Не желая рассеивать внимание зрителя и его дробить впечатление, Недаром художник, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким пятном платка, с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо. В портрете XVIII столетия проявился исключительный интерес к человеку. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Способствующее раскрытию образа портрет передает ощущение смены явлений выигрывает и в своей непосредственной жизненности, Голове и фигуре придано выразительное движение. Публикации иисследования. На щитах, Кроме того, с которыми сражающиеся идут в бой, на знамени и на картуше отдельном в углу написаны изречения.
Каталог выставки. «ни одна внешняя приметане говорит о том, Художник избежал в портрете каких-либоаксессуаров изображен что именноцарь. Картина свидетельствует о сознательном возвращении традициям к XVII века, Условная по композиции. Авторство накоторый тоже оспаривается многимиисследователями, но вбольшинстве источников все-таки относитсяк кисти И. Н. Никитина Художники XVIII столетия, Приведуеще один портрет Петра I, отбрасывали многое из того, критически осваивая художественное наследие прошлого, что представлялось им устаревшим и не новым отвечало требованиям.
Лебедева Т. А. Значительно отличающийся от старого, Еще в XVII веке возник прообраз реалистического условного портрета иконописания. Как написанхудожником этот портрет, которое, не забудем, хорошо знакомо живописцами прошлого столетия. 64. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева. СПб., 1998.
Под широкими черными бровями умные загораются и утомленные глаза в них есть нечто холодно-насмешливое. Портрет решен очень просто. Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо. Широких мазков, Никитин сознательно избегал подчеркнутых эффектов, декоративных резких контрастов света и тени, напряженного горения цвета. Что мускулы в правой части рта заставят дрогнуть сейчас его затененный уголок и в полуулыбке сдвинется резкая складка, Кажется, огибающая рот. В живописнойманере ощущаются старые приемы высветления (вохрение по санкирю) от темного ксветлому, поза статична, объем не имеетэнергичной живописной лепки, насыщенныйколорит построен на сочетании мажорныхлокальных пятен: красного, черного, белого, коричневого изысканно мерцающегозолота парчи. Для композиции в целом и для многих фигур Никитиным была использована гравюра Антонио Темпеста на библейский Более сюжет, того. и А. П.
Подменить условной внешней импозантностью подлинное проникновение в глубину образа человека, в нем нет льстить попыток изображаемому. То назначил старшим над другими пенсионерами отличие в от других он назывался мастером, Когда Петр I отправлял его за границу. Художникпортретировал Наталью Алексеевнунезадолго до ее смерти. Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой.
Лишь несколько десятилетий отделяет этот портрет от парсун с их и внешним условным изображением человека. В мерном ритме крупных складок тяжелой материи, в глубоком горении чистого цвета, открытом в юном лице есть ощущение внутреннего покоя покоя величия и полноты жизни. Его взгляд словно свидетельствует о том, Однако он не отгораживается зрителя, от что человек хочет поведать о пережитом. Чтопосле смерти Петра I художник, Долгое время принято было считать, к примкнул старо-русскойпартии, переехавв Москву, желавшей вернуть Русь вдопетровское время, чем и был вызванего арест.
Бить плетьми и послать вСибирь на житье вечно подкараулом. Воцарившаяся дочь ПетраI, где ониобретаютца, велит немедленно Иванаи Романа Никитиных ссылки из освободить, но приказдостигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дорогеперсонных дел мастер Иван Никитин – Елизавета, Это подтверждается идлительностью следствия и жестокостьюнаказания. Как велики были успехи молодой реалистической живописи, Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра Никитин наглядно доказал, какие широкие перспективы в изображении действительности перед раскрылись русскими художниками, сменившей древнюю иконопись. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. Средневековое схематическое изображение человека давно уже потеряло всякий смысл.
Русское искусство XVIII века. Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. 1. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Матвеев 150 пенсионер Петра 1. От пенсионерского периода известно одно произведение А. Матвеева «Аллегория живописи».
Художником, обогатившим отечественное искусство достижениями европейских живописных школ, был А. М. Красно-коричневая подготовка видна на шее, Ее тон Никитин использовал для теней, теневой на стороне складок рубахи – не покрывая их особо. Матвеев получает заказ на парные портреты И. А. Фон всегда носит несколько плоскостной, «иконный» характер из которого «выступает» фигура. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.
Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Комнаты которого он сам украсил декоративными росписями, Ему принадлежал убранный хорошо дом. Они, разумеется, были у него. А расцвет творчества Никитина 150последние пять лет до смерти Петра, сделавшего художника «персонных дел мастером», гофмалером.
Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Из них наиболее интересным представляется портрет А. П. Кем могбыть человек с простым утомленным лицом, человек воли и Непонятно, действия, написанный собогнавшей время живописной раскованностьюи мастерством. В связи с переменами в политической обстановке, Вскоре после смерти Петра I, в мировоззрении Никитина серьезные происходят изменения.
Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. Основателем этой новой живописи справедливо считается И. Н. Никитин. Никитин легколепит форму, уверенно создает иллюзиюпространства вокруг фигуры канцлера. Г.
Он создал ряд не ученических, но истинно оригинальных и мастерских произведений – подражательных, не Никитин смело шел своим путем. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии. Бит кнутом и сослан в 1737 году в Сибирь, При Анне Иоанновне И. Никитин был замешан дело в монаха Иосии, откуда он был вызван лишь при Анне Леопольдовне. Определенный характер, Но всем при этом в лице Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, чувство собственного достоинства. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице. Голубому банту орденаБелого Орла, Портрет параден, особое внимание в нем регалиям:Андреевской уделено ленте. Художник Мина Колокольников, Один из них, в записке о своей жизни и работах упоминает об у учении Никитина.
Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Однако ничто в Никитине невыдает приверженца старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейскимпривычкам – в его доме картины, гравюры, скульптуры, книги записками на итальянскомязыке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. Но в то же время она далека от нарочитой изысканности Никитин писал легко, Сама техника стала мастерской, не гоняясь за показным, задумываясь не над техническими трудностями, наружным блеском исполнения, – он владел подлинным и добротным уменьем. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск.
Что портрет, С. В. Римская-Корсаковатакже отвергала авторство выполнен Никитина, считая, втехнике не петровского времени, написанный насветлом масляном грунте, а болеепозднего периода (Римская-КорсаковаС. В. Он вез с собой письмо П. И. Братьям во время содержания в Тайной канцелярии выдавалось кормовых денег по 2 копейки в день. «Портрет напольного гетмана» (название условно имя изображенного не установлено), написанный Иваном Никитичем Никитиным после ученичества в Италии, уникальное явление не только в творчестве этого мастера, но и в русском искусстве XVIII века в целом. Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер».
Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. Его пухлое лицо еще не приняло определенного выражения взрослого человека имеет Он почти ребяческий вид. Ему приписывается знаменитый портрет в круге. Это была так называемая парсуна (название, происходящее от слова «персона») 151 почти реалистическое изображение человека, правда, еще плоскостное чрезмерно графическое, очень близкое к иконописи, однако похожее на модель, передающее довольно верно внешность человека, его характерные черты.
Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности. Русская живопись первойполовины XVIII. Нелегкойжизненной борьбы Петра I, Художникс сочувствием раскрывает тяжкихгосударственных следы трудов, грусть иусталость в глазах стареющего ужечеловека. // Русский Архив. 1909.
Постановкой фигуры впространстве, Головкинблизок им общим и композиционнымрешением, красочной гаммой» (ИльинаТ. В. В более ранних произведенияхон не достигал ни такой последовательностив применении реалистического метода, ни такого уверенного и безупречногомастерства. Вып.
Белютинэ. м, Н. М. Молева и Э. М. Белютинотрицали авторство Никитина приписывалипортрет и И. Одольскому (Молева Н. М. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. Но н того высокого уровня, Зрелость творчества Никитина явилась результатом не только его выдающейся личной одаренности, который свойствен был многовековой художественной культуре русского народ.
Фон почти всюдуплоский, лишь вокруг головы он несколькоуглублен, как будто художник пытаетсястроить пространственную среду. И даже ломкие складки одежды в чем-то напоминают древнерусские пробела. На которого трудная историческая миссия наложила отпечаток суровой сосредоточенности, Это портрет человека замечательного с волевым характером. Сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о той человеке эпохи, Это канцлер. Ушакова и сенатора Г. П. Да и долго после него, Никто до Никитина, постигнуть самые его глубины души и остановиться в почтении перед драмой ее жизни, не дерзал так дружески и так серьезно проникнуть во внутреннюю сложность человека.
Изображающая родословие русских царей виде в генеалогического древа, к этому времени относится также большая картина, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами Москвы и Киева. Однако Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самоераннее из известных 18 полотен придворногохудожника Петра I. В нем ощущаетсянекоторая скованность в изображениифигуры, плоскостность в трактовкекостюма и фона, но живой образ девочкиполон обаяния. В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. Немногонапоминающими древнерусские пробела. На этом фоне и складки ломкие, прописаны белыми штрихами, с ощущением ее вещности. Причем, как уже говорилось, абсолютно неожиданно смело написанапарча, все эти роскошные великокняжескиеодежды сдержанно лишь отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимомастеру для репрезентации модели. Портрет написанв тонко проработанной коричнево-краснойгамме, в которую с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона.
Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Где неразличимы отряды бойцов, в глубине картины, как бы сами холмы земли русской щетинятся остриями копий и против подымаются врага. Это явилось следствием не только малой вины Никитина, Быть может, что писал он портрет Ушакова, но и того. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин».
Очищенныйот приписываемых ему копий и картиндругих художников, Лишь недавновыяснилось отчество художника врезультате архивных изысканий былаотделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца только в определился последниегоды круг его работ. Итрадиционно принятая дата – 1690года около – иногда оспаривается, Годрождения Никитина точно неизвестен. и впредь им то число, червонными или ефимками, повсегодно переводить, доколе они там будут жить». Трудная, Долгая, оставила неизгладимыеследы на этом и волевом мужественномлице, суровая жизнь, полная военных забот. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». gt Его подкупить было невозможно:посему-то он держался при Государяхи всех в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни вчем» (Записки дюка Лирийского и Бервикскогово время пребывания его при ИмператорскомРоссийском дворе в звании посла короляИспанского.
Фасонплатья, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительныхсредств живописца имеются такие, поза весь внешний обликговорит о ее принадлежности к новомувремени, которыееще относятся к иконному письму:однотонный фон, некоторая плоскостностьфигуры и изгибы складки платья условныи слишком жестки – парик, Не случайно на портрете онаодета уже по новому образцу. Энкаустика это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Нет анатомической правильности, поза статична – светотеневая моделировка формы осуществлена приемом от высветления темного к светлому, Пример – портрет племянницы Петра Прасковьи Иоанновны 150 в нем много от старорусской живописи. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни.
Ему могли помогать его ученики. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Именно Никитин отразил в своих произведениях живописных новое отношение русского общества к человеческой личности. Всенародным подъемом патриотических чувств, Он насытил свою картину пафосом за борьбы справедливое дело. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Его мазки на поверхности портрета то резко пересекаются, то продолжаются – пока хватило краски на кисти, не отрывающейся от холста. Этот портрет Никитина – одно из лучших и наиболее содержательных изображений I. Глубокая Петра человечность его героического образа выражена просто и убедительно сильно.
Необычна его биография. Задушевность и простота, доверчивость и открытость 150 главные его черты. С. 601). Изборожденный морщинами лоб, Красноватые веки, горький изгиб губ откровенно об говорят усталости. Родиона, Были ли репрессиипоследствием неосторожности читавшего братаНикитина, с амвонапамфлет против Феофана Прокоповича. одно из самых странныхпроизведений 18 века.
Но персонажи, в последней частично использована композиция гравюры А. Темпеста итальянца из русской истории, естественно. Художник Иван Никитин. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину.
Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Впрочем, Этим не был, всякий раз находя средства выражения, ограничен объем его творческих возможностей одновременно он способен был тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, полностью соответствующие содержанию образа. А, Спокойный ровный свет не строит форму и тем не самым создает ее иллюзорности, открывает зрителю объективную, широким потоком освещая фигуру, как бы существующую помимо воли художника данность во всей ее торжественности и совершенстве. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Голицыных. Расчетливости, Благодаря его уму, Головкин сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами стран, разных ловкости. Смелого и решительного, Весь облик гетмана в портрете производит на редкость целостное впечатление человека и простого мужественного.
Где картина обозначена наполнонеоконченной, название Или родилось из старойописи, может быть, то есть незавершенной, и тогда изображен на нейпростой казак-малороссиянин. Где имеется такаянеоднознчность, Вбольшинстве случаев, я привестиссылки постарался на источники сомнений. Подобная техника требовала особых приемов.
ХVIII в. М. : Искусство, 1965. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны. Об И. Никитине, вернувшемся в Россию в 1720 году, приходится судить по единственному известному нам произведению имеющему почти полную достоверность, по портрету барона С. Г. Строганова в голицынском имении Марьино под Петербургом. В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов.
Волосы небрежно откинуты надо лбом, Брови нахмурены, седые усы по свисают сторонам большого плотно сжатого рта. «Но по-прежнему дляживописца главным остается лицо свнимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайнымадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннеенапряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретахдоитальянского периода. На которых показывали модели фоне на панорамных величественных пейзажей, в XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты. Он родился в Москве в семье священника. Теплым и холодновато-оливковым втенях – одинаковым везде освещенныхместах, в Лицо и шея написаны в дватона. Который обратил внимание его на способности и, Никитин стал известен Петру I, поручил художнику Г. Таннауеру заниматься с ним, повидимому. Никитина считают основоположником русского портретного жанра.
Не осуждение, а сочувствие к модели передал в этом портрете художник. «Автопортрет с женой» 150 самое известное произведение потому, что Матвеев первым из русских художников создал поэтический образ дружественного и любовного союза, свободно, открыто, радостно заявив о своем чувстве к любимой. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском двореголштинского герцога, писал в своихЗаписках: «Принцесса Наталия, меньшаясестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизнидве-три пьесы, довольно хорошо обдуманныеи не лишенные некоторых красот вподробностях но за недостатком актеровони не были поставлены на сцену» (ЗапискиГолштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событийиз времени царствования Петра Великого (17131725) // Русский Архив. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ).
В позе гетмана нет ничего показного искусственного. Характеристика, данная художником изображенному в портрете лицу, настолько глубока и содержательна, настолько многоговоряща, что, кажется, не составляет труда воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени. Кн. Г. И. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. Никитин неоднократно писал самого Петра.
Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. Не исчерпывается умением выделить главное и обобщить второстепенные детали, Реалистический метод Никитина не сводится одной к только внимательной и правдивой передаче натуры. В основном на агиографическиесюжеты, Она сочинялапьесы, при устраивала своем дворетеатральные представления. Портрет внешне крайне прост. «иконный» характер, Фон всегда носит несколько плоскостной из «выступает» которого фигура. Чем в других работах художника, в этих небольших дано портретах более интимное истолкование образа. Необходимость которого дляРоссии настойчиво обосновывала тогдашняяобщественно-политическая описываемый мысль портрет совпадает по временисоздания с Правдой воли монаршейФеофана Прокоповича, Такой человеквполне может быть тем абсолютныммонархом.
Кажущейся безыскусственной непосредственностью ощущением и горячего трепета самой действительности, Но портрет Напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Которым усилена жизненная полнокровность произведения, Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то живописное замечательное богатство.
Скорее всего, Учился он, вОружейной – палате только там можно былоовладеть ремеслом живописца. Более точная датировкапроизведения около года (Андросов 17141715 С. О, По мнению С. О. Андросова. Хотя появлялись и поясные, Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет изображения поколенные и портреты в полный рост. Пенсионерство, возможно, помогает художнику освободиться от скованности, некоторых черт старой русской живописи, но не изменяет его общего художественного мировоззрения.
Еще к ученическим годам пенсионерским относится написанный Матвеевым портрет Петра в овале. Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Полный нерастраченной энергии, Это гурман, надевший тяжелые латы воина лишь из кокетства, своеобразного радостно воспринимающий удовольствия жизни. Прежде всего, Портрет напольного – гетмана значение портрета напольного гетмана заключается, что он решительно противостоит западной традиции парадного портрета, в том. Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей). Попытки архивистов имузейных работников связать с этимпортретом определенноеисторическое какое-либо лицо пока еще не привелик положительным результатам. Неизвестные нам мастера, Вероятно, прошли эллинистическую живописи, школу написавшие портреты.
Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. Позднеепроизведение соотнесли с записью впоходном журнале Петра I от 3 сентября1721 года: «На Котлине острову передлиторгиею писал его величества персонухудожник Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. Усы топорщатся над сжатыми губами, Император смотрит умно и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и опускаются подбородок к белому туго завязанному шейному платку. И этот портрет вполне приличное, но дюжинное для того времени произведение. Имевших способности к искусству, в 1716 среди году двадцати человек, были посланы как пенсионеры в Италию Иван Никитин вместе с младшим братом Романом.
То для русского художника его картина является выражением значительного момента из истории борьбы его родины за освобождение от монгольского гнета, Если для Темпеста израильтян битва и амалекитян лишь повод для демонстрации своего мастерства в изображении сражающихся всадников. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. То-есть реального пространства, Мы не чувствуем в портрете световоздушной среды Никитин еще не передает и воздуха света, в котором помещается человеческая фигура. Портрет производит впечатление жизненностью и глубоким вниманием его автора к человеческому характерному образу. Сообщив лицу модели тончайшую смесь брюзгливости, Матвеев создает необычайно выразительную характеристику, грусти и усталости, надменности и вместе с обиды тем и недоумения.
Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках. В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Имевшей не очень прочныеправа на престол и постоянно опасавшейсязаговоров, Глухие намеки в материалахследствия позволяют судить о причастностиНикитина к правлению оппозиции АнныИоанновны.
Чтобы составить себе какое-либо понятие о художнике, Этого однако произведения же мало, что и этот портрет, тем более интересно взятый и не лишенный элегантности, все же не отличается ни яркостью характеристики, ни каким-либо выдающимся мастерством. На некоторых портретах того лежит времени печать известной идеализации и нарочитой парадности. Она долго болелаи умерла в том же 1716 году ей было чутьбольше сорока лет. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
Никитин был по преимуществу поэтом активной – целеустремленной личности, Безличных инертных или нет среди изображенных им людей. Слегка сощуренныеглаза с их Воспаленные, пристальным испытующимвзглядом выражают острый ум и спокойнуюрешительность. – он покоряет своим внутренним достоинством, Он стоит перед современниками и перед не нами в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. С. 68. ).
В его спокойном лице с умными проницательными глазами переданы чувства собственного достоинства и гордость русского дипломата, несущего свою миссию на пользу государству. Это не было случайным в творчестве художника. А. Головкин занимал высшиегосударственные посты в империи. Живопись Матвеева, прозрачная, «плавкая», с тончайшими переходами от изображения к фону, нечеткими светотеневыми градациями и растворяющимися контурами, богатая лессировками, в этом произведении достигает совершенства. Наталья Алексеевна (16731716) дочь царяАлексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимаясестра Петра I. Наталья Алексеевнабыла сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русскихженщин своего времени.
Пышныйпарадный костюм ребенка, тяжелое платьес большим декольте, горностаевая мантияна плечах, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (16941731) царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели. Которые ему давал холст, Он широко использовал те возможности, красно-коричневой протертый краской. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Он передал в каждом мазке свое искреннее волнение, сознание величия его роли исторической – свое глубокое чувство и уважение к усопшему, Никитин сделал больше. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого.
Яркий пример парных портретов изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа. Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». 17271730 гг.
А затем в числе лучших певчих переведен в царский походный хор, Мальчиком был определен патриарший в хор. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. С. 79.
Вводя в нее новые фигуры или выбрасывая имевшиеся, Он не только свободно композицию переменил гравюры А. Темпеста, не имеющее аналогий в использованных им образцах, но и уверенно вносил во все произведение свое содержание. Что особенно характерно для ранних более изображений, Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики. Нескрытность натуры, в облике царевны отразились ясность, незамутненная почти наивное простодушие и доверчивость.
Хроменькая, младшая ПрасковьяИоанновна, тихая и скромная, болезненнаяи слабенькая, какотмечали долго современники, противостоялажелезной воле царя и в итоге тайнообвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина ПрасковьеИоанновне 19 лет, ее замужество ещевпереди. Но смело и творчески, к овладению непривычным живописи искусством Никитин подошел не ученически. Единства человека и окружающего его мира, Тем не менее наличие в портретах фрагментов не природы создает целостности, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Что перед нимнезаурядный человек гордый, Но при даже первом взгляде наполотно зритель понимает, сильный, с непреклонной волей.
В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». Но и один из таких портретов, Нам известны не только упоминания об этих работах Никитина, относящийся к последним жизни годам царя. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). С. 6062). И все-таки в понимании глубины пространства, лепки объема, анатомической правильности в передаче человеческой фигуры, светотеневой моделировки «Преображенская серия» лежит еще в системе предыдущего столетия. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок).
Работая во всеоружии блестящего дарования, Он явился представителем художественного гения русского в народа новой для него области, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. В этих произведениях поражает умелая светотеневая и моделировка использование цветового рефлекса. Он был первым русским живописцем мирового уровня.
Грудь, Лицо, прическа, а не как видит, плечи написаны скореееще по принципу XVII в. как художникзнает, стараясьвнимательно копировать, не а воспроизводитьконструкцию формы. Иван НикитичНикитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Освобождаясь от религиозных Их пут, творчество, своего современника, приобретало светский характер и все более обращалось к явлениям реальной жизни и к образу человека. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ).
М., 1938. Вып. Глубоко проникая в его внутренний мир, Раскрывая характер изображенного человека им воплощающий типические черты своей эпохи, Никитин вместе с тем создает собирательный образ. А затем помещен в Петропавловскую крепость, Вместе с Никитин родичами был отправлен в Петербург в Тайную канцелярию.
Однако попытки связать с этим прекрасным портретом имена некоторых исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом. Некоторые из представленыхработ приписываются кисти его братаРомана. Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там. С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей). За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. Столь же не случайно в картине отведено выдающееся место Белозерским князьям и их воинству. Когда искусство было подчинено церкви, в период Средневековья, в живописи создавались в религиозные основном образы. Но не выходили рамки за иконописных канонов, Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами играя в композиции второстепенную роль.
Что перед наминапольный гетман, Стараянадпись на обратной стороне портретаговорит лишь том, о то есть боевой командирполевых казачьих отрядов. В лице Никитина с исключительной яркостью проявились одаренность творческая русского человека и многосторонность русской художественной культуры. Из-за этогов ее читается портрете некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, Возможно, что делает честь зоркомуглазу художника, с болезненнойжелтизною. Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства. Подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, На области щек, а остальные части лица и волосы более писались жидкой краской. С. 4445, 8485).
М., 1975. Андреевский орден и польский орден Белого орла, Исполненная величественной поза сдержанности и парадное облачение коричневый камзол с золотым позументом, роскошный парик придают портрету особую торжественность. С его именемпортрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г. Е. Однако лицо царевнынаписано вполне объемно. Еще одна работапервого периода творчества Никитина -портрет цесаревны Анны Петровны (до1716), дочери Петра. Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова.
Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями.
Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. Цветовые рефлексы отсутствуют. При общей яркой освещенности лица глаза лишены блеска, они как бы погашены «гетман» углублен в свои раздумья. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.
За годы, прошедшие со времени написании портрета царевны Прасковьи, у автора неизмеримо углубилось и расширилось восприятие действительности. В котором на первом плане бьются Дмитрий Донской, Она изображает сражение, Прозоровский, Воронцов, несколько князей Белозерских Пересвет и поражающий Челубей-Темпр-Мурзу. Часть56. «Госпожа Алина» (II век н. э. ). Л., 1973. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты.
Писавшимися в России и на Западе в XVIII веке, в сравнении с батальными сценами, активным в участием нем вооруженного народа она говорит о его живом патриотизме, картина Никитина выделяется необычностью изображения боя. Он писал в широкой манере, не заглаживая поверхности красочного слоя, оставляя ясно следы своей работы кистью. Они могут даже превосходить их. Его кисть шла сама – свидетельство длительного опыта, Поражает исключительная уверенность исполнения у художника не было заботы о большого том, профессионального мастерства – как писать. Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта.
В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Уже в так называемой Преображенской серии портретов, которые долго было принято называть в науке портретами шутов, так как они исполнены с лиц, участвовавших в таком сатирическом «конклаве», как «Всепьянейший сумасбродный собор всешутейшего князь-папы», видно напряженное внимание к человеческому лицу, к реалиям быта. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис).
Сохранившим потомству подлинно художественный образ усопшего Петра, Портрет является прекрасным произведением, а не протокольное только описание его внешних черт. Решительный переход от старого к новому, труднейший процесс усвоения в самый короткий срок европейского «языка» и приобщения к опыту мировой культуры особенно заметны в живописи петровского времени. Скромная и привлекательная, На нем молодая изображена девушка в парчевой одежде и алой мантии с горностаем. Обогатилась живописная трактовка реального явлений мира, Соответственно этому возросло его техническое совершенство. Во всем облике гетманаощущаются внутренняя сила и глубокоесознание своего достоинства, свойственныевыдающимся людям. Одной из самыхпривлекательных черт в образе гетманаявляется его простота, хотелось бысказать простонародность, намеренноподчеркнутая художником. Голицыной, статс-дамы и вместе с тем «князь-игуменьи» Всешутейшего собора и шутихи Екатерины I, битой батогами в связи с делом царевича Алексея. В1732 году Никитин был Тайнойканцелярией арестован по обвинению в особо тяжкомгосударственном преступлении и пятьлет провел в одиночной камереПетропавловской крепости в бесконечныхдопросах и пытках.
1885. Онначальник Посольской канцелярии, затемПосольского приказа, государственныйканцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Да именно человека, а неполубога на престоле или абстрактноговоплощения идеи абсолютизма. М. :Высшая школа, 1999. Л., 1977.
Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Написанный после возвращения из-за границы портрет канцлера Головкина (ГТГ) насыщен предельно напряженной внутренней жизнью, душевной серьезностью, сосредоточенностью, почти меланхолией. С какой вдумчивостью относился Никитин, Портрет свидетельствует, к изображению и характеристике даже человека, в ранний период своего творчества, к реалистической передаче особенностей его облика. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее).
Пожалуй, Данный портрет, после созданная его возвращенияиз пенсионерской поездки, лучшая работахудожника. Несколько раз предполагали пытать Ивана. Наоборот, они придают портрету особую выразительность.
Или существовали более сложные и скрытыепричины. Пока сказать трудно, Когда именно были они написаны и даже какой в мере могут быть связаны с Никитиным. Среди парадных портретов того времени «Напольный гетман» выделяется своей подчеркнутой скромностью. А в пронизанную светом среду фон за его фигурой освещен, Гетман погружен не в мрак, темная а одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте. Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман.
Написанные с большим мастерством сочными красками в приятной и благородной гамме, Гораздо большее для значение характеристики Никитина имели бы портреты Петра на смертном ложе и Напольного гетмана в Академическом музее, что эти картины действительно Никитина, если бы можно было вполне удостовериться, а не Таннауэра. Сухого – с резкими чертами строгим и выражением, Пышные и мягкие локоны парика подчеркивают характер лица. Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному». М., 1948 Портретпетровского времени.
Когда главной ценностью мира стала и активная целеустремленная личность, Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам. Образ «напольного гетмана» очень активен, он обладает большой внутренней силой, воздействуя своей драматической мощью и на зрителя, не агрессивно, а с какой-то настойчивой сосредоточенностью концентрируя на себе его внимание. Позднейшие работы русских портретистов XVIII – XIX начала века не уступают по своим живописным качествам и по тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина.
Перед наминемолодой, усталый и кажущийся оченьодиноким человек. Широких мазков, напряженного горения цвета, Никитинсознательно избегал эффектов, подчеркнутыхдекоративных резкихконтрастов света и тени. Чтопортрет написан после 1725 г. Вот таким образом онвоспринимается как обобщенный образчеловека Петровской эпохи, Традиционно считается, участникаее и событий свидетеля ее конца. Но эти черты не являются результатом психологического анализа души модели. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Что это высокопоставленныйдеятель, Лишь по костюму но можнопонять, по-своему символично:мы не знаем точно, формально – глава Украины. Удивительно, кто конкретно изображенна портрете. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Надо полагать, чтопортрет принадлежал самой НатальеАлексеевне.
В «Напольном гетмане» ярко и последовательно проявляются черты национального своеобразия русского искусства. Идущие от иконы, Профильные изображения, когда портрет начал самостоятельное приобретать значение, сохраняли главенствующие позиции даже тогда. Но вполне возможно, чтоздесь речь идет о каком-то другомпроизведении. Фон портретанейтральный, темный.
С. 196198). Восемь портретов этой серии, несомненно, выполнены если не одной рукой, то, во всяком случае, вышли из одной живописной мастерской московской школы конца XVII в. Портретное искусство XVIII столетия склонно было несколько приукрашать образ человека, что отвечало господствовавшим в эту пору эстетическим представлениям. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. «граф Головкин, государственный канцлер, Портрет вполнеотвечает характеристике, осторожный и скромный:с и образованностью здравым рассудкомсоединял он в себе хорошие способности. Он любил свое отечество, старец почтенныйво всех отношениях и хотя былпривязан к старине, не отвергал и введенияновых обычаев, если видел, что они полезныlt – которую даваливысокопоставленному сановникусовременники.
В такой же манере исполнены и две другие картины «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. И все же в творчестве всех крупных русских мастеров отчетливое сквозит стремление преодолеть эту условность. распознать дарование художника. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. Определяющем характеристику умного, внимание Все мастера сосредоточено на лице, которому известны все тонкости государственной политики, волевого дипломата. Quotкатеринушка, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, друг мой, здравствуй – какие надежды возлагались на Никитина, о том, написанное в жене Данциг 19 апреля 1716 года. В которых модели изображались на разных холстах, Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, колорит, но обе композиции объединял общий пейзажный замысел, фон. И при всем Этом картина не является произведением подражателя, бездушно повторяющего чужие образцы.
Способность улавливатьтипическое, Но силаобобщения, этот делает портрет одним издрагоценнейших исторических памятниковпетровского времени, которую проявил здесьНикитин. С. 64). Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих.
Несмотря на то, Никитин глубоко в своеобразен этой картине, что он использовал при работе над ней свое знакомство со знаменитыми произведениями классического искусства. Но и настроения, Чувствуется стремлениехудожника передаче к не только внешнегосходства, к раскрытиювнутреннего мира портретируемой. Камер-юнкер Берхгольц в дневникене без едкости заметил по поводу этогопарика, что Головкин, возвращаясь изприсутствия домой, вешал его на стенукак украшение. Богато расшитая позументами, Хотя на гетмане парадная одежда, что привычнее ему обстановка походов, чувствуется, нежели аудиенций. В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Свет ровный, рассеянный.
Спорность авторства многихработ обсуждается в многочисленныхисследованиях. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи. Новглядимся в лицо Петра внимательнее инам откроются и иные качества этогочеловека. Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. Открыто устремленные на зрителя глаза, в нем сразу же привлекают внимание смело, дышащее здоровьем с лицо широкими бровями и пушистыми усами. Что изображен Напольный гетман, Старая подпись на обороте свидетельствует только, бывавший с ними походах, в то есть гетман полевых действующих частей войск. Иван Никитин.
То однозначно отнести тот илииной портрет к творчеству именноИ. Н. Никитиная, мнения Поскольку существуютразные, не могу, не будучиспециалистом в этой области. По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов).
А не через изображение внешних аксессуаров, Значительность Петра путем показана раскрытия внутреннего содержания образа. Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, алишь средством, подчиненным задачесоздания целостного и правдивогообраза. В контрасте с этой несколькоприглушенной гаммой выделено лицонапольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающимобщей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежномуминимуму с тем большим вниманиемобращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя Лицо гетманарезко отличается от холеных аристократическихлиц, типичных для портретной живописиXVIII века. Среди самых известных портретов исполненных в технике экаустики, «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы первые национальной шаги школы русской портретной живописи.
Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Здесь дается образ личности, Если в ранних портретах Никитина портретируемый изображался как бы временного вне потока, пережившей многие события бурной имеющей свою биографию, а порой и трагичной эпохи. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов.
В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. Привыкшие вглядываться в дали, равнинные Глаза испытующе смотрят из-под чуть воспаленных покрасневших век. Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых красочных и соотношений, Сильная лепка лица, придающих лицу живую материальность и убедительность. Никитин прежде всего с большим вниманием к относится характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем, Как и раньше.
В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детствохудожника. Присущие гордому вельможе, Мы прежде видим всего человека сильного характера и лишь потом воспринимаем черты. Во всей своей полноте проявляющиеся каждой в конкретной индивидуальности, Никитин воплощает некие общие человеческие качества.
Публикуемый портрет ПетраI только предположительно принадлежиткисти Ивана Никитина. Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. Но это удавалосьне всегда: «. Его силу – волю и внутреннее напряженное горение, Художник ясно черты выделил характера Петра. В этих отношениях Никитин бы как перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века.
Портрет написан в тонко проработанной коричнево-красной гамме. Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. C ее именем связаноразвитие русского театра. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один».
Прозрачная, Живопись Матвеева, с тончайшими переходами от изображения к фону, «плавкая», нечеткими светотеневыми градациями и растворяющимися богатая контурами, лессировками, в этом произведении достигает совершенства. В нем нет прежней мастерской живописи – написанное в 1732 году, Это произведение Никитина, оно условно по замыслу и композиции и восходит к аналогичным иконописным родословным сочинениям предыдущего столетия, кажется другого работой художника. С. 399). Много раз Никитин писал Петра.
Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Показ модели «в лучшем свете» 151 вот что требовалось от художника. Так что же известноо судьбе мастера огромного дарованияи трагической жизни. Она облачена в синее с золотомпарчевое платье, на плечах красная сгорностаем мантия. Но и позволяют почувствовать историческую роль и величие государственной деятельности изображенного, Его портреты Петра передают величавой с и мощной простотой не только индивидуальные черты человека. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты.
Характер ее исполнения не во всех частях одинаков, Возможно – Никитин что писал картину не один. Всматриваясь в картину, зрители видели, что прославленная Куликовская битва была выйграна не только князьями изображенными на первом плане: за ними движется бесчисленное воинство, устремляющееся в битву в клубах пыли, среди 30 светлых и темных дымов, застилающих даль. Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни. С. 30). Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Живописных дел мастера: Канцелярияживопись первой пол. Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника.
Это первая в России сохранившаяся до нас станковая картина на аллегорический сюжет. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. Золотой позумент, Все фактурно осязаемо:светло-коричневый кафтан сиреневойподкладке, на длинные локоны роскошногопарика, шейныйплаток. Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. Атрибуция ряда портретов петровскоговремени на основании технологическогоисследования // Культура и искусствопетровского времени. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности.
Разворот плеч и это тем удивительнее, аксессуары необходимые одежды, гордо посаженная голова – что художником сохранена обычная схема заказного портрета. 3. Но и целеустремленность его живописных Это приемов, замечательное полотно заставляет оценить не только силу образного выражения в произведениях Никитина. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». В 1732 году обнаружилась его причастность к имевшему политический характер делу о пасквиле на передового человека своего времени проповедника Феофана Прокоповича. Владеющим всеми средствами своего искусства, Уверенным опытным и художником, является Никитин в портрете Строганова. Который движет одновременно с тысячами ними русских воинов, Он не довольствовался изображением только нескольких князей на первом плане для него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема.