На ней Мантенья изобразил Себастьяна привязанным к обломку древней греко-римской колонны. Шедевром графического искусства считается знаменитая «Юдифь». В картинах изображающих этого святого, нередко появляется богатый набор «скрытых символов» (смысл этого термина мы уже разъясняли в предшествующей публикации, посвящённой «Озёрной мадонне» Д. Беллини Белоусов 2013). Любовь к декоративности и нарядности, Но одновременно он унаследовал от своих предшественников североитальянских вкус к деталям. Используя известные исторические источники, мы попытаемся выполнить эту же задачу.
Расписав фресками капеллу Оветари падуанской церкви в Эремитани, девятнадцать лет получил звание мастера и первый большой заказ. Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту. На фоне далекого, Святой Георгий в сияющих серебристых латах пронзенный и стрелами Святой Себастьян изображены на этих миниатюрных композициях крупным планом, детали которого вплоть до россыпи камешков на горной дороге, увиденного как бы сверху пейзажа, выписаны тончайшей кисточкой со скрупулезной точностью. Оттопыренные губы которой напоминали лицо несправедливо им казнённого Симмаха, Во время пира ему принесли рыбу. ха.
Чуть «жестковатый» натурализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов. Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св. Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей. Так же, как и пары героев в «Сравнительных жизнеописаниях», объединение Траяна и Теодориха кажется не очень последовательным и продуманным.
Этот портрет обнаруживает отчётливое сходство с иконографией императора Траяна. Он восхищался его красотой, Посетив Рим, хотя в его время гладиаторы уже ушли в прошлое, проводить пытался спектакли в Колизее, поддерживал архитектурные памятники бывшего главного города империи. С двух других сторон, завесы изображены откинутыми. Круглой скульптурой, Архитектура медальонами украшена с портретами римских императоров и сценами из античной жизни. Как и пары героев в «Сравнительных жизнеописаниях», Так же, объединение Траяна и кажется Теодориха не очень последовательным и продуманным.
Видимо, Здесь зародился, глубоким знатоком которой он впоследствии стал интерес к художника античности. Что относится к военной деятельности, Всё, обстоятельствам смерти, статусу, официальному честности и предательству, разъединяет двух исторических деятелей. Извинимся за каламбур, Он, как две капли воды похож на героя скульптурного в картине Мантеньи. Слёг и умер как и Арий, расстроился, Король от дизентерии Аноним Валезия 2000, чьим последователем был Теодорих, 95.
Теодорих никогда не чеканил монету с одним своим изображением. Собранные семьей Гонзага, начале в XVI века здесь хранились раритеты и произведения искусства. Они решили объединить Траяна и Теодориха в пару и провести между ними сопоставление по образцу «Сравнительных жизнеописаний». Монументальность соединяется у него с филигранной проработкой мельчайших деталей, к Стремление обобщенности. В его ногах показывают двух несправедливых человек (представленный дуэтом стрельцов): они предназначены, чтобы создать контраст между человеком превосходящей веры и теми, кто только привлечен светскими удовольствиями.
Что образ святого сыграл важную, Вот таким образом можно говорить о том, которая приобретёт в последующее характер время нормативности, если не ключевую роль в процессе формирования той манеры живописи. Его идеальное пространство способствует изменению восприятия реальной конструкции интерьера. Средневековые и ренессансные иллюстраторы легенды создали свой иконографический вариант «справедливого Траяна», который имел весьма отдалённое отношение к его реальному облику. Вот таким образом автор статьи счёл необходимым вновь вернуться к гипотезе Кристеллера. Столь же иллюзорно решены и росписи стен. В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже после его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся драпировки.
Чем же объясняется привлекательность образа этого и почему он допускает такое множество интерпретаций. Живописная манера художника Андреа Мантенья отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском красок (росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, 1449-1455, почти полностью погибли в 1944 алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-1459, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур). Работавший вместе с ним в капелле Овётари, Его был учеником знакомый Мантеньи Никколо Пиццоло.
Величественностью изображенных образов, Торжественность атмосферы выражена нарядным цветовым строем работы с преобладанием синей краски и золота, в которой движения персонажей глубины из завершается на переднем плане и соответствующей им композицией. Отданным в 8-летнем возрасте качестве заложника на воспитание византийскому к двору, Его германский сосед из картины Мантеньи был сыном остготского короля Теодемира. Сиротливо лежащими внизу, Силуэт облака находится в смысловой и живописной перекличке с мраморными у скульптурами, ног святого. Как и Траян, к власти, будучи назначен императором Зеноном правителем в он Италию, также пришёл законно. Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина). Мы не просто отдаём дань уважения живописи Мантеньи и творческим фантазиям его Сравнивая заказчиков, выдающиеся исторические фигуры.
Зритель задумывается о величии и могуществе Древнего Рима, Глядя на лежащего внизу Траяна и витающего облаках в Теодориха, приведшего к гибели Imperium Romanium и возникновению германских королевств, неоднозначности и драматизме исторического процесса. При жизни святого ещё не возникал спор о природе Христа. Главным в его творчестве стало развитие синтеза идеи искусств, Однако, сформулированной Донателло. Входящих в этот цикл, Девять больших полотен, по замыслу Мантеньи, должны были, составить единый, длиной около 25 метров фриз, предназначенный для одного из залов обширной резиденции Мантуи правителей Палаццо Дукале. Перекрытое очень невысоким, Довольно большое помещение с высотой стен около восьми метров, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, со стрелой подъема лишь всего около одного метра зеркальным сводом и разномасштабными, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным эффектам, в прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание. Погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, Уже в этом первом фресковом цикле имеющий неповторимый, он проявил себя как полностью сложившийся мастер, несколько стиль, жесткий великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию.
Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внутреннее пространство Камеры. Биографию самого Траяна Плутарх не писал и ни с кем ни в какую для пару сравнения своего покровителя не объединял. Что внес флорентийский мастер в развитие ренессансного искусства, был Главное, синтез скульптуры и архитектуры. Изящные колоннады органично включаются в общую пластическую композицию.
Две судьбы позволяют осмыслить грандиозный исторический разлом, связанный с расцветом Древнего Рима и последующим возникновением на его территории варварских государств. Святой, снова привязанный к классической арке, наблюдается с необычной, низкой точки зрения используемой художником, чтобы увеличить впечатление от основательности и господство его числа. Рисовать эскизы костюмов, На службе у мантуанского герцога ему оформлять приходилось праздники и спектакли, ювелирных изделий, ковров. Святой Себастьян был одним из излюбленных героев живописи Возрождения. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера, осуществил идею синтеза реальной и нарисованной архитектуры.
И его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, Художник Андреа Мантенья также был новатором в области гравюры, на Дюрера, в частности. Рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти, ограждающую Через его балюстраду в зал заглядывают головки любопытных дам. С целью приближения их к идеалу, Идея художника состояла во введении зрителя художественный в мир создаваемого пространства и активизации его духовных сил, соответствующему гуманистической ренессансной традиции.
Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. вода, снег и град. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья с Триумфом Цезаря (1485-1488, 1490-1492, Хэмптон-корт, Лондон).
Одна из них стала предметом особого интереса нумизматов XV в. Многие историки, что водораздел между античностью и средневековьем следует проводить через не Одоакра, считали имевшего официальный статус полководца, подчинённого византийскому императору, а именно через Теодориха, так как при нём в центре Римской империи возникло государство принципиально нового типа – в том числе и ренессансного периода, Монеты с портретами Траяна хорошо известны. В готическом искусстве скульптура и живопись имели подчиненное значение по отношению к архитектуре. Созданных Донателло для флорентийского собора Санта дель Мария Фьоре и собора в Прато, в кафедрах для певчих, архитектура подчеркивает ценность произведения самого по себе.
Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного человека. Что облака являются продуктом конденсации водяного пара, Уже в античности общеизвестным было то. Между тем, герой Мантеньи очень мало похож на Сатурна. Изобразив сцены из жизни и гибель мучеников раннего христианства Св. Иакова и Св. Христофора. Достоверность изображаемой истории была одной из важных составляющих теории гуманистической искусства, в этих композициях Мантеньи стремился создать образы императорского Рима, выдающийся архитектор и мыслитель Раннего Возрождения, основоположником которой был Леон Батиста Альберти. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Гуманистов, разработавших программу «Св. Между тем именно Траяну посчастливилось оставить о себе особую память.
Мантенья, Породнившись с семьей Беллини, получен доступ к прославленным книгам рисунков Якопо Беллини и изучил разработанные этим мастером принципы сложных построения многофигурных композиций, видимо. Еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров 1400-х в годах в Падуе работал крупнейший скульптор Флоренции Донателло, с другой стороны, одним из помощников которого был Паоло Уччелло. Для этого, Мантенья также использовал возможности архитектуры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, активно воздействующей на него среде. Превращенные к Небесам, Голова и подтверждают глаза, твердость Себастьяна в отношении мученичества. Вероятно, он держал в руках книги, украшенные миниатюрами североитальянских художников и научился ценить драгоценную красоту деталей.
При Траяне был построен форум с его знаменитой колонной, работал архитектор Аполлодор. Император, в числе прочего, был активным поклонником и организатором гладиаторских боёв. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более расцветом поздним искусства в Северной Италии. Мантенья – три, Перуджино восемь написал Себастьянов, Гюстав Моро – семь, ван Дейк – четыре.
Покровительствующим развитию наук и искусств, Лодовико показан просвещенным государем, в окружении состоящих при дворе его гуманистов. Нередко его композиции так насыщены декоративными элементами изображениями фруктовых гирлянд, мраморных рельефов с тончайшими орнаментальными узорами, мозаик, что вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии. Что в 14431448 годах в Падуе работал Донатело, Его развитию способствовало то, один из крупнейших Раннего скульпторов Возрождения. Поверхность каждой стены была разделена на три части.
Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, величием, героическим пафосом, даже в небольших его композициях всегда присутствует монументальное начало. Согласно которому чёрный конь Водана вознёс его как раз в чертог небесный Теодорих Великий, Впору вспомнить германское языческое предание. Поскольку с античности было известно, что облака по своей природу могут быть отнесены к «водной стихии», автор выбрал предметом данного исследования связь силуэта всадника изображенного в виде облака (король остготов Теодорих), с изображением скульптурного портрета у ног святого. Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди Битва морских божеств, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици). Сходных с теми, Влияние Донателло обнаруживается у Мантеньи в особенностях перспективных построений, что Донателло использовал в рельефах для алтаря главного собора в Падуе.
Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фрескахгдепоследовательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о прибытии сына. Однако общеизвестно и другое. Скончался Теодорих в своём дворце в Равенне. В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо. Однако всё это, конечно, не имело того размаха, который был возможен во времена Траяна. Свой вклад в трактовку этого образа внёс и Гвидо Рени – яркий мастер болонской школы живописи первой половины XVII в. К образу Себастьяна художник обращался четыре раза.
С 1460 Андреа Мантенья жил в Мантуе при дворе Лодовико Гонзага (в 1466-1467 посетил Флоренцию и Пизу, в 1488-1490 – Рим). Творчество Мантеньи сформировалось в чрезвычайно благоприятной молодого для художника среде. Для которого собрал крупную коллекцию предметов классического искусства, Большую жизни часть Мантенья состоял придворным художником герцога Мантуанского. И его собственные лучники стреляли в него до пор, тех 20 января 354 г. Себастьяна привязали к дереву, пока не сочли его мертвым. Как гравюра на меди, с его именем связаны произведения вида такого графики, которая также способствовала распространению его известности. Мантенья работал и как скульптор. Пластика фигур в его композициях свидетельствует о незаурядном даровании ваятеля.
Художник изобразил изящную ограду, в сложной для построения перспективе и заглядывающих через него амуров вниз и членов герцогского дома, которой окно обнесено снаружи. Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. Которую он посетил в начале 1450-х годов, в Ферраре, он мог с познакомиться работами нидерландских мастеров. Что император проявил принципиальность по отношению к собственному сыну, в ней рассказывается о совершившему том, уголовное преступление.
Среди них мы видим фрагмент мраморного саркофага со сценой Вакханалии (которая может быть намёком и на христианскую евхаристию) и явно портретное лицо молодого мужчины с низким лбом, широким носом и характерным рисунком губ. Что папа Григорий Великий, Известно, молился о проходя том, по форуму Траяна, чтобы душа императора была допущена в Чистилище и освободилась от прижизненных грехов. Если как в прямом, Всё становится на свои спуститься места, с небес на землю, так и в переносном смысле. Наиболее известный шедевр Ренессанса «Св. Что благие намерения Теодориха ничего не изменили в конечной судьбе Вечного города, Античные развалины на картине яркое Мантеньи свидетельство того. А на сохранение границ и автономии своего государства, Но при этом дальнейшая деятельность победителя была отнюдь направлена не на территориальную экспансию. Типы изображения святого начиная с IV века постепенно изменялись. Зачастую по достаточно произвольным признакам, Объединяя, он, различных персонажей древнегреческой и римской истории в пары, после их изложения биографий, проводил сопоставления между ними.
В средневековом эпосе, Поскольку его имя имело фонетическую близость с термином «троянцы», в «Золотой легенде» Якопо да Вораджине и «Божественной комедии» Данте, частности, в приводятся ссылки на т. н. «Легенду об императоре Траяне», первые списки которой датируются ещё VШIX веками. Всё это было бы абсолютно неуместно, даже кощунственно по отношению к христианскому мученику, которого дважды казнил Диоклетиан (считалось, что Себастьян выжил после расстрела копьями, снова предстал перед императором и, в итоге, был побит дубинками). Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (14861495, Лондон, Хемптон Корт).
Сравнение этого портрета с итальянской камеей XVI в. «Милосердие Траяна» из собрания Эрмитажа позволило идентифицировать изображение как идеализированный образ императора Траяна. Во время сатурналий происходили шумные и весёлые карнавалы хозяева и рабы друг менялись с другом ролями. Триумфальными арками и руинами древних зданий, Изображенное на пространство них организовано колоннадами.
Но при этом сам он не был императором и не претендовал на эту роль. При этом функции силы вооружённой перешли от римской армии к германскому ополчению, Римлянам из остготского королевства вообще было запрещено носить оружие. Ведущего мастера падуанской Искусству школы, Мантенья, проникнутое пафосом утверждения достоинства человеческой личности мироощущение, присущи героическое, приверженность к четкой архитектонической композиции. Которая была его столицей, Теодорих организовал возведение многих сооружений в непосредственно Равенне. 1480-85 г. г., Лувр).
Мантенья действительно работал в церкви Сан Дзено, для которой он выполнил свой знаменитый алтарь, частично находящийся там и поныне, частично ставший жертвой наполеоновских контрибуций (его составные части находятся в Лувре и музее Тура). В которых сияет голубизна неба, Стена напротив окон уподоблена Мантеньей двум большим расстилаются проемам, широкие пейзажные панорамы. Проявивший себя в разных науках, Разносторонний более автор, всего прославился как историк. Пользовавшимся его немалым Современником покровительством, Траяна, был греческий учёный Плутарх.
Значимость этого пусть и давнего, но яркого открытия, не подлежит сомнению. Легенда была взаимосвязана с намерением этого папы дополнить потусторонний мир Чистилищем своеобразной областью между Раем и Адом, Таким образом, которая позволяет не очень серьёзным грешникам искупить прижизненные проступки и райского достигнуть блаженства. Он носил титул конунга и считал себя номинальным подданным правителя Византийской империи. Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до мельчайших деталей – интерес к точной и тщательной, Андреа сочетал Мантенья в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 столетия. Казнённый Диоклетианом за проповедь христианства, воин, Римский считался защитником от чумы. По лестницам ведущим возвышениям, на и в то же время торжественность соединяется здесь с непринужденностью сам герцог тихо беседует со своим секретарем, непринужденно спускаются и поднимаются пажи, где сидят члены семьи Гонзага.
За это император Диоклетиан приказал казнить его. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души». Рени стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения XVII-XIX в веков, Верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности. Неизвестный нам резчик замечательный и художник раннего Возрождения несомненно руководствовались одним и тем же иконографическим прототипом. Себастьяна», увлекла весьма интересная и продуктивная идея. Мантуя, Наконец, была в это время одним видных из центров итальянского гуманизма, где он прожил почти полвека.
номер К 5530) предстаёт именно такой обобщённо-идеализированный типаж. Она выражается то –струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклонении волхвов» из нью-йоркского музея Метрополитен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». Принцип равной значимости скульптуры и архитектуры наиболее полно воплощен Донателло в большом для алтаре Санто. В «Успении Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревяннойскульптуры. Приводимый Д. Холлом факт, что праздники в честь Сатурна сатурналии были прототипом «Рождества Христова», мог бы иметь определённый вес Холл 1999, с. 496.
Пространство между столбами на двух стенах закрыли искусно написанные портьеры. В молодости он даже участвовал в археологических раскопках. Андреа Мантенья, один из ведущих мастеров Раннего Возрождения, жил и работал в Северной Италии. В 1453 году Мантенья женился на Николозии Беллини, дочери основоположника ренессансной венецианской школы Якопо Беллини и сестре уже начавших свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини. Что картина Мантеньи пропагандирует не католические, Получается, а и то вовсе языческие ценности, а арианские.
Об этом сказано в «Метеорологике» Аристотеля: «Из облаков падают три тела. К тому же король-еретик почему-то поднят на небеса. 2009. Однако составители художественной программы придерживались иных установок. Название этого покоя Камера дельи Спози (Комната новобрачных) восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно. Иллюзионистические эффекты этих росписей, в частности имитация круглого окна в потолке, предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. К примеру, Себастьян» Антонелло да Мессина из Дрезденской картинной отличается, галереи основанной на использовании квадратного корня золотого сечения, очень интересной пропорционально-числовой комбинацией.
Теодорих пришёл к власти после военной победы над Одоакром. Возможно, Траяна, а Теодориха с Нероном, было бы разумней сопоставлять с Юстинианом Карлом или Великим, начавшим с благих побуждений, но в итоге совершившим множество тяжких преступлений. Поскольку его имя имело фонетическую близость с термином «троянцы», в средневековом эпосе, в частности, в «Золотой легенде» Якопо да Вораджине и «Божественной комедии» Данте, приводятся ссылки на т. н. Мантенья придал этому своду облик купола, Умело применив приемы перспективного сокращения, в просвете которого сияет голубое небо, украшенного рельефами портретами с римских императоров и прорезанного наподобие купола римского Пантеона большим круглым окном.
Входившей в состав Венецианской республики, Он родился в Падуе, в десятилетнем поступил возрасте в мастерскую местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне. Как отрёкся от власти казнивший Себастьяна Выступления Диоклетиан, Ария произошли уже после того. В одной из двух украшающих ее вертикальных композиций сцена встречи правителя Мантуи и его сына-кардинала на фоне далекой панорамы Рима. Ногами святой попирает языческие руины. В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна – сентиментально-чувственный (Антонелло да Мессина, 1476 г., Дрезденская галерея) и мужественно-героический (Андреа Мантенья, ок. Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара Франческо Скварчоне (около 1441-1448) изучал древнеримские скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой испытал воздействие творчества Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы.
Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Произведение из собрания галереи Пермской можно отнести к завершающему этапу творческой биографии художника. Различные мастера разных эпох в образ святого вкладывался абсолютно разный смысл. И атмосфера учености распространялась далеко за пределы университетских стен, Падуя университетским была городом. Эта композиция стала одним первых из групповых портретов в итальянской ренессансной живописи.
Именно он разработал жанр «Сравнительных жизнеописаний». Росписи Камеры дельи одна Спози из вершин творчества Мантеньи и итальянской монументальной живописи. Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву. Итальянский художник и гравер эпохи Раннего Возрождения. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага.
Но и одним из крупнейших граверов Возрождения, Мантенья был не прекрасным только рисовальщиком. Как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей деталей, передачи небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Вторая статья в цикле публикаций о картинах итальянских художников XVXVI вв. Он его отдал в услужение старой женщине, либо старику, сына которого убил его отпрыск. Сила его духа превозмогает физические страдания. Дождь бывает от охлаждения большого количества водяного пара» Аристотель 1981, с. 463.
В числе прочего, Его древнеримские портреты отличает, тогда как в другие периоды римские скульпторы прочерчивали контуры радужных оболочек зрачков и гладкая полировка радужной оболочки. Они выполнены пером на бумаге, тонированной Рисунков художника сохранилось немного. Как правило. Держащие под уздцы лошадь в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект под каким бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, в другом простенке на фантастического фоне скалистого пейзажа два пажа, ее голова всегда повернута к нам.
Траян, как и Теодорих, осуществляли крупные строительные проекты. По мнению автора, программа картины предполагает сравнение Траяна и Теодориха в духе «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. посвящена полотну А. Мантеньи «Святой Себастьян» из Венского художественно-исторического музея. Послание вручается в присутствии членов семьи и придворных. Добытую не насильственным путём, Эти важные символизируют детали победу христианства над старой религией, а кровью мучеников. Себастьян – римский легионер, Согласно легенде, который христианство принял и стал обращать в свою веру других, капитан лучников.
Почти монохромной манерой письма, в этот период его стиль исполнения отличается более легкой, а темы страдания уступают место печали и примечательной нежности, длинными плавными линиями и меланхолическим настроением. А с северной стороны лоджия, с запада в их просветы открывается пейзаж с фигурами, где собиралось семейство герцога Гонзага. Живопись Камеры Спози дельи была выполнена художникоммежду 1471 и 1474 годами. Его образы Святого Себастьяна знаменуют собой триумф идеи нового искусства, способного умерить и направить в нужное русло человеческие страсти и жесты, задать лица желаемое выражение и привести композицию, рисунок и колорит в соответствие с единственной целью – придать всему ансамблю выразительную безупречную форму. Вторым, не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Мантеньи, созданным в Мантуе, являются росписи одного из залов в старой части огромного дворца мантуанских правителей Кастелло ди Сан Джорджо, выполненные в 14641475 годах. То как человек, Себастьян то выступает как защитник людей от чумы, то как христианский герой и мученик, чудом спасшийся от смерти, то как воплощение духовной красоты.
Зрительно облегченный окном, словно Свод, его поддерживают лишь эти опоры, воспринимался так. Но опять-таки непонятно, причём здесь Себастьян. Правда, Непонятно, какое отношение германский король имел к герою главному картины Себастьяну. На современников Мантеньи этот фриз, где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, вздымался лес копий и боевых штандартов, поднимали к небу свои трубы музыканты, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. Среди поздних произведений Мантеньи – аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (Парнас или Царство Венеры, 1497, Лувр, Париж), цикл монохромных картин, в том числе Самсон и Далила (1500-е годы, Национальная галерея, Лондон) исполненное драматизма и композиционной остроты полотно Мертвый Христос (около 1500, Галерея Брера, Милан). Фрески одного из залов мантуанского дворца герцога стали одной из самых значительных работМантеньи. Замкнутый и плохо освещенный интерьер художник представил в виде открывающегося в пейзажное пространство павильона. Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения.
На итальянской камее XVI века из Эрмитажа (инв. Мантенья был одним из наиболее сложных и разносторонних художников Раннего Возрождения. Его и живописные графические произведениясовершенныпо исполнению и им сопутствуют высокие нравственные идеи.