В числе великолепных полотен на духовную тематику у Андреа Мантеньи есть серия из трех созданных в разное время картин под одинаковым названием – «Святой Себастьян».
Погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, Уже в этом первом фресковом цикле, неповторимый имеющий он проявил себя как полностью сложившийся мастер, несколько жесткий стиль, великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию. Цикл монохромных картин, Среди поздних произведений Мантеньи – аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (Парнас или Царство Венеры, 1497, Лувр, Париж) исполненное драматизма и композиционной остроты полотно Мертвый Христос (около 1500, Галерея Брера, Милан), в том Самсон числе и Далила (1500-е годы, Национальная галерея, Лондон). гал. ). В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера, осуществил идею синтеза реальной и нарисованной архитектуры.
За это император Диоклетиан приказал казнить его. Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту. Главным в его творчестве стало идеи развитие синтеза искусств, Однако, сформулированной Донателло. Монументальность соединяется у него филигранной с проработкой мельчайших деталей, Стремление к обобщенности.
Покровителем художника был герцог Гонзага, который подарил ему дом. гал. К числу самых возвышенных произведений Мантеньи принадлежит и рисунок «Юдифь» (1491, Флоренция, Уффици), принадлежавший Вазари. С целью приближения их к идеалу, Идея художника состояла введении во зрителя в художественный мир создаваемого пространства и активизации его духовных сил, соответствующему гуманистической ренессансной традиции. Сила его духа превозмогает физические страдания. Что работы могли длиться от четырех до лет, десяти Некоторые исследователи полагают, закончены они были в 1474, во всяком случае. В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо.
В готическом искусстве скульптура и живопись имели значение подчиненное по отношению к архитектуре. Несомненно, у него было собственное восприятие античности, которое не изменилось и после поездки художника в Рим (об этом свидетельствует стилистическая однородность картонов цикла «Триумф Цезаря», созданных до и после этой поездки). В 1454 году Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини. Евфимия» (Неаполь, Каподимонте), а вскоре появляется шедевр мастера – алтарь в ц. Сан-Дзено в Вероне (1457-1459), состоящий из шести створок, обрамленных роскошным резным украшением, сделанным по рисунку самого художника и вдохновленные работой Донателло в базилике Санто в Падуе. В 1460 году, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. Остается графика, в которой художник нередко смелее проявлял свои формальные поиски.
Росписи Камеры дельи Спози из одна вершин творчества Мантеньи и итальянской монументальной живописи. Фрески в капелле ц. Эремитани Оветари в Падуе принесли мастеру известность в «Сценах из жизни св. Непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, Знание правил линейной перспективы он от почерпнул мастеров тосканской школы, которые работали тогда в Падуе. Его первые мантуанские работы мало известны. Ногами святой попирает языческие руины.
Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров в 1400-х годах в Падуе работал скульптор крупнейший Флоренции Донателло, с другой стороны, одним из помощников которого был Паоло Уччелло. В 1453 художник получает заказ на «Полиптих св. Париж, Лувр). Умер Мантенья 13 сентября 1506.
Рисунки Якопо Беллини не остались без внимания молодого художника – а с общение Джованни смягчило искусство Мантеньи, Затем влияние на мастера оказали венецианцы. Послание вручается в присутствии членов семьи и придворных. Где по заказу папы Иннокентия III расписал небольшую капеллу в Бельведере, в 1489 Андрей приехал Мантенья в Рим. Рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти, Через ограждающую его балюстраду в зал головки заглядывают любопытных дам.
Посетил Тоскану, Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Мантуя, Наконец, была в время это одним из видных центров итальянского гуманизма, где он прожил почти полвека. А с северной стороны лоджия, с запада в их просветы открывается пейзаж с фигурами, где собиралось семейство герцога Гонзага. Живопись Камеры дельи Спози была выполнена художникоммежду и 1471 1474 годами. Иакова» и «Перенесение тела св. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и поздним более расцветом искусства в Северной Италии. А именно с Феличе Феличиано, в это он время поддерживал тесные контакты с гуманистами, целью которого были поиски античных надписей и фрагментов и предпринял любопытное археологическое путешествие на озеро Гард, очень интересовавших художника. В начале XVI века здесь хранились раритеты и произведения искусства, собранные семьей Гонзага.
В Ферраре Мантенья познакомился также с произведениями фламандских художников (Рогира ван дер Вейдена). Мантенья оказал неоспоримое влияние на искусство Северной Италии – от Падуи (Мороне) до Венеции («мантеньевский» период в творчестве Виварини или Джанбеллино), Феррары и области Марке (Кривелли). Куда художник переехал в 1459 и где он придворным был художником до самой своей кончины, в Мантуе, Мантенья создал свои главные произведения. И фрагменты античных мраморов разбросаны у мученика, ног Растения пробиваются в расщелинах камня. Иакова и св. Для которого собрал крупную предметов коллекцию классического искусства, Большую часть жизни Мантенья состоял придворным художником герцога Мантуанского. Различные мастера разных эпох в образ святого вкладывался абсолютно разный смысл.
Впечатляющий силой рисунка и резкостью Христофора» перспектив, Мантенья утверждает свой суровый и жесткий стиль. В XVIII в. ему приписывали около 50 гравюр, сегодня, однако, говорят о семи, шесть из которых упоминает Вазари: две «Вакханалии», две «Битвы морских божеств» (ок. Доспехов, На девяти больших холстах изображена длинная процессия с количеством огромным античных скульптур, трофеев. Луки» с его светлыми тонами является бесспорным доказательством встречи Мантеньи и Пьеро.
Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья с Триумфом Цезаря (1485-1488, 1490-1492, Хэмптон-корт, Лондон). в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного человека. В 1454 Мантенья пишет «Св. Пространство между столбами на двух стенах закрыли искусно написанные портьеры. Дочери основоположника ренессансной школы венецианской Якопо Беллини и сестре уже начавших свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини, в 1453 году Мантенья женился на Николозии Беллини.
Величием, Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, даже в небольших его всегда композициях присутствует монументальное начало, героическим пафосом. Открытого в пейзаж, Эта почти кубическая комната была декорирована наподобие художником павильона. 1488). И атмосфера учености распространялась далеко за пределы университетских стен, Падуя университетским была городом. И его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, Художник Андреа Мантенья был новатором также в области гравюры, на Дюрера, в частности. На закате своей жизни Мантенья словно уходит в себя, не допуская в свое искусство открытий нового поколения – Леонардо, Джорджоне, Микеланджело, Рафаэля.
Типы изображения святого начиная с IV века постепенно изменялись. Они выполнены пером на бумаге, тонированной Рисунков художника сохранилось немного. Как правило. Для этого, Мантенья также использовал возможности архитектуры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, активно воздействующей на него среде.
Как гравюра на с меди, его именем связаны произведения такого вида графики, которая также способствовала распространению его известности. Мантенья работал и как скульптор. Пластика фигур в его композициях свидетельствует о незаурядном даровании ваятеля. Здесь же была написана и удивительная картина «Мертвый Христос» (Милан, пинакотека Брера), которая, по мнению Фелибьена, хранилась в собрании Мазарини в Риме. Приобретя здесь значимость и творческую свободу, в Падуе он работал в 1449- 1456, все таких, возрастающую из-за смерти или отъезда других художников, как Джованни д'Алеманья, Антонио Виварини и Пиццоло, его помощника.
Превращенные к Небесам, Голова глаза и подтверждают твердость Себастьяна в отношении мученичества. На ней Мантенья изобразил Себастьяна привязанным к обломку древней греко-римской колонны. Среди поздних произведений Мантеньи – аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (Парнас или Царство Венеры, 1497, Лувр, Париж), цикл монохромных картин, в том числе Самсон и Далила (1500-е годы, Национальная галерея, Лондон) исполненное драматизма и композиционной остроты полотно Мертвый Христос (около 1500, Галерея Брера, Милан).
Работавший вместе с ним в Овётари, капелле Его учеником был знакомый Мантеньи Никколо Пиццоло. 1475), «Христос со св. Художник избежавший какой бы то ни было классификации, стоящий вне школ и направлений, Мантенья был создателем целого репертуара форм (античных медальонов, кортежей, чудовищ, декоративных мотивов) и часто торжественного, холодного и рассудочного мира, в котором постоянно чувствуются интеллектуальное напряжение и мощь, порой граничащие с трагизмом.
Творчество Мантеньи сформировалось в чрезвычайно благоприятной молодого для художника среде. На фоне далекого, Святой Георгий в сияющих серебристых латах и пронзенный стрелами Святой Себастьян изображены на этих миниатюрных композициях крупным планом, детали которого вплоть до россыпи камешков на горной дороге, увиденного как бы сверху пейзажа, выписаны кисточкой тончайшей со скрупулезной точностью. Чем же объясняется привлекательность этого образа и почему он допускает такое множество интерпретаций. Кроме того, он делает росписи в «Студиоло», небольшой комнате, расположенной в дворцовой башне, – Изабелла д'Эсте желала собрать здесь работы лучших современных итальянских художников. Графические работы Маитеньи. В 1460, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе.
В его ногах показывают двух несправедливых человек (представленный дуэтом стрельцов): они предназначены, чтобы создать контраст между человеком превосходящей веры и теми, кто только привлечен светскими удовольствиями. (Mantegna), (1431–1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Держащие под уздцы лошадь в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект каким под бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, в другом простенке на фоне фантастического скалистого пейзажа два пажа, ее голова всегда повернута к нам. Круглой скульптурой, Архитектура украшена медальонами портретами с римских императоров и сценами из античной жизни. Но главным произведением этого периода были росписи в «Камере дельи Спози» Палаццо Дукале в Мантуе, темой которой стало прославление семьи Гонзага.
Себастьян – римский легионер, Согласно легенде, который принял христианство и стал обращать свою в веру других, капитан лучников. Законченная в 1474, в сцене Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической Мантеньи живописи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе. У Андрея Мантеньи была и собственная мастерская, где создавались картоны для гобеленов, свадебные сундуки («кассоне»), ювелирные изделия.
Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина). А в 1488 – 1490 Рим, в – 1466 1467 он посетил Тоскану, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Видимо, Здесь зародился, глубоким знатоком он которой впоследствии стал интерес художника к античности. Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Шедевром графического искусства считается знаменитая «Юдифь».
Изящные колоннады органично включаются в общую пластическую композицию. Покровительствующим развитию наук и искусств, Лодовико показан просвещенным государем, в состоящих окружении при его дворе гуманистов. Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в перспективу линейную как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до мельчайших деталей – интерес к точной и тщательной, Мантенья сочетал в себе художественные устремления ренессансных мастеров XV века. Андреем и Лонгином» (ок. Почти монохромной манерой письма, в этот период его стиль исполнения отличается более легкой, а темы страдания уступают место и печали нежности, примечательной длинными плавными линиями и меланхолическим настроением. Датировка этого произведения остается спорной. Трактованные с удивительной тонкостью и точностью, Более значительными являются картины монохромные на библейские сюжеты. Один из ведущих мастеров Раннего Андреа Возрождения, Мантенья, жил и работал в Северной Италии.
Имя Андрей Мантеньи впервые упоминается в падуанских документах в 1441, где он назван учеником и приемным сыном художника Франческо Скварчоне, с которым он посетил Венецию в 1447, но от опеки которого он вскоре отказался. После женитьбы на Николозии Беллини, в 1453, художник стал этой членом могущественной семьи венецианских художников, дочери Якопо Беллини и сестры Джентиле и Джованни Беллини. Мантенья родился ок. Складки драпировок и элементы жестко архитектуры и отчетливо прорисованы, Все анатомические детали. Которую он посетил в начале 1450-х годов, в Ферраре, он мог с познакомиться работами нидерландских мастеров. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с ангелами» (Милан, пинакотека Брера), «Принесение во храм» (Берлин-Далем, музей), в которых кристаллизовалась связь Мантеньи и Джованни Беллини, а также «Мертвый Христос» (Копенгаген, Гос.
Местного художника и антиквара, 1431 между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, в мастерской работал которого до 1448. В возрасте 17 лет, Вероятно, Мантенья самостоятельно создал свое первое подписное и произведение датированное («Алтарь св. Возможно, Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, которые работали в эти в годы Падуе, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников. Ставшую предтечей иллюзионизма, Этими росписями Мантенья открыл новую декоративную систему, оказал который влияние на Браманте и Корреджо и который использовал Леонардо. Фрески одного из залов дворца мантуанского герцога стали одной из самых работМантеньи. Замкнутый значительных и плохо освещенный интерьер художник представил в виде открывающегося в пейзажное пространство павильона. Что внес флорентийский мастер в развитие ренессансного Главное искусства, был синтез скульптуры и архитектуры. Среди лучших поздних произведений художника можно назвать также «Святое собеседование» (Дрезден, Картинная гал. ) и «Мадонну с младенцем, св.
Иоанном и св. Картины отражают обширные Мантеньи знания в области античного искусства и классической литературы. Поверхность каждой стены была разделена на три части. Стиль Мантеньи.
Сходных с теми, Влияние обнаруживается Донателло у Мантеньи в особенностях перспективных построений, что Донателло использовал в рельефах алтаря для главного собора в Падуе. Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди Битва морских божеств, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки. Эта композиция стала из одним первых групповых портретов в итальянской ренессансной живописи. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов императоров римских и сцен из классической мифологии. Марией Магдалиной» (Лондон, Нац. 1480-85 г. г., Лувр). Для кабинета Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва изгоняющая пороки (1502).
«Триумф Цезаря». Вместе с другими трофеями Наполеона, Это произведение в 1797 было распилено увезено и во Францию. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици).
Умер Мантенья 13 сентября 1506 года. Если истоки искусства Мантенья, вероятно, следует искать в антикизирующем вкусе его падуанского учителя Скварчоне, то определяющую роль в становлении стиля мастера сыграло присутствие в Падуе тосканских художников (1430- 1460, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Донателло) и Пьеро делла Франческа в Ферраре (1449). Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в рыцарское достоинство, Мантенья семейству прослужил Гонзага до конца жизни.
Итальянский художник и гравер эпохи Раннего Возрождения. Которая, Святой привязан изящной к коринфской колонне, осталась от разрушенного храма, по-видимому. Название этого покоя Камера дельи Спози (Комната новобрачных) восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно.
Наряду с Мантеньей здесь работали Перуджино и Лоренцо Коста Мантенья создал две композиции: «Парнас», заказанный в 1496 и исполненный в 1497 и «Минерва изгоняющая Пороки из сада Добродетелей», в 1502 помещенная напротив «Парнаса», которые в 1630 были приобретены Ришелье и ныне хранятся в Лувре. Созданных Донателло для флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и собора в Прато, в кафедрах для певчих, архитектура ценность подчеркивает произведения самого по себе. Художник здесь отказался от привычных для себя холодных тонов и прибегает к монохромности, великолепно подчеркнутой уверенным рисунком.
А солдаты на переднем плане и рельефы, Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, напоминают изображения на античных монетах и произведения украшающие скульптуры, арку. В которых сияет голубизна неба, Стена окон напротив уподоблена Мантеньей двум большим проемам, расстилаются широкие пейзажные панорамы. Влияние Мантеньи. Местного художника и антиквара, Мантенья родился около 1431 года в 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как сын приемный Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448 года. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу.
В этом цикле и в Она выражается то –струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклонении волхвов» из нью-йоркского музея Метрополитен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». Этим временем часто датируют «Св. художественный музей) и «Мадонна делла Каве» (Флоренция, Уффици), тщательно написанные произведения, полные тончайших световых эффектов. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души». По лестницам ведущим на возвышениям и в то же время торжественность соединяется здесь с непринужденностью сам герцог тихо беседует со своим секретарем, непринужденно спускаются и пажи, поднимаются где сидят члены семьи Гонзага. Софии», Падуя, 1448, погиб в XVII в. ).
В 1490, по возвращении в Мантую, он получает несколько заказов от молодой четы, герцога Джованни Франческо Гонзага и Изабеллы д'Эсте: росписи в резиденции в Мармироло «Мадонна делла Виттория» (1496, Париж, Лувр), прославляющая победу герцога над французами при Форну «Мадонна Тривульцио» (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), гармоничная композиция которой отмечена некоторым академизмом. Через которое видно небо богато одетые глядят персонажи вниз с балюстрады, в верхней части свода написано круглое окно, данной в сильном перспективном сокращении. Любовь к декоративности и нарядности, одновременно Но он унаследовал от своих североитальянских предшественников вкус к деталям. В «Успении Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревяннойскульптуры. Изобразив сцены из жизни и гибель мучеников раннего христианства и Св. Иакова Св. Христофора. Достоверность изображаемой истории была одной из важных составляющих гуманистической теории искусства, в этих композициях Мантеньи стремился создать образы императорского Рима, выдающийся архитектор и мыслитель Раннего Возрождения, основоположником которой был Леон Батиста Альберти.
В одной из двух украшающих ее вертикальных композиций сцена правителя встречи Мантуи и его сына-кардинала на фоне далекой панорамы Рима. А боковые стены были украшены сценами из придворной жизни, в центре его находится окулюс, ложный обрамленными тяжелыми живописными портьерами. Перекрытое очень невысоким, Довольно большое помещение с высотой стен около восьми метров, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, стрелой со подъема всего лишь около одного метра зеркальным сводом и разномасштабными, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным эффектам, в прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание. Кроме того, в 1480-е Мантенья исполнил такие работы, как «Св.
Снова привязанный к арке, классической Святой, низкой точки зрения, наблюдается с необычной используемой художником, чтобы увеличить впечатление от основательности и господство его числа. Способного умерить и направить в нужное русло человеческие страсти и жесты, Его образы Святого Себастьяна знаменуют собой триумф идеи нового искусства, рисунок колорит и в соответствие с единственной целью – придать всему ансамблю выразительную безупречную форму, задать лица желаемое выражение и привести композицию. Дочери венецианского живописца Якопо Беллини, в 1454 Мантенья женился на Николозе, сестре двух выдающихся 15 мастеров в. – Джентиле и Джованни Беллини. «Полиптих св.
В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву. Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара Франческо Скварчоне (около 1441-1448) изучал древнеримские скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой испытал воздействие творчества Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. О ней говорить достаточно трудно потому, Хотя живопись играла главную роль в творчестве Мантеньи, а станковые картины плохо что сохранились, большинство фресковых циклов утрачено.
Не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Мантеньи, Вторым, росписи являются одного из залов в старой части огромного дворца мантуанских правителей Кастелло ди Сан Джорджо, созданным в Мантуе, выполненные в 14641475 годах. «Положение во гроб», 1470), напоминающая картину из Польди-Пеццоли музея в Милане (ок, «Мадонна с младенцем». Рени стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в XVII-XIX веков, Верный последователь классицистического принципа идеализации соединения и натурности. Изображениями фруктовых гирлянд, Нередко его композиции так насыщены декоративными элементами, мозаик, рельефов мраморных с тончайшими орнаментальными узорами, что вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии. Триумфальными арками и руинами древних зданий, Изображенное на них организовано пространство колоннадами. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне.
Мантенья был также талантливым миниатюристом, скульптором и архитектором. Судя по документам, в 1449 художник некоторое время жил в Ферраре. Рисовать эскизы костюмов, На службе у мантуанского герцога ему оформлять приходилось праздники и спектакли, ювелирных изделий, ковров. Принцип равной значимости скульптуры и наиболее архитектуры полно воплощен Донателло в большом алтаре для Санто. В триптихе из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов», «Обрезание Христа»), который не является целостным ансамблем, многие видят часть того произведения, которым восхищался Вазари в этой капелле во время своего пребывания в Мантуе в 1565. Мантенья, Породнившись с семьей Беллини, получен доступ к прославленным книгам рисунков Якопо Беллини и изучил этим разработанные мастером принципы построения сложных многофигурных композиций, видимо. Свой вклад в трактовку этого образа внёс и Гвидо Рени – яркий мастер болонской школы живописи первой половины XVII в. К образу художник Себастьяна обращался четыре раза.
Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внутреннее пространство Камеры. Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св. Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем.
Мантенья был одним из наиболее сложных и разносторонних художников Раннего Возрождения. Его живописные графические и произведениясовершенныпо исполнению и им сопутствуют высокие нравственные идеи. С двух других сторон, завесы изображены откинутыми. Его идеальное пространство способствует изменению реальной восприятия конструкции интерьера. Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фрескахгдепоследовательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о прибытии сына. Он держал в руках книги, Вероятно, украшенные миниатюрами североитальянских художников и научился драгоценную ценить красоту деталей. К несчастью, этот ансамбль был почти полностью разрушен во время второй мировой войны: частично сохранились лишь «Ассунта», «Мученическая смерть св. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).
Добытую не насильственным путём, Эти важные детали символизируют христианства победу над старой религией, а кровью мучеников. И его собственные лучники стреляли него в до тех пор, 20 января 354 г. Себастьяна привязали к дереву, пока не сочли его мертвым. (1482 – 1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Но и одним крупнейших из граверов Возрождения, Мантенья был не только прекрасным рисовальщиком.
Подчеркивая утонченную каллиграфию этой Однако картины, Р. Лонги, относит ее к 1470 и связывает с Филарете. Ведущего мастера падуанской школы, Искусству Мантенья, проникнутое пафосом утверждения достоинства человеческой личности мироощущение, героическое, присущи приверженность к четкой архитектонической композиции. Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (14861495, Лондон, Хемптон Корт). Три гравюры («Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад») могут быть связаны с несохранившимися росписями дворцовой капеллы.
В 1449 году Мантенья приступил к созданию фресок в церкви Эремитани в Падуе. Хранящихся во дворце Корт Хэмптон близ Лондона, Эта серия из девяти больших картонов одинакового формата, является произведением позднего Мантеньи. Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости пространства иллюзии вплоть до мельчайших деталей – интерес к точной и тщательной, Андреа Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 столетия. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине «Святой Себастьян». С 1460 Андреа Мантенья жил в Мантуе при дворе Лодовико Гонзага (в 1466-1467 посетил Флоренцию и Пизу, в 1488-1490 – Рим). Столь же иллюзорно решены и росписи стен. Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны.
Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения. Это – шедевры живописи на мифологические сюжеты они редкой обладают декоративной ценностью. «Камера дельи Спози». То как человек, Себастьян выступает то как людей защитник от чумы, то как христианский герой и мученик, чудом спасшийся от смерти, то как воплощение духовной красоты. Что в 14431448 годах в Падуе работал Донатело, Его развитию способствовало один то из крупнейших скульпторов Раннего Возрождения.
Себастьяна» (Вена, Музей истории искусств), подписанного по-гречески, с шахматным полом, напоминающим картины Пьеро делла Франчески. В 1463-1464 Андрей Мантенья работал в герцогских резиденциях Кавриана и Гоито. Предназначавшийся для одного из членов семьи Медичи, в 1466-1467 художник дважды побывал в Тоскане тогда же мог быть создан и из триптих Уффици. В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже после его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся драпировки.
Живописная манера художника Андреа Мантенья отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском красок (росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, 1449-1455, почти полностью погибли в 1944 алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-1459, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур). Расписав фресками капеллу Оветари падуанской церкви Эремитани, в девятнадцать получил лет звание мастера и первый большой заказ. Величественностью изображенных образов, Торжественность атмосферы выражена нарядным цветовым строем работы с преобладанием синей краски золота и в которой движения персонажей из глубины завершается на переднем плане и соответствующей им композицией. Иллюзионистические эффекты этих росписей, в частности имитация круглого окна в потолке, предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Но, скорее, он имел в виду работу, данные о которой относятся к 1464.
Зрительно облегченный окном, Свод, словно его поддерживают эти лишь опоры, воспринимался так. Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. Входившей в состав Венецианской республики, Он родился в Падуе, десятилетнем в возрасте поступил в мастерскую местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне. Во время своего пребывания в Тоскане он интересовался гравюрами Б. Гоццоли.
Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в достоинство, рыцарское Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. В молодости он даже участвовал в археологических раскопках.
1470), «Положение во гроб», «Мадонна с младенцем», напоминающая картину из музея Польди-Пеццоли в Милане (ок. В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа. Что образ святого сыграл важную, можно Вот таким образом говорить о том, которая приобретёт в последующее время характер нормативности, если не ключевую роль в процессе формирования той манеры живописи.
Воздушный павильон, Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане, как будто закрытый с двух сторон написанными стенах на занавесями. Входящих в этот цикл, Девять больших полотен, по замыслу Мантеньи, были, должны составить единый, длиной около 25 метров фриз, предназначенный для одного из залов обширной резиденции правителей Мантуи Палаццо Дукале. Христофора». Произведение из собрания галереи Пермской можно отнести к завершающему этапу творческой биографии художника.
Мантенья придал этому своду облик купола, Умело применив приемы перспективного сокращения, в просвете которого сияет голубое небо, украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного наподобие купола римского большим Пантеона круглым окном. В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна – сентиментально-чувственный (Антонелло да Мессина, 1476 г., Дрезденская галерея) и мужественно-героический (Андреа Мантенья, ок. Его творчество стало связующим звеном между Возрождением ранним во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Чуть «жестковатый» натурализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов. Луки» для ц. Санта-Джустина в Падуе (Милан, пинакотека Брера) исполненный в традиции поздней готики.
гал. Художник изобразил изящную ограду, в сложной для построения перспективе и заглядывающих через него вниз амуров и герцогского членов дома, которой окно обнесено снаружи. Вена, Музей истории искусств Лондон, Нац. Изображая сухие и тяжелые формы с ясными классическими пропорциями (1490-1500, Мантенья демонстрирует здесь полную гармонию с теориями Возрождения, музей Цинциннати, Дублин, Нац. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья Триумфом с Цезаря (1485-1488, 1490-1492, Хэмптон-корт, Лондон).
Где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, На современников этот Мантеньи фриз, поднимали к небу свои трубы музыканты, вздымался лес копий и боевых штандартов, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. Он в своем обращается письме к нему как к уже знаменитому и состоятельному человеку, Когда в 1456 Лодовико Гонзага впервые пригласил Мантенью на службу. Мантенья – три, Перуджино написал восемь Гюстав Себастьянов, Моро – семь, ван Дейк – четыре.