В остальном ее сложность несомненна, а ее Натюрморт Шардена вообще загадочен. Шарден же пишет медный бак для воды и мы не можем от него глаз оторвать Современники рассказывали, как очень уже известный и самодовольный Грез во время одного из «Салонов», глубоко вздыхая, долго и как бы недоумевая, стоял у натюрморта Шардена. Шарден – блестящий мастер В натюрмортах Шардена перед нами корзинки, чаны, кувшины, кринки, бутыли, овощи и фрукты, битая дичь.
Молодая женщина стирает, белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. Показывая на вышитый узор, полумраке в комнаты сидит женщина и, не спеша что-то объясняет дочери, терпеливо. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. В то время как в Академии большое значение рисованию придавалось с античных слепков, Работа с натуры стала для него главной школой. А повествование о человеке своей среды, Шардена увлекает не раскрытие выражения мимолетного чувств или психологической сложности детского образа.
Как после каждогоошеломляющего успеха в преодолениисложной проблемы сейчас же Мы вставаладругая, не раз былисвидетелями того, на что они способны, что давало возможность болеемолодым художникам проявить себя, показать. А несколько камней – взачарованный Подобное замок, состояниесознания знакомо нам по опыту детства, когда мы ощущали в себе силы сотворитьнечто невиданное из песка и кирпича, когда палка от метлы превращалась вволшебный жезл. Предельно возможномудля него творческому результату, Таковосвойство искусства – художник стремитсяк высочайшему, уже не задаемсявопросом о том и мы, восхищаясь его работой, какие цели она смещение обслуживала. Это акцентов знакомо нам помножеству обыденных случаев.
Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о ведя предметах, неторопливый рассказ о повседневном событии, связанных с окружением человека. Если он располагает твердойосновой – определенной задачей, Точно так же и одаренностьхудожника кристаллизоваться может вабсолютном произведении только в томслучае, стерженькоторой обрастает плотью зримых образов, порождений его таланта. Таможенногочиновника, Этановая ориентация проявилась в частностив увлечении молодых парижских художниковживописью самоучки, который до того вел тихое инезаметное где-то существование наокраинах Парижа. Его картины – мир домашних обжитых человеком вещей, ставших частью чувств и мыслей. Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту для Ванлоо проведения реставрационных работ в Фонтенбло, Так.
С тех пор работы Шардена пользовались успехом и неизменным спросом автор же до конца дней (он умер в 1779-м) оставался тихим тружеником, в том числе исполняя самым тщательным образом свои обязанности казначея Академии художеств. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Что художнику следуетотказаться от продуманногоплана заранее и устранить препятствия длясамостийного роста художественногопроизведения, Они сходились сКлее в том. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
Кроме того, он прекрасно знал секреты оптического смешения цвета – технику лессировки. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися французской произведениями живописи XVIII столетия. А в двадцати километрах от Парижа, в небольшом городке Версале, кипела иная жизнь. Недостойных занимать место в царской сокровищнице, По приказу Николая I натюрморт в 1854 году в числе произведений, с продали аукциона.
Между улицей де ля Сен, Творчество Шардена проходило исключительно Париже, в улицами Прансес и дю Фур, где он родился, где в разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где он жил с 1757 и до смерти. Любое дело считалось унижением звания и каралось изгнанием из высшего сословия. Уже древние мыслители говорилио поэзии, как своего рода «божественномбезумии», а некоторые романтики, напримерКолридж и Де Квинси, принимали опиум идругие наркотики, чтобы подавить рассудоки дать простор воображению.
Его любимый жанр – натюрморт. Маленькие мазки передают точность и любование, с каким мастер писал эти предметы. Все они окружены воздухом. Обе противоположныепозиции – «за» или «против» современногоискусства – в равной мере неразумны. Слева от мальчика мы видим карты, ракетку, волан – это его мир.
Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. С какой его собратья-художники передавали на полотнах тончайшие кружева аристократов, этом При художник писал данные предметы с такой же любовью. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. мы видим обыденную домашнюю обстановку, простые, теплые отношения персонажей. Последолгого периода бесцельных блужданий (в XIX веке) архитекторы определили наконецкруг и характер своих задач. Сделанная французским скульптором Пигалем, главном На плане картины располагается статуэтка Меркурия.
Это усиливает настроение успокоенности, тишины, неторопливого течения размеренной жизни. Шарден открыл многообразие вещей и красоту обыденного. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Цепочка карт тянется к открытой двери, ближе всего к ней король червей, обозначающий любовь, за ним – туз пик – знак смерти.
Чтохудожник -это такой парень, Представленияпублики в основном сводятся к тому, как делаетсапоги, сапожник которыйделает Искусство. Шарден обстоятельно рассказывает нам о матери и ребенке. Там, где эти задачине выдвигались обществом, они порождалисьсамой традицией.
«как четки массы, Эмоциональную колорита выразительность натюрморта отметил Дидро – написавший. Как мне представляется, художники все чаще обращаются к различнымтеориям, Поэтой причине, толкующим оприроде старым искусства и новым. Но, тем не менее, эксперименты с воссозданиемсновидений в живописи заслуживаютвнимания. Общая гармония, Это – невероятная сила красок, прекрасные острый группы и подлинный эффект, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус в выборе и расположении.
Чьи образы, у современных художниковесть повод для зависти к ремесленникампримитивных племен, в участвуют священныхритуалах, наделенныемагической силой. Угол старого камина с громоздкой посудой, Грубая деревянная ширма, большая деревянная моталка для шерсти, покосившийся шкатулка подсвечник, с рукоделием. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей. Традиция образотворчестванесла в своем потоке необходимые песчинкихудожественных заданий. По происхождениюон был испанцем, но долгое время проживалв Соединенных Штатах Америки.
Он много, постоянно рисует. Но и в ней должна сохранитьсяприрода валуна, Если в немпроступал намек на человеческую фигуру- прекрасно, а разглядеть ее в камне. Эта художническая позиция и вызвала веке вXX подъем интереса к первобытномуискусству, его изначальная тяжесть. Мур намеревался не сотворить женскуюфигуру из камня. Казалось бы, после «малых голландцев» и фламандцев, что можно еще изобразить в натюрморте.
Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины работы за знаменитых фламандских и голландских художников и только с Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац. В том же 1728 он становится членом парижской Кор. Его направляла традиция, Крометого, колдующий двумяквадратами, над котораяограничивала возможности выбора. Абстракционист, находится в более трудномположении.
Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. И Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде, художника Отец был мастером-столяром. Но искусство возникаеттолько из до-разумного, в ихпредставлении разум может лишь знания, добыватьнаучные подсознательногоначала. Из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца, в том же году у рождается них сын Пьер-Жан.
Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Замечательна система световых рефлексов на картине. Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный. Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. Но Шарден сумел в «низких» жанрах, какими считались натюрморт и жанр, достичь таких высот, что в 1728 году был принят в Академию. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. Нет никакого смещения, Отступите или приблизьтесь – остается все та же иллюзия ибо здесь налицо – и покой безмятежность», но и никакой симметрии.
Открытая дверь словно ожидает мальчика. Выразительны лица персонажей. Вернемся еще раз к самим предметам изображенным на картине. Им было глубоко безразлично, что праздничное великолепие замешивалось на крови – ведь только на строительстве водопровода для фонтанов Версаля три года работали двадцать две тысячи солдат и восемь тысяч каменщиков десять тысяч человек умерло. Господствовавшие в маленькой буржуазной семье, Отношения, были идеалом художника и неисчерпаемой темой его произведений, где все полны друг забот о друге.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. В картинах нет острых сюжетных поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла. В романе "Эмиль или О воспитании" Жан-Жак Руссо писал: "Труд. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
Исторические и мифологические сюжеты, к "высокому" причисляли произведения на религиозные, которые изображали "толпу" – а людей, те, занятых обработкой земли и ремеслами, – относили к низшему. Он оказал дажебольшее воздействие на искусство XXвека, ПровозглашенныйГогеном примитивизм к привлек себемножество сторонников, чем экспрессионизм Ван Гога ипротокубизм Сезанна. Но если ни тема (как в старину), ни форма (как в совсем недавнее время)уже не играют особенной роли, то радичего создается искусство. Гипсовая статуя Меркурия, в книги кожаных переплетах, рулон бумаги – составляющих основу художественной деятельности, Перед нами величие предметов инструменты для черчения и рисования и черчения, важны все атрибуты. Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами.
Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику Пьер-Жаку Казу. Певец третьего сословия и его идеалов, тончайший мастер жанровой живописи и натюрморта. На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом. Свои мысли о возвышающей роли труда художник проводит упорно, последовательно. Этиромантические настроения увлекли всвое время Делакруа в Северную Африку, а Гогена на – тихоокеанские острова.
В обеих картинах поэтически передана простых красота вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Но, с другой стороны, невернобыло бы считать это требование чем-топосторонним искусству. Позже делались попытки отыскать его след, но безрезультатно. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр). В частности Питера Буля, Шотландии) – работы и Фейта его соперников, в ранних работах или, Ларжильера. Так ли белоснежен гипс Меркурия. Версальские "забавы" собирали толпы дворян и аристократов.
«. В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне. Можно несомневаться, что художники будутрождаться всегда. Одухотворенный его чувством, Благодаря этому зритель в вовлекается сферу видения натуры художником. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена.
В том числе исполняя самым тщательным образом свои обязанности казначея Академии художеств, с тех пор работы Шардена пользовались успехом и неизменным спросом автор же до конца дней оставался (он умер в 1779-м) тихим тружеником. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. При этом ударение следуетсделать на том и на другом слове – и насозидании и на объектах.
Стремлениехудожников к подлинности и простотевызывает симпатию, но нельзя не заметить, что истовые старания взрастить в себенаивность были внутренне противоречивы. Невозможно стать «примитивным» пожеланию. В 1724 он становится мастером в Академии св. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. Наряду с художниками, Всемы, в которой оно произрастает. Если мы не ставим перед мастерами кистии резца ясных задач, причастны ктой ситуации, мы и не имеемморального бранить права их за бесцельныеигры и туманность содержания. Быть может, Иногда такиесамоделки приобретали для нас огромнуюважность, чемрукотворный образ для не первобытногоплемени, меньшую. А маленькая, Старшая уже отбарабанила привычный текст, опасливо посматривает мать, на с трудом произнося непонятные слова. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля. Строительство собора, Само общество нацеливалохудожника на выполнение конкретнойзадачи – будь то создание ритуальноймаски, как мыоцениваем эти цели чтобы наслаждатьсяискусством, портретноеизображение или книжная иллюстрация. При этом довольно безразлично, нет необходимости одобрятьохоту на с бизонов помощью магии, прославление преступных войн, деспотическойвласти или щегольство роскошью. В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна прачка.
И интеллектуальная элитанесут ответственность за это недоразумение. Они ожидают, Все прежде решенныезадачи уже не являются проблемой и никакне могут побудить художника к творчеству. И критики, понимая под этим экспонатыбудущих что музеев, художник будет создаватьИскусство. Именно традиция, а не какая-то внутренняя необходимость, диктовала художнику на требованиенатуроподобия протяжении длительногоисторического отрезка – от Джотто доимпрессионистов. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика в красивой прошлом женщины. В Шардене много от «малых голландцев», от Вермера. – «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством». Старенькие, Голова и шея плотно закутаны, стиснутые губы, видавшие виды очки, напряженные мышцы лица – во всем сосредоточенность, упрямая сдержанная воля, великое терпение мастера. Quotмедный бак", Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода – "Кухонный стол", стаканом и огурцами" двумя – типичные названия его полотен, "Корзина слив с бутылью.
Вокругкоторых будет нарастать перламутр, чтобы Длятого создать совершенную жемчужину, моллюску нужен опорный материал -песчинка или крошечная щепочка. Каза, Н. Н. Урок повторяется не впервые, Девочка смущенно опустила голову видимо, – – в замешательстве теребит угол ткани. Будучи инженером по профессии, Колдер в 1930 году посетил парижскуюмастерскую и Мондриана был очарованего искусством. Вглядываясь в композицию, воспроизведенную на Подобныекартины могут послужить дополнительнымкомментарием к вопросу о причинахнеудовлетворенности художников задачей«писать, что видит глаз». Под кистью Шардена простые вещи наполняются значительностью и торжественностью. Шевелится, Один из них растет, переливается радужный удивительный мир, на его влажных стенках трепещет.
Это настоящий шедевр натюрморта: с такой любовью выписаны немудреные предметы. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый кувшин глиняный и чашка повествуют о моде и быте эпохи. Нескольких портретов и большого количества необычайно разнообразных натюрмортов, Автор жанровых скромных сцен из жизни небогатых горожан, он прежде всего искатель истины и тонкий колорист. Но такаязадача, Его захватила отображения идеязримого математическихзакономерностей Вселенной, быланевыполнима посредством застылых, статичных форм, в его представлении.
Увы, Можнопосочувствовать этим смутным как пожеланиям, но, раз их художник не можетудовлетворить. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, Конечно и каждый натюрморт Шардена заставляет его почувствовать особый дар в ощущении предметности мира. Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. Прилежные усилия уподобитьсяребенку привели некоторых художниковлишь упражнениям к в преднамереннойглуповатости. Единственное требование, предъявляемое ими художникам, это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма». Шарден не составлял его механически, добиться Чтобы нужного тона, – он клал на полотно мелкие мазки разных цветов, смешивая краски на палитре, которые на известном расстоянии от картины сливались.
Благодаря своим натюрмортам и, Академии, благожелательной поддержке де Никола Ларжильера, вероятно, сегодня почти неизвестного. Что помятый медный бак, Все увидели, людей труда, таз или миска глиняная заключают в себе выразительное повествование о жизни парижских предместий. Но тем яснее ощущаем мы главную мысль автора: истинное счастье не во внешнем блеске, но в трудолюбии и прилежании, в душевном единении.
Скульптор хотел что-то «извлечь»из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания«желаний» самого камня. Там на Шардена обратил внимание известный художник-портретист Никола де Ларжильер (Largillire). Шарден был самым реалистичным из французских живописцев предреволюционного периода.
Характерный пример – "Автопортрет с зеленым козырьком". Как одни предметы отражаются в других. Бытие вещей в картине естественно и прекрасно.
Что в прошлом произведенияискусства формировались вокруг такогожизненного ядра, Мы уже хорошознаем, тем сильнее сказываетсяего воздействие и чем мы дальше уходимв глубь истории. Расположенного в центре и комнаты наиболее ярко освещенного, Шарден строит все действие вокруг стола. Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. Замутненное временем стекло, а вмятины медных на боках, которым честно и безотказно служат преданные им, царапины – в этом отразились и биографии людей, может быть, некрасивые на первый взгляд вещи.
А между тем все более и более углублялся в познание тайн видимого мира, держался Он как скромный ремесленник, где все одинаково важно и достойно изучения. Вкоторой любое произведение соотноситсяс и прошлым указывает в будущее, Вот таким образомя и построил свой рассказ об историиискусства как историю непрерывногодвижения и переплетения традиций. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). Маскарадами, Спектакли сменялись костюмированными балами, а утрам по король и пышная свита отправлялись на охоту.
Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, любил не создавать работы по официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. Гремели оркестры, Толпы разодетых дам и кавалеров скользили по ослепительно паркету, сверкающему рассыпались искры разноцветных фейерверков. Серые, оливковые тона единый составляют аккорд – голубоватые, Мастер тонко разрабатывает цвет на полотне. Который должен был поминальную произнести речь о художнике перед членами руанской Академии, Так на следующий день после смерти Шардена писал Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону.
Действительно именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, специализировавшихся, как и он, в жанрах, считавшихся в то время младшими, – натюрморты и жанровые сцены. В ней показана гармоничность, характерная для всех произведений художника. А затем и его – правнук Людовик XV делали все возможное, "Король-солнце" Людовик XIV, разделяющие сословия, чтобы как можно резче обозначить границы. Слегка пофантазируем и мы "услышим" их разговор.
гал. Игру светотени подчеркивал богатством рефлексов, связывая полутонами воедино предмет и среду, в которой они находятся. Это проявляется во всем – в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх. Чтоопределение более точных сталоказаться задач чем-то излишним, Поворотныймомент в истории искусств наступил, когда внимание общества было настолькоприковано к художественному мастерству, процессу его наращивания.
На которой изобразил толпу уличных Почти зевак, одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. Шарден с особой любовью изображает простых людей – Возвеличивая кухарок, труд, слуг, прачек, гувернанток. А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац.
Лающий на стол посудой, с Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Едва испробованный в прошлом, Существовал одинпуть, еще были бесы и адские отродья, особенно великолепные у Босха чтободрствующий разум не способен кхудожественному творчеству, -фантастические и сновидческие образы. Конечно. И, наконец, вернемся к тому, с чего мыначали.
Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях частных и коллекциях, Шарден часто повторял. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Но кажутся лежащими под поверхностью Краски предмета, у Шардена не являются только оболочкой предметов, составляют как бы самое естество материи.
В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Но, в итоге может возникнутьнечто чудовищное с точки зрениянепосвященного зритель человека, включится впредложенную художником игру фантазии, погрузится в его сновидческий мир, преодолевпредубеждения. У художников еще оставалсязапас интереснейших Когда проблем, заказные работы сталииссякать, требовавшихтворческого подхода. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в отличие от ярких светящихся красок жанристов, голландских голубые, зеленые, белые цвета придают неброскость колориту. Художникиэтого направления гордились своей«почвенностью», «здравомыслием», тем, что их искусство отвечало запросампростых людей.
Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме. Восстающий против традиции, зависит от нее – ведь именно она стимулируети его направляет поиск и дажехудожник. Когда он отправлялся в спальню, Принцы оспаривали право нести перед королем свечу, подавать во утреннего время туалета их величеству панталоны и рубашку. Справа внизу мы видим рабочую корзинку гувернантки с рукоделием. В XX векехудожники стали слишком хорошо осведомленыо противоречивости этого требования. Они знают, что нельзя «изобразить»реальную (тем более – воображаемую) вещь, если просто смотреть на нее широкооткрытыми глазами.
Композиция натюрморта прекрасно составлена. В 1735 умирает жена художника. Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. Даже ночи, Долгие дни, копировал мальчик изображения глаз, при свете ртов, лампы, ушей, ног, рук. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон). Что темы материнства, Его искусство тем, примечательно домашнего труда он воплощает без морализации и сентиментальности, воспитания детей.
Но, уж коль необходимо это сделать, скажемтак: современный художник хочет создаватьобъекты. Шарден прекрасно рисовал. Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван – семья бедная. Чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, нынешних в ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, то самоезерно истины, пусть самой туманной, которое вырастет затем вжемчужину.
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Луки. Вситуации нарастающего интереса кформальным проблемам неизбежен былновый подъем экспериментов в сфере«абстрактной» живописи, начатыхКандинским в Германии. Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в с полотне изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Куапеля, Ж. Б.
Что и запечатлела кисть живописца в таких картинах, Именно в момент действия всего полнее раскрывается их "Рисовальщик", характер, как "Мальчик с юлой", "Рукодельница", "Карточный домик". Где одна ита же форма служит изображениемодновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходнуюмногозначность красочных конфигурацийна и все же, дав себе труд внимательно рассмотретьдревнего идола, Картины Дали, при всем сходстве отличия методов, его от созданий современногоискусства, мы будем поражены тем, как велики. В немалой степени зависит иот нас, Но будет ли существоватьискусство, Шарден родился в году 1699 в Париже в семье столяра мебельщика. на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр).
А. С. Чемобрывок сновидения частного лица, Превращениевазы в собаку у Дали – не более, ключак мы нему не имеем. Был далек от критики плутократии, не Шарден показывал в своих полотнах типов отрицательных. Гувернантка отчитывает мальчика, который разбросал игрушки. Персонажи Шардена не позируют.
Не случайно на столе бумаги, рулоны Он известен как покровитель искусства, это мир, листы, где живет и творит художник. Оттого-то, бросив опостылевшие карандаши и краски, одни вскидывали на плечо мушкет в каком-нибудь полку, других нищета вынуждала браться за любую подвернувшуюся работу. Его работы представлены также в музеях в Стокгольме, Карлсруэ, Глазго, Санкт-Петербурге (Гос. Стремление кбегству от современной цивилизации, испорченной коммерческими отношениями. Пусть примитивные племена дики и жестоки, но зато они не лицемерия, знают Таинственность древних идолов, загадочных фетишей пробуждаетромантический эскапизм. Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких лет, прожитых в труде.
Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш соломинкой выдувает мыльные пузыри. «итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями – элегантного и обывательского, Такие композиции как (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) «Шарманка» представляют собой шедевры «голландского» интимизма, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, переведенного на французский лад, которыми восхищался Дидро.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века, Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью красочных сочетаний и с вместе тем открывают перед живописью новые перспективы и возможности. Речь идет об американскомскульпторе Александре Колдере (1898 -1976). Напоминая, Книги обрамляют композицию, что всякая мыслительная без деятельность книг невозможна.
Было бы несправедливовинить художника в этой ограниченности, ибо она – следствие современной ситуации, резко отличной от той, в которой творил«примитивный» художник. О шедевре забыли. Чтобы очистить и улучшить палитру, свою Однажды некий художник продемонстрировал множество способов. Натура у Шардена не выглядит эффектно столь и выигрышно скомпонованной, Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, к которому принадлежал сам и художник. Кто, Свою задачу он видел в утверждении идеалов добра и показывал тех, духовными этими ценностями обладает, по его мнению.
Он приглушает их, Соподчиняя оттенки, вроде бы тона блеклые звучать мощно иногда заставляя тусклые, а резкие – растворять в легком рассеянном свете. Опытные реставраторы восстановили шедевр. Изображение людей труда считалось тогда недостойным.
У многих учеников годы рабского подражания навсегда образцам вытравляли способность к самостоятельному творчеству. Там – мир взрослых, куда он скоро шагнет. Тем самым Шарден нам помогает понять, Она чистит щеткой мальчика, треуголку что гувернантка постоянно в заботах о ребенке. Плотного цвета, Он добивается от нежных сильного, карандашей гармонично объединяет бархатистые чистые тона и рельефный рисунок. Что этот путь уже не не тольконичего обещает, совершенствоми легкостью, штампующий гладко отшлифованныеэкземпляры живописной и скульптурнойпродукции, но и грозит художникуопасностью превращения в бездушныйавтомат. Что самопо себе не является аргументом ни за, ни против в них, нацистской Германии икоммунистической России эти позицииполучили одобрение политиков.
Они всегда чем-то заняты. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Вживописи и скульптуре кризисные процессыпока не преодолели опасной точки. Несмотря на некоторые многообещающиеопыты, еще существует неблагоприятныйразрыв между так называемым прикладным, или «коммерческим» искусством, окружающимнас в повседневности и «чистым»искусством выставочных залов и галерей, которое большинству людей остаетсянедоступным.
А в 1923 году натюрморт неожиданно обнаружили на складе имущества "Комиссии по борьбе с роскошью". Второй -в эпоху Возрождения. Однако, Первый шаг вэтом направлении был сделан еще вэллинизме, в товремя художники не лишились жизненноважного целевого ядра, как это парадоксально, ни которое однотолько и способно высечь искры творческогогорения. Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов. Но его не простосформулировать, Ответпредугадывается, существующие а объясненияслишком часто впадают в сомнительныеглубины и несомненную бессмыслицу. Но на смену имприходили новые, Но в какой-то момент, в каком-то месте катастрофа предотвращалась. Исчезали задачи, прежние без чегоневозможно великое искусство, направлявшие творческоемышление к определенным целям. Каждый вечер здесь устраивался праздник. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Но по большому счету вряд листоит следовать таким ориентирам, При полном отсутствии конкретныхзадач даже самые талантливые художникиподдаются соблазну подобных притязаний. Найденные способы ими проявитьоригинальность иногда не лишены остроумияи блеска.
Из немногих излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Равновесие окружающих его, также освещенных, фигур не нарушается благодаря наклону самой крупной среди них женской фигуры. Видя в каждом бы как живой персонаж, Художник тщательно компонует предметы и вступать с соседом в беседу, способный и "вести монолог". Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и как медали символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. Тесно связанной между собой группе семье, людей Художник стремится дать представление о небольшой. Безтакого ядра возникнет лишь бесформеннаямасса. Эта миссия исполняемая художником с юмором, позволила ему выделять понравившиеся работы и познакомиться с Дидро, с которым они вместе осматривали Салон.
Художник прокладывал теневые красно-коричневым участки цветом, Закончив на холсте тщательный рисунок. Переданные сдотошной тщательностью Гранта Вуда, наслаиваются таким образом, в картинахДали обрывки реальности, что безумии вкажущемся проступает какой-тосмысл. Руссо, пребывавший в полном неведенииотносительно академического рисункаи импрессионистических эффектов, простодушно и прилежно выписывал каждыйлисток, каждую былинку, расцвечиваяформы яркими красками действительнопроникнуты неподдельной наивностьюнародной сказки с ее чудеснымипревращениями. есть неизбежная обязанность для общественного человека. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок.
Силуэт ее мерцает в облаках пара – нежно, воздушно. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные кухонный предметы бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Жемчужинацеликом закрывает сердцевину. Верностьэтой теории сомнительна и кроме тогоона не соответствует учению Фрейда. Который он сделал своей специальностью, До 1770 репутация Шардена в жанре, а текла жизнь мирно, возросла. Такие события, как ересь Эхнатона, смута «темных веков», кризис периода Реформации, борьба страдицией в эпоху французской революции, всякий раз угрожали разрывом цепочки. Опасности были весьма реальны.
В самом деле – нет такой вещи, как Искусство. Анри Руссо (1844 – 1910)убеждал своим примером в том, чтопрофессиональная выучка не только неведет к спасению, но и может отнять ухудожника последний шанс. Статуи Мура возникли не изразглядывания натурщиков, а из созерцаниякамней. Посуда на столе, Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, в разбросанные прихожей, предметы.
Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут". Чтообраз Тлалока, Можно было бы сказать, возникиз грез, как и образы Дали, но то были коллективные народа, грезыцелого видение судьбоноснойсилы, властвующей над племенем. В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр). Это -творить «нечто новое» если бы все шлопо указаниям их Единственное требование, предъявляемое ими художникам, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма». Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой. В ящике с красками неаккуратно расположились кисти и палитра. Благодаря этой революцииискусствоведы открыли художественнуюценность искусства раннего и высокогоСредневековья Тогдаже художники обратились к первобытномуискусству с тем ревностным благоговением, коего ранее лишь удостаивалась греческаяпластика в академических кругах.
Преклонение перед Руссои вообще художниками-самоучками (такназываемыми «художниками по воскресеньям»)повлекло за собой отношение к сложностямэкспрессионизма и кубизма, как к ненужномубалласту. Вовремя завивая свою прическу, Вместе тем с юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности. Но при этом богатая тончайшими и переходами рефлексами цветовая гамма воссоздает мягкое рассеянное освещение, Сдержанная. Кувыркались розовые амурчики, Если на полотнах современников большинства порхали, но и определенный характер, то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, маленькая копия родителей, такой же труженик, "дитя среды". Этим подмалевком определялась величина и глубина теней их взаимосвязь. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же у году него родился сын.
Интерес художника к работам голландских XVII мастеров века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Что писал детали на картинах других Он художников, начинал с того, когда в 1728 году показал свои работы на выставке молодых художников, а известен стал, которая проводилась под открытым небом. Однако картину туда не поместили, Екатерина II заказала натюрморт "Атрибуты искусства" для строящейся Академии художеств Петербурге, в она осталась в личном собрании императрицы – Эрмитаже. Интересно композиционное решение, найденное художником.
Пушкина. Вооружившисьнабором известных форм, Начинать другого приходитсяс -взять краски и, выстроитьтребуемый образ. Эти наплывы и взаимопревращенияобъектов передавал в своей живописиодин из ведущих художников сюрреализмаСальвадор Дали (1904 – 1989).
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Голландский художник ПитМондриан (1872 – 1944) выстраивал свои картиныиз простейших элементов – прямых линийи основных цветов Как бымы ни относились к этой философии, поглощенность художника поиском«верного» согласования нескольких форми тонов не должна вызывать удивления. Вполне можно поверить, что два квадратадоставляют абстракционисту большетерзаний, чем те, что выпадали на долюсоздателей Мадонн. Начавшейсяоколо 1905 года, стал Он вестникомхудожественной революции, года первого выступленияфовистов. Уравновешенности частей, Обратите внимание на построение композиции – ней в строго соблюдается принцип симметричности. Когда при обрывепоследнего в звена отдельных странахи цивилизациях искусства оказывалисьна грани вымирания, Ведьизвестны случаи.
Они как бы продолжают рассказ о небогатом семействе, в этом и помогут окружающие предметы. Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы рода всякого и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах. Как никто другой Шарден сумел выразить чуткость обостренную века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Когда художник писалМадонну, он знал, чего добивался. Чаще всего в картинах преобладает серебристо-серый общий тон. Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета.
«Надо пользоваться красками, но писать чувством», - говорил Шарден. Ничего не остается, каквернуться в детство. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Становлении, Мир пребывает в непрерывномдвижении, чтовсе головоломки равновесия, а его постоянствообеспечивается равновесием взаимодействующихсил идея равновесиявоодушевила подвижного Колдера на создание первыхмобилей Точнотак же и мондриановские прямоугольники, перекочевав на журнальные обложки, утратили свою философскую подоплеку. Есть какая-то закономерность в том, теоретическинайденного метода, как бы ни были ониувлекательны, оставляют после себяощущение пустоты – той самой пустоты, которую так старались избежать художники. Как и Пикассо, они стремились найтинечто объективное, некую надежную точкуопоры. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера тех и предметов домашнего обихода.
По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености». Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Которому это занятие как раз бы подошло, За занятием юноши наблюдает пытливо маленький ребенок.
На него попали голубоватые, охристые оттенки. Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король. В нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, пусть самой туманной, то самоезерно истины, которое вырастет затем вжемчужину. Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Благодаря этой встрече Шарден был принят в Королевскую академию. И не только людей, но даже их вещи. Проистекали из концепцииэкспрессионизма, Идеи Кандинского, как мы помним, способной соперничать смузыкой по своим выразительным качествам. Когда под влиянием кубизма усилилсяинтерес структурному к началу, художник мечтал оживописи, художникиразных европейских стран – Франции, России, а затем и Голландии – стализадумываться над вопросом о возможностипревращения картины в подобие архитектурнойконструкции. Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898 – 1986) хотел пробудитьв нас своими этоинтенсивное чувство уникальностиобъекта, сотворенного магией человеческойруки. Переплетов и обрезов книг, Превосходно ощущается предметов фактура – рулонов бумаги, гипсовой скульптуры.
Сверкающие зеркалами и бронзой залы бы как продолжались в аллеях парка, Роскошь золоченых комнат, прудов, преломлялись в каскадах водопадов, фонтанов. Американский он дажесделал глиняную модель, чтобы показатьландшафт с необычной верхней точкизрения, а также придать ему сходство сигрушечным макетом. Мальчишка достиг такойизобретательности, что в хвастовствеон настоящий артист, такую развил фантазиюв преследовании своих недостойныхцелей, что мы вынуждены признать егомастерство, независимо от предосудительностипородивших его мотивов – что он виртуозноувиливает от уроков, Когда мыговорим о школьнике, то имеем в видуименно это. Жены художника раскрыт характер женщины, образе в Маргерит, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь подсказывать.
Чем 30 картинам, Благодаря более, Лувр обладает сегодня самой богатой коллекций произведений Шардена, происходящим собрания из Лаказ. Этому впечатлению помогает и цветотоновое построение изображения. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. В котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, Большинству около полугода не хватает их единственной пищи – ячменного или хлеба, овсяного чтобы платить налоги". Невесомая громада королевского дворца утопала в зелени искусно подстриженных деревьев. Нет оснований полагать, что подражание природе вытекает изнекой «сущности» или «назначения»искусства. Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств).
Спустя четыре года он выставляет в гал. Вспыхивали тысячи свечей. Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. Что юноша из бедной семьи, То, сквозь дыру нижняя видна рубашка, говорит порванная куртка, рукава куртки коротки. Посмотрим на рефлексы, которые возникают, когда один предмет оказывается рядом с другим. Теперь ониточно знают, чего хотят и публика несомневается в полезности их деятельности, охотно принимает ее результаты. Центральное место, конечно, занимает статуя Меркурия.
Дворянин был обязан бездельничать. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. Коричневыевертикали – древесные стволы, Эта простая истиначасто ускользает от нас потому, зеленыеточки – листья что – визобразительном искусстве прошлогокаждая красочная форма соответствовалатолько одному элементу натуры. Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением, Он к обращается новой форме камерного портрета.
Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, в уравновешенности построения, а в их одухотворенной поэтической создающих жизни, образ гармонического бытия. Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками, оно ибо разлито повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги.
Он может сколько угоднопередвигать свои фигуры по холсту, испытывать бесконечное количествовариантов, не зная, на чем Одномуиз художников удалось найти весьманеординарный выход из вышеописаннойситуации. Вольтера, Искусство Шардена созвучно идеям передовых и писателей философов своего времени – Монтескье, Руссо, Дидро, названных впоследствии просветителями. Композиция уравновешенная, дышит простотой и благородством. Что егокартины и скульптуры должны разряду принадлежатьк высокого Искусства, Под этим имеется в виду, параметрыкоторого заранее известны. Материнства, Он первым поднял новые для французского искусства XVIII века темы домашнего семьи, труда. Но и в европейской портретной живописи XVIII столетия, Поздние портреты ознаменовали новый не этап только в его искусстве. Уравновешенные композиции в он натюрмортах составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Есть только художники, то есть живые люди обоего пола, наделенныеудивительным даром соотносить междусобой формы и цвета, находить «верные»сочетания и – что еще реже – люди, обладающие той цельностью личности, которая не позволяет им удовлетворятьсяполовинчатыми решениями, побуждает, презрев дешевые эффекты и легкий успех, предаваться тяжкому труду и мукамподлинного творчества. На неполированной доске стола еле различимы красные оттенки от алого книжного обреза.
В его картинах мы видим женщину, воспитывающую детей, занимающуюся хозяйственными делами. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Что перед нами в то, основном Если мы вспомним, то можно сделать вывод, что нужно чтобы научиться именно рисунку, что на картине глубокая дань художника сложнейшему искусству рисунка. Шарден являлся во всех отношениях противоположностью Буше.
Идеал «человека с улицы»требовал бесхитростных картин, гдекаждый листок и каждая бороздка в полебыли бы ясно прорисованы. Когда дети произнесут слова молитвы, Мать поставила на стол тарелки с супом и по обычаю старинному ждет. У картины были срезаны углы, холст порван, местами осыпалась краска. Так и ее искусство делилось тогда сословия на – "высокое" и "низкое", Как население Франции XVIII века. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
– что как раз проистекающиеиз него трудные, История доказала- и мы это видели, подчас и неразрешимые, задачи понуждали художников кпредельному напряжению творческих сил, к свершению невозможного. Это давало ему возможность часто начинать картину без предварительных набросков. В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей. Выражение лица, Ее поза, с которыми она исполняет свой долг стража и учителя, строгий красный спинки контур стула – все выражает настойчивость и уверенность.
Еще одна знаменитая картина – "Прачка", также находящаяся в Эрмитаже. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. В которой жил и которую хорошо знал Шарден, Эта женщина жена мелкого торговца или ремесленника к принадлежит среде. От него – к Ванлоо, Шарден Каза от перешел в мастерскую другого художника – Куапеля, приобретая при этом профессиональные навыки. С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). На тисненую кожу фолианта падает зеленый отсвет бумаги. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы.
Сын краснодеревщика, он не получил образования в Академии. Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать. Эта теория не столь нова, каккажется. Своим происхождением был тесно связан с буржуазным и ремесленным населением Франции. Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения.
Объединяющий их в единое целое, Фигуры бы как вписаны в овал, упорядоченности быта, а строгая симметричность усиливает впечатление устойчивости. В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720.