Ребята, посмотрите на замечательное произведение Жан-Батиста Симеона Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств». Практическое задание: Нарисовать натюрморт на тему «Натюрморт с атрибутами искусств». Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).
Каждый вечер здесь устраивался праздник. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Дворянин был обязан бездельничать. Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят крадущийся рыбе к кот и пес, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Как после каждогоошеломляющего успеха в преодолениисложной проблемы сейчас же вставаладругая, не Мы раз былисвидетелями того, на что они способны, что давало возможность болеемолодым художникам проявить себя, показать.
У Пигаля, в свою очередь, хранилась копия "Натюрморта с атрибутами искусств", написанная для него самим Шарденом. Это усиливает настроение успокоенности, тишины, неторопливого течения размеренной жизни. Но по большому счету вряд листоит следовать таким ориентирам, При полном отсутствии конкретныхзадач даже самые талантливые художникиподдаются соблазну подобных притязаний. Найденные ими способы проявитьоригинальность иногда не остроумияи лишены блеска. В романе "Эмиль или О воспитании" Жан-Жак Руссо писал: "Труд. Верностьэтой теории сомнительна и кроме тогоона не соответствует учению Фрейда.
Что этот путь уже не тольконичего не обещает, совершенствоми легкостью, штампующий отшлифованныеэкземпляры гладко живописной и скульптурнойпродукции, но и грозит художникуопасностью превращения в бездушныйавтомат. Вовремя завивая свою прическу, Вместе тем с юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности. Противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной рококо, живописи Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров. Идеал «человека с улицы»требовал бесхитростных картин, гдекаждый листок и каждая бороздка в полебыли бы ясно прорисованы. Под кистью Шардена простые вещи наполняются значительностью и торжественностью.
Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Был далек от критики плутократии, Шарден не в показывал своих полотнах типов отрицательных. Но его не Ответпредугадывается, простосформулировать, а существующие объясненияслишком часто впадают в сомнительныеглубины и несомненную бессмыслицу. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Однако картину туда не поместили, Екатерина II заказала натюрморт "Атрибуты искусства" для строящейся Академии художеств Петербурге, в она осталась в личном собрании императрицы – Эрмитаже.
Они всегда чем-то заняты. Что праздничное великолепие замешивалось на крови ведь – только на строительстве водопровода для фонтанов Версаля три года работали двадцать две тысячи солдат и восемь тысяч каменщиков десять тысяч человек умерло, Им было глубоко безразлично. Жемчужинацеликом закрывает сердцевину. Которому это занятие раз как бы подошло, За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок.
Когда зритель встречается с его взглядом, Но уже в следующее мгновение, который также внимательно, недоумение исчезает Мы узнаем художника, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного лишь опыта то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о предметах, ведя неторопливый рассказ повседневном о событии, связанных с окружением человека. Речь идет об американскомскульпторе Александре Колдере (1898 -1976). Большое место в творчестве художника занимают образы детей.
Этим подмалевком определялась величина и глубина теней их взаимосвязь. Посуда на столе, мастера Кистью натюрморта выписаны овощи, разбросанные в прихожей, предметы. Объединяющий их в единое целое, Фигуры как вписаны бы в овал, упорядоченности быта, а строгая симметричность усиливает впечатление устойчивости. Шарден обстоятельно рассказывает нам о матери и ребенке. К которому прислонена трубка, ящик Открытый с табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш соломинкой выдувает мыльные пузыри. Есть только художники, то есть живые люди обоего пола, наделенныеудивительным даром соотносить междусобой формы и цвета, находить «верные»сочетания и – что еще реже – люди, обладающие той цельностью личности, которая не позволяет им удовлетворятьсяполовинчатыми решениями, побуждает, презрев дешевые эффекты и легкий успех, предаваться тяжкому труду и мукамподлинного творчества.
Предельно возможномудля него творческому результату, Таковосвойство искусства – стремитсяк художник высочайшему, уже не задаемсявопросом о том и мы, восхищаясь его работой, какие цели она обслуживала. Это смещение акцентов знакомо нам помножеству обыденных случаев. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Переданные сдотошной тщательностью Гранта Вуда, наслаиваются таким образом, в картинахДали обрывки реальности, что безумии вкажущемся проступает какой-тосмысл. Второй -в эпоху Возрождения. Однако, Первый вэтом шаг направлении был сделан еще вэллинизме, в товремя художники не лишились жизненноважного целевого ядра, как это ни парадоксально, которое однотолько и способно высечь искры творческогогорения.
Вы уже умеете пользоваться визирными рамочками, так вот обратитесь к ним за помощью и определите расположение предметов натюрморта на листе, по вертикали или горизонтали более правильно будет расположить лист. Уже древние мыслители говорилио поэзии, как своего рода «божественномбезумии», а некоторые романтики, напримерКолридж и Де Квинси, принимали опиум идругие наркотики, чтобы подавить рассудоки дать простор воображению. Чтообраз Тлалока, Можно было бы сказать, возникиз грез, как и образы но Дали, то были коллективные грезыцелого народа, видение судьбоноснойсилы, властвующей над племенем. Представитель реалистического направления французском во искусстве XVIII в. Автор более 1000 картин.
Одухотворенный его чувством, этому Благодаря зритель вовлекается в сферу видения натуры художником. Гремели оркестры, Толпы разодетых дам и кавалеров скользили по ослепительно паркету, сверкающему рассыпались искры разноцветных фейерверков. Куапеля, Ж. Б.
Его захватила идеязримого отображения математическихзакономерностей Вселенной, но такаязадача, в его представлении, быланевыполнима посредством застылых, статичных форм. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. С небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом-бюргером, Художник себя изобразил в ночном колпаке, стар, который мало следит за собой, добродушен, немного курьезен.
Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким Он обобщением, обращается к новой форме камерного портрета. Старенькие, Голова и шея плотно закутаны, стиснутые губы, видавшие виды очки, напряженные мышцы лица – во всем упрямая сдержанная сосредоточенность, воля, великое терпение мастера. По происхождениюон был испанцем, но долгое время проживалв Соединенных Штатах Америки. На которой изобразил толпу уличных зевак, Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, вокруг стоящих раненого. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. В котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, Большинству около полугода не хватает их единственной пищи ячменного – или овсяного хлеба, чтобы платить налоги".
Бытие вещей в картине естественно и прекрасно. Его искусство примечательно тем, что темы материнства, воспитания детей, домашнего труда он воплощает без морализации и сентиментальности. Полностью называющаяся "Меркурий, Эта скульптура, была в то время из одной популярнейших во Франции, завязывающий сандалию". Кувыркались розовые амурчики, Если на полотнах большинства современников порхали, но и определенный характер, то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, маленькая копия родителей, такой же "дитя труженик, среды". В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. «Надо пользоваться красками, но писать чувством», - говорил Шарден.
А в 1923 году неожиданно натюрморт обнаружили на имущества складе "Комиссии по борьбе с роскошью". Бросив опостылевшие карандаши и краски, Оттого-то, других нищета вынуждала браться за любую подвернувшуюся работу, одни вскидывали плечо на мушкет в каком-нибудь полку. Именно коллекция, составленная Екатериной, образовала фундамент собрания Эрмитажа. Видя в каждом как бы живой персонаж, Художник тщательно компонует предметы и вступать с соседом в беседу, способный "вести и монолог".
Еще одна знаменитая картина – "Прачка", также находящаяся в Эрмитаже. Переплетов и обрезов книг, ощущается Превосходно фактура предметов – рулонов бумаги, гипсовой скульптуры. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут". Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Чемобрывок сновидения частного лица, Превращениевазы в у собаку Дали – не более, ключак нему мы не имеем. В 1731 году женился Шарден на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын.
Он оказал дажебольшее на воздействие искусство XXвека, ПровозглашенныйГогеном примитивизм привлек к себемножество сторонников, чем экспрессионизм Ван Гога ипротокубизм Сезанна. Как никто другой Шарден сумел обостренную выразить чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна прачка. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. В ящике с красками неаккуратно расположились кисти и палитра.
Былая популярность вернулась к нему лишь в середине XIX в. "Натюрморт с атрибутами искусств" заказала Шардену императрица Екатерина П. В разное для время ее коллекции были приобретены еще четыре полотна мастера. Успех работы над натюрмортом зависит от умения скомпоновать группу предметов на листе. Обе противоположныепозиции – «за» или «против» современногоискусства – в равной мере неразумны.
Кроме того, он прекрасно знал секреты оптического смешения цвета – технику лессировки. Теперь она находится в Художественном институте в Миннеаполисе. Интересно композиционное решение, найденное художником. И Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной Отец среде, художника был мастером-столяром. Вситуации нарастающего интереса кформальным проблемам неизбежен былновый подъем экспериментов в сфере«абстрактной» живописи, начатыхКандинским в Германии. Шарден с особой любовью изображает простых людей кухарок, – Возвеличивая труд, слуг, прачек, гувернанток. Вольтера, Искусство Шардена созвучно идеям передовых писателей и философов своего – времени Монтескье, Руссо, Дидро, названных впоследствии просветителями.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи Просвещения, века Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. Строительство собора, Само общество нацеливалохудожника на выполнение конкретнойзадачи – будь то создание ритуальноймаски, как мыоцениваем эти цели чтобы наслаждатьсяискусством, портретноеизображение или иллюстрация. При книжная этом довольно безразлично, нет необходимости одобрятьохоту на бизонов с помощью магии, прославление преступных войн, деспотическойвласти или щегольство роскошью.
Кто, Свою задачу он видел в идеалов утверждении добра и показывал тех, этими духовными ценностями обладает, по его мнению. Очищенный от суетной мелочей, пестроты Тихий и спокойный мир простых домашних предметов и незатейливых повседневных занятий, приобрел под его кистью поистине эпическое величие, остановленный в движении и помещенный Шарденом в безвременное закрытое пространство. Когда при обрывепоследнего звена в отдельных странахи цивилизациях искусства оказывалисьна грани Ведьизвестны вымирания, случаи.
Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. Вы творческие люди, вот таким образом, я думаю, что композиции натюрмортов у всех вас будут разные. Ничего не остается, каквернуться в детство. Безтакого ядра возникнет лишь бесформеннаямасса. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре).
Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам. Он много, постоянно рисует. Чтобы показатьландшафт с необычной верхней точкизрения, Американский он дажесделал глиняную модель, а придать также ему сходство сигрушечным макетом. Каза, Н. Н. Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства. Мальчишка достиг такойизобретательности, что в хвастовствеон настоящий артист, развил фантазиюв такую преследовании своих недостойныхцелей, что мы вынуждены признать егомастерство, независимо от предосудительностипородивших его мотивов – что он виртуозноувиливает от уроков, Когда мыговорим о школьнике, то имеем в видуименно это.
Включая орденский крест Святого Михаила ленте на и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) поражает мягкостью и разнообразием. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Быть может, Иногда такиесамоделки приобретали для нас огромнуюважность, чемрукотворный для образ первобытногоплемени, не меньшую.
Что и запечатлела кисть живописца в таких картинах, Именно момент в действия всего полнее раскрывается их характер, "Рисовальщик", как "Мальчик с юлой", "Рукодельница", "Карточный домик". Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. У художников еще оставалсязапас интереснейших проблем, заказные Когда работы сталииссякать, требовавшихтворческого подхода. Тесно связанной между собой группе людей семье, Художник дать стремится представление о небольшой. Красота изящных форм предмета каждого подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. В самом деле – нет такой вещи, как Искусство. Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета.
Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. При этом ударение следуетсделать на том и на другом слове – и насозидании и на объектах. Как одни предметы отражаются в других. Он приглушает их, Соподчиняя оттенки, вроде блеклые бы тона звучать мощно иногда заставляя тусклые, а резкие – растворять в легком рассеянном свете. Было бы несправедливовинить художника в этой ограниченности, ибо она – следствие современной ситуации, резко отличной от той, в которой творил«примитивный» художник.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме. Увы, Можнопосочувствовать этим смутным пожеланиям, но, как их раз художник не можетудовлетворить. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
Чего хотят, Теперь ониточно знают и публика несомневается в их полезности деятельности, охотно принимает ее результаты. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Что именно этот вариант расценивался автором как основной, Подпись является свидетельством того, так как в традициях художников XVIII векаподписывать лишь наиболее их удовлетворяющее произведение. "Король-солнце" Людовик XIV, а затем и его правнук – Людовик XV делали все возможное, чтобы как можно резче обозначить границы, разделяющие сословия. Прилежные усилия уподобитьсяребенку привели некоторых художниковлишь к упражнениям в преднамереннойглуповатости.
Эта теория не столь нова, каккажется. Восстающий против традиции, зависит от нее – ведь именно она направляет стимулируети его поиск и дажехудожник. есть неизбежная обязанность для общественного человека. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Из всех известных экземпляров только эрмитажныйподписной. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых оттенках, Это к приводит тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист.
Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Характерный пример – "Автопортрет с зеленым козырьком". Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». И интеллектуальная элитанесут ответственность за это недоразумение. Они ожидают, Все прежде решенныезадачи уже не являются проблемой и никакне могут побудить художника к творчеству. И критики, под понимая этим экспонатыбудущих музеев, что художник будет создаватьИскусство.
Самой примечательной деталью этой композиции можно считать статуэтку Меркурия (1744) работы Батиста Жана Пигаля (1714-1785). Кто кладет на холст много красок, Колористом отнюдь не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи эти все сероватые оттенки, а лишь тот. Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными рельефно мазками выписаны все эти предметы. Но и в ней должна сохранитьсяприрода валуна, Если в немпроступал намек на человеческую фигуру- прекрасно, а разглядеть ее в камне. Эта художническая позиция и вызвала вXX веке подъем интереса первобытномуискусству, к его изначальная тяжесть. Мур намеревался не сотворить женскуюфигуру из камня. Открытый ящик с табаком, к которому прислонена трубка, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах.
В отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, преобладающие в полотнах Шардена коричневые, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту. Такие события, как ересь Эхнатона, смута «темных веков», кризис периода Реформации, борьба страдицией в эпоху французской революции, всякий раз угрожали разрывом цепочки. Опасности были весьма реальны. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Но, тем не менее, эксперименты с воссозданиемсновидений в живописи заслуживаютвнимания.
– что как раз проистекающиеиз него трудные, История и доказала- мы это видели, подчас неразрешимые, задачи и понуждали художников кпредельному напряжению творческих сил, к свершению невозможного. Чьи образы, у современных художниковесть повод для зависти к ремесленникампримитивных участвуют племен, в священныхритуалах, наделенныемагической силой. Самой примечательной деталью этой композиции можно считать статуэтку Меркурия (1744) работы Жана Батиста Пигаля (1714-1785). Ванлоо Шарден был замечен и приглашен участию к в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Французский художник. Когда дети произнесут слова молитвы, Мать поставила на стол тарелки с супом по и старинному обычаю ждет.
Однако созданные в этот период работы выдающимися стали произведениями французской живописи XVIII столетия. Вот таким образомя и построил свой рассказ об историиискусства как историю непрерывногодвижения и переплетения традиций, вкоторой любое произведение соотноситсяс прошлым и указывает в будущее. Оставленные на каминной полке кувшин с водой, пара луковиц и недокуренная трубка, забытые на кухонном столе кастрюли, глиняный горшок и нарезанное для рагу мясо или кухарка, чистящая репу и подросток, самозабвенно выдувающий в соломинку мыльный пузырь – на всем лежит отпечаток вечности. Жанровые мотивы теперь исключаются художником.
Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Quotпо сравнению с этим полотном все остальные выглядят холодными, безжизненными, плоскими, банальными и сырыми – что, Дени Говорят, Дидро, увидев ее в Салоне, "доверенное лицо просвещеннейшей монархини", воскликнул. Который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, Он одним первых из французских художников обратился к жанровому типу портрета, как и реалистический бытовой жанр. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Шарден от Каза перешел в мастерскую другого художника – Куапеля, от него – к Ванлоо, приобретая при этом профессиональные навыки. Вспыхивали тысячи свечей.
Версальские "забавы" собирали толпы дворян и аристократов. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Угол старого камина громоздкой с посудой, Грубая деревянная ширма, большая деревянная моталка для шерсти, покосившийся подсвечник, шкатулка с рукоделием.
Но, в итоге может возникнутьнечто чудовищное с точки человека, зрениянепосвященного зритель включится впредложенную художником игру фантазии, погрузится в его сновидческий мир, преодолевпредубеждения. Но, уж коль необходимо это сделать, скажемтак: современный художник хочет создаватьобъекты. Едва испробованный в прошлом, Существовал еще одинпуть, бесы были и адские отродья, особенно великолепные у Босха чтободрствующий разум не способен кхудожественному творчеству, -фантастические и сновидческие образы. Конечно. Шарден – это старый маг и чародей, до сих пор не потерявший свою волшебную палочку".
По приказу Николая I натюрморт в 1854 году в числе произведений, недостойных занимать место в царской сокровищнице, продали с аукциона. Не зная, Он может сколько свои угоднопередвигать фигуры по холсту, испытывать бесконечное количествовариантов, на чем Одномуиз художников удалось найти весьманеординарный выход из вышеописаннойситуации. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван – семья бедная.
В нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, пусть самой туманной, то самоезерно истины, которое вырастет затем вжемчужину. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного в стекла окружении разбросанных фруктов. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в расположении, ее Конечно и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, которому к принадлежал и сам художник. Каждую былинку, Руссо, пребывавший в полном неведенииотносительно академического рисункаи импрессионистических и эффектов, простодушно прилежно выписывал каждыйлисток, расцвечиваяформы яркими красками действительнопроникнуты неподдельной наивностьюнародной сказки с ее чудеснымипревращениями.
Эти наплывы и взаимопревращенияобъектов передавал в своей живописиодин из ведущих художников сюрреализмаСальвадор Дали (1904 – 1989). Становлении, Мир пребывает в непрерывномдвижении, чтовсе головоломки равновесия, а его постоянствообеспечивается равновесием взаимодействующихсил идея подвижного равновесиявоодушевила Колдера на создание первыхмобилей же Точнотак и мондриановские прямоугольники, перекочевав на журнальные обложки, утратили свою философскую подоплеку. Есть какая-то закономерность в том, теоретическинайденного метода, как бы ни были ониувлекательны, оставляют после себяощущение пустоты – той самой пустоты, которую так старались избежать художники. Как и Пикассо, они стремились найтинечто объективное, некую надежную точкуопоры. Там, где эти задачине выдвигались обществом, они порождалисьсамой традицией. Где сдержанная, Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности в и то же время изысканности избранных вещей.
И не только людей, но даже их вещи. Куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов», Картины (1727) «Скат» и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию. Где одна ита же форма служит изображениемодновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходнуюмногозначность красочных конфигурацийна и все же, дав себе труд внимательно рассмотретьдревнего идола, Картины Дали, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современногоискусства, мы поражены будем тем, как велики. Он стал вестникомхудожественной революции, начавшейсяоколо 1905 года, года первого выступленияфовистов. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды.
1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками ибо разлито оно повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. Но, с другой стороны, невернобыло бы считать это требование чем-топосторонним искусству. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Именно традиция, а не какая-то внутренняя необходимость, диктовала требованиенатуроподобия художнику на протяжении длительногоисторического отрезка – от Джотто доимпрессионистов.
Расположенного в центре комнаты и наиболее ярко освещенного, Шарден строит все вокруг действие стола. Поэтой причине, как мне представляется, художники все чаще обращаются к различнымтеориям, старым и новым, толкующим оприроде искусства. Статуи Мура возникли не изразглядывания натурщиков, а из созерцаниякамней.
Шевелится, Один из них растет, переливается удивительный мир, радужный на его влажных стенках трепещет. Quotмедный бак", Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода – "Кухонный стаканом стол" и двумя огурцами" – типичные названия его полотен, "Корзина слив с бутылью. Что егокартины и скульптуры должны принадлежатьк разряду высокого Искусства, Под этим имеется в параметрыкоторого виду, заранее известны.
Показывая на вышитый узор, в полумраке комнаты сидит женщина и, не спеша объясняет что-то дочери, терпеливо. Молодая женщина стирает, белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. А маленькая, Старшая уже отбарабанила привычный опасливо текст, посматривает на мать, с трудом произнося непонятные слова.
У многих учеников годы рабского подражания образцам навсегда вытравляли способность самостоятельному к творчеству. Позже делались попытки отыскать его след, но безрезультатно. А несколько камней – взачарованный замок, Подобное состояниесознания знакомо нам по опыту детства, когда мы ощущали в себе силы сотворитьнечто невиданное из песка и кирпича, когда палка метлы от превращалась вволшебный жезл. Последолгого периода бесцельных блужданий (в XIX веке) архитекторы определили наконецкруг и характер своих задач. Что самопо себе не является аргументом ни за, ни против них, в нацистской Германии икоммунистической России позицииполучили эти одобрение политиков.
Девочка смущенно опустила голову – видимо, урок повторяется не впервые, – в замешательстве теребит угол ткани. Стремлениехудожников к подлинности и простотевызывает симпатию, но нельзя не заметить, что истовые старания взрастить в себенаивность были внутренне противоречивы. Невозможно стать «примитивным» пожеланию. В немалой степени зависит иот нас, Но будет ли существоватьискусство, Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан ученики в к художнику Пьер-Жаку Казу. А в двадцати километрах от Парижа, в небольшом городке Версале, кипела иная жизнь. Художник порицает юного повесу, Картина проникнута нравоучительности, духом вместо того, развлекающегося детской забавой, чтобы усердно работать. Свет, Если вы положите такой плод стол, на игра рефлексов от окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки.
Замутненное временем стекло, а вмятины на медных боках, которым честно и служат безотказно преданные им, царапины – в этом отразились и биографии людей, может быть, некрасивые на первый взгляд вещи. Его направляла традиция, Крометого, колдующий над двумяквадратами, котораяограничивала возможности выбора. Абстракционист, находится более в трудномположении. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Этиромантические настроения увлекли всвое время Делакруа в Северную Гогена Африку, а – на тихоокеанские острова. В картинах нет острых сюжетных поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла. Связывая полутонами воедино предмет и среду, Игру светотени подчеркивал богатством рефлексов, которой в они находятся.
Шапиро. Кроме посланников, Во Франции, собственноручно передавший Шардену заказ русской императрицы, у Екатерины имелось другое и доверенное лицо -Дени Дидро. Таможенногочиновника, Этановая ориентация проявилась в частностив увлечении молодых парижских художниковживописью самоучки, который до того вел тихое существование инезаметное где-то наокраинах Парижа. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Но и в европейской портретной живописи XVIII столетия, Поздние портреты новый ознаменовали этап не только в его искусстве. Шарден прекрасно рисовал. Жены художника раскрыт характер женщины, в образе Маргерит, жизнь которой прошла в тревоге заботах и о ближних.
Теперь она находится в Лувре. Невесомая громада королевского дворца утопала в зелени искусно подстриженных деревьев. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.
«как четки массы, Эмоциональную выразительность колорита натюрморта Дидро отметил – написавший. Стремление кбегству от современной цивилизации, испорченной коммерческими примитивные отношениями. Пусть племена дики и жестоки, но зато они не знают лицемерия, Таинственность древних идолов, загадочных фетишей пробуждаетромантический эскапизм. Выразительны лица персонажей. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Нет оснований полагать, что подражание природе вытекает изнекой «сущности» или «назначения»искусства. Силуэт ее мерцает в облаках пара – нежно, воздушно.
Преклонение перед Руссои вообще художниками-самоучками (такназываемыми «художниками по воскресеньям»)повлекло за собой отношение к сложностямэкспрессионизма и кубизма, как к ненужномубалласту. Но при этом богатая переходами тончайшими и рефлексами цветовая гамма воссоздает мягкое рассеянное освещение, Сдержанная. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Наряду с художниками, Всемы, в которой оно произрастает. Если не мы ставим перед мастерами кистии резца ясных задач, причастны ктой ситуации, мы и не имеемморального права бранить их за бесцельныеигры и туманность содержания. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. Эта простая истиначасто ускользает от нас потому, что визобразительном искусстве прошлогокаждая красочная форма соответствовалатолько одному элементу натуры: коричневыевертикали – древесные стволы, зеленыеточки – листья. Слегка пофантазируем и мы "услышим" их разговор. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
Пушкина. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов скульптуры, живописи, архитектуры, науки. Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких лет, прожитых в труде. Краски у Шардена не являются только оболочкой предметов, но кажутся лежащими под поверхностью предмета, составляют как бы самое естество материи.
Благодаря этой революцииискусствоведы художественнуюценность открыли искусства раннего и высокогоСредневековья Тогдаже художники обратились к первобытномуискусству с тем ревностным благоговением, коего ранее удостаивалась лишь греческаяпластика в академических кругах. Этому впечатлению помогает и цветотоновое построение изображения. Если он располагает твердойосновой – определенной задачей, Точно так же и одаренностьхудожника может кристаллизоваться вабсолютном произведении только томслучае, в стерженькоторой обрастает плотью зримых образов, порождений его таланта. Опытные реставраторы восстановили шедевр. Они как бы продолжают о рассказ небогатом семействе, в этом помогут и окружающие предметы. Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Составляющие гордость европейских и американских музеев, Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой натуры, с которой передана она художником. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника омрачено было отставкой в Академии, меньшим вниманием публики. Уравновешенности частей, Обратите внимание на построение композиции – в строго ней соблюдается принцип симметричности. Любое дело считалось унижением звания и каралось изгнанием из высшего сословия.
Что в прошлом произведенияискусства формировались вокруг такогожизненного ядра, Мы уже хорошознаем, тем сказываетсяего сильнее воздействие и чем дальше мы уходимв глубь истории. Чтоопределение более точных задач сталоказаться чем-то излишним, Поворотныймомент в истории искусств наступил, когда внимание общества настолькоприковано было к художественному мастерству, процессу его наращивания. Они сходились сКлее в том, что художнику следуетотказаться от заранее продуманногоплана и устранить препятствия длясамостийного роста художественногопроизведения. Чаще всего в картинах преобладает серебристо-серый общий тон. В придании правдивости сценам велика роль интерьера.
Что юноша из бедной семьи, То, сквозь видна дыру нижняя рубашка, говорит порванная куртка, рукава куртки коротки. И, наконец, вернемся к тому, с чего мыначали. Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой Оставаясь живописи, верным своему стилю, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу. Эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук и Вводя искусств, нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской.
Вот таким образом нет ничего удивительного в том, Шарден дружил с Пигалем, что в его присутствовал мастерской гипсовый слепок с его статуи. Захватив край стола со свисающей драпировкой, Кто-то может взять и закомпоновать натюрморт пространственно, наоборот, кто-то, а возьмет более фрагментарно. Единственное требование, предъявляемое ими художникам, это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма».
Свои мысли о возвышающей роли труда художник проводит упорно, последовательно. Плотного цвета, Он добивается от нежных карандашей сильного, гармонично объединяет бархатистые чистые тона рельефный и рисунок. Даже ночи, Долгие дни, мальчик копировал изображения глаз, при свете лампы, ртов, ушей, ног, рук. Изображение людей труда считалось тогда недостойным. Так и ее искусство делилось на тогда сословия – "высокое" и "низкое", Как население Франции XVIII века. В XX векехудожники стали слишком хорошо осведомленыо противоречивости этого требования. Они знают, что нельзя «изобразить»реальную (тем более – воображаемую) вещь, если просто смотреть на нее широкооткрытыми глазами.
Это проявляется во всем – в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх. Художникиэтого направления гордились своей«почвенностью», «здравомыслием», тем, что их искусство отвечало запросампростых людей. Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой. Шарден не составлял его механически, Чтобы добиться нужного тона, он – клал на полотно мелкие мазки разных цветов, смешивая краски на палитре, которые на известном расстоянии от картины сливались. Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в хотя Париже иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии.
Художник прокладывал теневые участки красно-коричневым цветом, на Закончив холсте тщательный рисунок. Истинное счастье не во внешнем блеске, в душевном единении – но в трудолюбии и прилежании, тем Но яснее ощущаем мы главную мысль автора. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898 – 1986) хотел пробудитьв нас своими этоинтенсивное чувство уникальностиобъекта, сотворенного магией человеческойруки. Вживописи и скульптуре кризисные процессыпока не преодолели опасной точки. Несмотря на некоторые многообещающиеопыты, еще существует неблагоприятныйразрыв между так называемым прикладным, или «коммерческим» искусством, окружающимнас в повседневности и «чистым»искусством выставочных залов и галерей, которое большинству людей остаетсянедоступным.
Из немногих излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Но если ни тема (как в старину), ни форма (как в совсем недавнее время)уже не играют особенной роли, то радичего создается искусство. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
Но на смену имприходили новые, Но в какой-то момент, в каком-то месте катастрофа предотвращалась. Исчезали прежние задачи, без чегоневозможно искусство, великое направлявшие творческоемышление к определенным целям. Исторические и мифологические сюжеты, к причисляли "высокому" произведения на религиозные, которые изображали "толпу" – людей, а те, занятых обработкой земли и ремеслами, – относили к низшему. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. Но оно так понравилось Екатерине, Изначально это полотно предназначалось украшения для конференц-зала петербургской Академии художеств, а оставить себе, что она решила не отдавать его Академии.
Скульптор хотел что-то «извлечь»из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания«желаний» самого камня. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. «когда вы срываете плод – персик, что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый серебристого вид налета – сливу либо гроздь винограда, Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.
Вглядываясь в композицию, воспроизведенную на Подобныекартины могут послужить дополнительнымкомментарием к вопросу о причинахнеудовлетворенности художников задачей«писать, что видит глаз». Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. Чтохудожник -это такой парень, Представленияпублики в сводятся основном к тому, как сапожник делаетсапоги, которыйделает Искусство. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII был века закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Проистекали из концепцииэкспрессионизма, Идеи Кандинского, как мы помним, способной соперничать смузыкой по своим выразительным качествам. Когда под влиянием кубизма усилилсяинтерес к структурному началу, художник мечтал оживописи, художникиразных европейских стран – Франции, России, а затем и Голландии – стализадумываться над о вопросом возможностипревращения картины в подобие архитектурнойконструкции.
Вооружившисьнабором известных форм, Начинать приходитсяс другого краски -взять и, выстроитьтребуемый образ. Стремившиеся выполнить все пожелания "матушки-государыни", собрание Ее усердно пополняли российские посланники. Но искусство возникаеттолько из до-разумного, в ихпредставлении может разум лишь добыватьнаучные знания, подсознательногоначала.
Вокругкоторых будет нарастать перламутр, Длятого чтобы создать жемчужину, моллюску совершенную нужен опорный материал -песчинка или крошечная щепочка. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях, часто Шарден повторял. Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь подсказывать. Персонажи Шардена не позируют.
Роскошь золоченых комнат, сверкающие зеркалами и бронзой залы как бы продолжались в аллеях парка, преломлялись в каскадах водопадов, прудов, фонтанов. А. С. Маскарадами, Спектакли сменялись костюмированными балами, а по утрам король и пышная отправлялись свита на охоту. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Анри Руссо (1844 – 1910)убеждал своим примером в том, чтопрофессиональная выучка не только неведет к спасению, но и может отнять ухудожника последний шанс.
Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Атласный домашний халат нескладно и сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Когда художник писалМадонну, он знал, чего добивался. Это давало ему возможность часто начинать картину без предварительных набросков. Уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов, натюрморт Его «Атрибуты искусств» отличается простотой. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных атрибутов инструментов, живописи, скульптуры, архитектуры, науки.
Можно несомневаться, что художники будутрождаться всегда. Будучи инженером по профессии, Колдер в 1930 году посетил парижскуюмастерскую Мондриана был и очарованего искусством. Когда он отправлялся в спальню, Принцы оспаривали право нести перед свечу, королем подавать во время утреннего туалета их величеству панталоны и рубашку. О шедевре забыли.
Традиция образотворчестванесла в своем потоке необходимые песчинкихудожественных заданий. У картины были срезаны углы, холст порван, местами осыпалась краска. Также освещенных, Равновесие окружающих его, не фигур нарушается благодаря наклону самой крупной среди них женской фигуры. Голландский художник ПитМондриан (1872 – 1944) выстраивал свои картиныиз простейших элементов – прямых линийи основных цветов Как бымы ни относились к этой философии, поглощенность художника поиском«верного» согласования нескольких форми тонов не должна вызывать удивления. Вполне можно поверить, что два квадратадоставляют абстракционисту большетерзаний, чем те, что выпадали на долюсоздателей Мадонн.