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования.
Другие проблемы решает Пуссен в многофигурной композиции "Сбор манны" (1637 – 1639). Преобладающих в картине, Сочетание цветов, голубого, зеленого, – синего – придает пейзажу большую торжественность. В то же время в таких картинах, как «Смерть Германика» (1627, Рим, Палаццо Барберини), «Избиение младенцев» (Шантильи, Музей Конде), (Эрмитаж), уже проявляются многие черты классицистического стиля строгость и упорядоченность композиции идеализированный характер образов, напоминающих фигуры античных рельефов. В мистическом «Пейзаже с человеком, убитом змеей» (Лондон, Нац.
В 1640-1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII (Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора, около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Где он умер год спустя, Его единственный итальянский друг – Марине – был в это в время Неаполе. Цвета более холодны, Композиции более и просты статичны, а в фигурах чувствуется влияние римской скульптуры. Умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека, Царящий в этих чеканный произведениях композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала. Которые не сохранились, в 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на из сюжеты жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия.
В конце 1623 Пуссен – в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику. 1630, Дрезден, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие).
В 1640-е Пуссен открывает красоту природы. Нюансы тона даются скупо и точно. Пуссен изучает геометрию, оптику, анатомию, делает замеры античных памятников. Которым присущи черты барочного пафоса («Мучение св, Он пишет ряд больших картин религиозные на сюжеты.
Что однажды, в нем рассказывается, уже завоевавшего себе известность, когда в кабинете кардинала восхищались картиной Пуссена, один молодой художник, «нетерпеливо рвущийся к храму Славы, но идущий, однако, по чужим следам ибо он прекрасно знал, как долог и труден открытий путь и легок путь подражания, попросил дозволения скопировать столь совершенный оригиналhellip Созерцая затем обе картины и убеждаясь в совершеннейшем их подобии, он возгордился, радуясь счастливому результату работы. Чем в поздних фигурных композициях, в своих пейзажах Пуссен придерживается более свободной живописной манеры и значительное уделяет внимание передаче освещения. Которые трансформировали греческие и римские в мифы аллегории природы, в поздних картинах Пуссен вдохновлялся сочинениями античных стоиков, предвосхищая ренессансный символизм.
Где он и вырос, Зевса тайно переправили остров на Крит, после чего сверг своего отца и воцарился на Олимпе. Новым провалом стал отказ Пуссену в росписях в капеллы ц. Сан-Луиджи леи Франчези этот заказ был передан Шарлю Меллену. Его художественный язык в это время отличается предельной ясностью и лаконизмом. Стиль Пуссена определяется влиянием Тициана, «Вакханалии» которого из виллы Людовизи в Риме он штудировал и даже копировал. очертания фигур и предметов) у него всегда отчеканен, как в античном рельефе. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а вот таким образом надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать.
В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Ее брат, Гаспар Дюге, стал впоследствии учеником Пуссена. В 1627 Пуссен написал картину Смерть Германика (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Именно в этой колористической системе и достигает Пуссен величайшей выразительности». С середины 1630-х годов в творчестве Пуссена все вырабатываются характерные особенности классицистического стиля.
Будучи уже довольно известным художником, в 1624 г., внушившим ему любовь к итальянских изучению поэтов, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся с поэтом Марино, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля». Вероятно, в том же году Пуссен уезжает в Париж и, работает где в мастерской Ноэля Жувене, живет некоторое время в Руане, дедушки Жана Жувене. Раздольская. Несмотря на трагическое содержание, Однако, художник повествует о столкновении жизни смерти и спокойно.
Концепция серии также оригинальна. Хотя и несколько обособленное положение, к концу 1630-х годов Пуссен приобрел большую и известность завоевал в художественной жизни Рима почетное. художественный музей). Природа должна была показываться не такой, Согласно доктрине классицизма, а и прекрасной разумной, какая она есть, классики одновременно объявляли прекрасным то, что правдиво, призывая учиться этой правде у природы. Декарт возводил в закон принцип главенства разума над чувством.
Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации, Обращаясь к античным или сюжетам уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности. В эти годы у Пуссена проявляется и талант рисовальщика. По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». В конце 1623 Пуссен – в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. «как одну из лучших и характерных работ Пуссена тридцатых конца годов на мифологический сюжет можно назвать "Вакханалию". Считавших Пуссена своим соперником, к этому добавились еще Вуэ интриги и других художников.
Они окружают забытую гробницу и читают высеченные на ней слова. В 1627 Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считается программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553 – 1610), дал сыну неплохое образование. Они свидетельствуют о необыкновенно тщательной подготовительной мастера работе над каждой его композицией. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Свет у Пуссена всегда рассеянный, ровный.
Последнюю картину из этой серии – «Крещение» – художник взял с собой в Париж и закончил лишь в 1642. Характерное для многих работ, ранних Значительное разнообразие красочных сочетаний, строящейся на сопоставлении больших планов локальных цветов, уступает место более рассудочной и отвлеченной колористической системе. В 1635 известность Пуссена достигает Парижа. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и в Возрождения Рим стекаются молодые иностранцы. Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов.
Но уже в середине и во второй половине 17 века его искусство оказывает очень большое влияние на многих художников, французских Пуссен почти не имел учеников, а классицистический стиль приобретает во Франции господствующее значение. Эрмитаж) одна из самых драматичных мастера, работ 1630 г., отмеченная глубоким и искренним чувством. Который становится для него второй в родиной, 1624 году Пуссен едет в Рим, вся его дальнейшая творческая жизнь связана с этим городом.
Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Петра («Мученичество св. Скульптурной определенности форм четкости и моделировок, Пуссен стремится к предельной досказашюстн.
Хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Пуссен Медичи, получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Написанных в последние годы жизни художника, Это тайны чувство и огромной силы природы является характерной чертой пейзажей Пуссена. Сохранился любопытный документ, свидетельствующий о восхищении, которое вызвали принадлежавшие Барберини картины Пуссена – «Взятие Иерусалима», «Смерть Германика». Что цвет это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, Но художник был убеждён, он не должен глаз отвлекать зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. Пуссен опирается на непосредственные наблюдения итальянской природы, Правда, но он перерабатывает эти наблюдения и в вносит свои пейзажи принцип рационалистической организованности и строгого расчета. Постепенно он перестает добиваться официальных заказов и пишет небольшие картины для частных заказчиков и коллекционеров, главным из которых стал Кассиано даль Поццо.
Фигуры людей служат лишь тем масштабом, который дает почувствовать грандиозность мира. Мудрое приятие смерти роднит мироощущение классицизма с античностью, Стоическое перед смирение судьбой. Вергилия и Тита Ливия, Из ранних работ Пуссена достоверны лишь на рисунки сюжеты из Овидия исполненные по заказу Дж.
Он сознательно исправлял природу, Создавая идеальные образы на реальности, основе принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное. В 1612 приехал в Париж. Но отличаются от них холодной и отстраненностью спокойной монументальностью («Св, в некоторой мере они продолжают работы 1640-х. Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить. Они составляют неотъемлемую часть изображенного ландшафта и всегда подчеркивают и усиливают эмоциональное его звучание, Не играя самостоятельной роли. 19 ноября 1665 Никола Пуссен скончался.
Здесь еще больше усиливает торжественность, присущая первой серии. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630-35 (Прадо, Мадрид). После нескольких неудачных попыток, в 1624 году Пуссену, наконец, добраться удалось, до Рима, где он посвятил годы тщательному изучению и копированию старых мастеров. А. С. Выжженном солнцем ландшафте, "Осень" воплощена в словно суровом, вобравшую в себя животворные соки природы», на фоне которого посланцы иудейского народа проносят гигантскую гроздь Ханаана.
Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности композиции, гармонии, что станет чертами характерными зрелого стиля мастера. Все грандиозно в этом пейзаже: и деревья и скалы и сам Полифем. «Ринальдо и Армида», Особого внимания заслуживает картин, цикл (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия», 1625-27, 1630-е годы, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) – написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим». Пуссен обладал глубоким знанием рисунка даром и композиции, Никола Пуссен Как исторический художник. Который посетил Лез-Андели в 1612 и подтолкнул молодого человека к живописью, занятиям НиколаПуссен учился у Кантена Варена. Умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека, Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как отражение непосредственное разумного начала.
Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Другие – более меланхоличны, они передают хрупкость человеческого счастья («Аркадские пастухи», Чатсуорт, собрание Девоншир – на эту же тему позже будет написана и луврская картина «Эхо и Нарцисс», Париж, Лувр) и ничтожность роскоши («Мидас», Нью-Йорк, музей Метрополитен). Т. е, Юноша и девушка случайно натолкнулись надгробную на плиту с надписью и я был в Аркадии. В 1612 приехал в Париж. В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Отныне «он мог избавиться от наемной квартиры, обосноваться в собственном доме и, обретя душевный покой, утвердиться на избранном пути». Картинная галерея, ("Спящая Венера", Дрезден Лувр, "Нарцисс и Эхо", Париж "Ринальдо и Армида", Музей изобразительных искусств им. «Дух мелочей прелестных и воздушных» (М. Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов. Как в двух картинах, Иногда, почти скульптурная торжественность деревьев и город классический на дальнем плане подчеркивают величие героя иллюстрирующих историю Фокиона. Причем в построении композиций Пуссен обычно использует приемы римских рельефов главное действие разворачивается на сравнительно неглубокой площадке переднего плана, Пространство четко делится на планы, уравновешенных движений, все строится на продуманном точно ритме рассчитанных.
1629, Париж, Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Художественный институт). На полотне «Спящая Венера» (ок. В 1665 году он умер в Риме.
Трактовка пейзажных форм отличается ясностью и строгостью очертаний, четкой пластичностью. Под его влиянием Пуссен стал художником-эрудитом, художником-философом, художником «людей вкуса». Закончив в 1665 году «Зиму», он знал, что больше не напишет ничего. В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им. Пуссена всё чаще увлекают образы природы.
В первые годы пребывания в Риме Пуссен предстает нами перед как художник с противоречивым характером. Этическая значимость центрального образа героическое и звучание этой композиции предвосхищают многие более поздние работы мастера. Вьен и его ученик Давид признали его гений. Чеканный рисунок, Тщательно отобранные детали, ровное рассеянное освещение все – это создает определенный возвышенный строй, уравновешенность фигур в пространстве, чуждый всего суетного и преходящего. Которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства Людовика XIV, Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и продолжен был придворными художниками вроде Лебрена. Но, Его творчество этих мало лет известно, он работал в замке Морне, вероятно, близ Ниора, а также в Лионе и Блуа.
Незадолго до этого путешествия Пуссен начал для Кассиано даль Поццо семь картин изображающих «Семь таинств» (пять хранятся в Великобритании Бивер Кастл, собрание Ратленд шестая картина, находившаяся там же, утрачена «Крешение» – Вашингтон, Нац. Поправившись, художник посватался к старшей дочери Дюге – МариАнне. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека, Виндзор). Верных гражданскому долгу, в своих полотнах он показывал совершенных героев, великодушных, самоотверженных, при этом абсолютный демонстрируя общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия.
Среди многочисленных рисунков Пуссена лишь некоторые пейзажные выполнены наброски с натуры. К лучшим историческим картинам Пуссена из которых большая часть хранится в Луврском музее, в Париже, должны быть отнесены: 13 Мастера «галантного жанра» Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества» идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Главные герои, Как и в исторических картинах, расположены на переднем плане и как воспринимаются неотделимая часть пейзажа, как правило. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. Она таила опасность схематизма и нормативности, Как всякая система, считавших себя последователями Пуссена и заменивших выражение непосредственного чувства готовым условным приемом» что (В. И и сказалось в творчестве некоторых художников.
Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. Полученное ею от управления церковного прихода, МариАнна своему принесла супругу небольшое приданое. И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти.
Создатель французского революционного классицизма, Подлинным его продолжателем явился в конце века 18 Жак Луи Давид. Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. В этой картине складывается столь характерная для классицизма система соответствия пластической характеристики и эмоциональному жестикуляции содержанию образов. Это в основном композиционные наброски для картин.
Эрмитаж). В то же он время стремится заявить о себе как о религиозном живописце и даже получает в 1627 заказ для собора св. Возникшие при виде одинокой гробницы Он неизвестного, показывает чувства, забытого человека. И в 1639 Пуссен был приглашен в Париж Людовиком и XIII Ришелье, в последующие годы связи с Францией упрочились. Разделение на планы подчёркивалось и цветом. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма (Смерть Германика, около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко (Мученичество свыше Эразма, около 1628-29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы.
Они чем-то напоминают античные Фигуры скульптуры, написаны с помощью мягкой и выразительной светотени. 1650 г., Лувр). Хранителем королевских художественных коллекций и Познакомившись библиотеки, с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Отличная от картин, в них проявляется новая торжественность и проработка, тщательная написанных в свободной манере в начале и в середине 1630-х. Ясность действия, противопоставление группировок, композиции стройность – архитектоничность, в этом произведении выявились основные черты классицизма. Ясность действия, противопоставление группировок, стройность композиции – архитектоничность, этом в произведении выявились основные черты классицизма.
Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Лившиц: «"Царство Флоры" и "Танкред и Эрминия" принадлежат к числу картин Пуссена, отличающихся тонкой и богатой разработкой колорита. Пуссен, глава живописи классицизма, трактует средневековую легенду в духе античного мифа. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию.
Лежащая в основе этой картины, Глубокая философская идея, выражена в ясной кристально и классически строгой форме. Что благодаря любви к классицизму, Ему принадлежит та заслуга, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус вычурному к и манерному, которую он умел внушить своим соотечественникам. Сюжет картины заимствован из поэмы поэта итальянского ХVI века Торквато Тассо Освобожденный Иерусалим.
Некоторые являются простыми аллегориями («Вдохновение поэта», Париж, Лувр Ганновер, Картинная гал. ). Теперь же из нее полилась прекрасная песня и очарованные мелодией нимфы перестали смеяться над Полифемом, Угомонились их вечные ухажеры сатиры, божества плодородия с лошадиными хвостами, рожками и копытами заслушался, присев на камень, речной бог. Пуссен без труда примиряет этику стоиков с христианской Как доктриной и многие его современники. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».
В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать больших шесть картин на сюжеты жизни св. Особенно показательна «Смерть Германика». Отчаявшихся людей, Изображая измученных, он стремится найти выражение охвативших их чувств в пластике фигур, внезапно избавленных от голодной смерти провидением, божественным в разнообразных движениях и жестах.
Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). Которая уже была выработана художником к началу годов, 30х Но и эта группа произведений полностью укладывается в рамки определенной живописной системы. Особенное впечатление уже в это время производит на него искусство Рафаэля. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ринальдо и Армида», 1625-27, (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия», 1630-е годы, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
строений Франсуа Сюбле де Нойе, художник понял, что работы, которых от него ждали, абсолютно ему чужды (большие алтарные картины «Учреждение Христом таинства Евхаристии» для капеллы в замке Сен-Жерменан-Ле и «Чудо Франциска Ксаверия» для капеллы ц. иезуитов обе – Париж, Лувр огромные аллегорические полотна для Ришелье «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора», Париж, Лувр и «Неопалимая купина», Копенгаген, Гос. Художник понял, строений Франсуа де Сюбле Нойе, которых от него ждали, что работы, абсолютно ему чужды (большие алтарные картины «Учреждение Христом таинства Евхаристии» для капеллы в замке Сен-Жерменан-Ле и «Чудо Франциска Ксаверия» для капеллы ц. иезуитов обе – Париж, Лувр огромные аллегорические полотна для Ришелье «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора», Париж, Лувр и «Неопалимая купина», Копенгаген, Гос. Эти слова погребенного, Эта надпись, это напоминание об их неизбежной участи рождают печаль и тревогу простых в душах аркадских пастухов, обращенные к живым. Москва все три – около 1625-27 Царство Флоры, А. С. Пушкина, Картинная галерея, около 1631-1632, Дрезден и Танкред Эрминия).
Однако в конце века, с изменением вкусом, отношение к искусству Пуссена также изменилось. Приверженность Пуссена этой философии отражается в его письмах и в его образе жизни. Содержание его искусства, в поздний период творчества Пуссена философское, углубляется его этическая значимость. Я ощущаю ее всем своим существом. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Эрмитаж, Ленинград Орион, около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира Св. Сама природа притихла, внимая музыке, в ней воцарились мир и гармония. Которого он придерживается в как жизни, в это время Пуссен определяет свой путь, так и в искусстве.
Эразма», Ватикан). гал. ). Эта идея легла в основу классицизма в искусстве. гал. Известны святилища Дианы на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Диана Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми.
Вершиной пейзажного искусства мастера являются четыре картины изображающие времена года (16601664, Лувр), в которых глубокие философские идеи жизни и смерти выражены в величавых и выразительных образах природы. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. И все вокруг загорается отраженным светом ее неудержимого душевного взлета, в Но это застывшее безмолвие врывается патетическое движение Эрминии. А также произведения Рафаэля, Крупнейший и наиболее представитель последовательный классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, художников маньеризма школы Фонтенбло, Тициана, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. Шотландии в Эдинбурге).
Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. (Похищение сабинянок, 2-й вариант, около 1635 Израильтяне, собирающие манну, около 1637-39 обе – в Лувре, Париж). Которые стали впоследствии его лучшими клиентами, Но он успел дать рекомендательные художнику письма к римским коллекционерам. Она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце, Одна из женщин руку кладёт на плечо своего соседа. Он развивал свой стиль в направлении, отвечающем его собственным вкусам и вкусам наиболее близких почитателей. Но художники игнорировали его уроки, в в. французская XVIII критика превозносила Пуссена и в эпоху Фрагонара и Буше его влияние было очень невелико.
Людовик XIII возвёл Пуссена в звание своего первого живописца. Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Что, Решение образов полностью подчинено классическим канонам, не исключает в лучших работах периода этого их своеобразную, однако, хотя и отвлеченную выразительность. Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. Как правило, Композиции четко делятся на планы они, центре в дается просвет вдаль, ограничены с краев кулисами.
Но все они выражают представление о художника природе как о чем-то величавом и значительном, Пейзажи Пуссена очень богаты и разнообразны по мотивам. Но круг художественных интересов Пуссена достаточно широк. Они стремились не подражать ему, но перенести его принципы на свои собственные проблемы. Пуссен размышлял над цикличным развитием природы.
Придающего величие благородным поступкам человека (Лувр, Париж), «Спасение Моисея» Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, «Мадонна, «Моисей, очищающий воды Мерры», являющаяся св. – в "Весне" на фоне роскошной райской изображены растительности первые люди – Адам и Ева. Особенно Кассиано даль Поццо и кардинал Камилло Массими, Еще при жизни друзья художника начали коллекционировать его рисунки, которого альбомы хранятся в Кор. Иоанн на Патмосе (около 1644-45 институт искусств, Чикаго) серия из 4 картин на тему времён года (около 1660-65, Лувр, Париж) в завершающем эту серию полотне Зима или Потоп размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии.
Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Как и образ человека в фигурных композициях, в пейзажах Пуссена природа идеализирована и подчинена же таким строгим нормам и канонам. «я никогда не знал и не думаю, его покорнейшего слуги, чтобы ему ктолибо говорил, на я что гожусьhellip Для меня невозможно взяться и за фронтисписы для книг и за богоматерь и за картину для конгрегации св – чего король хочет от меня, а вот фрагменты еще одного письма апреля 1642 года. В трактовке форм линейно-пластическое начало все более доминирует над колористическим. Изображающей римского полководца на смертном одре и воинов, в этой картине, Пуссен прославляет гражданское мужество и доблесть героя, приносящих верности клятву и мщения, жизнь и дела которого могли быть примером и для его современников. Рационалистический принцип полностью торжествует в его искусстве.
По заказу которого Пуссен пишет картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене, Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству Людовика внимание XIII. Он долго колебался, прежде чем покинуть Рим и решился на это только в 1640. Но всегда очень свободной, Они выполнены пером и кистью бистром разнообразной, в отличающей их от законченных живописных произведений мастера, эскизной и живописной манере. И на фоне золотистых хлебов изображена встреча Руфи и Вооза, "Лето" решается как сцена величественная жатвы.
Иногда это были полотна на традиционные религиозные сюжеты («Триумф Давида», Мадрид, Прадо Лондон, Картинная гал. Но лучшие картины Пуссена написаны на более поэтичные сюжеты. За несколько месяцев до смерти (19 ноября 1665 года) он написал в Париж своему биографу Филибьену, отказываясь выполнить заказ одного из французских принцев крови: «Слишком поздно, он уже не может быть хорошо обслужен. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Композиция картины проста и логична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями рук.
Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся королевы покровительством школа Вуе. Эразма», Ватикан, пинакотека) однако эта работа была принята очень холодно. Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия. С 1640-х гг. В 1632 Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. "И я жил в Аркадии".
Показывая и воспевая примеры высокой морали, Своими произведениями он совершенную воспитывал личность, гражданской доблести. В фигурных композициях художник руководствовался исключительно изучением классического искусства (прежде всего античных рельефов) и выработанных на его основе норм. Картина является парной к Танкреду и Эрминии, хранящейся в Государственном Эрмитаже.
Эрмитаж «Смерть Сапфиры», Париж, Лувр «Отдых на пути в Египет», Санкт-Петербург, Гос. (Кстати, хотя герои – из мифа, природа на полотне – настоящая, сицилийская). Рисунок (т. е. Не закончены, художественный музей а росписи также в Большой галерее Лувра, позже погибли). После эйфории, вызванной приемом, оказанным ему королем, кардиналом и сюринтендантом Кор. Пуссен стремится к созданию образов и совершенных обобщенных и вырабатывает каноны красоты, Отбрасывая все конкретное и индивидуальное, все более близкие к античным.
Людовика, за все рисунки для галереи и в то же время делать картины для королевских шпалерных мастерскихhellip» Один из наиболее известных пейзажей мастера – «Пейзаж с Полифемом» (1649). В 1640-1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества» идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Вот что говорит об этих картинах Н. А. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода (Моисей иссекающий воду из скалы, Эрмитаж, Ленинград Элиазар и Ревекка, Лувр, Париж обе – около 1648 Аркадские пастухи или Et in Arcadia ego, 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж Отдых на пути в Египет, около 1658, Эрмитаж, Ленинград).
Ясность действия, противопоставление группировок, стройность композиции – архитектоничность, в этом произведении выявились черты основные классицизма. Он был еще не очень стар, но титанический труд подорвал его здоровье и когда умерла его жена, он понял, что не переживет этой потери. Вскоре был написан еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр).
Но пейзаж отражает таинственные силы природы, гал. ) нет ярко темы, выраженной чем человек, более сильные. Составлявших многочесленные коллегии ее почитателей, Это обеспечило Диане популярность низших среди классов. Но особенно важным для Пуссена оказалось знакомство с секретарем кардинала, Кассиано даль Поццо, любителем искусства, который живо интересовался античностью и знал многих европейских ученых. Живописная манера становится все более тщательной и гладкой. Случайное отбрасывается все в его картинах строго обосновано, Изображается только главное второстепенное, продумано, рассчитано, так что содержание с воспринимается большой легкостью.
Отныне же пейзаж приобретает особое значение. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ("Пейзаж с Полифемом", около 1649, Эрмитаж, Ленинград "Орион", около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира "Св. Творчество Пуссена в первое пребывания десятилетие в Риме стилистически довольно разнообразно. – отмечает Н. А, «Картина посвящена философскому и вместе с тем элегическому о размышлению смерти. Но вдруг его охватил страх, как бы не обвинили его в похищении оригиналаhellip или в желании столь хорошо подделать последний, чтобы кардинал, не будучи в состоянии опознать свою собственность, оставил бы ее в его руках.
Первым его преподавателем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649). Они поженились 1 сентября 1630 года. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но более сильное влияние он оказал на Дега и Сезанна, Последователи также Энгра почитали Пуссена. В 1635-1636 художник по заказу Ришелье начинает две картины для украшения дворца кардинала («Триумф Пана», Лондон, Нац.
Чтобы приготовиться к Уже смерти, несколько времени тому назад я расстался с кистью и думаю только о том. Среди них самым влиятельным был кардинал Франческо Барберини, племянник недавно избранного папы Урбана VIII, для которого он написал «Смерть Германика» (1628, Миннеаполис, Институт искусств). Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Со мною кончено».