В те годы подготовка каталогов коллекций в советских музеях практически не велась. Он был случайно обнаружен нами в одном из частных собраний Москвы приобретен и музеем в 2002 году, Некогда принадлежавший Вишневскому. В том числе хранящаяся и теперь в ГМИИ небольшая композиция Смерть Дидоны кисти Тьеполо-отца, Его подлинной гордостью были полотна Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо. Уже в советское время весьма многочисленной и интересной коллекцией располагал живописи М. Б.
Примером того, как в результате различных перипетий один из шедевров чудом не покинул пределы страны, а оказался в музее, может служить история знаменитой «Строгановской Мадонны» Аньоло Бронзино. Что многие произведения экспонировались на различных выставках в России и за рубежом, Свидетельством служит этому тот факт. Что было исключительно важным для в поддержания музее исследовательской традиции и преемственности в изучении памятников, Сотрудники ГМИИ вели разного рода картотеки. Вскоре после смерти основателя галереи, Но уже в 1817 году, вырученные средства от которой на пошли содержание больницы Открытие в 1862 году Московского Публичного и Румянцевского музея заметно стимулировало собирательскую деятельность москвичей, началась аукционная распродажа собрания, многие из которых были выходцами из купеческой среды. То же можно сказать и о композиции «Святое Семейство с Антонием Падуанским и ангелом» выдающегося римского живописца Кавалера д'Арпино, некогда принадлежавшей известному собранию Павла Деларова в Петербурге. И ряд картин сразу был передан в Румянцевский музей, в 1917 году по распоряжению Временного правительства собрание переехало в Москву, а затем вместе с другими работами в попал ГМИИ. Он первым приступил к систематизации собрания и составлению итальянской каталога живописи (материалы самого каталога, над которым Лазарев работал в конце 1920-х – 1930-е годы, не сохранились).
После смерти собирателя обширная коллекция Г. А. Как Джулио Романо в Мантуе и Вене, Ряд картин экспонировался на таких крупных международных выставках, Доссо Досси – в Ферраре, Джироламо Савольдо – в Бреше и Франкфурте-на-Майне, Джузеппе Марии Креспи в – Болонье, Строцци – в Генуе, Маньяско – в Милане, Каналетто – в Венеции, Панини – в Турине. У истоков этой деятельности стоял В. Н. Бенедиктов. В 1954 году экспозиция музея была восстановлена и предстала в своем обновленном виде. Бронзино, Еще в 1920 – 1930-х годах были им опубликованы статьи о работах Боттичелли, Лоренцо Монако, Баккиакки, Креспи, Строцци, Кастильоне, Вассалло, Франческо Гварди.
После смерти великой княгини в 1884 году ее сын, Николай Максимилианович Лейхтенбергский, передал коллекцию на хранение в Академию художеств, где с ней впервые смогла познакомиться широкая публика. В постоянную экспозицию музея включен «Портрет девушки с корзиной цветов», предположительно выполненный Луиджи Креспи. Рядом с Романовым и под его руководством на посту хранителя картинной галереи в 1924 начал году свою работу Виктор Никитич Лазарев. Согласно официальным данным в столице зарегистрировано более 400 музейных учреждений.
И итальянский раздел в ней насчитывал свыше произведений двухсот из четырех залов галереи, Поступления 1924 года образовали основное ядро картинной галереи, один был целиком отдан под экспозицию живописи Италии XIII-XVII веков, открытых в 1925 году. В 1769-м – из коллекции Брюля в Дрездене, в 1764 году в Петербург поступили картины от берлинского купца Гоцковского, в 1779-м – из Уолпола коллекции в Англии, в 1772-м – из коллекции Кроза в Париже. Щукину и Морозовым). Начав в тот период свою профессиональную деятельность на посту хранителя итальянской живописи, Автор этих строк, считая ее важной не только пополнения для собрания, уделял этой работе первостепенное внимание, но и для сохранения самих памятников в условиях, когда собирательство художественных произведений находилось фактически под запретом.
Выставка представляет произведения из собраний Дальневосточного художественного музея (Хабаровск) и Приморской государственной картинной галереи (Владивосток), происходящие из эрмитажной коллекции западноевропейского искусства XIII – ХХ веков. Основателя и руководителя известного в Москве театра Образцова, кукол, ныне носящего его имя. К открытию музея в 1862 году Эрмитаж передал в его собрание двести картин западноевропейских мастеров, однако, за время существования музея (немногим более пятидесяти лет) его картинная галерея заметно обогатилась за счет даров частных лиц. Что атрибуция произведений служит камнем краеугольным всей музейной работы, Прекрасно осознавая, он сосредоточился на изучении конкретных произведений. Голландских, Зритель увидит произведения итальянских, немецких мастеров XX XVI-начала веков, французских. Среди них – «Аполлон и Марсий» Питера Пауля Рубенса, «Святое семейство» Аннибале Карраччии, руинные пейзажи Джованни Паоло Паннини, графика знаменитого Жака Калло.
Либман, в своей деятельности тесно связанный с музеем. Куда перевез и все картины, После на женитьбы баварской принцессе Амалии Августе Богарне получил титул герцога Лейхтенбергского и переехал в Мюнхен. С этого момента начался систематический рост картинной галереи музея, который с 1937 года, когда отмечалось столетие гибели великого русского поэта, стал именоваться Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С.
Джованни Баттисты Питтони, Особенно высоким художественным уровнем отличалась в собрании Юсупова группа полотен живописцев венецианской школы – Риччи, Себастьяно Гаспаре Дициани и ряда других. Помимо этого, большое число произведений систематически выделялось для передачи в провинциальные музеи и даже в Эрмитаж. Впервые показанные широкой публике, Более 60 произведений и живописи около 20 произведений графики, были переданы в 1930-е годы из Эрмитажа в дальневосточные музеи. А то обстоятельство, Из предложенных свое в время Лазаревым атрибуций многие выдержали проверку временем, во многом способствовало введению не известных дотоле произведений в мировой научный оборот, что его публикации печатались в основном в зарубежных периодических изданиях. Что Юсупов отдавал предпочтение французской живописи, Принято считать, однако численно в нем преобладала заметно итальянская школа. Одной из лучших среди них является «Смерть Клеопатры» Франческо Тревизани. Однако подспудно работа продолжалась, хотя ее проведение серьезно осложнялось отсутствием специальной литературы и общей изоляцией от мирового научного процесса. Так и в подмосковном имении Архангельское и в московском доме князя в Харитоньевском переулке, Знаменитая коллекция Николая Борисовича Юсупова размещалась как в построенном по Джакомо проекту Кваренги петербургском дворце на Фонтанке. От XIII до XVIII века, Круг его интересов был весьма широк и в включал себя памятники разных эпох.
Помимо римской «Битвы при Заме», ведущей свою историю от Гоцковского, в музее представлена работа венецианского живописца XVIII века Франческо Дзуньо «Святая Цецилия», одно время также принадлежавшая Зубаловым, . Особенно заметную группу составляют произведения венецианской школы и среди них «Обрезание» Винченцо Катены – одно из лучших повторений композиции, восходящей к оригиналу Джованни Беллини. Неоднократно экспонировалась на различных выставках в Италии и в других странах картина Де Кирико «Римлянки». В основном у москвичей и ленинградцев их владельцами чаще всего являлись случайные лица, Картины покупались исключительно на внутреннем рынке, к которым они попадали каких-либо вследствие обстоятельств и нередко во времена потрясавших страну исторических катаклизмов. Сталину. Периодическим отчетом о проделанной работе служили выставки новых поступлений. Это «Туалет Вирсавии» Якопо Амигони, «Пир Валтасара» Пьер Дандини, «Смерть Софонисбы» Франческо Кайро, парные пейзажи Каналетто, относящиеся к раннему периоду его творчества, подписной натюрморт Бонавентуры Беттеры.
Где занимал пост хранителя Отделения классических древностей, До года 1924 он работал в Румянцевском музее. В роскошном особняке которых в послереволюционный период располагалась одна из центральных баз Госфонда, Своими несметными сокровищами в Москве славилась и Зубаловых, коллекция куда свозились работы из национализированных собраний. Расформированного в 1948 году по приказу И. В, Появление этой группы картин в музее граничит с передачей ему собрания части Государственного музея нового западного искусства. А позднее, Брокара была разделена между его наследниками, она частично поступила в Музей изящных искусств, в период с по 1924 1928 год, а частично оказалась рассеянной по разным музеям, российским и зарубежным. Приобретенные музеем, Картины этих и других мастеров, существенно дополняя исторически сложившееся ядро собрания и помогая восстановить некоторые, представляют разные школы и направления итальянской живописи, отсутствовавшие ранее в нем звенья.
Он обладал коллекцией не только русской, Основатель Тропинина Музея и московских художников его времени, которая насчитывала несколько десятков картин старых итальянских мастеров, но и западноевропейской живописи. А. М. Которые традиционно были широко представлены в российских частных собраниях, новых в поступлениях численно заметно преобладают картины XVII-XVIII веков. В которой представлены шедевры западноевропейских мастеров, Пушкина является после Государственного в Эрмитажа Санкт-Петербурге второй по величине в России картинной галереей, начиная от средневековья вплоть до середины XX века. Чтобы дать место в залах выставке И. В, подарков в 1949 году ГМИИ вынужден был свернуть собственную экспозицию. Этот музей, во главе которого стоял видный специалист по современному искусству Б. Н. Сталина.
В 1924-м году коллекция была разделена между Эрмитажем, московским Музеем изящных искусств (ныне ГМИИ) и Музеем-усадьбой «Архангельское». Некоторые из этих произведений были подарены музею самим собирателем, другие перешли в ГМИИ в 1937 году после того, как Бенедиктов, занимавший ответственный пост в НКВД, был репрессирован. Поступившая оттуда картина «Наполеон на троне» Андреа Аппиани, ведущего представителя неоклассицизма в Италии, происходит из собрания герцогов Лейхтенбергских, о котором шла речь выше. «Пир Валтасара» Пьер Дандини, Это «Туалет Вирсавии» Якопо Амигони, парные пейзажи «Смерть Софонисбы» Каналетто, Франческо Кайро, относящиеся к раннему периоду его творчества, подписной натюрморт Бонавентуры Беттеры.
Строганова. А в 2007-2008 годах выставка из 80 картин XVI-XX веков была показана Вероне, в La reciproca meraviglia» несколько работ было показано в Риме в Scuderie del Quirinale. Который с 1972 года вел ее самостоятельно, Под его руководством началось к приобщение этой работе автора данного каталога. С конца 1960-х годов собрание итальянской живописи ГМИИ увеличилось почти на сто пятьдесят работ, Таким образом, что составило около одной трети его от прежнего состава. Работа столь высокого художественного уровня могла составить бы гордость любого мирового собрания.
Когда проводилась кардинальная реорганизация Он музея, был приглашен Романовым в тот момент. Которая экспонировалась на выставке французских художников в 1928 году Задача изучения и каталогизации памятников встала на уже раннем этапе формирования картинной галереи, Именно таким путем в ГМНЗИ поступила картина Джорджо де Кирико Римлянки. Музеи Москвы способны удовлетворить пристрастия посетителей всех возрастов, профессий и интересов. Пушкина. Ее создание явилось заслугой ряда людей и в первую очередь директора музея Николая Ильича Романова, подлинного энтузиаста музейного дела, специалиста по искусству Италии эпохи Возрождения.
В основном американских, Передававшиеся в Антиквариат произведения по большей части заканчивали путь свой в зарубежных, музеях и частных коллекциях. Немало работ из Антиквариата попадало и в частные руки. Она предназначалась для продажи за рубеж, Как и многие выдающиеся работы, но по неизвестной причине в году 1932 из Антиквариата картина поступила в ГМИИ. Из нее в музей поступило несколько произведений, которые можно видеть на выставке. В послевоенный период задача создания научных каталогов музейных собраний отошла второй на план.
Посещая, Многие из картин своей коллекции Николай Борисович приобретал непосредственно у в художников, Риме мастерскую прославленного тогда Помпео Батони, например. После кончины Николая Борисовича, в 1831 году, находившееся в Архангельском собрание было вывезено его потомками в Санкт-Петербург и с тех пор почти не картинами пополнялось старых мастеров. В 1945-ом он принял в своих стенах привезенные из Германии картины, принадлежавших до революции С. И, а в – 1948-ом половину собрания закрытого по приказу властей Государственного музея нового западного искусства (знаменитое собрание картин импрессионистов и постимпрессионистов – в том числе и из Дрезденской галереи, Для ГМИИ это были трудные годы.
Из коллекции Гоцковского, с приобретения которой начинается история эрмитажного собрания, происходит «Битва при Заме» римского мастера XVI века из коллекции Брюля – четыре полотна Беллотто из серии видов Дрездена и Пирны из коллекции Кроза – небольшое полотно Веронезе «Минерва», одно время находившееся в Вероне в доме Куртони, а также работы Ланфранко и Алессандро Турки, а из коллекции Уолпола – произведения Париса Бордоне, Паоло Веронезе, Пьетро да Кортона, Кантарини, Вассалло. Которым удавалось пронести свое увлечение сквозь трудные годы запретов на подобный деятельности, вид Однако встречались и настоящие собиратели. «Святое семейство» Аннибале Карраччии, них Среди – «Аполлон и Марсий» Питера Пауля Рубенса, графика знаменитого Жака Калло, руинные пейзажи Джованни Паоло Паннини. В котором она находилась до 1799 года, Эта алтарная композиция была написана для кармелитов монастыря в Венеции. Осенью того же года начали приходить картины из национализированных петербургских собраний князей Юсуповых, графов Строгановых и Шуваловых, а также из Эрмитажа. В котором предусматривалось изменение его структуры, Именно им был составлен проект реорганизации Музея изящных искусств, создание и картинной галереи как самостоятельного раздела.
В послевоенный период главным источником пополнения собрания стало приобретение произведений у частных через лиц Закупочную комиссию при Министерстве культуры СССР. Несмотря на различия вкусов и индивидуальных пристрастий Во владельцев, всех этих собраниях, живопись Италии занимала видное место. С успехом проходившей в городах Японии, в 1997 году 35 итальянской картин школы XVII – XVIII веков экспонировались на выставке Brilliant Baroque, в 2004-2005 годах в рамках выставки «Da Giotto a Malevic. И в музее хранится экземпляр рукописи с пометками ученого, Лазаревым, отражающими его отношение определению к того или иного памятника. Внесшие свой вклад в музейную науку своего времени, Рядом с Лазаревым в 1920-30-е в годы музее работали и другие специалисты.
Он имел возможность составить превосходную картин коллекцию итальянской школы, Будучи вице-королем Италии, которая насчитывала немало выдающихся образцов. Который, Лазарев интенсивно научными занимался исследованиями, несмотря на большую организационную и хранительскую нагрузку. Постепенно собирательство художественных произведений захватывает более все широкий круг российской знати. Посвященных живописи разных национальных школ, Лишь в середине годов 1990-х музеем было принято решение об издании серии научных каталогов. Этот алтарный образ был исполнен для церкви Сан Кассиано в Венеции и подписан именем Джамбаттисты Тьеполо, в мастерской которого Дзуньо в тот момент работал. «Блестящий век Екатерины» положил начало формированию Эрмитажа, ставшего олицетворением блеска императорской короны.
Либо через Антиквариат было продано за рубеж, Часть произведений в попала другие российские музеи. Особое место в ряду московских коллекционеров по праву занимает Ф. Е. А на рубеже 1960-70-х годов его редактирование взял на себя М. Я, Подготовка к полного изданию научного каталога итальянской живописи активизировалась в 1960-е годы.
Рецензия на этот первый вариант каталога была написана В. Н. В частности, Наибольший интерес здесь представляли работы мастеров XVIII столетия, который в жанре пейзажей с мотивами руин предшественником был столь высоко ценимого в России француза Юбера Робера, римского живописца Панини. Как Гверчино, Работы таких мастеров, Алессандро Турки, Пьетро да Кортона, Паоло Пагани, Джордано, Лука сегодня можно видеть в экспозиции музея. В связи с 60-летним юбилеем Вишневский преподнес в дар музею превосходный подписной «Натюрморт с письменными принадлежностями» Кристофоро Мунари, относящийся к раннему периоду творчества художника. В1924 году картинная галерея Румянцевского музея почти в полном составе перешла в ГМИИ.
Именно из этого собрания происходит знаменитое «Святое Семейство с маленьким Иоанном Крестителем» Бронзино, более широко известное как «Строгановская Мадонна». Поступивших в музей благодаря закупкам, Среди произведений, Массимо Станционе и Андреа Ваккаро, особого внимания достойны работы Гвидо Рени и Бернардо Строцци, Себастьяно Маццони и Луки Феррари, Якопо Виньяли и Бартоломео Лигоцци, Антонио Петрини и Франческо Джованни Тревизани, Антонио Пеллегрини и Франческо Фонтебассо, Джузеппе Ногари и Стефано Торелли, Микеле Мариески и Карло Маджини. Следы же многих других работ сегодня утеряны. Занимавшая два из шести экспозиционных музея, залов Итальянская школа, была представлена преимущественно полотнами живописцев XVII-XVIII веков.
Расположенный в Москве Государственный музей изобразительных искусств им. Именно к голландской школе он относил представленный на выставке «Натюрморт с грибами», автором которого в действительности является неаполитанский художник Паоло Порпора из той же коллекции поступили и парные пейзажы Франческо Гварди, украшающие постоянную экспозицию музея. Вишневский, человек разносторонних интересов, страстно увлеченный своим делом. В этой атмосфере зародилась и постепенно оформилась мысль о создании в старой общедоступного столице музея. Брат собиравшего новую французскую живопись Сергея Дмитрий Ивановича, Иванович Щукин, увлекался старыми голландскими мастерами. Всемирно известная Третьяковская галерея уступает фондами своими только Государственному русскому музею в северной столице. Увлеченным собирателем был Евгений Богарне, сын Жозефины от первого брака.
Голицын, основатель галереи, завещал ее городу «для удовольствия публики» и «для пользы российским художникам, которые не всегда имеют случай видеть хорошие оригинальные картины». Среди ранних памятников особого внимания заслуживает большая композиция Париса Бордоне «Явление сивиллы императору Августу», приобретенная в 1983 году из коллекции С. В. Поскольку к тому времени перешло во владение дочери императора Николая в I, 1853 году собрание вновь изменило свое местонахождение и на этот раз оно попало в Санкт-Петербург, вышедшей замуж за Максимилиана Лейхтенбергского, великой княгини Марии Николаевны, сына Евгения. Затем в Англии, Это полотно в прошлом находилось в собрании кардинала Мазарини в Париже, в составе которого было приобретено Эрмитажем, в знаменитом лорда собрании Уолпола. Она была встречена с интересом и пониманием как широким зрителем, так и специалистами. Благодаря приобретению в разных странах сложившихся и знаменитых коллекций он быстро превратился в из одно богатейших художественных собраний Европы.
В котором представлен работ ряд весьма высокого художественного уровня, Заключительный раздел собрания итальянской живописи знакомит с произведениями XIX-XX веков. Терновец, проводил активную выставочную работу, широко практиковал обмен произведениями, в том числе и живописи, с художниками других стран. Он первым приступил к систематизации собрания и составлению каталога итальянской живописи (материалы самого каталога, над которым Лазарев работал в конце 1920-х – 1930-е годы, не сохранились).
Работа по комплектованию раздела итальянской живописи значительно активизировалась конца с 1960-х годов. Среди картин XVI века, пришедших в ГМИИ из Эрмитажа, следует также выделить такие первоклассные работы, как «Мадонна с Младенцем и ангелами» Лоренцо Лотто и «Дама за туалетом» Джулио Романо, поступившие в императорские собрания в конце XVIII – первой половине XIX века. Цифры потерь впечатляют – за все годы существования ГМИИ из его собрания в Антиквариат и в другие учреждения и музеи было передано свыше 250 толь итальянских картин, что составляет половину принадлежащего музею сегодня собрания этой школы живописи. Формирование картинной галереи ГМИИ приходится в основном на период 1920-30-х годов. И многие из картин итальянской школы, Она насчитывала свыше тысячи произведений, отличаются весьма высоким художественным уровнем, впоследствии в перешедшие ГМИИ.
Лазарев особенно много сделал для формирования раздела этого коллекции – проводил большую работу по обследованию Государственного музейного фонда и бывших частных коллекций, Будучи специалистом в области итальянского искусства, где вел нелегкие переговоры о передаче ряда значимых картин в Москву Процесс создания коллекции итальянской живописи в ГМИИ протекал неоднозначно, неоднократно выезжал в Эрмитаж. Основу собрания которого составили коллекции знаменитые французской живописи Морозовых и Щукиных, За время существования ГМНЗИ, его фонды существенно выросли. Но процесс его издания растянулся на многие годы, в году 1973 этот каталог был сдан в издательство.
Когда в специально отстроенном корпусе ансамбля Голицынской больницы была открыта галерея, Впервые она получила свое воплощение в 1810 году, а также большое число прикладного произведений искусства, насчитывавшая около 500 картин. Благодаря собирательской деятельности другой ветви Строгановых в России оказалась композиция «Оплакивание» Чимы да Конельяно, поступившая в Эрмитаж по завещанию С. Г. Со временем некоторые из этих картин перешли в ГМИИ. Князей Голицыных, Со второй половины XVIII века ведут свое начало известные частные коллекции графов Строгановых и Юсуповых многих других аристократических фамилий. Сведения о которой содержатся в биографии художника, Среди прочих подлинной удачей стало приобретение Святая картины Вероника Гвидо Рени, где ее владельцем назван болонский сенатор Джесси, написанной Чезаре Мальвазией. А оттуда почти сразу ряд работ перешел в ГМИИ, Затем на непродолжительное время в Строгановском дворце был открыт музей в 1922 году хранившиеся там картины в передали Эрмитаж.
Таковы оба шедевра Бернардо Строцци – Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами и представленная на выставке работа Старая кокетка или «Vanitas», парные полотна Гаспаре Траверси, Школа мальчиков и Школа рукоделия, а также эскиз Коррадо Джакуинто Апофеоз испанской монархии, которую также можно видеть в данной экспозиции. Где были сосредоточены работы из собраний, национализированных в том же 1924 году к картинам из Румянцевского музея прибавились поступления из Государственного музейного фонда из бывших частных коллекций Москвы и из загородных резиденций. Там встречались произведения разных школ и направлений – от XVI до XVIII века. Это была первая представительная выставка итальянской живописи, прошедшая в Италии. Наряду с расширением за собрания счет вновь поступавших произведений происходил и серьезный отток картин в связи с передачей в Антиквариат и продажей за рубеж.
А. С. Не все картины удавалось реализовать через зарубежные аукционы, однако, лишь в редких случаях они возвращались в те музейные коллекции, откуда в свое время были изъяты. Но и наиболее качественный по составу памятников, Этот раздел в музее – только не наиболее многочисленный.