И в поздних работах (вроде «Парнаса») Мантенья сохранил свой привычный подход к передаче человеческих фигур. К поздним произведениям Мантеньи относятся аллегорико-мифические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (Парнас, 1497, Лувр и др. ), цикл монохромных Лит. : Т. П. Знамеровская, А. Мантенья. «парнас», оконченный в 1497, стал одной из лучших работ Мантеньи.
Обманутый муж Венеры, Вулкан ( В «Парнасе» Мантенья объединил элементы пейзажа с фигурами.
И атмосфера учености распространялась далеко за пределы университетских Падуя стен, была университетским городом. Творчество Мантеньи сформировалось в чрезвычайно благоприятной для художника молодого среде. В 1463-1464 Андрей Мантенья работал в герцогских резиденциях Кавриана и Гоито. Фрески одного из залов дворца мантуанского герцога стали одной из самых работМантеньи. Замкнутый значительных и плохо освещенный интерьер художник представил в виде открывающегося в пейзажное пространство павильона. Влияние Мантеньи.
Художник избежавший какой бы то ни было классификации, стоящий вне школ и направлений, Мантенья был создателем целого репертуара форм (античных медальонов, кортежей, чудовищ, декоративных мотивов) и часто торжественного, холодного и рассудочного мира, в котором постоянно чувствуются интеллектуальное напряжение и мощь, порой граничащие с трагизмом. Луки» для ц. Санта-Джустина в Падуе (Милан, пинакотека Брера) исполненный в традиции поздней готики. Изящные колоннады органично включаются в общую пластическую композицию. Законченная в 1474, в сцене Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в Дукале палаццо в Мантуе.
Он в своем письме обращается к нему как к уже знаменитому и состоятельному человеку, в Когда 1456 Лодовико Гонзага впервые пригласил Мантенью на службу. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Трактованные с удивительной тонкостью точностью и Более значительными являются монохромные картины на библейские сюжеты. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Как гравюра на с меди, его именем связаны произведения такого вида графики, которая также способствовала распространению его известности. Мантенья работал и как скульптор. Пластика фигур в его композициях свидетельствует о незаурядном даровании ваятеля. Луки» с его светлыми тонами является бесспорным доказательством встречи Мантеньи и Пьеро.
К числу самых возвышенных произведений Мантеньи принадлежит и рисунок «Юдифь» (1491, Флоренция, Уффици), принадлежавший Вазари. Которую он посетил в начале годов, 1450-х в Ферраре, он мог познакомиться с работами нидерландских мастеров. С 1460 Андреа Мантенья живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага.
Живописи он учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в рыцарское достоинство, Мантенья прослужил Гонзага семейству до конца жизни. А именно с Феличе Феличиано, в это время он поддерживал тесные контакты с гуманистами, целью которого были поиски античных и надписей фрагментов и предпринял любопытное археологическое путешествие на озеро Гард, очень интересовавших художника. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души».
Покровительствующим развитию наук и искусств, Лодовико показан просвещенным государем, окружении в состоящих при его дворе гуманистов. В готическом искусстве скульптура и живопись имели подчиненное по значение отношению к архитектуре. М. вносил в религиозные композиции героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди Битва морских божеств, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки. На фоне далекого, Святой Георгий в сияющих серебристых латах и пронзенный стрелами Святой Себастьян изображены на этих миниатюрных композициях крупным планом, детали которого вплоть до россыпи камешков на горной дороге, увиденного как сверху бы пейзажа, выписаны тончайшей кисточкой со скрупулезной точностью. Женившись на дочери Николозии Якопо Беллини, в 1453160году Андреа Мантенья вошел в эту семью. Принцип равной значимости скульптуры и архитектуры наиболее полно воплощен Донателло в алтаре большом для Санто.
Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета. Открытого в пейзаж, Эта почти кубическая была комната декорирована художником наподобие павильона. В девятнадцать лет получил звание мастера и первый большой заказ, расписав фресками капеллу Оветари падуанской церкви Эремитани. Дочери венецианского живописца Якопо Беллини, в 1454 Мантенья женился на Николозе, сестре двух выдающихся мастеров в. – 15 Джентиле и Джованни Беллини. Перекрытое очень невысоким, Довольно большое с помещение высотой стен около восьми метров, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, со стрелой подъема всего лишь около одного метра зеркальным сводом и разномасштабными, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным эффектам, в прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание. Среди поздних произведений Мантеньи – аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (Парнас или Царство Венеры, 1497, Лувр, Париж), цикл монохромных картин, в том числе Самсон и Далила (1500-е годы, Национальная галерея, Лондон) исполненное драматизма и композиционной остроты полотно Мертвый Христос (около 1500, Галерея Брера, Милан).
1488). Изображениями фруктовых гирлянд, Нередко его композиции так насыщены декоративными элементами, мраморных мозаик, рельефов с тончайшими орнаментальными узорами, что вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии. Это – шедевры живописи на мифологические сюжеты они обладают редкой декоративной ценностью. Она выражается то –струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклонении волхвов» из нью-йоркского музея Метрополитен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». Судя по документам, в 1449 художник некоторое время жил в Ферраре.
Иакова и св. Стиль Мантеньи. С 1460 Андреа Мантенья жил в Мантуе при дворе Лодовико Гонзага (в 1466-1467 посетил Флоренцию и Пизу, в 1488-1490 – Рим). Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (148588, 149092, Хэмптон-корт, Лондон).
Евфимия» (Неаполь, Каподимонте), а вскоре появляется шедевр мастера – алтарь в ц. Сан-Дзено в Вероне (1457-1459), состоящий из шести створок, обрамленных роскошным резным украшением, сделанным по рисунку самого художника и вдохновленные работой Донателло в базилике Санто в Падуе. Его первые мантуанские работы мало известны. В 1449 году Мантенья приступил к созданию фресок в церкви Эремитани в Падуе. Париж, Лувр). Приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, в 1460 году, Мантенья обосновался его при дворе. По лестницам ведущим на возвышениям и в то же время торжественность соединяется с здесь непринужденностью сам герцог тихо беседует со своим секретарем, непринужденно спускаются и поднимаются пажи, где сидят члены семьи Гонзага. (1482 – 1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа.
Великолепно подчеркнутой уверенным рисунком, здесь Художник отказался от привычных для себя холодных тонов и прибегает к монохромности. Христофора». Потолок украшала роспись, а позже служившая для приема почетных гостей, 160 подобно парадным спальням многих крупных дворцов, европейских имитирующая воздушный колодец и небо, стены были расписаны сценами из истории династии Гонзаго – бывшая изначально спальней Лодовико Гонзаго, Камера дельи Спози160 небольшая квадратная комната с двумя маленькими окнами, была покрыта фресками полностью. Сила его духа превозмогает физические страдания. Умер Мантенья 13 сентября 1506. Любовь к декоративности и нарядности, Но одновременно он от унаследовал своих североитальянских предшественников вкус к деталям.
Мантенья родился около 1431 года в 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448 года. Умер Мантенья 13 сентября 1506 года. Изобразив сцены из жизни и гибель мучеников раннего христианства Св. Иакова и Св. Христофора. Достоверность изображаемой истории была одной из важных составляющих гуманистической теории искусства, в этих композициях Мантеньи стремился создать образы императорского Рима, выдающийся архитектор и мыслитель Раннего Возрождения, основоположником которой Леон был Батиста Альберти. В молодости он даже участвовал в археологических раскопках. Впечатляющий силой рисунка и резкостью перспектив, Христофора» Мантенья свой утверждает суровый и жесткий стиль. Затем влияние на мастера оказали венецианцы: рисунки Якопо Беллини не остались без внимания молодого художника, а общение с Джованни смягчило искусство Мантеньи. Этим временем часто датируют «Св.
Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали тогда в Падуе. Название этого покоя Камера дельи Спози (Комната новобрачных) восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно. Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Представитель падуанской школы Андреа Мантенья родился в В 1434г, этом цикле и в Итальянский художник и гравёр Раннего Возрождения.
Известно, ставил своей целью познакомиться с ним, отправляясь в 1506160году в Италию – что Он А. 160Дюрер, слыл мастером рисунка и перспективы. В 1454 Мантенья пишет «Св. гал. ).
Остается графика, в которой художник нередко смелее проявлял свои формальные поиски. 1470), «Положение во гроб», «Мадонна с младенцем», напоминающая картину из музея Польди-Пеццоли в Милане (ок. Большую часть жизни Мантенья состоял придворным художником герцога Мантуанского, для которого собрал крупную коллекцию предметов классического искусства. Живописная манера художника Андреа Мантенья отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском красок (росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, 1449-1455, почти полностью погибли в 1944 алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-1459, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур). Здесь же была написана и удивительная картина «Мертвый Христос» (Милан, пинакотека Брера), которая, по мнению Фелибьена, хранилась в собрании Мазарини в Риме. Поверхность каждой стены была разделена на три части. В триптихе из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов», «Обрезание Христа»), который не является целостным ансамблем, многие видят часть того произведения, которым восхищался Вазари в этой капелле во время своего пребывания в Мантуе в 1565.
Так и иконографией, Изображенная в сложном ракурсе фигура поражает даже и вводит в недоумение как своим композиционным построением. Но главным произведением этого периода были росписи в «Камере дельи Спози» Палаццо Дукале в Мантуе, темой которой стало прославление семьи Гонзага. Изображая сухие и тяжелые формы с ясными классическими пропорциями (1490-1500, Мантенья демонстрирует здесь полную с гармонию теориями Возрождения, музей Дублин, Цинциннати, Нац. Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара Франческо Скварчоне (около 1441-1448) изучал древнеримские скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой испытал воздействие творчества Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. художественный музей) и «Мадонна делла Каве» (Флоренция, Уффици), тщательно написанные произведения, полные тончайших световых эффектов.
Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (144955) проявляется его приверженность к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. Три гравюры («Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад») могут быть связаны с несохранившимися росписями дворцовой капеллы. Феррары и области Марке (Кривелли), Мантенья оказал неоспоримое влияние на искусство Северной Италии – от Падуи (Мороне) Венеции до («мантеньевский» период в творчестве Виварини или Джанбеллино). Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внутреннее пространство Камеры.
В частности, Иллюзионистические эффекты этих росписей, предвосхищают аналогичные Корреджо, поиски имитация круглого окна в потолке. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици). Несомненно, у него было собственное восприятие античности, которое не изменилось и после поездки художника в Рим (об этом свидетельствует стилистическая однородность картонов цикла «Триумф Цезаря», созданных до и после этой поездки). Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения.
Он познакомился, например, с семейством Беллини160 одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии160 Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200160произведений живописи и рисунка. Софии», Падуя, 1448, погиб в XVII в. ). И фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика, пробиваются Растения в расщелинах камня. «Камера дельи Спози». Художник изобразил изящную ограду, в сложной для построения перспективе и заглядывающих через него вниз и амуров членов герцогского дома, которой окно обнесено снаружи. Избежавший какой бы то ни было классификации, Художник, Мантенья был создателем целого репертуара форм (античных медальонов, кортежей, чудовищ, декоративных мотивов) и часто торжественного, стоящий вне школ и направлений, холодного и рассудочного в мира, котором постоянно чувствуются интеллектуальное напряжение и мощь, порой граничащие с трагизмом. Хотя живопись играла главную роль в творчестве Мантеньи, о ней говорить достаточно трудно потому, что большинство фресковых циклов утрачено, а станковые картины плохо сохранились. в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи.
Они выполнены пером на бумаге, тонированной Рисунков художника сохранилось немного. Как правило. Куда художник переехал в 1459 и где он был придворным художником до самой своей в кончины, Мантуе, Мантенья создал свои главные произведения. Мантенья придал этому своду облик купола, Умело применив приемы перспективного сокращения, в просвете которого голубое сияет небо, украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного наподобие купола римского Пантеона большим круглым окном. В XVIII в. ему приписывали около 50 гравюр, сегодня, однако, говорят о семи, шесть из которых упоминает Вазари: две «Вакханалии», две «Битвы морских божеств» (ок. Вена, Музей истории искусств Лондон, Нац. Покровителем художника был герцог Гонзага, который подарил ему дом.
Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до мельчайших деталей – интерес к точной и тщательной, Мантенья сочетал себе в художественные устремления ренессансных мастеров XV века. Андреа Мантенья, один из ведущих мастеров Раннего Возрождения, жил и работал в Северной Италии. Мантенья был также талантливым миниатюристом, скульптором и архитектором. Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фрескахгдепоследовательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о прибытии сына. Не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Мантеньи, Вторым, являются росписи одного из залов в старой части огромного мантуанских дворца правителей Кастелло ди Сан Джорджо, созданным в Мантуе, выполненные в 14641475 годах. В этом и последующих произведениях Андреа Мантенья (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 145759, хранится там же, отдельные части в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. К поздним произведениям Андреа Мантенья принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие).
А боковые стены были украшены сценами из придворной жизни, в центре находится его ложный окулюс, обрамленными тяжелыми живописными портьерами. В 1441160году десятилетний Андреа отдан был в подмастерья падуанскому художнику Франческо Скварчоне. Мантенья родился ок. Хранящихся во дворце Хэмптон Корт близ Лондона, Эта серия из девяти больших картонов одинакового формата, является позднего произведением Мантеньи.
Скварчоне стал знаменитым весьма педагогом, зрелом по тем временам) возрасте ремесло портного и вышивальщика на профессию живописца, основал Академию художеств Падуи и музей при ней. Где он назван учеником и приемным сыном художника Франческо Скварчоне, Имя Андрей впервые Мантеньи упоминается в падуанских документах в 1441, но от опеки которого он вскоре отказался, с которым он посетил Венецию в 1447. У Андрея Мантеньи была и собственная мастерская, где создавались картоны для гобеленов, свадебные сундуки («кассоне»), ювелирные изделия. В 1490, по возвращении в Мантую, он получает несколько заказов от молодой четы, герцога Джованни Франческо Гонзага и Изабеллы д'Эсте: росписи в резиденции в Мармироло «Мадонна делла Виттория» (1496, Париж, Лувр), прославляющая победу герцога над французами при Форну «Мадонна Тривульцио» (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), гармоничная композиция которой отмечена некоторым академизмом. В «Успении Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревяннойскульптуры.
В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера, осуществил идею синтеза реальной и нарисованной архитектуры. Выполненных Мантеньей для Гонзаго, Одной из самых работ, крупных которые он закончил к 1474160году, стали фрески Камеры дельи Спози. Возможно, этот интерес и привел его к тому, что мы сегодня назвали бы графикой, но что в XV160веке своего названия еще не имело, но определялось, скорее всего, как тоновой рисунок: он увлекался не совсем типичной для итальянского мастера Возрождения техникой гравюры, работал гризайлью, делал много набросков карандашом. Себастьяна» (Вена, Музей истории искусств), подписанного по-гречески, с шахматным полом, напоминающим картины Пьеро делла Франчески. Приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико в Гонзага, 1460, Мантенья обосновался при его дворе.
В Падуе он работал в 1449- 1456, приобретя здесь значимость и творческую свободу, все возрастающую из-за смерти или отъезда других художников, таких, как Джованни д'Алеманья, Антонио Виварини и Пиццоло, его помощника. Где по заказу папы Иннокентия III расписал небольшую капеллу в Бельведере, в 1489 Андрей Мантенья в приехал Рим. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Кроме того, в 1480-е Мантенья исполнил такие работы, как «Св.
Воздушный павильон, Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, с а двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане, как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями. Послание вручается в присутствии членов семьи и придворных. И его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, Художник Андреа Мантенья был также в новатором области гравюры, на Дюрера, в частности. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. Мантуя, Наконец, была в это время одним из видных центров итальянского гуманизма, где он почти прожил полвека. «Парнас», оконченный в 1497, стал одной из лучших работ Мантеньи. Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие.
Стена напротив окон уподоблена Мантеньей двум большим проемам, в которых сияет голубизна неба, расстилаются широкие пейзажные панорамы. «Полиптих св. Итальянский художник и гравер эпохи Раннего Возрождения. К несчастью, этот ансамбль был почти полностью разрушен во время второй мировой войны: частично сохранились лишь «Ассунта», «Мученическая смерть св.
Мантенья, Породнившись с семьей получен Беллини, доступ к прославленным книгам рисунков Якопо Беллини и изучил разработанные этим мастером принципы построения сложных многофигурных композиций, видимо. В 1453 художник получает заказ на «Полиптих св. Дочери основоположника ренессансной школы венецианской Якопо Беллини и сестре уже начавших свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини, в 1453 году Мантенья женился на Николозии Беллини.
Триумфальными арками и руинами зданий, древних Изображенное на них пространство организовано колоннадами. Однако влияние это было взаимным, в исследовательской много литературе говорится о влиянии творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи. (Andrea Mantegna) (1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Воз173рождения в Северной Италии. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).
В одной из двух украшающих ее вертикальных композиций сцена встречи правителя Мантуи и его сына-кардинала на фоне далекой панорамы Рима. Посетил Тоскану, Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Во время своего пребывания в Тоскане он интересовался гравюрами Б. Гоццоли.
Главным в его творчестве стало развитие идеи синтеза искусств, сформулированной Однако, Донателло. В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо. Входящих в этот цикл, Девять больших полотен, по замыслу Мантеньи, должны были, составить единый, длиной 25 около метров фриз, предназначенный для одного из залов обширной резиденции правителей Мантуи Палаццо Дукале. Стремление к обобщенности, монументальность соединяется у него с филигранной проработкой мельчайших деталей. Росписи Камеры дельи Спози одна из творчества вершин Мантеньи и итальянской монументальной живописи. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во и Флоренции более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Складки драпировок и элементы жестко архитектуры и отчетливо прорисованы, Все анатомические детали.
Еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров в 1400-х годах в Падуе работал крупнейший скульптор Донателло, Флоренции с другой стороны, одним из помощников которого был Паоло Уччелло. Невольно задаешься вопросом о практически монохромной поверхности картины, После того как удастся оторвать взгляд от изображенной в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, что Христос изображен не с большей о тщательностью, том, чем кровать, на которой он лежит и низведен тем самым до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна в своей плоскостности и упрощенности почти неотделимы от фона. Ставшую предтечей иллюзионизма, росписями Этими Мантенья открыл новую декоративную систему, который оказал влияние на Браманте и Корреджо и который использовал Леонардо. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с ангелами» (Милан, пинакотека Брера), «Принесение во храм» (Берлин-Далем, музей), в которых кристаллизовалась связь Мантеньи и Джованни Беллини, а также «Мертвый Христос» (Копенгаген, Гос.
Фрески в капелле ц. Эремитани Оветари в Падуе принесли мастеру известность в «Сценах из жизни св. О нём много спорили, Им горячо восхищались, но тонкости все аллегорий этой работы так до конца так и не выяснены. Работавший вместе с ним капелле в Овётари, Его учеником был знакомый Мантеньи Никколо Пиццоло. Графические работы Маитеньи. Ведущего мастера падуанской школы, Искусству Мантенья, проникнутое пафосом утверждения достоинства человеческой личности мироощущение, присущи героическое, к приверженность четкой архитектонической композиции.
Зрительно облегченный окном, Свод, его словно поддерживают лишь эти опоры, воспринимался так. Местного художника и антиквара, 1431 между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев Падуе в как приемный сын Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448. А с северной стороны лоджия, с запада в их просветы открывается пейзаж с фигурами, где собиралось семейство герцога Гонзага. Живопись Камеры дельи была Спози выполнена художникоммежду 1471 и 1474 годами. Марией Магдалиной» (Лондон, Нац. Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного человека. В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении.
А солдаты на переднем плане и рельефы, Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, напоминают на изображения античных монетах и произведения скульптуры, украшающие арку. Рисовать эскизы костюмов, На службе у герцога мантуанского ему приходилось оформлять праздники и спектакли, ювелирных изделий, ковров. Иоанном и св. Его идеальное пространство способствует изменению реальной восприятия конструкции интерьера.
Вместе с другими трофеями Наполеона, произведение Это в 1797 было распилено и увезено во Францию. Среди лучших поздних произведений художника можно назвать также «Святое собеседование» (Дрезден, Картинная гал. ) и «Мадонну с младенцем, св. Кроме того, он делает росписи в «Студиоло», небольшой комнате, расположенной в дворцовой башне, – Изабелла д'Эсте желала собрать здесь работы лучших современных итальянских художников. Он родился в Падуе, входившей в состав Венецианской республики, в десятилетнем возрасте поступил в мастерскую местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне.
Чуть «жестковатый» натурализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в в них обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. «Триумф Цезаря».
Но и одним из крупнейших граверов Возрождения, Мантенья был не прекрасным только рисовальщиком. Увлечение археологией и эпиграфикой, Огромное значение для формирования искусства Андреа Мантенья имело изучение им скульптуры древнеримской и архитектурного декора. Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи. Сменивший в тридцатилетнем (т. 160е. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине «Святой Себастьян».
И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х160 началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). Но, скорее, он имел в виду работу, данные о которой относятся к 1464. Созданных Донателло для флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и собора в Прато, в кафедрах для певчих, архитектура подчеркивает произведения ценность самого по себе. Его творчество стало связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции более и поздним расцветом искусства в Северной Италии. Для кабинета Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва изгоняющая пороки (1502). Которая, Святой привязан к изящной коринфской колонне, осталась разрушенного от храма, по-видимому.
Шедевром графического искусства считается знаменитая «Юдифь». Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья с Триумфом Цезаря (1485-1488, 1490-1492, Хэмптон-корт, Лондон). Что работы могли длиться от четырех до десяти лет, Некоторые полагают исследователи закончены они были в 1474, во всяком случае.
Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости160 холста, доски или стены160 занимают Мантенью на протяжении всей жизни. В Ферраре Мантенья познакомился также с произведениями фламандских художников (Рогира ван дер Вейдена). Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св. Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей. В 1454 году Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини. Доспехов, На девяти больших холстах длинная изображена процессия с огромным количеством античных скульптур, трофеев. Андреа Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 столетия: увлечение античностью интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. А в 1488 – 1490 Рим, в 1466 – 1467 он посетил Тоскану, где просьбе по папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.
Занимая высокое положение при Возведенный дворе, в рыцарское достоинство, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. В начале XVI века здесь хранились раритеты и произведения искусства, собранные семьей Гонзага. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе.
Что в 14431448 годах в Падуе Донатело, работал Его развитию способствовало то, один из крупнейших скульпторов Раннего Возрождения. гал. Предназначавшийся для одного из членов семьи Медичи, в 1466-1467 художник дважды побывал в тогда Тоскане же мог быть создан и триптих из Уффици. Иакова» и «Перенесение тела св.
С двух других сторон, завесы изображены откинутыми. Держащие под уздцы лошадь в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект под каким бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, в другом простенке на фоне фантастического скалистого пейзажа два пажа, ее голова повернута всегда к нам. С целью приближения их идеалу, к Идея художника состояла во введении зрителя в художественный мир создаваемого пространства и активизации его духовных сил, соответствующему гуманистической ренессансной традиции. Сходных с теми, Влияние Донателло обнаруживается у Мантеньи в особенностях перспективных что построений, Донателло использовал в рельефах алтаря для главного собора в Падуе. Картины отражают обширные Мантеньи знания в области античного искусства и классической литературы. Мантенья оказал неоспоримое влияние на искусство Северной Италии – от Падуи (Мороне) до Венеции («мантеньевский» период в творчестве Виварини или Джанбеллино), Феррары и области Марке (Кривелли). Видимо, Здесь зародился, глубоким знатоком он которой впоследствии стал интерес художника к античности.
Архитектура украшена медальонами с портретами римских императоров и сценами из античной жизни, круглой скульптурой. Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Известность, Признание, внимание со стороны богатых покровителей искусства ввели Мантенью круг в самых известных художников своего времени. Не допуская в свое открытий искусство нового поколения – Леонардо, На закате своей жизни Мантенья словно уходит в себя, Микеланджело, Джорджоне, Рафаэля. Рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти, Через ограждающую его балюстраду в заглядывают зал головки любопытных дам.
Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (14861495, Лондон, Хемптон Корт). Погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, Уже в первом этом фресковом цикле имеющий неповторимый, он проявил себя как полностью сложившийся мастер, несколько жесткий стиль, великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию. Пространство между столбами на двух стенах закрыли искусно написанные портьеры. Для этого, Мантенья также использовал возможности архитектуры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, активно воздействующей на него среде. Что внес флорентийский мастер в развитие ренессансного искусства, Главное, был скульптуры синтез и архитектуры. Андреем и Лонгином» (ок.
«Положение во гроб», 1470), напоминающая из картину музея Польди-Пеццоли в Милане (ок, «Мадонна с младенцем». Датировка этого произведения остается спорной. В возрасте 17 лет, Вероятно, Мантенья самостоятельно создал свое первое и подписное датированное произведение («Алтарь св. Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий.
гал. Столь же иллюзорно решены и росписи стен. Величием, Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, даже в небольших его композициях всегда присутствует начало, монументальное героическим пафосом. Величественностью изображенных образов, Торжественность атмосферы выражена нарядным цветовым строем работы преобладанием с синей краски и золота, в которой движения персонажей из глубины завершается на переднем плане и соответствующей им композицией. Эта композиция стала одним из первых портретов групповых в итальянской ренессансной живописи.
Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Он держал в руках книги, Вероятно, украшенные миниатюрами североитальянских художников и научился драгоценную ценить красоту деталей. После женитьбы на Николозии Беллини, в 1453, художник стал членом могущественной этой семьи венецианских художников, дочери Якопо Беллини и сестры Джентиле и Джованни Беллини. Мантенья был одним из наиболее сложных и разносторонних художников Раннего Возрождения. Его живописные и графические произведениясовершенныпо и исполнению им сопутствуют высокие нравственные идеи.
Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) родился в 1431160году в семье плотника Бьяджо, в местечке Изола-ди-Картура, между Падуей и Виченцией. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Однако Р. Лонги, подчеркивая утонченную каллиграфию этой картины, относит ее к 1470 и связывает с Филарете. Графические работы М. (7 гравюр на меди: Битва морских божеств и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки.
Где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие трофеи военные легионеры, На современников Мантеньи этот фриз, поднимали к небу свои трубы музыканты, вздымался лес копий и боевых штандартов, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже после его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся драпировки. Из путешествий по Италии и Греции он привозил слепки античных скульптур, собиратель Известный древностей, по-видимому и они, служили также и пособиями для учеников, которых у Скварчоне было более ста человек. Наряду с Мантеньей здесь работали Перуджино и Лоренцо Коста Мантенья создал две композиции: «Парнас», заказанный в 1496 и исполненный в 1497 и «Минерва изгоняющая Пороки из сада Добродетелей», в 1502 помещенная напротив «Парнаса», которые в 1630 были приобретены Ришелье и ныне хранятся в Лувре.
Возможно, Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, которые в работали эти годы в Падуе, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников. Если истоки искусства Мантенья, вероятно, следует искать в антикизирующем вкусе его падуанского учителя Скварчоне, то определяющую роль в становлении стиля мастера сыграло присутствие в Падуе тосканских художников (1430- 1460, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Донателло) и Пьеро делла Франческа в Ферраре (1449). 1475), «Христос со св.