Знаменитый своими современными памятниками-путешественниками скульптор Стюард Джонсон (John Seward Johnson, Jr. ) решил воплотить творение Матисса в 3D– иными словами, он создал скульптуру, повторяющую панно «Танец» в Эрмитаже. Это обычно проживает в Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции -- декоративных панно "Танец" и "Музыка" Анри Матисса. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка «Танец» и «Музыка». Танец – созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец».
От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался.
Когда он показывал их близким друзьям в в гараже Ницце, Единственной публичной демонстрацией панно остались те десять дней. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Композиция есть искусство расположения в том или ином декоративном порядке различных компонентов целого с целью выразить чувства художника. И я должен был связать рисунок со стеной, Все должно было стать архитектурным целым, а переходили в непрерывном движении одна в другую Чтобы организовать все это и получить что-то живое, под чтобы огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»).
Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины. Но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи, Не работы все Матисса удовлетворяют этому идеалу. Опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга, третьей На стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки. Среди его находок искусно отметим подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Но уже вскоре, в связи с этим Щукин отказался от изменил них, своё решение, по прибытии в Москву. Но об этом уже сказано в других разделах. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло.
Коллекция Ивана Щукина после Октябрьской революции была национализирована передана и в музей нового западного искусства в Москве, Он потерял основных коллекционеров – Сара и Майкл Стайны лишились своей уникальной коллекции в годы войны и вернулись в США, французские коллекционеры и музеи не сильно интересовались творчеством Матисса. Как Матисс вдруг сделал ужасное открытие, Американская пресса уже устроить готовилась шумный прием мерионским панно. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец».
Декорировать центральный зал его нового музея в Мерионе, Впервые они встретились 27 сентября года, 1930 пригороде Филадельфии – и Барнс сразу сделал Матиссу предложение. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Занимаемые фигурами места, пропорции все свою играет роль – пустые пространства вокруг, Вся композиция моей картины экспрессивна. Руки, Головы, кисти рук исчезали пределами за холста, ноги, чтобы соединиться с невидимыми телами, мелькавшими в изгибах аркады. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Столь рассердившими парижских критиков и искусства, ценителей Его картина полыхает яркими красками. Что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, Все это между нами – главное то, блестящий результат моей работы, был насколько на это способен. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Другое название этой работы – «Десерт».
А помощник – вырезать фрагменты фигур и прикалывать холсту, к После этого Матисс стал наносить композицию на окрашенную бумагу. Заказчик становился все более нетерпеливым, По мере как того декоративные панно обретали форму. Испытывавший недостаток в средствах, Матисс, а Амели открыла шляпную оформлял мастерскую, театральные спектакли. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Чтобы договорииься о визите, Когда в пятницу Матисс телеграфировал в Мерион, Барнс уже свой запер дворец и уехал в Европу.
Смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета, Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Полем Сера Синьяком и увлекся дивизионизмом. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Заказчик и художник, Оба, были необычайно воодушевлены и остались заключенной довольны сделкой. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора.
Анри Матисс не был исключением. В размере оригинала, Саму же композицию он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, 8211 вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском на угля конце. Своей главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с опорой наfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUконтрастfont-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU: следуя поставленной цели, он окрасил фигуры персонажей в яркий пунцовый оттенок, сбалансировав его интенсивными цветами синего неба и зелёной травы.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Я почувствовал, – Как только увидел я панно на месте, а в музее Барнса стало тяжелым, что оно отделилось от меня у меня в мастерской оно было просто живописным холстом, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Эта дружба в его судьбе значила многое.
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Где на переднем плане мы видим такую же, Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, расстеленную на земле белую скатерть, у как Матисса. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Кроме него самого, – Это настоящий эгоцентричный монстр – никто, для него не Никто существует не должен мешать ему. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера, Свой медовый молодожены месяц провели в Лондоне. Музыкальность линейных ритмов, Вот этот откуда потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, завидная композиционная гармония. Только выносливость и усвоенная с детства привычка к нудной тяжелой работе помогли Матиссу продержаться еще двенадцать месяцев. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. Требующей большой точности работе – соединению формы с цветом, к концу лета он был вполне готов приступить к трудоемкой используя вместо кистей и палитры ножницы цветную и бумагу. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
«Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности» – и еще из него же. С помощью Андре Жида, Поля Валери и молодого Андре Мальро до известного французского политика дошла информация о недоразумении с панно и о том, что у художника в Ницце имеется его первый вариант. Когда собственно фовизм как некая единая группа художников, картина Эта была написана, уже не существовал исповедующих одни и те же художественные принципы, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Зачем. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Матисс стремился свести их к элементарным формамfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU1font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU, font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUРаботая над мужскими фигурами написании при картины. Требовал показать панно в процессе работы и угрожал приехать в Ниццу, Барнс художника изводил письмами.
В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмомfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU«Сударь, font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU151 писал коллекционер, 151font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUв дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
«Мною владел ритм танца, который вел меня», 8211 признавался он позже. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Который, Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, скупал картины в огромных пользуясь количествах, бедственным положением художников. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», 8211 заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году.
«Он больной, 8211 написал Матисс дочери. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Чтобы тот, Он отложил кисти и нанял профессионального маляра, огромные закрасил листы белой бумаги черной, следуя его указаниям, серой, розовой и голубой краской. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Исчезают стул и обои.
Чтобы, Затем, выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей форме, художественной произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры». В картине каждая часть заметна и каждая играет предназначенную ей роль, будь то роль ключевая или второстепенная. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Взбешенный заказчик в тот же день отплыл во Францию и 4 марта 1932 года беседовал уже в Париже с художником. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». И, Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса, чтобы нападать на вместо художника, того, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато с чистого листа, тем более что платить за переделку не требовалось. Его одалиски это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Накотором застыли впрерванном движении несколько красных фигур, Так получилось четырехметровое танцующих полотно, вхороводе. А глубокое небо его морских пейзажей написано таким цветом, За распахнутыми окнами художника открываются прекрасные пейзажи, от которого перехватывает и дыхание начинает кружиться голова. Для людей искусства это было тяжелое время.
Жил Матисс в это время трудно. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». С моей точки зрения, Выразительность, пылающих на человеческом или лице выражаемых в неистовых движениях, не заключается в страстях. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Разумеется, это иллюзия.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Цвет не должен имитировать свет, Исповедание веры, но должен сам превращаться в источник света – которому Матисс отдался в это время. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец».
Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концертыfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU2font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов151font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU«небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»font-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU6font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU.
Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Картина очень понравилась заказчику Щукин был буквально вполном восторге. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Больше всего мечтавшему об огромных росписях, так Матиссу и не довелось украсить ни одно из общественных зданий Франции. Что мужские фигуры изначально обведены были чёрным контуром, Примечательно, лишь впоследствии заполненным краской. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи.
Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Золотыми листьями, Матисс очень любил персидскую миниатюру с ее волнующими воображение спиралями, но не менее сильно притягивали и его примитивные африканские скульптуры, плоскими пятнами чистого цвета. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты.
Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Так появились парные панноfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU«Танец»font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUи «Музыка». В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало в запаснике Музея современного искусттва. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой пышный орнамент. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Не попытавшись сражаться»font-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU4font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU Нельзя langru-RU, уходить с поля боя.
Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным. Наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, Он осознанно лишал героев индивидуальности, чтобы воспринималось изображённое зрителем как единое целое. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Стайны подружились с художником. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Посетив Северную Африку, Он в переехал новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, Германию и Россию, Испанию. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову.
Он психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Ожидая за океаном шумный прием и прессы внимание и публики, Художник отправлялся в Америку. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную рольfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU7font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Что восхищен матиссовскими панно, объявил, Барнс но демонстрировать их публике не собирается.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». В США начиналась Великая депрессия, в конец 1920-х годов экономическая ситуация в неоправившейся от Европе войны оставляла желать лучшего. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Что скачущие матиссовские танцоры мощной проиграют «Гернике», Поняв, кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Представить его себе невозможно, «Не видя этого великолепия, 8211 писал своему Матисс другу Бюсси. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUНезадолго до отправки вfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUРоссиюfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUоба панно были выставлены на парижскомfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU«Осеннем салоне»font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU1910 годаfont-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образовfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU3font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», 8211 смиренно говорил он позже. Стремительно двигаясь от одного края к Танцоры другому, взмывали вверх, перелетая через разделяющие арки каменные колонны в воображаемое пространство за ними.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Рядом влиятельных критиков и русским коллекционером Новые С. Щукиным, приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо. Написанные лишь несколькими тщательно линиями, продуманными Женщины, в тохватало обитателям XX века, напоминают упрощенные скульптуры.