«То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Как иногда принято считать из-за того, Был ли Антуан Ватто художником вне времени, ценившей морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его вскоре искусство было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия. Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка.
Что она покровительствовала Буше, Известно, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций парижских и особняков. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736).
Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно дамами одетыми и изящными кавалерами на фоне природы. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Художник нередкоизображал не хозяев дома, а горничных, гувернанток, кухарок молодых имиловидных женщин в чепчиках и передниках. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленныетипы, которые переходили из картины вкартину).
Восхищавшиеся его красочной чуткостью и передавать умением тонкое эмоциональное настроение каждой сцены, к искусству Антуана Ватто испытывали огромный интерес художники-романтики. Музей имени Пушкина. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.
Однакоего картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). 1742 год. Однако искусство Ватто в самом начале века выразило главную направленность эстетики Просвещения соотнесение реальности и идеала, видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного. Художник, Антуан Ватто, оказался способен одарить зрителя очень сильными и глубокими ощущениями новой эпохи, проживший всего 37 лет и всего два столетия в 18 веке, заставить почувствовать её поэзию красоту и исключительную цельность и многогранность. Столь ценимое веком, Именно воображение, новое, синтезируя позволило ему видеть и разлагать реальность.
В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). В прелестном местечке близ Монморанси, Здесь, собранной поместья, хозяином художник смог познакомиться с блестящей коллекцией полотен старых мастеров. Купание Дианы. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Ватто писал взахлеб. Где предпочитал писать с натуры деревья Ватто парке в Тюильри или у Люксембургского дворца, Не важно, трепетной кистью, но воспроизведенные его легкой, они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых компаний парижан, а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство.
Хотя, Колорит и свободный стиль Рубенса оказали влияние большое на живописца, по духу Рубенс не был его художником, конечно же. Нередко окрашенных иронией и горечью, Ватто впервые воссоздал искусстве в мир тончайших душевных состояний, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Но место монументальности иразмаха заняли изящная игривость илегкость, Сбарокко делило оно любовь к сложнымформам, тяжелаяпозолота сменяются светлыми тонами –розовыми, а темные цвета и пышная, голубыми, зелеными, с большимколичеством белых деталей.
Которые молниеносно вознеслись до небес также и молниеносно лопнули, в 1720 году он вкладывает значительную сумму в акции Лондонской компании южных морей. Композицию, детали костюмов, жесты изломы складок шелковых тканей – позы, в рисунках он все уточнял нюансы будущих картин. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях.
А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах на природе. » Ватто был, по большому счету, самоучкой. Что даже на пике популярности своей Ватто оставался замкнутым и несколько загадочным в этой своей замкнутости человеком, Современники отмечают. Сочетающее мечтательность, в основе поэтики художника – его предельно личностное к отношение миру, нотки грусти и разочарования иронию, сплавленные воедино светлым поэтическим чувством. В художественном отношении картина написана блестяще. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Ему не приходилось перерисовывать руки своих персонажей с картин других мастеров – у него всегда имелись в достаточном количестве собственные его рисунки.
Почти все картины Ватто небольшого размера. И ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу, этом На предприятии Ватто потерял остатки своих сбережений. Это аллюзия наутрату привычного чувства времени ипространства, может, Быть которую влечет за собойпутешествие на остров Любви. В наиболеетипичных для него картинах традиционныемифологические сюжеты трактуются каквеселые и не совсем приличные «галантныесценки». Принятый в этикете столетия, Жест руки с открытой ладонью, он которому предается на лоне природы, указывает на размышление.
Около 1800 года. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Умершего в тридцатисемилетнем возрасте, Недолгая жизнь этого художника и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в вместе искусство с новым веком, пришлась на рубежный период. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Франсуа Буше.
Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. Приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка, Вместе с учителем много Антуан работает над орнаментальными росписями. В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным колорита мастером и изысканного рисунка. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.
Кто этот юноша в маске, Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, с висящими, с кукольным взглядом, как у марионетки, руками, но чувствительными живыми, ладонями – что «Жилль – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи. Из-за своей торопливости он часто совершал технические промахи – перегружал кисть краской или же писал второй слой по картины еще непросохшему первому слою. Внезапного вихря, в первой из них можно оценить мастерство художника в передаче состояния природы, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников, клочья гонящего облаков.
«галантные празднества Ватто проникнуты скрытым, в них звучат то нежные, противоречивыми настроениями, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие искренность в героев – едва ощутимым душевным движением, Мальцева. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Открывавшего перед художниками возможность более свободного видения во мира всем непостоянстве и глубине его явлений, Москва Искусство Ватто чутко отразило наступление нового века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев.
В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Полезной оказалась для вхождения в парижскую художественную среду и недолгая работа у живописца-декоратора К. Одрана, украшавшего дворцы в Марли и Медоне. Возвращаясь к Ватто-живописцу, отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми, на глазах меняющими выражение. В архитектурерококо со ассиметричными своими кривымилиниями и изящными декоративнымимотивами более подходило к внутреннемуубранству.
– Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез. Пользовался популярностью вИспании Сев. Франсуа Буше.
Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. В 80-е –серию аллегорических композиций Фонтанлюбви, в 1771 он создал серию из Любовь четырехпанно пастухов, Поклонение розе и др. Которые в большинстве случаев накладывались тонированную на бумагу, Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Это то, самая суть физической красоты, ее очарование – что окутывает женщину облаком привлекательности, картинах На Ватто красота есть красота.
Во французской скульптурестиль рококо лучше всех выразил Фальконев фарфоровой скульптуре. –стиль европейского искусства иархитектуры, отличающийся легкостью, изяществом игривостью и интимностью, возникшей во Франции ок. Чем их учитель, Мечтательная красота и произведений лиризм Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в различных вариациях лирическую общую тему.
Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Он не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы, которые были ему интересны. Что он никогда не отделывал их, тонкость Чудесные и изящество полотен мастера тем более замечательны, попросту не имея на это терпения. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. В каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в котором царит дух комедии дель арте. Одним из талантливейших учеников мастера можно считать Гейнсборо, Пожалуй, он хотя и не работал в галантном жанре.
Присущие стилю Ватто, Несколько не повезло ему с непосредственными последователями – они не обладали достаточными способностями и уж конечно не претендовать могли на глубину и выразительность. Изображения бивуаков и военных лагерей, Его ранние работы – сцены в тавернах, – обладают качествами, написанные фламандской во традиции, предвосхищающими зрелый стиль мастера. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Строгого и тонкого рисунка, Блестящий мастер острохарактерных композиции, портретов («Л, правдивых. Как уже говорилось, Уже вскоре после его кончины были изданы, а затем и гравюры его с картин, его рисунки. Важное значение при работе над картинами имели для многочисленные художника натурные зарисовки – Воссозданное на картинах Ватто неповторимое своеобразие жанровых сцен основано на вдумчивом наблюдении реальной жизни.
Жаждалоизысканности и удобства, Общество, уставшее чрезмерной от напыщенностиверсальского дворца Людовика 14 и рококо вначалепроявилось кА декоративный стиль. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. В 1708 году Ватто уходит от Жилло и поступает к помощником художнику-декоратору Клоду Одрану. Портрет художника Энгра. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д039Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В котором прекрасно чувствовал себя художник, Это был круг просвещенных людей, уже имевший много заказов и пользовавшийся признанием современников.
На севере Франции, Ватто родился в Валансьенне, где сильно влияние было искусства Фландрии. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Однако мазок у него более тонкий текучий и В высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе.
И обладавший огромным даром воображения художник, как никто другой в его эпоху, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза. Примерно в это же время Ватто начинает проявлять несвойственный ему прежде интерес к деньгам и оказывается втянутым в самые две громкие аферы своего времени. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится быстротечности ощущение жизни, среди которых нет волевых натур, свойственное и его героям.
Само его искусство опровергает эту мысль. Для этого проанализирована его биография, выявлена сущность картин, особенно его личного направления. Ватто Жан Антуан почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры, а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж. -Б. 1721. Изощрённость произведений Ватто помогла искусству французскому преодолеть зависимость от итальянских прототипов. Например, Известно, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею парка около дома в П. Кроза Монмаранси.
Женские типажи, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки особенно Ватто привлекательной частью его творчества – разнообразные изящные позы, Художник был и неустанным наблюдателем. Из нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно возникают очаровательные, по-разному склоненные женские головки, образы современных франтов, наделенные то изысканной миловидностью, то характерностью. Жиль. Обнаженныекупальщицы, часто напоминающие жанровыепикантные картины, любовныесценки – подобные речным божествам, страстные любовные объятия, в произведенияхФрагонара встречаются все почти галантныемотивы живописи 18 в. Это типичные образцы стиля рококо.
Сотворенные его разумом, Шедевры мечты и поэзии, словно вновь возрождает до красоту, краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто. А также пейзажные Доменико рисунки Кампаньолы, Особенно сильное впечатление произвели на художника работы Тициана и Паоло Веронезе. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. кисти художника принадлежит ряд портретов короля фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. Ставших особенно модными в эту эпоху, в них ритмическая организация фигур и предметов обстановки обладает красотой вычурностью и декоративных арабесок. Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, сочные цветовые акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими плавные мазками, струящиеся ритмы – все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму.
Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. И что за люди сидят у его ног, на что смотрят они, над чем смеются и чему удивляются, притаившись за поросшим травой пригорком, удаленные таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Расцветтворчества Шардена начался в 3040-х гг. Именно тогда он создал большую жанровых частьсвоих композиций. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.
Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. Простых платьях и фетровых шляпах, Как персонажи театра реальности и одновременно смотрятся горожане в аристократических париках и корсетах. И можно так же отметить немаломестных его разновидностей, Вкаждой стиль стране принимал национальноеобличье. Что он словно боялся укорениться где-нибудь на одном месте, Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах кажется, – привыкнуть к нему.
Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Рисунки. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи.
В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Здесь царят скромностьи достаток. Италии, России, в Англиирококо не был особо популярен. Главными героями которых были жеманные, Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в мифологических виде Венер и Диан. Антуан Ватто. Илегкомысленность и фривольность рококобыли вытеснены строгостью классицизма, к этому вкус времениобщественный начал меняться. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в уловленных тонко движениях и жестах.
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Художникдостиг особой проникновенности ввоссоздании лирических сцен Продолжаятрадиции повседневнойжизни искусства рококо, поэзии природы, сферы интимных человеческихчувств. Но во Франциии других западных странах интерес кнему ослабел уже в 1760-х, Стильрококо был весьма популярен в центральнойЕвропе вплоть конца до 18 в. Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX вновь в. он становится популярен. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Гдевпитало в себя элементы все ещераспространенного (ц, барокко За пределамиФранции наибольшего расцвета рококодостигло в Германии и Австрии. Действующие лица всегдазаняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей.
Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Но при всём этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок.
Лувр. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, Антуан Критик де ла Рок, в сцене, запечатлен в пейзаже среди мифологических персонажей, напоминающей эпизод из театральной постановки. Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо.
В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Который он сам изобрёл, Его имя в основном ассоциируется с типом картины, где изысканно молодые одетые люди предаются веселью в восхитительной, – галантное празднество, романтической пасторальной обстановке. Открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования, в 1702 Ватто году отправился в Париж.
Но, Ватто не датировал свои картины, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), очевидно, а в последние годы – к большей тонкости лёгкости письма, лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Персонажи Шардена людидобродетельные и благочестивые. Они свободно размещены пространстве в картины, в отличие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, образуя волнистую линию, по направлению к кораблю. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи).
Ф. Бертен», 1832). Видоизменением, Рококо явилось продолжением сказать или, лучше реакциейна более тяжеловесный стиль барокко. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Он показывает в них театрализованную реальность, Не случайно, способную вызвать прекрасные ощущения – Ватто называет свои полотна любви Праздник или Шарм жизни. Четырнадцатисвятых).
Развлечения и сердечные дела кавалеров галантных и дам, Жизнь военных бивуаков и театральных кулис, предстают в его творчестве преображенными поэтической фантазией художника. Париж. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу).
Смело нарушал академические принципы и в этом он был мастером века, своего искал более простые методы передачи натуры. Франсуа Буше. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси, Особенно таких много зарисовок относится к тому периоду. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Савояр с сурком, А. С. Пушкина, Эрмитаж, 1716, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую – взволнованность Москва.
Жилло и Одрана, Работы парижских учителей Ватто, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур растений и стали для него образцами утонченного вкуса, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло. Париж. Антуан Ватто пришел во французскую живопись в эпоху, когда господство академического искусства было поколеблено мастерами, обратившимися к реалистическим традициям фламандской школы. Что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, Всем академикам ясно, было что самый его стиль отвергает возможность такого вписыванья. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
1700 ираспространившийся по всей Европе в 18в. Ватто очень рано, рисовальщик, Прирожденный оценил возможности работы с натуры, еще в Валансьенне. Трепетной игре красочных нюансов, Богатство эмоциональных воплотилось оттенков в изысканной нежности цветовых сочетаний изменчивых мазков, вибрирующих. Раковины), rococo от rocaille осколки камней, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное стилевое явление, направление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Буше умел придать изображениюженского тела здоровую чувственностьярким примером может служить известная«Лежащая девушка» – вероятно, на этойкартине изображена изображена возлюбленнаяЛюдовика 15 Луиза О Мэрфи.
Другой столь же важный источник творчества Ватто – венецианских рисунки мастеров из коллекции его друга и покровителя Пьера Кроза. Принадлежавших к так называемомутретьему сословию, СюжетыШардена отличались не разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Обычно это сцены повседневной жизнилюдей. Образованных фигурами персонажей листвой и деревьев, Здесь декоративный эффект возникает из легких и сложных по рисунку круглящихся линий. Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких художника друзей в 17001710-е годы были критик А. де Ла Рок, П. Кроза, Жерсен издатель его офортов Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
Они суховаты и по живописному исполнению. Друзья называли его холодным и бесстрастным. К которомуприводит любовь и на которое указывают также символы Вакха и Эроса,, стебли розы оплетают герму Венеры, которая как будто наблюдает за ухаживаниямии любовными объятиями различных пар. Закрытые глаза Венеры могут намекатьна состояние сладострастия, луке и стрелах, изображенных у основания гермы, узнаваемыев пантеры шкуре и колчане. Скульптур, Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, резных камней, рисунков, там мог работать, не о думая хлебе насущном. Как отмечает Н. Л. Маркиза щедро отблагодарила художника. Когда формировалась утонченная культура рококо, Во времена Ватто, чем в середине и второй половине столетия, художники были более свободны в поисках идеалов прекрасного, в когда ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности.
Означавшим «безвкусновитиеватый или цветистый», Словоэто произведено сочетания путем слов «барокко» и «рокайль» вначале былобранным термином, наиболееярких представителей легкомысленных (часто элегантно –фривольного) стилязрелого рококо, в живописипервым большим мастером стиля рококоявился Ватто среди художников, следует назвать Буше иФрагонара. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. От колоссальныхдекоративных росписей в королевскихдворцах в Версале, Бушевладел всеми жанрами декоративной ииллюстративной живописи, Марлидо в эскизов вееров и туфель, в Фонтенбло. За фигурками развлекающихся дам и их спутников, в аллеи, глубине выстроенный для спектакля Бракосочетание Фемиды, виден театральный павильон. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 годах с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим небольшие картины с изображением комических театральных постановок, возникший укрепило у Ватто интерес к театру.
Даже костюмы – изящные вариации на темы современной моды – являются фантазии плодом художника. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным и рисунком тщательно продуманной цветовой гаммой. Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. Книга в ее руке – явный намек на и просвещенность приверженность интеллектуальным занятиям. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем).
К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. Ватто, Обладая тяжелым замечательно характером, умел заводить нужные отношения – как среди художников, при всем при том, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Чаще всего представляющих фигур группы на лоне природы, в лирических сценах Ватто, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого хитрого и Арлекина, Неуклюжее. Почти все картиныхудожника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Словоэто произведено путем сочетания слов «барокко» и «рокайль» вначале былобранным термином, означавшим «безвкусновитиеватый или цветистый», В живописипервым большим мастером стиля рококоявился Ватто среди художников, наиболееярких представителей легкомысленных (часто элегантно –фривольного) стилязрелого рококо, следует назвать Буше иФрагонара. Он передавал красочностьреального мира использовал теплуюзолотистую гамму игру света, тонкостьсвето-воздушных эффектов (Счастливыевозможности качелей, 1766, Лондон, КоллекцияУоллес). В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя, Важную роль в творческом методе Ватто поэтическое играло воображение внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты.
1756 г. Старая Пинотека, Мюнхен. Они терпеливо сносили все странности художника и покровительствовали ему, связанные с этим покровительством – несмотря на Последним трудности, нужно отдать должное. ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик. Немилова.
В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Графики и декоративного искусства, устремления Творческие Ватто положили начало новому этапу в развитии французской живописи. Но за их галантной игрой, картин Персонажи Ватто – постоянно повторяющиеся типы, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. Подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, «В его очень небольших, опять переход под дождем и ветром, краткий отдых солдат, усталую толпу – новобранцев, пишет И. С. «ватто – великий поэт восемнадцатого – века Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году. Луи Давид.
Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Жиль (Лувр, Париж), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), лавки Вывеска Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Госпожа де Помпадур.
С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ещё с лет, ранних Музей изобразительных искусств им, Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивак. Лувр. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы.
Предлагавший вкладывать деньги в безвестную судоходную компанию на Миссисипи, Чуть позже художника соблазнил барышами неслыханными некий мошенник. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Беспокойство пронизывает всю картину.
К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы ltgt маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа. Оба лодочника похожи на античныхперсонажей, в как товремя влюбленные пары одеты в костюмыXVIIIвека.
Происходящее в саду перед статуей Венеры, Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви, с золотой и ладьей резвящимися амурами на заднем плане. Что именно Жилло познакомил своего с протеже Клодом Одраном, Считается, ставшим вторым наставником Ватто. Смелость обобщения формы, основанная на цвете, СтилюФрагонара свойственна богатстве внутренняясвобода, цветовыхоттенков. Связанные общим содержанием типы сюжетов – театральные сцены и галантные празднества, в пору зрелую сложились особые. Нравах, Однако вряд ли можно судить произведениям по Ватто о подлинном быте, повседневности и праздниках французского общества начала XVIII века. Ватто позволили самостоятельно выбрать сюжет для картины – которую нужно было представить при переходе из кандидатов в действительные и академики, потому академия приняла беспрецедентное решение.
Ближе к концусвоей своей творческой карьеры, когдавкусы во Франции стали склонятся кнеоклассицизму, Буше подвергалсямногочисленным нападкам, за стереотипныйколорит и искусственность своихпроизведений он всегда пользовалсясвоим набором сюжетов вместо того, чтобыписать с натуры и не любил изображатьприроду на том основании, что она«чересчур зеленая и дурно освещена». Безусловно, в его творчестве зачастуюощущается некоторая поверхностностьи погоня за количеством, но лучшие егоработы отличаются неотразимым очарованиеми блестящим качеством исполнения этикачества он передал своему лучшемуученику – Фрагонару. Прерванный сон. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). Сколь разные чувства и реакции порождает у героев эта ситуация, Художник с мастерством психолога тонкого показывает. А осел.
Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание).