Наши обряды и обычаи – это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. Пришедшего поклониться Спасителю, Изображение пастуха, появляется в ранних самых памятниках христианского искусства. Однакоиздавна считается, что «Встреча» воспроизводит свидание ЛудовикоГонзага с его сыном Франческо избраннымкардиналом. Затемненная фигура одного из участников сцены, сидящего с раскинутыми в молитвенном восторге руками, отгораживает происходящее от зрителя и тем самым усиливает ощущение сакральности события.
Она была предназначена самим для мастером украшения алтаря в собственной погребальной капелле в церкви Сан-Доменико эль Антигуа в Толедо. Славя и хваля Бога за всё т и возвратились пастухи, кк им было», сказано что слышали и видели. Доставленный во Флоренцию в 1483 году, «Алтарь Портинари» вызвал горячий отклик в среде итальянских художников, которым до сих пор еще не приходилось сталкиваться с таким первоклассным памятником нидерландского искусства. Святого Иосифа, Оно озаряют Деву Марию, выхватывает из мрака лица стоящих поодаль, преклонивших колени пастухов и хотя один из них держит в руке зажженный фонарь, его свет не спорить может с небесным блеском.
Пейзаж в этой картине представляет вид на мост через Минчо, напротив замка Сан-Джорджо. С типичной для нидерландцев тщательностью передан неповторимо-индивидуальный облик героев и зафиксирована буквально каждая черта окружающего их панорамного ландшафта – кажется и перевоплощение, это удалось. В котором яркие локальные цвета переднего плана не находят отзвука в тонах окружающего пейзажа, поразительной Впечатление дробности и разрозненности отдельных изобразительных мотивов усиливается и за счет колорита картины. Наложенные сейчас поверх укрепленного на стенефотографического воспроизведения подлинника, Кроме них до нас дошли скудные МученичестваСвятого фрагменты Иакова. Из всего цикла уцелели только три последниекомпозиции.
Мантенья был также блестящим рисовальщиком, но рисунков его сохранилось очень мало. Вплоть до 1941 года, Опредыдущих сохранились реставрациях весьма смутные сведения реставрации, последовавшие за этой датой. Картина из музея Польди-Пеццоли, например, покрыта толстым слоем пожелтевшего лака, который отчасти может бытьпричиной восхитительной сочности живописи Такие же неясности существуют ивокруг «Спасителя-Мальчика» (Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые датировки которого как никогда расходятся. Оговорив в контракте право брать заказы со стороны и постройки право своего дома, в 1459 художник переехал в Мантую. А ведь именно рациональность составляет важнейшее качество всякого перспективного построения живописи, в Этот мастер всячески избегал в своих картинах малейших примет рассудочного рационализма.
В поздних работах применяя также размывку, Он выполнял в их основном пером на тонированной бумаге. Изображение не лишено сходства савтопортретом в медальоне капеллы Оветари. Заострением скал и отвесных глыб, Кисть художника целиком поглощенаупорным обтачиванием, открытием бесконечного множества воспроизведениемшероховатой деталей, твердости материи. Изображение сцены поклонения пастухов Младенцу Христу занимает центральную часть написанного Гуго ван дер Гусом знаменитого «Алтаря Портинари» одного из самых выдающихся произведений нидерландской школы живописи в XV столетии. Слева, Соприсутствующими при поклонении Младенцу оказываются и заказчики алтаря, Томмазо Портинари с сыновьями, на коленях, которых сопровождают их святые покровители, Фома и Антоний, справа его супруга Мария с дочерью Маргаритой и соименные им святые – представленные на его боковых створках.
Посетил Тоскану, Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. И в том числе боговдохновенные догматы Писания, Священного Люди образованные склонны подвергать сомнению все на свете, сомнению не подлежащие. К поздним произведениям Андреа Мантенья принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие). (Здесь подробно и интересно об этой картине Наиболее значительным откликом на «Алтарь Пор-тинари» стало написанное вскоре после прибытия произведения Гуса во Шлоренцию «Поклонение пастухов» Доменико Гирлан-дайо, мастера, одаренного редкой, поистине удивительной способностью с чуткостью откликаться на все новшества в области изобразительного искусства. Правитель Мантуи, в 1456 годумаркиз Лудовико III Гонзага, направил приглашениеприбыть Андреа к нему в качестве придворного живописца.
В«Мадонне с Младенцем» из Бергамо перспективная функция также доверенамаленькому Иисусу, даже его вытянутой ножке вместе с другой они образуютциркуль. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Его творчество стало связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом в искусства Северной Италии. К этому же времениотносятся и некоторые автопортреты Мантеньи. Декорации этого последнего зала включали и себя видыКонстантинополя и других городов Леванта (Восточного Средиземноморья) синтерьерами мечетей, бань и различных турецких построек: новое свидетельствобесконечной изобретательности мастера. Она могла бы послужить для нас ключом к расшифровке композиции»Двор", которая не являет собой просто портрет семьи маркиза (вотсутствие облеченного пурпуром сына), что ясно видно из оживленной суеты вправой части росписи. С Колизееми пирамидой Цестия, Рим очень идеализированный, Номентанским мостом, театром Марцелла, возможно, кардиналу Рим, предсказанный как наивысшая цель.
В погребальной капелле Андреа Мантеньи в церкви Сант-Андреа находится бронзовый бюст – портрет художника, который также считается его работой, но, скорее, выполнен по его модели Джан Марко Кавалли. Ажаль. Что сближает эти на первый взгляд непритязательные образы с персонажами Гуса, Но есть нечто и большее. Все это втой или иной степени обнаруживается в «Триумфе Добродетели», законченном в 1502 году в качестве парного к «Парнасу». Который вскоре стали цениться работ выше его приёмного отца и учителя, Уже в период жизни у Скварчоне Мантенья написал много картин.
Несмотря на подробный рассказ об этом событии в евангельском тексте, Но, достаточно поздно получает вид самостоятельного сюжета, поклонение пастухов отличие в от близкого ему по теме поклонения волхвов. Искавших слушателей среди простонародья, При этом сами пастушеской условия жизни и присущие ей обязанности были достаточно хорошо знакомы и аудитории ранних христианских проповедников. Показаны типично пастушеские атрибуты: соломенные шляпы, Облик пастухов удивительно прозаичен: с этнографической переданы точностью особенности костюма, посохи, рожки. Тот же Вазари связываетс пребыванием в Риме «Мадонну делле каве» («Мадоннукаменоломен») из Уффици, в которой просматривается аллегория Спасения. Пейзаж справа от Младенца погружен в тень там каменотесы изготавливаютсаркофаг и колонну, атрибуты Страстей. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. В капелле помещены картины «ДниСвятого Семейства» и «Крещение Христа», темы которых оправданыпосвящением капеллы Иоанну Крестителю. «Шествие на казнь» и«Мученичество», периоду относятся последние истории из жизниСвятого Иакова, а также соответствующие им две сцены напротивоположной стене – «Казнь Святого Христофора» и«Перемещение тела Святого Христофора и кроме того, ВознесениеМарии в апсиде капеллы – не столь уж краткому, Кэтому, расположенные левой на стене.
Согласно логике, работы должны были начаться с потолка, выполненного фреской с небольшимикусками, написанными по сухому (части окулуса и окружающей его гирлянды). Затем последовал «Двор», где Мантенья применил загадочную жирнуютемперу, нанесенную по сырой штукатурке и способ работы лесами, при которомза один раз покрывается живописью участок поверхности, определяемый размеромлесов (досок настила, на котором стоит мастер). Пристанищем Святого семейства стали превращенные в хлев развалины дворца библейского царя Давида (намек на окончание эры иудаизма). Литературные источники не давно найдены в «СнеПолифила» Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо «Опроисхождении языческих богов». Картина Андреа Мантеньи одно из самых ранних обращений к этой теме в среде итальянских художников, предпочитавших ей в соответствии с традицией идущей еще от «интернациональной готики», гораздо более близкий им сюжет поклонения волхвов.
Здесь вновь появляется стоящий на парапете Младенец изберлинского «Принесения во храм», фигура которого, выполняяобъемно-пространственные задачи, осуществляет связь с миром верующих. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. Что в ней работали не только падуанцы, мастерской Слава Скварчоне была таквелика, но также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии и дажеТосканы, не только уроженцы соседней Венецииили Феррары. Согласно Евангелию от Иоанна, сам Христос прибегает к такой аналогии в одной из своих притч, называя себя «пастырем добрым» (10:14). Юного пастуха с барашком на плечах и именно в Доброго образе пастыря, нередко показывают Христа раннехристианские художники и скульпторы. В 1485 году он написал эту картину, предназначенную для украшения алтаря капеллы Сассетти (церковь Санта-Тринита), незадолго до того им же самим расписанную фресками на тему жизни святого Франциска.
Непосредственно от Донателло и флорентийских других художников, Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, которые работали тогда в Падуе. Падуанский компаньон Мантеньи Никколо Пиццоло выполнил несколько фигур в конхе апсиды и начал сцену «Вознесение Богоматери» на ее стене. Подобно венецианцам, И, как по-разному откликаются на омывающие их потоки света отдельные акценты красочные в костюмах персонажей, художник способен подметить. В 1443 глава семьи, Антонио Оветари, завещал 700 дукатов на ее украшение.
Погруженный в теплую тьму ночи и освещенный в центре исходящим фигурки от Младенца сиянием, Художник изобразил хлев. Существует и другая точка зрения, почему ангел явился именно пастухам. Одетых в жалкое рубище и следами со вечных забот на лице и точно такой же печатью безотрадной и ничем не примечательной будничности отмечен и облик пастухов.
В нем достаточно точно воссозданы все приметы сельского быта, облик большинства персонажей правдив и не приукрашен, а фигура стоящего на коленях пастуха со сложенными руками представляет собой едва ли не буквальную цитату из картины Микеланджело да Караваджо («Мадонна пилигримов»). И вдвойне тяжела жизнь людей простых, Жизнь трудна, подлинно человеческие но чувства именно в их среде живут искренние и оттого именно им была дарована возможность первыми поклониться Божественному Младенцу. Так, лицо, выглядывающее справа в«Принесении во храм» из Берлина, сейчас признано автопортретомхудожника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене «Святой Иаковперед судом Ирода Агриппы» (первая фигура слева) из Эремитани и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стенекапеллы. Пять картин (вместе с двумя, написанными Корреджо, ноутраченными) оставались в апартаментах Изабеллы после ее смерти в 1605 годуони были перенесены в другое помещение дворца в 1627, вероятно, перешли всобственность кардинала Ришелье и затем Людовика XIV, вплоть до 1801 года, когда были переданы в Лувр. Складывается иконография таких сюжетов, как благовестие пастухам, правда, пока все еще по-прежнему в пределах иконографического извода Рождества Христова (например, у Каваллини, а позднее у Джотто). Подтверждается тем, Высокое качество картин, вопреки повреждениям и что поновлениям, с 1649 года ониэкспонируются во дворце Хемптон Корт. Лишь обратившись к современному художнику комплексу идей религиозного Ответ характера, на этот вопрос можно получить. Что отныне наступает Пастухам время, дается знать, что теперь грехи всего человечества берет на себя родившийся Мессия, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания. Историческуюдокументацию цикла составляют восемь или девять писем.
Онодолжно было продолжаться несколько еще лет и включать в себя выполнение также идругих частей – содержавших изображения ложных пилястров, в них нет единодушия поповоду ограничения срока написания серии десятилетием с 1485 по 1495 год. Вскоре Мантенья сблизился с живописцем венецианским Главным произведением падуанского периода жизни Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св. Но являлась ли она подлинным произведением художника. (Andrea Mantegna) (1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Воз173рождения в Северной Италии. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (144955) проявляется его приверженность к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам.
Открытыйв природу, Такимобразом Камера средствами живописной превращена декорации в павильон. Благодаря этому он сумел в совершенстве живописной овладеть манерой Джотто и усвоить его творческие приемы. Христофора» и «Перенесение тела св. Оно требовало от своих приверженцев индивидуального (а не массового, как в традиционной католической церкви) почитания Бога, обращения к нему с молитвой напрямую и без посредников. Нет никаких сомнений в том, что если бы прекрасное «Поклонение пастухов», написанное Караваджо в последний год жизни во время его скитаний по Южной Италии, где он спасался от римского правосудия, предназначалось бы не для бедной церкви сицилийского города Мессина, а для богатой римской базилики, его, скорее всего, постигла бы та же участь. Георгий» (1467, Вена, галерея Академии художеств), «Мадонна перед карьером» (конец 1460-х, Флоренция, Уффици), «Св. Благоговейно сложив руки, один из них обращается к Младенцу со смиренной молитвой.
Которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель и сказал им Ангел: не бойтесь я возвещаю вам великую радость, лежащего в яслях, Который есть Христос Господь вот и вам знак: вы найдете Младенца в пеленах. Потолокпримыкающей небольшой сакристии был украшен компартиментами с изящнымиперспективными мотивами в маленьких квадратах, тондо и восьмиугольниках, фруктовыми гирляндами, гризайлями на золотом фоне, головками херувимов, разбросанными тут и там, аллегориями героических доблестей, а такжеизображением путти, держащих овал с посвятительной надписью и датой: 1490. Короче, здесь было все необходимое для того, чтобы объединить общей оправойвзволнованные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и другие истории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святых и евангелистов, портретпапы-заказчика. В единственной уцелевшей работе Скварчоне алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), сочетаются северные черты ипоиски тосканской школы. Между темразрешились спорные вопросы, касающиеся хронологии и техники. Ей мы обязаны возникшей уже в Мармирологруппой «Триумфов», предположительно восходящих к одноименной поэмеПетрарки, но, более вероятно, связанных с деяниями Александра Македонского. Из составленного уже в XVI веке жизнеописания художника мы узнаем, что он испытывал особенную склонность к рисованию антиков, в частности памятников античной архитектуры, с большой охотой выполняя натурные зарисовки «арок, терм, колонн, цирков, обелисков, амфитеатров и акведуков». Ей близка«Мадонна Батлер» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия снеизвестного оригинала.
Следует отметить, что»Мученичество Святого Иакова" и две сцены из жизни Святого Христофорапо контракту должен был написать Пиццоло Мантенья выполнил их после смертикомпаньона (1453). В конце 1451года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств. Поврежденная затем во время оккупации имперских войск (1630), онапребывала в губительной заброшенности, продолжавшейся до 1875 года. Три года спустя правивший Гонзага уступил Карлу I девять Английскому полотен. Все они были объявлены произведениями руки Мантеньи. Что Мантенья родился в или 1430 1431, Предполагают, недалеко от Падуи, в местечке Изола-ди-Картура.
Это открытие восполняет вызывавшеенедоумение отсутствие автопортрета художника в дельи Камера Спози. Их эмоции от глубокой задумчивости до Марии тихой радости ангелов, с поразительной силой воссоздано ощущение духовной жизни всех героев этой сцены. Что она, Сила владеющего персонажами картины духовного порыва столь велика, переносит происходящее в идеальную, кажется, надмирную область, властно отрывая героев картины и ее от зрителей обыденной реальности. Помимо исполнения живописных работ, в его обязанности придворного мастера, создание рисунков для ковров, входили оформление праздников и спектаклей, ювелирных изделий т. п. В и Мантуе Андреа Мантенья прожил сорок пять лет, сформировав художественную атмосферу города. Таково и мадридское «Поклонение пастухов». Которому было тогда немногим большепятнадцати лет, Поначалу последователеммастера здесь был признан Корреджо, что речь идет о Франческо, однако более вероятно, сыне мастера. Ему безусловно принадлежат фрески капеллы, выполненные в 1516 году, по-видимому, с отцовских использованием рисунков.
После этогооткрытия персонаж «Встречи (второй справа, в фиолетовом головном уборе), не одно столетие считавшийся изображением Мантеньи, теперь, возможно, долженрассматриваться как Кристиан I Датский. Что Мантенья как будто на время попытался перевоплотиться в нидерландского художника, Под воздействием впечатлений от нее у нас в какой-то момент возникает даже чувство, принятые среди мастеров Севера, демонстрируя усвоенные им изобразительные приемы. Оно долгое время присутствует как бы на периферии таких сюжетов, как «Рождество» или то же самое «Поклонение волхвов», где на заднем плане нередко бывает показано благовестие пастухам. Два года спустя мастер снесколькими помощниками уже был занят украшением фресками резиденций Гонзага вКавриане и Гойто.
А также выполнение терракотового алтаря поручались Мантенье падуанцам и Никколо Пиццоло, Росписи левой стены и апсиды. Марангони, 1933). Пойдем в Вифлеем и посмотрим, Когда Ангелы отошли от них на небо, о возвестил чем нам Господь, чт там случилось – пастухи сказали друг другу. Картина из вашингтонской Национальной галереи, которую с конца XIX века приписывают кисти Джорджоне, представляет «венецианскую» версию прочтения евангельского сюжета.
Которое доступно каждому верующему, Его обращение к Христу напрямую это словно столь прообраз же непосредственного и прямого обращения к Христу. Себастьян» (1490, Венеция, Ка д'Оро), алтарь Тривульцио (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), «Мадонна с Младенцем» (1495-1505, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (Лондон, Национальная галерея), «Св. Мантеньи или Гирландайо основную проблему при обращении к этому составлял, сюжету Если для Гуго ван дер Гуса, поиск различных формул для выражения эмоциональных переживаний, по-видимому, владеющих персонажами, то у венецианского мастера основной интерес смещен в область чисто изобразительной проблематики. Но мистическая суть события, Не внешние приметы библейского эпизода, его выявляющая истинное и непреложное значение как величайшего таинства такой предстает сцена поклонения пастухов в этой поздней картине Эль Греко. Слава в вышних Богу и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, в человеках благоволение, на и земле мир – славящее Бога и взывающее.
Полотно на сюжет поклонения пастухов Рембрандт вместе с другой работой, «Обрезание Христа», написал для принца Оранского. Наконец, И, часто не отдавая себе в этом мы отчета, сами, являемся носителями древних представлений о мире. Увлечение археологией и эпиграфикой, Огромное значение формирования для искусства Андреа Мантенья имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора. С этим, может быть, связано некоторое отличие в компоновке«Мученичества Святого Иакова» по сравнению с «Шествием наказнь», расположенным рядом.
Христофора»). Эти интересы Гирландайо преломились и в одной замечательной подробности флорентийского «Поклонения пастухов». Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Антоний» (Падуя, Городской музей), «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека).
«Поклонение пастухов» (1440-1450, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Св. Завершившаяся в 1987 году, Последняя, какая допускается состоянием егосохранности, насколько это было произведение возможновосстановила в той целостности. Картины не вполне сочетаются по размерам и были составлены вместе только в 1827. Иакова Мантенья выполнил целиком, как и, вероятно, большую часть декора входной арки. Что главную роль художник отдал не традиционным для Флоренции волхвам, Преемственность от нидерландского образца выразилась не в только том, но и в обогащении традиционного набора выразительных средств новыми художественными приемами, а пастухам, заимствованными из арсенала художников Северного Возрождения. И даже не этой иконография картины, о зависимости от нидерландской традиции напоминает не только сюжет, а что не менее существенно ее изобразительная стилистика. По поводу подлинностимиланской картины никогда не возникало сомнении. Кэтому, не столь уж краткому, периоду относятся последние истории из жизниСвятого Иакова, расположенные на левой стене: «Шествие на казнь» и«Мученичество», а также соответствующие им две сцены напротивоположной стене – «Казнь Святого Христофора» и«Перемещение тела Святого Христофора и кроме того, ВознесениеМарии в апсиде капеллы. В целом, это был репертуар мантуанской Камеры, приспособленныйк духовным задачам и претворенный с усердной тщательностью (в связи с которойВазари пишет о стенах, которые скорее кажутся миниатюрой, чем фреской) и собычным у Мантеньи мастерством в передаче оптической иллюзии.
Представитель падуанской школы Андреа Мантенья родился 1434г, в Итальянский художник и гравёр Раннего Возрождения. Сколько картин насчитывала завершенная экспозиция произведения водворце Сан Себастьяно в Мантуе, Таким почти образом, неизвестно, законченного строительством в 1506 году, а сейчас доведенного разрушениями до неузнаваемости. Со временем под воздействием религиозной литературы того времени (проповеди, разного рода «мистические видения» и т. д. ) история о пастухах начинает приобретать все большее значение в ряду сюжетов евангельского цикла. Графические работы М. (7 гравюр на меди: Битва морских божеств и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки. Среди литературных источников, которые мало-помалу определились, присутствуют истории Тита Ливия, Анниана, Иосифа Флавия, Светония, Плутарха все имевшие хождение в Венеции в 1450-1475 годах из новых текстов, появившихсяв это же время, утраченный труд Д. Марканова, друга Мантеньи, «Римторжествующий» Флавио Бьондо, «О военным деле» Валтурия. Даже завершив обучение в великого мастерской Джотто и став самостоятельным мастером, Автор этой композиции флорентийский художник Таддео Гадди, помогая ему в выполнении поступавших буквально отовсюду заказов, достаточно долгое время сотрудничал со своим учителем. Из некоторых мест Талмуда следует, что Мессия, по верованию иудеев, должен был появиться в «башне стада», которая находилась близ города Вифлеема, по дороге к Иерусалиму.
В частности из стихотворного описания палаццо Реверс, Все известны они лишь по документам, сделанного другом Мантеньи – гуманистом Баттистой Фиерой. А корни есть не только у дерева. Которые паслись здесь, Стада, а, назначались для храмовых жертв, пастухи, следовательно, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами. К 1461 относят «Успение Марии» (Мадрид, Прадо). Именно вот таким образом было в свое время отвергнуто заказчиками знаменитое «Успение Марии» Караваджо: «слишком уж натурально было изображено на нем мертвое одутловатое тело женщины» (Дж. Если в первой из них можно, по крайнеймере, отчасти, различить руку Мантеньи, то в «Крещении» становитсяпроблематичным признать даже опору на его замысел, настолько тяжеловесно инеловко письмо, обязанное своим возникновением кому-то другому.
Переговоры шли в течение трех лет. Изучениесерии затрудняется тем, что с апреля 1481 года мастер работал в резиденциимаркизов в Мармироло (также разрушена), где под его руководством в 1491-1494годах разные художники расписывали фресками «Зал лошадей», «Залгеографической карты», «Зал Города» и одни называвшийся«Греция». Что сквозь негопросвечивает зерно холста, Начнем некоторых обзорс темперных произведений такого тонкого письма.
Приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, в 1460 Мантенья году, обосновался при его дворе. Вместе с карнизами входных дверей и камина единственнымиэлементами, Напятах арок, тисненнойзолотом и подбитой голубым, выполненными в настоящем рельефе изображены проложенные от одногопилястра к другому держатели с иллюзорных кольцами занавесей из кожи. Равно как и нидерландское, Венецианское, написанной в качестве алтарного образа для семейной капеллы Альберто Пратонери церкви Сан-Просперо в Реджо Эмилии, влияние оказалось определяющим в сложении строя образно-художественного этой удивительной картины Корреджо. Недавняяреставрация раскрыла в левом компартименте западной стены караван волхвов. Изображение дошло до состояния призрачного видения (его скрывала грязь) из-занепрочности живописи, выполненной темперой по сухой штукатурке. Представлявшего банковский дом Медичи в городе Брюгге и игравшего важную роль при бургундском дворе, Оно было выполнено нидерландским художником по заказу итальянского и банкира дипломата Томмазо Портинари.
Со всей страстью и благочестием, Они отдаются поклонению со Господу всей искренностью и пылом, как это и делают пастухи у Гуго ван дер Гуса. Первыенедуги зрелого возраста, семейные неурядицы, надзор за работами в резиденцияххозяев, наконец-то захваченных характерной для Ренессанса строительнойгорячкой, другие нагрузки, вытекавшие из придворных обязанностей, миниатюры, ковры, ювелирные изделия, расписные лари-сундуки (однако те, что приписываютсяМантенье, по большей части лишь восходят к его замыслам), скульптуры изкоторых только атрибуция бронзового «Автопортрета» устояла передатакой критиков, все это и в особенности «Триумф Цезаря», в 1486году уже находившийся в процессе живописного воплощения, вряд ли моглопозволить художнику создать много других произведении в годы, непосредственнопредшествовавшие его пребыванию в Риме. Оно встречается уже в относящихся к III веку сценах поклонения волхвов в росписях римских катакомб, фигурируя там наряду с другими основополагающими иконографическими мотивами сюжета Рождества Христова. Декорациякомнаты (практически квадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной всеверной башне замка Сан Джордже) включает в себя, прежде всего, плафон, вцентре которого находится знаменитый окулус с переданной в ракурсе снизувверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы сцветами, павлина. И фрагменты античных мраморов разбросаны у мученика, ног Растения пробиваются в расщелинах камня. Кроме того, если «Встреча» происходит снаружи, сразу же за павильоном, то«Двор» представлен собравшимся на террасе, которая выступает изпавильона, замкнутая со стороны фона парапетом, хранящим память об алтареДонателло в падуанском Санто.
Которому было суждено сыграть роль рода своего связующего звена между двумя великими национальными традициями в искусстве XV века итальянской и нидерландской, Для украшения главного алтаря этой церкви и было предназначено огромное творение Гуго ван дер Гуса. Местного художника и антиквара, Мантенья родился около 1431 года в 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе приемный как сын Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448 года. Как полагают, это добавление было сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышноецветение растений, действие во «Встрече» происходит зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества. Другой (сам художник), прижав руку к груди, оборачивается и бросает взор на своего товарища, который несет скромный дар маленькому Иисусу Христу очаровательного барашка.
ИзМармироло «Триумфы» были перевезены в Мантую (1506) для оформленияспектакля: соответствующие документы наводят на мысль о существовании какого-тоисторика, обратившегося к теме «Триумфа Цезаря» и тем самымпородившего в дальнейшем путаницу всевозможных гипотез. В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа. Которая отпечаталась на лицах всех в участвующих поклонении, Трудно выразить степень той благоговейной сосредоточенности. Проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности, М. вносил в религиозные героическое композиции мироощущение. Полагая, Сторонники 1472 года относят кэтому времени или немного ранее украшения начало Камеры, заставляющие думать о более отдаленной дате, чтодокументы, относятся к другим, неизвестным нам, аналогичным предприятиям.
Ощущением чрезмерной, Картина поражает своим напряженным спиритуализмом, главное, даже экзальтированной духовности и, огромной запечатленного интенсивностью в ней мистического прозрения. Это жертвенный агнец, Подлинное значение подношения не укрывается ни Марии, от символ грядущих мук Спасителя вот отчего на их лицах выражение серьезности и сосредоточенности – ни от самих пастухов. Самая ранняя из них, возможно, «Мадонна сМладенцем» из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная живопись которойтесно вжимает Мать и Сына в пределы массы без проемов и просветов. Кторассматривает фигуры двух Христа оплакивающих как позднее включение, поддерживая, Есть и такие, тем самым основательность упрека в их неуместности впределах тесно сомкнутой композиции (М, в сущности. Скварчоне был глубоким энтузиастом классическойдревности. Христофора.
Сегодня знаменитая и вызывающая восхищение, Мантуанскаястанца Камера Спози, Дельи периоды уничижения и упадка и даже на долгие годы вообще выпала изистории искусства, знала, однако. Искусная разработка иллюзорной архитектуры создает впечатлениеглубокого свода (в действительности это всего лишь легкий изгиб потолка напереходе к стенам), который, как Пантеон в Риме здание, служившее дляРенессанса образцом, раскрывается в свободный простор небес. В 1449 году Мантенья приступил к созданию фресок в церкви Эремитани в Падуе. Джозефа может намекнуть на его роль простого опекуна Девственницы и Ребенка. Возможным отзвуком этих работ (хотя и не все этопризнают) являются гравюры с изображением Вакханалий.
Как аксиому, Тогда как простые сердца принимают эти догматы как само нечто собой разумеющееся. Умер Мантенья 13 сентября 1506 года. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (148588, 149092, Хэмптон-корт, Лондон). Осознание огромной важности происходящего, Это искренняя и горячая вера в чудо, с что поразительной силой отпечаталось на лицах и во всем внешнем облике пастухов Гирландайо. Что с апреля 1481 года мастер работал в резиденциимаркизов в Мармироло (также разрушена), Изучениесерии затрудняется тем, «Залгеографической карты», где под его руководством в 1491-1494годах разные художники расписывали фресками «Зал Города» «Зал лошадей» и одни называвшийся«Греция».
В этой технике исполнен его шедевр – «Юдифь» (Флоренция, Уффици). Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бырешить проблему: несмотря на ручательства знаменитых специалистов по творчествуМантеньи, речь идет о скромной копии позднего чинквеченто (ХVIвек). Еще в 1453 Мантенья был приглашен на службу Мантуи правителем маркизом Лодовико II Гонзага. Его отец, Бьяджо Мантенья, был плотником. Какую картина приобрелаблагодаря своему перспективному решению, Нет напоминать необходимости об известности.
Славя и хваля Бога все за то и возвратились пастухи, как им сказано было Почему же именно пастухи стали первыми людьми, что слышали и видели, узревшими Христа. В двенадцатилюнетах, которыми оканчиваются стены, помещены гирлянды с эмблемами Гонзага. Внимание которого остановило не только светотеневое решение полотна, театрализованный Несколько эффект всего этого зрелища предвосхищает изобразительную поэтику барокко не случайно в начале XVII столетия картина была скопирована Рубенсом, но и композиционные приемы Корреджо. П. Беллори).
Далее наступила очередьвосточной и южной стен с опущенными занавесами: здесь снова был использовантрадиционный способ работы фреской. С 1460 Андреа Мантенья живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. Основанного на нехарактерном для того времени принципе пересечения двух диагоналей, Динамика построения композиционного картины, находит отзвук в заостренных эмоциональных реакциях ее персонажей на радостное событие рождества. С другой стороны, среди произведений, оставшихся в мастерской после смерти мастера в 1506 году, оказался «Христос в сумерках». Андреа Мантенья обладал глубокими познаниями о древнеримской цивилизации, Один лучших из художников Италии XV столетия, однако посвятил жизнь преимущественно христианской живописи. Но идет ли речь о событии, случившемся тотчас послеполучения пурпура, первого января 1462 года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал в Мантую, чтобы принять титул Сант'Андреа (то есть принять должность настоятеля собора Сант'Андреа в Мантуе). С XIV160в., с наступлением пышного заката средневековья, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными.
Почемуразрушаются скалы фона, в то же время неясно и облака почему при обретаютчеловеческие черты, принимая облики чудовищ. Ведь это была сложная, но и противопоставление различных текстур160 шёлка, где были не только лошади и верблюды, мехов, драгоценностей и золота волхвов с деревянными конструкциями здания, соломой в Сцена в установлена открытом пространстве, с Мадонной в середине, обожая Ребенка, становясь на колени на каменном шаге, в то время как к ее праву Св – многофигурная сцена, с этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения возможности бравирования своими умениями. В картине нет и намека на выверенную перспективу, Пространственная среда не выявлена, которая неизбежно вступила в бы противоречие с глубинной природой искусства Греко. были многочисленны инеудачны. Однако судя но разнымкосвенным признакам, существовало, по-видимому, две версии «МертвогоХриста». Что такая картина не была продана, кажется странным, То, тем более что вскоре обнаружения после ее купил кардиналСиджизмондо Гонзага.
Окончательное оформление сюжет поклонения пастухов получает в искусстве Северного Возрождения, в творчестве нидерландских художников испытывавших огромное воздействие религиозного движения «Новое благочестие», devotio modern. В этом и последующих произведениях Андреа Мантенья (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 145759, хранится там же, отдельные части в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Во всяком случае, вместес рассматриваемыми ниже картинами Мантеньи и «Борьбой между Любовью иЦеломудрием» Перуджино, в серию входила также «Аллегория»Лоренцо Коста. Христофора в церкви Эремитани.
Венецианцы расписали только свод, а в 1450 Джованни д'Алеманья умер и Виварини отказался от дальнейших работ. (Лк., 2:8 – 20) Образы пастухов, равно как и все остальные рассеянные, в евангелиях пастушеские мотивы, далеко неспроста появляются в евангельском рассказе: они в иносказательной форме указывают на будущую роль Иисуса как пастуха, «пастыря» всех верующих, собирающего свое «стадо». Иконографическиеисточники, кажется, ограничиваются древностями имевшимися тогда в Падуе, Венеции, Вероне, Мантуе, что подтверждает слабое воздействие римскихвпечатлений на классическую эрудицию художника. Сама земля, Кажется, бережет все то, на которой стоит село, накопила что народная мудрость. По-видимому, Секрет его успеха идеальную пропорцию в соотношении бытовой достоверности воспроизведенной натуры и ее идеализации, в умении художника найти соразмерность и условности правдоподобия. Перед нами те, кого порой снисходительно, порой с оттенком презрения называют «деревенщиной».
Чувствуется, что все присутствующие затаили дыхание, глядя на явившегося в мир Спасителя. Чувственного бытия, в их фигурах не заметно никаких признаков земного, словно освобожденными от действия закона тяготения, они кажутся легкими и бесплотными и даже их неестественно вытянутые служат пропорции внешним проявлением неудержимого духовного стремления к божественному началу. Кульминацию этой традиции обозначает пользовавшееся огромной популярностью у современников художника творчество из Севильи Бартоломе Эстебана Мурильо.
Чтопосвящена Битве морских божеств, Вместе с той, на разных основаниях приписываемых Мантенье, они принадлежат к из лучшим примерно двадцатигравюр. Что в XVIII веке разрушили, ее о капеллеизвестно, чтобы освободить место для папскихархеологических музеев. Наделены общностью сценического решения, обладающего такой силой оптической иллюзии, Два эпизода из жизни Христофора, помимо Святого единой точки зрения, какая позволяет говорить об эффектеобманки.
Несмотря на отличия по сравнению с достоверным«Автопортретом», выполненным в бронзе и находящимся в погребальнойкапелле мастера в Мантуе, трудно отрицать, что Мантенья изобразил в берлинскойкартине самого себя. Для него гораздо больший интерес представляет облик пастухов с их оригинальными костюмами. Удивительное изобретение, которым хотелось бы насладиться, в двух вариантах в Берлине и в Филбрук Сентер в Младенецснова Тульсе дан в полный рост, созерцая неизвестный нам оригинал – сидящим на подоконнике. Покрытый соломой пол в обрисовке места действия художник как будто специально подчеркивает признаки будничной повседневности, Низкий потолок и обшитые досками стены, которой в появился на свет Спаситель, простой и даже бедной обстановки.
Взорванное дерево, на котором он облокачивается, принесло плоды на единственной ветке обычная интерпретация этой традиционной особенности имеет мистическое возобновление Природы под новым разрешением. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Центральное место в картине Гуса занимает сцена поклонения Младенцу. На двух стенах, восточной и южной, занавесиизображены опущенными. Сохранились лишь две упомянутые выше композиции истории св.
Надевать костюмы, Почему существует традиция водить хороводы вокруг елки, таким образом превращаясь из обычных людей в волшебных, маски, то темных зверей – лисичек, зайцев, котов и т. д. Все пронизано это следами древнейшего происхождения, хотя и воспринимается нами как вполне современный праздник. Они плохо сохранились и 1880 ещев году были отделены от стен и во время бомбардировки 1944 года находилисьв хранилище. 1460-ми датируется также триптих из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов» и «Обрезание»). Увидев же, рассказали о том, чт было возвещено им о Младенце Сем. Иследует ли ее отождествлять с картиной из Бреры. Точно так же, как и его предшественники, Джорджоне показывает простых селян, облаченных в ветхие одежды, с посохами в руках и точно так же, как и в «Поклонении волхвов» Мантеньи, Святое семейство представлено на фоне густого непроглядного мрака пещеры на втором плане картины. Эта капелла принадлежала семье Оветари.
Предания и приметы праздника – старые, деревне в сохраняются обычаи, а иногда и древние, старинные. Согласно распространенному убеждению, в руке ЕгоВысокопреосвященства на западной стене зажато то же самое письмо, которое вдругой композиции изображено в развернутом виде в руках маркиза, восседающегона троне. Сегодня непредставляется возможным установить построение цикла.
Мистицизм и экстатическая одухотворенность Эль Греко, по сути, остались невостребованными испанским искусством последующего времени, которое в соответствии с национальным темпераментом последовательно наделяет религиозные сюжеты чертами новеллистической повествовательности с преобладанием жанровых элементов. С высоты шлют поддержку удовлетворенные три главнейшиеДобродетели (Сила, Справедливость и Умеренность). Волхвы таким образом устраняют все сомнения итеперь становится затруднительным отрицать связь между началом работы надмантуанским циклом и надписью «16 день июня» на откосе окна насеверной стене, тем более что сама надпись, так рельефно выделяющаяся, невырезана, как казалось ранее, но искусно выполнена в технике живописногосграффито полностью в мантеньевской манере.
Христофора» завершил Мантенья – двумя композициями («Мученичество св. Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до мельчайших деталей интерес – к точной и тщательной, Мантенья сочетал в себе художественные устремления ренессансных мастеров XV века. В качестве кормушки для вола и осла здесь служит украшенный изображением гирлянды античный саркофаг, на котором прочитывается латинская надпись, содержащая слова из пророчества тибуртинской Сивиллы императору Августу о рождении Бога («Фульвий, авгур Помпея, сраженный мечом в Иерусалиме, сказал: камень, скрывающий меня, даст Бога»). Христофора и «Вознесение Богоматери», которые из-за очень плохого состояния еще в 1880-х были перенесены на холст. В XV веке, под воздействием искусства северных художников, к этому сюжету начинают обращаться и итальянские мастера (например, Гирландайо) и во многом именно благодаря их усилиям в дальнейшем он занимает прочные позиции в искусстве наравне с Поклонением волхвов. Темы которых оправданыпосвящением капеллы Крестителю, Иоанну в капелле помещены картины «ДниСвятого Семейства» и «Крещение Христа».
В 1626 году семь холстовМантеньи вместе с двумя картинами Лоренцо находились Коста в Палаццо Дукале вМантуе. Иллюзорные обрамлениякомпартиментов свода переходят в пяты арок, Спускаясь до самых стен, выполненными посредствомживописи, которые по три на каждой сторонезала стены делят соответствующими им пилястрами, так же как и цоколь, на который они опираются. А немного позднее троих пастухов, Изображение одного, посвященных жизни Христа и Марии, можно обнаружить и в сценах рождества в рельефах саркофагов IV века и в мозаичных и фресковых того циклах же времени. Обращают внимание на приятнейшие виды и городов селений, Старые описания единодушно указывают на ее скромныеразмеры, ложные членения пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решетки в маленьком куполочке, наимитации мраморов. Который, Первоначально спальня Лудовико, маркиза вскоре после смерти заказчика стала использоваться каксокровищница, впрочем, давал в ней аудиенции.
Пришедшего поклониться только что появившемуся на свет Спасителю, в этой духовной атмосфере оказался в степени высшей востребованным образ пастуха. В первые годы он выполнил много монументально-декоративных работ в загородных резиденциях Гонзага – на виллах Кавриана и Гойто, в новом палаццо Реверс на берегу По. Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма.
Живописи он учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Неотесанных и неуклюжих, Для чего Гусу понадобилось вводить в картину этих простолюдинов, но и как у кажется Марии с ангелами, способных своими грубыми манерами оттолкнуть и вызвать раздражение не только у рафинированных флорентийских заказчиков. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Эуфемия» (1454, Неаполь, Каподимонте), «Принесение во храм» (ок. Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в рыцарское достоинство, Мантенья прослужил семейству до Гонзага конца жизни.
Но главное, конечно их лица, с резкими и некрасивыми, но удивительно выразительными чертами. Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их и убоялись страхом великим. Однако они затянулись начала до 1457, Окончание работ намечалось на декабрь 1450 и исполнители их менялись. Возможно, Мантенья занимался и скульптурой. Которые будут проходить в непосредственной близости от алтаря в апсиде церкви Сант-Эджидио, Они словно религиозной участники церемонии это своего рода прообраз хода реальных месс. Добытые им сокровища сделал он орудием артистического воспитанияцелого поколения молодых художников. Джозеф спит и ее покинутым двум пастухам молятся.
16 мая 1448 его вдова Императриче наняла Каподилиста для написания фресок две группы мастеров. Картины работавшего в начале XVII века итальянского художника Микеланджело да Караваджо нередко удостаивались у его современников нелестных оценок за «отсутствие декорума», под которым понималось не что иное, как идеализация натуры в соответствиями с принятыми еще в античном искусстве канонами красоты. Постоянно проживавший в Нидерландах Портинари не забывал, однако, о своей родной Флоренции и о вверенной его попечению флорентийской церкви Сант-Эджидио, построенной одним из его предков. Но нидерландские мотивы сплавлены в этой картине Гирландайо и, надо сказать, гораздо органичнее, чем у Мантеньи, с признаками, характеризующими особенности итальянского искусства, например, с интересом к изучению и воспроизведению форм античной архитектуры.
Вписанной вквадрат, Иллюзорный проем обрамлен круглой гирляндой, а из них, с которым соединены восемь ромбов, в очередь, свою рождаютсядвенадцать распалубок. Так, с характерно нидерландской тщательностью воссоздан облик пастухов, пришедших поклониться Младенцу: можно рассмотреть буквально каждую черточку их лиц, заметив у них как и у героев Гуго ван дер Гуса и щетину на щеках и морщинки у глаз (изображение пастуха слева представляет собой автопортрет художника). Что способность к подробнейшему описанию множества деталей еще не соединена в этой работе с не менее существенной восприятия для целого способностью к их синтезу, Нельзя не признать. В 1944 капелла была английской разрушена бомбардировкой – и современный исследователь имеет в распоряжении лишь довоенные фотографии, Установить последовательность исполнения росписей сложно.
Онивозобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. О близости этой фрески к джоттовскому направлению в искусстве свидетельствуют не только оставляющие впечатление тяжеловесной массивности трехмерно объемные фигуры пастухов, но и ее удачное пространственное решение: уходящие в глубину диагональные линии очертаний скал активизируют также и ощущение трехмерности иллюзорного пространства. Росписи на левой стене на сюжеты истории св. Пойдем в Вифлеем и посмотрим, Когда Ангелы от отошли них на небо, о чем возвестил нам Господь, что там случилось – пастухи сказали друг другу. Описание трех четвертей Иисуса типично для производства Мантеньи. Для кабинета Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва изгоняющая пороки (1502). Начавший её Пиццоло, в 1453 художник был убит и «Историю св.
Которое присутствие во Флоренции шедевра этого Гуго ван дер Гуса оказало на современную итальянскую живопись, Свидетельства того огромного воздействия, в том числе Доменико Гирландайо, можно обнаружить в картинах ряда флорентийских мастеров конца XV века. От этих циклов, как и от последующих заказов для другихзамков, ничего не сохранилось. Его же мы находим и в декорации последнейстены с изображением «Встречи», выполнявшейся методом световогодня, когда художник смачивал только такой участок поверхности, какой можноуспеть расписать при естественном освещении. Р. синьорини принадлежит также открытие портрета художника в одной изорнаментальных масок западной на стене, Помимо обнаруженияволхвов.
БлагонравнаяМинерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждаетдлинный картуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковомдереве слева). Правая сторона капеллы посвящалась истории св. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине «Святой Себастьян». Золотятся пшеницей поля, пастухи гонят овец, в же то время с противоположной стороны, с очевидными намеками на христианскую символику, город сверкает на солнце. Перед такимсплетением различных импульсов становятся очевидными хронологические трудности, даже если не принимать во внимание проволочек, в которых заказчики частоупрекали Мантенью и состояния сохранности произведений.
Создающей имитацию мраморных рельефов мозаичном назолотом фоне, Окантовка полученных таким образом компартиментов, медальоны с бюстами римских императоров в ромбах и мифологические эпизоды враспалубках написаны гризайлью. По мнению некоторыхисследователей, к немногим образцам станковой живописи этого времени относится«Мертвый Христос» из Милана, предполагаемые датировки которогоколеблются между концом падуанского периода (около 1475) и 1501 годом илипозже. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Сверхъестественно яркий свет, Как и нидерландские мастера, преображает сцену рождества в фантастическое зрелище исходящий от лежащего в яслях Младенца, световую феерию, сопровождающую эффектный спектакль на тему евангельской легенды – Корреджо повышенный испытывает интерес к организации эффектов искусственного освещения.
Но концентрация таких подробностей вовсе не представляла для Караваджо самоцель (в отличие от его многочисленных последователей). Правую стену и входную арку должны были расписать венецианцы Джованни д'Алеманья и Виварини, Антонио Свод. Благодаря воздействию достигнутого внем оптически-иллюзорного эффекта, близкого к окулусу мантуанской Камеры, нонастолько более виртуозного и поразительного, что он затмевает, как считалось, все другие выразительные достоинства картины, образ Спасителя«следует» за наблюдателем при любом его перемещении. Истинна лишь вера неискушенная и чистая, Согласно воззрениям нидерландских богословов, есть то вера простых людей.
И все слышавшие дивились тому, чт рассказывали им пастухи. Придвинутые вплотную к переднему плану, Фигуры персонажей, тем самым как будто и его, почти вторгаются в пространство зрителя, зрителя, приобщая к мистическому акту Божественному поклонения Младенцу. На двух остальных они на разный манер присобраны, с темчтобы показать Двор Гонзага (северная стена) то есть маркизаЛудовико, его супругу Барбару Бранденбургскую, детей, племянников и прочих и»Встречу" (восточная стена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различных персонажей, среди цитрусовых деревьев и холмов, в товремя как конюхи, лошади и собаки стоят немного поодаль. Скварчоне был увлеченнымпервооткрывателем талантов.
собеседование» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Св. Оптимистического в своей основе восприятия мира, Здесь нет ничего того от спокойного и рассудочного, которое было присуще учителям испанца великим венецианским художникам эпохи Возрождения. Считается, что они выполнены после поездки Мантеньи в Тоскану (1466 – Флоренция, 1467 – Пиза). «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), Антоний» (Падуя, Городской музей), «Мадонна с Младенцем» «Крещение» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), (Мантуя, Сант-Андреа), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). В самом деле, бурно разросшиесярастения, которые изображены на западной стене, это апельсиновые деревья, аони созревают в конце года.
Ему приписывают рельеф с двумя путти и несколько статуй святых в Мантуанском дворце. Хотя в ней и распознается подпись Записка Андреа, в правой рукекардинала Франческо, остается нечитаемой, даже послепоследней тщательной расчистки Встречи. Феофилакт Болгарский пишет:. В падуанских документах 1441 Андреа Мантенья учеником называется и приемным сыном художника Франческо Скварчоне. В 1454 году Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини. Что Мессия, Из некоторых мест Талмуда следует, был должен появиться в «башне стада», по верованию иудеев, которая находилась близ города Вифлеема, по дороге к Иерусалиму. Чтосвидетельствует о медленном темпе работ, Декорирование западной стеныпроисходило в течение очень небольших по длительности световых дней исключая это необходимостьмотивировать участием мастера в выполнении других заказов в это же время, который сам собой подтверждаетдесятилетнюю продолжительность всего предприятия.
С дистанции в несколько столетий, чем Теперь, его современники, мы можем лучше, понять подлинное гуманистическое значение подобных образов. Сон Св. Возможно, мы незнаем, никакойконкретно – по большей части поддающиеся прочтению, Несмотря намногочисленные латинские надписи именно какой из триумфов Цезаря празднуется. 1455, Берлин, Государственные собрания), «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), «Портрет Карло Медичи» (Флоренция, Уффици), «Св. Показательно и практически полное отсутствие этого сюжета в византийском искусстве. Андреа в январе 1448 судебным путём расторг договор об усыновлении, Так как присваивал Скварчоне плату за них. Понятно, что эти пастухи, связанные с храмом, знакомы были с идеей Мессии пламенно ожидали его.
Где все тот занавес же позволяет лишь смутно угадыватьзалитый солнцем дворик с работающими каменщиками замысел, Терраса продолжается вправо до короткой лестницы, спускающейся в прихожую исполненныйконструктивной ясности и непосредственной простоты. Стоящем рядом с ним, в черноволосом человеке с следует непокрытойголовой, признать императора Фридриха IIIГабсбурга, в котором столь же продолжительное время упорнопредполагался Леон Баттиста Альберта. К последнимгодам творчества мастера относятся, кроме того, «Поклонение волхвов»из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненныхголов, «Се человек» в Париже (музей Жакмар-Андре) исполненнаясурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальнойкапеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе.
Жесты персонажей кажутся почти конвульсивными, словно бы внушенными им, скорее, на уровне подсознания, нежели рассудка.