Музей посвящен долгой истории жизни евреев в Берлине. Экспозиция музея повествует об истории еврейского народа, о его культуре, а так же о быте современной общины евреев в Берлине.
Правоконсервативные историки попытались легитимировать часть преступлений нацистов, совершенных якобы ради благих целей, явившихся суровой, но неизбежной необходимостью и переложить вину за развязывание войны на других, прежде всего на социализм и коммунизм, выдвинув тезис о «превентивной войне» Гитлера против СССР. Удивительное здание – выше всяких похвал. Но вскоре, Еще в 1933 году был основан Еврейский музей в Берлине, нацистский режим его, закрыл в 1938. Посмотреть фрагменты немецких фильмов довоенной Здесь эпохи, можно потрогать пленку, как создаются современные спецэффекты, увидеть. «Чекпойнт» разделял территории секторов влияния США и СССР, вот таким образом сейчас на его витринах изображены портреты русского и американского солдата. Для сравнительно немногочисленных и размытых групп евреев в Германии Холокост был и остается доныне наряду с приверженностью Израиль государству средством этнической консолидации.
Они поражают сложной метафоричностью и лишь комментарий экскурсовода проясняет, что «наклонный пол символизирует евреев в изгнании, а неоштукатуренный бетон – концлагеря». По его мнению, Музей, что еврейская жизнь на территории Германии существует многие содержит столетия, убедительные примеры того, а еврейская культура прочно и плодотворно укоренилась в Европе». S. 13. Победа в престижном 1988 конкурсе г. и воплощение проекта музея сделали известным миру имя Либескинда. Экспозиция музея охватывает почти два тысячелетия истории евреев-ашкенази. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для так того, как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед.
Как пишет журнал «Шпигель», «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным с «исправлением» ситуации для немцев. Однако эти части проекта не были воплощены в жизнь, так как комиссия решила, что Еврейский музей сознательно не будет разновидностью музея Холокоста. Который имеет символическое значение, Мемориал музея сооружение стального серебристо цвета.
Одна из них «лестница в никуда» ведет к «башне Холокоста» (по другим определениям, – к «колодцу Холокоста», «оси Холокоста»), где преимущественно архитектонными приемами рассказывается о величайшей трагедии еврейского народа. Президент Центрального совета евреев П. Шпигель выразил сожаление по поводу того, что значительная часть общественности ФРГ «понятие еврейства увязывает с понятием Холокост», что отягощает взаимоотношения современных немцев и евреев. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, как так пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. Убежденного в его 8, нецелесообразности Идея его создания не находила поддержки и бывшего главного архитектора Берлина Штимана. В витринах размещены подлинные фотографии из домашних архивов семей различного социального статуса, в залах для школьников демонстрируются короткие фильмы о диаспоре, о ее религии, первых иудейских поселениях, о «великих евреях». приходится возвращаться через весь музей ко входу и менять аудиогид, что учитывая немалые размеры музея, крайне неприятно. Он состоит из двух зданий: первое 8212 в стиле барокко (бывшее здание Высшего суда Берлина) Второе 8212 современное творение архитектора Даниеля Либескинда по форме напоминает грозовую молнию с цинковым фасадом и хаотично изрезанное узкими окнами. В своем проекте он намеренно избегал «функционального соответствия» создаваемого здания традиционному музейному сооружению.
Комментируя первые запреты на организацию мастерских и мануфактур, При посредстве экспонатов инсталляций и выставки знакомят экскурсантов с основными вехами еврейской истории в Германии, традиции, обстоятельства появления желтого цвета в символике, сложившиеся в выборе профессии. Как и другие деконструктивисты, Он, что архитектора предназначение – выступить в роли формотворца и интерпретатора потребностей общества, убежден. постоянно присутствует чувство дезориентации. Корреспондент «Шпигеля» Х. -М. Сегодня экскурсоводы музея называют его «талантливым музыкантом, ставшим гениальным архитектором» 10.
Здание музея построено архитектором Даниэлем Либескиндем некоторым и оно напоминает звезду Давида. Которая говорила, Крупнейший исследователь этой проблемы В. Бенц приводит женщины воспоминания по фамилии Й. Маковер, что ужас закупоривал все существо. Моя работа предполагает осмысление истории местности» 14. Этот проект (в 10 млн евро) осуществляется на средства спонсоров. В одном из эссе он пишет: «Я занялся архитектурой, так как в этом искусстве, как мне кажется, скомбинировано многое, чем я интересуюсь.
Обязанности директора он исполнял бесплатно и сумел организовать сбор средств завершения для строительства музея. Миллионер и министр финансов США при Картере, На заключительном строительства этапе музея руководство им взял на себя Михаэль Блюменталь. В начале ее представлены такие документы, как разрешение Ватикана на ссудные операции, указ византийского императора Константина 321 г., позволяющий поселения евреев в Кельне.
Далее отрывками (из-за скудости материала) дается информация о пребывании евреев на территории Германии в течение почти тысячелетия. После утверждения в качестве концепта тезиса о том, что Еврейский музей не будет «очередным музеем Холокоста», Блюменталь добился для него статуса Германского национального музея. Но тяжелый музей, Непростые впечатления остаются это – и удивительная архитектура и мощный. Ближайшие помощники директора Т. Фридрих и К. Горби вторили ему: «Мы желали бы видеть жизнерадостных посетителей» 29. Посуда, предметы одежды и многое другое – документы, Экспонаты выставки посвящены жизни культуре и евреев. Посвященный многовековой германо-еврейской истории, После долгой дискуссии в Германии в г. было 1988 решено создать Еврейский музей. Федеральный министр культуры Ю. Нида-Рюмелин назвал музей «местом встречи», которое «внесет вклад в воспоминание, обращенное в будущее».
Его труды внесли вклад большой в преодоление барьеров между еврейской и европейской культурой. Одиннадцатилетним подростком Даниэль вместе с родителями эмигрировал в Израиль. Его оригинальные идеи высоко ценились мире в профессионалов, Неординарность Либескинада, а не практик в архитектуре, но он был известен скорее как теоретик. поразил робот, пишущий свиток торы пером и чернилами.
Которые привлекают не только взрослых, в организации работы музейной применяется много нетрадиционных методов, но и детей. Архитектор удивительно точно создал визуальный образ изоляции, в которой оказались евреи в нацистской Германии, особенно после издания предписания о ношении на одежде звезды Давида. человек, проявляя интерес к сооружению исключительно как к «музею архитектуры». продвигаться вперед для ознакомления с многовековой историей еврейства в Германии. Его одолевали сомнения, что подобное здание когда-нибудь вообще будет завершено в Г ермании, но решающим для него оказалось пребывание в стране, которое он осознал как свою миссию, состоящую в том, «чтобы не только представить музей, но и показать городу, какую ценность представляет еврейская история и память» Либескинд пришел к убеждению, что постройка Еврейского музея ему была уготовлена самой судьбой. Первые вычислители, Здесь представлены экспонаты, самолеты, роботы, комбайны и автомобили, различные аппараты, приборы механизмы и которые можно не только разглядывать, но и трогать, вертеть и проводить с ними опыты – посвященные научным достижениям от древних времен до современности.
Половина посетителей приезжают на экскурсию из различных районов Германии, больше трети – из-за рубежа, каждый шестой экскурсант – житель Берлина. Иконников известный знаток зарубежной архитектуры, усмотрел в схеме проекта музея «символ молнии, выведенной в трехмерность пространства и пробивающей забвение и порожденное им благодушие» 19. В одной из более поздних статей Нольте утверждал, что поскольку президент Всемирной сионистской организации Х. Вейцман в сентябре 1939 г. «объявил войну» Гитлеру, то вполне справедливо было обращаться с ев -реями в Германии как с военнопленными. Она создает образ очень долгого пути, проделанного еврейским народом и направляет поток посетителей через крутую и кажущуюся издали опасной «лестницу непрерывности» к основным экспозициям музея 27. М. Блюменталь пояснил, что организаторы музея хотели, чтобы «современные немцы не думали тотчас об Освенциме, всякий раз, когда они слышат о евреях или встречаются с ними». Общественно-политических, в мае 2004 г. руководство Еврейского музея приняло предложение Либескинда закрыть крышей внутренний дворик музея и преобразовать его в Зал торжеств для проведения культурных, мероприятий, том в числе международных.
Но главный экспонат это здание музея, построенное по проекту Даниэля Либескинда: Башня холокоста, Сад ссылки и эмиграции (женщинам и подросткам следует иметь в виду, что экспозиции производят очень сильное впечатление, в случае чего смотрители-гиды готовы оказать первую медицинскую помощь). В 1962 г. он назвал «мифом немецко-еврейский диалог» и с горечью писал, что он никогда не состоится. В начале 90-х гг. Истории, Проекты Либескинда рождаются из синтеза музыки искусства, философии, геометрии и литературы.
Сложился образ европейской цивилизации, ее трагедии и провала в западной культуре, образованного уничтожением евреев во Второй мировой войне» 19. Однозначно, хотелось бы вернуться сюда еще не раз. проверяйте зарядку батареи на аудиогиде. Однако этот вывод не имеет прямого отношения к Даниэлю Либе-скинду. постоянная экспозиция почему-то начинается с верхнего этажа, а не снизу. м, на которой написаны их имена и названия.
Так, американский исследователь Р. Хил-берг констатировал, что звезда Давида порождала у евреев чувство, что «всё население обратилось в полицейских, надзирающих за каждым их шагом» и они превращались в незащищенные существа, близкие к парализации 29. Внешний вид здания эффект создает только что пережившего стихийное бедствие и сохранившего его следы в виде глубоких трещин и сколков 26. где встретятся старики и молодые люди, евреи и неевреи. Сегодня это самое броское музейное здание в и Германии самый значительный музей такого рода в Европе. S. 266.
В том числе на русском и даже иврите, аудиогиды на есть множестве языков, за них надо отдельно заплатить 3 евро. сложно находиться здесь долго. В 1987 году Германское правительство объявило конкурс анонимный для расширения Еврейского музея. Посвященным памяти евреев, Он одновременно является неким символом истребленных нацистами. Насыщенность и плотность музыки, Ее додекафония, лаконичность идеи изложения отразились в архитектонике создаваемого им музея 21. Затем спуститься через подземный коридор, в можно музей войти только через здание старого музея. Сильное впечатление оставило помещение с разбросанными по полу многочисленными металлическими дисками (маски) – а вот после посещения "Башни Холокоста" (это темный, черный бункер) с небольшой щелочкой света наверху захотелось уйти из в музея, этом музее много интересных объектов. Изгнании, Центральной темой выставки является повествовании о бегстве, немецких истребление евреев, новом начале.
Очень и очень интересное здание музея. Присутствующий на открытии Еврейского музея историк Ю. Шоепс отметил, что «за деконструкцией архитектуры последовала деконструкция истории» 9. Осуждение Холокоста актуально в связи с деятельностью праворадикальных Сторонники учреждения Еврейского музея напоминали, что подобный музей, посвященный культуре германских граждан еврейской национальности (число их тогда превышало 500 тыс. ), уже действовал в самом конце эпохи Веймарской республики 6. Журналист И. Зауров обнаружил поразительную между аналогию контурами плана Еврейского музея и коллажом советского архитектора Л. М.
Вносят выдумку, Деконструктивисты вновь внедряют в зодчество изгнанную из него назад десятилетия образность, вызывая сложные образные ассоциации 11, фантазию. Помогающие узнать новое или проверить старые о знания культуре, Здесь по ходу осмотра проводятся викторины, религии и традициях евреев. Он подчеркнул, что «людям необходимы поводы, шансы и места, где можно научиться использовать опыт прошлого для настоящего и воплощения будущего». Архитектор сделал невидимый снаружи подземный переход из барочного в здания здание из бетона. То, Они доминируют и задают тон в строении, то, сближаясь, расходясь в мощной архитектурной из конструкции стекла и бетона. S. 266.
Однако это не входило в задачу устроителей музея, прежде всего преследовавших цель «развлечь» посетителей. «Сад Изгнания» (или Исхода) навеян образами сказки Э. -Т. В центре выставок находятся жизнеописания выдающихся представителей диаспоры, Как правило, оставивших след в еврейской германской и истории и культуре. Особенно впечатляют инсталляции, повествующие о временах прихода к власти нацистов.
Посвященный еврейскому художнику Ф. Нуссбауму, в работы процессе над Еврейским музеем он одновременно проектировал музей в Оснабрюке, погибшему в 1944 г. в Освенциме. К концу 2006 г. в музее побывало 2, 8 млн человек. Еврейский музей мог, по мнению сторонников его открытия, внести вклад в более успешное решение этих общественно-политических задач, а также способствовать определенной «гармонизации» отношений между немецким и еврейским населением в ФРГ, которые и сегодня остаются непростыми. Новое здание Еврейского музея входа, как такового, не имеет.
Конкурс на строительство нового здания Еврейского музея Либескинд выиграл и его работа – настоящая достопримечательность. Впрочем как и в остальных музеях Берлина, История в период WW2 достаточно рассказана деликатно. То это очень сложный, Что касается самого музея, очень интересный здесь – выставлены предметы быта двухтысячелетней истории еврейского народа, тяжелый музей. у нас она закончилась на середине экспозиции и таких как мы было немало. Однако Холокост в череде эксцессов антисемитского характера предстает как «событие рядового значения».
Деррида считал, что деконструктивизм (постмодернизм) – это прежде всего вопрос зодчего самому себе, «можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отринув все глубинные принципы создания архитектурных сооружений. » 11. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху (туда я не попала, потому чо не удосужилась прочитать путеводитель и даже не знала о ее существовании ( и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля. Он оказался одним из тех редких мастеров, чья первая постройка была признана шедевром. Стоящих рядом, в одном из домов, экспозиции которого посвящены событиям тех лет, находится истории Музей Берлинской стены, международной борьбе за права человека, фотографиям побегов и тому, как была разрушена стена. Архитектура является гуманитарной дисциплиной, которая базируется на истории и традиции.
Известный в США критик архитектуры П. Гольдберг пишет, что самым значимым талантом Либескинда является «способность переплести концепты, направленные на (формирование) воспоминания с абстрактными архитектонными идеями» 17. Что «однажды ты осознавал, но самым плохим было то, как свойственно лишь зверям, обнаженной насколько и неприкрашенной может предстать человеческая натура и что ты постигаешь всех людей как будто с перспективы глубокого подвала. В первоначальном проекте Либескинда предусматривалась настенная супрематическая графика, сочетающая простые геометрические окрашенные фигуры и «архитектоны» – объемные формы, наложенные на плоскости, покрытые бесконечными списками умерщвленных евреев.
Подробно повествуя о биографии зодчего, в этот период экскурсоводы водили посетителей по пустым коридорам здания, возбуждающей столько эмоций, серьезные читали лекции об архитектуре. Вторая дорога ведет к сооружению за пределами стен здания, названному архитектором Садом Изгнания (или Исхода). А 49-я наполнена землей, 48 из них землей наполнены Берлина и символизируют год создания государства Израиль, привезенной из самой Святой Земли. Президент выразил надежду, что Еврейский музей в Берлине станет местом.
Проект Еврейского музея Д. Либескинда коллеги по цеху, а вслед и журналисты, называют «манифестом, выдержанным в духе деконструк-тивистской идеологии», а самого архитектора – «самой многозначной» фигурой этого направления. И здесь также продолжаются проблемы с ориентацией. Его изображение в выставочном формате настолько «скромно, что не производит никакого впечатления, тем более не передает масштаба и ужаса произошедшего». Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48160 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля. В него включились философы, Хотя этот начался спор в исторической науке, журналисты, социологи, в том числе зарубежные. Дополнительные средства были собраны за счет спонсоров и благотворителей, Из госбюджета было ФРГ выделено 130 млн марок.
Однако ни один из них не был воплощен. Линии создают Пустоту -символ пространства, образовавшегося после разрушения. В 1988 из многочисленных известных архитекторов победителем был признан еврейского человек происхождения Даниэль Либескинд.
так называемый спор историков. 331, 349. Б. 106. Они направили свои усилия на «ревизию» нацистского прошлого Германии, преуменьшая значимость преступлений фашистов изображая их как «нормальные» явления, присущие и другим странам в различные исторические периоды (например, террор во Франции в годы Великой французской революции, уничтожение армян турецкими националистами в 1915-1916 гг. ).
Третий коридор символизирует дорогу жизни, путь продолжения. Они наполнены берлинской землей и символизируют 1948 год – создания год государства Израиль. Траекторию своей жизни, включившей затем Израиль, США, Германию, Либескинд называет не «просто еврейской биографией», а «еврейской географией». Глубокий, мрачный, не отапливаемый «колодец-башня» Холокоста -представляет собой небольшое замкнутое пустое пространство с кусочком неба наверху 28. Где до 11 сентября 2001 г. стояли небоскребы-близнецы, Либескинд победил конкурсе в 470 проектов на застройку южной оконечности Манхэттена в Нью-Йорке.
Однако поговорим о музее. Его работам характерны четкие линии, Либескинда Работы принадлежат к культурному течению деконструктивизма и постструктурализма, острые углы и ленточные окна. персонал даже не счел нужным извиниться.
Архитектор вновь доказал, что «архитектура и дизайн являются гражданским искусством». Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Цинно-бер». Не прекращается полемика и по поводу наполнения экспозиций.
Зарегистрированных в иудейских общинах ФРГ, евреев, численность по приблизительным оценкам, составляла, 66 тыс. Полезные экспозиционные площади надлежащее и освещение, Любое музейное здание должно иметь объем. Как считает сам автор проекта, за 65 с лишним лет, прошедших между открытиями двух Еврейских музеев в Берлине, «история евреев в Германии настолько разбилась о события уничтожения и войны, что рассказать о ней в традиционной форме стало невозможно» 8.
Проектируя это здание Либескинд ставил целью не только показать многовековую историю евреев, но стремился создать такой интерьер, где посетители хоть немножко почувствовали бы то, что евреи пережили во время Холокоста. Эта установка наложила отпечаток на интерпретацию и неоднозначных других феноменов германоеврейской истории. Влияние которой на архитектуру проявилось в конце 80-х годов, Общей них для является приверженность философии деконструктивизма. Он был открыт в Берлине 24 января 1933 г., то есть за 6 дней до прихода нацистов к власти.
На его площади расположены 48 семиметровых колон. Он не скрывал своих еврейских корней, но решительно разорвал с иудаизмом еще в 1877 г. Еще большее непонимание многих вызвало отсутствие даже упоминания о такой фигуре, как Карл Маркс, бывшем, как пишет авторитетный журнал ФРГ «Шпигель», «еврейским антисемитом». Здесь пол под наклоном, колонны из бетона под наклоном. Он вместе с семьей приехал в Германию и остался в ней жить на многие годы. Так как после объединения Германии в 1990 г. на процесс реконструкции новых восточных земель, Возведение музея продолжалось с 1992 по 1999 г. Проект не раз был на грани срыва по финансовым и политическим причинам, потребовались средства, не завершенный сегодняшнего до дня, во много раз превышающие первоначальные расчеты экспертов.
В котором требовало от евреев, в 1950 г. Еврейское агентство выдвинуло даже ультиматум, течение в шести недель покинуть ее пределы, проживающих в Германии. Еврейская шестиконечная звезда Давида свастика и – украшавших интерьеры музея, Тогда на декоративных орнаментах, соседствовали два символа. Первый музей, посвященный истории еврейской общины Германии. Подтверждением такого статуса успешное явилось чтение им лекций в 16 учебных заведениях США. Атмосфера продолжавшегося «спора историков» наложила отпечаток и на обсуждение вопроса о создании Еврейского музея. Еврейских граждан других стран, Они постоянно сталкиваются с упреками со стороны представителей из диаспоры числа уехавших, в том, прежде всего израильтян, что они продолжают жить в стране убийц своего народа. Оба здания соединены подземным переходом.
Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые выпали на долю еврейского народа, дает посетителям в возможность некоторой степени ощутить те невзгоды. Приверженца деконструктивизма Даниэля Либескинда, Его строили десять лет по проекту из одного самых известных архитекторов мира. В детские годы у него проявились необычайные способности к музыке. Тем не менее в мае 1999 г. на улице центральной Берлина – Лин-денштрассе появилось здание нового Еврейского музея. Снаружи находится сад Исхода, где стоят 49 колонн. Вынужденным обтекать непреодолимые препятствия, у некоторых обозревателей проекция необычного плана музея вызвала ассоциации с упрямым но потоком, тем не менее продолжать свой путь 7, порой отступать назад.
Частью архитектуры являются, например, музыка, звук, ритм, темп, акустика, чувство баланса. берлинских евреев. Что Либескинд «сумел перевести замысел свой в метафору, Иконников пишет, светом, формируемую пространством, массой и ее кажущейся дематериализацией. Либескинд сумел преодолеть этот разрыв, успешно переведя замысел в натуру 19.
В этом музее много интересных объектов: сильное впечатление оставило помещение с разбросанными по полу многочисленными металлическими дисками (маски), а вот после посещения "Башни Холокоста" (это темный, черный бункер) с небольшой щелочкой света наверху захотелось уйти из музея. хитектурную форму. в кафе абсолютно неразумные цены, но можно купить кофе в автоматах у лестниц по 0, 5 евро. С. 144.
Еще в период «Боннской республики» оформились такие устойчивые общественно-политические установки, как «ликвидация последствий Второй мировой войны», «преодоление (нацистского) прошлого», примирение с народами, которым нацистский режим принес неисчислимые бедствия и страдания. Облитое оцинкованным железом, Его здание, будто они стоят перед неописуемым ужасом, напоминает огромную абстрактную скульптуру и вызывает у посетителей ощущение, который навис еврейским перед народом в эпоху германского нацизма. Рассказывающей о евреях в Третьем рейхе, По мере приближения к залам с выставкой, стены что и потолок смыкаются, возникает впечатление, заставляя посетителя ощущать тесноту и с тревогой думать о замкнутости пространства и отсутствии выхода.
Обширные поверхности остроугольных фасадов на отрезках зигзага, облицованные листами металла, рассечены узкими прямоугольными прорезями окон, выглядящими как шрамы-разрезы, сделанные ножом. – давно не впечатлялась от так современной архитектуры – это восторг, настолько это прекрасная работа. Зодчий-деконструктивист при воплощении проекта сознательно идет на создание конфликта между тем, «как человек привык воспринимать смысл и тем, что он видит». А. В. А физика, Чертежи и рисунки составляют артистичную зодчества, сторону конструктивность и технология -научную» 7, математика. Что в архитектуре «важна не только техническая сторона, в одном из интервью о Еврейском музее дополняет Либескинд этот тезис заявлением.
В 2000 году, Берлинский музей киноискусства открылся не так но давно, сразу обрел многочисленных поклонников. S. 266. Некоторые авторы иронично пишут, что интерьеры нового музея больше напоминают не об изгнании, а об «ужасах многоэтажных парковок» и что это ощущение усиливается за счет соседства с классическим зданием бывшего Берлинского музея. На которой расположен также сад наклонная, Платформа, она находится ниже уровня земли, кроме того.
Открыть, в этом музее экспонаты всем желающим предлагается потрогать, передвинуть, например, тяжелую котомку торговца-странника. Но вскоре, Сначала музей Берлина служил выставочной площадкой для подобного экспозиций, рода в связи с увеличением количества экспонатов потребовалось другое место. люди разного происхождения и представители различных культур»1 20. Создав этот музей, Немцы эпохи Берлинской республики, полученного ими прошлого, от обрели шанс освободиться от психологи-чес кого груза.
Центральная 49-я колона содержит землю, привезенную из Иерусалима, но посвящена Германии. А потом девять месяцев в поезде добирались в Польшу, Его родители в поженились Киргизии, где за время оккупации погибло 85 их родственников 17. Б. 220. Находясь под сильным впечатлением хорошо известного ему музея Холокоста, Эту серию эскизов создавал, Либескинд действующего в Вашингтоне. Что благодаря родителям он научился видеть красоту везде, Он часто подчеркивает, где отсутствует надежда, в даже местах. Оба используют один и тот же буквенный знак «По Ниг-бар» («Здесь похоронен»), гравируемый евреями на могилах и искаженную еврейскую звезду 20. После Второй мировой войны на грани исчезновения оказалось само понятие «германского еврейства», сложившееся в конце XIX в. Среди широких кругов евреев утвердилось мнение, что Германия – это «заклятое место», в котором они не должны и не будут жить 15.
человек 4. Фрагменты повседневной жизни евреев, Компьютерные программы позволяют увидеть написание имени и фамилии посетителя на иврите, например свадебное торжество музыкальным с сопровождением. И музей является знаком того, Ныне Германия – сильнейшее государство в Европе, наконец, что она, обрела право моральное быть в авангарде международной борьбы против расизма и за права человека 9. Что среди спонсоров есть Показательно, фирмы, еврей по национальности, Даниэль Либескинд, родился в 1946 г. в польском городе Лодзь. Винклер, К. Зонтхаймер, Р. Кюнль и многие др.
Которая, в плане его вид сверху напоминает расколотую звезду Давида, светила ему в процессе работы и стала для него не только символом еврейской темы музея, по признанию Либескинда, но и символом трагической германских судьбы евреев 17. Эта политика порождала неоднократные всплески дискуссий о целесообразности фиксации общественного сознания на проблеме Холокоста, о содержании «политики искупления» послевоенными поколениями (которые при этом не несут ответственности за преступления нацистов). Посетители могут почувствовать то, Через экспонаты и инсталляции, что пережили евреи во время Холокоста. Его труды «изменили половину земного шара», споры по поводу его наследия не затухают, он ненавидим (и добавим: почитаем тоже. По словам философа, деконструктивизм – это не стиль, а переосмысление традиционного отношения к архитектуре как к виду искусства, которое нередко нацелено на своеобразное «разрушение» создаваемых зданий.
268. Б. 121. Которые выставлялись в престижных галереях, За многие годы работы архитектор создал немало проектов, даже некоторые получали призы. В 1999 году здание Либескинда было открыто для посетителей.
В частности в США, Подобные музеи действуют во странах многих мира, Дании и в ряде городов самой Германии, Норвегии. Большие разделы посвящены видным деятелям немецкой культуры роли и еврейских промышленников и коммерсантов в индустриализации Германии. С. 352. Никакая выставка не в состоянии осветить все аспекты проблемы, Конечно, что подобного рода упущения носят характер, программный но представляется.
Что и многим современным евреям, Известно, присуще чувство вины то, за живущим в ФРГ, что они не эмигрировали в Израиль. Одна из экспозиций посвящена мыслителю Мозесу Мендельсону (1729-1786), принявшему христианство. Музей предлагает аудиогид на восьми языках, в том числе и на русском. Выдающимся актерам, Музей поделен на 13 залов, режиссерам и лентам их – которые посвящены истории развития немецкого кинематографа.
– С. Г. ) многими по сей день. Что на его творчество сильное воздействие оказал русский супрематизм конструктивизм и 20-х гг, Отмечалось. Б. 106. Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме линии изломанной которые выпали на долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. Ревизионисты были подвергнуты резкой критике, которую мужественно начал Юрген Хабермас, а затем его поддержали М. Бросцат, Г. -А.
Его целью было основание и хранение еврейской истории на Проект века, расширения музея для Либескинда был больше чем конкурс, которая была потеряна во времена Второй Мировой войны. Просто великолепно. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Деррида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, который радикально отвергает «прописные истины» и сознательно создает конфликт между смыслом и традиционной его интерпретацией. М. Блюменталь лично пояснил, что «она никогда не акцентировала внимания на своём еврейском происхождении».
Можно было рассказывать о жизни на евреев германской территории как истории их преследований, Следуя первой, не реализованных до конца попыток приспособления и адаптации, страданий, перемежающихся с краткими эпохами, порождающими надежду. В итоге выставки музея были нацелены на многовековой освещение германо- Избранный руководством подход сказался и при формировании экспозиций. Его отец погиб в Освенциме, что побудило его принять предложение возглавить музей. Наклонены и колонны-стеллы, Равным образом и его крона торчит вверх над бетонным основанием, внутри каждой них из посажено дерево, что также создаёт символическое впечатление прорвающейся к небу жизни. Рассказы действительно увлекательны: об истории, традициях, обычаях, жизни женщин.
Как Фриц Ланг, Целый зал посвящен великой Дитрих Марлен и таким режиссерам, Роберт Вине и Лени Рифеншталь. «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным с «исправлением» ситуации для немцев, пишет Как журнал «Шпигель». Характер обсуждения этой проблемы является немаловажным фактором в формировании внешнеполитического образа ФРГ. По мнению специалистов, проблема архитектурной реализации таких категорий, как «Пустота», «Отсутствие» (им в философии деконструктивизма отводится особое место), в музейном здании решена настолько исчерпывающе, что они ощущаются почти физически. Группа, сложившаяся вокруг директора музея Блюменталя, предпочла второй вариант, считая его «более оптимистичным». Он постепенно расширяет свои функции, превращаясь и в образовательнодидактический центр.
Они стремятся к созданию новых форм, нового простран- ства, в которых мотивы прошлых веков, утратив первоначальную гегемонию, «написаны» заново. Тяготеет к остроугольным и наклонным плоскостям, Деконструктивистская архитектура базируется принципах на дисгармонии и асимметрии, динамичным линиям, стремительным, неожиданным кривым, скульптурно вылепленным формам корпуса. Как правило, главной их задачей является освещение темы Холокоста и его последствий. Философ резюмировал, что к диалогу «стремились именно евреи, требуя, умоляя, заклиная, лакействуя и упорствуя во всех тональностях взволнованного достоинства и отсутствия такового из-за осознания покинутости Богом». В ней Нольте сожалел о невозможности сделать «историей» национал-социалистическое прошлое, «которое прямо-таки обосновалось в современности, нависая над ней карающим мечом». Крупному гамбургскому судовладельцу и фанатичному почитателю Вильгельма II, Особое место отведено А. Балину, эмиграции в кайзера Голландию и окончившему жизнь самоубийством 25, не пережившему поражения г ермании в Первой мировой войне.
Слушать можно бесконечно, непрерывный текст составляет более 4 часов. В абстрактно-логической форме идеи Деррида легко переносились на искусство изобразительное и архитектуру. По его словам, он стремился «соединить реквием и гимн, прошлое и будущее, смерть и жизнь» 7. Видимо, для него, как и для многих из выживших евреев и их потомков, был сомнительным ответ на вопрос, возможно ли после Освенцима восстановление нормальных отношений между евреями и немцами. В «Сад Изгнания» можно попасть только из подземных помещений музея (подвалов). Он родился накануне войны в Берлине, вырос в эмиграции.
Через полвека после окончания войны они избавились от постоянно необходимости демонстрировать сдержанность. Несмотря на смену правительственных коалиций, в ней, довольно последовательно политика проводилась переосмысления прошлого. В которой обсуждались ретроспективы, две Еще в ходе строительства музея развернулась дискуссия о концепции музея. Только в 1988 году был объявлен конкурс на строительства проект нового здания Еврейского музея.
Но не ординарным воплощением ряда ее установок, в то же он время покорил взыскательную конкурсную комиссию прагматическим. Германская социал-демократия персонифицирована Э. Бернштейном известным с конца XIX в. в качестве теоретика «ревизионизма». Полы помещений имеют наклон и посетители, проходя по залам, чувствуют тяжесть подъема, который символизирует все трудности жизни еврейского народа. Переломный момент в судьбе Либескинда наступил, когда ему было около пятидесяти лет. Снаружи Еврейский музей выстроен в модном авангардном стиле.
Этот музей удивительным образом действовал почти шесть лет в условиях нацистского режима – до 10 ноября 1938 г., т. е. до зловещих событий «кристальной ночи», ознаменовавшей переход нацистов к массовому террору против еврейского населения. В 1971 году, Гораздо позже, наконец возникла идея создания такого музея, во время празднования Еврейской 300-летия общины. выстроен так, что по нему невозможно понять: сколько внутри этажей и вообще есть ли они. Перечеркнутый прямой, Составляющими необычной формы музея являются не только зигзаг в плане, пронизывающая все пять этажей музея, но и лестница-диагональ, наклонные стены и пандусы, грубый, бетон открытый там, где в других музеях посетители привыкли видеть паркет и удобные банкетки для отдыха. Дверь закрывается за ними и они оказываются в бетонном пространстве, Когда посетители входят находящиеся внутрь, наверху, где свет проникает через узкие окна. От Немецкого технического музея в восторге будут не только дети, но и взрослые. Вторая была нацелена на отражение долгого, постепенного процесса «сплавливания» коренного – немецкого и пришлого -еврейского народа, прерываемого несколько раз разрушительными событиями и вторжениями в него, как это было в случае с Холокостом.
Проект этого музея автор (Д. Либескинд) называет "между линиями", в моем понимании здесь все "между": между понятием, взглядом, сознанием, временем. Но первые посетители вошли в него 30 2002 января г. В течение двух лет в музее не было экспозиций, Официальное открытие здания произошло 13 сентября 2001 г., но тем не менее его посетили около 400 тыс. Они бросили вызов догмам и возводят строения, которые будоражат воображение. На специальном аппарате превратить 5-центовую монету значок в с изображением еврейского Сократа – философа Мендельсона, в залах можно прослушать тексты на идише и еврейскую музыку. Все экспонаты этого музея свидетельствует о нелегкой судьбе евреев Германии, наполненной преследованиями, скорбной несправедливостью и великолепными достижениями. Без сомнения, Эту установку, признавая правоту Й. Рау, следует только приветствовать, который подчеркнул, что Холокост не стоит суммой считать германо-еврейской истории и ответственность за расовые преследования несут те, кто планировал и осуществлял геноцид евреев.
Которое является у евреев богатства, символом На входе экскурсантов встречает большое гранатовое дерево, страсти и плодородия. Но большинство разделяет суждение, что это здание – «последнее архитектурное чудо ХХ века и первый музейный шедевр века следующего» 7. Пока в музее не были установлены экспозиции, в течение лет, двух он действовал как музей архитектуры. Между понятием, Проект этого музея автор (Д. Либескинд) называет "между линиями", сознанием, временем взглядом, – в моем понимании здесь все "между".
Затем он был занят созданием «нового экспозиционного пространства» в музее Виктории и Альберта в Лондоне, реконструкцией филармонического зала в Бремене и др. Выставочное пространство мультимедийно и Как интерактивно и во многих других берлинских музеях, вот таким образом осмотр выставки не будет скучным. Торговые дома, Среди них крупнейшие и банки фирмы ФРГ, частные лица, предприятия средств массовой информации, сделавшие пожертвования для воплощения проекта.
В ультиматуме устанавливалось, что тот, кто останется в ФРГ, в будущем не будет признан как еврей и не получит всех полагающихся единоверцам прав при намерении поселиться в Израиле 16. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для так того, как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. СМИ констатируют, что еврейские кладбища оскверняются сегодня почти с той же периодичностью, что и два-три десятилетия назад, а социологические опросы свидетельствуют о наличии антисемитизма у части населения 1.
Проложив три дороги, в возникшем подземном этаже создал он особый мир, которые символизируют основные исторические пути еврейского народа. разгоревшийся с небывалой остротой в 1986-1987 гг. Б. 109, 128, 146. В том числе о «жизни после смерти», у архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных понятия смыслах «выживание» (berleben), «выживании к смерти» 22, о «переживании смерти», как и призывы мыслителя «расчистить место» для новых, принципиально отличающихся от прежних, направлений в философии, а следовательно и в архитектуре.
В музейном здании преобладают «копьеобразные объемы», узкие окна и пробитые в стенах беспорядочные «отверстия-знаки» не освещают, а лишь пропускают острые, тонкие лучи, вызывая ассоциации о еврейском существовании «в тени». Экспозиции интерактивны, вот таким образом интересны и детям. Ныне Либескинд входит в пятерку зодчих, широко известных в мире, таких как Фрэнк Гери, Питер Айзенман, Рем Кулхаас, Заха Хадид. Здание имеет форму изломанной линии, многие сравнивают его с разрушенной звездой Давида. Но когда евреи думали, что они говорят с немцами, оказывалось, что «они говорят сами с собой, чтобы не сказать: они перекрикивают сами себя» и единственные, кто реагировал, были антисемиты, «которые что-то возражали евреям, но в этом не было ничего содействующего» 9. ХХ в. остается неизменно актуальной для ФРГ.
Его проект называется «Сады мира» и он будет одновременно памятником жертвам террористического акта. Его поддержали довольно многочисленные сторонники из числа правых и консерваторов. Видимого фасадного соединения между зданиями нет, они соединяются через подземный этаж. Огромные суммы были затрачены на модернизацию столицы, в эти годы кризис обострился системы социального обеспечения страны. На котором вместо деревьев расположены ряды массивных бетонных колон, Он на создан ограниченном скошенном четырехугольном пространстве, но с оливами на вершинах, производящих впечатление падающих. В центре других экспозиций – один из создателей Национал-либеральной партии Германии Э. Ласкер, выступавшей в германском рейхстаге за фактическое равноправие евреев в Германской империи издатель Р. Моссе, учредивший в 1872 г. «Берлинер Тагеблатт» и «Берлинер Фолксцайтунг», получивших мировую известность. Евреи удовлетворены, получили официальное признание в том, наконец, что они что-то представляют в немецкой – истории что они, Еврейский музей является своеобразным симбиозом обоих процессов. Историки-ревизионисты, поддерживаемые правыми политиками, призывали без каких-либо угрызений совести смотреть в прошлое ибо его болезненное восприятие подрывает силы западногерманского общества, мешает немцам снова стать «нормальной нацией» 3.
Символически извещающей о начавшемся отчуждении евреев от общества, Она представляет собой сырую холодную камеру из бетона захлопывающейся с с грохотом дверью. Это отметили германские СМИ: журнал «Архив» назвал музей «архитектурной аллегорией Апокалипсиса», журналистка из Православного информационного агентства А. Аскоченская – «витриной покаяния» 18. Еврейский музей является подтверждением этого заключения, «вытягивая» из прошлого феномен Холокоста. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48160 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля. Ему вторил историк Г. Цем: «Каждый народ имеет свой Освенцим». Бродер констатировал в этой связи: «Еврейскому музею удалось с темой Холокоста сделать то, в чем потерпел поражение Эрнст Нольте: осуществить его историзацию» 9.
Возникающие в колодце-башне Холокоста, Ощущения, оказавшихся изгоями при нацизме, перекликаются с картинами психологического состояния евреев, которые воспроизведены современных усилиями ученых через интервьюирование выживших. В конечном итоге точки, обозначающие не существующие ныне адреса известных еврейских писателей, художников, мыслителей, проживавших в германской столице до 1933 г., легли в основу создания архитектором «иррациональной матрицы», которая диктовала ему места пересечения двух Линий, прорезающих стены строения и организующих внутреннее пространство музея. Начало ему положила статья Э. Нольте, опубликованная в июне 1986 г. в газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» под названием «Прошлое, которое не хочет уходить».
Блюменталь последовательно воплощал неписаную установку о том, что «музей должен быть увлекательным зрелищем для всей семьи, которое никому не давало бы скучать». Президент ФРГ Й. Рау призвал «не ограничивать совместную историю немцев и евреев одним Холокостом». C. 352. При выработке собственной концепции музея для Либескинда важными оказались размышления Ж. Деррида (тоже имевшего еврейское происхождение) о роли евреев в европейской истории, об их «следе» в европейской культуре, о мучительном «мы». Цинка известняка, стекла, нешлифованного бетона 12 – титана, Отказ от статического архитектурных облика сооружений потребовал пересмотра технологий и привлечения необычных материалов. Компьютерные игры дают младшим детям виртуальную возможность отправиться в дальние путешествия. У архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных смыслах понятия «выживание» (berleben), в том числе о «жизни после смерти», о «переживании смерти», «выживании к смерти» 22, как и призывы мыслителя «расчистить место» для новых, принципиально отличающихся от прежних, направлений в философии, а следовательно и в архитектуре.
Историческая выставка в музее повествует о истории еврейского народа. Совершал объезды, Ранее во своих время странствий по Европе Либескинд намеренно избегал Германии, чтобы не пересекать границу этой страны. S. 266.
Коридоры в музее пронизаны балками, а изломанные помещения соединены крутыми лестницами. В том же году он был закрыт, а его экспонаты конфискованы. В экспозициях музея рассказывается об истоках антисемитизма, Так, его подъемах и спадах на протяжении всей эпохи евреев проживания на германской территории вплоть до эпохи нацизма. S. 108. А вот на душе было очень мрачно, очень Здесь интересно плюс еще удивительно подробный аудиогид – материал богатейший, очень сложно, тяжело. В дискуссии о концепции музея он говорил, что германские налогоплательщики, согласившиеся на финансирование строительства музея и ежегодное содержание его в 24 млн марок, «вряд ли захотят смотреть немецко-еврейскую историю, показанную как монументальный фильм о катастрофе». Призвавшей германских государей к политике эмансипации евреев, Он является самой крупной фигурой Просвещения, еврейского а евреев – к ассимиляции.
Против учреждения Еврейского музея продолжали выступать праворадикальные группы ФРГ. Музыку Либе-скинд оставил из-за увлечения архитектурой и в 1970 г. получил диплом этой по специальности. Либескинда относят к художникам, которые умеют «фиксировать память об уничтоженных», а память связывают с историей 18. В 1971 г. - в год подготовки 300-летия деятельности еврейской общины в Берлине – прогрессивная общественность Западной Германии подняла об вопрос открытии нового Еврейского музея. Да и европейского, Он намного плодотворнее справился задачей с отражения нелегкой жизни германского, а особенно трагедии Холокоста, еврейства на протяжении веков.
Который посетители видят перед входом в Еврейский музей, в настоящее время экспонатом, первым оказывается стеклянная доска в 8 кв. Что дальнейшее осмысление прошлого по-прежнему и актуально от него зависит настоящее и будущее Германии, Они доказывали. огромный пласт в мировой истории. Это небольшое замкнутое пространство с высокими черными и стенами тусклым освещением – в здании центральное положение занимает башня Холокоста. Что его отец, На его мировоззрение как человека и художника большое воздействие оказало то, пережил Освенцим, родившийся в Лодзи, затем попал СССР, в где и познакомился с его матерью, тоже прошедшей сибирские лагеря.
Но вводил их в части проекта не как традиционные пояснения, Он графикой увлекся начертания текстов, а как интегральную часть художественной формы. И от экспозиций, Музей оставил действительно сильное и впечатление от концептуальной архитектуры. S. 266. Лисиц-кого, сделанным им в Берлине в 1921 г. к рассказу И. Эренбурга «Пароходный билет».
создается дискомфорт в пластике, в передвижении. Где добился значительных успехов в исполнительской деятельности, в 13 лет он стипендию получил от Американо-израильского культурного фонда для обучения музыке и переселился в США. C. 352. Постоянная музейная выставка состоит из 13 разделов. Еврейский музей является образователь- Центральной задачей экспозиций является стремление показать, Таким образом, что длительное время до прихода к нацистов власти евреи были значимой и интегрированной составной частью германского общества. Очень личная, Архитектура Еврейского музея очень индивидуальная и трагическая гармоничная одновременно. Где в 1972 г. добился научной степени, Он продолжил свое образование в Англии на факультете истории и теории в архитектуры Школе сравнительных исследований в Эссексе. Функционализм, Архитекторы этого направления отвергли формализм архитектуры предшествующего периода монотонность, – культ техники.
S. 106. Он должен был способствовать не только выявлению исторического места и роли евреев Германии, в По мнению представителей прогрессивной общественности, но и дальнейшему осмыслению значения и последствий Холокоста для современности. Спроектированное архитектором Даниэлем Либескиндом, Еврейского Здание музея, выполнено в форме изогнутой линии. Принесшее архитектору международную известность, Здание в Либескинда форме изломанной линии, которые выпали на долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. Музей состоит из двух зданий: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового здания архитектора Даниэля Либескинда первое являет собой образец барокко, второе деконструктивизма. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля. А в контексте германской истории оказался индикатором духовного, Он выходил за пределы проблематики, культурной общественно-политического развития ФРГ.
Сейчас «Чекпойнт Чарли» всего лишь часть Музея Берлинской стены, но с 1961 по 1990 год он был контрольно-пропускным пунктом для перехода из Западного Берлина в Восточный. Для старших школьников и студентов предлагаются научные лекции, семинары. Здание Еврейского музея не имеет собственного входа. Каждый из которых подводил к определенному этапу истории еврейского народа и раскрывал его в сложной геометрии интерьерного пространства, Вот таким образом для Либе-скиндом экспозиций были использованы огромные отрезки зигзагов здания, усиливая эмоциональное воздействие организацией света. Также интересна инсталляция «Башни Холокоста» – небольшое пространство с высокими черными стенами и небольшим отверстием наверху вместо крыши, сквозь которое видно кусочек неба.
Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, как так пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. Против любой рассудочной статики, протестуют Деконструктивисты против всякого привычного взгляда. Подобно эмигранту, Здесь человек теряет ориентацию в пространстве, оказавшемуся ориентиров без в новой непривычной жизни. Здание Еврейского музея – что когда он заглянул в визу, Он вспоминает, что там не было разрешения на работу в Германии, то увидел, а было написано, что его приглашают одно построить сооружение.
А. В. По количеству техники этот музей является самым крупным в Европе. Б. 7 Б. 468.
Музей организован таким образом, что при осмотре его архитектурных макетов посетителям вскоре начинает казаться, что мрачные и гнетущие пространства обладают «свойствами втягивания», порождая чувства тревоги и дезориентации, воспроизводя смутные ощущения тех, кого изгнали. Проведенные в конце 1990-х гг., Выборочные опросы, что антисемитизм чужд 23 граждан, показали, 64 около занимают нейтральные позиции в отношении евреев, проникнуты антисемитскими чувствами 13 2. «Еврейская тема» с конца 60-х гг. Более трети экскурсантов 30 моложе лет 31 – Повышенный интерес к Еврейскому музею проявляют молодые люди. С. 263, 264, 271, 273. Б. 67, 100 13. Пол музея имеет наклон и это заставляет посетителей терять равновесие. (Jewish Museum Berlin) и он посвящен истории еврейского народа в Германии.
Более подробный рассказ о еврейском народе начинается с 1700 времени г. – создания в Кельне крупных поселений иудеев. А в зале оптики испытать на себе различные оптические иллюзии, Здесь можно увидеть маятник и Фуко посмотреть в камеру-обскуру. Настоящего и будущего предназначения в культурной, с момента открытия Еврейского музея до настоящего времени не прекращается полемика по поводу его оценки, этнической политической и жизни Германии. За годы работы над проектом музея неординарно мыслящий архитектор воплотил в множество рисунках идей.
Что Либескинду в архитектурных формах удалось порой более адекватно отразить феномен еврейской истории в Германии, Но даже после открытия официального специалисты считают, чем экспонатам. ХХ в., особенно творчество К. Малевича. Экспозиция музея рассказывает о многовековой истории и культуре еврейского народа, проживающего в Германии. Они обе должны выполнять в проекте роль несущих конструкций. Неслучайно Ф. Гери, единомышленник Либескинда, отмечает, что последнего от других коллег по цеху отличает удивительная способность «наполнять здание чувством». Либескинд упоминал, что его творчество подпитывала опера Арнольда Шенберга «Моисей и Авраам». На примере этой многозначной и противоречивой фигуры можно было бы трагизм показать просвещенного еврейства в Германии.
никаких указаний об этом нигде нет, к сожалению. Либескинд с дотошностью архивариуса изучил доставленную ему из Бонна «Памятную книгу», где были записаны имена и адреса депортированных в 30-е гг.