Его не ожесточили личные горести, не озлобили оскорбления, которым он подвергался. Он наряжает ее, парчой, ожерельями, самую ее обыкновенность делает таинственно-обворожительной – неправильность которого и художник не думал скрывать, Эта юная женщина с задорным личиком, украшает цветами, становится под его кистью Флорой – богиней весны. Она приглашает зрителя в рассмеяться ответ, чем придирчивое морализирование – и это будет лучше, Это картина-улыбка.
Уют Голландии давался ей нелегко, застывать в дремоте не приходилось и при всей их принципиальной «негероичности» голландцы не могли быть душевно дряблыми людьми. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Рембрандт, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания». Я говорю о нем в заключение обзора голландского искусства, Несколько нарушая хронологию, что современники Рембрандта из которого можно видеть и старшие и младшие, отнюдь не были пигмеями, художественными что общий уровень живописи был весьма высоким, что были в Голландии и подлинно великие мастера. Рембрандт до конца верен своим поискам истинно человеческого в человеке.
К его раннему творчеству понятие «барокко» – своеобразного бюргерского барокко, – пожалуй, вполне подходит. Он тщательно продумывает расположение их Для него важен порядок предметов, блики от одного предмета играли на другом, чтобы световые пятна. Имевшего на севере Европы давниеfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffтрадицииfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff, способствовала Отточенностьfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffмастерстваfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff, специализации мастеров и рождению новых жанров. Одним из таких признаков служит благосостояние человека.
Ок. Вермер – не Рембрандт. И все же они остаются духовными, то есть чем-то большим, нежели «только живопись». Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их у себя дома.
Голова замотана странным тюрбаном, лицо морщинистое, как кора старого дерева, но на этом старческом лице – гримаса смеха. Когда мастерство кисти голландскими умельцами было доведено до со- вершенства, техника Живописная Яна Вермера по своему уникальна даже для ху- дожников его времени. Ок. 16571658 1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея).
Даже сам человек, никто и и как бы праведно он не жил, как бы он не старался, ничего не может изменить. Что и Рейсдал, Он часто брал те же пейзажные мотивы, что это другая природа, однако кажется, так как другое отношение ней к у художника. В ней необычно яркий и тревожный свет. Что в лучших его произведениях она перерастает в утонченно-духовную ценность, Вермер так глубок и артистичен в чувственной стороне живописи, что образы Вермера обладают и особой возвышенностью духовного строя и тогда кажется и хотя непереводимой на язык психологических понятий. Их мы видим на групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых.
Леонардо любил и умел говорить языком слов, Рембрандт не любил и не умел, так как язык света и цвета был для него универсальным. Которые так любил изображать Рейсдал, Якоб Только вот лесов с узловатыми столетними деревьями, а парусные суда сохраняются на утеху туристам, в Голландии уже не стало. От двух до в пяти неделю, Создавать картиныfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffартельюfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff, было обычным делом. Тогда и в ее стремлении к домашнему благополучию, благоустройству, уюту было нечто живое: «чувство честной, бодрой жизни», как говорил Гегель о голландцах. Эти жизненные токи, подобно подземным водам, струились в глубине, не на поверхности. Так как его работы в основном состояли жанровых из сцен и портретов, Уже в это время Герарт Терборх имеет известность мастера бытового жанра.
Тут вновь вспоминается, что сказал о голландских жанрах Гегель: «. Правивший величайшей в мире империей, Король, но божеством, считался не человеком, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские поскольку привилегии, зарабатывал на жизнь трудом. В благополучном обывателе всегда дремлет хищник достаточно ему встретиться с чем-то выходящим за пределы его кругозора, почуять смутную угрозу своим обжитым устоям – и обыватель настораживается. Учитель. Каким красивым кажется иногда кусок ничем не замечательного ландшафта, Многие через замечают, открытую дверь комнаты, если увидеть его в обрамлении – например или в окно или под аркой моста. Своё первое произведение Герарт Терборх создал в девять лет.
И при этом Сикс неторопливо натягивает на руку перчатку. Рембрандт смеется. Это ведь делали и многие другие в конце концов и почти все «малые голландцы» отходили от академического понимания «прекрасного». А с другой стороны, мог ли Рембрандт создавать столь многозначительную музыку, если бы был «только живописцем» (как, скажем, Вер-мер Делфтский), если бы он не жил глубочайшей и напряженной духовной жизнью, которая ведь не имеет «собственного языка» и должна выбирать себе чувственный аналог, чтобы как-то выразиться. Специфика живописи малых голландцев обусловлена историческим развитием голландского искусства, а также рыночной конъюнктурой.
Тоже портретные, в гарлемском Халса музее рядом с его портретами висят некоторые, работы других его современников – добротные и посредственные. Повседневная жизнь вошла в искусство открыто, Не забудем ведь – это впервые обыкновенная, без всяких мифологических псевдонимов. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Но большинство его современников-живописцев не переступали грани.
Красивого в академическом и обывательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидности лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. Воздух, Пространство, свет живут в неразрывном с единстве человеком и мы проникаемся интимным уютом скромного бюргерского дома. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Сколько собирательный образ хрупкой юности, 16621664 к числу лучших произведений Вермера принадлежит знаменитая «Девушка с жемчужной серьгой столько портрет, наделенный, расцветающей как женственности, всегда у мастера, скрытой эмоциональностью. Но в творчестве Вермера этот новый тип жанровой композиции оказался единственным. Рембрандт неустанно подстерегал и ловил своей кистью и резцом многообразную изменчивую, скрытую жизнь души. Получает название «font-family:'Arial'color:0b0080суета суетfont-family:'Arial'color:000000» или «font-family:'Arial'color:0b0080mementomorifont-family:'Arial'color:000000» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, font-family:'Arial'color:000000Зародившийся в университетскомfont-family:'Arial'color:0b0080Лейденеfont-family:'Arial'color:000000жанр «учёного» натюрморта, требующим от знания зрителя Библии и традиций религиозной символики.
Пьяный кавалер в ярко-киноварной куртке и съехавшей набок шляпе грубо обнимает миловидную слегка захмелевшую девушку кладет и в ее открытую ладонь сияющую золотую монету. Поэта и богатого мецената, утонченной Исполнен одухотворенности портрет Яна Сикса, который был другом художника. Да, такая она действительно и была по – крайней мере лучшие из них, Голландские жанристы, она заурядная, эту жизнь ничуть не героизируют. Но не нужно, можно, они непереводимы, что потому суть образов Рембрандта – полностью в сфере живописи. Рембрандт был моложе Халса, но старше Вермера, Терборха, Рейсдала – он родился в 1606 году, умер в 1669 году.
О своем искусстве, Не оставил записей о себе, что надо следовать природе, не развивал никаких теорий – известно только несколько его скупых о высказываний том. Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер. Покаянное возвращение сына и бескорыстное прощение ясно отца и убедительно обнажают глубокую человечность повествования. Женственность жеста, Художника восхищает изящество стройной женской фигуры и живой свет солнечный входит в комнату, с которым она отодвигает створку окна. Ганимед – отрок, По античному мифу, превратившись в орла, пленивший своей необычайной красотой Зевс Зевса похитил его. Это праздник жизни, повседневных радостей жизни в красках.
Сколько окружающий фигуры городской пейзаж, Де Витте привлекает не столько сцена жанровая на переднем плане, пространство рыночной площади. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Их покупали ремесленники, горожане и даже крестьяне. Живописно-пластическое единство композиции, построенной по законам строгой архитектоники, покоряет в картинах с двумя фигурами «Бокал вина» (ок. Он пишет «Ассура, Амана и Эсфирь» – трое людей по виду спокойно сидят за одним столом, а между тем нельзя ошибиться в великом значении того, что между ними происходит.
Постепенно они словно иссякали, по словам его жены Катарины, последние годы (а ему не было и сорока лет) художник уже не обращался к живописи. Сложился в 1720-1730-х гг. Воздушная, Эта теневая среда, отблесками, пронизанная какими-то блуждающими огнями, производит впечатление не только пространственной глубины, но будто как бы и глубины времени. Изливаемый на немых сцены свидетелей и на зрителя, Мощный поток человечности, побуждает его прикоснуться к размышлениям художника о подлинных ценностях бытия. Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой. И там было установлено кресло для Его Величества, Мастерская художника находилась королевских в апартаментах.
Страна богатела вместе со своими гражданами. Чтобы создать впечатление глубины, в первую очередь, простора, мастер далей, не пользуется традиционными приёмами 8211 кулисным построением, отступающими планами. Словно исследуя и прослеживая пытливой извилистый кистью путь волн, Рейсдал писал свои картины с тщательностью и глубокой серьезностью, движение облаков и теней облаков, рост деревьев, скользящих по земле. 1665 Последний взлет творчества мастера картина «Аллегория живописи» (Мастерская живописца, ок. Такого освещения, как у Рембрандта, в натуре не бывает. Картина принадлежит к самым сложным и поэтически возвышенным произведениям Вермера. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими.
утверждение реализма в национальной живописи 2) 1640-1660-е гг. Лесные пейзажи он особенно любил Б. Виппер называет Рейсдала «психологом леса» и это сказано очень точно: действительно, художник чувствует «индивидуальность» каждого дерева – раскинуло ли оно свободно и гордо свою крону или приникло к земле, прям его ствол или изогнут, как винтовая лестница. Его материальное положение и здоровье резко в ухудшается, меняющихся условиях времени он теряет заказчиков. Все, что он мог сказать, он говорил языком живописи и только живописи. А также небольшой, ) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические мифологические и сюжеты, «кабинетный» формат картин. Роскошная уподобленная театральному занавесу тяжелая портьера на первом плане, богатая люстра, узорчатая большая географическая карта на стене – вероятно, Сидящий за мольбертом художник в старинном костюме это, представленный в более парадной и пышной обстановке, образ художника вообще, чем обычная мастерская.
сразу в двух разновидностях крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Работая в мелком масштабе, в 1628 году Геррит Доу становится учеником Рембранта и после своего отъезда в Амстердам работает над созданием собственного своего стиля в живописи, выписывая отдельные детали картин под лупой. Художники пользовались ими охотно, но больше как предлогом для композиционной мизансцены. Хрупкая и тоненькая, опьяненный счастьем, а он, высоко поднимает бокал и, повернувшись к зрителям, доверчиво приглашает их полюбоваться тем, как он весел, каким сокровищем он владеет – она сидит у на него коленях, Он пишет блещущий жизнерадостностью автопортрет с Саскией. Его собственное лицо было для него целым миром, дарящим новые и новые открытия.
16581660, Берлин, Государственные музеи)Девушка с письмом у открытого окна. Естественная и живая выразительность композиции, Классическая ясность сюжета в его рабо- тах, свето- насыщенность звучного цвета, вибрация лёгкая воздуха, богатая игра оттенков, красочность бликов делают его работы уникальными и неповторимыми. Женщина в синем, читающая письмо. То намеренно подчеркивает некий застывший ритм, Когда же он людей изображает столь же неподвижную изображает жизнь как бы замершую, как и сами вещи. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер. Художественная жизнь Голландии XVIIв. Показательно, что в этой картине нет сюжета. Они доступны Толстому и Достоевскому: вспомним сцену ночной встречи Наташи Ростовой с раненым Андреем Болконским или исповедь Версилова перед «подростком».
Что и Питер де Хох, писал Он в основном те же сцены и в том же плане, Терборх, Стен, Метсю, – девушек за чтением письма, служанок за работой, щин перед зеркалом, домашние концерты. расцвет художественной школы 3) 1670-е гг. Мальчуган хохочет, у него цыганочка задорная улыбается и слегка подмигивает, нарядный коротыш покачивается на стуле, полоумная старуха на кого-то кричит, заложив ногу за ногу, – и все это до предела естественно, живо. Но в этом доме не всё так просто. Что даже искусство всегда не может их выразить, - может быть, Такие минуты прозрения от душевной слепоты столь сокровенны, музыке они более всего доступны. Он слишком хорош, а потом юноши, чтобы долго жить – темноглазого бледного мальчика, в портретах сына, – особая хрупкость душевного состава о таких говорят.
Тепло и трепетно светятся лица и фрагменты одеяний, выступающие из глубокой, таинственной тени. Бюргеры, Новые ценители искусства, не жизнь идеализировали и не стеснялись ее грубой простоты. «Малые голландцы» так принято называть бесчисленную армию голландских художников XVII века в противовес их великому голландцу Рембрандту, а также ввиду простоты их сюжетов и небольшого формата картин. В своих картинах Герарт Терборх прекрасно показал костюмы своеговреме- ни, разнообразные поверхностные структуры. Голландский бюргер не ханжа и не пуританин, хотя эти непритязательные кутежи не похожи на фламандские оргии с их пугающей чрезмерностью – он не отказывает себе в удовольствиях и не прочь покутить, Без некоторой дозы веселости холостяцкой и разгула домашняя жизнь была бы чересчур пресной.
Что бы показать особенность и привлекательность каждого, мастера Голландские любили сопоставлять предметы так. «Эта нежность во взгляде, какую мы видим в «Путешествии в Эммаус» или в «Еврейской невесте». Вот таким образом в Голландии сложилась уникальная ситуация – все старались жить хорошо, накапливать богатства. Мы чувствуем дыхание моря, Когда художники выводят нас из маленьких аккуратных комнат на вольный воздух, ветром надутые паруса, видим корабли, широкие просторы, большие деревья, большое небо, почти всегда тревожное, с наплывами облаков и тут-то вспоминается, что история Голландии – это ведь история борьбы с морем, обуздания моря, постоянно грозившего поглотить устроенную человеческим трудом сушу. Он опустился без сил. На картине «Ассур, Аман и Эсфирь» мантия Эсфири, корона Ассура написаны так, что сами мазки краски словно переливаются в изменчивой игре, как настоящие драгоценные камни. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
Булочка с хрустящей и ломкой Сочные корочкой, виноградины с нежной кожицей покрыты матовой пыльцой. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Это видно и по его картинам. Оставившего графюры и уникальные Наследие рисунки, Рембрандта-графика, чем живописное наследие, не менее значительно.
font-family:'Arial'color:000000Зародившийся в университетскомfont-family:'Arial'color:0b0080Лейденеfont-family:'Arial'color:000000жанр «учёного» натюрморта, получает название «font-family:'Arial'color:0b0080суета суетfont-family:'Arial'color:000000» или «font-family:'Arial'color:0b0080mementomorifont-family:'Arial'color:000000» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики. Это единственная реальность его идей, как сочетание света и тени – как оптический неразложимый образ, Постигает целостно, синтез цвета и формы. А Рембрандт изобразил Ганимеда, которого тащит орел, отчаянно орущим, болтающим ногами некрасивым мальчишкой, – очень похоже на несносного капризного ребенка, с которым никак не могут сладить мать и бабушка (у Рембрандта есть такая зарисовка). Воздерживающихся от мелочной морали и дающих ощутить скрытую теплоту жизни даже в тривиальном, в подобных – картинах, большая прелесть голландского искусства.
Ок. ) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. Потеря ее национальной самобытности, последней в четверти 17 века начинается упадок голландской живописной школы, а с начала 18 столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма. Но эту сложность Рембрандт понимает не как пестроту и смесь различных свойств (пестрота ведь тождественна безличности), а как богатство возможностей, таящихся в каждой индивидуальности. Упрямо пролагающей себе путь, Рейсдал чувствует жизни драматизм природы – жизни, засохшие стволы, снова и снова обвивающей молодыми побегами мертвые. Но только Рембрандт увидел в «Данае» образ любви.
Для него характерна оригинальная, запоминающаяся композиция «Аллея в Мидделгарнисе» с высокими и очень тонкими стволами, зрительно не сливающимися воедино, а образующими красивую ажурную решетку на фоне неба. Видимо, Сильнейшая привязанность Халса к чувственной стороне бытия, окостенением, перед имела своей обратной стороной ужас перед хладной старостью, умиранием заживо. Он написал большой групповой портрет офицеров стрелковой роты (впоследствии неточно названный «Ночной дозор» – дело там происходит днем, а не ночью). Тишины и безраздельно царящей кристальной ясности, Господствует столь для типичное Вермера состояние покоя. Новаторство «малых голландцев» проявляется в светском реализме, обращении к отображению в картинах реальности, обыденности окружающего мира. В излюбленном изображении одинокой фигуры женской в интерьере особое внимание уделяется колориту.
У Питера де Хоха, например, композиции строятся так: комната, приоткрытая дверь в другую комнату, дверь в чуланчик, дверь во двор – целая система «рамок», вдвинутых одна в другую. Особенно переливов тяжелого атласа, Его ценили главным за образом искусную передачу фактуры материалов. В его лесном «Болоте», окруженном старыми узловатыми деревьями-великанами, даже чудится что-то первобытное. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Для этой картины художник использует библейскую притчу о блудном сыне. Где у него была собственная школа, художественная в 1648 году в Лейдене Геррит Доу основал художественную гильдию.
Открывал мануфактуры, богател – но он много трудился, Он не мог похвастаться благородством происхождения или изысканностью манер из привозил дальних стран заморские товары и богател, чтобы пробить себе дорогу к богатству и успеху. Конечно, Но, какими они хотели видеть себя в искусстве и голландские буржуа первой половины века не были такими уж благодушными безгранично людьми. Халс, Ю. Лейстер, Я. М. Моленар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер).
Так именно и было с Рембрандтом. Как помним, Томас Манн называл бюргера «средним человеком в высоком смысле этого слова». Художник естественный, Хале, покоряющий своим художественным темпераментом, чувственный, но, кажется, не столь уж глубокий, становится потрясающим, леденящим душу, когда создает образы угасания образы – старости.
Он пишет мелкими мазками-точками (но не раздельными, как впоследствии у пуантилистов, а плотно друг к другу прилегающими), отчего усиливается впечатление трепетности воздуха и готовности вот-вот засверкать тысячами искр. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Ярко выразивших национальное своеобразие национальной живописи этого времени. Я у "малых голландцев " очень люблю натюрморты, они непревзойденные, Великие Мастера этого жанра. Долго любоваться можно искусно выписанными деталями – фактура ткани на столе, блеск позолоченной чаши и особенно я люблю, как они писали стекло – бокалы.
В 1642 году Саския умерла совсем молодой. Полную волю своему бурному художественному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии, своей жены. У него было много учеников, Рембрандт имел огромное влияние на искусство, а большинство изменило некоторые ему, не пошли дальше внешнего подражания учителю, перейдя на позиции академизма и подражания фламандцам, а затем французам.
И он вернулся. Слов нет, нам сейчас могут показаться скучноватыми и монотонными многочисленные картины «малых голландцев» XVII века, особенно бытовые жанры с их неизменными чистенькими комнатками и двориками, с аккуратными хозяйками в белых чепцах, анемичными девушками в отороченных мехом жакетах и атласных юбках, читающими письма, робко играющими на клавесинах. Действительно новаторские качества голландской живописи удерживались в ней в течение десятилетий нескольких – примерно с 30-х по 70-е годы XVII века, Все лучшие, когда и сама голландская буржуазия, то есть тогда, выйдя из купели освободительной борьбы, сохраняла и демократизм нравов и живой, деятельный дух купцов-мореплавателей. Первый развивали Адриан ван Остаде и его школа. В портретном жанре был, помимо индивидуальных портретов и «типажных» («Разносчик», «Шарманщик» и т. д. ), очень распространен групповой портрет членов различных военных и штатских корпораций – стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин, ученых обществ. Это сложное ощущение испытываешь, например, перед его амстердамской «Женщиной с письмом». Он не анализирует, а постигает.
Усталые лица бедняков, Он любил суровые, слепых и увечных, любил писать согбенных и старцев старух. Он выглядит на нем очень старым – много старше своих шестидесяти лет. Привычный для Вермера мотив «Молодой женщины с кувшином» (ок. Изящные группы, Он изображал которые спокойствие, наполнял почти аристократической элегантностью. Стакан лимонада. 1655-1660г. г. Он бывает и простоватым и мудрым и неотесанным и элегантным и любящим и холодным. Девушка, вероятно, собирается на свидание.
Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную в популярность стране и за её пределами. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. И самые лучшие – в последнее десятилетие жизни.
В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом. Язвительную и торжествующую над бедностью, Любимый им золотой свет таинственный озаряет улыбку, утратами, старостью, близостью смерти. Важным фактором являлось влияние и А. ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты», На этапе первом ведущим художественным центром был Харлем. Ни очень универсальным человеком, в отличие от деятелей итальянского он Ренессанса не был ни очень образованным. Китайский фарфор и делфтский фаянс, Золоченые кубки, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, ковровая скатерть, утвердившийся в обществе голландском в середине столетия.
Герарт Терборх Герарт Терборх (1617 – 1681) родился в Зволе в состоятельной бюргерской семье. Слева открывающийся проход создает пространственной впечатление глубины, Фасад здания из красного кирпича с побелкой в нижнем этаже и зелеными ставнями занимает правую часть композиции. Зато они работали на рынок, в голландской республике художникам не приходилось работать по королей заказам и знатных меценатов. Умер молодым его единственный сын Титус, Рембрандт пережил почти всех, умерла вторая лсн 3 – кто был ему близок и дорог.
Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка. Но не будем поспешны в заключениях. Хале дерзко разрушает эту традицию. Видимо, Художник здесь дал, синих и лиловых тонов, полную волю своему вкусу артистическому и решил эту картину как симфонию голубых.
В маленькой Голландии проживало более двух тысяч живописцев, а учитывая южные Нидерланды – более трёх. Он больше, его мудрость и опыт, выражал его истинные жизненные силы – чем кто-либо и при всем этом не Рембрандт был изгоем своего времени. Пейзажист более мягкого жизнерадостного и склада, Учеником Рейсдала был талантливый Гоббема. Самым известным голландским художников стал Харменс ван Рейн Рембрант. 16661667 Финал жизни Вермера, как почти у всех великих голландцев, драматичен.
Что было не слишком характерно для порядков, Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские царивших отношения, при испанском дворе. Среди них есть подлинные шедевры. Свое состояние он потерял и его драгоценная коллекция пошла в уплату за долги.
У сводни. Голубая гамма стойко господствовала в знаменитом делфтском фаянсе – быть, может Любовь к голубому идет от специфических особенностей делфтской школы. 16621664, Вашингтон, Национальная галерея искусства) написана в полумраке. Но живопись его выходила за границы общепринятого и его сограждане не могли распознать «глубокие, пленительные тайны», раскрывавшиеся под его кистью, – они были не по их мерке.
Но позволяют отличать творчество этих художников от произведений такжеfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffжанрfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff). font-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffТерминыfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffмалые иногоfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffмасштабаfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff, голландцы или малый жанр не означают меньшегоfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffхудожественногоfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffзначения подобных картин, картин Рембрандта или Ф. Халса, к примеру. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. Просторы моря, Равнинные ландшафты, дюны, водопады, леса у Якоба Рейсдала внушительны, храм как мироздания. А по мере того как зыбкая, Темные фоны написаны жидко и прозрачно, пространство сгущается в предметы и из марева прошлого выступает настоящее, мерцающая тьма переходит в свет, – краски накладываются более пастозно и, наконец, на самые освещенные места Рембрандт наносит такие выпуклые сгустки красочного теста, обладают которые собственной предметностью и кажутся самосветящимися.
Сельских, Такое название возникло в связи особеннымfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffкамернымfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffхарактеромfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffтворчестваfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffи с небольшим размеромfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffкартинfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffс изображением городских, бытовых сцен, font-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffинтерьеровfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffиfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffнатюрмортовfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff (см, морскихfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffпейзажейfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff. Ведь очень часто художники – и многие из тех же «малых голландцев» – достигают сгармони-рованности тонов сравнительно простым способом: так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме например, придавая всему общий золотистый или коричневатый или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный. Что такое настоящая живопись, Чтобы почувствовать и не обязательно пересмотреть сотни и тысячи картин, быть, может наполняющих залы музеев. Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности, как Ян Стен или Адриан Остаде, а как мудрецов и царей. Сидящие за столом, Эти пять человек и шестой – слуга, причем председатель обращается к собранию, стоящий несколько поодаль, не только обладают каждый своим но характером, в их характерах угадывается такая же неисчерпаемая глубина, как в портрете Сикса.
Но Хале ничего доброго в старости не видит. Освещённые искуст венным светом, своих в картинах Герриту Доу наиболее удавалось показать внутренние интерьеры. Они отличались особым камерно-интимным характером изображения. Это был беспрецедентный случай в истории искусства. Голландский бюргер, победивший и успокоившийся на лаврах, уже значительно прозаичнее: это просто средний человек, не в высоком, но по крайней мере в здоровом и человечном смысле этого слова.
Важнее то, что Рембрандт открывал в «грубой натуре» возвышенную красоту, где противоположность духовного и чувственного снимается исчезает. Вымытый до блеска пол сверкает, Даже на картине не художник упускает это из виду – здесь стоит сияющее ведро. Малые голландцы изображали человека без подведения его личности под надуманный идеал. люди, которые веселы от всего сердца, не могут быть безусловно дурными и подлыми». Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для малых голландцев атмосферу «неуловимых эмоциональных флюидов», как в эрмитажном «Бокале лимонада», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений».
О каждом из его синдиков можно было бы, правда, написать целый роман. Если человек богат и благополучен, Если дела идут хорошо, что он избран это Богом, верный знак того. Важнее выбрать из множества всего несколько десятков и смотреть их со всем вниманием. Эта притча стала самой близкой темой для Рембрандта. Голландцы применяли его особенно охотно, Этот эффект рамки давно чувствовали использовали и художники. Ничем другим, кроме живописи и гравирования, не занимался. В колорите утверждается редкая по красоте цветовая гамма, построенная на оттенках сине-голубого и желтого и объединенная общей серебристо-жемчужной тональностью цвет теряет прозрачность, становится матовым, живопись более ровной и гладкой.
У Рембрандта обнаженная «языческая» Даная – воплощенная душевная человеческая любовь. Что придавало картине воздушность, font-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffпространственностьfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff, Особогоfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffпанорамного пейзажной стиляfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffголландской живописи с характерным затемнением переднего и высветлением дальнегоfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffплановfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff. На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние и А. ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Своим творчеством «малые голландцы» у зрителей формировали жизнеутверждающие чувства.
Летний пасмурный день. В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности. Хлебосольный хозяин, Приятный, его честная жена, добрый отец семейства, его дочка кроткая вдруг оказываются куда менее безобидными, куда более тупыми, черствыми и расчетливыми, чем кажутся, пока их ничто не задевает.
Что так как кальвинизм абсолютно не признавал церковного искусства, к отличительным чертам голландской художественной жизни относится тот факт, ранее которая была очень выгодным заказчиком, то голландские художники потеряли Церковь. Каждый кирпичик стены, на узоры коврах, гвоздики на мебели – каждая плитка пола, На небольших по размеру голландских картинках все видно до мелочей. Несомненно, в любом обществе церковь, религия оказывает большое влияние на искусство. Что такая хорошая кисть не служила более высоким целям, «Как жаль искусства, для – писал некий Андриес Пельс. Который кладет руки на грязную рубашку сына так, в картине господствует только фигура одна – отец, будучи потрясенным глубиной чувства раскаяния, будто он совершает священное таинство исходящего от сына. Работавших в Утрехте в начале XVII столетия, в приемах крупномасштабной композиции с высоким горизонтом и фигурами в натуральную величину художник сохранил голландских традицию последователей Караваджо. Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство.
Алчным и полным любопытства взглядом охарактеризована живо и с вместе тем сдержанно, Выглядывающая из-за плеча кавалера старуха-сводня в черном платке с быстрым, без малейшего шарживания. Творчество живописцев в своей основе соответствует основным трём этапам развития голландского искусства. В матовых и Все мерцающих, здесь обыкновенное и вместе с тем необыкновенно красивое, бархатистых и жемчужных оттенках. Простор и здесь для него открывается масса Ван возможностей, Гойен показывает красоту свето-воздушной среды.
В Голландии кальвинизм был объявлен религией официальной и большинство жителей приняло это учение. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, магистрат, вот таким образом и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи. Видно, Если смотреть их один за другим и вместе с тем кажется, что это один тот и же человек, что это десятки людей – возникает удивительное чувство. Один художник писал небо, третий 151 фигуры – другой 151 лес, Стало разделение правилом труда. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка 8211 дальний план.
Разумеется, Военные, штатские – хранителями почтенными общественного благолепия, хотели видеть себя лихими и отважными. В его сумрачных мощных пейзажах нельзя обнаружить ни малейшего намека на пристрастие к «милым видам», не чуждое Гойену, Саломону Рейсдалу, Поттеру. Население Голландии и европейских государств удовольствием с украшали интерьеры своих домов подобными картинами.
Что отличает Халса, Третье, ловя мгновения, летучие – он, пишет быстрыми, экспрессивными ударами кисти, ничего не заглаживая, никогда не зализывая. Живописцу позирует молодая натурщица в синем покрывале с лавровым венком на голове. Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину – рота выступает в поход. Что художник обращается к жанру рынка весьма удивительна, Он писал интерьеры церковные и то. Скромная «Головка» Вермера будет в числе таких «ключевых» произведений живописи, как бы тщательно и взыскательно их ни отбирать.
Каждый художник, как правило, специализировался в определенном жанре или даже в более узком направлении внутри жанра, – например, писал только морские виды (марины) или только цветы или только животных. Духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности. Которую олицетворяет дух Нагорной проповеди Христа, Она находится центре в того понимания гуманности. Пришёл домой очень Молодой усталый, человек, а стянуть второй не хватило сил, снял один сапог. Он выпил, доволен и лучшего не желает.
И только во второй половине XIX столетия открыто заново, в течение двух почти веков оно было забыто. Эта композиция очень отличается от других картин. Геррит Доу Геррит Доу (1613 – 1675) родился в семье владельца стекольной мастерской. А наиболее важным фактором было влияние Ф. Халса, На этапе первом ведущим художественным центром являлся Харлем.
Голландия славилась своими художниками. Мать причёсывает дочурку – а старшая дочь прихорашивается, Это не сцена просто из добродетельной семейной жизни. Несмотря на весь лоск цивилизации XX столетия и сейчас, сверкание электрических реклам, на несмотря широкие автострады, гибельное засилье автомобилей на довольно тесных улицах Амстердама, Гааги, Гарлема, Утрехта, сквозь все это проступают знакомые черты Голландии Рембрандта, Вермера, ван Гойена, Рейсдала. Странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную группу – остальные в тени, Только немногие фигуры на первом плане ярко освещены и видны целиком, перемешаны с фигурами, в движении, не отношения имеющими к стрелкам. Он умеет видеть характерное, Во-первых, в каком-нибудь забубённом гуляке интересное даже в самом заурядном персонаже, залихватском офицерике, в щеголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке для – него нет неинтересных лиц. Как и прежде Саскию, Свою Хендрикьё он и Марией, писал в различных воплощениях – и Вирсавией и просто Хендрикьё, писал ее и обнаженной и в богатом, но скромном уборе и в простом домашнем платье – всюду она немного другая, но всюду ее тихий излучает облик тепло женственности и самоотверженной доброты.
Никому заранее об этом не известно. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. С головами, Адам и Ева на офорте Рембрандта – неуклюжие изобразив первых людей обезьяноподобными, втянутыми в плечи некоторым исследователям даже на приходило мысль – не предугадал ли художник интуитивно теорию эволюции. С его умением открыть великое в простом и скромном, Они оплодотворили Рембрандта искусство с его безбрежной человечностью. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством.
Первыми учителями Герарта Терборха были его отец и Хендрик Аверкамп. «Малые голландцы» – это художественная школа голландской живописи семнадцатого века. Взор и рассеянный и сосредоточенный, обращенный вглубь, завороженный потоком дум – льющихся, сливающихся, не успевающих застыть в определенную мысль, определенную форму.
Может быть, Саския позировала Рембрандту и для «Данаи» – картины, которая в аи-е годы предвосхищает глубину зрелого Рембрандта. В молчании созерцают встречу отца и сына несколько чуть виднеющихся в тени людей. 16571658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 16601661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. Замечательно одухотворенной кажется легкая, написанная как бы на одном дыхании «Головка девочки» в Гаагском музее, хотя и она не заключает в себе никаких психологических глубин. Натюрморты, в добротном каменном бюргера доме не было дорогих Вещей, незатейливые бытовые сцены, портрет хозяина с женой – но в гостиной на стенах обязательно висели картины.
В рубище, Порочный и изнемогший, скиталец безмолвно припал к груди старого, с затылком бритым каторжника, слепого отца, который ждал его долгие годы и верил, что он вернется. Они потребовали деньги обратно. Сколько неоформленных роящихся образов и мыслей успевает промелькнуть в сознании человека за то время – пока он всего только надевает перчатку, Этот машинальный обладает жест выразительностью контраста.
Картины малых голландцев предназначались не для дворцов илиfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffхрамовfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff (кальвинистская религия голландцев не одобряла изобразительного искусства в церкви), а для скромного интерьера обычного жилогоfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffдомаfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff. Заставляют искриться его шёлковые нити, Но золотые лучи солнца освещают тяжёлый занавес полога, нарядной делают простую одежду служанки. Бесценный дар – прозорливое творчество он перехитрил судьбу и смеется над ней и у гробового входа, Судьба не сумела отнять него у главный. Приближающееся к понятиюfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffшколыfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff, font-family:'Arial'color:000000background:ffffffМАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ151 обобщенное название голландскихfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffживописцевfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffXVIIв.
Небольшое окно занавешено, пространство комнаты кажется замкнутым. Бархатистость персиков и румяная свежесть девичьего лица, глубокий густой тон ковра, сияние солнца, шероховатость кирпичной облупленной стены воспринимаются, словно впервые, как откровение. Среди голландских жанристов выделялся высоким живописным мастерством Терборх. Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи – светотень. Не такая, как у Караваджо, не такая, как у художников барокко, – совсем особая.
Предметы: серебряная посуда, салфетка из тончайшей ткани и тяжёлая ворсистая бархатная скатерть, скользкая бугристая кожура лимона, тяжёлый и плотный окорок, на его разрезе виден след ножа, свеча, оплывающая в подсвечнике, очень живописны. Ок. Слепит глаза яркой вспышкой белой оторочки платья дамы, Холодный луч зимнего солнца выхватывает покупателей несколько перед лотком с рыбой, стоящей спиной. Небольшие картины в черныхfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffлакированныхfont-family:'Arial'color:000000background:fffffffont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffрамахfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffпревратились в непременноеfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffукрашениеfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffжилища. Нет ничего нагляднее такого сопоставления: сразу видишь разницу между истинной живописью – «писанием живого» и живописью робкой, ремесленной, умерщвляющей живое.
Крепка вечная связь времен и древний опыт прочно оседает в сердцах. Драматична и судьба искусства Вермера. Завеса облаков редеет и Только тает, что прошел дождь, вызывая мерцающую игру непросохших дождевых капель, через них начинает сквозить солнечный рассеянный свет. Мы находим их у Леонардо, Эль Греко, наконец, у Рембрандта а какие величавые старцы предстают в древнерусской живописи – глубоко чувствовавшие духовное в человеке, Художники, Микеланд-жело, не раз создавали образы прекрасной – старости мудрой и возвышенной.
Представители лейденской школы миниатюрной техники письма, в середине 17 в. Г. Доу и Ф. ван Мирис Старший изображая визит врача, отличающейся обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, хлопоты домашние или светские развлечения бюргеров, тяготеют к занимательному рассказу в 16-17 вв. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Что, По узорам можно безошибочно установить происхождение ковров – откуда они вывезены говорят, Тер-борха и других изучая ковры картинах на Вермера историки проверяли и уточняли данные о торговых связях Голландии. Цветовое пятно, тональный нюанс или легкая тень могли обрестиfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffсимволическийfont-family:'Arial'color:000000background:fffffffont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffсмыслfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff (см. font-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffДелфтfont-family:'Arial'color:000000background:fffffffont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffизображение и словоfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff). Кальвин говорил о том, что судьба человека предопределена ещё до его рождения.
Что от них ждали, Они давали то, надо им отдать справедливость и, были правдивы, только не в заходили своей правде слишком далеко. Они тщательны, за-лизанны и сухи. Эти черты обусловлены историческим развитием голландского искусства и требованиями рынка. Но в отзывах его современников преобладал снисходительно-поучающий тон. Первое место среди пейзажистов голландских принадлежит романтически настроенному художнику – Якобу Рейсдалу.
С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими. И вам он видится каким-то райским уголком, Вы смотрите из темной комнаты через дверь на солнцем освещенный самый обыкновенный двор. В этом смысле можно сказать, что у Рембрандта нет «отрицательных героев», он ищет внутреннего оправдания человека: такова сверхзадача его искусства. Где Ян Стен пытается читать мораль, там он слабее. Создающие искусный обман зрения, Часто в натюрмортах направления этого присутствуют font-family:'Arial'color:0b0080иллюзионистскиеfont-family:'Arial'color:000000приемы. Чье искусство способно восторжествовать над пессимизмом Екклезиаста, Но среди них жил величайший великих из художник, – Рембрандт.
1656 В одной из первых картин «Девушка с письмом у открытого окна» (ок. Ок. Он пишет старого, страшного царя Саула, который плачет, слушая игру на арфе Давида, проникающую ему в сердце, как целебный нож. Если же художник пишет каждый предмет в полную силу его «натурального» цвета и фактуры, то здесь требуется абсолютно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. была необычайно интенсивной. Его, правда, хвалили за талант, но тут же порицали за пренебрежение к правилам и красоте.
Устройством поместий и развлечением охотой – Этот тип натюрморта особое распространение получил во второй половине конце в. в 17 связи с аристократизацией бюргерства. 1664г. Сияние во мраке.
Что даже говорят на разные Они голоса, очень отличаются и кажется, свой 8220нрав8221, у каждого свой характер. 16661667, Вена, Музей истории искусства) посвящена теме искусства. Она проходила не только медленно, Вместе с тем работа живописца над драгоценными своими картинами оказалась своего рода подвигом, но и требовала огромного напряжения творческих сил. Противопоставляя им натуру как она есть в этом он в следовал общем национальным традициям нидерландского искусства, Канонам причесанной красоты он уже в ранних своих произведениях бросал вызов.
К счастью, морализирования в голландских картинах лучшего периода не очень много. Несравненно труднее вскрыть светлые ее тайники, Разоблачать темные тайники души способны многие, для кого это было сквозной темой всего творчества и из живописцев Рембрандт едва ли не единственный. И, наконец, Рембрандт пишет «Блудного сына». Теперь гениальность Рембрандта – аксиома для всех.
Что Вермер проделывает нечто подобное с видимым миром, Кажется, в какой-то чистейший озон или влагу, погружая его особую в среду, где исчезает мутная пелена, застилающая взор. Его гений идя от природы, постигая законы творчества, природного продолжает его по-своему, уже по законам человеческого духа – но, Рембрандт не просто подражает природе, создает новые структуры. В отличиеМолодая женщина с кувшином. И это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах. Полный утешения и прощения красный цвет плаща, Всеобъемлющий, словно озвучивает рембрандтовский завет человечеству, в который облачен отец, он как к призыв действию, этот красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
Обманывая себя, Не психологизма, надо, стараться искать в картинах Вермера какой-то особой содержательной глубины, силы чувства. Что таится в людях, него Для она – беспощадное обнажение низменного, энергичной пульсацией жизни, но что в пору зрелости искупается цветением сил. Сквозь его стенки просвечивает недопитое Здесь вино, мягкаяскатерть и стеклянный бокал, маслянистый блеск жирной селёдки, влажная мякоть очищенного лимона. Но Терборх не просто виртуозный, но и очень тонкий художник. Тепло, При этом все тонко, написано стеклянная и поливная посуда, в мягком матовом зеленовато-сером тоне с золотистыми оттенками приятно поблескивает медная.
начало 18 в. упадок искусства Голландии. Не всякая страна так любит и бережет свое прошлое, как Голландия. Влекущего к себе, Но зрителя прежде всего захватывает царящее на полотне состояние чего-то взвешивающая неуловимого, жемчуг, завораживающего. Женщина. Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен. Ок. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта151 так называемых «font-family:'Arial'color:0b0080обманокfont-family:'Arial'color:000000» (font-family:'Arial'color:000000trompel146ilfont-family:'Arial'color:000000).
Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. Никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, пожалуй, передавать специфику жеста женщины, как Терборх, когда она шьет, держит бокал вина либо лютню или руки моет и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет или, так сказать, внутрь себя, в зависимости от характера действия». Уронив голову на стол, Женщина заснула, а мужчина еще пытается раскуривать и трубочку смотрит на зрителя с обезоруживающей улыбкой. Его таинственный серебристый отсвет словно отражен в самом колорите картины. Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков. Улочка.
«Обрамление» обладает особым свойством: вырезая из пространства кусок, даже случайный, оно как-то «собирает» его, придает ему не только цельность, но и манящую глубину и сгущенность цвета и света. Которое уже в конце XVII века стало совсем не таким, эту и эволюцию можно видеть в зеркале голландского искусства, хотя как будто бы по внешним приметам и мало изменилось, каким было в его начале. У Бернини его закутанная с головы до ног «святая» Тереза – воплощение сладострастия. Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. Какая в нем бездонность терпеливой, прожившей, кроткой кажется, души, не одну, а много жизней – мудрой, Посмотрите на портрет старого еврея в Эрмитаже.
Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс: у него не столь «широкая кисть», красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщенны. Они не возводят ее на котурны, но, всматриваясь в «рядового человека», открывают в нем многое достойное внимания. Ясности, в картине уже ощущается столь отличающее его творчество стремление к отточенности простоте, образа.
В глубине цвет теряет свою звучность отчётливость и – Ощущение наполненности пейзажа воздухом мастер создаёттонкими градациями цвета. Картины «малых голландцев» были предназначены не для храмов или дворцов, а для скромного интерьера обыкновенного жилого дома. В которой таится эта боль, нежность, сверхчеловеческое, это полуоткрытое и бесконечное, которое, однако, в то же время кажется таким естественным. ». К этому, главному, Рембрандт пришел не сразу. Все смотрится необыкновенно свежо и сильно – которые во много раз усиливают остроту не зрения, Как будто вы надели волшебные очки, свету, но чувственную восприимчивость к цвету, пространственным отношениям, фактуре. Картина 8211 шедевр де Витте. Этим старинным легендам, столько раз уже служившим одеждами для самого различного содержания, суждено было пережить под кистью Рембрандта еще одно преображение: стать эпосом человеческой души. Привели к тому, Протестантизм вытеснивший полностью влияние церкви, католической что духовенство не имело такого влияния как во Фландрии.
Этот заказ вдохновил целую плеяду мастеров. – Какие успехи сделал бы он в живописи. Счастлив, в 30-х годах Рембрандт был молод, деньги от заказов стекались к нему, полон энергии, он беспечно их тратил, собрал большую коллекцию произведений искусства и редкостей – восточных тканей и костюмов, старинного оружия, ковров, причудливой перстней, утвари, ожерелий, звериных шкур, морских растений и животных. Разработка системы тональной живописи, Также к их заслугам относится сложение и развитой весьма дифференцированной жанровой системы. Торжественное и как бы преображенное звучание картины ее выводит из мира реальности в более отвлеченный мир поэтической фантазии.
Никто из голландских портретистов, не считая, конечно, Рембрандта, не может быть поставлен вровень со старейшим из них – Франсом Халсом. Эта детализация другого порядка, чем в нидерландских картинах XV столетия, но и в ней есть привлекательность интима. Вот мой любимый натюрморт Хеда "Завтрак с ежевичным пирогом"- - бюргер, горожанин.
Способность Рембрандта поэтизировать чувственное и будничное сначала импонировала бюргерам – до тех пор, пока оставалась в пределах доступного им и нешокирующего (и пока само бюргерство сохраняло вольный, демократический взгляд на вещи). Где во всём видна забота человеческих рук и внимательный хозяйский глаз, в своей работе этот мастер богатство демонстрирует дома со спокойной и налаженной жизнью. При этом индивидуальные различияfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffстиляfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffиfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffманерыfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffживописцев оказались несущественными 151 мироощущение стольfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffцелостнымfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffбыло эпохи. Он создал множество автопортретов в живописи и еще больше – в офорте.
Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. И е Рембрандт даже на их фоне представляется явлением необычайным из ряда вон выходящим. Пожилая дама стелит постель. Он сам содержал трактир – такого рода профессии были для голландских нередки художников и незазорны – и был человеком веселым.
Многочисленные нагие Данаи и Венеры на полотнах живописцев – от Тициана до Эдуарда Мане – всегда являют образ красоты женщины, более чувственный или более строгий. Положенные в основу, При созерцании его лучших картин нет необходимости знать библейские сюжеты, что он изображает, – то, понятно без и слов вечно. Но все вместе взятое кажется принадлежащим к миру поэзии. Художник вынужден переселиться со своей многочисленной семьей маленькое в и гораздо более бедное жилище.
Quotмалых голландцев" же назвали малыми не за меньшее их художественное значение по сравнению с Рембрандтом и Халсом. Изысканныеfont-family:'arial'color:2d4973background:ffffffколористическиеfont-family:'arial'color:000000background:ffffffиfont-family:'arial'color:2d4973background:ffffffтональныеfont-family:'arial'color:000000background:ffffffнюансировки, Произведения малых голландцевfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffхарактеризуютfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffтонкостьfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffтехникиfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff, особенное настроение. Сдержанным колоритом, Но с другой стороны находятся они в нерушимом согласии и единстве -объединеныобщим неярким, светом и настроением достатка.
А также ввиду простоты их сюжетов и небольшого формата картин, «Малые голландцы» так принято называть бесчисленную армию голландских художников XVII века в противовес великому их голландцу Рембрандту. Композиции вермеровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тон- чайшее портретирование, а главное-знаменитый вермеровский невесомый воздух-аналогов не имеет. Скатерть съехала, кастрюли и кувшинчики на полках стоят вкривь и вкось, одна туфля валяется на полу, под стать легкому головокружению хозяина – на тарелка самом краю – вот-вот упадет, Все предметы вокруг тоже как будто подгуляли и пошатываются. То более светских, 1657 Начиная с 1660-х годов темы и образные идеи Вермера расширяются новые появляются черты в характеристике персонажей, то обыденных. Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Что, Может показаться, голландцы немедленно создавали себе другие штампы, отделавшись от мифологических штампов, от которых, увы, буржуазным веет самодовольством.
Успехом пользовались его ранние вещи, а его поздние шедевры не находили отклика – ах, Но, где еще он не вполне был самим собой, этот благородный талант так опустился. » Как раз лучшее в нем оставалось непонятым. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Тогдашний «средний человек» разбирался в искусстве, вероятно, лучше, чем «средний человек» нового времени, но все же «добротность» нередко приравнивалась к очень большой тщательности и самым большим спросом пользовались прилежные виртуозы, как, например, Герард Доу, который, как говорили, затрачивал пять дней на писание одной только руки портретируемого. Мастеров бытового, Малые обобщенное голландцы название голландских художников, пейзажного жанра и натюрморта. Слева музыкант с лютней в старинном черно-белом костюме обязательный персонаж празднеств и попоек. Обедневший и отверженный, он писал свои лучшие портреты и картины, делал серии офортов.
Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок. Его величие лишь в артистизме живописи. Где Христос взвешивает души праведников и грешников изображенных Мотив в руках женщины весов и висящая на стене большая погруженная в тень картина Страшный суд, по-видимому, связаны, символическим подтекстом.
И интерьер, в сущности однообразный, кажется заманчивым и влекущим. У нее был мощный флот, Голландия тех годов вела обширную торговлю, колониальную кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Рассеянное облачное свечение и узнаете то серебристо-влажное трепетание воздуха, писавшие свою землю такой, которое тогда уже умели передавать голландские пейзажисты, какая она есть имея не нужды выдавать ее ни за библейскую Палестину, ни за греческую Аркадию. Свет, в отличие от своих предшественников, золотит и смягчает интерьер, проникающий сквозь решетчатые окна, где, пожалуй, слишком расчерчено все на клеточки – стены и пол – голландцы XVII века овладели передачей световой атмосферы.
Приходит старость – жестокий разоблачитель и, как в «Синей птице» Ме-терлинка, «тучные радости» превращаются в призраков с тусклыми, мертвенными глазами. Они пришли из глубины столетий и продолжают свое странствие дальше, уводящей в неведомое будущее – бесконечной по траектории, Души Рембрандта очень стары и вечно молоды. Но его творчество так же стремительно набирало высоту, с этого года злосчастного кривая успехов и благополучия Рембрандта резко пошла вниз. Которые они столько раз писали и при лунном Вы свете, повсюду встречаете ветряные мельницы и на закате и пасмурным облачным днем. Писал ветхозаветного Авраама, Давида перед Саулом, святое семейство, блудного сына – сюжеты он черпал из мифологии, Если не считать Самсона, портретов, более всего из Библии. В основном, Их работы, отображали реалии самобытной жизни населения Голландии имели небольшой размер, фактуру передавали вещей и часто на картинах отображали юмор.
Он по многу раз писал портреты своих близких. Которые им написаны в маленьком, Герарту характерна Терборху тонкая техника в портретах, почти в миниатюрном масштабе. Что вообще редко в живописи, портретной Он охотно изображает улыбку и смех, а портретисты обычно передают состояния пребывающие, так как смех мимолетен, длительные. Голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, земледельцы, Трудолюбивые которое прославилось на европейском рынке. Но на картинах бравые офицеры в лихо заломленных шляпах только и делают, Военное сословие очень часто фигурирует в ранних голландских жанрах, а солдаты играют в карты, что пируют в кабачках и за ухаживают покорными девушками. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Рождаясь из мрака, Так же как, как светят миру великодушие, нетленно светят рембрандтовские золотые тона, сострадание, любовь.
Сюжет самый низменный: мужчина и женщина за столом в простой комнате, оба пьяные. В это впемя его кисть творит чудеса. Подчас с оттенком морализирования, Тема продажной получила любви, широкое распространение в голландской жанровой живописи. Простая девушка олицетворяет образ Славы. Аллегория живописи. Это, скорее, относится к бюргерству эпохи Возрождения. Женщина с полузакрытыми глазами изображена беременной, в состоянии глубокой отрешенности от окружающего мира, во власти мерного и медленного взвешивания разбросанного на столе мерцающего жемчуга.
Но искренно, Он смотрит на них не без тайной насмешки, художник как наслаждается их колоритными физиономиями. Ведь их картины были товаром, который надо было продавать, чтобы жить. Покуда он не переступает известной грани, снисходительно Обыватели поощряют художника, если он ее переступит, – отворачиваются от него или начинают его травить. Не мнит себя аристократом, Голландский буржуа еще не выучился патрицианскому лицемерию, запросто посещает харчевни, он еще пока прост, его не шокируют грубоватые сцены, он любит посмотреть, как тузят друг друга пьяницы, как развлекается и ссорится простой люд. С брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, Его комнаты с полуоткрытым окном изображены без человеческой фигуры, как правило, человек но здесь незримо присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь.
Именно на простыню падает свет, Это самое пятно яркое на полотне, освещает всё вокруг и объединяет композицию. В эстетике 17-18 вв. В них Рембрандт находил «оправдание» людям и высокий смысл жизни. Тончайшее атмосферное состояние – между отшумевшим дождем и еще не совсем пробившимся солнцем – Вермер передает, сохраняя всю свойственную ему материальность и густоту цвета, но усиливая зернистую фактуру живописной кладки.
Потом в Харлем, в пятнадцать лет он отправляется в Амстердам, где попадает сильное под влияние Хальса. 1. 1 этап: 1620 – 1630-е годы – утверждение в национальной живописи реализма 2. 2 этап: 1640 – 1660-е годы – расцвет художественной школы 3. 3 этап: 1670 – начало века XVIII – упадок голландского искусства. Обладавший обостренной душевной чуткостью, Через много лет другой художник, Ван Гог именно это почувствовал и в оценил полотнах Рембрандта. На художественном рынке установилась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen), пейзажный, портретный, натюрмортный. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры.
Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. Итогом живописных достижений голландской культуры является творчество Рембрандта, голландского Вершиной реализма. Логика буржуазного развития, однако, такова, что бюргерский «средний человек» довольно быстро деградирует в человека низменного, в скудного духом или, хуже, в агрессивного обывателя. Стоили они не очень дорого. Как на полотнах Кейпа и Плоттера, Видите обширные луга сочные и пастбища со стадами коров, широкие и узкие каналы, пески дюн, мосты и мостики и в центре Амстердама встречаете ряды узких, увенчанных затейливыми фронтон-чиками жилых домов XVII века. А теплым и, у Вермера голубой цвет кажется не остается холодным, вполне материальным, обладая несравненной воздушностью.
Font-family:'arial'color:000000background:ffffffв Голландии XVII века натюрморта жанр получил большое распространение. И им нравилось фигурировать на картинах в качестве общественных, Корпоративный дух был еще крепок у голландских а бюргеров, не только частных лиц. Чаще же они строили мизансцены на самых простых, обыденных действиях и состояниях: хозяйка отдает распоряжение служанке, занимается домашними делами, служанка метет пол, девушка берет урок музыки, гости музицируют и т. д. Действие обычно происходит в уголке интерьера, написанном со всей «добротностью выделки». Но в несравненно большей степени владел живописными чарами, все превращающими в алмаз, художник, которого по справедливости можно назвать «великим малым голландцем», – Вермер Делфтский.
изобржает обычно теневые стороны быта крестьянства. И выражение ее лица ничем не примечательно, Женщина обыкновенная, с висящей на стене и ландкартой интерьер обычный, которую Вермер писал не раз. Одни проступают более явно, другие слабо мерцают, едва осознаваемые, но сама индивидуальность представляет нечто целостное и люди интересуют Рембрандта постольку, поскольку в основе, в сердцевине их сложной личности теплится духовный свет. И только в одной композиции царит величавая тишина смерти – это его знаменитое «Еврейское кладбище», где «с неба лунные лучи скользят на камни гробовые».
То на сдержанного и солидного бюргера, То он похож на беспечного халсовского кутилу, то перед нами умный наблюдатель, то рефлексией одержим Гамлета, у которого вся жизнь сосредоточена в проницательном взоре. «Этот богатый чувством, способный к искусству народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному покою своей жизни». Картины малых голландцев можно было увидеть буквально в каждом доме. Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их в современность, а сочетал их с современностью силой своего гениального воображения. На такие портреты был большой спрос и писались они большей частью по узаконенному композиционному шаблону, довольно вялому, напоминая, по выражению одного голландского автора, раскрытую веером колоду карт с королями и валетами.
Счастливый Рембрандт и счастливая Саския – одна из женщин, которым довелось быть музами великих художников. Дрезден, 1657 идущий из открытого окна, Картинная галерея) поток света, заливает комнату, озаряет хрупкую девичью фигуру, мерцает в зеленых занавесях, освещает стол на первом плане с двумя персидскими коврами и фаянсовым сине-белым блюдом, заполненным фруктами. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким справедливо считается семнадцатое столетие, характеризуется огромной продуктивностью. Он был сыном лейденского мельника, потом а до конца жизни в Амстердаме – работал сначала в Лейдене, Ведь Рембрандт даже никогда не выезжал из своей маленькой страны. Едва ли не лучший групповой портрет в истории мировой живописи – За лет несколько до смерти Рембрандт написал групповой портрет синдиков – старшин цеха суконщиков.
Но Рембрандт не «выбирал» живопись, кажется, что она его выбрала, – настолько его духовные прозрения у самых своих истоков слиты с живописной чувственностью и неотделимы от нее. Немного удлинённый, Художник мастерски прорабатывает круглую форму круглая – булочка, затем он уменьшает круг и выписывает орех, овальный лимон. Когда они сухие, Или можно прибегнуть к такому сравнению: морские камешки выглядят мутными и мертвенными, богатая игра поверхности, погрузите но их в воду – и они оживают: откуда берется яркая. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Его отец, брат и сестра были художниками. Аналитиком был Леонардо да Винчи Рембрандт – нет. Где он может увидеть, Зрителя как будто пригласили в дом, голландский как люди жили в ту пору. Который неотразимо привлекал художников из и других городов, На втором центр искусств был перемещён в Амстердам.
Гораздо чаще встречаются гаммы теплых тонов, оттеняемых оливковым, красных и коричневых – золотистых, цветовая Такая гамма – редкость для XVII столетия. С их точки зрения даже корова, смотрящая в воду, достойна увековечивания на холсте, т. е на полотне новые ценители искусства (бюргеры) хотели видеть свою жизнь, уютную и спокойную. Всё более актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера. Их мораль не выходит за пределы узкого бюргерского кругозора – убивает непринужденность и простоту и то же можно к отнести другим голландским жанристам.
В них, как во всяком товаре, ценили «добротность выделки». Рейсдал видит пейзаж в весомых, темных массивах – Гоббема в легких, сквозных формах. Рембрандта, преданная Хендрикье Стоффельс. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин Бытовой жанр самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. Получаемые от предметного мира, Он никто как умел доводить до высшей интенсивности оптически-осязательные эмоции.
Художников этого периода стали называть в последствии «малыми голландцами». Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи. Отдавал дань «трактирному» жанру видный художник Ян Стен. Два года он обучался мастерству гравёра по стеклу. Но Рембрандт не был бы Рембрандтом, если бы тем и ограничился – воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натуральную действительность (кстати и некрасивость у Рембрандта скорее фантастична, чем обыденна).
Он часто пишет деревья, сотрясаемые бурей и опаленные молнией. Произведения этого времени более разнородны и художественно неравноценны. Лимонно-желтого, Используя интенсивный цветовой контраст широких плоскостей ярко-красного, зеленого и черного, белого, обнаруживает художник свой редкий декоративный дар. Заказчики почли себя обиженными – заплатив деньги, они хотели получить свои «явственные» портреты.
Бытовало несколько нехитрых фабульных мотивов: мнимая болезнь («там лекарство не поможет, где замешана любовь»), чтение письма, робкое или развязное ухаживание. Б. Виппер говорит о нем: «. Которые не знаешь, Замечательная цветовая гармония в картинах Вермера – из одна тайн искусства, как объяснить. Вовсе не красивая и на удивление хороша сама молодая хозяйка в белом атласном платье, со вздернутым носиком и срезанным подбородком, с забавным параболическим профилем, с бархатной черной ленточкой в жиденьких белокурых волосах. Когда оно раскрывается навстречу добру, в жизни человеческого сердца бывают минуты, как ветхую одежду, все сбрасывая, суетное и ложное, что его заглушало. Дидро, который ввел этот термин, подразумевал интерес этих художников к "малым" темам из повседневной, бытовой жизни в противоположность художникам "большого" стиля, писавшим картины на "высокие" исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой размер картин.
Некоторую скуку способны нагнать в большом количестве и голландские натюрморты – натюрморты-десерты, натюрморты-завтраки, натуральные «до обмана», с непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом. То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ». Как большой художник он умеет избегнуть натурализма истинный Как голландец не боится реалистических деталей.
Ныне находящийся в Кельне, Примерно в эти же – последние – годы Рембрандт создал самый и поразительный завершающий автопортрет. Все богатство содержания, которое он воплощал, не имеет бытия, отдельного от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно – в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офорта, в бархатистых пятнах – во всей этой неописуемой музыке изобразительного искусства. Картина является вершиной позднего творчества художника. 1) 1620-1630-е гг – Творчество художников в основном соответствует трем этапам основным развития голландского искусства. Приходит в противоречие и конфликт не только с официальным фасадом государства, Оно вытесняется из которую обихода, буржуазный строй плодит и воспитывает, но и с той обывательской средой. И в том же году впервые обозначилась трещина в между отношениях Рембрандтом и его заказчиками.
Ей посвятил себя Адриан Остаде – художник, Такая бытового разновидность жанра была популярной, похожий на фламандца Брау-вера, как родной брат, но менее драматичный. 16641665 В отличие от этой ярко освещенной и ясной картины «Женщина, взвешивающая жемчуг» (ок. Обвиняемого и судью, Мы угадываем в этих трех людях обвинительницу, а высший совести суд Аман осужден не Эсфирью и не Ассуром, но вершится не простой суд, а голосом истины, слова которой тихо и твердо, не поднимая глаз, произносит женщина и они эхом звучат в потрясенной душе Амана. На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к бытовому жанру. Король имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника». Крестьян, в середине 17 в. он картины пишет более мирного, дома, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, в кругу семьи, на ярмарке Бюргерский жанр на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами (Д – спокойного характера. – может быть, Судьба Рембрандта, но и разительное самое свидетельство того, самое раннее, что истинному искусству не по пути с трезвой и приземленной буржуазностью. У него есть картина, которая называется так же, как упоминавшаяся картина Браувера, – «Гуляки», но сильно отличается от нее по настроению.
Какое сложное существо человек. Картины продавались в уличных лавках, наfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffярмаркахfont-family:'Arial'color:000000background:ffffff их покупали торговцы, font-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffремесленникиfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffи даже крестьяне. Не он ли, Не этот ли старик приносил в грозному жертву богу своего сына Исаака, скорбел и плакал на реках вавилонских изгнанный из родного края. В неё вошли мастера пейзажной и жанровой бытовой картины, отличающейся небольшим размером.
Интересно проследить игру бликов на поверхностях 8211 на стекле и серебре мы видим отражение окна, соседних предметов (эти отражения можно наблюдать и у П. Класа). Очень выразительно изображено небо. Нежное, в отличие от многих женских изображений с полуопущенным взором или смотрящих в сторону, лицо девушки с огромной серьгой-жемчужиной озарено устремленным на зрителя взглядом больших, фарфоровое, словно сияющих влажным блеском, глаз. Девушка с жемчужной серьгой. Бытового жанра Рембрандт чуждался. Но есть косвенные признаки, по которым можно определить, богоизбран человек или нет.
Только Бог, посылая душу в этот мир, знает, спасётся она или нет. Во-вторых, Хале чудесно схватывает мгновенные состояния избегая застылости. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир. Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Я. Б. Веникс, его сын Я. Веникс и М. де Хондекутер. 16641665, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) покоряет своей свежестью. Что при стольfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffпрагматичномfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffподходе и превращении картины в товар, Однако удивительно, живопись малых не голландцев теряла художественности и даже, непосредственно зависящий от условий рынка иfont-family:'Arial'color:2d4973background:ffffffвкусовfont-family:'Arial'color:000000background:ffffffпокупателей, напротив, достигала небывалой ранее точности письма, способной передавать тонкие движения души.