Писавшимися в России и на в Западе XVIII веке, в сравнении с батальными сценами, активным участием в нем вооруженного народа она говорит о его живом патриотизме, картина Никитина выделяется необычностью изображения боя. Новглядимся в лицо Петра внимательнее инам откроются и иные качества этогочеловека. Что перед наминапольный гетман, Стараянадпись на обратной портретаговорит стороне лишь о том, то есть боевой командирполевых казачьих отрядов. Атрибуция ряда портретов петровскоговремени на технологическогоисследования основании // Культура и искусствопетровского времени. Публикуемый портрет ПетраI только предположительно принадлежиткисти Ивана Никитина. Авторство накоторый тоже оспаривается многимиисследователями, но вбольшинстве источников все-таки относитсяк кисти И. Н. Никитина распознать художника, дарование Приведуеще один портрет Петра I.
То-есть реального пространства, Мы не чувствуем в портрете световоздушной среды Никитин еще не передает и воздуха света, в котором помещается человеческая фигура. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они зеркало души". Головкина, воплощающего образ государственного деятеля. Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Он широко использовал те возможности, которые ему давал холст, протертый красно-коричневой краской. Необходимость которого для настойчиво России обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль описываемый портрет совпадает по времени создания с Правдой воли монаршей" Феофана Прокоповича, Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом. А затем помещен в Петропавловскую крепость, Вместе с родичами Никитин отправлен был в Петербург в Тайную канцелярию.
Как написанхудожником этот портрет, которое, не забудем, хорошо знакомо живописцами прошлого столетия. Прошедшие со времени написании портрета Прасковьи, царевны За годы, у автора неизмеримо углубилось и расширилось восприятие действительности. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). Расчетливости, Благодаря его уму, Головкин сумел в продолжении своей деятельности 72 заключить трактата с правительствами разных стран, ловкости. Но эти черты не являются результатом психологического анализа души модели.
Работая во всеоружии блестящего дарования, Он явился представителем художественного гения русского народа в новой для него отточенного области, серьезной профессиональной подготовкой. Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». Его кисть шла сама – свидетельство длительного опыта, Поражает исключительная уверенность у исполнения художника не было заботы о том, большого профессионального мастерства – как писать. С. 4445, 8485). То для русского его художника картина является выражением значительного момента из истории борьбы его родины за освобождение от монгольского гнета, Если для Темпеста битва израильтян и амалекитян лишь повод для демонстрации своего мастерства в изображении сражающихся всадников. Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Он вез с собой письмо П. И.
Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Кем могбыть человек с простым утомленным воли лицом, человек и действия, Непонятно, написанный собогнавшей время живописной раскованностьюи мастерством. Необходимость которого дляРоссии настойчиво обосновывала мысль тогдашняяобщественно-политическая описываемый портрет совпадает по временисоздания с Правдой воли монаршейФеофана Прокоповича, Такой человеквполне может быть тем абсолютныммонархом. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). С. 6062).
Лишь вокруг головы он несколькоуглублен, Фон почти всюдуплоский, как будто художник пространственную пытаетсястроить среду. Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. Сохранившим потомству подлинно художественный образ усопшего Портрет Петра, является прекрасным произведением, а не только протокольное описание его внешних черт. Вып. Из-за этогов ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, что Возможно, делает честь зоркомуглазу художника, с болезненнойжелтизною.
Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ). Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии. Кажется, что мускулы в правой части рта заставят сейчас дрогнуть его затененный уголок и в полуулыбке сдвинется резкая складка, огибающая рот. Никитин был по преимуществу поэтом активной – целеустремленной личности, Безличных или инертных нет среди им изображенных людей.
Именно Никитин отразил в своих живописных произведениях новое отношение русского общества к человеческой личности. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. – он покоряет своим внутренним достоинством, Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо парике огромном и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. Да именно человека, а неполубога на престоле или абстрактноговоплощения идеи абсолютизма. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Написанный близким человеком, Редкое по живописной силе и свободе полотно – реквием Петру, ошеломленным величиной утраты. После смерти Петра никому нет дела гофмалера, до единомышленником. Но в то же время она далека от нарочитой изысканности Никитин легко, писал Сама техника стала мастерской, не гоняясь за показным, не задумываясь над техническими трудностями, наружным блеском исполнения, – он владел подлинным и добротным уменьем. Под широкими черными загораются бровями умные и утомленные глаза в них есть нечто холодно-насмешливое.
С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей). Гравюры, скульптуры, Однако ничто в Никитине невыдает старых приверженца порядков. Ничто не говорит и об измене европейскимпривычкам – в его доме картины, книги записками на итальянскомязыке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Пышныйпарадный костюм ребенка, тяжелое платьес большим декольте, горностаевая мантияна плечах, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (16941731) царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели.
Елизаветы (1709-1761), Портрет дочери Петра I, плоскостность в трактовке костюма и фона, будущей императрицы (с1741г. ) самое из раннее известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, но живой образ девочки полон обаяния. Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. Наталья Алексеевна (16731716) дочь царяАлексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимаясестра Петра I. Наталья Алексеевнабыла сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русскихженщин своего времени. Во всей своей полноте проявляющиеся в каждой конкретной индивидуальности, Никитин воплощает общие некие человеческие качества. Но и один из таких портретов, Нам не известны только упоминания об этих работах Никитина, относящийся к последним годам жизни царя.
После возвращения становится придворным художником. Братьям во время содержания в Тайной канцелярии выдавалось кормовых денег по копейки 2 в день. Портрет внешне крайне прост. Нелегкой жизненной борьбы Петра I, Художник с сочувствием раскрывает следы тяжких государственных трудов, грусть и усталость в глазах уже стареющего человека. Скорее всего, Учился он, вОружейной палате – только там можно ремеслом былоовладеть живописца. Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то замечательное живописное богатство, которым усилена жизненная полнокровность произведения.
Червонными или ефимками и впредь им то число, они доколе там будут жить», повсегодно переводить. 1714, Список известных Ивана произведений Никитича Никитина:Царевна Прасковья Ивановна, 1715, Государственный Русский музей. Портрет казака в красном кафтане, Харьковский художественный музей. Царевна Наталья Алексеевна, 1716. Да и долго после него, Никто до Никитина, постигнуть самые глубины его души и в остановиться почтении перед драмой ее жизни, не дерзал так дружески и так серьезно проникнуть во внутреннюю сложность человека. За ними движется бесчисленное воинство, что прославленная Куликовская битва была выйграна не только князьями, устремляющееся битву в в клубах пыли, среди 30 светлых и темных дымов, застилающих даль – зрители видели, Всматриваясь в картину изображенными на первом плане. Именно человека, Да, а не полубога на или престоле абстрактного воплощения идеи абсолютизма. Она долго болелаи умерла в том же 1716 году ей было чутьбольше сорока лет.
Но это удавалосьне всегда: «. В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Где имеется такаянеоднознчность, Вбольшинстве случаев, я постарался привестиссылки источники на сомнений. Но смело и творчески, к овладению непривычным живописи искусством Никитин подошел не ученически.
Определенный характер, в портрете Иоанновны Прасковьи читается свой внутренний мир, чувство собственного достоинства. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). Его замечательными творческими были достижениями ознаменованы первые шаги национальной школы русской портретной живописи. Иван НикитичНикитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». Некоторые из представленыхработ приписываются кисти его братаРомана.
Немногонапоминающими древнерусские пробела. На этом фоне и складки ломкие, прописаны белыми штрихами, ощущением с ее вещности. Причем, как уже говорилось, абсолютно неожиданно смело написанапарча, все эти роскошные великокняжескиеодежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимомастеру для репрезентации модели. Смелого и решительного, Весь облик гетмана в портрете производит на целостное редкость впечатление человека простого и мужественного. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Лишь вокруг головы он несколько углублен, Фон почти всюду плоский, как будто пытается художник строить пространственную среду. Слегка сощуренныеглаза с их пристальным, Воспаленные испытующимвзглядом выражают острый и ум спокойнуюрешительность.
Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. А не через изображение аксессуаров, внешних Значительность Петра показана путем раскрытия внутреннего содержания образа. Часть56. Характер ее исполнения не во всех частях одинаков, Возможно что – Никитин писал картину не один. Чтопосле смерти Петра I художник, Долгое время принято было считать, примкнул к старо-русскойпартии, переехавв Москву, желавшей вернуть Русь вдопетровское чем время и был вызванего арест.
// Русский Архив. 1909. С его именемпортрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г. Е. Способствующее раскрытию образа портрет передает ощущение смены явлений и выигрывает своей в непосредственной жизненности, Голове и фигуре придано выразительное движение.
Более точная датировкапроизведения около 17141715 С. О, года (Андросов По мнению С. О. Андросова. Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Прикрытый горностаевой мантией, царь, Лежащий в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, увиден с необычной точки зрения – сверху, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами.
Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. Что это высокопоставленныйдеятель, Лишь по костюму можнопонять, но по-своему символично:мы не знаем точно, формально – Украины. Удивительно, глава кто конкретно изображенна портрете. М., 1938. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник.
Вводя в нее новые фигуры или выбрасывая имевшиеся, Он не только свободно переменил композицию гравюры А. Темпеста, не имеющее аналогий в использованных им образцах, но уверенно и вносил во все произведение свое содержание. Его пухлое лицо еще не приняло выражения определенного взрослого человека, Он имеет почти ребяческий вид. Или существовали более сложные и скрытыепричины. Быстро завоевывает авторитет при дворе. Чтопортрет написан после 1725 г. Вот таким образом онвоспринимается как образчеловека обобщенный Петровской эпохи, Традиционно считается, участникаее событий и свидетеля ее конца.
Г. И. Но персонажи, в последней частично композиция использована гравюры итальянца А. Темпеста из русской истории, естественно. Его взгляд словно свидетельствует о том, Однако он не отгораживается от зрителя, человек что хочет поведать о пережитом.
Где неразличимы отряды бойцов, в глубине картины, как бы сами земли холмы русской щетинятся остриями копий и подымаются против врага. Русское искусство XVIII века. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой.
Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Изборожденный морщинами лоб, Красноватые веки, горький губ изгиб откровенно говорят об усталости. Широких мазков, напряженного горения цвета, Никитинсознательно избегал подчеркнутыхдекоративных эффектов, резкихконтрастов и света тени. Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности. Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов. М., 1975.
Так что же известноо судьбе мастера огромного дарованияи трагической жизни. Владеющим всеми средствами своего искусства, Уверенным и опытным является художником, Никитин в портрете Строганова. Это явилось следствием не только малой вины Никитина, Быть может, что он портрет писал Ушакова, но и того. Что портрет, С. В. Римская-Корсаковатакже отвергала Никитина, считая, авторство выполнен втехнике не петровского времени, написанный насветлом масляном грунте, а болеепозднего периода (Римская-КорсаковаС. В. С. 64). Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей). Имевшей не очень прочныеправа на престол и постоянно опасавшейсязаговоров, Глухие намеки в материалахследствия позволяют судить о причастностиНикитина оппозиции к правлению АнныИоанновны.
Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века. Картина свидетельствует о сознательном возвращении традициям к XVII века, Условная по композиции.
Художникпортретировал Наталью Алексеевнунезадолго до ее смерти. Привыкшие вглядываться в равнинные дали, Глаза испытующе смотрят из-под воспаленных чуть покрасневших век. То однозначно отнести тот илииной портрет к творчеству именноИ. Н. Никитиная, мнения Поскольку существуютразные, не могу, не будучиспециалистом в этой области. Который обратил внимание на его способности и, Никитин стал Петру известен I, поручил художнику Г. Таннауеру заниматься с ним, повидимому. Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях.
А в пронизанную светом среду фон за его фигурой освещен, Гетман погружен не в мрак, а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не в растворяется темноте. Ушакова и сенатора Г. П. Но и целеустремленность его живописных приемов, Это замечательное заставляет полотно оценить не только силу образного выражения в произведениях Никитина. В живописнойманере ощущаются старые приемы высветления (вохрение по санкирю) от темного ксветлому, поза статична, объем не имеетэнергичной живописной лепки, насыщенныйколорит построен на сочетании мажорныхлокальных пятен: красного, черного, белого, коричневого изысканно мерцающегозолота парчи. Который выдвинулся не в силу родовитости, «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как мужественного образ человека, а благодаря неустанному труду и способностям. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства.
Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. Во всем облике гетманаощущаются внутренняя сила и глубокоесознание своего достоинства, свойственныевыдающимся людям. Одной из самыхпривлекательных черт в образе гетманаявляется его простота, хотелось бысказать простонародность, намеренноподчеркнутая художником. М. :Высшая школа, 1999. Не заглаживая поверхности красочного слоя, Он писал в манере, широкой оставляя ясно следы своей работы кистью. «Но по-прежнему дляживописца главным остается лицо свнимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайнымадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннеенапряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретахдоитальянского периода.
Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. В1732 году Никитин был Тайнойканцелярией арестован по обвинению в особо тяжкомгосударственном преступлении и пятьлет провел в одиночной камереПетропавловской крепости в бесконечныхдопросах и пытках. Каталог выставки. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице.
Это не было случайным в творчестве художника. Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности. Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках. Изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, к этому времени относится также большая картина, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны украшенного и портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами Москвы и Киева.
1885. В основном на Она агиографическиесюжеты, сочинялапьесы, устраивала при своем дворетеатральные представления. Данная художником изображенному в портрете лицу, Характеристика, настолько многоговоряща, настолько глубока и содержательна, что, кажется, не составляет труда воссоздать черты жизни и этого личности гетмана, даже не зная его по имени.
Но и позволяют почувствовать историческую роль величие и государственной деятельности изображенного, Его портреты Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. Сын священника Никиты Никитина, Родился в Москве, брат священника Иродиона Никитина, служившего в Измайлове, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле и живописца Романа Никитина. Учился в Москве, по всей видимости, при Палате, Оружейной возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В его спокойном лице с умными проницательными глазами переданы чувства собственного достоинства и гордость русского дипломата, несущего свою миссию на пользу государству. Фон портретанейтральный, темный. Золотой позумент, Все фактурно осязаемо:светло-коричневый на кафтан сиреневойподкладке, длинные локоны роскошногопарика, шейныйплаток. Его силу – волю и напряженное внутреннее горение, Художник ясно выделил черты характера Петра.
Голубому банту орденаБелого Орла, Портрет внимание параден, особое в нем уделено регалиям:Андреевской ленте. С. 30). Нескрытность натуры, в облике отразились царевны незамутненная ясность, почти наивное простодушие и доверчивость. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Лишь несколько десятилетий отделяет этот портрет от парсун с их внешним и изображением условным человека. С. 68. ). «ни одна внешняя примета не говорит о том, Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров изображен что именно царь. Художник Иван Никитин.
Как и раньше, Никитин прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Постановкой фигуры впространстве, Головкинблизок им и общим красочной композиционнымрешением, гаммой» (ИльинаТ. В.
Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там. Хроменькая, младшая ПрасковьяИоанновна, тихая и скромная, болезненнаяи слабенькая, какотмечали современники, долго противостоялажелезной воле царя и в итоге тайнообвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина ПрасковьеИоанновне 19 ее лет, замужество ещевпереди. Чем в других работах художника, в этих небольших портретах более дано интимное истолкование образа.
А. Головкин занимал высшиегосударственные посты в империи. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Красно-коричневая подготовка видна на шее, Ее тон Никитин использовал теней, для на теневой стороне складок рубахи – не покрывая их особо. Вместе со своим братом Романом послан, в 17161720 на государственную пенсию, учиться в Италии, в числе человек, двадцати в Венеции и Флоренции.
Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Он создал ряд не ученических, но истинно оригинальных и произведений мастерских – не подражательных, Никитин смело шел своим путем. За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. Портрет производит впечатление жизненностью и глубоким вниманием его к автора характерному человеческому образу.
Позднеепроизведение соотнесли с записью впоходном журнале Петра I от 3 сентября1721 года: «На Котлине острову передлиторгиею писал его величества персонухудожник Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу.
Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Главное то, Но главное отличие портрета представляется не в этом приемов смешении и в своеобразии лепки формы, об индивидуальности, что здесь уже можно говорить об индивидууме, конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. С какой вдумчивостью относился Никитин, Портрет свидетельствует, к и изображению характеристике человека, даже в ранний период своего творчества, к реалистической передаче особенностей его облика. Не желая рассеивать внимание зрителя и дробить его впечатление, Недаром художник, пренебрегая аксессуарами и оживив лишь портрет ярким пятном платка, с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо.
Он родился в Москве в семье священника. Живописных дел мастера: Канцелярияживопись первой пол. gt Его подкупить было невозможно:посему-то он держался при всех Государяхи в затруднительных самых обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни вчем» (Записки дюка Лирийского и Бервикскогово время пребывания его при ИмператорскомРоссийском дворе в звании посла короляИспанского.
Видимо, Никитину и нам откроются и иные качества этого человека, не была чужда подобная идеология. Но вглядимся в лицо Петра внимательнее. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Сподвижник Петра I. В образе Головкина выражено ясно представление о человеке той эпохи, Это канцлер. А, Спокойный ровный свет не строит форму и тем самым не создает ее иллюзорности, открывает зрителю объективную, широким потоком освещая фигуру, как бы существующую помимо художника воли данность во всей ее торжественности и совершенстве. Полный нерастраченной энергии, Это гурман, надевший тяжелые латы воина из лишь своеобразного кокетства, радостно воспринимающий удовольствия жизни. Никитин неоднократно писал самого Петра. Также художником, в 1732 году вместе с братом Романом, был арестован по делу о распространении пасквилей Феофана на Прокоповича.
Долгая, трудная, суровая жизнь, полная военных забот, оставила неизгладимыеследы на этом волевом и мужественномлице. Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. Государственная Третьяковская галерея. Портрет канцлера Головкина,, Государственная Третьяковская галерея. Портрет Петра Первого, 1720-е годы, 1725, Государственный Русский музей. Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей. Портрет гетмана, напольного 1720-е годы, Государственный Русский музей. Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей. Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Жалованье выплачивается нерегулярно. Но именно в эти годы лучшие созданы никитинские портреты – жизнерадостного и легкомысленного Сергея Строганова, Прекращаются заказы, с прихотливым рисунком складок бархатного плаща канцлера Н. И изображенного в сложном рокайльном повороте. Для композиции в целом и для многих фигур Никитиным использована была гравюра Антонио Темпеста на библейский сюжет, Более того.
Перед наминемолодой, усталый и кажущийся оченьодиноким человек. Нелегкойжизненной борьбы Петра I, Художникс сочувствием раскрывает тяжкихгосударственных следы трудов, грусть иусталость в глазах стареющего ужечеловека. Сухого – с резкими чертами и строгим выражением, Пышные и мягкие локоны парика характер подчеркивают лица. С. 601). Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее). Фасонплатья, к эпохе России. Вместе преобразования с тем среди изобразительныхсредств живописца имеются такие, поза весь внешний обликговорит о ее принадлежности к новомувремени, которыееще относятся к иконному письму:однотонный фон, некоторая плоскостностьфигуры изгибы и складки платья условныи слишком жестки – парик, Не случайно на портрете онаодета уже по новому образцу. Она изображает сражение, в котором на первом плане бьются Дмитрий Донской, Воронцов, Прозоровский, несколько князей Белозерских и Пересвет, поражающий Челубей-Темпр-Мурзу. Попытки архивистов имузейных работников связать с этимпортретом какое-либо определенноеисторическое лицо пока еще не привелик положительным результатам.
Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева. С. 79. одно из самых странныхпроизведений 18 века.
Что Головкин, Камер-юнкер Берхгольц в дневникене без едкости заметил по поводу вешал этогопарика, его на стенукак украшение, возвращаясь изприсутствия домой. Как уже говорилось, этом На фоне, с ощущением ее вещности", абсолютно неожиданно смело написана парча. Иван Никитин. Сильная лепка лица, широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и красочных соотношений, придающих лицу живую материальность и убедительность.
Это произведение Никитина, написанное в 1732 году, кажется работой другого художника: в нем нет прежней мастерской живописи, оно условно по замыслу и композиции и восходит к аналогичным иконописным родословным сочинениям предыдущего столетия. Образ «напольного гетмана» очень активен, он обладает большой внутренней силой, воздействуя своей драматической мощью и на зрителя, не агрессивно, а с какой-то настойчивой сосредоточенностью концентрируя на себе его внимание. Кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего самой трепета действительности, Но портрет Напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой. Или название родилось из старойописи, где картина обозначена наполнонеоконченной, то есть незавершенной, и тогда, может быть изображен на нейпростой казак-малороссиянин. В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину.
СПб., 1998. Открыто устремленные на зрителя глаза, в нем сразу же привлекают внимание смело, дышащее лицо здоровьем с широкими бровями и пушистыми усами. Вып.
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. И складки ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. Бить плетьми и послать вСибирь на житье вечно подкараулом. Воцарившаяся дочь ПетраI, где ониобретаютца, велит немедленно Иванаи Романа Никитиных из ссылки, освободить, но приказдостигает Сибири лишь январе в 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дорогеперсонных дел мастер Иван Никитин – Елизавета, Это подтверждается идлительностью следствия и жестокостьюнаказания. Несколько раз предполагали пытать Ивана.
Несмотря на то, Никитин глубоко своеобразен в этой картине, что использовал он при работе над ней свое знакомство со знаменитыми произведениями классического искусства. Обогатилась живописная трактовка явлений реального мира, этому Соответственно возросло его техническое совершенство. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Кроме того, на щитах, на знамени и на отдельном картуше в углу написаны изречения, с которыми сражающиеся идут в бой. Который движет одновременно с ними тысячами русских воинов, Он не довольствовался изображением только нескольких на князей первом плане для него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема. Ни тени кокетства, Плотно сжаты губы, а есть погружение в себя, показного ничего нет в этом лице, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики.
Зрелость творчества Никитина явилась результатом не только его выдающейся личной одаренности, но н того высокого уровня, который был свойствен многовековой художественной культуре русского народ. Лебедева Т. А. Пожалуй, Данный портрет, созданная после его возвращенияиз поездки, пенсионерской лучшая работахудожника. Тяжелое платье с большим декольте, Пышный парадный костюм ребенка, высокая прическа взрослой – дамы дань требованиям времени Цветные рефлексы отсутствуют, горностаевая мантия на плечах.
Впрочем, Этим не был, всякий раз находя средства ограничен выражения, объем его творческих возможностей одновременно он был способен тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, полностью соответствующие содержанию образа. Онначальник Посольской канцелярии, затемПосольского приказа, государственныйканцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. После пяти лет предварительного в заключения Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.
Что изображен Напольный гетман, Старая подпись на обороте свидетельствует только, бывавший с ними в походах, есть то гетман полевых действующих частей войск. Позднейшие работы русских портретистов XVIII – начала XIX века не уступают по своим живописным качествам и по характеристики тонкости человека лучшим портретам Никитина. 17271730 гг.
3. В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском двореголштинского герцога, писал в своихЗаписках: «Принцесса Наталия, меньшаясестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизнидве-три пьесы, довольно хорошо обдуманныеи не лишенные некоторых красот вподробностях но за недостатком актеровони не были поставлены на сцену» (ЗапискиГолштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событийиз времени царствования Петра Великого (17131725) // Русский Архив. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Однако Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самоераннее из известных 18 полотен придворногохудожника Петра I. В нем ощущаетсянекоторая скованность в изображениифигуры, плоскостность в трактовкекостюма и фона, но живой образ девочкиполон обаяния.
Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». Затемпосольского приказа, Онначальник Посольской канцелярии, граф (1710), государственныйканцлер (1709), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного совета. Преданная тайного креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Родиона, Были ли неосторожности репрессиипоследствием братаНикитина, читавшего с амвонапамфлет против Феофана Прокоповича. В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. Волосы небрежно откинуты надо лбом, Брови нахмурены, седые усы свисают по сторонам плотно большого сжатого рта. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детствохудожника. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др.
Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. Когда Петр I отправлял его за границу, то назначил старшим над другими пенсионерами в отличие от других он назывался мастером. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи.
В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни. «ни одна внешняя говорит приметане о том, Художник избежал в портрете каких-либоаксессуаров, что изображен именноцарь. Но и настроения, Чувствуется к стремлениехудожника передаче не только внешнегосходства, к раскрытиювнутреннего мира портретируемой. Грудь, Лицо, прическа, а не как видит, плечи написаны скореееще по принципу XVII в. как художникзнает, стараясьвнимательно а копировать, не воспроизводитьконструкцию формы. Столь же не случайно в картине отведено выдающееся князьям место Белозерским и их воинству.
Причем, все эти роскошные великокняжеские одежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимо мастеру для репрезентации модели. Свет ровный, рассеянный. Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. ХVIII в. М. : Искусство, 1965. Здесь дается образ личности, Если в ранних портретах Никитина портретируемый изображался как бы вне временного потока, пережившей многие события бурной имеющей свою биографию, порой а и трагичной эпохи. 64.
Когда именно были они написаны и даже в какой мере могут быть связаны с Никитиным, пока сказать трудно. Еще одна работапервого периода творчества Никитина -портрет цесаревны Анны Петровны (до1716), дочери Петра. Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. Богато расшитая позументами, Хотя на парадная гетмане одежда, что ему привычнее обстановка походов, чувствуется, нежели аудиенций. Русская живопись первойполовины XVIII. С. 399). Кн. Что перед ним незаурядный человек гордый, Но даже при первом на взгляде полотно зритель понимает, с непреклонной волей, сильный.
Портрет решен очень просто. Спорность авторства многихработ обсуждается в многочисленныхисследованиях. Он был первым русским живописцем мирового уровня. Итрадиционно принятая дата – около 1690года – иногда оспаривается, Годрождения точно Никитина неизвестен. Учился у Иоганна Таннауэра, в 1711 году переведен в Петербург, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать Петербург в учить перспективной живописи русских художников, немецкого художника. C ее именем связаноразвитие русского театра.
Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному». Бездушно повторяющего чужие и образцы, при всем Этом картина не является произведением подражателя. Публикации иисследования. В 1732 году обнаружилась его причастность к имевшему политический характер делу о пасквиле передового на человека своего времени проповедника Феофана Прокоповича.
Всенародным подъемом патриотических чувств, Он свою насытил картину пафосом борьбы за справедливое дело. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». Но и настроения, Чувствуется стремление художника к передаче не только сходства, внешнего к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Л., 1977. Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу XVII в. как художник знает", а не как видит", стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы.
Он передал в каждом мазке свое искреннее волнение, сознание величия его исторической – роли свое глубокое чувство и уважение к усопшему, Никитин сделал больше. По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. Как велики были молодой успехи реалистической живописи, Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра Никитин наглядно доказал, какие широкие перспективы в изображении действительности раскрылись перед русскими художниками, сменившей древнюю иконопись. Надо полагать, чтопортрет принадлежал самой НатальеАлексеевне.
Необычна его биография. «Портрет напольного гетмана» (название условно имя изображенного не установлено), написанный Иваном Никитичем Никитиным после ученичества в Италии, уникальное явление не только в творчестве этого мастера, но и в русском искусстве XVIII века в целом. А затем в числе лучших певчих переведен в царский походный хор, Мальчиком был в определен патриарший хор. В связи с в переменами политической обстановке, Вскоре после смерти Петра I, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. При общей яркой освещенности лица глаза лишены блеска, они как бы погашены «гетман» углублен в свои раздумья.
Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». Они, разумеется, были у него. Художник Мина Колокольников, Один из них, в записке о своей жизни и работах упоминает об у учении Никитина. Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. М., 1948 Портретпетровского времени. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности».
Скромная и привлекательная, На нем изображена девушка молодая в парчевой одежде и алой мантии с горностаем. Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. Усы топорщатся над сжатыми губами, Император смотрит умно и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и подбородок опускаются белому к туго завязанному шейному платку. Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. Однако попытки связать с этим прекрасным портретом имена некоторых исторических деятелей сих до пор еще не увенчались успехом.
Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Однако лицо царевнынаписано вполне объемно. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. С. 196198). Андреевский орден и польский орден Белого орла, Исполненная величественной сдержанности поза парадное и облачение коричневый камзол с золотым позументом, роскошный парик придают портрету особую торжественность. Она облачена в синее с золотомпарчевое платье, на плечах красная сгорностаем мантия. Но вполне возможно, чтоздесь речь идет о каком-то другомпроизведении.
1. В лице Никитина с яркостью исключительной проявились творческая одаренность русского человека и многосторонность русской художественной культуры. Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих.
Ему могли помогать его ученики. На которого трудная историческая миссия наложила отпечаток сосредоточенности, суровой Это портрет замечательного человека с волевым характером. Что перед нимнезаурядный человек гордый, Но даже при первом взгляде зритель наполотно понимает, сильный, с непреклонной волей. Теплым и холодновато-оливковым втенях – одинаковым везде в освещенныхместах, Лицо шея и написаны в дватона. Никитин легколепит форму, уверенно создает иллюзиюпространства вокруг фигуры канцлера. Г. Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. В которую с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона, Портрет написанв проработанной тонко коричнево-краснойгамме.
Этот портрет Никитина – одно из лучших и наиболее содержательных изображений Петра I. Глубокая человечность героического его образа выражена просто и убедительно сильно. В более ранних не произведенияхон достигал ни такой последовательностив применении реалистического метода, ни такого уверенного и безупречногомастерства. Белютинэ. м, Н. М. Молева и Э. М. Белютинотрицали авторство Никитина и приписывалипортрет (Молева И. Одольскому Н. М. Имевших способности к искусству, в 1716 году среди двадцати человек, были посланы как пенсионеры в Иван Италию Никитин вместе с младшим братом Романом. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов. Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. Quotкатеринушка, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, друг мой, здравствуй – какие надежды возлагались на Никитина, о том, написанное жене в 19 Данциг апреля 1716 года.
То продолжаются – пока хватило краски на кисти, Его на мазки поверхности портрета то резко пересекаются, не отрывающейся от холста. Присущие гордому вельможе, Мы видим прежде всего человека сильного характера и потом лишь воспринимаем черты. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Подменить условной внешней подлинное импозантностью проникновение в глубину образа человека, в нем нет попыток льстить изображаемому. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Комнаты которого он сам украсил декоративными росписями, Ему хорошо принадлежал убранный дом.
Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, алишь средством, подчиненным задачесоздания целостного и правдивогообраза. В контрасте с этой несколькоприглушенной гаммой выделено лицонапольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающимобщей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежномуминимуму с тем большим вниманиемобращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя Лицо гетманарезко отличается от холеных аристократическихлиц, типичных для портретной живописиXVIII века. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты. «граф Головкин, государственный канцлер, Портрет вполнеотвечает характеристике, осторожный и скромный:с образованностью и здравым рассудкомсоединял он в себе хорошие способности. Он любил свое отечество, старец почтенныйво всех отношениях и хотя былпривязан к старине, отвергал не и введенияновых обычаев, если видел, что они полезныlt – которую даваливысокопоставленному сановникусовременники. Очищенныйот приписываемых ему копий и картиндругих художников, Лишь недавновыяснилось отчество художника врезультате архивных изысканий былаотделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца только в последниегоды круг определился его работ. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии).
Способность улавливатьтипическое, Но силаобобщения, этот делает портрет одним издрагоценнейших исторических памятниковпетровского времени, которую проявил здесьНикитин. Они могут даже превосходить их. Л., 1973.