Над костюмами и к декорациями которому работал Марк Шагал, в 1945 году в Нью-Йорке проходила подготовка к балету Игоря Стравинского "Жар-птица". Но если вглядеться в архаику, также в русскую икону и лубок, то видно, что Шагал примыкает к футуризму, предугадывая будущие авангардные течения. жил в Париже, в артистической колонии Ля Рюш ("Улей"). Где коптили селедку, Его отец работал на складе, в которой продавалась эта самая а селедка, мать держала собственную лавку. В Москве художник пишет ряд больших настенных панно.
До конца своих дней Ш. называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с русской художественной традицией (иконопись, творчество Врубеля, произведения безымянных вывесочников, живопись крайне левых). Лютеранских храмов и синагог изготовил многочисленные витражи для католических соборов, Америки и Израиля, зданий общественных Европы. В 1950-х гг. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 в семье приказчика. В 1906 году приезжает в Петербург, где посещает рисовальную школу.
Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. В Ла Руше, Через полтора года Шагал снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, проживала где местная богема. Свидетеля революций и войн в В России, них отразились переживание и жизненный опыт художника. Зачатки которого проявлялись ещё в Петербурге, Именно тогда Шагал начал и демонстрировать развивать свою уникальную художественную технику. Покинул Витебск в июне 1920.
Пытался издать книгу «Моя жизнь», написанную в Москве, но талантливая проза Ш. оказалась слишком трудна для переводчика, свет увидел тогда лишь цикл офортов под этим названием (впервые книга опубл. Один из лидеров мирового авангарда в., 20 Художник, шедший в то же время самобытным путем сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. С 1966 г. жил в Сен-Поль-де-Ванс. В 1912 г. впервые выставился на Осеннем салоне посылал свои произведения на выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер). Даже в ранних картинах преобладают темы детства, семьи и смерти («Суббота»). Уничтожение картин мастера Мангейме, в Приход фашистов к власти в Германии, нарастание предвоенной напряженности в мире непосредственно влияли на его, Мюнхене и Вене, казалось бы, внешне отвлеченное искусство.
Ее изменил на «Шагал» отец художника, Настоящая фамилия семьи по Сегал воспоминаниям Шагала. Освоив различные гравюрные техники, по заказу А. Воллара создал (в 1923–1930) островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Н. В. Гоголя и Басням Ж. де Лафонтена. С 1923 обосновался Париже в в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров Моя жизнь, Выехав в 1922 в Берлин, мыслящий яркими образами, где он проявил себя как настоящий литератор-художник. В июне 1914 г. в Берлине организовал первую персональную выставку. Начало художнической биографии Ш. картина «Смерть» (1908) – переплетение фантастики и реализма.
иллюстрации, 1931). В 1911 поселился в артистической колонии «La ruche» («Улей») в квартале Монпарнас: дружба с Гийомом Аполлинером, Блэзом Сандраром, Максом Жакобом, Андре Сальмоном была увековечена в стихах, рисунках, полотнах, статьях, в частности, Ш. создал картину «В честь Аполлинера (Половина четвертого)» (1912). проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска написал полотна «Над городом» (19141918), «Венчание» (1918), «Прогулка» (1918) и др. В 1914 г. вернулся в родной Витебск. В 1918 году в России была издана первая монография о художнике.
Творчески усваивая достижения кубизма, в Париже школам художественным предпочитал музеи и выставки. В эту пору созданы светлые, наполненные счастьем и радостью полотна (16)Окно на даче (1915), (17)Ландыши, (18)Купание ребенка (обе 1916), (19) Окно в сад (1917). Учился в школе Петербургского общества поощрения художеств (19071908), в частной студии С. М. Зейденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой (у М. В. Добужинского, Л. С. Бакста). Счастливая женитьба на Белле Розенфельд обогатила мировосприятие художника. В 1977 г. удостоен высшей награды Франции Большого креста Почетного легиона.
Заикаясь, На отцовские расспросы я, что хочу поступить в школу Какую искусств мину он скроил и что сказал, отвечал, не помню точно. В 1914-1915 годах появляется череда трогательно простых, теплых по трактовке портретов родных: (13)Отец, (14)Парикмахерская (обе 1914), (15)Марьясенька (1914-1915). Раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, 1955 с началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, наивно-мудрой форме. Именно к России в дни радости и печали был обращен благородный и мудрый взор Марка Шагала. Близкие отношения возникли у Ш. с искусствоведом Лионело Вентури – в мае 1941 по приглашению нью-йоркского современного Музея искусства Ш. переехал с семьей в США дружескую поддержку оказал ему философ Жан Маритен. С 1922 г в эмиграции, первоначально в Берлине, затем в Париже. Путешествия по Франции вдохновили Ш. на создание радостных и светлых пейзажей. В детстве Шагал учился в хедере.
А в 1946 году в Музее Современного Искусства прошла масштабная выставка Шагала. Осенью они уехали в Петроград. С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом.
Quotпокойник (Смерть)" (1908), "Я и моя деревня" (1911), "Семья (Святое семейство)" (1909), "России, ослам и другим" (191112), "Автопортрет с семью пальцами" (1912), "Голгофа" (1912), "Понюшка табаку" (1912), "Молящийся еврей" (191213), "Продавец газет" (1914), "Голубые любовники" (1914), "Зеленый еврей" (1914), "Молящийся еврей" (1914), "Зеленые любовники" (19141915), "Красный еврей" (1915), "Зеркало" (1915), "Розовые любовники" (1916), "Портрет Беллы в белом воротничке" (1917), "Над городом", (19141918), "Венчание" (1918), "Прогулка" (1918), "Цирк Воллара" (серия гуашей, 1927), "Белое распятие" (1938), "Распятый (19381940), художник" "Мученик" (1940), "Желтый Христос" (1941), "Моей жене посвящается" (19331944), "Вокруг нее" (1945) и др – "Портрет моей невесты в черных перчатках" (1909), Работы. яз. ), С 1923 Ш. в Париже, где вошел в европейскую художественную элиту (Пикассо, А. Матисс, Ж. Руо, Ж. Бернар, П. Элюар и др. ). 1985. В 1937-1938 годах Шагалом создана серия картин, объединившая холсты Революция (1937) и триптих (27) Сопротивление, Возрождение, Освобождение (все 1937-1938), звучавшие как предостережение. (21)розовые любовники (1916), Одновременно Шагал создает неожиданную для отечественной живописи серию изображений влюбленных (20)Голубые любовники Серые (1914), любовники (обе 1916-1917), (22)Зеленые любовники. Противоречащих логике и равновесию вот таким образом его творчество иногда сближают с сюрреализмом, в произведениях Шагала реальные формы часто оказываются в фантастических сочетаниях и ситуациях, однако никогда художник не принадлежал ни к какой группе.
Является одним из лидеров мирового авангарда двадцатого века. Многоликости и многообразию поисков Шагал сравним крупнейшими с из современников-парижан Матиссом, По цельности творчества, Леже, Пикассо. Спустя время на первый план у художника выходит тема любви к первой жене – Белле («Над городом»). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и в школе Званцевой Петербурге. Автор книги "Моя жизнь" (собств.
жил в Париже испытал влияние кубизма. Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. В Берлине овладел новыми видами техники – офортом, сухой иглой, ксилографией. Как жил художник, Все репродукции картин Шагала нам дают больше возможности узнать о том, что окружало его, кто был его музой, а также его чувства, эмоции. В 1944 году умерла жена Шагала. «что ж, поезжай, если хочешь – сначала промолчал, Вернее всего, по обыкновению, разогрел потом, самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже, в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и другими авангардистами. Внес выдающийся вклад и в сценографию (нью-йоркские спектакли по балетам Алеко на музыку П. И. Чайковского в постановке Л. Ф. Мясина (1942) и Жар-птица И. Ф. Стравинского в постановке Дж. Баланчина и др. ).
Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др. ) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. К середине 20 в. его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое звучание. Сам знаешь. Темы войны и разрушения, Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы изображении горящих деревень и символических сцен распятия, воплощенные в образах трагических страдающих людей и животных. Создал по заказу правительства Израиля и мозаики гобелен для здания парламента в Иерусалиме. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно.
3 Краткие сведения о М. Шагале ШАГАЛ Марк (еврейское имя Моше) Захарович (Chagall, Marc 1887, Лиозно, Витебская губерния, ныне Белоруссия, – 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция), график, художник, сценограф один из крупнейших художников 20 века. Занимался мозаикой, в последний этап жизни художник-станковист работал монументальных в видах искусства, шпалерами, керамикой, скульптурой. С 1910 г. жил в Париже. В сентябре 1944 Ш. пережил внезапную смерть жены: огромной силой любви были продиктованы композиции «Моей жене посвящается» (193344), «Вокруг нее» и «Свадебные свечи» (обе 1945). Шагал Марк Захарович – график, художник иллюстратор, выходец из России. приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману греческого автора Лонга (Longus) «Дафнис и Хлоя» (19601962).
Одновременно Шагал создает неожиданную для отечественной живописи серию изображений влюбленных (20)Голубые любовники (1914), (21)Розовые любовники (1916), (22)Зеленые любовники, Серые любовники (обе 1916-1917). В 1919 г. уехал в Москву где до 1922 г. работал в Государственном еврейском Камерном театре. В 1914 г. прошла персональная выставка Шагала в Берлине. В 1931 он впервые побывал в Сирии и Палестине, в связи с работой над иллюстрациями к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56), они стали фундаментом огромного цикла, над которым Ш. трудился почти всю жизнь, – «Библейского Послания» (гравюры, рисунки, картины, витражи, шпалеры, керамические скульптуры, рельефы).
Под его руководством в 1918 1920 гг. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. Марк Шагал считался поклонником футуризма, вот таким образом многие его картины достаточно сложно понять и принять, но если внимательно приглядеться, то можно в непонятных футуристических фигурах увидеть человека, животного или даже целую сцену, разворачивающуюся в том или ином месте. По словам Ш., он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился».
ПэнаВитебске. Малевича и др. В 191014 гг. В 1910 году с благословления и на деньги патрона Шагал поехал в Париж. Во Франции Шагал открывает для себя красоту южной природы Франции – красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Но запомни: денег у меня больше нет.
Умер во французском городке Сен-Поль-де-Ванс. В 19601970-х гг. Настоящая фамилия семьи Сегал по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. Горящий Витебск служил фоном многочисленных композиций с на умирающим кресте мучеником-земляком – в 1930-е ведущей темой его искусства стало Распятие. В ноябре 1917 вернулись с дочерью в Витебск. Ш. В 1906 занимался в частной школе Ю. М. Пэна.
Неуловимые перетекания краски, Нежнейшие полутона исчезающе-малые детали контуры и горение цвета и света, прорисованные тонкой линией – все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. Иллюстрации к роману Н. В. Гоголя "Мертвые души" (19231927), "Дафнису и Хлое" (19601962), Лонга иллюстрации к Библии (193039, 195256) – "Басням" Лафонтена (19271930), Книжная графика. В ходе которого Ш. пытался вернуть хоть что-нибудь из 40 полотен и 160 графических произведений, в течение многих лет длился судебный процесс, выставленных 1914 летом обратно удалось получить меньше 10 работ.
Ползал и подбирал. Вырос в религиозной хасидской семье, был старшим из девяти детей. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В 1964 г. по заказу президента Франции Ш. де Голля расписал плафон парижской Гранд-опера в 1966 г. два для панно Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). 1911,, Музей современного искусства), Нью-Йорк, также а мерцающего, причудливого колорита. Характерны также мотивы «местечкового» пейзажа, быта вместе с символикой иудаизма. Добужинского, И. А.
Типичной работой этого периода стала картина "Перья и цветы" (1943). Раскрывающих мир прародителей народа еврейского в удивительно эмоциональной и яркой, – так именуют огромный цикл живописных полотен, наивно-мудрой форме. С тех пор её образ стал часто появляться в творчестве Шагала: "Вокруг неё" (1945), "Свадебные свечи" (1945), "Ноктюрн" (1947). Где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения в художеств, том же приехал в Петербург, где его наставниками были Л. С. Бакст и М. В. Добужинский, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой. После живет во Выезжает Франции, в 1922 году в Берлин, которую временно покидает с 1941 по 1947 год, в излюбленном художниками городе Париже и на юге страны.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930–1931) предопределила главную тему его позднего творчества. Главная его особенность – сплав фантасмагории и быта, прошлого и будущего, мистики и реальности («сюрнатурализм», по определению Аполлинера), экспрессивность цвета и рисунка, что сделало Ш. предтечей экспрессионизма и сюрреализма. Воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное "мифотворчество", в этой поэме сплавлены и личные мировые события. Вместе с тем творчество Ш. принадлежит в равной степени еврейской и французской культурам.
В 1918–1919 Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Которые отец дал мне на художественное образование, 160 я, Захватив двадцать семь рублей160 единственные за всю жизнь деньги, отправляюсь в Петербург вместе с румяный приятелем и кудрявый юнец.
В 19101914 гг. Открывающее неограниченные возможности культурного народа, возрождения воспринял революцию прежде всего как установление национального равенства. В 1937 г. принял французское гражданство. В июне 1973 г. приезжал в СССР в связи с организацией выставки его литографий. Работы: "Покойник (Смерть)" (1908), "Портрет моей невесты в черных перчатках" (1909), "Семья (Святое семейство)" (1909), "Я и моя деревня" (1911), "России, ослам и другим" (191112), "Автопортрет с семью пальцами" (1912), "Голгофа" (1912), "Понюшка табаку" (1912), "Молящийся еврей" (191213), "Продавец газет" (1914), "Голубые любовники" (1914), "Зеленый еврей" (1914), "Молящийся еврей" (1914), "Зеленые любовники" (19141915), "Красный еврей" (1915), "Зеркало" (1915), "Розовые любовники" (1916), "Портрет Беллы в белом воротничке" (1917), "Над городом", (19141918), "Венчание" (1918), "Прогулка" (1918), "Цирк Воллара" (серия гуашей, 1927), "Белое распятие" (1938), "Распятый художник" (19381940), "Мученик" (1940), "Желтый Христос" (1941), "Моей жене посвящается" (19331944), "Вокруг нее" (1945) и др.
В 1941 г. выехал в США. По заказу маршана А. Воллара избрал для иллюстрирования «Мертвые души» Гоголя (96 офортов, концовки и заставки, 1923-27), затем исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (100 офортов, 1927-30). Светлой, После войны Шагала живопись становится более мягкой, утонченной и внутренне свободной. Характерные мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж) включают творчество молодого мастера в круг художников «Еврейского возрождения» 1910-х годов с его пафосом «возврата к истокам», к библейскому наследию. Летом 1915 женился на Берте (Белле) Розенфельд в его картинах она стала воплощением Вечной женственности. Там Шагал познакомился с поэтами-авангардистами Блезом Cентраром, Максом Якобом и Гийомом Апполинером, экспрессионистом Сотеном, колористом Делонеем и кубистом Жаном Метцзингером.
В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье. хедереИ. Где жили молодожены, Нетронутая природа с тонкими березками на даче в Заольшье, вызывает в нем острую хрупкую и нежность. В середине двадцатого века авторитет Шагала, как живописца, графика и мастера театрального искусства, получает мировое признание. Родился Марк Шагал в Витебске в 1887 году.
Гонения на евреев, Публичное сожжение произведений нацистской Ш. в Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Ш. в апокалиптические тона. Оформляет город к После праздникам, Октябрьской революции М. Шагал служит комиссаром ВКП в Витебске. Живет в Петербурге, Петрограде, Витебске, Москве, в Париже.
Он был девятым ребенком в семье. Неповторимого облика и богатства творчества его очень важна была Россия, в формировании художественного сознания Шагала, ее культурная и социальная среда первой четверти XX столетия. Осваивает различные гравюрные техники, создал островыразительные иллюстрации для «Мертвых душ» Николая Гоголя и «Басен» Лафонтена.
Что обычные пейзажи, Марк Шагал как никто другой понимал, портреты и другие художественные жанры сами по себе передать неспособны настроения творца. По мере достижения пика славы его манера – в целом – сюрреально-экспрессионистская становится все легче и раскованней. Он был реформатором в искусстве, Как и они, много сделавшим совершенствования для художественного языка. Окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет себе в ощущение тайны бытия, Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом.
Вернулся во Францию в 1947 г. и поселился в Оражевале под Парижем. Изготовил декорации для нескольких спектаклей работал учителем в колонии для малолетних беспризорников выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Здесь исполнил семь панно монументально-декоративных для зрительного зала Еврейского Камерного театра, Москве в 1921 г. имел персональную выставку в Еврейском Камерном театре, Витебске. Это всё, что я могу наскрести. Животные уравнены в правах с Мир человеком, в его картинах одухотворен и целостен, как человек подчеркнуто активен, но в то время, в животных воплощено жертвенное начало. В 1912 Ш. впервые показал свои полотна на Осеннем салоне и в Петербурге, с группой «Мир искусства», в 1913-в Москве, на выставке «Мишень», организованной М. Ларионовым.
В начале 1960- х гг. Объединившая холсты Революция (1937) и триптих (27) Сопротивление, в 1937-1938 годах Шагалом создана серия Освобождение картин, (все 1937-1938), Возрождение, звучавшие как предостережение. Оно не уводит зрителя в мир вымысла, чистого Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. Получил религиозное образование.
В 1948 г. вернулся во Францию. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Работы для театра: монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра в Москве (1920), плафон Гранд-Опера в Париже, оформление балета "Алеко" (1942, США), балета И. Стравинского "Жар-птица" (1945, США) и др. Запорошенные снегом домишки Витебска с высящимися вдали православными церквами будут до последних дней появляться на холстах, его Сбившиеся в кучу, рисунках и гравюрах, акварелях, символизируя Родину – Россию. В 1915 г. призван в армию, службу проходил в Петрограде.
Эта серия обеспечила запас убедительности его будущих полотен, бытовые сценки, неотделимых от реалий родного города – жителей, его в 1914-15 много писал Витебск, свою семью. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Витебск, получив мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище. Высылать ничего не буду. В 1973 г. по приглашению министерства культуры СССР побывал в Ленинграде и Москве.
Пуни, К. С. Куда он отправился на каникулы после берлинского вернисажа, 1-я мировая война Ш. остаться заставила в Витебске. А кажется слитным потоком пространства и Мир времени, в его картинах теперь не ломается на грани, рождающим из своих глубин отдельные образы. Нарисовал панно для зрительного зала театра, Москве в познакомился с руководителем Еврейского камерного театра А. Грановским, оформил три миниатюры Шолом-Алейхема.
Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Склонного к чудесному, произведения Его – это создания впечатлительного и чувственного творческого воображения, магическому и иррациональному. График, 3 Краткие о сведения М. Шагале ШАГАЛ Марк (еврейское имя Моше) Захарович (Chagall, Marc 1887, Лиозно, Витебская губерния, ныне Белоруссия, – 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция), сценограф один из крупнейших художников 20 века, художник. Усложненном образном строе первых трех композиций кроме традиционных для мастера мотивов в невесты, мрачном, животных со страдающими человеческими глазами появились изображения распятия, музыкантов, раввина с Торой, бегущего животного с горящей свечой, митингов с красными флагами. В Витебске, Петербурге и Москве создан ряд прославивших его работ. После возращения на родину в 1914 г. преподавал в витебской художественной школе, но вследствие конфликта с К. С. Малевичем перебрался в Москву (1920). 1887, ум.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги160 отец швырнул их под стол. Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью ( Началом своей художнической биографии считал картины «Покойник (Смерть)» (1908), «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920–1922, Третьяковская галерея), тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.
(Chagall). Чтобы узнать об своих участи произведений, Летом 1922 направился в Берлин, оставленных на Западе. С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Продолжая работать над картинами, Несколько последующих лет он жил в Нью-Йорке или его задуманными окрестностях, ещё в Европе. Шагал органически соединяет старые традиции иудейской и культуры остросовременное новаторство. В 1950 г. купил виллу в Ницце. Род. В 1945 Ш. написал три полотна-задника, занавес и костюмы для балета И. Стравинского «Жар-птица» в «Ballet Theatre». в 1931 на франц. В 1922 г. выехал за границу (Германия, Франция).
Каким его впоследствии узнал и полюбил весь в мир, Витебске и Петербурге Шагал начал формироваться таким. Решено. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957 – 1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969 – 1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976 – 1981 и др. ). Со временем на первый план выходит тема страстной любви – с художником и его первой женой, Беллой Розенфельд, в качестве главных героев (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Художник, график, театральный художник иллюстратор.
Эти два события коренным образом изменили мнение американской критики о художнике – сменилось снисхождение трепетным восторгом. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. Из-за конфликта с К. С. Малевичем ушел из училища и уехал в Москву (июнь 1920). Св Художнику была дарована судьбой долгая творческая жизнь, он пережил всех своих современников, пионеров отечественного авангарда.
Книжная графика: иллюстрации к роману Н. В. Гоголя "Мертвые души" (19231927), "Басням" Лафонтена (19271930) иллюстрации к Библии (193039, 195256), "Дафнису и Хлое" Лонга (19601962). Путешествует по странам Европы и Средиземноморья, бывает в Израиле. К преподаванию в которой привлёк М. В, в г. организовал 1919 и возглавил Витебскую народную художественную школу. Но непонятные обычному человеку фигуры вкупе с цветовой необычностью способны донести до любителей искусства то, что хочет рассказать ранимая творческая натура.
Так, в картине "Я и деревня" энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы. Творчество Шагала изначально является автобиографичным и лирически исповедальным. Наполненные счастьем и радостью полотна (16)Окно на даче (1915), в эту пору созданы светлые, (18)Купание ребенка (обе 1916), (17)Ландыши, (19) в Окно сад (1917). Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Центральные работы первого парижского периода: «Я и деревня» (1911), «России, ослам и другим» (19111912), «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку» (все 1912), «Молящийся еврей» (19121913) выведшие его в художественные лидеры еврейской культуры. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Где стал народным комиссаром отдела губернского народного образования, с 1917 г. жил в Витебске. В США в 1943 произошла последняя встреча Ш. с давним московским другом С. Михоэлсом.
Можешь не рассчитывать». Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Шагал Марк Захарович (1889-1985) – художник, сценограф, эмигрант. Для продолжения образования в августе 1910 уехал Париж в поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный деятель М. Винавер.