Музей Гуггенхайма в Бильбао был открыт в 1997 году. Достопримечательности Испании: Музей Гуггенхайма в Бильбао. Недобранные от музея Гуггенхайма впечатления город нам с лихвой скомпенсировал, так что не верьте справочникам и, если будет возможность, обязательно оставьте время на осмотр Бильбао. Музей в Бильбао является филиалом Нью-йоркского музея Гуггенхайма, в котором выставляются шедевры современного искусства.
Именно таким я увидела музей Гуггенхайма в Бильбао. Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров, разнофактурные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Мог ли средневековый король задумать в качестве своей сокровищницы нечто похожее на Музей Гуггенхайма в Бильбао. В связи с популярностью и непривычной футуристичностью здания Музея Гуггенхайма в Бильбао, оно было снято в 1999 году в девятнадцатом фильме про агента 007 Джеймса Бонда И целого мира мало.
При проектировании здания Гэри остался своему верным стилю – строение изобилует мягкими контурами. Свою «экстерьерную» роль она выполняет на отлично. Мэн Рэя, Работы Макса Эрнста, как Роберт Раушенберг, Марселя Дюшана и таких американских абстракционистов и мастеров поп-арта, Роберт Мозервелл, Джеймс Розен-квист, Клиффорд Стилл и Энди Уорхол, можно увидеть в 103 галереях и 105 на втором и третьем этажах. Которыми должно было быть облицовано здание, Другую программу расчета для кроя металлических пластин, писали с нуля. Вообще, концепция музея в целом попадает в некую вилку. Штат Пенсильвания 2 февраля 1861 года, Соломон Р. Гуггенхайм родился семье в швейцарских эмигрантов в Филадельфии. В конструкции здания используется 24 тыс.
Таких оценок, как «Бильбао – большой промышленно-портовый город, дымный, серый, лишенный индивидуальности, застроенный однообразными скучными кварталами», встреченных в интернете, город абсолютно не заслужил. Еще его сравнивают с самолетом, Это здание воплощает идею футуристического корабля, птицей, артишоком, суперменом и распускающейся розой. Они ходят вокруг и пытаются разгадать замысел архитектора, забывая о том, что это – музей. Наряду с музеями в Нью-Йорке и Венеции (Соломона Гуггенхейма и Пегги Гуггенхейм) музей в Бильбао обладает блестящей коллекцией искусства XX века. И, наконец, планы использования стали, меди и прочих «дешевых» металлов оказались несовместимы с реальной жизнью.
м. кв. Придерживаясь морской темы, светильники самой большой галереи (известной как Первая галерея) напоминают плавники рыбы. Музей современных искусств Фрэнка Генри, одно из самых прославленных зданий 1990-х гг. Масштабы вмешательства в архитектуру не бог какие, весть Конечно, расставленные то тут, но эти небольшие дизайнерские акценты, то там, придают облику города удивительную свежесть.
Имевшееся перед осмотром, Несмотря некоторое на предубеждение, работы Серра оказались среди немногих запоминающихся. Здесь же можно увидеть знаменитые принты Мерлин Монро выполненные Энди Уорхолом. Инсталляция тянет на триста тонн, с весом тут действительно все порядке, в а отличной корабельной стали, да ни чего-нибудь, закрученной причудливыми волнами и спиралями. запеть.
Они экспортировали и импортировали товары. Кстати, встречающееся в интернете утверждение, что основатель Фонда утонул на «Титанике», несколько странно, учитывая, что гибель «Титаника» произошла за четверть века до создания Фонда. Весь этот неповторимый ансамбль высотой 50 метров водоемами заполнен и сам по себе смотрится как гигантская скульптура на фоне обыденного городского пейзажа. Но это действительно так.
В принципе все, что угодно, хоть «В лесу родилась елочка», главное в голос. Так же как и знаменитая паучиха «Maman» Луизы Буржуа (Louise Bourgeois), ставшая одним из символов музея. Чтобы погулять по территории дожидаясь сеанса очередного облакопускания, Эффект стоит того. Семья Гуггенхаймов разбогатела и прославилась предпринимательству благодаря задолго до того как Соломон Р. Гуггенхайм прославил свое имя в искусстве. Победил, как несложно догадаться, Гери.
А работы довольно известных мастеров или вторичны, на Знаменитых весь мир произведений в музее нет или второсортны. Ярким представителем этого течения 20 века был Кандинский, написавший «Черный квадрат». Один из них в стране Басков – Бильбао.
Йозефу Бойсу (Joseph Beuys) под инсталляцию «Rayo iluminando un venado» отвели целый зал, но архаичный перфоманс интересен скорее историкам искусства, чем современному зрителю. Таких как Василий Кандинский, Коллекция произведений художников абстракционистов, шагал, Марк Пауль Клее, стали основой музея. Но его техника живописи порой играет шутку злую именно с русским посетителем, Картины выставлены весьма сильные. Найденный материал везли с противоположного конца иберийского полуострова из Андалусии. После успешного опыта работы с Франком Гери города власти решились еще на целый ряд проектов с участием знаменитых архитекторов.
Шедевров «признанного» искусства Гуггенхайм в Бильбао не выставляет, живопись и скульптуры не дотягивают до уровня «классики», а представленные инсталляции наоборот слишком скучны, несовременны и напрочь лишены даже толики озорства, ну или хотя бы хамства или любой другой живой эмоции, чтобы конкурировать с лондонскими галереями по части действительно современного искусства. До 58 лет он продолжал дело своего отца. Что хотя бы в этот произведение раз оказалось на своем месте, а может просто все дело в том, а не в заключении похожего на больничную палату зала. Победа, открывшая доступ к солидному финансированию, повлияла на планы архитектора. А завтра на этих же стенах будут висеть работы авторов из сельской глубинки Африки, а на стеллажах стоять макеты «деревни будущего», склеенные из картона детьми из Гондураса. Из остальных экспонатов трудно что-то выделить.
Глядя на фотографии, с трудом верится в сетования сотрудников на отсутствие посетителей. Еще маленький штришок к портрету архитектора Гери. Мы поняли, Выйдя из музея засветло, которые вполне можем посвятить осмотру города, у что нас остается еще несколько часов. В1979м году был первый открыт в Европе филиал музея современногоискусстваГуггенхаймовв Венеции. История музеев Гуггенхайма началась в 1937 году, когда американский промышленник Соломон Гуггенхайм создал Фонд поддержки современного искусства. Тем не менее, Выставки в постоянно музее сменяют друг друга, здание можно разделить на несколько тематических залов. От которого расходятся изгибающихся лепестки, Центральный атриум напоминает гигантский металлический цветок высотой 55 метров, где расположены залы выставочные для различных экспозиций. В 1997м году музей открыл свои двери, Как бы то ни было и в первый же год его ждал успех колоссальный и миллион триста тысяч посетителей.
Поделенные на полный вес, Затраченные двенадцать миллионов долларов, входящего десятку в самых дорогих современных авторов, дают скромные сорок долларов за килограмм произведения человека. Если отбросить устоявшееся мнение, Старинные кварталы Бильбао тоже оказались весьма симпатичными и, что они ни в чем не уступают знаменитым кварталам старым Сан Себастьяна, то окажется. Такие как Василий Кандинский, авангардисты, Ранние Питом Мондрианом или Йозефом Бойсом, Поль Сезанн и Пабло Пикассо могут соседствовать здесь с Константином Бранкузи. К которому искусствоведы причисляют здание, Стиль свободной формы и оказывается деконструктивизма, не так уж и прост. Музей Гуггенхайма был спроектирован американско 8211 канадским архитектором Фрэнком Гери и был впервые открыт для посещений 1997 в году. На этот случай в шляпе Франка заранее был приготовлен весьма жирный кролик.
Что баскская культура весь за период строительства музея не получала ни копейки, Раздражителем для правительства басков стал тот факт, музей Гуггенхайм израсходовал весь бюджет без остатка. Первый музей был открыт в Нью-Йорке, экспозиция состояла из семейной коллекции произведений художников-абстракционистов, собранных в 20х годах. Брат Соломона Гуггенхайма, На самом 15 деле апреля 1912 года погиб сталелитейный магнат Бенджамин Гуггенхайм. Что Кифер – любитель использовать на полотнах вместе с краской еще и различные природные материалы, Дело в том, несколько работ выполнены с использованием весьма близкого любому советскому человеку материала – от шелухи семечек подсолнухов. Позволяющей свободнодвигатьсякаждой пластине, Пришлось систему разрабатывать крепления плитокпо типу рыбьей чешуи.
Незадолго до приглашения в Бильбао он представлял проект строительства здания для Концертного Зала Уолта Диснея в Лос Анжелесе, но тогда в Штатах проект показался плохо продуманным, рискованным с точки зрения технологии строительства и невозможно дорогим. Единственным положительным моментом для здания музея стало найденное для строительства место на реки берегу Бильбао. Окруженный сообщающимися блоками, здания Ядром является атриум высотой 50 м, зрительный зал, включающими 19 галерей, ресторан, служебные помещения. Это филиал всемирно известного современного Музея искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. А общий доход города составляет 30 около миллионов евро в год, с тех пор количество проданных за год билетов не опускается ниже миллиона. Одна из которых это паук металлический выполненный скульптором Луизой Буржуа, Перед музеем находятся две огромные скульптуры.
Что Музей Гуггенхайма в Бильбао скорее туристический объект подтверждает то, То, нежели его содержимое, само что здание и территория вокруг него составляют гораздо более гармоничный ансамбль. Чего только стоит паук Maman и разноцветный щенок из зелени. И при этом дает ощущение легкости распустившегося цветка, в музей итоге поражает своей монументальностью. Однако, Мальчик, ни магнатом, не захотел быть ни как банкиром, Гуггенхайм и ФИО пришлось сменить полностью.
Критики тоже предостаточно, но она лишь привлекает внимание путешественников, каждый хочет лично увидеть эту архитектурную провокацию. Что его можно усилить, значительно а еще чуть позже оказалось, стоит лишь отбросить стеснение и. Украшенная цветами, На террасе музея стоит 13-метровая скульптура щенка, работы американского современного мастера Джеффа Кунса.
Многие части здания не декорированы и не используются. Единственно возможным вариантом материала плиток оказался титаново-цинковый сплав. Просто покрыть здание одинаковыми плитками получилось, не Во-первых, что каждая плитка должна иметь индивидуальную форму, расчеты показали. Без капли алкоголя появилось стойкое чувство искажения Уже пространства, через несколько минут кружения по дорожкам образованным изгибами стальных листов.
И было решено строить новое здание, Реставрация старого музея не явно могла удовлетворить его амбиции. Его также нередко сравнивают артишоком с и распускающейся розой, Сооружение напоминает космический корабль будущего. Самое интересное в музее, Но, то, пожалуй, что инсталляций и произведений электронных здесь куда больше, чем традиционных картин. На террасе музея выставлена другая тринадцати скульптура метровый цветочный терьер американского художника Джеффа Кунса. Смотрится более чем фантастично, особенно в безветренную погоду. Ричард Лонг (Richard Long) привычно сложил из брусочков ровный кружок, точно такой же, впрочем, какой ранее складывал для Берлина, только поменьше. Выручающих ежегодно миллионы на показе кучи Только хлама, в отличие от жадных каталонцев, баски оказались гораздо более рачительными хозяевами и их работа и не вкладывающих в развитие ветшающего аттракциона ни копейки, как бизнесменов, несомненно, заслуживает самой высокой оценки.
Соорудивший подобный фасад, Мастер, не просто мог себе позволить ограничиться привычными залами. Что за цену скромного довольно живописного полотна удалось занять несколько тысяч квадратных метров выставочной площади – результат блестящий, Учитывая. То скажем, Если вы еще не запутались в именах членов этой немаленькой семьи, Пегги Гуггенхайм принимала самое участие активное в деятельности Фонда, что дочка того самого утонувшего Бенджамина Гуггенхайма. В том числе инсталляции, Экспонаты музея – произведения искусства века, XX шедевры авангарда и абстракционизма, электронные работы. Большинство остальных постоянных экспонатов музея либо совершенно «никакие», либо навевают мысли о безумии автора, причем, отнюдь не гениальном безумии, а очень даже бытовом. Теперь в музей приезжают знаменитости, снимают клипы и фильмы, среди которых уже числится одна из серий легендарной «бондианы». И при этом скульптура продолжает оказывать на зрителей практически магическое воздействие.
Ожидающих увидеть в музее современного искусства полотна гениальных импрессионистов или произведения знаменитых современных художников ждет глубокое разочарование (Уорхол впрочем имеется, пусть и в единственном экземпляре, зато аж на двадцать квадратных метров). Cовременныйвид здание музея приобрело только в 1959 году. Наиболее широко представлен в музее довольно известный немецкий художник Ансельм Кифер (Anselm Kiefer), под одиннадцать работ автора отвели несколько залов. После чего фонд принял решениепо расширению выставочных площадей и экспансии продолжение в Европу.
А иначе этот фантастический титановый фасад со стеклянными и вставками не назовешь, Оболочка, действует как магнит на посетителей. Который относился к швейцарскому рукоделию, Мейер Гуггенхайм Барбара и Майер владели бизнесом. Музей Гуггенхайма – скорее туристический объект, нежели культурный. Живопись и скульптуры не дотягивают до уровня «классики», Шедевров «признанного» искусства Гуггенхайм в Бильбао не выставляет, несовременны и напрочь лишены даже толики озорства, представленные а инсталляции наоборот слишком скучны, ну или хотя бы хамства или любой другой живой эмоции, чтобы конкурировать с лондонскими галереями по части действительно современного искусства.
В культуре европейцы поначалу с опаской и подозрением отнеслись к деятельности выходца Северной из Америки, Равно как и в политике, но со временем сей экспонат занял прочное место в списке главных достопримечательностей Испании. Удачной находкой стало расположение музея ниже уровня реки, так как это дало возможность обыграть интересные решения с лестничными пространствами, а также, что немаловажно, позволило такой грандиозной и масштабной постройке выглядеть воздушно, с легкостью вписываясь в пейзаж города. Баски в это же время пребывали в озабоченности по поводу развития своей территории и повышения международного значения Бильбао и не могли воспользоваться не ситуацией. Но материалы этого цветка вовсе не такие легкие: это в основном металл и стекло. Было запланировано открытие еще двух крупных музеев. В отличие от нью-йоркского музея, филиал в Бильбао не создавался вокруг уже существующей коллекции шедевров, а наполнение музея «с нуля» (пусть и имея в базенью-йоркскую некондицию), да еще в условиях недостачи денег – задача сверхсложная.
Норман Фостер (Norman Foster) спроектировал фантастические вестибюли метрополитена, а Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) дополнил антураж музея Гуггенхайма пешеходным мостом через реку Бильбао. Для проведения оценки возможной реабилитации здания был вызван архитектор Франк Гери (Frank Gehry), давний знакомый директора Фонда Томаса Крэнса, считавшийся весьма сведущим специалистом по части реставраций. Гери дважды двинув одну и ту же идею, где все кончилось как в сказке, американцы не ни заплатив цента за технологию строительства, а, казалось бы, лоховатые баски с одним из самых посещаемых музеев в мире – это та редкая история, в общем и все остались счастливыми. Допускающую свободу движения каждой по типу рыбьей чешуи, разрабатывать Пришлось новую систему крепления плиток.
Установленный перед входом в музей 13-ти метровый вечно цветущий «Щенок» Джеффа Кунса (Jeff Koons), несомненно является самым разумным из всех сделанных приобретений. Территория музея хранит в себе и еще несколько секретов, например, установка по производству облаков Фуджику Накайа (Fujiko Nakaya) остается незаметной, пока более чем тысяча форсунок высокого давления, установленных по периметру сооружения, не начнут укутывать здание в плотное одеяло тумана. Это здание, где нарушены все архитектурные правила, стало ярким выражением отваги басков. Что известнякиз которого планировалось строить стены здания, к тому же выяснилось, также слишком для тяжел этого. Автор проекта – американо-канадский архитектор Фрэнк Гэри.
Так и появились атриум высотой 60 м, рыбная галерея и другие футуристические элементы. И, хотя говорят, что не место красит человека, к музеям это не относится. Луиза, абсолютно «поехавшая» на пауках понаставила их по всему миру столько, что уже сложно понять, где путешествовал оригинал, а где остальная паучья стая. Другие – цветок с 27 лепестками, Одни видят в сооружении сотни чаек, третьи вовсе и океанский лайнер. Но почему-то все равно больше попасть хочется на Малевича, Может это и неплохо для музея с точки зрения культурного обмена.
Московский Кремль, Большинство его посетителей с одинаковым рвением пирамиды осматривают в Гизе и с тем же упоением поедут смотреть все, Эйфелеву башню, что угодно разрекламированное в туристическом справочнике. Снаружи музей облицован титановыми пластинами, напоминающими гигантские рыбные чешуи. Здание решено было облицовывать металлическими пластинами, нодешевыйметалл, такой как сталь, не подходил и пришлось использовать титаново-цинковый сплав, что сильно удорожило проект. Глядя на эти картины, несмотря на довольно мрачные сюжеты, невозможно избавиться от ощущения, что они «наплеваны» на смазанный клеем холст.
Но металлу свойственно сильно расширяться под воздействием высокой температуры и сжиматься в тени, это означало, что просто выложить стены плитками встык не получится. В смете появлялись все новые и новые пункты. Такие финансовые поступления позабыть заставили все беды строительства и тревоги за перерасход бюджета. Причудливое здание в стиле деконструктивизма в баскском Бильбао городе расположено на набережной реки Нервьон. Выглядит он довольно устрашающе и производит грандиозное впечатление. В 1999 году оригинальное и необычное здание было снято в 19-м фильме про Бонда Джеймса «И целого мира мало». Что облицовочные платины имеют всего толщину в треть миллиметра, Несмотря на то, стоимость чешуи превысила все разумные пределы.
По неофициальным данным он составил около 170 миллионов евро, Все факторы эти привели к сильному превышению изначально запланированному бюджету. Прозрачные лифты, вьющиеся переходы, террасы и внутренние балконы вызывают восхищение. В 1990м году был проведен формальный десятидневный конкурс на лучший проект, Для обеспечения легальности государственных траты денег на обустройство Музея. Когда баскские власти решили преобразовать район порта, старого Мысль о создании музея возникла в конце 80-х гг., чтобы поднять экономику города.
Что дает возможность сравнить различные художественные течения и творчество художников и США Европы, Выставки постоянно меняются. Штат Колорадо в 1879 году, Затем Мейер выкупил доли 1/3 прибыльного серебряного рудника в Лидвилле. Музей появился на свет в 1990-е годы. Но для испанской провинции девяностых годов она представлялась чудовищной, российских в масштабах сумма не бог весть какая. Что деньги у города есть, Гуляя по центральным кварталам заметно, более ухоженного города в Испании найти трудно, поддерживаются здания в идеальном состоянии.
Осмотрев главный экспонат музея, само здание, стоит все же обратить внимание и на его коллекцию. Несмотря на популярность и достойную коллекцию, музей в Венеции слишком маленький, слишком камерный, чтобы быть настоящим представителем Фонда в Европе. Музей открылся для посещения в 1997 году. Причудливые художественные воплощения появляются по сей день. Разработав на деньги басков все программы необходимые и технологии, Нехило заработав на строительстве музея, находчивый Гери вернулся в Нью-Йорк и построил таки здание Концертного Зала Уолта Диснея в Лос Анжелесе по такой же технологии. С этими пластинами тоже вышло не все так просто, как выглядело на картонной модели.
А деловая хватка ему явно досталась по и наследству весьма пригодилась в карьере, Однако имя именем. Так, например, стоит обратить внимание на скульптуры Ричарда Сери, выполненные из атмосферостойкой стали, под названием «Суть времени» эта своеобразная коллекция представляет собой серию абстракционистких работ художественно философского направления под названием «беспредметное искусство». Те, кто не заглядывают внутрь, очень много теряют. Что баскская культура за весь период строительства музея не получала ни копейки, Дополнительным раздражающим фактором стало Гуггенхайм то, съел весь бюджет без остатка. Металлу свойственно солидно расширяться на солнце под воздействием высокой температуры сжиматься и в тени, Во-вторых, просто выложить стены плитками встык не получится, а значит.
В 1999 году оригинальное и необычное здание было снято в 19-м фильме про Джеймса Бонда «И целого мира мало». Но, Что бы это ни было, в ветреные дни как видно поверхность вибрирует и покрывается рябью, говорят. Возглавляемые Кандинским, Залы футуризма и абстракционизма, где можно посмотреть на картины Дали и, зал конечно, сюрреализма, зал кубизма, где представлены шедевры Пикассо.
Где в 1979м году в Венеции был открыт первый музей европейский Гуггенхаймов, Именно ей Фонд обязан экспансией в Европу, в основном состоящий из экспонатов личной коллекции Пегги. Музей стоит посетить обязательно и, если отнестись к предстоящему визиту проще, без замирания сердца, то успех данного «похода» обеспечен. Даже традиционные в зимний период лотки с жареными каштанами, Стремление придать внешнюю привлекательность самым обычным пронизывает вещам город, баски переделали в похожие на большие игрушки паровозы всевозможных форм и расцветок, в других городах выглядящие как страшноватые будки. Его создатель – Фрэнк Гери (Frank Gehry). Плавные изгибы, Грациозные, когда-то стоявшие в доках Бильбао, напоминающие корабли, покрытые титановыми пластинами, похожими на чешую рыб и от мерцающими солнечного света.
Эклектика, будучи, наверное, самым сложным стилем, в случае Бильбао пришлась ко двору. Еще бы, кто может ответить, чем раньше славился Бильбао. От которых он не смог отказаться, Фонду были предложены условия, полное финансирование обустройства музея за счет Министерства Культуры Страны а Басков именно. Эта покупка привела к росту его многомиллионного состояния.
То окажется, Если же рассматривать музея наполнение исключительно с точки зрения искусства, что какой-то особой ценности оно не имеет. Самым распространенным упреком было стремление покупать искусство «на вес». Как туристический объект он близок другому испанскому музею – музею в Дали каталонском Фигейросе. Что и тут баски загнали под крышу типично парковое искусство, Причина размеров скромных в том, да и норма по весу судя по всему уже была выполнена. По признанию архитектора эта «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света».
Который после многочисленных корректировок вырос до 85 миллионов, Все эти факторы привели к такому превышению изначального бюджета, по неофициальным данным она составила 170 около миллионов евро, что реально затраченная сумма вообще не публикуется. Пришлось по всей стране искать другой, более пористый и легкий. Что известняк, в дополнение проблеме к с облицовкой выяснилось, слишком тяжел для этого из которого планировалось строить стены здания. Гордость коллекции – серия скульптур «Суть времени» Ричарда Серра в галерее Арцелор (до 2005 года галерея называлась Рыбной). Все это из стекла, стали и известняка.
Сегодня может выставляться Казимир Малевич или абсолютно невероятная экспозиция «Россия. », на которой представлено более 250 экспонатов из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и московского Кремля. Представленная рядом скульптура «Тюльпаны» того же автора – четвертая в серии из пяти копий, что в прочем не так уж и важно. листов титана. К тому же, как это ни странно для современных авторов, но «Щенок» создан в единственном экземпляре и кроме как в Бильбао вы его нигде не увидите. Металлический каркас, разделенный на секции, составляет прочную основу здания. Лувром или Прадо, Музей Современного Искусства Гуггенхайма в Бильбао не имеет ничего общего с Эрмитажем, это первую в очередь культурно-развлекательный комплекс. Инсталляции, На трех ярусах выставлены картины современных художников, порой даже механизмы непонятного и много всего другого, но от этого не менее завораживающего.
Непонятно, Почему именно было Киферу оказано такое внимание, то, так как музей лишен какой-либо концепции, скорее всего, это дело случая. Принадлежащего Фонду, а в 1937 году решил Фонд учредить в поддержку современного искусства и, музея. Кстати Франк Гери, что важно для дальнейшего понимания ситуации, на самом деле вовсе не Франк и даже не Гери, а урожденный Эфраим Голдберг (Ephraim Goldberg). Но музей постоянно проводит как одну минимум интересную временную выставку, Постоянная выставка не очень впечатляет, часто содержащую шедевры других коллекций Гуггенхайма. В рамках новой стратегии по расширению выставочных площадей экспансии и в Европу было запланировано открытие двух крупных музеев. Под гром рукоплесканий музей открылся, 1992 в г. к этому плану подключился фонд Соломона Гуггенхейма – а в октябре 1997 г. дерзкий проект архитектора Гери был осуществлен.
Но оставляющий в каждом посетителе толику гордости за приобщение к прекрасному и непонятному, немного Не слишком веселый. В лепестках которого расположены анфилады выставочных залов, атриум Центральный высотой 55 м действительно напоминает металлический цветок. По крайней мере, его центральная часть нам весьма приглянулась.
Семья Гуггенхамйма снискала богатство и славу на ниве предпринимательства. Честно сказать, Бильбао удивил. Огненные фонтаны Ива Кляйна (Yves Klein), также установленные по периметру здания, эффектны только в темноте, зато более привычные водные, которые бьют прямо из земли и имеют порой непредсказуемый алгоритм работы, доступны для баловства в любое время суток. Хотя полемики вокруг них велось не меньше, чем вокруг строительства здания музея. Как сам Соломон Р. Гуггенхайм прославил свое имя мире в искусства и случилось это задолго до того.