И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х160 началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). Росписи левой стены и апсиды, а также выполнение терракотового алтаря поручались падуанцам Мантенье и Никколо Пиццоло. Считается, что они выполнены после поездки Мантеньи в Тоскану (1466 – Флоренция, 1467 – Пиза). Не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Мантеньи, Вторым, являются росписи одного из залов в старой части огромного дворца мантуанских правителей Кастелло ди Сан Джорджо, созданным в Мантуе, в выполненные 14641475 годах. Невольно задаешься вопросом о практически монохромной поверхности картины, После того как удастся оторвать взгляд от изображенной в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, что Христос изображен не с большей тщательностью, о том, чем кровать, на которой он лежит и низведен самым тем до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна в своей плоскостности и упрощенности почти неотделимы от фона. Картины не вполне сочетаются по размерам и были составлены вместе только в 1827.
Эта нарочитая сдержанность в передаче эмоций характерна для творчества Мантеньи с его обобщенно-героизированным образом человека, который художник сознательно отрешает от всяких интимных и бытовых представлений. Мантенья был также блестящим рисовальщиком, но рисунков его сохранилось очень мало. Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) родился в 1431160году в семье плотника Бьяджо, в местечке Изола-ди-Картура, между Падуей и Виченцией. На фоне каменистых вершин, Вдали, напоминающими сталактиты, виден город Иерусалим с высокими домами, а по дороге от города движется предводительствуемая Иудой густая толпа воинов фарисеев и чтобы взять Христа под стражу. Еще в 1453 Мантенья был приглашен на службу правителем маркизом Мантуи Лодовико II Гонзага. Например, Он познакомился, давшей миру таких художников, с семейством Беллини160 одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и венецианской прочей знати и конечно, самый известный представитель фамилии160 Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200160произведений живописи и рисунка. Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (14861495, Лондон, Хемптон Корт).
К 1461 относят «Успение Марии» (Мадрид, Прадо). Оговорив в контракте право брать заказы со стороны и право постройки дома, своего в 1459 художник переехал в Мантую. В 1441160году десятилетний Андреа отдан был в подмастерья падуанскому художнику Франческо Скварчоне. Христофора»).
Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи. Росписи Камеры дельи Спози одна из вершин творчества Мантеньи и монументальной итальянской живописи. Падуанский компаньон Мантеньи Никколо Пиццоло выполнил несколько фигур в конхе апсиды и начал сцену «Вознесение Богоматери» на ее стене. Перекрытое очень невысоким, Довольно большое помещение с высотой стен около восьми метров, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, со стрелой подъема всего лишь около одного метра зеркальным сводом и разномасштабными, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным в эффектам, прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание. Начавший её Пиццоло, в 1453 художник был убит и «Историю св.
В падуанских документах Андреа 1441 Мантенья называется учеником и приемным сыном художника Франческо Скварчоне. В новом палаццо Реверс на берегу По, в первые годы он выполнил монументально-декоративных много работ в загородных резиденциях Гонзага – на виллах Кавриана и Гойто. Четко прорисованные фигуры выделяются резко на фоне красного трона и темно-зеленой листвы лимонных и апельсинных деревьев.
Эта капелла принадлежала семье Оветари. Еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров в 1400-х годах в Падуе работал крупнейший скульптор Флоренции Донателло, другой с стороны, одним из помощников которого был Паоло Уччелло. Известно, ставил своей целью с познакомиться ним, отправляясь в 1506160году в Италию – что А. 160Дюрер, Он слыл мастером рисунка и перспективы. Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий.
В 1443 глава семьи, Антонио Оветари, завещал 700 дукатов на ее украшение. Камера дельи Спози160 небольшая квадратная комната с двумя маленькими окнами, бывшая изначально спальней Лодовико Гонзаго, а позже служившая для приема почетных гостей, 160 подобно парадным спальням многих крупных европейских дворцов, была покрыта фресками полностью: потолок украшала роспись имитирующая воздушный колодец и небо, стены были расписаны сценами из истории династии Гонзаго. Сменивший в тридцатилетнем (т. 160е. Да мимо идет чаша сия, «Желает, что Он или во свидетельство того, как человек, естественно от отвращается смерти, как выше сказано или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Жутко застывшего в своих причудливых очертаниях скалистого пейзажа молится коленопреклоненный Христос, Среди как сурового, трое его учеников спят внизу у подножия скалы, в то время. В 1944 капелла была английской разрушена бомбардировкой – и современный исследователь имеет в распоряжении лишь довоенные фотографии, Установить последовательность исполнения росписей сложно.
Который также считается его работой, в погребальной Андреа капелле Мантеньи в церкви Сант-Андреа находится бронзовый бюст – портрет художника, скорее, но, выполнен по его модели Джан Марко Кавалли. Как бы увиденных увеличительное сквозь стекло, Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Помимо исполнения живописных работ, в его обязанности придворного мастера, создание рисунков для ковров, входили оформление праздников и спектаклей, ювелирных изделий и т. п. В Мантуе Андреа Мантенья прожил сорок лет, пять сформировав художественную атмосферу города.
Дочери основоположника ренессансной венецианской школы Якопо Беллини и сестре уже начавших свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини, в 1453 Мантенья году женился на Николозии Беллини. Изображенная в сложном ракурсе фигура поражает и даже вводит в недоумение как своим композиционным построением, так и иконографией. Уже в этом первом фресковом цикле, погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, он проявил себя как полностью сложившийся мастер имеющий неповторимый, несколько жесткий стиль, великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию. Столь же иллюзорно решены и росписи стен.
1455, Берлин, Государственные собрания), «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), «Портрет Карло Медичи» (Флоренция, Уффици), «Св. Правая сторона капеллы посвящалась истории св. Который вскоре стали цениться выше работ его приёмного и отца учителя, Уже в период жизни у Скварчоне Мантенья написал много картин. Эуфемия» (1454, Неаполь, Каподимонте), «Принесение во храм» (ок. А в 1450 Джованни умер, д'Алеманья Венецианцы расписали только свод и Виварини отказался от дальнейших работ. «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), Антоний» (Падуя, Городской музей), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Давид и Голиаф» «Жертвоприношение Авраама», (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Христофора и «Вознесение Богоматери», которые из-за очень плохого состояния еще в 1880-х были перенесены на холст.
В этой технике исполнен его шедевр – «Юдифь» (Флоренция, Уффици). Монументальность соединяется у него с филигранной мельчайших проработкой деталей, Стремление к обобщенности. Расписав фресками капеллу падуанской Оветари церкви Эремитани, в девятнадцать лет получил звание мастера и первый большой заказ. Видимо, Здесь зародился, глубоким знатоком которой он впоследствии стал интерес к художника античности.
В молодости он даже участвовал в археологических раскопках. Христофора» и «Перенесение тела св. Вскоре Мантенья сблизился с венецианским живописцем Главным произведением падуанского периода жизни Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св. В английском королевском дворце Хэмптон-Корт хранятся его картоны изображающие триумф Цезаря, почти монохромные по цвету и всем своим характером и деталями напоминающие древнеримские барельефы. Творчество Мантеньи сформировалось в чрезвычайно для благоприятной молодого художника среде. Мантенья придал этому своду облик купола, Умело применив приемы перспективного сокращения, в просвете которого сияет голубое небо, украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного купола наподобие римского Пантеона большим круглым окном.
Да будет воля Отча, однакоже, Хощет что должно более повиноваться Богу, дабы и мы знали, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Ему приписывают рельеф с двумя путти и несколько статуй святых в Мантуанском дворце. В одной из двух украшающих ее вертикальных композиций встречи сцена правителя Мантуи и его сына-кардинала на фоне далекой панорамы Рима.
Выполненных Мантеньей для Гонзаго, Одной из крупных самых работ, которые он закончил к 1474160году, стали фрески Камеры дельи Спози. Он увлекался не совсем типичной для итальянского мастера Возрождения техникой гравюры, работал гризайлью, делал много набросков – карандашом этот интерес и привел его к тому, Возможно, но что в XV160веке своего названия еще не имело, что мы сегодня назвали бы графикой, но определялось, скорее всего, как тоновой рисунок. Девять больших полотен, входящих в этот цикл, должны были, по замыслу Мантеньи, составить единый, длиной около 25 метров фриз, предназначенный для одного из залов обширной резиденции правителей Мантуи Палаццо Дукале. Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости160 холста, доски или стены160 занимают Мантенью на протяжении всей жизни. Любовь к декоративности и нарядности, одновременно Но он унаследовал от своих североитальянских предшественников вкус к деталям. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици). Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии).
В исследовательской литературе много говорится о влиянии творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи, однако влияние это было взаимным. Росписи на левой стене на сюжеты истории св. Из путешествий по Италии и Греции он привозил слепки античных скульптур, собиратель Известный древностей, по-видимому и они, служили также и пособиями для учеников, которых у Скварчоне было более ста человек. И атмосфера учености далеко распространялась за пределы университетских стен, Падуя была университетским городом.
Вероятно, он держал в руках книги, украшенные миниатюрами североитальянских художников и научился ценить драгоценную красоту деталей. В 1453160году Андреа Мантенья вошел в эту семью, женившись на дочери Якопо Николозии Беллини. Один из ведущих мастеров Раннего Возрождения, Андреа жил Мантенья и работал в Северной Италии. Да мимо идет от Него чаша, Или для молился, того подобно как и Стефан, чтоб не вменился Иудеям грех, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех». Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета. Однако своеобразие стиля Мантеньи ярко выступает уже и в этом юношеском произведении. По лестницам ведущим на возвышениям и в то же время торжественность соединяется здесь с непринужденностью сам герцог тихо беседует со своим секретарем, непринужденно спускаются и поднимаются пажи, сидят где члены семьи Гонзага.
Себастьян» (1490, Венеция, Ка д'Оро), алтарь Тривульцио (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), «Мадонна с Младенцем» (1495-1505, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (Лондон, Национальная галерея), «Св. Однако они затянулись до начала 1457, Окончание работ на намечалось декабрь 1450 и исполнители их менялись. Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. Подчеркнутая фронтальность и симметричность композиции повышенный выдают интерес художника к архитектонической уравновешенности целого. Сохранились лишь две упомянутые выше композиции истории св. На другой, Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из ткани, парчовой предстает вся многочисленная семья Гонзага, как на театральной сцене.
В частности из описания стихотворного палаццо Реверс, Все они известны лишь по документам, сделанного другом Мантеньи – гуманистом Баттистой Фиерой. Мантенья, Породнившись с семьей Беллини, получен доступ к прославленным книгам рисунков Якопо и Беллини изучил разработанные этим мастером принципы построения сложных многофигурных композиций, видимо. Которую он посетил начале в 1450-х годов, в Ферраре, он мог познакомиться с работами нидерландских мастеров. Они хранят строгую непроницаемость, Напоминая собой прекрасные статуи, ни выражением каких-либо эмоций, не будучи связаны между собой внешним ни действием.
Изображениями фруктовых гирлянд, Нередко его композиции насыщены так декоративными элементами, мозаик, мраморных рельефов с тончайшими орнаментальными узорами, что вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии. Христофора» завершил Мантенья – двумя композициями («Мученичество св. В поздних работах применяя также размывку, Он выполнял их в пером основном на тонированной бумаге. Где к стенам на Рима фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, На современников Мантеньи этот фриз, поднимали к небу свои трубы музыканты, вздымался лес копий и боевых штандартов, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. Величием, Искусство Мантеньи суровостью, проникнуто даже в небольших его композициях всегда присутствует монументальное начало, героическим пафосом. Мантуя, Наконец, была в это время одним из видных центров гуманизма итальянского где он прожил почти полвека.
Держащие под уздцы лошадь в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект под каким бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, в другом простенке на фоне фантастического скалистого пейзажа пажа, два ее голова всегда повернута к нам. Рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти, Через ограждающую балюстраду его в зал заглядывают головки любопытных дам. Переговоры шли в течение трех лет.
весьма зрелом по тем временам) возрасте ремесло портного и вышивальщика на профессию живописца, Скварчоне стал знаменитым педагогом, основал Академию художеств Падуи и музей при ней. Собранные семьей Гонзага, в начале XVI века здесь хранились и раритеты произведения искусства. собеседование» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Св. Которое было свойственно столь многим мастерам Возрождения, То увлечение античным искусством, крупнейшего художника падуанской ярче школы, всего проявилось в творчестве Мантеньи.
1460-ми датируется также триптих из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов» и «Обрезание»). Пейзаж в этой картине представляет вид на мост через Минчо, напротив замка Сан-Джорджо. На фоне далекого, Георгий Святой в сияющих серебристых латах и пронзенный стрелами Святой Себастьян изображены на этих миниатюрных композициях крупным планом, детали которого вплоть до россыпи камешков на горной дороге, увиденного как бы сверху пейзажа, выписаны тончайшей кисточкой со скрупулезной точностью. Название этого покоя Камера дельи Спози (Комната новобрачных) восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно. Георгий» (1467, Вена, галерея Академии художеств), «Мадонна перед карьером» (конец 1460-х, Флоренция, Уффици), «Св.
Что формы стали более округлыми, Мы видим, но строгий классицизм Мантеньи ощущается еще здесь более явно, цвет ярким и декоративным. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. Прежде всего, Чеканная рисунка отточенность и скульптурность формы – вот что, отличает живопись Мацтеньи. Интересно, что в Национальной галерее хранится близкая по композиции картина Джованни Беллини на ту же тему. Христофора в церкви Эремитани. «Поклонение пастухов» (1440-1450, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Св.
В которых сияет голубизна неба, Стена напротив окон уподоблена Мантеньей большим двум проемам, расстилаются широкие пейзажные панорамы. Известность, Признание, внимание со стороны богатых покровителей искусства Мантенью ввели в круг самых известных художников своего времени. Андреа в январе 1448 судебным расторг путём договор об усыновлении, Так как Скварчоне присваивал плату за них. Иакова Мантенья выполнил целиком, как и, вероятно, большую часть декора входной арки. Он родился в Падуе, входившей в состав Венецианской республики, в десятилетнем возрасте поступил в мастерскую местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне. Возможно, Мантенья занимался и скульптурой.
Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. Христофора. Антоний» (Падуя, Городской музей), «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Он познакомился, например, с семейством Беллини160 одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии160 Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200160произведений живописи и рисунка. Которая как будто и не смотрит на младенца, Даже в лице Мадонны, которые так любили другие мастера Кваттроченто, мы найдем не той ласковой нежности или веселья.
Берлин, 1455, «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), Государственные собрания), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), (Флоренция, Уффици), «Портрет Карло Медичи» «Св. И мы догадываемся о лишь них по тому затаенно страстному жесту, Мадонна Мантеньи словно стыдится высказывать свои материнские чувства, с каким она склоняется к ребенку. Его отец, Бьяджо Мантенья, был плотником. Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. 16 мая 1448 его вдова Императриче наняла Каподилиста для написания фресок две группы мастеров.
В то же время многие ранние работы художника носят на себе и явную печать еще готических северных влияний, как, например, его «Моление о чадпе», вещь, выполненная им, когда он учился у Якопо Беллини и по рисунку этого последнего.