Точную передачу облика этого человека и внутренного его мира, Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя. В том, что Бог есть, Иов не сомневается, он боится, что Тот – лишь бездушная природа. Это нарочитое самоуничижение – маленькая выходка старого человека, Может быть, позволившего слабость себе или мудрость быть собой.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Что Репин пишет свою модель на фоне неба прозрачно-голубого оттенка, Можно с определенной долей уверенности сказать, хотя известно и даже различить легкие облака, фоном что могла быть только стена больничной палаты. Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre.
Или прямо неверны, Его характеристики или грубы, музыкальный критик, в большинстве же неясны случаев и неопределенны»4 Абсолютно не согласен с таким мнением Б. В. Асафьев, композитор, автор книги «Русская живопись. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Что музыкант именно смотрит на этот источник света, Интересным мне показалось то, он буквально остановил на этом луче свой взгляд – световые попадают блики прямо на зрачки глаз. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель.
«левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России – и Ге, Отдельные удавались портреты и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую оставил нам Репин, не было создано никем»3 А. Н. Бенуа, хотя и внес изрядную ложку дегтя в «светлый образ великого живописца», т. е. высказался в пользу трезвого, беспристрастного подхода к творчеству Репина в статье о нем в книге «История русской живописи XIX века», однако, поставил его, хотя и с оговорками, во главе ряда блистательнейших портретистов. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. Отроду никем не сам пробованные он я и никто больше, Тут у него какие-то неслыханные приемы. Знающие Мусоргского, Все, так верно отражал внутреннюю сущность композитора, пришли в восторг от портрета настолько был он схож с оригиналом. Боткина. Что Крамской, Стасов рассказывает, ахнул, увидев эту впервые картину, уселся перед ней и долго-долго не отходил.
Фон писался не с натуры, Трудно Репина заподозрить в приверженности к символизму – возможно, довольно произвольно. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Талантливый художник, Современник живописца историк искусств И. Э. Грабарь всерьез восхищался дарованием Репина и считал его лучшим портретистом русским XIX века.
Тут находится портрет С. П. Боткина, одно из великолепнейших созданий И. Н. Крамского, этого таланта, все еще идущего вперед и вперед тут есть его же превосходный портрет барона Гинцбурга и несколько других прекрасных его портретов тут есть «Крах», «В четыре руки», «У мирового судьи» В. Маковского маленькие chefs d'oeuvre'ы из современной жизни тут есть превосходные портреты гг. Письма». Ученых, Подвижническая идея знаменитого коллекционера создать галерею портретов популярных в то время писателей, художников и общественных деятелей действительности в удалась. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном.
Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны. Не понимаю это страшно меня взорвало («И. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых работах, музыкальных даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему виду внешнему и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих. «в центре репинского творчества всегда продолжал оставаться в человек, различнейших состояниях и аффектах – в разнообразнейших проявлениях психики, Он пишет. Мы скорее готовы отстраниться от глаз на портрете, отвести свой взгляд от беды, запечатанной в них.
Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался в бы восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Которой овладел наконец Репин и которая отличает великого мастера от подражателя и На эпигона»17 портрете мы видим облик великого музыканта во всех печальных подробностях, Вот тут-то и имела место та магия искусства, одутловатый, сопровождавших его недуг – всклокоченный, с нечесаной, растрепанной бородой, с воспаленным лицом, он смотрит куда-то вдаль, мимо нас – грузный обрюзгший пожилой человек, а ведь ему здесь только сорок два. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. И он им был.
Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и ищущего словно отпечаток его у себя в голове. Я счастлив, что видел эту сцену. Поза Мусоргского же расслаблена, Писатель взвинчен и напряжен, тяжелая кажется, голова клонится к плечу, он вот-вот впадет в дремоту. Я счастлив, что видел эту сцену.
Эти приметы, знаки дают возможность предположить, что писатель находится в довольно стесненных жизненных обстоятельствах. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору с увиделся Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Быть может, чтобы несколько снизить пафос такого «шага в бессмертие». С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он представил его в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета так он жизнен, не было никого, так похож, он так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского.
Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа той минуты, в них нарисовалась вся внутренняя, а много ли на свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой работал Репин, в самом несколько деле необычна. Несколько франтоватая эклектика может характеризовать владельца этой вещицы, Такая ироничная, тонкого как знатока, выбранной им для портрета, ценителя модных тенденций времени. Действительно, мы находим у И. В. Долгополова известного российского искусствоведа, упоминание о том, что халат и рубаху передала жена композитора Кюи, старшего товарища и соратника Мусоргского по объединению музыкантов и композиторов под названием «Могучая кучка» 18 Портрет музыканта – поясной, но написан без изображения кистей рук, в отличие от портрета Писемского. Явно не со своего плеча тяжелый, – Мусоргский – в домашнем халате, бархатный с малиновыми обшлагами. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр.
Либеральное в целом правление императора Александра II, помимо исторического манифеста 1861 года об освобождении крестьян (предпринятом на два года ранее освобождения рабов в Соединенных Штатах), было отмечено многими другими выдающимися реформами. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Задумчив, мечтателен взор композитора. Кроме того, современники характеризовали его как общительного и говорливого человека. Илья Ефимович Репин запечатлел гениального композитора в последние дни его жизни.
На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, эти Посмотрите глаза. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Которая оценивалась передвижниками как значительное Однако явление, умолчание о картине Сурикова, вызвало недовольство. 47).
Они внимательно щупали пульс. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного профессора, провинциального неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким же скучным, как и он сам. Таков же и портрет певца былин В. П. И большая, Вдобавок ко всему погода стояла чудесная, помещался где Мусоргский, с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом.
Уже получив общее впечатление от изображенного на картине На человека, этот раз, мы по-новому заглядываем в его глаза. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. В России появился суд присяжных, ограниченное самоуправление в городах и провинциях, более или менее независимая пресса (в том числе и издания с довольно радикальной программой), доступные низшим классам университеты.
Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Я несколько раз давал себе зарок не делать эскизов и не рассказывать про свои дела. Знавших Мусоргского, Из кто всех, не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Кроме того, на старике – безупречно выглаженная белая сорочка с воротником апаш и атласным галстуком-бантом.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Сроду никем не пробованные Как вылеплено, у Тут него какие-то неслыханные приемы, как написано. Какие носили крестьяне и славянофилы по праздникам, Под халатом видна с косоворотка вышивкой в русском стиле. Но приезд Репина совпал с периодом улучшения, Жить Мусоргскому оставалось меньше месяца, поверил свое в исцеление и даже начал подумывать о создании новых музыкальных произведений, когда композитор приободрился.
Но Репин не мог писать иначе – «правда так правда». Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Национальных и религиозных меньшинств, Были права расширены женщин, отменены телесные наказания. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, сам 8211 он я и никто больше. Стасова, П. С.
Репин никогда не осуждал человека. Как портрет отца за книгой, Одновременно с этим выписанным тщательно портретом он пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский и – он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Что мы можем различить условный овал, Композиционная схема портрета вписанный такова, в прямоугольник рамы. Скрестившего кисти рук на рукоятке трости, Стараюсь в этом»7 Перед нами – поясной портрет необработанной, старика, деревянной, но с металлической позолоченной вставкой.
Недоумение, непримиримость, неприязнь, даже бунтарство и, одновременно, вера и глубоко затаенная надежда – быть может, потери не напрасны, а усилия не бесплодны – в испуг, этом взгляде – множество противоречивых чувств. Создается впечатление, что портрет пишется на открытом пространстве, более того, музыкант как будто парит, весь объятый воздухом и светом и потому нет теней вокруг него и источник этого света – везде. У совсем уже нищего композитора, конечно, не было таких вещей. Настоящим украшением Третьяковки стал репинский портрет писателя А. Ф. Писемского. Привезенный Стасовым на уже Передвижную открывшуюся выставку, Портрет М. П. Мусоргского, произвел настоящий фурор. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, первой от и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде.
Что без волнения и радости не взглянет на него из никто тех, Оттого-то и портрет вышел у него таков, у кого есть истинное художественное чувство в душе. «Искусство», 1946, стр. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо.
Репин и в них не сумел держать себя скромно, в стороне. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и того без не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Возможно, в этом случае молчаливость была связана, как предполагает Грабарь, с «неожиданным наблюдением» Репина, заключавшимся в том, что о замыслах своих нельзя рассказывать наперед – непременно что-нибудь разладится. В том числе и теплого оттенка, На портрете Писемского фон также содержит различные цветовые включения, но ощущение оно открытого не дает и также мы видим пространство без теней.
Я счастлив, что видел эту сцену. Руки выписаны в более светлых тонах, чем лицо. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, – сам он и Я никто больше. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства.
Я увлекся ужасно, разболтал до того, что даже в Совет Академии дошло, что я делаю. Он был доверчив и беспомощен, Он просто не мог сопротивляться – изнуренный болезнью, хотя в находился плачевном состоянии, не пытался быть или казаться кем-то другим. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Чистякова и И. С. В теневой зоне, Оно немного дальше от глаз зрителя, потому и несколько темнее и более фактурно – следы времени и печалей остались на нем. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. Интересен, на мой взгляд, выбор художником фонового тона и источника освещения. И он не просто ждет, он требует ответа. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В.
В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, волосы рыжеватые и голубоватый фон, розовато-желтый тон лица. Разумеется, Репин как раз приехал в Петербург открытие на передвижной выставки и, где находился его друг, не мог не зайти в Николаевский военный госпиталь. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо.
Отдельные портреты удавались и Перову и Ге и Крамскому, но такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем»3 А. Н. Бенуа, хотя и внес изрядную ложку дегтя в «светлый образ великого живописца», т. е. высказался в пользу трезвого, беспристрастного подхода к творчеству Репина в статье о нем в книге «История русской живописи XIX века», однако, поставил его, хотя и с оговорками, во главе ряда блистательнейших портретистов: «Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением – живые, как Посмотрите эти глаза. Он еще хочет создать то, о чем думы не покидали его никогда. Одного слишком долго молчавшего – талантливого прежнего художника (г, Шишкина и Волкова превосходные сценки из ежедневной жизни. Куда художник поместил свою модель, Искусственное тусклое освещение комнаты, похожего на склеп, создает ощущение тревожное замкнутого пространства. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
В творческой судьбе И. Е. Репина и были подобные разногласия, Возможно, этот отвлеченный, однако в случае рассматриваемых портретов нами А. Ф. Писемского и М. П. Мусоргского, хотя и распространенный сценарий как раз неуместен. «Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо. Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. «Искусство», 1948, стр.
Он и в них во что бы то ни стало навязывает свою «рекомендацию» или «приговор». В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком в углублялись психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Мы читаем у Асафьева: «глаза человека – зеркало мысли и душевности – становятся ltgt одной из существенных реальнейших «действующих сил» картины» 19 Лицо Мусоргского, его волосы, одежда, фон портрета написаны разными мазками – и в смысле техники и по интенсивности, размеру и направлению. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
Конечно, с Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое фотография в сравнении с таким созданием, как портрет, деланный рукою высокого художника. И, Репин изобразил Писемского на фоне бело-серой стены, вроде жемчужно-голубого или едва заметного теплого охристого оттенка, хотя ее разнообразил различными цветовыми включениями, тем не менее, на настроение портрета эти переливы не влияют, общий колорит фона воспринимается как холодный. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Но чтоб все это было возможно и эта радость на товарища и это художественное торжество оттого, что собрат по искусству идет в гору для этого много надо: надо самому носить внутри себя большой талант и большое сердце.
Он становится для ценителей живописи Москвы любимым всей портретом коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. Изобразив тяжело больного музыканта в последние дни его жизни, Репин создает подлинный, правдивый образ, не скрывая человеческих слабостей великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И. Е. Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Но и портреты его не лишены обычных недостатков.
Открыл этюдник, Вошел Илья Ефимович Репин, пристроив холст к маленькой тумбочке, палитру достал и, начал работать. Дверь в просторную палату тихонько отворилась. Изображенной по колена, Стасовой, – штудированная серьезно и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся в Русском музее.
Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Репин есть безоговорочно самый большой русский портретист XIX века один и из значительнейших в Европе.
– мастерской этюд, Терещенко попавший и сейчас в Русский музей, говорящий о дальнейшем продвижении Репина. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Ясно было, «По всем судя, признакам что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека.
Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия. Стал самостоятельно живущим Портрет явлением, как будто перерос границы изображения конкретного человека. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать портрет свой всего четыре дня. Он производит впечатление пленэрной живописи весь залит светом и только написан светлыми тонами, Несмотря на то что портрет создавался в интерьере. Репина В. В.
Самое заветное впереди. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Он должен оставить людям образ великого человека, славы России. Что голова чуть вправо, наклонена Немного затемнена правая часть лица на портрете – там резче выделены складки – и то потому. Что Господь Иову все же отвечает и мы помним, тем более, но тому уже не важен смысл ответа, что прямым он быть не мог, ему важен факт сам – он услышан и всему есть причина, а значит, жизнь его, лишения и горести, а главное, его вера не напрасны. Колючий взгляд Писемского – в нем как будто все то же, тревожный, Вспомним неприязни, но оттенок обиды, страха доминирует, а боль, горечь и затаенная надежда не зовут к сочувствию.
Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Что это последний сеанс, Репин не знал, спешил но окончить портрет дорогого его сердцу человека. Но впечатления того, что он что-то увидел и сосредоточенно изучает, не возникает. Что касается сходства – все друзья, – приятели, родственники покойного Мусоргского не перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени. Ясно было, По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – в Репину нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как у примоститься столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Как это случилось. Закольцовываясь, Взгляд, делая по пути смысловые остановки идет от лица на портрете вниз и к возвращается нему же. Стасову от 16 февраля 1881 г. ). Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье.
В действительности, личность изображенного на портрете человека была гораздо мощнее, масштабнее реально существующей. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, Его всклокочена, борода как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. Сходство черт лица и выражение поразительны. Он поневоле вынужден был сдерживать себя и писать посуше, Тяготея всей душой к широкой живописи. Посмотрите эти глаза.
Практически всеми он единодушно был шедевром, назван Все отмечали необычайное сходство с только что умершим композитором, не только из-за сходства и технических приемов художника, конечно. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа минуты, той – а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Вполне вероятно, что Писемский был на том этапе жизни, когда идею создания собственного портрета можно воспринимать с высшей степенью самоиронии, даже с некоторой насмешкой над всем вокруг происходящим, это мог быть своеобразный способ донести небрежение к суете вокруг его персоны или проявление затаенной обиды на запоздалое внимание к себе. Сходство черт лица и выражение поразительны. Утро 5 марта 1881 года. Вдруг пройти молчанием такого слона.
В марте 1880 года известный русский и купец меценат Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго-долго отходил, не прямо в упор к лицу. Мысли и думы». Но, на мой взгляд, можно предложить и другую трактовку этого образа. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма. «абсолютно очевидно – что при таком уклоне интересов и дарования Репин должен был быть исключительным портретистом, в двухтомной о монографии художнике Грабарь пишет. Общий колорит портрета скорее холодный.
Прянишникова «Жестокие романсы») и одного начинающего талантливого художника (г. Что большой художник, а Репин мало того, он еще много лет был связан с Мусоргским и дружбою от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. Темно-зеленое пятно халата приглушенных оттенков, мягкой плюшевой фактуры и контрастирующая петля ярко-малиновых отворотов, обвитая вокруг шеи, оставляют от облика на портрете странное противоречивое впечатление скоморошества и трагизма одновременно. Писемского. В 1878 году он пишет портреты П. П. Но, Работа велась не в самых лучших даже условиях без мольберта из-под кисти Репина вышел один из самых глубоких и выразительных портретов в русском искусстве, несмотря на это. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в к упор лицу, долго не отходил.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься столика, у Писался этот портрет со всякими неудобствами. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в исцеление скорое и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Его друг, в случае же с Мусоргским Репину и не надо было выглядывать нечто тайное – человек, сопротивлялся не и не желал что-либо скрыть в себе, был предельно открыт ему. У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет. Сходство черт лица и выражение поразительны. Бережно притрагивается к холсту.
Грабарь в монографии приводит отрывок на этот счет из письма художника И. Н. Крамскому: «Я заметил, что когда расскажу о своей работе, то непременно ее брошу так случилось еще недавно. Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя (в госпиталь Мусоргский был помещен после приступа белой горячки, в феврале 1881 года). Репину в этом случае не пришлось прибегать к дополняющей образ детали – глаза его Вероятно, модели, взгляд так много рассказывают о внутренней сути великого музыканта. Переписка с П. М. Третьяковым».
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. – на Льва в Толстого, нем видели не просто рядовой портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. А я между тем, сделав множество эскизов, бросил. С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, а другая рука лежит ручке на кресла. Е. Репин и В. В. Стасов.
И. Суриков. Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без тени одной – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, не долго отходил. А между тем Репин никогда не был, подобно Перову или Ге, тонким знатоком людей. Условный треугольник массивной фигуры сообщает ей монументальную основательность. Художник боится потерять мгновения.
63 ). Портрет принадлежит к числу лучших работ Репина. Это мягкий, Скорее, погруженного в себя, взгляд рассеянный человека, в отличие от взгляда Писемского, который с вызовом смотрит прямо нам в глаза. «репин был в таком счастливом трансе, по собственному признанию, когда, он развлекался и работой и всякими разговорами с покойным, весь внешний и внутренний облик его друга сам собою, под ударами его кисти, перевоплощался в его образ, проектируясь извне на холст – что в те немногие Грабарь часы, так описывает процесс создания этого портрета. Вероятно даже, что Писемский сам сконструировал и попытался навязать художнику свой образ, такой, какой хотел донести, не без гротеска и некоторого позерства, для входа в «Галерею «Великих», наряду с Толстым и Тургеневым. Портрет писателя Писемского выполнил Репин по заказу П. И. Третьякова в 1880 году, Как уже отмечалось. Кисть чуть слышно касается палитры.
Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. О последних встречах Репина и Мусоргского, о работе над портретом перед смертью композитора – небольшой рассказ из википедии (в сокращении): Мусоргский умирал. Как Творец, Словно Репину удалось непостижимое и совсем уже запредельное – он, забрал своей душу кистью умирающего гения и поместил ее вглубь портрета.
Гениальный создатель опер Хованщина и Борис Годунов ни миг на не считал свою задачу законченной. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной Мусоргского выставки он застал уже в Николаевском военном госпитале. Он даже не отбрасывает тени, Резко очерченная силуэта линия изображенного как будто отделяет его от вещественного мира, впрочем, лишь небольшое затемнение в нижнем правом углу картины дает намек на нее, такое же затемнение можно увидеть и в левом верхнем углу портрета. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую оставил нам Репин, не создано было никем. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний надо приезд было торопиться с портретом любимого человека.
Больной, предчувствующий близкую смерть, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся обеими руками на палку. Как уже было сказано, Источник света, он скорее везде, условен, все но же некоторый намек на локальное освещение можно угадать исходя из световых пятен на лице – на левой верхней части лба и в глазах. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Выставка эта не только самая большая по числу произведений из всех девяти, до сих пор состоявшихся, но еще и такая, каких вообще у немного нас было и где ярко блещут все лучшие силы Товарищества передвижников – новый его шаг вперед и, Портрет этот одно из крупнейших произведений Репина, одна из крупнейших картин всей передвижной выставки, вместе с тем, а это значит немало. А щеки, а тело, нос, лоб, рот живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле и радуясь любуясь на большого художника, товарища. 154–155).
Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. В феврале 1881 года, Портрет Мусоргского создавался в Репиным Петербурге, в Николаевском военном госпитале, незадолго до смерти композитора. С наклоненною немного головою, Он его представил халате в с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, что-то глубоко обдумывающим. Всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, другу, но еще как к приятелю, к человеку с историческим значением – который к относился нему не только как к пациенту вообще, Надо сказать с глубокою благодарностью.
Что форма моделируется не светотенью, самое Но необыкновенное то, а градациями света, как обычно, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина. Его взгляд вызывающе враждебен. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин.
Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя в иногда его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. 2-го, смертельный период болезни, 4-го и 5-го марта после того уже начался последний – Репину 3-го, удалось писать свой портрет всего четыре дня. Заказанный Репину в 1878 году, Третьяковой, неинтересно взятый и по вялый живописи, засушенный. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский взгляд, – все это передано с наблюдательностью тонкой и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами.
В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Ограниченное самоуправление в городах и провинциях, в появился России суд присяжных, доступные низшим классам университеты, более или менее независимая пресса (в том числе и издания с довольно радикальной программой). А как портретист бесспорно наикрупнейший, Один из самых крупных между всеми ими, этот увидев портрет, И. Н. Крамской, просто ахнул от удивления. Он смотрит мимо нас, Взгляд его мягок и рассеян, который вызовом с смотрит прямо нам в глаза, в отличие от Писемского. Вслушивались в порывистый, еле уловимый бег сердца. Т. г. шевченко кисти И. Н. Крамского, в собрании Галереи появились замечательные портреты И. А. Гончарова, образы Тургенева, А. Н. Островского работы В. Г. Перова, Толстого, Некрасова, Пирогова и других многих знаменитых и достойных людей своего времени.
Хотя известно, в опубликованных письмах Репина тех лет нет о упоминаний работе над ним и ни одно письмо к нему не осталось без ответа, что письма заменяли художнику дневник – он много и обстоятельно писал своим адресатам. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Коллекционер П. М. Третьяков, Заказчиком одного знаменитый выступил меценат, можно сказать, второй же портрет был написан без всякого заказа, по велению сердца. Нет сведений, думал ли Репин, перенося на холст фигуру писателя, о своем давнем произведении – «Иов и его друзья»11.
Все взлеты и падения, Вся его судьба, горечь и боль, внутренняя борьба, любовь, неприязнь и удивительная его музыка – все в светлых этих и скорбных очах. Сияющем фоне выставки вдруг появляется еще и вот на этом золотом, как как чудная, последний аккорд, заключительная нота портрет Мусоргского. Человек, Ведь Мусоргский один из самых русских крупных музыкантов, по всей справедливости, которого, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. Любой, кто смотрит на этот портрет, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно.
К. маковского (дама в красном платье) и Лемана превосходные (француженка под вуалью) пейзажи гг, Ярошенки (белокурая девица). Ько одного – чтобы Бог дал ему ответ на единственный вопрос – за что и как столько страданий могло на выпасть долю одного человека. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Весь фон словно в движении воздух – наполнен искристой свежестью погожего мартовского полдня. Но эта вставка, Трость выглядит подчеркнуто бедно, вносит некий диссонанс или интригу в общее восприятие на облика портрете, как мне кажется. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его в представил халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Как мне кажется, Во взгляде писателя, во всяком случае, можно уловить похожие мысли, рассматривая его проникая глаза, в глубину взгляда, отслеживая различные собственные ассоциации, останавливаешься на образе именно этого библейского героя. Стасов считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881г. ) В этом портрете с особой ясностью проявляются качества Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемого. Великий художник, Ни к существу одному ltgt он, но сам старался понять в человеке его сущность – душу, не подходил с предвзятой оценкой, Возвращаясь к конфликту двух задействованных в создании портрета сторон, отметим, что Виппер указывает здесь на отвлеченный случай и допускает, что бывает множество вариантов отношений между художником и заказчиком или самой моделью.
Аксакова. Он неоднократно встречался с Репиным и даже не раз сопровождал его работу в мастерской исполнением рояле на особенно любимых Репиным отрывков из музыкальных произведений, Тогда еще очень молодой человек.