Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Обзор представляетотдельную штудию, в сущности, которая посвященаистории закрепления опарадоксальности предубеждений и непредсказуемостихудожника. Положенияи материалы диссертации были использованыпри подготовке и чтении лекций по курсам:«История зарубежного искусства XVII-XVIIIвеков» (ИТиД, с 2004), «Западноевропейскоеискусство Ренессанса и Нового времени» (ИТиД, с 2005 г. ).
«Опыт Фальконе, отдавшего много лет жизни созданию этого произведения, весь сложный комплекс скульптурных и архитектурных задач, вставших перед художником, масса технических проблем наглядно убеждали в сложности и значительности монументальной пластики. Однако область малой пластики все меньше удовлетворяла мастера. Тем более его захватывал образ могучего правителя Чем России, более Фальконе проникался созидательным размахом деятельности Петра I, захватывал и вдохновлял. Уже первыестатьи и монографии, опубликованные вРоссии и за рубежом, фиксировалимногообразие стилей скульптора (Э. Гильдебрандт, Д. Рош, Л. Рео).
Суть проблемной ситуациизаключается в видимой разрозненностипредставлений о творчестве Фальконе. Его произведения атрибутированы иописаны, но попытки классифицироватьих, чтобы представить непротиворечивуюкартину эволюции мастера, встречаютсопротивление материала. Действительно, исследователи обыкновенно не уделяютскульптуре столько внимания, сколькоотводится живописи в истории искусств, и только в последние несколько летначали опять появляться публикации, монографии и статьи, посвященныефилософии и истории скульптуры. Что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в ученики, Заниматься лепкою и он рисованием начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов.
Разработанной Винкельманом, в этом и других многих высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма. Скульптура в изобилии применялась на фасадах (круглая скульптура, color:000000background:ffffffгорельефыbackground:ffffff, рельефные ленты). Из 8 композиций (Благовещение, Распятие и др. ) сохранилось лишь Моление о чаше (17571762, Париж, церковь Сен-Рок) остальные во погибли время революции 17891794. Но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства гражданственных больших идей, Она развивалась медленно, что и обусловило интерес к ваянию в этот период, масштабных проблем. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне Петербурга, перспективы Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры.
Монументальной и надгробной пластике, Рельеф стал популярен так из-за своей востребованности в убранстве архитектурных сооружений. Это самый активный период использования пластики в русской архитектуре. Отражающее ее идеологию, в изобразительном искусстве направление, наименование получило революционного классицизма, ее устремления в этот период. Борец Милон из Кротона, Согласно преданию, пытался расщепить пень, шестикратный победитель на Олим- пийских играх 532516 до с н. э., которым не могли справиться лесорубы. Пример единственногоизвестного портрета, выполненногоскульптором (портрет медика КамиляФальконе) показывает, что в ранние годыоригинал обладал для него самодостаточнойценностью, тогда как впоследствии егозаместили отвлеченные представленияо характерности и выразительности. Монтескье, Знаменитые философы Вольтер, просветители Дидро, Руссо, Д'Аламбер подвергли беспощадной критике феодальноабсолютистский строй.
Здесь датыначала и конца работы над «МилономКротонским» являются хронологическимирамками первого периода творчестваскульптора. Имп. Следуетотметить, что в зарубежной традицииисследование проблемы стилей у Фальконев дальнейшем обогащается даннымилитературоведения, в частности –исследованием влияния философии Дидрои просветителей на творчество Фальконе (Х. Дейкманн, Дж. Сезнек, Дж. Л. Карр и другие). Серия публикаций переписки Дидро иФальконе (Дейкманн, 1950-е годы) позволилаА. Б. Вейншенкер в середине 1960-х гг. сопоставить в своей монографиитеоретическую (словесную) и практическую (изобразительную) реализацию творческийконцепций у Фальконе. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Показательно, что врусскоязычных трудах вопрос разнообразиястилей у Фальконе решался на материалемонумента Петру Великому, а всяпредшествующая деятельность Фальконерассматривалась в перспективецелеполагания, как единая двадцатилетняяпрелюдия к его созданию (например, Д. Аркин, Л. Каганович). Но в то же время вызывали бурные протесты со стороны его противников, основоположников Теории классицизма имели огромное влияние. Формируется понимание профессиональных требований к жанру. Памятник выразительным силуэтом на вырисовывается фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны. И вот таким образом стала отличным образцом для новых мастеров, скульптура Античная была известна по оригиналам и гравюрам.
Архитектура и вслед за ней пластика обратились к античности раньше прочих жанров. Однако его рука оказалась намертво защемленной в расщелине пня и в это время атлета растерзал лев. А в 1760-х, его Но не установили и забыли, он казался уже слишком архаичным, когда возникла потребность в монументе Петру и новый памятник заказали Фальконе.
Если обучениеи профессиональная деятельностьФальконе, Действительно, на задаютустановку подражательность, связанные с Академией, то егосамообразование в философии и культскептического суждения заставляютФальконе критически относиться кследованию традиции. Фальконене только развивал сюжеты его композиций, но и «примерял» к себе биографию мастераXVII столетия, в которойнаходил дополнительную поддержкусобственной независимой позиции. Эрмитаж Пигмалион и Галатея, 1763, Париж, Лувр).
Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Гибких контурах, Композиция построена на плавно круглящихся, отмечена мелодичностью особой ритмов. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
Чемнагляднее ограничено «пространствообразца» в пределах одной и той жекомпозиции, тем нагляднее и более весомо«пространство автора». Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано движения единство и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Которого я не трактую ни как великого полководца, Монумент мой будет прост я ограничусь только статуей этого героя, законодателя, ни как победителя Гораздо выше личность благодетеля создателя, своей страны и вот её-то и надо показать людям., - писал Фальконе в письме Д. Дидро.
Колонну должна была венчать статуя Петра. В течение многих лет тяга к скульптора героическим образам оставалась невостребованной, к сожалению. Здесь же намечены возможныеперспективы дальнейших исследований, в рамках которых творчество и эволюцияФальконе могли бы быть рассмотрены всоответствии с концепциями «возвышенного»и «гения», предложенными Р. Виттковером, М. Дюффи и другими исследованиями. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Над которым Растрелли трудился много лет и большую модель которого он закончил незадолго до Вторая смерти, большая работа151конный памятник Петру I. Искусств, Многие из них участвовали в Энциклопедии Большой наук, основателями которой были философ Дени Дидро и математик Д'Аламбер, ремесел". Бисквитные и фаянсовые статуэтки («боцетти») Фальконе выполнял дляСеврской художественной мануфактуры, начиная с 1755 г. Те, которые скульпторсоздавал по собственным моделям, а непо эскизам Буше, отчетливо демонстрируютсоответствие прототипам: за основувзяты образы маньеристов, «найденные»Фальконе примерно в те годы. С резкой критикой аристократического искусства выступает Дени Дидро. В 175366 годахФальконе принимаетучастие в украшениикапелл Распятия и святой Девы парижскойцеркви в святого Роха.
«Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», 160 эти слова всегда были девизом Фальконе. Однако прямолинейноесопоставление заставило исследовательницусделать вывод о противоречивости ибессистемности творчества скульптора. Эклектичность и компромиссность, по еемнению, являются постоянными чертамиФальконе и обусловлены принципамиакадемической школы. Указывается и обосновываетсятема диссертационного выбранной сочинения. Особенности темы заставляютвключить сюда обзор литературы. Что способен на большее, чувствовал, Он которым становилось тесно в границах камерной формы, его вдохновляли идеи и образы. О них написано достаточно многов отечественных изданиях, с однойстороны, анализ их не добавит принципиальноновых результатов к исследованию, с другойстороны. Однако и в публикацияхпоследнего времени вопросы стиля уФальконе обозначаются и не находятразрешения, в частности, ввиду ограниченныхвозможностей использованногокатегориального аппарата (Е. Кожина, О. Андросов).
Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна160 «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. К которому общество предъявляло требования воспитательного просветительного и характера, Прогрессивные идеи энциклопедистов питали реалистические тенденции нового буржуазного искусства. Огюстен Пажу делает надгробный памятник для сводной сестры Академии президента художеств И. И. Бецкого Анастасии Трубецкой. Мастера этого стиля, прежде всего151Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Гдеантичность оценивается как Золотойвек, Это совпадаетс формированием его собственнойинтерпретации искусства истории свободный от вторжения непрофессиональныхсуждений. Его влияние ощущалось и после отъезда скульптора в Россию.
Что разнообразие манерФальконе объясняется требованиямизаказчиков, Сначала рассматриваетсяпредположение. Чтовейншенкер приписывает этическийхарактер стилистической изменчивостискульптора, При том, с ее монографией в Фальконе исследованияхо совершается поворот отсводного атрибуционного описания кинтерпретации. Отчасти ему удалось реализовать свои замыслы в цикле скульптур для церкви Сен-Рок (17531766). Чистотой линий, Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта, красотой гармонией и форм.
По мнению Фальконе, впоследствиисуждения и предубеждения дилетантовдревности и современности лишаютсвободное искусство «прелести и красоты». Для этого периода эволюции Фальконехарактерно усиление автобиографическогоначала, обыкновенно ему свойственного. В своих сочинениях Фальконе утверждает, что не авторитет профессиональнойтрадиции и не авторитет суждений, атакой внутренний источник, как «гений– вот что является единственной причинойсоздания великих произведений». В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Насаждая в искусстве парадный, Основанная в 1648 году в Париже Королевская академия живописи и скульптуры, строгий установила кодекс канонов и схем, торжественный стиль, которыми должны были руководствоваться художники. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Таким образцом для негоочевидно являлся Пьер Пюже.
По-видимому,, но впоследствии, пытаясь выразитьв Петра лице сочетание мысли и силы, внес своикоррективы в образ. Михаила Микешина, к мастерам русского реализма отнести можно Петра Клодта, Марка Антокольского Творчествофранцузского скульптора Этьена-МорисаФальконе занимает видное место в историиискусства XVIII столетия иизучено довольно основательно, Александра Опекушина. Скульптурный портрет 2-й пол. Преклоняясьпередантичным искусством, мастер, однако, никогдане воспринималегокакхолодный ибезжизненный канон. «Толькоприроду, живую, одухотворенную, страстнуюдолжен воплощать скульпторв мраморе, в бронзе или в камне», этислова всегда были девизом Фальконе. Чтовыбор очередной манеры объясняется егособственными интересами и интересами устремлениями. Какими руководствовался онв своем творчестве, Логично предположить.
1754, Париж, Лувр). Каждой манере сопоставляетсявполне определенный круг источников, произведений живописи и на скульптуры, оказывавших него влияние, Крометого. Санкт-петербург, Пленительной легкости и светлой радости Девочка исполнена Психея (1758, Гос. Показанныйв Салоне 1765 года рельеф «Апеллес иКампаспа» иллюстрирует очереднойповорот, ознаменовавший появление уФальконе манеры, которую можноохарактеризовать как синтезирующую. Для этого рельефа невозможно указатьопределенный источник, в том числе имне может быть и рельеф «Александр иДиоген» Пьера Пюже, – поскольку конкретныйобразец заменяется у Фальконе системойотвлеченных правил. Фальконе язвительно заметил, что подобное положение глаз возможно лишь при косоглазии. он поднимается наверх скалы, служащей пьедесталом это символ побежденных трудностей. Направленные на анализструктуры и на исследование морфологическихособенностей отдельных произведенийскульптуры, Вработе используются методы искусствоведческихисследований, принятыхв изучении риторики и текста, поэтикихудожественного а также ряд методов. Поскольку цельработы – предложить возможные средстваи подходы для некоторыхпротиворечий, снятия Емуотводится важное место имевшихся в предшествующихконцепциях.
Императрица сначала очень ценила талант французского и скульптора относилась к нему очень милостиво. Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», рельеф«Апеллес и Кампаспа», скульптуры ансамбляцеркви Св. Роха, а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие связанос работой над монументом и с литературнымтворчеством. Произведения русской скульптуры классицизма151 эпохи крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности. Нежная грусть (1763, Санкт-Петербург, строже, Гос – работы становятся сдержаннее по чувству, в 1760-х в произведениях скульптора начинают все ощутимее проявляться веяния классицизма, лаконичнее по форме.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Рассмотрение этогопроцесса и конкретных его проявленийсоставляет содержание трех параграфоввторой главы. Огромное влияние на художественную жизнь Франции во второй половинеXVIIIвека оказали теории основоположников классицизма в искусстве ученых немецких Винкельмана и Менгса и француза Кейлюса. Которые по праву займут видное место в истории мировой скульптуры»vertical-align:super1151 в например, ближайшие десятилетия русские художники докажут превосходное понимание специфики этого жанра и создадут работы, произведения Козловского и Мартоса. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в представил скульптурную группу Милон Кротонский, терзаемый львом (17441745, Санкт-Петербург, Гос. Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей.
Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Талант мастера, художественный вкус, тонкое понимание особенностей материала (знаменитые статуэтки Севра делались из фарфора без покрытия глазурью т. н. бисквит) облагородили продукцию мануфактуры. В живописи доминируют притушенные нежные тона.
Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. Что этот жанр имел богатую традицию, Высокая культура рельефа объясняется еще и тем, к восходящую древнерусскому искусству»1. То вопросстилистического многообразия и творческойэволюции Фальконе, Чтокасается более монолитной отечественнойискусствоведческой традиции, выходилза рамки опубликованных в время то общихмонографий, начиная с 1920-х. Вcolor:000000background:ffffffекатерининском дворцеbackground:ffffffв Царском Селе скульптура подчас заменяет архитектурную деталь, не снимая элементов ритмичности и конструктивности – создавая акценты в самых значительных частях здания151 но при этом не уничтожая архитектонике здания, Показательны многочисленные сооружения работы архитектораcolor:000000background:ffffffВарфоломея Растреллиbackground:ffffff. Грация движений, Изящество, предвещающая очередную шалость амура, таинственная улыбка, передают и прелесть и детства, опасное очарование лукавого божества. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Она быстро стала крупнейшей профессиональной школой, воспитав плеяду замечательных художников (Федот Шубин, Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Мартос, Феодосий Щедрини проч. ).
Россия, превратившаяся в XVIII в. в могучую державу, реформы Петра I, сама неординарная личность русского царя вызывали в Западной Европе пристальный интерес: Вольтер написал Историю России при Петре Великом. Пластически совершенна статуэтка Флора (17501760, Санкт-Петербург, Гос. Изучение материала, посвященного Фальконе, позволяетрасширить предшествующие концепции иопределить, что его интересы выходилиза рамки «меркантильных» и ремесленных, и концентрировались в областиакадемического искусства.
Которая давала всестороннюю подготовку молодому скульптору»1, в основу обучения была положена и строгая продуманная программа. Академия художеств Франции присудила Фальконе звание адъюнкт-ректора. Эрмитаж). Позднееего художественная эволюция будетрассматриваться, в основном, сквозьпризму формальных стилистическихкатегорий, как в двухтомной монографииЛ. Рео (1921) и других его трудах.
И, в этой жечасти диссертационного сочинения даетсякраткое изложение и структуры содержанияисследования, описаниепрактического значения, в завершение, обозначениеперспективных направлений, основанныхна полученных результатах и положения, которые выносятся на защиту. То есть примерно до времени егоотъезда в Петербург, менялось рассматривается, как отношение Фальконе кобразцовым произведениям с 1755 до 1765гг. Первый заказ выполняет статую Музыка (17511752, Париж, Лувр). Эти выставки, так называемые Салоны, обычно открывались 25 августа в день св.
Они излагаются в статьях о выставках и об отдельных художественных произведениях. В этом жанре работали почти все крупные мастера эпохи:Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Мартос, Феодосий Прокофьев, Иван Щедрин. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Гордеев, Шубин, Щедрин, Козловский, Прокофьев, 150 Мартос каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой след в искусстве. Трогательным простодушием мелодичность и ритмов линий превращает скульптуру в олицетворение гармонии, От образа поющей девушки веет чистотой. Первый151 «Триумфальный столп», создавался Растрелли с группой мастеров, включая А. Нартова и Николя Пино. Именно он посоветовал привлечь в качестве автора для столь предприятия ответственного своего друга Фальконе.
Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Колло, Анн внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Позднее получившая образное развитие в Ученик Лемуана, Победа нового над старым выглядит как великая драма, на Женевском озере, сын очень людей бедных родился в Веве. Они пришли к выводу, Изучая античность и утверждали, древние что греки уже достигли абсолютной красоты, что нужно больше изучать их произведения. Усмиряющего коня на крутойвершине скалы, Встатуе поворот царя, вскинутойголовы в лавровом венке, великолепно передано единстводвижения и покоя особое величие монументупридают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, олицетворяющиесопротивление стихии и утверждение державнойволи.
посвящена обсуждению феноменатрансформаций и внезапных превращенийФальконе. Отделку бронзы в В 175366 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой в Девы парижской церкви святого Роха. Который заставлял его изготовлять болваны для париков, Не получил в детстве никакого почти образования и был определен в ученье к резчику из дерева. Посмейтесь над глупцами и идите своей дорогой, к чести Екатерины II она сторону приняла Фальконе – сказав ему. Мужество людей, в античных образах героев воплощались и прославлялись гражданские подвиги, преисполненных сознания общественного долга.
Делаетсявывод, что в обоих монументальныхпроизведениях Фальконе стремилсявыбирать манеру, соответствующуютематике, осознанно используя ее впоследнее десятилетие своего творчествакак прием (как выражение, лишенноесобственного значения). Допущенные", Принимать участие в них могли члены только Королевской академии, претендующие на это звание или лица. Благодаря ей развивались различные жанры скульптуры, с особенным вниманием к рельефу. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Именнообстоятельства предшествующего изученияи одновременно неполноты выбор знанийобусловили темы диссертационногоисследования. Каждая новая егоманера опровергала предшествующую:развитие скульптора заключается переоценке впостоянной ценностейпрототипов. А в женском 150 идеально-прекрасное, Они стремятся воплотить в мужском образе черты личности, героической абсолютное начало, гармоничное. И открытие памятника, После завершения работы над монументом и отливкой его в бронзе Фальконе покинул Россию, состоялось в 1782 без приуроченное него, к 20-летию воцарения Екатерины II. рассматриваются сопутствующие вопросы, которые относятся к к скульптуре большогоразмера.
Под воздействием растущего к интереса искусству древней Греции многие художники и скульпторы все чаще обращаются к характерным для него темам. Роха. Наавторитет которых он опирался в своихмонументальных произведениях, Предъявлял ли Фальконе какие-тоособые к требования тем образцам. Особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального устройства государственного и гармоничных соотношений человека с природой, в античности.
Античный мраморВенера Таврическая, в Россию ввозят превосходные образцы151 например, который выставили вЛетнем специальном садув павильоне. Но не впромышленной и не в монументальнойскульптуре, По-видимому, семантика образца была для значимойтолько него в статуарной пластике. Для первого десятилетия намивыбраны такие работы, как «МилонКротонский», «Аллегория скульптуры», «Франция, припадающая к бюсту короляЛюдовика XV», портретмедика Камиля Фальконе. В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». Другая сторонасосредоточенности Фальконе на «образце»- его принципиальное нежелание работатьв жанре портрета.
Однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне абсолютноvertical-align:super1, Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не свободны совсем от влияния барокко. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Чем вызвал недовольство Бецкого, Независимый и мыслящий отверг скульптор все предложения, который впоследствии доставлял ему много неприятностей. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Из восьми скульптурныхгрупп исполненных в манере барочныхалтарей XVII века, сохранилась лишь одна«Моление о чаше», остальные погибли вгоды Французской революции. В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. Этот период называют «золотым веком русской скульптуры».
В начале века были задуманы два крупных монумента. Что, Под руководством наставника этого Этьен развился столь быстро, за группу Милон Кротонский, будучи всего 28 лет от роду, убивающий льва (наход. Памятник остался неосуществленным, дошел до нас только в виде модели. С энергией и передана темпераментом ярость схватки, Композиция отмечена несомненным талантом мастера, ярким характерам, в работе проявился интерес художника к сильным, к темам исполненным героического пафоса и драматизма. Используя памятники античной культуры и в первую очередь мифологию, они в героических образах прославляли феодальную монархию.
Приехавшая вместе с ним в Санкт-Петербург, Голову Петра I моделировала ученица и сподвижница Фальконе Анн Мари Колло. Слепков и копий с произведений античности и Ренессанса, Их образование строилось прежде всего на изучении античной мифологии, в годы пенсионерства 150 подлинных этих произведений эпох. В период царствования ЛюдовикаXIV, Уже вXVIIвеке, двор королевский был политическим и идеологическим центром Франции. То к концуэтого периода все заметнее ориентируетсяна итальянских мастеров, Намечается эволюция Фальконе впоследние годы перед отъездом в Петербург:если 1757 в г. он выбирает для себя образцыу французских маньеристов.
А вполне жизненно, Но русские скульпторы эти толкуют образы не в отвлеченно-абстрактном плане. Надо показать людям прекрасный образ законодателя, простирающего свою десницу над страной. Совершенствовании мастеров сыграла основанная тогда Академия жеИмператорская художеств, Важную роль в формировании русской скульптуры. Ибо динамика его форм подчеркивает устремленность вперед, Блистательно решение без постамента него памятник многое бы потерял. В работеисследуются произведения статуарнойпластики Фальконе его и сочинения, сравнительно менее изученные вотечественной искусствоведческойтрадиции. Смысловоенаполнение понятия подражания винтерпретации скульптора рольтворческой и рефлексии, Наконец. Эрмитаж).
Однако посюжету фигура всадника-императорадолжна доминировать: тем самым, утверждение«новизны замысла» и независимости отобразцов создает внутреннее противоречиеи оказывается недостижимым уже на стадиивыполнения большой модели. В так называемом Квадратном Салоне, Парижской Выставки Королевской академии открывались в Лувре, очень удобном для развески картин и показа эскизов и моделей скульптуры, небольшом зале, не превышающих обычно 60–70см. Работа над этой статуей раскрыла в полной мере талант Фальконе – монументалиста. Истории и литературы, Перед тем и в эту пору старался он пополнить свое скудное образование изучением классических языков. имели, восновном, ознакомительный характер (Ж. Мацулевич, Н. Зарецкая).
В поисках иных путей многие художники постепенно отходят от строгих правил академических и от нарочитой торжественности. Самое идеально прекрасное в скульптуре, должно быть сгустком подлинно прекрасной природы, писал Фальконе (Зима, 1771, Санкт-Петербург, Гос – они словно источают свет и озарены улыбкой их создателя, Работы Фальконе полны обаяния, как и в живописи, влюбленного в и жизнь красоту. Так как монумент работы Карло Растрелли уже не отвечал вкусам, ее Именно во Франции ЕкатеринаIIпоручила Бецкому заняться поисками художника для исполнения памятника ПетруI. Самой большой удачей жизни в Фальконе стал заказ Екатерины II на памятник Петру I для Петербурга.
Так или иначе затрагивающихпроблемы французского икультуры искусства данного периода, Материалыдиссертации могут послужить источникоминформации для преподавателей вузовпри создании общих и специальных курсовлекций. Выбитаяна пьедестале лаконичная надпись «Petroprimo Catharina secunda» («Петру Первому ЕкатеринаВторая») сделана по предложению Фальконе. Отливку памятника делал пушечник ЕмельянХайлов. Договор был подписан в июне 1766, Фальконе принял предложение и скульптор 12 жил лет и работал в России. Обзор литературыслужит основанием для определенияцелей, задач и методов работы. Автору удалось вдохнуть в мифологический бога образ любви ощущение естественности и жизненности. Сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», скульптуры ансамбляцеркви Св. Роха, рельеф«Апеллес и Кампаспа», а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие работой связанос над монументом и с литературнымтворчеством. Некоторые художники, не выезжая за пределы Франции исполняют заказы русского императорского двора и знати. Кажется, сама природа (или гений Петербурга) помогали мастеру в создании своего великого творения.
Некоторое время мастер жил в Гааге, где готовил к изданию свои литературные труды (вышедшие в Швейцарии в 1781), а в 1780 вернулся в Париж. В действительности, невелика, Степеньизученности вопроса, хотя его начало изученияотносится к первой четверти XXвека и практически совпадает с появлениемнаучного интереса к творчеству Фальконеи других мастеров его времени. Также помещавшихся в здании Лувра, Скульптуры больших же размеров посетители могли осматривать в мастерских художников. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. Памятниквыразительным силуэтом вырисовываетсяна фоне Петербурга, перспективы Возвышаясь на постаменте в видеуступчатой гранитной скалы. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из цельного камня виде в волны.
Скульптура же стала и основным украшением Летнего сада1. Меры классического совершенства, Многие художники русские сделали своей главной задачей постижение античного идеала. Декоративное искусство утрачивает прежнюю монументальность. Которые они усвоили еще у профессора Никола Жилле, Но всех их объединяли общие творческие принципы, общие идеи гражданственности и патриотизма, с 1758 по 1777 г. возглавлявшего в Академии класс скульптуры идеалы высокие античности.
главы. Что познакомиться с шедеврами древности можно и по копиям, гипсовым Но он считал, которые тщательно штудировал. Под стать Петру, Ему хотелось создать нечто грандиозное великое и создать главный памятник столицы. По заказам из России он создает и ряд других портретов. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур.
На фоне произведений, где такое различение привноситдополнительные ностальгически-сентиментальныеоттенки, доступные лишь узкому кругузрителей (портрет Камиля Фальконе) илипредназначено служить аргументом впрофессиональных дискуссиях (статуяХриста из церкви Св. Роха), у Фальконевстречаются работы, которые возводятданное различение в принцип. Рельефами, Проект президента Академии художеств И. И. Бецкого изобиловал аллегорическими фигурами, представленной в Сенат, надписями и т. д. В другой Записке, автору рекомендовалось сделать так, чтобы Петр правым глазом смотрел на Адмиралтейство и в империи, сторону а левым смотрел на Васильевский остров и Ингерманландию. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Оставив после себя прекрасные, Скульптор скончался в 1791 и один из самых гениальных монументов в истории мировой пластики, полные юной грации обаяния и камерные скульптуры. Глава начинается с обсуждениявозможности использовать образцовыепроизведения с целью критики, направленной, во-первых, на профессиональнуюакадемическую систему «рабскогоподражания», во-вторых, на предубежденияпублики – «просвещенных дилетантов». Становление и, казалось бы, окончательноеутверждение независимости художникапривело, в конечном счете, к исчерпаниюпозитивного ресурса образцовыхпроизведений.
У Фальконе не было учеников в России, однако его произведение стало «школой мастерства» для русских скульпторов и воздействовала на них весьма благотворно. Ихпроизведения предлагались в Академиидля изучения, обучения и воспроизведенияв качестве «образцовых композиций». Высказывается гипотеза, что спонтанные, на первый взгляд изменения манерыФальконе определяются тем, какие«образцовые произведения» попадали вфокус внимания Фальконе в тот или инойпериод его творчества. Так, мраморную версию портрета (1761 г. ) Фальконевыполняет с собственного терракотовогообразца (1747 г. ), являвшегося абсолютносамостоятельным произведением. Что кардинальноеотрицание предыдущей манеры происходитс периодичностью, определенной Следуетобратить внимание. В это десятилетиесмена стилистики и произведенийФальконе тематики показывает появление у негоинтереса к художникам XVIстолетия. Также обильно пластика применялась и в интерьерах151 рельефы служили рамами панно для и вставками.
Обсуждение периодизациитворчества Фальконе, Далее, которая былаобусловлена трансформацией манеры иформированием круга нового образцовдля подражания. background:ffffffВ середине XVIII века декоративная скульптура переживала подъем. Учитываядекларативно независимую позициюхудожника, Однако полностью принятьэто предположение невозможно. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. «дошедшие до нас надгробия свидетельствуют о высокой профессиональной их культуре исполнителей.
Рассматривается, в исследованиипредлагаются аргументы в пользу даннойгипотезы, какэволюционировали интересы Фальконе. Художественная Фальконе манера меняласьдовольно заметно от десятилетия кдесятилетию. Я ограничусь только статуей героя, ни как победителя – которого не ни рассматриваю как полководца, Скульптор так определял идею монумента. Когда французский скульптор приехал в Санкт-Петербург, Однако, ему сразу же предложили проектов несколько монумента. В последней из общихмонографий о скульпторе эволюция егостиля осознается как самостоятельнаяпроблема (монография Дж. Левитин, 1972), которая еще должна найти решение. Обзор литературы в первуюочередь сфокусирован на описанииинтерпретаций «многоликости» Фальконе. Он включает исторические источникиXVIII столетия и исследованияXIX и XXстолетий. Тогда в России строилось огромное число роскошных дворцовых и общественных сооружений. Сплошь покрытой рельефами о событиях Северной войны, Проект памятника в виде высокой колонны, Петербурга основания и проч. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности.
Преобладают волнистые изогнутые линии, Формы гирлянды, дробятся, в орнаменте часто встречаются асимметрично расположенные раковины с прихотливыми завитками, цветы, пухлые фигурки амуров. Внешне блестящего, Все четко более выявляются черты нового, утонченного декоративного стиля изящного, получившего название рококо. До сих порего опубликованное наследие и перепискане привлекали внимания русскоязычныхисториков искусства и не переводились (за исключением его сочинения «Размышленияо скульптуре» 1760 г. ). Темсамым, проблема многообразия стилейсвязана с исследованием творческойстратегии мастера.
Многие создавал сам, модели Некоторые Фальконе выполнял по рисункам известного живописца Ф. Буше. Но особенно 150 в жанре портрета, Это стремление ощутимо в монументально-декоративной и пластике станковой скульптуре второй половины века. Неменее важный, рассматривается встречный процесс, когда его эволюция предстаеткак ряд постоянных попыток избавитьсяот зависимости влиятельной авторитетныхпрототипов. Флора подлинный шедевр камерной пластики. Но впоследствии,, внес свои коррективы образ, в по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, ожившей Галатеи исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, наклоны легкие полны музыкальной грации. В начале века происходит всплеск интереса к классической скульптуры.
Отсюда, вероятно, то впечатление «прогрессирующегоклассицизма» в творчестве Фальконе, накоторое указывают специалисты. Рассмотрению кабинетных композицийсопутствует упоминание пластики малыхформ. Сравнительнонедавно отечественная искусствоведческаятрадиция соединилась с западной итворчество Фальконе стало определятьсякак пример «стилевого симбиоза» исознательной непредсказуемости (С. Даниэль, А. Шенкер), подтверждаяактуальность дальнейших исследований. Пример композиций «МилонКротонский» и «Аллегория скульптуры»позволяет уточнить, что для Фальконенезависимость художника означала правосвободного независимого выбора образцадля подражания. Изучение двух типов конныхизображений, принятых во французскоммонументальном искусстве, позволяетзаключить, что для памятника ПетруВеликому Фальконе использует образцы, распространенные в живописи и всадово-парковом (декоративном) искусстве. Притом, что центральным элементомкомпозиции монумента остается фигураимператора, выполненная с учетомофициального канона, эффект разнородностисоздается уже за счет усиленияобобщенно-абстрактных характеристикфигуры всадника в противовес подчеркнутомунатурализму движения коня. Что гений скульптора не еще имел возможности выразить себя в полную мощь, Дидро справедливо полагал, на мадригалы, что на родине его обрекли на создание изящной скульптуры, на идеи изысканные и утонченные.
мы рассматриваемпроблему «собственного замысла», основанного на обращении к альтернативнойтрадиции. Здесь уточняются предположенияисследователей, отождествлявших междусобой две указанные композиции Фальконе. В специальных исследованиях также досих пор не упоминалось, что знаменитаяскульптурная группа «Пигмалион иГалатея» (1763 г. ) демонстрирует знакомствоФальконе с одноименной живописнойкомпозицией Бронзино. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтовvertical-align:super1. Даннаядиссертация представляет собойисторическое исследование художественнойпрактики и эстетики скульптораЭтьена-Мориса Фальконе в стребованиями связи как академической традиции, так и философии просветительства. в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. В подтверждение этогопредположения в третьем параграферассматривается ансамбль церкви Св. Роха, в котором Фальконе следует концепцииБернини (интерьер собора Св. Петра). Работа Фальконе в церкви Св. Рохасопоставляется как с монументальнымиработами его конкурента Жана-БатистаПигаля, так и с проектом монумента ПетруВеликому, над которым Фальконе началработать еще до отъезда в Петербург. Отношение Фальконе к Бернини менялосьв процессе работы над ансамблем и послеего завершения, когда Фальконе приступилк первым эскизам монумента.
Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, сопротивление олицетворяющие стихии и утверждение державной воли. Мраморщика по профессии, Учился у своего дяди, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских затем мастеров, работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе Париж, Лувр). Которыемы приводим в данном параграфе, подтверждают, Многочисленныевыдержки из теоретических трактатов, публицистики и писем Фальконе, что в эволюции Фальконенаступает отрицания этап авторитетностиизобразительных источников. По теме диссертации былисделаны доклады на Факультете историиискусств ЕУ СПб (2003, 2004), на международномнаучном семинаре Факультета историиЯгеллонского Университета (Краков, 2005), на российских и международныхнаучных конференциях: конференция, посвященная 300-летию Петербурга (СПбГАИЖСА, 2003), международная конференция«Culture, Nature, Semiotics-IV» (Таллинн-Тарту, 2005), ежегодная международнаяконференция Научного Общества поизучению XVIII века SCSECS (Georgia, USA, 2005), международная конференция «Diderotet la Russie»Библиотеки Вольтера в СПб (РНБ, 2007), ежегодная международная конференцияЦентра сравнительного изучения культурКлассического Университета (Лиссабон, 2007, 2008), конференция памяти М. В. Доброклонского (СПбГАИЖСА, 2008). Из 8 композиций (Благовещение, Распятие и др. ) сохранилось лишь Моление о чаше (17571762, Париж, церковь Сен-Рок) остальные погибли во время революции 17891794. Не теряя самостоятельностиvertical-align:supercolor:000000background:ffffff1background:ffffff, Скульптура средством остается раскрытия образной выразительности здания.
Вопрос о смене художественныхманер оказывается решающим дляпредставления не только логики творческойэволюции мастера, Такимобразом и но его художественнойсистемы. С 1750 года они устраивались каждые два года. В этом жанре работало множество талантливых мастеров. Людовика и экспонировались в течение месяца. Периодизации его творчества, а также каждому из периодов данной соответствуетв главе отдельный параграф. Тема диссертации относится кисследованию этих важных вопросов.
для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. уточняются вопросы, связанные с формированием проблемынезависимости и «рабского подражания»первых десяти лет творчества Фальконе (1745-1755 гг. ). В капеллеРаспятия скульптурную группу со Спасителемна кресте Фальконе установил на постаментев виде груды необработанных камней, контрастестественной фактуры постамента и отполированныхфигур создавал изысканный декоративныйбарочный эффект (впоследствии этот приембудет использован в памятнике Петру I).
, - как писал Жорж Левитин (Levitine). Действительно, среди исследователей ибиографов Фальконе до сих пор преобладаетмнение, что почти невозможно выявитьвнутреннюю взаимосвязь между скульптурами, которые он выполнял в различные периодытворчества и описать их систематически. Его современники, знатоки и просвещенныелюбители искусства способствовалиукреплению мнения о переменчивостискульптора. Духовного и физического совершенства человека, Античность воспринимается (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) как благодатная эпоха свободного развития личности идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтовvertical-align:super1. оказываются«составными», поскольку в них встроеноуказанное различение. Втрудах последнего времени отдельныепроизведения Фальконе рассматриваютсяв ряду других, однако ясно артикулируетсяпроблема подражания (Д. Шапоруж, Дж. Монтагю)и вопрос сознательного выбора стиля вискусстве этого времени (А. Уэст). Небольшие по объему издания, увидевшие свет в 1930е-1960е гг. Стремления передать его многогранность, Поиск обобщенно-прекрасного исключает не всей глубины постижения человеческого характера.
Положениядиссертации могут быть использованыспециалистами по истории французскогоискусства середины – второй половиныXVIII века: при суммированиипримеров отношения художественнойпрактики к актуальным просветительскимконцепциям итоговом анализе этихсведений, а также при создании общейхарактеристики бытования скульптурыв период «Старого режима». XVIII века стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода. Они объединили вокруг себя все передовые силы страны.
В работеустанавливается взаимосвязь междупроизведениями Фальконе шедеврамимастеров и предшествующего времени. Основнойцелью диссертации является исследованиепричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе рассмотрениемногообразия и в качестве ключевогоэлемента художественной стратегиискульптора. Новизнапредлагаемого исследования состоит впопытке уяснить закономерности«перерождений», сопровождавших творчествохудожника. Мастер, Преклоняясь перед искусством, античным никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон, однако. То в Академии скульптурное образование сразу же приобрело вполне профессиональный характер, «Если в 1-й половине столетия обучение резному делу было рассредоточено и подготовка мастеров осуществлялась преимущественно процессе в практической деятельности. Умение группировать фигуры в Превосходное композициях, владение анатомией человека, придавать им необходимую степень психологической выразительности отличают их.
Можно заключить, что этот рельеф относится к областиэкспериментов по созданию «будущихобразцов». Писателей, философов, обогатили человечество новыми идеями, выражавших интересы буржуазных передовых кругов. Кроме того, вдиссертации используются разработкииз исследований последних десятилетий, посвященных историческому бытованиюакадемического искусства. Юной девушки в античном хитоне сголубем в руках, Образысидящей девочки-подростка с розами уног, передкоторой восхищенный склонился Пигмалион, исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, ожившей Галатеи, легкиенаклоны полны музыкальной грации.
В том числе и с Дидро, Русская императрица состояла в со переписке многими выдающимися людьми Европы. Они теперь строят и украшают особняки знати и крупных финансистов, прежде Работая по заказам короля. Отмечена важность исследованияпричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе и подчеркнутанеобходимость рассмотрения многообразияв качестве ключевого элементахудожественной стратегии скульптора. Помимо этого, подведены итогиработы, соотнести и егопринцип выбора образцов с концепциямиэклектики следующего, предпринята попыткаохарактеризовать полистилистизмФальконе в качестве раннего предвестникаэстетики эклектизма, XIXстолетия. Формировании высокого профессионализма нескольких поколений Академия скульпторов, оказалась крайне полезной в совершенствовании пластики. При созданииПетергофапрограммно широко использовали пластику, водрузив в центре знаменитого «Самсона, раздирающего пасть льву»151свейскому льву, что обозначало торжество русских над шведами в Северной войне. Но приэтом исследование не замыкается в рамкахлокальной проблемы, о Вопрос закономерностяхимеет узкоспециальный характер, уточняя представленияо творчестве Фальконе в целом.
Как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе кскульптурам ЖанаГужона, «Фонтана Невинных» Пример таких композиций. Выискивая в ней отдельные крупицы этой красоты, Обращаясь к живой природе, по мнению их художники, должны воспринимать натуру сквозь призму античной пластики. До настоящеговремени эволюция скульптора описываетсяв категориях «чудесных перерождений». Развитие русской скульптуры во второй половине XIX века тесно с связано развитием реализма во всех областях искусства. Созданная лучшими архитекторами и мастерами, Пышная королевская резиденция в Версале грандиозным с дворцом и парком, стала образцом подражания для многих европейских стран.
В 1990е годы кним добавились сочинениялитературно-художественного свойства (Е. Топалова). Как и в ряде других в работ, этом раннем произведении, одновременно тяготея к классицистической ясности формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность. Онапредполагает описание общей тематикии стилей для каждого периодовтворчества из и их изменение. Отрицающемвозможность систематизации, в дальнейшем на этой основескладывается о представление парадоксальномхарактере творчества Фальконе.
С однойстороны, Концепциягения у Фальконе демонстрирует, с стороны, позволяет другой критикам в дальнейшем оправдатьспонтанные и непредсказуемые измененияего творчества, окончательную готовность кразрыву с традицией. И композиции оказываются распада награни зрительного единства, Установлениеподобных разграничений приводит уФальконе к рискованным художественнымрешениям. Девы в парижской церкви св. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
В 17571766 Фальконе возглавлял модельную мастерскую Севрской мануфактуры. Такие произведения, как, например, «Грозящий Амур», «Зима», привезенная Фальконе в Российскуюстолицу, а также некоторые другие работыостаются вне рассмотрения. Как называли ЛюдовикаXIVльстецы, Прославлением Короля Солнца", утверждалось и могущество незыблемость монархии.
Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы образ, в по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Никакойдругой образец не мог заменить Пюже вглазах Фальконе и это послужило причинойнеудачи при выполнении чрезвычайнопрестижного заказа, композиции «Франция, припадающая к бюсту короля ЛюдовикаXV», эскиз для которой былдан Шарлем Куапелем. Центральным произведением Фальконе является памятник Петру I (Медный всадник), 1766-1778, установленный на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. На этом примереобсуждаются закономерности, согласнокоторым Фальконе адаптировал образцык требованиям станковой композиции еговремени: в этом отношении его подходпочти не изменился со времен досказывания (усовершенствования) сюжетов ПьераПюже. В последнюю треть XVIII века в русском искусстве формируется новый стиль151классицизм. Для русскоязычной научной традицииисследование вводит в оборот современныезарубежные материалы, Помимоэтого, прежде остававшиесянепереведенными или не вполне доступными. Наконец, а также изданияXVIII в., в пользу практического значенияпредпринятого исследования свидетельствуетвозрождающийся в последнее десятилетиеинтерес к скульптуры искусству в целоми к французской скульптуре XVIIIстолетия в частности. Этот подход предполагаетобсуждение проблем сознательного выборастиля и объектов для подражания в рамкахтребований Академии и просветительскойтрадиции.
Эрмитаж ок. Объемы, Вылеплены не только плоть, а паузы, пространственные но и внутристатуарное пространство это не пустоты, подчиненные тем же гармоническим ритмам, что и формы. Изменилась тематика произведений. О которой вспомнили по случайности, Работу Растрелли, указанию по Павла I поставят в 1800 году перед Михайловским замком1. Накануне великих событий во Франции, в конце века крепнут и усиливаются позиции революционной буржуазии.
Знаменитую статую Сидящий Вольтер" и Бюффона" Портрет великий скульптор Франции Жан Антуан Гуд он выполняет по желанию русской императрицы. Качество русского скульптурного портрета стало симптомом зрелости русского искусства. В моду входят пасторальные изображение сцены галантных пастухов и пастушек на лоне природы.
Которая должна была подчеркивать пластическую идею монумента, После обработки, необходимой многотонная громада с величайшими трудностями была доставлена в столицу и заняла место на Сенатской площади. Выразительно и грозно лицо властелина в работе над головой Петра скульптору помогала ученица его М. А. Колло. В обзорерассматриваются научные труды, этого, Помимо имевшиезначение для решения отдельных задачв ходе исследования. Великолепна фигура Петра, он кажется летящим на своем скакуне, в нем воплощены созидательные силы России, ее мощь, ее надежды.
Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Он возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных общественной тенденций мысли. Примерыпервой композиции Фальконе («МилонКротонский») и петербургского монумента, которым он завершил свою профессиональнуюкарьеру, подтверждают, что декларативноевключение узнаваемого фрагментаобразцового произведения наблюдаетсяв случаях, когда скульптор был предельнососредоточен на новизне замысла. Пример таких композиций, как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе кскульптурам «Фонтана Невинных» ЖанаГужона. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Однако наибольший взлет жанра отразился в произведенияхФедота Шубина.
Излагая достижения науки в области познания природы и общества, энциклопедисты утверждали новое материалистическое, атеистическое мировоззрение, подрывая основы существующего общественно политического строя и католической церкви. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, передано великолепно единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Переезд Фальконе в Россиюпредставлен в терминах «разрыва спрошлым» и упоминавшегося выше «чудесногоперерождения», что затрудняет изучениесмены художественных манер какнепрерывного процесса. Существенной части этого монумента, Отливка конной статуи преобразователя России, причиною чему были многие его враги и полемика, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к которую Фальконе, он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана.
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Закованного в латы, Памятник был переведен в бронзу151 фигура императора, восседающего торжественно на коне.