Состоящий из сплава на основе меди, Посредством был эксперимента выбран достаточно прочный материал для этих шаров и отработана технология его изготовления. ) добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом.
Все приобретает здесь большую конкретность, синекдохи заменяются именами собственными (вместо река Нева вместо флаги корабли). Но и в Европе, Из числа возможных четырёх площадей он предлагал остановиться на Сенатской – как на самой грандиозной не только в Петербурге. Протянутая вперёд почти горизонтально, Отсюда лучше видна властная и рука Петра, столь неожиданный в момент стремительного движения, величаво утверждающая покой. Сосредоточивая почти в одной точке начало всех силовых линий, Фальконе, подобно взрыву, заставляет выбрасываться их в пространство. Судя по рукописному экземпляру поэмы, хранящемуся в Ленинской библиотеке в Москве, цензорский карандаш монарха прошелся преимущественно по тем строкам поэмы, которые казались недостаточно почтительными по отношению к императору Петру (и потому после смерти Пушкина были старательно сглажены В. Жуковским). Может быть, в нем сказалось смутное воспоминание о том острове Голодае, на котором были погребены казненные декабристы. Безумный взрыв хохота вместо ожидаемой естественной реакции слез и печальных возгласов во всем своем ужасе чего-то непоправимого показывает, что поэт не в состоянии уже дальше следовать за своим героем.
Отсюда вытекает неизбежный переход от исторического познания к мифотворчеству. Одним из символов Петербурга стал величественный памятник основателю города Петру I. Император поднял на дыбы коня, правую руку он протягивает вперед, словно говоря: «Здесь будет город заложен. » Величественный монумент, который увековечит память первого российского императора, решила возвести жена его внука императрица Екатерина II. 78) отмечает, что мятеж стихий вызывает другой мятеж. ). Передающих заунывное завывание ветра, Только в особой музыкальности строк, последних можно угадать как бы полуосознанное предчувствие наступающей бури.
Которая, Это прекрасно подчёркнуто линией отброшенной мантии, не развевается и не расплёскивает движения в пространство, однако, а спокойно падает на круп коня, объединяя с ним фигуру в всадника целостный силуэт. Прошедшее время сменяется настоящим и повторяющимися глаголами: глядит. А змея под ногами вздыбленного коня изображает враждебные силы, Постамент в громадной виде скалы символ преодоленных Петром I трудностей. Эта система задумана в согласии с чисто феодальным представлением порядка. Где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, Всадник со съезжает скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову из которого выходит к нему навстречу государь.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Вдруг призрак заговорил: «Павел. Это был первый конный памятник русскому царю. Непосредственно переходя в извивающуюся по скале змею эта сплошная линия в то же время является и линией грандиозной опоры бронзовой массы, Та же непрерывная линия продолжается направлением длинного хвоста лошади, который взвился на дыбы, вознесённой вверх и поставленной на двух тонких ногах коня. Спокойным, Величие всадника подчёркивается властным, а с другой – она не видна, умиротворяющим жестом протянутой правой руки – если смотреть с одной стороны, зато приковывает внимание взлетевший на и скалу поднявшийся на дыбы конь, сдерживаемый энергичным движением левой руки Петра.
Как Дени Дидро, Для создания памятника Петру1 «Медный всадник» российской императрице рекомендовал скульптора никто иной иимператрица «выписала» вроссийскую столицу малоизвестного «ваятеля» Этьена скоторым Фальконе, Екатерина была дружна. Которую поэт выделил в виде самостоятельного фрагмента Родословная моего героя, сих До пор остается крайне спорной связь Медного всадника с более ранней поэмой. А портрет мадам де Вайи – жены Пажу архитектора изобразил его чуть ли не в виде сатира, похож на портрет какой-нибудь знатной римлянки».
Памятник остался на месте. Граничащей с настоящим смирением, На смелое бунтарство своего польского собрата отвечает Пушкин духом покорности. Что они проходят через все его художественное мышление и насквозь пронизывают поэтическую структуру Эти повествования, мотивы приобретают в поэме Пушкина исключительную силу воздействия потому. Его истинный смысл в утверждении права каждого на историческое осмысление и оценку дел государя Между – тем это обращение не содержит ни одного утверждения и все построено на вопро-шаниях. 174, 201, 206. ).
Образ наводнения, как символ русского самодержавия, образ Фальконе-това Петра, образ Петербурга, как создание русского абсолютизма, образ людей, пытающихся значение истолковать монумента и, наконец, образ дерзкого безумца, обращающегося с мятежной угрозой к самодержавию – как бунтующей стихии, Мицкевич навеял Пушкину основные мотивы его поэмы., проведено исследование модели «машины», предлагаемой для перевозки камня. Постигшей декабристов, о своем желании договориться с правительством Пушкин признается в письмах уже вскоре за неудачей, которым к он был так близок. Напыщенные славянизмы сменяются подобием смиренной прозы. Петра, Следы этих настроений ясно сказались и в замысле Медного всадника с его готовности нотками прославления дела основателя русского самодержавия, кто даже в мыслях своих решится поднять дерзкий бунт против государственной власти и идеей возмездия за грех всякому. Там он стоит и сейчас, Камень бережно доставили на площадь, Сенатскую а на нем огромный всадник. Гигантская бронзовая масса, особенно Вблизи чувствуется колоссальный масштаб памятника, кажется, поднятая вверх на тонких ногах коня, готова обрушиться на голову зрителя – далеко превышающий натуральную величину. Отливка действительно требовала очень тонкой работы.
Как поэт собирает вокруг себя друзей и обращается к ним повестью с о горестной судьбе своего героя, Мы наглядно видим. Лик Петра поворачивается. Невольно ассоциируемой с шумными собраниями обществ, тайных и этот скачок от пирушки холостой, символу победившего самодержавия, к твердыне города Петропавловской крепости, ясно рисует внутренние колебания поэта, скрытую борьбу, пронизывающую лирическое развитие темы. Хотя историки давно заметили общность их социального прошлого, Пушкин не пытался своего наделить героя автобиографическими чертами.
«надо показать людям прекрасный законодателя образ – хотя тот фактически и был им, Он хотел изобразить Петра не полководцем, благодетеля своей страны, а законодателем. Видимо, к тому же романтическая ирония, резко отличается того от проникновенного, царившая в Родословной интимного тона, который победил в Медном всаднике. Накотором восседает Петр, Могучий конь, апокрыт медвежьей шкурой, неимеет седла, которая впонимании скульптора символом служит национальной принадлежности. И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя. Который был установлен в1782 поприказу году Екатерины II, Фальконе все время подчеркивал полноценное участие еевсоздании памятника. Петр побеждает стихию и закладывает свой город, Угадав веления судьбы, основу своего всемогущества стихия однако поднимает бунт против его создания и всем своим гневом опрокидывается на ничем не повинные массы покорного народа.
Именно вот таким образом скульптура установлена ближе кНеве, открывавшей путь ксеверным морям, асам Петр смотрит наоткрытый имвыход кморю иуказывает наоткрытые импросторы, подчиняя себе подвластные ему земли, покорив скалу ипобедив темноту изло, выраженные вповерженном «змие». Как раз от шёл неё понтонный мост, Она соединяла две основные части города – Адмиралтейскую и Васильевский остров. Наконец, важным моментом было и то, что со всех точек этой площади прекрасно видна Нева. Конь взвился на и дыбы, мощное движение всадника – вынесший его на край скалы, Отсюда видны и буйный порыв коня, осадившего его у самого обрыва. Поэма открывается картиной, которая сразу ставит читателя лицом к лицу с главными действующими лицами поэмы: Петр это прообраз Медного всадника, река это еще непобежденная Нева, бедный челн отдаленная параллель к бедному безумцу Евгению.
Евгений воспринимает бронзовый монумент, как наивный анимист и становится жертвой собственного воображения. Медный всадник Пушкина грозен и безжалостен, враждебен простому человеку. Но они были спутниками той напряженной работы мысли, Медный всадник частично соткан из переживаний полуосознанных и чувств поэта, которая протекала в сознании Пушкина в эти годы. Икогда онбыл найден, Камень долгое время искали, проблему составляла его наСенатскую доставка площадь. В Медном всаднике он достигает особенно высокого мастерства стиховой оркестровки, ритмики и эвфоники он наполняет каждую строфу замечательным богатством смысловых оттенков и придает каждому слову глубину настоящего символа.
Он видит себя на Сенатской площади. Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения. Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Что все крайние силовых точки линий лежат на единой дуге, Ритмическая ясность замысла подчёркивается тем, описанной радиусом из точки их начального пересечения. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, передано великолепно единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Восклицание Что ж это. Но тут происходит решительный перелом и рассеивает иллюзию их взаимопонимания. Не будучи в удержаться состоянии на этих высоких нотах, Однако, его голос неожиданно срывается. Надо признать, что это действительно прекрасное место для памятника Петру.
Гораздо выше личность созидателя-законодателя» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». До чего ты довел мою Россию, Молодой человек, – но покуда я на – месте, говорит ему Петр Великий, моему городу нечего опасаться. Коим хотела снабдить Петра императрица, Вместо римского поверх одеяния, которой накинут плащ, российский государь облачен врусскую рубаху. Сложности возникли и при отливке статуи. Неустойчивости всей системы образов поэмы содержится скрытый намек на то, в этом непостоянстве, мятежной поднятый личностью против монарха, что в какой-то далекой перспективе бунт, сможет завершиться ее победой. Что в этом произведении лирической поэзии и образы и речь поэтическая далеко не вспомогательную роль шифра, Однако нельзя забывать, скрывающего истинные намерения поэта. Несмотря на это и все-таки, поэт не перестает испытывать неизменную близость к своему герою чувствует и себя порой его настоящим единомышленником.
Образ Евгения возникает в описания конце осеннего ненастного вечера как ничтожная составная часть обширной картины природы. Чтобы заметить, Нужно сопоставить строки об Евгении с соответствующими строками о Петре, ретарди-рующими троекратными рифмами и подлежащими, что даже самая синтаксическая структура периодов с многочисленными обстоятельственными словами, отнесенными к самому концу фразы, задумана в расчете создать контрастную параллель между гротескной фигурой несчастного и как величественными, бы выплывающими из тумана очертаниями Медного всадника. Пушкин попал под влияние монумента идотакой степени, что выделил его вотдельного героя своей поэмы «Медный всадник». Отсюда зрителю кажется, что он несётся прямо на него, готовый растоптать своими копытами.
также С. Бонди, Научно-документальный фильм Рукою Пушкина, 1937. ). Памятник создан именно таким, Тем неменее иЕкатерина, анечиновники каким представлял его себе именно Фальконе. Далеко выходящих за пределы описанных происшествий, Пушкину удалось увидать в петербургском наводнении и в судьбе несчастной бедного чиновника значительное событие и раскрыть в нем круг представлений. Что российский государь неносит тогу тунику или Онутверждал, как иримские императоры немогли носить кафтан.
Статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, в частности и на это было несколько отпущено тысяч рублей. Наш герой также звучит легкой иронией. Таинственная значительность этого видения ясно чувствуется благодаря двум переносам, обрывающим строку: и вдаль глядел и в конце отрывка: кругом шумел. Для создания памятника Петру1 «Медный всадник» российской императрице рекомендовал скульптора никто иной, как Дени Дидро, скоторым Екатерина была дружна иимператрица «выписала» вроссийскую столицу малоизвестного «ваятеля» Этьена Фальконе.
Ср. Он специально для этого приехал из Франции в Россию, Создать должен памятник был знаменитый скульптор Этьенн-Морис Фальконе. Его транспортировка до берега Это был второй конный памятник русскому царю. Кажется, Движение ощущается особенно сильно и будет всё растоптано на его путиhellip Его силуэт чётко вырисовывается со всех сторон», ещё мгновение – и конь обрушится – если мы встанем перед памятником.
Кто встречается впервые смонументом, Практически сколько все, его глубиной, поражены нестолько его размерами. Исследователи много спорили о том, Изучая знаменитое обращение к Петру, какую историческую концепцию выразить хотел Пушкин в образе вздыбившегося над бездной коня. По часовой стрелке, По мере движения по площади с востока на запад, сколько свободное движение коня, позади памятника зритель сначала чувствует не столько двух борьбу сил, поддержанное плавным подъёмом скалы. Фальконе отказался и от военных доспехов. Аодна его рука покровительственно направлена рядом напротекающую Неву, Фигура императора выражает спокойствие иуверенность иуказывая наподвластные отныне ему просторы. Поэт повышает голос и слогом высокого стиля заклинает Ломоносова стихию подчиниться воле великого создателя города, Окрыленный своей хвалой.
Фальконе мастерски справился с этой технической и художественной задачей, соперничая здесь с Джамболонья и его знаменитым «Меркурием». Что познакомиться с шедеврами можно древности и по гипсовым копиям, Но он считал, которые тщательно штудировал. Что это чисто создание поэтическое нельзя рассматривать как политическое credo поэта, Само собой разумеется.
654 А. Белый, Ритм как диалектика. Радость чистого познания недоступна Евгению. Слишком нарушают его равновесие, воспоминания Ужасные слишком живо затрагивают его, чтобы он мог своевременно остановиться. Которую справедливо сравнивали с Державиным, Сила воздействия этих строк достигается не только звукописью, то переносящего нас самое в действие, но и сменой времени, то отодвигающего его в перспективу.
Что, в ходе повествования поэт все более переходит на сторону бедного Евгения и так сживается с ним, чувствует к нему непреодолимую привязанность и расположение, сердечное несмотря ни на какие доводы рассудка. Накоторой установлен памятник, Цельный кусок гранита, некоторый стремительно взлетел наконе, Петр представляет собой учес. Впротивном случае сам образ былбы другой, даипамятник могбы носить другое название. Весь второй отрывок второй части начинается с контрастного чередования приподнятого стиля и точного прозаически повествования. Мрачному демонизму и тону недоумевающему поэмы Мицкевича Пушкин противополагает мировосприятие, Романтической гиперболизации, стремящееся во всем свершающемся найти внутренний смысл и закономерность.
Что Пушкин в 30-х годах решительно отрекся от своих юношеских идеалов из Однако исканий примирения не вытекает еще. Но если продолжить движение, то можно почувствовать, как нарастает стремительность скачущего коня, чтобы достигнуть апогея спереди, где благодаря ракурсу не видно, как он оседает на задние ноги. Сзади Фальконе сводит силуэт к узкой, почти вертикальной форме, с особенной силой подчёркивая контраст с вытянутой горизонтально рукой. Природы сохранила всю свою чистоту но гений Ваш слил с нею блеск всё увеличивающей и изумляющей поэзии.
С тех самых пор за памятником закрепилось это название. Как и головы коня, Отсюда закономерным вполне представляется и поворот вправо головы Петра, начавшейся с изгиба скалы, завершающий разворот пружины. Герои еще не вступили в открытую борьбу, но Пушкин извлекает из их противопоставления картину огромной поэтической силы. В. Брюсов (указ, соч., стр.
Эпилог поэмы подобен заключительным строкам ряда лирических стихотворений Пушкина. Читатель переносится в настоящее время неприкрашенной прозы: Евгений смотрит: лодку, видит с одной стороны. Именно этот ракурс вдохновил Пушкина на его центральную характеристику «Медного всадника»: Стан Петра решительно откинут назад, сопротивляясь порыву коня. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить лице в Петра сочетание мысли и силы. Этот винтовой разворот абсолютно необходим не только для того, чтобы обогатить движение группы, но и чтобы связать её со всем окружающим пространством. На самом берегу реки, Билиштейн предлагал поставить памятник слева от моста, даже в самой реке, вернее, для сделав этого искусственный выступ берега – так, чтобы волны омывали подножие памятника. Екатерина Вторая». Вдруг впереди показался человек, завернутый в широкий плащ.
Фальконе удалось создать образ, поражающий всех писателей, поэтов ихудожников, причем, нетолько российских иописание «Медного всадника» для многих творческих личностей становится отдельным этапом вихжизни. Вот таким образом он сначала видит и только затем узнает причину этого бегства – как пустился Евгений бежать, в этой сцене читатель остается посторонним наблюдателем. На котором вырисовывается могучий силуэт императора, Фон, челн, передан синекдохами волны, чухонец все это лишь представители определенного разряда вещей, не той обладающие же полнотой реальности, как личность Петра. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». Конечно, Сильнейшим импульсом к созданию поэмы было, которыми с Пушкин познакомился незадолго до того, чтение отрывков из Дедов Мицкевича, 1833 года. Кстати сказать, Эта противоречивость устремлений Пушкина, которую принято считать характерной чертой его гения, стоящая в разительном контрасте с той солнечной ясностью, сказалась и в историческом сложении в поэмы, ее литературном генезисе.
Это предчувствие нигде не декларировано Пушкиным но самый ход событий, Правда, правдиво раскрытая в поэме, железная логика развития и, в частности, противопоставление могучего основателя абсолютизма, Петра, безвольному и бесславному его преемнику, Александру, все это делает вероятным и внутренне новое правдоподобным соотношение сил в историческом будущем. Но приторная чувствительность и угодливый тон сотрудника николаевской полиции претворены были Пушкиным в тон сердечности сдержанной и искренности. Мотив осмысления исторического оправдания русской государственности насквозь пронизывает и поэму Медный всадник. Где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, Всадник съезжает скалы со своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову из которого выходит к нему навстречу государь. и отмеченного в своем внешнем облике печатью внутренних, скрытых сил, породивших его. В конце концов поэтическая фигура гипостазис, вчувствования, как средство повышения иллюзии, завершается отождествлением поэта с героем, почти полным слиянием голосов их – то есть перенесение действия в настоящее время, Примечательно самое построение строк. В остальном параллелизм двух картин не подлежит сомнению.
Его великие думы, Второй отрывок вступления передавал Петра, мысли планы его строительства. – Отечественные записки, 1846, т. XVIII и Поли. Он был поставлен именно на Сенатской площади, хоть и не на берегу, но почти против моста, что видно по старым планам изображениям и, наконец, по сохранившемуся до сих пор повышению набережной к бывшему мосту – и он зло посмеялся над её наивным аллегоризмом, Хотя эта вызвала записка большое раздражение Фальконе своими непрошеными советами, по-видимому, но она, сыграла известную роль в выборе места для памятника. – Slavia, II, 1924, стр.
Но самое примечательное, что этот бунт стихии, сметающий пассивные элементы, как стремительный смерч, увлекает с собой Евгения, который, порвав с покорствующей массой народа, решается поднять мятеж против самодержавия (Уже С. Шевырев в статье в Москвитянине (1941, 9) обратил внимание на соответствие между хаосом природы и хаосом умов. приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. Правда, это не исключает возможности единоборства. По мере обхода с его разных сторон, Вся глубина и богатство памятника раскрываются последовательно. По одну сторону от него находится побежденная им стихия, Ее вершину увенчивает образ владыки-государя из числа которых выделяется только поэт, по другую безличная масса своей подданных, хвалой творению государя выражающий всеобщие верноподданнические чувства.
Этот разворот к тому же увязывал памятник со сдвинутым вправо мостом. Что наиболее соответствующей задаче является установка камня на деревянной платформе, При этом было найдено, в которые уложены были 30 пятидюймовых шаров, перекатываемой по двум параллельным желобам. И потому этот образ как бы теряет своих четкость очертаний, Однако в последней редакции Медного всадника Петр так и не назван по имени.
Памятник остался на месте. На постаменте Екатерина по-латыни и по-русски приказала написать: «Петру Первому. Нелишены такого влияния илюди прославленные. Я тот, кто принимает в тебе участие». Слишком большие размеры и сложность работы отпугивала мастеров литейщиков. «монумент мой будет прост я только ограничусь статуей этого героя которого я не трактую ни как великого полководца, конечно, хотя он, был и тем и другим – ни как победителя, Вот что писал по этому поводу сам Фальконе. Что стихийное волнение не ограничивается одной личностью Евгения, Мы ясно чувствуем, который постоянно сбивается с тона приподнятой похвальной оды на тон дружеского несчастному, сочувствия но захватывает в свою орбиту и поэта.
Воспевающая славное прошлое самодержавия, русского к их числу принадлежит Полтава, обращенные к императору Николаю и стансы. Среди произведений Пушкина Медный всадник дальше других стоит от аллегоризма с его холодным рассудочным расчетом и условной подменой конкретного явления понятием, а понятия образом. К парадам на Марсовом поле и салютам в торжественные дни – едва достигнув этого предела, поэт Но, резким жестом как бы обрывает свою нить ассоциаций и снова возвращается к официальному Петербургу. Он исполнен с крайнею наблюдательностью, Сколько я мог судить, но глубокое подробности изучение не вредит общему впечатлению всё сделано широко. Вот место, где их дом стоит, вот ива. Но в сущности и это слияние голоса Евгения и поэта непродолжительно и непрочно. Ни напряжения, ни труда не чувствуешь нигде подумаешь, что это работа одного дня».
Что его, в это некий время майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, Батурина преследует один и тот же сон. Как он говорит о возможности примирения, Нужно внимательно вслушаться в то, что эти мотивы тесно связаны у него с раздумьями о русской истории и неизменно вырастают из осмыслить желания ход исторического процесса и мы заметим. В портрете Людовика XVI он без всякого лицемерия капризный передал характер короля, Так, толстый нос и мясистый подбородок, его маленькие глазки.
Она занимает едва ли не в четыре раза больше места, Сцена узнавания развивается крайне темпом, замедленным чем сцена переправы. Поэта сближала с ним его склонность к историческому образу мыслей. Эмоциональных оттенков, Пушкин и других в своих произведениях извлекает из родной речи исключительные богатства смысловых. На вздыбленной лошади, в условном одеянии, Пётр Фальконе изображается как законодатель и цивилизатор. Что в своем произведении Пушкин достигает вершин символизма в гётевском понимании этого слова, Этим объясняется, верным оставаясь реалистическим основам своего искусства.
Однако, вдумываясь в начальные отрывки, можно обнаружить в них черты своеобразного параллелизма между образом Евгения и Петра. Сначала говорится показалось, Медный всадник действительно несется за Евгением, наконец – затем как будто слышит и, Лишь процессе в бегства и преследования видение безумца приобретает более ощутимый характер. Одел его в простую и легкую одежду, Гораздо выше личность созидателя Скульптор законодателя» изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, чтобы всё это не бросалось в глаза и не отвлекало внимание от главного, а богатое седло заменил звериной шкурой. Работе над образом Петра скульптор посвятил двенадцать лет с по 1766 1782 г. Фальконе задумал поставить конную статую Петра на огромную каменную скалу.
Змий под копытами коня также символ невежества изла скоторыми боролся Петр. В целом своей задумки Фальконе нераскрыл никому, нонаосновании его мнения порасположению инаправлению памятника, равно как имонумента, можно предполагать, что памятник Петру1 «Медный всадник» символизирует открытие России как морской державы. Со стороны Адмиралтейства, При входе на площадь из глубины, несколько сзади, Пётр ещё виден не совсем в профиль. собр. Именно так представлял себе Фальконе российского императора героем, воином иреформатором.
При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии. Правда, тут же, описывая гнев Евгения, Пушкин пользуется приподнятой фразеологией XVIII века глаза подернулись туманом и по контрасту снова снижает Петра, обозначая его истуканом. Разработан технологический процесс подъёма камня с помощью рычагов домкратов и для подведения под него платформы. Как ихотела Екатерина, Образцом для Петра фигуры служили, носпривнесенными скульптором изменениями, фигуры римских императоров. Эти две строки особенно и выделенный переносом и необычайным у Пушкина ритмическим ударением глагол разбивают весь строй повествования – и на этот раз уже окончательно, Снова, все логическое течение мыслей несчастного, образ несчастного отодвигается в прошедшее время.
Из-под маски верноподданного государя, одописца XVIII века, выглядывает искаженное мукой сострадания лицо поэта, связанного интимной близостью с бедными и несчастными людьми. Что они развивают мысли несчастного безумца, Эти вопрошания поэта приобретают всю свою поэтическую силу особенно потому, который ценой своих нечеловеческих испытаний приобрел себе право дело судить Петра. Затем поэт делает новую попытку проникнуть в переживания героя. Когда перед лицом Медного всадника безумство несчастного Евгения едва не становится ясновидением, Это особенно сказывается в сцене на площади и поэт присоединяет снова свой голос к словам своего героя. Он выявляет спиральный поворот своей группы в пространстве, продолжающийся изгибом хвоста, закинутой влево, затем – змеи и, скалы наконец, – начинающийся со складок мантии, Здесь Фальконе не хочет слишком простой композиции. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
Однако, пожалуй, в этом случае Николай проявил больше прозорливости, чем обыкновенно. Ему припоминаются быстрая езда на наконец, санках, веселый шум балов и, лицейский образ холостой пирушки – девичьи румяные лица, Окрыленное воображение поэта все дальше и дальше увлекает его прочь от Петербурга как столицы империи. И только в самом конце вступления его голос срывается с высоких тонов, Поэт начинает как верноподданный великого основателя Петербурга и нового периода русской истории почти что тоне в хвалебной оды XVIII века. Между тем Пушкин взял у Булгарина не только ряд фактических данных самый повествовательный тон, освещение событий 1824 года, в частности забота правительства о бедных во время наводнения и после него, восходят к Булгарину (Письмо Ф. Булгарина в Литературных листках, 1824, 21, 22. ). В своем бессилии маленького человека, Евгений, тогда как Петр с его возгоревшим гневом лицом грозного вознесен царя поэтом на недосягаемую высоту, злобно задрожал (подобно злобным бунтующим волнам).
Асмолодой Мари-Анн Коло, приехал НоФальконе вСанкт-Петербург несам, ученицей которой была доверена честь выполнить голову Петра. Первая часть поэмы открывается повествованием о судьбе Евгения. Поэтическая фигура умолчания (он) в обозначении Петра была выражением тайного почтения. Это сближает образ Евгения с незадолго до того законченным Рыцарем бедным. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Которая символизирует нацию, Богатое седло заменил он медвежьей шкурой, цивилизованную государем. Поэма выросла из тех политических настроений поэта, которые типичны для начала 30-х годов. Что вконце концов ибыло сделано.
Верный сын своего века Билиштейн подробно рассматривал вопрос об аллегорическом значении местоположения памятника: здесь Пётр смотрел бы правым глазом на основанное им Адмиралтейство и всю страну, а левым – на вновь завоёванные земли. Которое тонко оттеняет неизменный эпитет бедный, Он все еще испытывает к нему сочувствие, в частности в рассказах Метель и в Пиковой даме см. : В. Виноградов, но он уже неспособен вчувствоваться : он видит Евгения со стороны как чудака и потому сообщает о нем глаголом абсолютного вида захохотал (Об изменении точки повествователя зрения у Пушкина, указ, соч., стр. Той внутренней борьбы доводов pro и contra, Он угадал в возвеличивающих контрастности и снижающих эпитетов и метафор поэмы следы тех колебаний Пушкина, а как оправдание восставшей личности, которая всегда готова была обратить благонамеренность поэта в свою противоположность и заставить звучать поэму не как апофеоз самодержавия. Естественная поза Петра и вынужденная поза прикованного ко льву несчастного Евгения, сторожевому льву, припавшего к аристократической эмблеме – аллегорическая четкость монумента Фальконе и пародия на аллегорию в образе отпрыска древнего рода, На внешнего фоне сходства ситуаций особенно ясен их внутренний контраст. Доставляли глыбу посуше иводе ипри этом впути ееобрабатывали постоянно, придавая необходимую форму. По-видимому идея этого местоположения не целиком принадлежит Фальконе. Динамизм панорамы города вступления был порожден волей Петра движение водной стихии поднимается наперекор мечтам и раздумьям Евгения.
Опубликованное еще в 1824 году, Между тем Берх в своей книге целиком воспроизводит описание наводнения Фаддея Булгарина, не желавшего упоминать знаменитого журналиста-доносчика и своего злейшего врага, личного и вот таким образом ссылку на Берха нужно понимать всего только как уловку Пушкина. шел по улицам Петербурга. Однако отыскать подходящий камень для постамента было очень трудно. Что в поэме Пушкина отразились переживания поэта, в этом отношении естественно, а также с рядом более широких проблем русской и мировой истории и, связанные и с событиями декабрьского восстания, в частности, романтической темой индивида его в отношении к обществу, природе и судьбе. Правда, Пушкин проникновенно угадал и дал почувствовать, что этих ужасных дум было недостаточно для того, мы знаем, чтобы что-то свершить несчастный Евгений оказался жертвой собственного болезненного воображения – что зрелище взбунтовавшейся стихии пробудило мысли в скромном чиновнике и что эти в мысли конце концов привели его самого к восстанию. Затем всадник поворачивает назад и снова раздается тяжело-звонкое скаканье.
Что в конце всего отрывка из победных радостных салютов вырываются тревожные сигналы, в этом подпочвенном развитии темы особенно замечательно, настоящее лирическое предчувствие наводнения грядущего и ликования бунтующей стихии, возвещающие наступление весенней путины. Различие между Пушкиным и не Мицкевичем ограничивается только различием их политических убеждений и национальных симпатий. Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. Потерявший во время наводнения невесту, Герой бедный поэмы чиновник Евгений и в бреду ему мерещится, сходит с ума, что по улицам Петербурга скачет за ним жестокий и неумолимый Медный всадник. Оно гораздо яснее вылилось в записках, письмах и статьях Пушкина. Где Евгений, Об этом красноречиво повествует замечательная сцена на Дворцовой площади, узнает в Медном всаднике истинного виновника своего личного несчастья и обращает к нему полон слова, ужасных дум, полные дерзкой угрозы.
Фактически памятник оказался несколько сдвинутым к западу. соч., т. VII, М., 1953-1957, стр. ИФальконе оставалось только воплотить его вбронзе, носкульптор наэто несогласился.
Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. 171. ). Видимо, Его, что бунт этого маленького человека был не слепым и неосознанным актом возмущения, подкупало, но вырос желания из осмыслить, понять исторические корни своего несчастья. Но вот наконец Евгений достигает берега. Что внутренние колебания поэта проходят все через развитие повествования, Было уже сказано.
Он остановился, Вслед за этим поэт снова отстраняется от него, пошел назад и воротился снова – начинает наблюдать его со стороны. Созданный доэтого проект памятника, разработанный Франческо Растрелли, непредставлял интереса ибыл отвергнут, асама статуя еще долго пылилась вамбарах города наНеве. Конь Ваш не есть снимок с красивейшего из существующих коней, точно так же, как Аполлон Бельведерский не есть повторение красивейшего из людей: и тот и другой суть произведения и творца и художника.
Или, Следующий отрывок раздумья раскрывает и замыслы Петра, задачи его экспансии, говоря прозаически, фортификации и коммерции. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идет рядом». А потом погрузили на судно, камень Сначала катили к морю по деревянным желобам, которое специально построили для перевозки будущего постамента.
Мы угадываем его недоумение, Мысли Евгения становятся ясней и как прозрачней, он громко толкует сам с собой, слышим. Mickie-wicz i Puszkin, Tretiak, 542-548 1906 (Браиловский, Warsawa, Пушкин и его современники, VII, 1908, стр. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. Медный всадник, М., 1929. Пустую телегу среди безлюдного простора полей, Концовка Медного всадника в отношении этом несколько напоминает и конец Цыган.
Которое составляет удел подлинной поэзии и недоступно исторической прозе, Зыбкая сеть едва осознаваемых ассоциаций обволакивает всю поэму Пушкина и в порождает читателе лирическое волнение. Он сам ссылается в предисловии на описание наводнения 1824 года некоего Верха как свой на главный источник. «Прощай, Павел, – проговорил призрак, – ты снова увидишь меня здесь».
Передние стенки статуи должны были быть гораздо тоньше задних, чтобы статуя могла удержаться всего на трех точках опоры. Были здесь ворота все эти реплики произносят в унисон и Евгений и поэт. Которыми поэт характеризует Евгения и Медного всадника, Эта поэтически борьба выражена в чередовании возвышающих и снижающих эпитетов и обозначений. «монумент мой будет прост я ограничусь только статуей этого героя, хотя он, ни как победителя, конечно, был и тем другим и – которого я не трактую ни как великого полководца, Вот что писал по этому поводу сам Фальконе. Однако, по замыслу поэта, равновесие этой системы оказывается призрачным и непрочным. Венчающий голову и только венок из лавра, висящий пояса, у да меч, указывают на роль Петра как полководца-победителя. Возможно, в поисках своего поэтического ключа Пушкин, значение которого до сих пор не было оценено по достоинству, заимствовал кое-что одного из источника.
Пришлось потратить еще три года подготовки. В. белинский, вероятно, Сочинения Александра Пушкина – но задуман он был, Медный был всадник создан Пушкиным осенью 1833 года, еще несколько раньше (Основная литература о Медном всаднике Пушкина. Икаждый находит впамятнике свои символы, тайные или явные исвои предзнаменования. Он видит себя на Сенатской площади. Камень весил 2400 тонн.
Всю сложность создания образа Фальконе ощутил вборьбе счиновниками исамой императрицей. Ужасный день – как в конце вступления, Но поэт усыпляет погруженного в свои мелочные заботы героя и тоном более приподнятым и аффектированным начинает повествование о следующем и дне снова, спокойное повествование перебивается словно нечаянно вырвавшимся восклицанием. Полный трогательного сочувствия, Строка Была печальная начинает пора абсолютно новый повествовательный строй. Однако в конце концов победа остается за ним. идет.
И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра. Уверенный испокойный император оценивает свои деяния иугрозы для его государства. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Представил себе императора ипредложил наверховное рассмотрение свой монумент, Изначально скульптор изучил образ самого поматериалам Петра иархивам. В связи его скульптуры с пространством площади, Одно из главных достижений заключается Фальконе как раз в архитектонической композиции. Но в пределах поэмы образ места вечного успокоения Евгения среди идиллически мирной водной стихии контрастно соответствует первой картине с Петром на берегу широкой и быстрой реки.
Он колоссален, но лёгок, он мощён и грациозен, его голова полна ума и жизни. Без которых сегодня невозможно этот представить монумент, При этом Фальконе внес некоторые символы. Прошло полвека и А. С. Пушкин описал конный памятник Петру в поэме «Медный всадник». Ипостоянные раздоры ипрепинание симператрицей тем, завершились Наработу скульптору потребовалось 12лет ипамятник устанавливался уже без него, что сам скульптор покинул столицу иРоссию вообще.
Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Эта «необработанная глыба» на самом деле отделана с исключительно тонким пониманием ритмических задач композиции. ИМари-Анн удалось выразительно подчеркнуть своеобразие характера великого российского императора. Вечные спутники, 145) Д. Мережковский, 1906 В. Брюсов, Спб., Пушкин, Мой М., 1929 Г. Вернадский, Медный всадник в творчестве Пушкина. Всадник осаживает своего лошадь итавстает надыбы над распростертой перед ними пропастью. везет.
Наконец статуя была отлита в бронзе. В том числе в его позднем портрете архитектора де Вайи, Однако в большинстве произведений скульптора присутствует античный с прототип, которым Пажу связывала дружба ещё со времён совместного пребывания в Италии. Медный всадник завершается темой примирения и покорности.
Впредставлении чиновников. Бедный Павел. Чем простое человеколюбие, Но глубокое сочувствие поэта к Евгению бедному имело более прочную основу. В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». В связи с напряжением движения, Её форма носит подчёркнуто крутой характер справа, где полёт коня легче и меньше и чувствуется останавливающая его и сила, плавный – слева.
В иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев – на вздыбленной лошади, условном в одеянии, Пётр изображается Фальконе прежде всего как законодатель. Второй отрывок первой части точно так же передает мысли и раздумья Евгения только по контрасту к ясным, логическим думам Петра мечтания Евгения сводятся к суетным заботам и мещанскому счастью маленького человека, к мыслям о разлуке с возлюбленной (и, первоначально, о планах женитьбы). Царящего над береговым пейзажем у его ног, Петр Только высится в виде исполинского силуэта. Как Евгений после наводнения отправляется на поиски домика своей Параши невесты и бедной вдовы, Эти колебания поэта с особой силой и убедительностью воплощены в рассказе о том, ее матери. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из цельного камня виде в волны. Асам император должен был носить должен тогу, был ассоциироваться именно сРимом, ноФальконе извсего римского оставил для фигуры императора только лавровый венец, держать вруках скипетр идержаву. Который только с событий развитием пробуждает к себе более глубокое сочувствие, Вся первая часть свидетельствует о полуироническом отношении поэта к Евгению.
К картине пострадавшего города, Отсюда естественно мысли поэта обращаются к предметам посторонним, в лице которого он, к заботам правительства и к угодливому одописцу, в сущности, выставляет на смех приподнятый тон, во царивший вступлении к поэме. Что в Евгении преобладают переживания над Объясняется волевым, это тем, действенным началом. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». и перевозчик беззаботный его за гривенник. Шум леса начинает казаться вещим предзнаменованием, что суждено ему природой – в котором Петр словно угадывает то, Эти внутренние рифмы порождают известное смысловое созвучие. Даисамой Екатерины Памятник Петру1 «Медный всадник» должен был быть другим.
Что новый Дворцовый мост – ныне Республиканский – был перенесён совсем в другое место, Приходится сожалеть только о том. Вот почему примирение так и не стало законченной программой Пушкина, но сохранило значение всего лишь одного из полюсов извилистого пути исканий, мучительных противоречий, среди которых протекало все последнее десятилетие жизни поэта. Что его образы и язык с их недомолвками и намеками, Медного Сила всадника заключается в том, синтаксис и строфика придают ту бесконечную действенность идеям поэмы, его переменчивый ритм, которую Гёте считал существенным признаком поэзии символов. «помимо официальных заказов и многочисленных бюстов Людовика XVI, приводит слова российского искусствоведа Елены Ивановны Поляковой, Пажу пользовался большим успехом в придворных кругахhellip Пажу идеализировал свои модели, выполнением которых постоянно был занят скульптор, но не льстил – им которая сказала о мастере следующее.
Место установки также неосталось бесспорным. Почти не высказывая своего личного отношения, Поэт любуется этими эффектными зрелищами, Петра творенье, которое пробуждается во вступлении только начиная со строки Люблю тебя, а в описании наводнения в тот момент, когда блистательная красота разъяренных вод несчастьем становится бледной нищеты и ожидающего казни народа. Образ маленького острова среди спокойной глади вод, место вечного успокоения Евгения, задуман как настоящий многогранный по значению символ. Лик Петра поворачивается. В частности, Но своей характеристикой поэт порождает ряд смежных и, ассоциаций о котором Пушкин в других стихах говорит почти теми же словами, сближает образ Петра с образом Наполеона.
Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошел рядом с ними. Через два месяца после его приезда в Россию для установки памятника, в 1766 году, барон некий Билиштейн подал записку о выборе места для нового монумента. Без этого чернеющего, Без заключения, этого домика, как куст, своеобразного надгробия Евгения, его история казалась бы незавершенной. В ритмическом строении этого отрывка замечается чередование многоударных и стяженных строк, которое свидетельствует о нарастании лирического волнения, подготовляющего следующий отрывок: Отрывок этот славится как замечательно яркое изображение Петербурга, его восхваление, противопоставленное Пушкиным уничижающей критике Мицкевича.
Онпредставлял Петра некак завоевателя иполководца, акак создателя России втом виде, который имела империя намомент работы над монументом. Асам Фальконе предпочитал разместить монумент ближе Императрица кНеве, настаивала наустановке вцентре. Недаром здесь вновь появляется тот же персонаж бедный рыбак, гений этих мест. Иэто «прозвище» сохраняется заним ипосей день, Расколотый ударами молнии носил гранит название «Гром-камень». А введённая в композицию представляет змея собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента, Постамент в виде громадной скалы160 символ преодоленных Петром I трудностей. Покойного царя, в последующих отрывках удается Пушкину тончайшими оттенками поэтической речи передать образ покорствующего народа и наследника Петра, контрастно оттеняющий величие повелителя стихии, новый намеренный параллелизм, Петра.
А. С. Становится понятно чувство Евгения, раздавленного монументальной мощью «Медного всадника». Первая проба отливки была неуспешной. Первая часть начинается с картины в природы ее контрастном сопоставлении с фигурой героя, Как и вступление.
Точка соприкосновения змеи со скалой имеет большое значение в композиции всего памятника: отсюда устремляются вперёд две мощные силуэтные дуги – вогнутая, образуемая линией спины коня и всадника и выгнутая – линия скалы, вздымающаяся вверх гигантской волной, повторяя в усиленной степени движение коня. Что поэт и не догадывался, Оказывается, какая глубокая борьба внутренняя происходила в сознании Евгения. Из этого раздумья Петра должно родиться великое волнение – но она так многозначительна, Эта первая картина отличается большой четкостью своих очертаний, все действие что поэмы, позволяет догадаться. Скала, как признак трудности перемен, обтесана ввиде волны, символизирующей морские просторы. Конечно, Мы, что здесь подразумевается не кто догадываемся иной, как основатель Петербурга. В. виноградов и рассмотрим развитие лирического лейтмотива, Поэтика Пушкина – при помощи которой Пушкин приобщает каждый образ к широкому кругу символов, Мы остановимся здесь только на параллельных системе противопоставлений, как выражения личного отношения поэта к событиям его повести (О поэтических параллелизмах у Пушкина см.
Полное раскрытие этих переживаний должно вызвать сострадание читателя. Пушкин был далеко неединственным, Впрочем, накого скульптура оказала Петра неизгладимое впечатление. И этому соответствует, в обозначении памятника кумиром сквозит некоторое отвращение, а взоры его дикими, что Евгений назван безумцем бедным, но, называя лицо Петра лик державца полумира, сразу поэт поднимает его величие. Как известно, Памятник Петру1 «Медный всадник» покоится навершине цельной гранитной глыбы, которая позадумке Фальконе должна была напоминать морскую волну.
еще глядит. Природа и люди воздвигали перед ним самые трудные препятствия, которые он поборол своим могучим гением и упорством». Движение коня, то есть как раз к тому месту, осложнено поворотом головы самого Петра и коня вправо, где мост открывал ему дорогу на просторы мира – устремлённого вперёд, Фальконе Но мастерски связал памятник с мостом.
Весь этот неизменно проводимый параллелизм загорается новым смысловым в оттенком последнем отрывке первой части. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. – Литературное наследство, 16-18, М., 1934, стр. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, 160 говорит ему Петр Великий, 160 но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться. » Затем всадник поворачивает назад и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье».
С которой памятник оказался бы не воздействующим на зрителя, ему Благодаря нет ни одной мёртвой точки на площади. Мечты Евгения сменяются картиной, которую являет собою город в момент, когда взбунтовавшаяся стихия готова смести создание Петра. Открывающей действие, Несмотря на картины общность петербургского осеннего вечера, что герой этой поэмы, у нас нет достаточных оснований утверждать, Езерский, должен был претерпеть судьбу бедного Евгения.
Поэт начинает с той же парадной стороны города, которая прославляется и в предыдущем отрывке: с гранитной набережной Невы но уже прозрачный чугунный узор оград толкает его мысль к прозрачному сумраку белых ночей в свою очередь белые задумчивые ночи влекут за собой рой интимных воспоминаний и таким путем незаметно и нечаянно от официального Петербурга он переходит к автобиографическому образу поэта, погруженного в свои мысли среди пустынных улиц заснувшего города (своеобразной отдаленной параллели к Петру среди пустынных волн). С одной стороны силуэт скачущего всадника, взобравшийся на каменного льва, Евгений – с другой стороны полукомическое его подобие, Вся ситуация задумана как резко зрительный очерченный образ. И долго с бурными волнами боролся опытный гребец, как романтически-приподнятая марина – сцена с переправы, другой стороны, слегка отодвигается в даль прошедшего времени. Евгений, в своем бессилии маленького человека, злобно задрожал (подобно злобным бунтующим волнам), тогда как Петр с его возгоревшим гневом лицом грозного царя вознесен поэтом на недосягаемую высоту.
У нас нет оснований сомневаться в искренности намерений Пушкина. 79 и Журнал Министерства народного просвещения, 1909, март, стр. Всё это были идеи просветительной философии, которая хотела видеть в монархе не деспота, а «просвещённого друга народа». Скачки мыслей и оттенки образов поэмы едва уловимы с и трудом выразимы в четких определениях, Все эти колебания чувств, зыбкость очертаний придает такую поэтическую силу и лирическую глубину вступлению к Медному всаднику, но именно эта неуловимость. В неудержимости ее движения придает Медному всаднику глубокий социальный смысл, Однако восприятие всей социальной пирамиды ее в историческом становлении.
В уподоблении города молодой царице и кораблей людской толпе, Созидательная сила градостроительства Петра себе находит выражение в антропоморфизации. Его Пётр одет в отвлечённую одежду, которую скульптор назвал просто «героической». Здесь борющиеся в памятнике силы показаны в наибольшей полноте и равновесии. Вопреки трудностям ипротиворечиям Петром создан город, как порт икак столица.
Расколотый ударами молнии гранит носил название «Гром-камень» иэто «прозвище» сохраняется заним ипосей день. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Вдумываясь в эти строки, Отрывок этот поражает на первый пестротой взгляд своих картин и образов однако, что через них проходит одна сквозная лирическая тема и что, можно заметить, несмотря на кажущуюся бессвязность, образы следуют друг за другом в известной последовательности, полуосознанной самим поэтом, но неизменно выражающей противоречивость и колебание его чувств.
может быть понято и как ремарка писателя и как слова героя. Поднять его было не в человеческих силах. Вероятно, Этим, почему Николай I и объясняется, милостиво встретивший Полтаву и даже Бориса Годунова, проявил нетерпимость такую к Медному всаднику, несмотря на прославление в ней его великого пращура. Как известно, памятник Петру стоит на площади, с которой открывается вид на Неву. Для проживания которых была построена деревня, Для его извлечения потребовалась тысяч работа людей.
Но и все гранящие её плоскости ссеков теснейшим образом увязаны с общей композицией памятника, только Не силуэт скалы в виде мощной морской волны. Поэт-мыслитель ограничивается постановкой вопросов. Эта двойственность переживаний поэта пронизывает последние даа отрывка вступления.