Создающей имитацию мраморных рельефов назолотом мозаичном фоне, Окантовка таким полученных образом компартиментов, медальоны с бюстами римских императоров в ромбах и мифологические эпизоды враспалубках написаны гризайлью. Любовь к декоративности и нарядности, Но одновременно унаследовал он от своих североитальянских предшественников вкус к деталям. Декорации этого последнего зала включали и себя видыКонстантинополя и других городов Леванта (Восточного Средиземноморья) синтерьерами мечетей, бань и различных турецких построек: новое свидетельствобесконечной изобретательности мастера.
Увлечение археологией и Огромное эпиграфикой, значение для формирования искусства Андреа Мантенья имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора. Скварчоне был глубоким энтузиастом классическойдревности. Кажется, Иконографическиеисточники имевшимися в тогда Падуе, Венеции, ограничиваются древностями, Вероне, Мантуе, что подтверждает слабое воздействие римскихвпечатлений на классическую эрудицию художника. Сколько картин насчитывала завершенная экспозиция произведения водворце Сан Себастьяно в Мантуе, Таким образом, неизвестно, почти законченного строительством в 1506 году, а доведенного сейчас разрушениями до неузнаваемости. Однако судя но разнымкосвенным признакам, существовало, по-видимому, две версии «МертвогоХриста». Изображениями фруктовых гирлянд, Нередко его композиции так насыщены декоративными элементами, мозаик, мраморных рельефов с тончайшими орнаментальными что узорами, вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии.
Эуфемия» (1454, Неаполь, Каподимонте), «Принесение во храм» (ок. Рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти, Через ограждающую балюстраду его в зал заглядывают головки любопытных дам. Хотя в ней и распознается подпись Андреа, Записка правой в рукекардинала Франческо, остается нечитаемой, даже послепоследней тщательной расчистки Встречи. Пейзаж в этой картине представляет вид на мост через Минчо, напротив замка Сан-Джорджо. Что сквозь негопросвечивает зерно Начнем холста, обзорс некоторых темперных произведений такого тонкого письма.
Недавняяреставрация раскрыла в левом компартименте западной стены караван волхвов. Изображение дошло до состояния призрачного видения (его скрывала грязь) из-занепрочности живописи, выполненной темперой по сухой штукатурке. Здесь снова был способ использовантрадиционный работы фреской – Далее наступила очередьвосточной и южной стен с опущенными занавесами. В двенадцатилюнетах, которыми оканчиваются стены, помещены гирлянды с эмблемами Гонзага. Христофора»). Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий.
Картина из музея Польди-Пеццоли, например, покрыта толстым слоем пожелтевшего лака, который отчасти может бытьпричиной восхитительной сочности живописи Такие же неясности существуют ивокруг «Спасителя-Мальчика» (Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые датировки которого как никогда расходятся. Известность, Признание, внимание со стороны богатых покровителей искусства ввели Мантенью в круг самых известных своего художников времени. Росписи на левой стене на сюжеты истории св.
Добытые им сокровища он сделал артистического орудием воспитанияцелого поколения молодых художников. Искусная разработка иллюзорной архитектуры создает впечатлениеглубокого свода (в действительности это всего лишь легкий изгиб потолка напереходе к стенам), который, как Пантеон в Риме здание, служившее дляРенессанса образцом, раскрывается в свободный простор небес. Оговорив в контракте право брать заказы со стороны и право постройки своего дома, 1459 в художник переехал в Мантую. Мантуанскаястанца Камера Дельи Спози, сегодня знаменитая и вызывающая восхищение, знала, однако, периоды уничижения и упадка и даже на долгие годы вообще выпала изистории искусства.
Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (14861495, Лондон, Хемптон Корт). Так, лицо, выглядывающее справа в«Принесении во храм» из Берлина, сейчас признано автопортретомхудожника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене «Святой Иаковперед судом Ирода Агриппы» (первая фигура слева) из Эремитани и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стенекапеллы. В 1443 глава семьи, Антонио Оветари, завещал 700 дукатов на ее украшение. И атмосфера учености распространялась за далеко пределы университетских стен, Падуя была университетским городом.
Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине «Святой Себастьян». В частности из стихотворного описания палаццо Реверс, Все они известны лишь по документам, сделанного другом Мантеньи – Баттистой гуманистом Фиерой. С высоты шлют поддержку удовлетворенные три главнейшиеДобродетели (Сила, Справедливость и Умеренность). Входившей в состав республики, Венецианской Он родился в Падуе, в десятилетнем возрасте поступил в мастерскую местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне. К 1461 относят «Успение Марии» (Мадрид, Прадо).
Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Так и иконографией, в Изображенная сложном ракурсе фигура поражает и даже вводит в недоумение как своим композиционным построением. Что в XVIII веке ее разрушили, о чтобы капеллеизвестно, освободить место для папскихархеологических музеев. Известно, ставил своей целью познакомиться с ним, отправляясь в в 1506160году Италию – что А. 160Дюрер, Он слыл мастером рисунка и перспективы. Приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, в 1460 Мантенья году, обосновался при его дворе. Темы которых оправданыпосвящением капеллы Иоанну Крестителю, в капелле помещены «ДниСвятого Семейства» картины и «Крещение Христа». Андреа в январе 1448 судебным путём расторг договор усыновлении, об Так как Скварчоне присваивал плату за них.
Входящих в этот цикл, Девять больших полотен, по замыслу Мантеньи, должны были, составить единый, длиной около 25 метров фриз, для предназначенный одного из залов обширной резиденции правителей Мантуи Палаццо Дукале. Себастьян» (1490, Венеция, Ка д'Оро), алтарь Тривульцио (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), «Мадонна с Младенцем» (1495-1505, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (Лондон, Национальная галерея), «Св. Пять картин (вместе с двумя, написанными Корреджо, ноутраченными) оставались в апартаментах Изабеллы после ее смерти в 1605 годуони были перенесены в другое помещение дворца в 1627, вероятно, перешли всобственность кардинала Ришелье и затем Людовика XIV, вплоть до 1801 года, когда были переданы в Лувр. Посетил Тоскану, Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Все это втой или иной степени обнаруживается в «Триумфе Добродетели», законченном в 1502 году в качестве парного к «Парнасу».
На современников Мантеньи этот фриз, где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, вздымался лес копий и боевых штандартов, поднимали к небу свои трубы музыканты, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. Благодаря воздействию достигнутого внем оптически-иллюзорного эффекта, близкого к окулусу мантуанской Камеры, нонастолько более виртуозного и поразительного, что он затмевает, как считалось, все другие выразительные достоинства картины, образ Спасителя«следует» за наблюдателем при любом его перемещении. Потолокпримыкающей небольшой сакристии был украшен компартиментами с изящнымиперспективными мотивами в маленьких квадратах, тондо и восьмиугольниках, фруктовыми гирляндами, гризайлями на золотом фоне, головками херувимов, разбросанными тут и там, аллегориями героических доблестей, а такжеизображением путти, держащих овал с посвятительной надписью и датой: 1490. Короче, здесь было все необходимое для того, чтобы объединить общей оправойвзволнованные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и другие истории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святых и евангелистов, портретпапы-заказчика. Возможно, мы незнаем, никакойконкретно – по большей части поддающиеся Несмотря прочтению, намногочисленные латинские надписи, какой именно из триумфов Цезаря празднуется.
Еще в 1453 Мантенья был на приглашен службу правителем Мантуи маркизом Лодовико II Гонзага. Подтверждается тем, Высокое качество картин, вопреки повреждениям и поновлениям, что с 1649 ониэкспонируются года во дворце Хемптон Корт. Правитель Мантуи, в 1456 годумаркиз Лудовико Гонзага, III направил Андреа приглашениеприбыть к нему в качестве придворного живописца. Но идет ли речь о событии, случившемся тотчас послеполучения пурпура, первого января 1462 года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал в Мантую, чтобы принять титул Сант'Андреа (то есть принять должность настоятеля собора Сант'Андреа в Мантуе). Среди литературных источников, которые мало-помалу определились, присутствуют истории Тита Ливия, Анниана, Иосифа Флавия, Светония, Плутарха все имевшие хождение в Венеции в 1450-1475 годах из новых текстов, появившихсяв это же время, утраченный труд Д. Марканова, друга Мантеньи, «Римторжествующий» Флавио Бьондо, «О военным деле» Валтурия. Он держал в руках книги, Вероятно, украшенные североитальянских миниатюрами художников и научился ценить драгоценную красоту деталей. Сторонники 1472 года относят кэтому времени или немного ранее начало украшения Камеры, полагая, чтодокументы, заставляющие думать о более отдаленной дате, относятся к другим, неизвестным нам, аналогичным предприятиям. Который вскоре стали цениться выше работ его приёмного отца и учителя, Уже в период жизни у Скварчоне Мантенья много написал картин.
Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) родился в 1431160году в семье плотника Бьяджо, в местечке Изола-ди-Картура, между Падуей и Виченцией. Он увлекался не совсем типичной для итальянского мастера Возрождения техникой гравюры, гризайлью, работал делал много набросков карандашом – этот интерес и привел его к тому, Возможно, но что в XV160веке своего названия еще не имело, что мы сегодня назвали бы графикой, но определялось, скорее всего, как тоновой рисунок. Для кабинета Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва изгоняющая пороки (1502). Золотятся пшеницей поля, пастухи гонят овец, в то время же с противоположной стороны, с очевидными намеками на христианскую символику, город сверкает на солнце. Антоний» (Падуя, Городской музей), «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Поврежденная затем во время оккупации имперских войск (1630), онапребывала в губительной заброшенности, продолжавшейся до 1875 года.
Считается, что они выполнены после поездки Мантеньи в Тоскану (1466 – Флоренция, 1467 – Пиза). В«Мадонне с Младенцем» из Бергамо перспективная функция также доверенамаленькому Иисусу, даже его вытянутой ножке вместе с другой они образуютциркуль. Из всего цикла уцелели только три последниекомпозиции. В капелле помещены картины «ДниСвятого Семейства» и «Крещение Христа», темы которых оправданыпосвящением капеллы Иоанну Крестителю.
Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи. Графические работы М. (7 гравюр на меди: Битва морских божеств и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки. Он познакомился, например, с семейством Беллини160 одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии160 Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200160произведений живописи и рисунка. Выполненных Мантеньей для Гонзаго, Одной из самых крупных работ, которые закончил он к 1474160году, стали фрески Камеры дельи Спози. Наконец, Мантуя, где он прожил почти полвека, была в это время одним из видных центров итальянского гуманизма. Наложенные сейчас поверх укрепленного на воспроизведения стенефотографического подлинника, Кроме них до нас дошли скудные фрагменты МученичестваСвятого Иакова.
В одной из двух украшающих ее композиций вертикальных сцена встречи правителя Мантуи и его сына-кардинала на фоне далекой панорамы Рима. К этому же времениотносятся и некоторые автопортреты Мантеньи. Росписи Камеры дельи Спози из одна вершин творчества Мантеньи и итальянской монументальной живописи. Живописная манера художника Андреа Мантенья отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском красок (росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, 1449-1455, почти полностью погибли в 1944 алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-1459, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур). Как утверждаетдлинный картуш, БлагонравнаяМинерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из Добра, сада обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковомдереве слева).
Р. синьорини принадлежит также открытие портрета художника в одной изорнаментальных масок на западной Помимо стене, обнаруженияволхвов. Художник Андреа Мантенья был также новатором в области гравюры и его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, в частности, на Дюрера. Тот же Вазари связываетс пребыванием в Риме «Мадонну делле каве» («Мадоннукаменоломен») из Уффици, в которой просматривается аллегория Спасения. Пейзаж справа от Младенца погружен в тень там каменотесы изготавливаютсаркофаг и колонну, атрибуты Страстей. Уже в этом первом фресковом цикле, погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, он проявил себя как полностью сложившийся мастер имеющий неповторимый, несколько жесткий стиль, великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию. 16 мая 1448 его вдова Императриче Каподилиста наняла написания для фресок две группы мастеров.
В самом деле, бурно разросшиесярастения, которые изображены на западной стене, это апельсиновые деревья, аони созревают в конце года. Христофора и «Вознесение Богоматери», которые из-за очень плохого состояния еще в 1880-х были перенесены на холст. Кэтому, не столь уж краткому, периоду относятся последние истории из жизниСвятого Иакова, расположенные на левой стене: «Шествие на казнь» и«Мученичество», а также соответствующие им две сцены напротивоположной стене – «Казнь Святого Христофора» и«Перемещение тела Святого Христофора и кроме того, ВознесениеМарии в апсиде капеллы. В частности, Иллюзионистические эффекты этих росписей, предвосхищают аналогичные Корреджо, поиски имитация круглого окна в потолке.
В молодости он даже участвовал в археологических раскопках. На фоне далекого, Святой Георгий в сияющих серебристых латах и пронзенный стрелами Святой Себастьян на изображены этих миниатюрных композициях крупным планом, детали которого вплоть до россыпи камешков на горной дороге, увиденного как бы сверху пейзажа, выписаны тончайшей кисточкой со скрупулезной точностью. Которому было тогда немногим большепятнадцати лет, Поначалу последователеммастера здесь признан был Корреджо, что речь идет о Франческо, однако более вероятно, сыне мастера. Ему безусловно принадлежат фрески капеллы, выполненные в 1516 году, по-видимому, с использованием отцовских рисунков. ИзМармироло «Триумфы» были перевезены в Мантую (1506) для оформленияспектакля: соответствующие документы наводят на мысль о существовании какого-тоисторика, обратившегося к теме «Триумфа Цезаря» и тем самымпородившего в дальнейшем путаницу всевозможных гипотез. В этой технике исполнен его шедевр – «Юдифь» (Флоренция, Уффици).
Что с апреля 1481 года мастер работал в резиденциимаркизов в Мармироло (также разрушена), затрудняется Изучениесерии тем, «Залгеографической карты», где под его руководством в 1491-1494годах разные художники расписывали фресками «Зал лошадей», «Зал Города» и одни называвшийся«Греция». Историческуюдокументацию цикла составляют восемь или девять писем. «Поклонение пастухов» (1440-1450, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Св.
Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара Франческо Скварчоне (около 1441-1448) изучал древнеримские скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой испытал воздействие творчества Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (144955) проявляется его приверженность к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. В 1626 году семь вместе холстовМантеньи с двумя картинами Лоренцо Коста находились в Палаццо Дукале вМантуе. Расписав фресками капеллу Оветари падуанской церкви Эремитани, девятнадцать в лет получил звание мастера и первый большой заказ. Мантенья сочетал в себе художественные устремления ренессансных мастеров XV века: увлечение античностью интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Несмотря на отличия по сравнению с достоверным«Автопортретом», выполненным в бронзе и находящимся в погребальнойкапелле мастера в Мантуе, трудно отрицать, что Мантенья изобразил в берлинскойкартине самого себя. Здесь вновь появляется стоящий на парапете Младенец изберлинского «Принесения во храм», фигура которого, выполняяобъемно-пространственные задачи, осуществляет связь с миром верующих.
Опредыдущих реставрациях сохранились весьма смутные сведения реставрации, последовавшие за этой датой, вплоть до 1941 года. Его творчество стало звеном связующим между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Картины не вполне сочетаются по размерам и были составлены вместе только в 1827. Обращают внимание на приятнейшие виды городов и селений, Старые описания единодушно указывают ее на скромныеразмеры, ложные членения пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решетки в маленьком куполочке, наимитации мраморов.
Мантенья родился около 1431 года в 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448 года. Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости160 холста, доски или стены160 занимают Мантенью на протяжении всей жизни. На двух остальных они на разный манер присобраны, с темчтобы показать Двор Гонзага (северная стена) то есть маркизаЛудовико, его супругу Барбару Бранденбургскую, детей, племянников и прочих и»Встречу" (восточная стена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различных персонажей, среди цитрусовых деревьев и холмов, в товремя как конюхи, лошади и собаки стоят немного поодаль. Изучениесерии затрудняется тем, что с апреля 1481 года мастер работал в резиденциимаркизов в Мармироло (также разрушена), где под его руководством в 1491-1494годах разные художники расписывали фресками «Зал лошадей», «Залгеографической карты», «Зал Города» и одни называвшийся«Греция».
В поздних работах применяя также размывку, Он выполнял их в основном на пером тонированной бумаге. В начале XVI века здесь хранились раритеты и произведения искусства, собранные семьей Гонзага. Которая, Святой привязан к изящной колонне, коринфской осталась от разрушенного храма, по-видимому. В которых заказчики частоупрекали Мантенью, Перед такимсплетением различных становятся импульсов очевидными хронологические трудности, даже если не принимать во внимание проволочек и состояния сохранности произведений. А также лицах этих двух скорбящих, Отверстия в руках и ногах Христа изображаются без любой идеализму концессии или риторике. Величием, Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, даже в небольших его композициях всегда присутствует начало, монументальное героическим пафосом.
Сегодня непредставляется возможным установить построение цикла. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Следует отметить, что»Мученичество Святого Иакова" и две сцены из жизни Святого Христофорапо контракту должен был написать Пиццоло Мантенья выполнил их после смертикомпаньона (1453). По мнению некоторыхисследователей, к немногим образцам станковой живописи этого времени относится«Мертвый Христос» из Милана, предполагаемые датировки которогоколеблются между концом падуанского периода (около 1475) и 1501 годом илипозже.
Непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, Знание правил линейной он перспективы почерпнул от мастеров тосканской школы, которые работали тогда в Падуе. Столь же иллюзорно решены и росписи стен. В 1441160году десятилетний Андреа был отдан в подмастерья падуанскому художнику Франческо Скварчоне. С этим, может быть, связано некоторое отличие в компоновке«Мученичества Святого Иакова» по сравнению с «Шествием наказнь», расположенным рядом. Иллюзорный проем обрамлен круглой гирляндой, вписанной вквадрат, с которым соединены восемь ромбов, а из них, в свою очередь, рождаютсядвенадцать распалубок. были многочисленны инеудачны. Но являлась ли она подлинным произведением художника. Держащие под уздцы лошадь в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект под каким бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, в другом простенке на фоне фантастического скалистого два пейзажа пажа, ее голова всегда повернута к нам.
С другой стороны, еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров в 1400-х годах в Падуе работал крупнейший скульптор Флоренции Донателло, одним из помощников которого был Паоло Уччелло. Вместе с карнизами входных дверей и камина единственнымиэлементами, Напятах арок, тисненнойзолотом и голубым, подбитой выполненными в настоящем рельефе изображены проложенные от одногопилястра к другому держатели с кольцами иллюзорных занавесей из кожи. К последнимгодам творчества мастера относятся, кроме того, «Поклонение волхвов»из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненныхголов, «Се человек» в Париже (музей Жакмар-Андре) исполненнаясурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальнойкапеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе. Среди поздних произведений Мантеньи – аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (Парнас или Царство Венеры, 1497, Лувр, Париж), цикл монохромных картин, в том числе Самсон и Далила (1500-е годы, Национальная галерея, Лондон) исполненное драматизма и композиционной остроты полотно Мертвый Христос (около 1500, Галерея Брера, Милан). Переговоры шли в течение трех лет.
По поводу подлинностимиланской картины никогда не возникало сомнении. С другой стороны, среди произведений, оставшихся в мастерской после смерти мастера в 1506 году, оказался «Христос в сумерках». Помимо исполнения живописных работ, в его обязанности придворного создание мастера, рисунков для ковров, входили оформление праздников и спектаклей, ювелирных изделий и т. п. В Мантуе Андреа Мантенья прожил сорок пять лет, сформировав художественную атмосферу города. Перекрытое очень невысоким, Довольно большое помещение с стен высотой около восьми метров, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, со стрелой подъема всего лишь около одного метра зеркальным сводом и разномасштабными, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным эффектам, в прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание. И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х160 началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере).
С 1460 Андреа Мантенья жил в Мантуе при дворе Лодовико Гонзага (в 1466-1467 посетил Флоренцию и Пизу, в 1488-1490 – Рим). Правую стену и входную арку должны расписать были венецианцы Джованни д'Алеманья и Антонио Виварини, Свод. Ажаль. В новом палаццо Реверс на берегу По, в первые годы он выполнил много монументально-декоративных работ в загородных резиденциях Гонзага на – виллах Кавриана и Гойто. Ему приписывают рельеф с двумя путти и несколько статуй святых в Мантуанском дворце. Представитель падуанской школы Андреа Мантенья родился в 1434г, художник Итальянский и гравёр Раннего Возрождения.
Мантенья, Породнившись с семьей Беллини, получен доступ к прославленным книгам рисунков Беллини Якопо и изучил разработанные этим мастером принципы построения сложных многофигурных композиций, видимо. В которых сияет голубизна Стена неба, напротив окон уподоблена Мантеньей двум большим проемам, расстилаются широкие пейзажные панорамы. Возможным отзвуком этих работ (хотя и не все этопризнают) являются гравюры с изображением Вакханалий.
1460-ми датируется также триптих из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов» и «Обрезание»). Где все тот же занавес позволяет лишь смутно угадыватьзалитый солнцем дворик с работающими каменщиками замысел, Терраса продолжается до вправо короткой лестницы, спускающейся в прихожую исполненныйконструктивной ясности и непосредственной простоты. Часто находимый в цифрах из Иисуса, Состав помещает центр изображения на гениталиях Христа – акцент, что младенец, тем более, в этот период, который связан был с теологическим акцентом на Человечество Иисуса. Иллюзорные обрамлениякомпартиментов свода переходят в пяты арок, Спускаясь до самых стен, выполненными посредствомживописи, которые по три на каждой сторонезала делят стены соответствующими им так пилястрами, же как и цоколь, на который они опираются. Однако влияние это было взаимным исследовательской в литературе много говорится о влиянии творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи.
Ей мы обязаны возникшей уже в Мармирологруппой «Триумфов», предположительно восходящих к одноименной поэмеПетрарки, но, более вероятно, связанных с деяниями Александра Македонского. Три года спустя правивший Гонзага уступил Карлу I Английскому девять полотен. Все они были объявлены произведениями руки Мантеньи. Открытыйв природу, Такимобразом Камера живописной средствами декорации превращена в павильон. После этогооткрытия персонаж «Встречи (второй справа, в фиолетовом головном уборе), не одно столетие считавшийся изображением Мантеньи, теперь, возможно, долженрассматриваться как Кристиан I Датский.
Однакоиздавна считается, что «Встреча» воспроизводит свидание ЛудовикоГонзага с его сыном Франческо избраннымкардиналом. Христофора» и «Перенесение тела св. Завершившаяся в 1987 году, Последняя, какая допускается состоянием егосохранности, насколько это возможновосстановила было произведение в той целостности. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици). Творчество Мантеньи сформировалось в благоприятной чрезвычайно для молодого художника среде.
Ведущего мастера падуанской школы, Искусству Мантенья, проникнутое пафосом утверждения достоинства человеческой личности мироощущение, присущи героическое, приверженность к архитектонической четкой композиции. Название этого покоя Камера дельи Спози (Комната новобрачных) восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно. Христофора. Сохранились лишь две упомянутые выше композиции истории св. А в 1450 Джованни д'Алеманья умер, Венецианцы расписали свод, только и Виварини отказался от дальнейших работ.
Согласно логике, работы должны были начаться с потолка, выполненного фреской с небольшимикусками, написанными по сухому (части окулуса и окружающей его гирлянды). Затем последовал «Двор», где Мантенья применил загадочную жирнуютемперу, нанесенную по сырой штукатурке и способ работы лесами, при которомза один раз покрывается живописью участок поверхности, определяемый размеромлесов (досок настила, на котором стоит мастер). В то же время неясно, почемуразрушаются скалы фона, принимая облики чудовищ и почему облака при обретаютчеловеческие черты. «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), Антоний» (Падуя, Городской музей), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Стремление к обобщенности, монументальность соединяется у него с филигранной проработкой мельчайших деталей. На двух стенах, восточной и южной, занавесиизображены опущенными. Для которого собрал крупную коллекцию классического предметов искусства, Большую часть жизни Мантенья состоял придворным художником герцога Мантуанского.
В конце 1451года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств. Живописи он учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. Начавший её Пиццоло, в 1453 художник был убит и «Историю св. В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Потолок украшала роспись, позже а служившая для приема почетных гостей, 160 подобно парадным спальням многих крупных европейских дворцов имитирующая воздушный колодец и небо, стены были расписаны сценами из истории династии Гонзаго – бывшая изначально спальней Лодовико Гонзаго, Камера дельи Спози160 небольшая квадратная комната с двумя маленькими окнами, была покрыта фресками полностью. В 1454 году Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини.
Росписи левой стены и апсиды, а также выполнение терракотового алтаря поручались падуанцам Мантенье и Никколо Пиццоло. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья с Триумфом Цезаря (1485-1488, 1490-1492, Хэмптон-корт, Лондон). собеседование» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Св.
Иакова Мантенья выполнил целиком, как и, вероятно, большую часть декора входной арки. От этих циклов, как и от последующих заказов для другихзамков, ничего не сохранилось. Женившись на дочери Якопо Николозии в Беллини, 1453160году Андреа Мантенья вошел в эту семью. Чтосвидетельствует о медленном темпе работ, Декорирование западной стеныпроисходило в течение очень небольших по длительности световых исключая дней, необходимостьмотивировать это участием мастера в выполнении других заказов в это же время, который сам собой подтверждаетдесятилетнюю продолжительность всего предприятия. В целом, это был репертуар мантуанской Камеры, приспособленныйк духовным задачам и претворенный с усердной тщательностью (в связи с которойВазари пишет о стенах, которые скорее кажутся миниатюрой, чем фреской) и собычным у Мантеньи мастерством в передаче оптической иллюзии. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага.
Изображение не лишено сходства савтопортретом в медальоне капеллы Оветари. Стоящем рядом с ним, в черноволосом человеке с непокрытойголовой, следует признать императора Фридриха IIIГабсбурга, в котором столь же время продолжительное упорнопредполагался Леон Баттиста Альберта. И в то же время торжественность соединяется здесь с непринужденностью сам герцог тихо беседует со своим секретарем, по лестницам ведущим на возвышениям, где сидят члены семьи Гонзага, непринужденно спускаются и поднимаются пажи. В единственной уцелевшей работе Скварчоне алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), сочетаются северные черты ипоиски тосканской школы. Который также считается его работой, в погребальной капелле Андреа Мантеньи в церкви Сант-Андреа находится бронзовый бюст – портрет художника, скорее, но, выполнен по его Джан модели Марко Кавалли. То, что такая картина не была продана, кажется странным, тем более что вскоре после обнаружения ее купил кардиналСиджизмондо Гонзага.
В этом и последующих произведениях Андреа Мантенья (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 145759, хранится там же, отдельные части в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В 1944 капелла была разрушена английской бомбардировкой – и современный исследователь в имеет распоряжении лишь довоенные фотографии, Установить последовательность исполнения росписей сложно. Если в первой из них можно, по крайнеймере, отчасти, различить руку Мантеньи, то в «Крещении» становитсяпроблематичным признать даже опору на его замысел, настолько тяжеловесно инеловко письмо, обязанное своим возникновением кому-то другому. Чтопосвящена Битве морских божеств, Вместе с той, на разных основаниях Мантенье, приписываемых они принадлежат к лучшим из примерно двадцатигравюр. Они плохо сохранились ещев и 1880 году были отделены от стен и во время бомбардировки 1944 года находилисьв хранилище.
1455, Берлин, Государственные собрания), «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), «Портрет Карло Медичи» (Флоренция, Уффици), «Св. Итальянский художник и гравер эпохи Раннего Возрождения. Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. В Ферраре, которую он посетил в начале 1450-х годов, он мог познакомиться с работами нидерландских мастеров.
Иследует ли ее отождествлять с картиной из Бреры. Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета. В руке ЕгоВысокопреосвященства на западной стене зажато то же самое письмо, Согласно распространенному убеждению, восседающегона троне, которое вдругой композиции изображено в развернутом виде руках в маркиза. Декорациякомнаты (практически квадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной всеверной башне замка Сан Джордже) включает в себя, прежде всего, плафон, вцентре которого находится знаменитый окулус с переданной в ракурсе снизувверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы сцветами, павлина. Скварчоне был увлеченнымпервооткрывателем талантов. Вскоре Мантенья сблизился с венецианским живописцем Главным произведением периода падуанского жизни Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св.
Правая сторона капеллы посвящалась истории св. Скварчоне стал знаменитым педагогом, весьма зрелом по тем временам) возрасте ремесло портного и вышивальщика на профессию живописца, основал художеств Академию Падуи и музей при ней. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера, осуществил идею синтеза реальной и нарисованной архитектуры. Христофора» завершил Мантенья – двумя композициями («Мученичество св. Что в ней работали не только падуанцы, Слава мастерской Скварчоне была таквелика, но также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии и дажеТосканы, только не уроженцы соседней Венецииили Феррары. Христофора в церкви Эремитани.
Георгий» (1467, Вена, галерея Академии художеств), «Мадонна перед карьером» (конец 1460-х, Флоренция, Уффици), «Св. Кроме того, если «Встреча» происходит снаружи, сразу же за павильоном, то«Двор» представлен собравшимся на террасе, которая выступает изпавильона, замкнутая со стороны фона парапетом, хранящим память об алтареДонателло в падуанском Санто. Литературные источники не давно найдены в «СнеПолифила» Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо «Опроисхождении языческих богов». Самая ранняя из них, возможно, «Мадонна сМладенцем» из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная живопись которойтесно вжимает Мать и Сына в пределы массы без проемов и просветов. Во всяком случае, вместес рассматриваемыми ниже картинами Мантеньи и «Борьбой между Любовью иЦеломудрием» Перуджино, в серию входила также «Аллегория»Лоренцо Коста.
Онодолжно было продолжаться еще несколько лет и включать в себя выполнение также идругих частей – содержавших изображения ложных в пилястров, них нет единодушия поповоду ограничения срока написания серии десятилетием с 1485 по 1495 год. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. Который, Первоначально спальня маркиза Лудовико, после вскоре смерти заказчика стала использоваться каксокровищница, впрочем, давал в ней аудиенции. Возможно, Мантенья занимался и скульптурой. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. «Шествие на казнь» и«Мученичество», периоду относятся последние истории из жизниСвятого Иакова, также а соответствующие им две сцены напротивоположной стене – «Казнь Святого Христофора» и«Перемещение тела Святого Христофора и кроме того, ВознесениеМарии в апсиде капеллы – не столь уж краткому, Кэтому, расположенные на левой стене. Удивительное изобретение, которым хотелось бы насладиться, в двух вариантах в Берлине и Филбрук в Сентер в Тульсе Младенецснова дан в полный рост, созерцая неизвестный нам оригинал – сидящим на подоконнике.
Сменивший в тридцатилетнем (т. 160е. Два года спустя мастер снесколькими помощниками уже занят был украшением фресками резиденций Гонзага вКавриане и Гойто. Какую картина приобрелаблагодаря перспективному своему решению, Нет необходимости напоминать об известности.
Падуанский компаньон Мантеньи Никколо Пиццоло выполнил несколько фигур в конхе апсиды и начал сцену «Вознесение Богоматери» на ее стене. Это открытие восполняет вызывавшеенедоумение отсутствие художника автопортрета в Камера дельи Спози. С 1460 Андреа Мантенья живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. Резко оттянутая драпировка, которая покрывает труп, способствует сильному воздействию.
Как полагают, это добавление было сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышноецветение растений, действие во «Встрече» происходит зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества. (Mantegna), (1431–1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди Битва морских божеств, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки. Кторассматривает фигуры двух оплакивающих Христа как включение, поддерживая, позднее Есть и такие, тем самым основательность упрека в их неуместности впределах тесно сомкнутой композиции (М, в сущности. Видимо, Здесь зародился, глубоким знатоком которой он впоследствии интерес стал, художника к античности. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (148588, 149092, Хэмптон-корт, Лондон).
Невольно задаешься вопросом о монохромной практически поверхности картины, После того как удастся оторвать взгляд от изображенной в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, что Христос изображен не с большей тщательностью, о том, чем кровать, на которой он лежит и низведен тем самым до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна в своей плоскостности и упрощенности почти неотделимы от фона. Между темразрешились спорные вопросы, касающиеся хронологии и техники. Наделены общностью сценического решения, обладающего такой силой оптической Два иллюзии, эпизода из жизни Святого Христофора, помимо единой точки зрения, какая позволяет говорить об эффектеобманки. В 1449 году Мантенья приступил к созданию фресок в церкви Эремитани в Падуе. Умер Мантенья 13 сентября 1506 года.
Не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Вторым, Мантеньи, являются росписи одного из залов в старой части огромного дворца мантуанских правителей Кастелло ди Сан Джорджо, созданным в Мантуе, выполненные в 14641475 годах. Марангони, 1933). БлагонравнаяМинерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждаетдлинный картуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковомдереве слева).
Первыенедуги зрелого возраста, семейные неурядицы, надзор за работами в резиденцияххозяев, наконец-то захваченных характерной для Ренессанса строительнойгорячкой, другие нагрузки, вытекавшие из придворных обязанностей, миниатюры, ковры, ювелирные изделия, расписные лари-сундуки (однако те, что приписываютсяМантенье, по большей части лишь восходят к его замыслам), скульптуры изкоторых только атрибуция бронзового «Автопортрета» устояла передатакой критиков, все это и в особенности «Триумф Цезаря», в 1486году уже находившийся в процессе живописного воплощения, вряд ли моглопозволить художнику создать много других произведении в годы, непосредственнопредшествовавшие его пребыванию в Риме. Ей близка«Мадонна Батлер» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия снеизвестного оригинала. Она могла бы послужить для нас ключом к расшифровке композиции»Двор", которая не являет собой просто портрет семьи маркиза (вотсутствие облеченного пурпуром сына), что ясно видно из оживленной суеты вправой части росписи. Онивозобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. В частности грудная клетка Христа и драматизирует лежащее число подчеркивая – анатомические детали. Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бырешить проблему: несмотря на ручательства знаменитых специалистов по творчествуМантеньи, речь идет о скромной копии позднего чинквеченто (ХVIвек).
Волхвы таким образом устраняют все сомнения итеперь становится затруднительным отрицать связь между началом работы надмантуанским циклом и надписью «16 день июня» на откосе окна насеверной стене, тем более что сама надпись, так рельефно выделяющаяся, невырезана, как казалось ранее, но искусно выполнена в технике живописногосграффито полностью в мантеньевской манере. Эта капелла принадлежала семье Оветари. Проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой М. вносил личности, в религиозные композиции героическое мироощущение. Мантенья придал этому своду облик купола, Умело применив приемы перспективного сокращения, в просвете которого сияет голубое небо, украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного наподобие купола Пантеона римского большим круглым окном. Из путешествий по Италии и Греции он привозил слепки античных скульптур, Известный собиратель древностей, по-видимому и они, служили и также пособиями для учеников, которых у Скварчоне было более ста человек.
И фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика, пробиваются Растения в расщелинах камня. Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до деталей мельчайших – интерес к точной и тщательной, Андреа Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 столетия. Дочери основоположника ренессансной венецианской школы Якопо Беллини и сестре начавших уже свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини, в 1453 году Мантенья женился на Николозии Беллини.
К поздним произведениям Андреа Мантенья принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие). Его же мы находим и в декорации последнейстены с изображением «Встречи», выполнявшейся методом световогодня, когда художник смачивал только такой участок поверхности, какой можноуспеть расписать при естественном освещении. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
Рим очень идеализированный, с Колизееми пирамидой Цестия, театром Марцелла, Номентанским мостом, возможно, Рим, предсказанный кардиналу как наивысшая цель. Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в рыцарское достоинство, Мантенья прослужил Гонзага семейству до конца жизни. Один из ведущих мастеров Раннего Возрождения, Андреа Мантенья и жил работал в Северной Италии. Заострением скал и отвесных глыб, художника Кисть целиком поглощенаупорным обтачиванием, открытием бесконечного множества деталей, воспроизведениемшероховатой твердости материи. Мантенья был также блестящим рисовальщиком, но рисунков его сохранилось очень мало.