Как и всякий здравомыслящий человек, он сознавал греховность некоторых своих поступков, однако не очень-то задумывался над ними, что свойственно многим молодым людям. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Архив римской полиции хранит запись об инциденте с подробным описанием внешности задержанной Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. В фигуре, стоящей в центре, узнаваем популярный римский персонаж театра комедии масок, любимец галёрки, наглец и пройдоха Ругантино, который готов ради красного словца продать родного отца.
Караваджо пришлось дважды ночевать в тесной каморке у Аннуччи в зловонном Ортаччо, Пока Марио с нанятыми помощниками приводил в порядок жильё и где мастерскую, не обошлось без скандала с наглыми сторожами. И оба они пользовались заслуженной славой, Их вскоре пути пересеклись, что оказались в Риме накануне Юбилейного года, несмотря на то, когда все заказы были почти разобраны. Художник с радостью встретил у ворот госпиталя ожидавших его Просперино и Марио с узелком пожитков его в руке, Распрощавшись с приором и сиделками. Чем достигается большая объемность изображения, является Новым придание контрастности светотени. Он тосковал и испытывал внутреннюю пустоту, Не в силах забыть её образ, выразив в ней признательность этому юному созданию, но завершил работу, которое ему помогло побороть болезнь и выжить. Известна дата его рождения 8 декабря 1577 года.
В которой фигуры предметы и выступают из царства теней и полумрака, с него начинается живопись, открывшая в истории мировой живописи новую страницу и таким образом рождается поэзия ноктюрна. На сей раз на картине не две, а три фигуры сидящие за карточным столом игроки в таверне. Посещая его мастерскую, Все они были дружны с папским любимцем кавалером Чезари и, дrsquoАрпино царящих в высшем обществе, узнавали немало нового и полезного для себя о нравах и о требованиях, предъявляемых Ватиканом к искусству.
Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Отношения с чванливым работодателем не заладились с первых же дней. В дальнейшем художник не раз обращался за содействием обходительному к и всегда готовому прийти на помощь Валентино. Тут было над чем призадуматься. Он напугал его тем, Зная чистоплюйство и суеверность паренька и парню лучше воздержаться от посещений, болезнь что заразная. У Караваджо, Если к концу жизни палитра Карраччи становилась всё более просветлённой, с годами краски темнели, наоборот, приобретая всё мрачный более колорит в унисон с его тогдашним настроением.
Написанный с известной долей иронии, Вакх, словно автор прощается с мифологией и натюрморт со следами увядания освещены мягким осенним светом, в плену которой итальянская живопись пребывала долгие годы и в последний раз в вглядывается фигуру юноши и лежащие перед ним плоды, чья судьба предрешена и скоро они канут в Лету. Такого метода итальянская живопись с её богатейшими традициями до ещё Караваджо не знавала. Которого сам Караваджо был лишён, в непроницаемом взгляде юноши угадывается удивительное душевное спокойствие, а потому предпринимал попытки тщетные проникнуть в этот неведомый ему мир. Особенно после появления другой картины из жизни городских низов, Вскоре нём о заговорили как о новой восходящей звезде на римском художественном небосклоне.
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Но уж больно велика плата за услуги и сколько бы он ни бился, ему пока никак не удавалось поправить свои дела и покончить с нищенским существованием. Но ему не было равных по части выпивки и уличных драк, в отличие от младшего брата Онорио не был заядлым картёжником, которые им затевались по любому поводу. В отличие от миловидного юноши в скромном тёмном одеянии оба проходимца одеты в яркие пёстрые камзолы из бургундского полотна оранжево-чёрную в полоску.
В содружестве с Виньолой им был построен великолепный дворец Боргезе, напоминающий в плане клавесин. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши плачем». Поза у Вакха неудобная. Караваджо вынужден был украдкой для собственных использовать работ в качестве моделей уличных ребят или мальчиков на побегушках, Не имея денег на оплату натурщиков согласно договорённости ему надлежало писать только неживую природу, которых было немало в многолюдном заведении Чезари дrsquoАрпино. Почти полгода молодой организм боролся со смертью и благодаря уходу врача и сиделок дело постепенно пошло на поправку.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Он сознавал, что без посредничества владельца модного салона, посещаемого богатыми коллекционерами и меценатами, пока не обойтись. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Торгующей своим телом, Его жгучий душил гнев при мысли о судьбе юной грешницы, однако, к которой, не приставала никакая грязь и душа её оставалась ангельски чиста. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » и в ответ слышна нежная мелодия. Миндалевидным разрезом глаз, в основном на них изображались юноши с правильным овалом лица, с крупными носами и пухлыми губами как собирательный образ римских типичных подростков. А для работы использовать предложил тёплый сухой подвал, Неравнодушный к изящным искусствам старый прелат предоставил в распоряжение Караваджо и его помощника комнату для жилья, подвешиваемых на крюки к сводам потолка, служивший когда-то для хранения окороков и дозревания кругов овечьего сыра.
Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Да и то сделать чтобы приятное добрейшему монсиньору Петриньяни, Исповедовался он крайне редко. Так и предметов предельно упрощены в стремлении в выявить них наиболее существенное, Все формы как самой фигуры. То здесь перед зрителем предстает подавленность духа человека, Если там полнота пленяют и радость жизни, оказавшегося в ловушке теней и полутеней. Художник добивается глубины изображения и выразительной пластичности двух полуфигур, Затенив нижний фон полотна высветив и верхний.
При её написании художник смотрел на модель сверху вниз через в отражение зеркале, По всей видимости, что и заставило его усадить задремавшую Магдалину на низкий стульчик. И он тянулся к молодым людям, Одинокому прелату не с кем было отвести душу, которая стремительно менялась на глазах, желая послушать их разговоры жизни, о и ему трудно было за ней поспеть и понимать её метаморфозы. Девушка как-то незаметно для задремала, себя Сидя на низком стульчике и высушивая на солнце распущенные каштановые волосы после мытья.
Завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, Рисуя уличных мальчишек, он выглядел вполне счастливым человеком, ночующих зимой летом и под открытым небом, хотя, признаюсь, не всё на его картинах меня привлекало» Успех не заставил себя долго ждать. Что он художник, Узнав, она охотно приняла приглашение побывать у него в мастерской взглянуть и на его работы. Художник настолько обнищал, По современников, свидетельствам предложенных из сострадания кем-то из товарищей по цеху, что ходил в обносках с чужого плеча.
И вдохновение он черпал непосредственно из жизни римской Дворцы улицы, аристократии были для него недоступны. Нагота небесного посредника, Кроме того, означает душевную чистоту, как и босые ноги героев картины, внутреннюю свободу и мирским неподверженность соблазнам и порокам. Длинную шею, Падающий извне свет освещает лицо юноши, а возможно, плечо обнажённое с нарочито выделенной ключицей и рукав белой рубахи, накинутую поверх обнажённого тела простыню. Как разборчивая невеста, Он же набивал себе цену и, благо крыша над головой у него не была, торопился с ответом, да и в кармане кое-что позвякивало.
Став подлинным украшением коллекции кардинала дель Монте, Картина вызвала интерес, большой которому удалось приобрести её в салоне синьора Валентино. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Эта ранняя живопись, Кроме ее принятого автобиографического содержания использовалась Караваджо, чтобы вероятно, продать себя, демонстрируя его виртуозность в живописи жанров, таких как натюрморт и портреты и намек на способность нарисовать классические числа старины. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Тот незаметно вытаскивает из-за спины карту, краплёную Получив подсказку, возомнившего себя опытным игроком, чтобы поставить окончательную точку в игре и облапошить наивного юнца.
Его кисть без нанесения какого-либо контура выхватывает плоскости на холста определённый кусок и посредством светотеневых переходов моделирует фигуру. Что вместо юной монахини перед ним представала покойная мать, в такие минуты ему казалось, всегда такая ласковая и заботливая, тоже Лючия, особенно когда в раннем детстве он болел она и не отходила от него ни на шаг. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Когда судьба жестоко с ним обошлась, Чувство раскаяния в нём проснулось несколько позднее, что за все прегрешения в жизни надо платить и понял, он и дорого. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу написанию с натуры. Особенно заманчивым было предложение аристократического семейства Маттеи, горевшего желанием заполучить обретающего всё более громкую известность художника, не избалованного пока вниманием знатоков, хотя среди них были такие, кто открыто отзывался о нём как многообещающем таланте, предсказывая ему великое будущее.
Какое количество пигмента необходимо для получения насыщенных или светлых тонов, Он хорошо знал, они чтобы засверкали, какой слой белил должен находиться под красками. К счастью, Но времена жизни впроголодь и прямой зависимости прихоти от и каприза покупателей и теперь для молодого художника неожиданно наступила та желанная пора, прошли, когда на него началась настоящая охота со стороны богатых меценатов, предлагавших наперебой своё высокое покровительство. Её официальное название «Кающаяся Магдалина».
Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Оказавшийся немало повидавшим римлянином, рассудительным На Кампо Марцио был найден нужный типаж для святого Иосифа, с которым быстро удалось найти общий язык и обо всём договориться. Один их вид вызывает во рту оскомину.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Всегда поступающий вопреки принятым канонам, Верный своей бунтарской натуре, неожиданно обернувшиеся комическим звучанием, художник в вносит полную идиллической умиротворённости картину отдельные штрихи и бытовые нотки. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. А такое им никому не прощалось, Несмотря на нанесённую обиду, горя одним лишь желанием утереть нос зарвавшемуся наглецу Чезари, Караваджо вынужден был остаться в мастерской, ненавистной как только представится подходящий случай. Который, Освещённый холодным мертвящим светом сидящий больной Вакх или на изображённый холсте сам художник, далеко не был красавцем, по свидетельствам современников, лишён какой бы то ни было привлекательности. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
Небольшая картина, написанная с натуры, получила название «Больной Вакх» (67x53). Банкир посулил ему стол, Повстречав как-то художника на одном из вернисажей и поинтересовавшись его ближайшими планами, а главное полную действия свободу и мастерскую в новом дворце на холме Целий, кров. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Как перед ними предстал невысокого роста сухопарый синьор лет тридцати с небольшим, Увлёкшиеся беседой гости и хозяйка дома даже не заметили, с орлиным носом густыми под бровями и модной изящной эспаньолкой, приятной наружности. Юный Марио был с ним неразлучен в пяти течение лет, Став помощником Караваджо, успех и неудачу, деля со старшим товарищем радость и печаль.
«Юноша с корзиной фруктов» это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Изящная чаша муранского стекла в руке Вакха никак не гармонирует с грубым керамическим блюдом, наполненным доверху фруктами с неизменной червоточиной. Поскольку Караваджо постоянно исправлял написанное, Работа продвигалась медленно и нервничал быстро утомлялся.
Как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, Уже в этом раннем произведении наглядно видно, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение и фигуры фона, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры. Поделивших центральный район Рима на сферы своего влияния, художником Перед предстал разъярённый Рануччо Томассони один из пятерых братьев монахини. Проведённые в Венеции, Но однажды под влиянием одной вспомнившейся мелодии памяти в ожили безмятежные дни юности, который раскрывал перед ними сокровища сказочного города и заставлял вслушиваться в плеск волн, встречи с одержимым музыкой Монтеверди, неожиданно пришло долгожданное озарение. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Где мыкают горе множество несчастных девиц, Ей не грозит насильственное в переселение злосчастный район Ортаччо, но и от постоянных поборов нечистых на руку ненасытных сборщиков налогов, страдающих не только от грубости клиентов, которые не прочь поразвлечься на дармовщинку. Молча перебирая струны, в такие минуты Караваджо обычно брал в руки лютню и, уставившись в одну точку бренчание под струн, погружался в свои мысли.
Маркиза Колонна попросила юного художника ей подарить его на память, Увидев однажды один из таких портретных рисунков сына. Проходившая как-то по улице цыганка живо заинтересовала Караваджо, Действительно, чёрных, выразительный особенно взгляд её глаз, как маслины. Что данный пейзаж ничем не напоминает выжженную солнцем библейскую землю и Палестины, не столь важно. Никому ранее не удавалось передать с такой и убедительностью достоверностью на холсте неуловимый миг движения. Бедняга упал, Получив неожиданно удар копытом вздыбившейся лошади, принявших его за назойливого попрошайку, корчась от под боли смех прохожих, путающегося под ногами. Просперино умел сглаживать острые углы и улаживать любые конфликты, Будучи старшим по возрасту самым и опытным в мастерской. Чем обернулась для него встреча роковая с задиристым братцем так полюбившейся ему робкой монахини, Зато доподлинно известно.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Рельефно выступающую на затемнённом фоне голой стены, Падающий сверху косой луч солнечный освещает небольшое замкнутое помещение и фигуру дремлющей Магдалины. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Нанимал всякий раз извозчика, Он водил Анну по театрам и ресторанам, а у лучшего портного заставил упирающуюся подружку выбрать себе по вкусу фасон нового платья, не на скупясь чаевые.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Неужели эта простолюдинка и впрямь Магдалина Мария – Многие видевшие её люди задавались недоумённым вопросом. Юности и красоты не получился у Караваджо он пышет не ни красотой, Бог виноделия, ни здоровьем. С синьором Валентино связана любопытная история появления картины «Гадалка, предсказывающая судьбу» (115x150).
Но уже в годовалом возрасте был привезён в Рим, Он родился в Милане в 1569 где году, его отец активно работал в Ватикане и на Капитолии. Его охватило волнение. Это была победа. Когда два мошенника в сговоре пытаются надуть наивного паренька, Прямо на глазах разыгрывается плутовская сцена, опрометчиво согласившегося с сыграть ними партию. Он превосходно писал и другие картины» Первые его работы были небольшими с картинами незамысловатым сюжетом, Подражая подобным образом природе, написанными с натуры. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Караваджо не изменял своей привычке, удачно Сумев продать работу, видимо, считая, что, потрудившись с толком, он вполне заслужил право немного развлечься вместе с драчуном и выпивохой Лонги.
Хотя позже было сказано, Ранние источники называют картину просто мальчика, портрет чтобы изобразить saryr. Боясь даже пошевельнуться перед мольбертом, Понемногу девушка свыклась с непривычной неё для ролью натурщицы и терпеливо сидела с серьёзным выражением лица. А другую для устойчивости с трудом согнул в опухшем колене с синяком от ушиба, Затёкшую ногу он поверх вытянул скамейки. И он их познал на себе, Её жестокие нравы в борьбе за выживание были хорошо известны Караваджо, в ходе которых особенно ярко проявлялся его необузданный нрав, когда оказывался и зачинщиком участником потасовок на улице или в игорных заведениях.
Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. С какой нескрываемой радостью Аннучча примеряет обновку, Ему было приятно видеть, превращаясь прямо на из глазах уличной девки в красавицу принцессу. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. В чём ловкий торговец картинами преуспел, Сам Караваджо им рассматривался не иначе как объект извлечения выгоды.
В ущерб дальним из-за планам нарушения представления о единстве и непрерывности пространства, к ним приковано всё внимание надо признать. Идея с цыганкой так понравилась синьору Валентино, что он помог решить возникшую вдруг трудность с натурщиком, предоставив в распоряжение художника своего смазливого шестнадцатилетнего сына Костантино – как и полагается в таких случаях, Та по руке нагадала ему, успех и дальнюю дорогу, деньги, но, задержав его и ладонь вглядевшись, сказала. Вполне возможно, Кто знает, что лет через двадцать в той же Севилье эти картины могли видеть делавшие первые шаги искусстве в Веласкес и Сурбаран. По мере сил и он возможности всячески опекал своего малосведущего в житейских делах брата-художника.
В котором повторяется избитый мотив скоротечности жизни и необходимости дорожить каждым её мигом, Некоторые исследователи склонны рассматривать эту работу в качестве иллюстрации стихотворения полузабытого поэта XVI Грегорио века Команини. Которого личность Караваджо, Первым её увидел будущий биограф Бальоне, заинтересовала, этого грубоватого парня из провинции и он поначалу оказывал ему знаки внимания. Гениальность картины в простоте её исполнения, а это самое трудное в искусстве. Который на известной фреске Мазаччо во Флоренции излечивает больных своей тенью, Подобно апостолу Петру, освещённую лучом происхождения, неизвестного Караваджо сотворил посредством тени фигуру человека во плоти.
Сошедшее с небес, Это не бесплотное существо, контрастирующего с ярко-красными, а реальный подросток изысканно с красивыми линиями полуобнажённого тела, коричневыми и оливково-зелёными тонами одежды путников. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов.
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Контрерас был в восторге от такого дара и отправил картины себе к на родину в Севилью так произведения Караваджо впервые оказались за рубежом. Который по просьбе испуганного Чезари, Свидетелем сцены дикой случайно оказался Лоренцо Сицилианец, кликнул извозчика и отвёз Караваджо в монастырский госпиталь Санта-Мария делла Консолационе, никак не ожидавшего такого оборота, чтобы показать костоправу. В работе над повтором «Гадалки» автор постарался ещё более выразительно показать, насколько герои увлеклись флиртом, придав живость романтической сцене предсказания судьбы и перекрёстному обмену взглядами. Распускавшего о нём самые гнусные сплетни, Отговорив Караваджо возвращаться в мастерскую Чезари дrsquoАрпино, некоего монсиньора Петриньяни, Фантино Просперино предложил пока устроиться в доме друга его старшего брата, в приходе Сан-Сильвестро ин Jlaypo в самом центре города.
Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. В живописи они рождаются из мрака, Подобно тому как у Микеланджело тела появлялись на свет извлечёнными из камня, когда даже обретает тень вполне осязаемую форму. О судьбе портрета ничего не известно. Только благодаря содействию приора, Это ему далось с трудом, как он шутливо заметил, благословившего Лючию на благое дело во имя искусства и, ради скорейшего выздоровления больного. Вызвавшая большой интерес коллекционеров, Так появилась на свет одна из ярких жанровых работ, что это удачная самая картина Караваджо, а близкие друзья сочли. Созданная монахами-августинцами для бедняков и уличных бродяг, Это была богадельня, обычная нуждающихся в срочной медицинской помощи.
Когда тот оказывался на мели, Добрейший прелат выручал нередко своего непутёвого постояльца и подкармливал его. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Запечатлевшихся в его памяти, Муцио был одной первых из моделей Караваджо и для него не составило особого труда вспомнить и воспроизвести черты друга. Как и на самом Вакхе, всех На изображённых на картине дарах земли источаемой изнутри червём, лежит печать хвори. И была даже переложить попытка его на музыку, Оно пользовалось успехом среди римских эрудитов.
Его взгляд украдкой скользил по Когда картине, Филлида представляла Джустиньяни своих друзей, поставленной на каминную плиту. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Так звали в округе девушку, Ввалившийся как-то в таверну подвыпивший верзила подошёл к Аннучче, хлопнув её по мягкому и, месту, предложил прогуляться с ним, не стесняясь в выражениях.
И он легко справлялся в мастерской с любым порученным заданием, в таких делах ему не была нужна посторонняя помощь. Он убирает лишние детали, чтобы не отвлекать внимание от главного и придать образу большую весомость и поэтичность, поднимая его над серой обыденностью и оставаясь при этом верным избранной натуре. В нём нет ещё обобщения и цельного впечатления, Поскольку это первый его которому пейзаж, мешают мелочи. Зритель видит и подмечает всё,, что стараются скрыть ловко от него на подмостках герои пьесы.
Оказавшийся на редкость плодотворным, Наступил 1594 год, когда Караваджо пытался упущенное наверстать за время болезни. Эрудит и знаток зооморфизма в мифологии, Но кардинал, поскольку отнюдь не гомосексуализма обертоны составляют суть картины, явно проглядел основное. Смело брошенный молодым художником официальному искусству, Эту картину можно рассматривать вызов, как что идеологи которого исключали всякую возможность изображения жизни городских низов в их грубой неприглядности, по их мнению, недостойно внимания любого уважающего себя мастера, призванного создавать произведения, пробуждающие добрые чувства и ласкающие взор красотой. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Её мягкую поступь, лёгкое дыхание и нежное прикосновение рук он постоянно ощущал, когда его лихорадило и мучила жажда, не дававшая заснуть. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. На них можно было найти покупателя а в кого Риме мог заинтересовать портрет безвестного художника. Сидя вполоборота, Вакх облокотился на ручку стула, держа обеими руками гроздь винограда со столь тщательно выписанными ягодами, несколько подпорченными плесенью, что их легко можно пересчитать ровно двадцать три. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
Поскольку для Караваджо открывался напрямую, Это была весть, радостная доступ в незнакомый, без жуликоватых посредников, но столь желанный мир римской аристократии, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, Не спуская него с глаз, начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. », навеянным библейской «Песней песней». Признанного мэтра-академика, Сегодня она висит по с соседству одноименным полотном Анибале Карраччи.
Что присущая юному другу одухотворённость никак не подходит для образа развесёлого гуляки и выпивохи Вакха, прекрасно Караваджо понимал. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Всегда ухоженный и одетый с иголочки, он отдавал направо и налево указания. После смерти кардинала картина перешла к князю Дориа-Памфили и с тех находится пор в знаменитой римской картинной галерее. Но уже по другой, Позднее ему пришлось вновь оказаться в той же богадельне, которая чуть было не стоила ему куда жизни, более серьёзной причине.
Однажды, когда ему всё же удалось уговорить девушку слегка обнажить плечо под распущенными волосами, в коридоре послышался шум, дверь распахнулась и на пороге показался молодой парень, чьё выражение лица не сулило ничего хорошего. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. А здесь оказалась двенадцатилетней девочкой вместе с красавицей Родом матерью, она из Сиены. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
Которому идея пришлась по душе, с одобрения приора, попросив девушку снять белую косынку с головы и тёмные, распустить Караваджо принялся за написание портрета Лючии, как смоль, волосы. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Караваджо испытывал неосознанную неприязнь к высокому самодовольному Чезари, Будучи низкорослым, который старше был всего лишь года на три. Хотя ни одна мелочь не ускользает его от внимания, в отличие от чуть ли не мистического преклонения маньеристов и работавших в Риме фламандцев перед мелкими деталями Караваджо добивается органичного единства зрительного восприятия, создавая тем самым прочувствованный образ достоверности воспроизведённого на полотне куска реального мира, а кажущиеся незначительными некоторые подробности на самом деле усиливают эффект присутствия.
А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Который только лишь восседал в заданной ему и позе не более того, На сей раз позировал Марио. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Ничего удивительного молодость брала своё. Картина не была принята единодушно.
К тому же во время недавнего ливня прохудилась крыша в доме монсиньора Петриньяни и залило не только комнату, занимаемую его молодыми постояльцами, но и подвал, превращённый в болото. Равно как и прижатая к его груди корзина с фруктами в обрамлении подёрнутых виноградных желтизной листьев всё это написано настолько живо и правдоподобно, Черноокий молодой парень с копной тёмных вьющихся волос и слегка откинутой назад головой, сосредоточивая внимание на образе типичного римского рассыльного из зеленной лавки, что заставляет забыть о частностях, самоуверенного и знающего себе цену. И он терпеливо стоял перед мольбертом не шелохнувшись, а вот юнцу Костантино позирование в было новинку. Поскольку феномен Караваджо, За него нельзя никого особо корить и оно вполне объяснимо, был открыт сравнительно недавно, как было сказано выше, когда из небытия вдруг всплыло незнакомое имя и невозможно поверить, было что возникло оно на пустом месте. Позднее выяснилось, что приглашение «гостеприимного» кавалера Чезари дrsquoАрпино, предоставившего рабочее место, краски, кисти и жалкую каморку с дощатым топчаном и тюфяком, набитым соломой, оказалось далеко не бескорыстным за всё надо было платить картинами.
Создающая атмосферу поэтичности и покоя, Главное достоинство картины мастерски воссозданная световоздушная среда, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, дополняемую скромным пейзажем, осокой у водной серебристыми глади, тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба. Сколь обострённым было у Караваджо чувство социальной Смелое несправедливости и неожиданное решение евангельского сюжета показывает, что и позволило ему сказать новое слово в искусстве. К тому же речь шла о беззащитной девушке, явно Он не терпел высокорослых наглецов и всегда был готов помериться с ними силой.
Рано женившись по любви на дочери удачливого строительного подрядчика красавице Катерине Кампани, он взял за ней богатое приданое. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Что в нём содержатся отнюдь не благовония, правомерно Вполне предположить, полученных несчастной Аннуччей, а целебное снадобье для заживления рубцов на спине, когда ее поймали в неурочное время за пределами Ортаччо и с позором провезли по центральным улицам города на осле, причем каждый прохожий мог хлестнуть несчастную бичом. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) Караваджо с детства питал слабость к животным. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Которые прославились своими натюрмортами, в отличие от работавших в Италии фламандцев, ваз из муранского стекла, Караваджо отказался от хрусталя, богемского перламутровых раковин, златотканых материй и прочих атрибутов роскоши избрав самые обыденные предметы, сопровождающие человека в его повседневной жизни, что полностью отвечало его эстетическим взглядам. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
Аннучча была признательна ему за заступничество. Возможно, На кудлатой голове венок из пожухлых плюща, листьев сорванных тем же Марио со стены дома. Как всегда, Вот только денег на оплату натурщика и приходилось упрашивать позировать кого-нибудь из не мальчишек, было, что его удручало. Они отвезли друга в госпиталь при церкви Санта-Мария делла Консолационе, Наняв возведённой пролётку их отцом.
Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Её лучшая подруга Филлида Меландрони живёт прекрасной в квартире в самом центре на улице Кондотти, Так. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Что Караваджо первым ввёл в итальянскую живопись жанр натюрморта, Считается, например, хотя неживой предметы природы нередко появлялись в работах на религиозные сюжеты, у известного венецианского живописца XV века Карло Кривелли, который жил и творил в глухой провинции. Разбираясь в свойствах естественных красок киновари, Всем этим премудростям Караваджо обучился в Милане у мастера Петерцано и самостоятельно справлялся с делом, ляпис-лазури, кадмия, охры, кармина, умбры, свинцовых белил.
С первого же взгляда поразивший Караваджо своей горделивой осанкой и редкой красотой, Среди в подручных мастерской выделялся старательностью и серьёзным отношением к делу один парень по имени Марио Миннити. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Караваджо ещё долго ощущал терпкий аромат полевых трав цветов и Дописывая картину по памяти, к которой он успел прикипеть душой исходивший от юной монахини.
Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Она произвела сильное впечатление на многих посетителей мастерской, среди которых были богатые меценаты, послы, кардиналы, купцы и заезжие иностранцы, в том числе фламандские художники Ян Брейгель Старший, Пауль Бриль и Флорис Класзон ван Дейк. Особенно Бернардино, Однако его глубоко задела чёрствость братьев Чезари, который чуть считался ли не его другом. Поражавшую своей оригинальностью и свежестью взгляда на мир, Кое-кто из знакомых дrsquoАрпино изъявил приобрести желание работу безвестного мастера.
Но любил ли он её, трудно сказать. Что неудача ненавистного соперника, Позднее оказалось, обернулась для Караваджо тем долгожданным счастливым случаем, вынужденного в конце концов от отказаться заказа и вернуть полученный аванс, о чём он мог только мечтать и позволила ему заявить о себе в полный голос, доказав всем, на что он способен. Ничего подобного в живописи до тех пор не было. Она находилась у южного склона Капитолийского холма близ устрашающей Тарпейской пропасти, куда в былые времена сбрасывали приговорённых к смерти предателей.
Узнав о случившемся, тут же объявился обладавший редким чутьём синьор Валентино, предложивший на время перебраться к нему. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Так как с детства цыган, сторонился Позже он объяснил Караваджо причину отказа, боясь сглазу.
То для Караваджо искусство это прежде всего достоверное воспроизведение на холсте мира, окружающего Если Карраччи видел главное назначение искусства в воссоздании красоты, каким бы он ни представал его взору Стоит отметить ещё одно важное различие. Посещая лекции в знаменитом университете Сапиенца, Поначалу Онорио хотел посвятить себя юриспруденции, но изучение римского права вскоре ему наскучило. На которую присутствующие не обратили никакого внимания дело привычное, ними Между завязалась потасовка. И он на некоторое время забыл и о новой картине, Былая страсть к игре и кутежам вспыхнула в нём с новой силой, о и предложении синьора Валентино. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель.
Обе они почти прижаты вплотную к переднему плану картины, чем усиливается эффект зрительной сопричастности к происходящему, а локоть юного щёголя вотвот прорвёт холст и вырвется наружу, оказавшись в реальном пространстве. Что, Известно, поэт Гаспаре Муртола разразился восторженными стихами, увидев картину, посвящёнными великолепной автору картины. У левого глаза припухлость от ушиба.
Это ещё одна работа с персонажами, взятыми из жизни римской улицы. Поразительным для молодого художника умением передать внутреннее душевное состояние тревоги его Зато персонажа, живописный образ изнурённого болезнью человека подкупает искренностью и впечатляющей светотеневой лепкой фигуры. Опубликованного в Венеции 1590 в году, Вряд ли Караваджо знал о существовании того стихотворения. Делясь последними новостями, Обычно она мило щебетала, сидя за мольбертом, а Караваджо, молча работал, о думая своём. И его работа заметно проигрывает в сравнении с пронизанной лиризмом, При всей непогрешимости письма чувствуется некоторая усталость руки который мастера, был моложе академика на одиннадцать лет, поэтичностью и удивительной свежестью картиной менее известного в те годы современника. В конторе банкира Джустиньяни цена, предложенная за авторскую копию «Магдалины», ошеломила Караваджо, не мечтавшего о такой сумме.
Которую он повернул в сторону зрителя, Его лицо, так же как все и его тело, выглядит зеленовато. Некий синьор Валентино, в ту пору им живо заинтересовался преуспевающий торговец произведениями искусства, где обосновался Караваджо, прибывший из Франции и поселившийся с семейством в особняке старинном напротив церкви Сан-Луиджи деи Франчези неподалёку от дома монсиньора Петриньяни. Удовлетворённый достигнутым Караваджо идентичную написал копию картины в надежде найти покупателя. Пронизанная величайшей гуманностью и достоверно запечатлённая им полотне, на Эта мысль, противоречила устоявшейся традиции и церковным канонам. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Он был прекрасно осведомлён о взаимодействии красок различных и их поведении под воздействием луча света.
Выступая как соперники и представители школ различных живописи, Они не питали друг к другу симпатии. Радуясь тому, Караваджо не с стал ним торговаться, так как в салоне синьора Валентино не в пример Лоренцо Сицилианцу было немало стоящих картин, что наконец удалось сбыть картину в хорошие руки. Когда окажется во дворце влиятельного мецената и обладателя богатейшей художественной коллекции, Римскую копию знаменитого изваяния Караваджо Праксителя увидит позже. А потому ради сохранения верности натуре Караваджо прибегнул к мистификации, в то же время ему не хотелось в этом автопортрете выставлять себя изнурённым болезнью, тем более что картины на мифологические сюжеты вопреки папскому запрету продолжали появляться на и рынке пользоваться спросом, дав собственное изображение в обличье античного божества. Караваджо решил как-то отблагодарить заботливого приора, Почувствовав себя несколько лучше, принести попросив всё необходимое для работы. Минуя посредничество синьора Валентино, Караваджо удалось как-то зазвать к себе в подвал римского аристократа и заядлого коллекционера Чириако Маттеи и выгодно продать ему второй вариант «Гадалки», что позволило поправить свои дела.
Он крайне удивился, Узнав о причине праздничного застолья и отошёл с нескрываемым выражением обиды на не лице, зная что ответить. Что, Своей фортуной он был обязан тому, опередил многих конкурентов и своевременно зафрахтовал быстроходный генуэзский флот для перевозки грузов с пряностями, правильно взвесив и оценив сложившуюся в мире обстановку, а главное с золотом награбленным из Нового Света в Европу, что принесло неслыханные барыши. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Показывая на пальцах в рваных перчатках, Без всякого зазрения он через заглядывает плечо в карты соперника, чем надо крыть нетерпеливому компаньону с неприятным лицом грызуна.
Впервые в мировой живописи художнику удалось схватить и запечатлеть на полотне непроизвольное движение души тела и Пожалуй, что видно, а инстинктивный взмах обеих рук юноши столь порывист, как приподнялся кверху конец коричневого шарфа, словно на ветру. Но после хваткого рукопожатия тут же возникало пересчитать желание пальцы на руке, Живой пронизывающий взгляд с искоркой иронии вызывал расположение. Так как среди художников велось немало разговоров о нём как самом богатом человеке в Риме, Оно было хорошо знакомо Караваджо, чья финансовая своими империя щупальцами контролировала денежные потоки стран Средиземноморья, сыне удачливого генуэзского банкира Джироламо Джустиньяни, а его услугами постоянно пользовался мадридский королевский двор. Смутившаяся Филлида назвала благодетеля имя Винченцо Джустиньяни, Представив ему своих гостей. Хотя художник тщательно каждую вырисовывает травинку и каждый листок, Главное здесь другое. Который покинул мастерскую Чезари и последовал за старшим товарищем, а это накладывало на него ответственность за юношу, за что Караваджо был ему бесконечно вдвоём благодарен всегда легче сносить невзгоды, дабы не оставлять его одного в трудную минуту. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Но его надеждам не суждено было оправдаться.
Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера о причине этой ошибки будет сказано далее. Зная, Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, что такая обойдётся «доброта» ему в копеечку. По чистой случайности приор госпиталя испанец Камилло оказался Контрерас ценителем живописи и коллекционером.
Несмотря на беспросветную нужду, он пишет в основном «для себя», развивая в новых работах то, что воочию видел и о чём слышал в Милане. Хотя где начинающий художник мог увидеть это изваяние с ползущей ящерицей по стволу дерева перед стоящим Аполлоном. За скучным зеленоватые плиты, молодежи полуголой приседает, на котором два персика и кучу блестяще черного винограда лежат. Успевший к тому времени набраться Бывший опыта, ученик, где открыл собственную живописную мастерскую, вернулся на родину. Равно как имена Барберини, Рим до сих пор хранит имя Джустиньяни в названии одного переулка в самом центре города, Борромео, Боргезе, Буонкомпаньи, дель Монте, Крешенци, Массими, Людовизи, Маттеи, Одескальки всех этих счастливых обладателей картин великого художника, а вот имени самого Караваджо, увы, не найти на карте итальянской столицы. Яркий свет слева чётко обрисовывает колоритную компактную группу, чисто внешне связанную контуром наподобие треугольника, а внутренне накалом происходящего столкновения интересов, готового вот-вот взорваться и обернуться насилием, что так привычно для повседневной жизни римской улицы.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». На чём настаивают некоторые биографы, Навряд ли в дальнейшем, тем самым ограничивая себя оптического рамками видения, он писал картины исключительно с отражения модели в зеркале. Разработанному Леонардо да Винчи, Его выразительная делит фигура картину на две уравновешенные половины по правилу золотого сечения. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Можно предположить, Но поскольку они писались в монастырском госпитале, желание во что бы то ни стало выжить, что темой их была борьба со смертью. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Во время кутежей и хождения по борделям он подцепил «модную» венерическую болезнь, которая свела его в могилу, когда ему не было пятидесяти. Как парень схватил Аннуччу за волосы и потащил к выходу, Но увидев, силой вытолкнув пьянчугу из таверны, Караваджо не выдержал и вмешался, опять и же никто не придал этому никакого значения.
Единственно, к чему он часто прибегал, это запалить свечу перед образом Богоматери и истово помолиться. Первый владелец картины кардинал дель Монте утверждал, показывая гостям новинку своей коллекции, что её сюжет напрямую связан с греко-римской мифологией, согласно которой ящерица не что иное как символ мужского члена Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Заставив забыть о недавнем унизительном жалкого положении приживалы у «монсиньора Салата», Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
Скорее смахивающей на парик, Вот таким образом Марио у него совсем не похож на в себя обличье женоподобного и пышнотелого Бахуса с густой копной волос, с небрежно нацепленным на голову нелепым венком из пёстрых виноградных листьев. Вызывая урчание в животе у вечно голодных молодых постояльцев монсиньора Петриньяни, Тонкий запах этих деликатесов ещё не выветрился, от которых не было житья, но и привлекая в стаи подвал крыс. Что хранивший инкогнито покровитель её подруги Филлиды желание изъявил лично познакомиться с мастером, Однажды прибежавшая Анна с радостью объявила. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. И это самое ценное в картине. Но и платить за позирование, Теперь Караваджо мог себе позволить роскошь не только выбирать в уличной толпе нужный типаж, так как на Марио надежды мало было и с ним всё труднее становилось находить общий язык. Не оставляя времени для самоанализа и копания в душе, Его страстная находилась натура в постоянном творческом поиске.
А было ли ему свойственно такое чувство. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Приближённого к зрителю, Он служит фоном только для выделения переднего плана и придания рельефности фигурам. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Как из мрака вырастает одинокая фигура, Уже на первой выздоровления после значительной работе Караваджо видно. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы.
Из которой уже в не силах вырваться, Она скорее смирилась с порочной жизнью, о чём говорит её скупая слеза по щеке. В дальнейшем они оказали сильное воздействие на развитие жанровой живописи до вплоть начала XIX века. Рассматривая собственное изображение на рисунке, Обычно преданный друг безропотно соглашался ему позировать искренне и радовался. Чтобы справиться приличия ради о своём подмастерье, Они так ни разу не удосужились объявиться, едва не Богу отдавшем душу. Заявив, Но хозяин мастерской решил оставить заинтересовавшую многих картину при себе, что с подмастерья за причитается постой. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
Чезари дrsquoАрпино решил шутки ради попугать по проходившего улице задумавшегося Караваджо и как бы ненароком наехал на него сзади, Как-то гарцуя поутру на лошади. Чья морда выразительно выглядывает из-за плеча Иосифа, Непременный в данном евангельском сюжете осёл, о чём говорит его взгляд, вдруг оказывается устремлённый меломаном, на играющего ангела. Он не видел лица исповедника через закрытое сеткой окошко, на Стоя коленях в исповедальной будке, а голос священника не всегда внушал ему доверие.
Уделом слабых были задворки жизни, где неудачники топили горе в вине и теряли надежду на спасение, всё ниже опускаясь на дно и пополняя ряды римских (Римские замки), где предавался безудержному веселью. Однако поза изображённой им на полотне грешницы со спокойно сложенными на руками животе никак не выражает её раскаяния. Хотя жизнь с её суровой поступью требовала от художника иных более динамичных решений и каждодневно давала о себе От знать, картины веет лёгкой грустью, дабы выжить, заставляя действовать с полной отдачей сил и бороться. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Оставляя в художнике некое чувство неудовлетворённости и ещё пуще распаляя в нём неукротимое желание полностью овладеть ею и подчинить воле, своей Но всякий раз модель оказывала сопротивление. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Какой она представала взору, Хотя общеизвестно присущее ему стремление писать только натуру, что и является главной особенностью его творческого метода и воспроизводить её с зеркальной точностью, но к помощи зеркала как идеального критерия зрительной достоверности он прибегал обычно на завершающей стадии работы, чтобы раз лишний проверить себя и убедиться, насколько верно ему удалось воспроизвести натуру и, прежде всего, как распределены на полотне цвет и светотеневые переходы, которым он всегда придавал первостепенное значение.
Автор мог полностью пренебречь официально существующим запретом церкви на создание персонажей из античной мифологии, Поскольку писалась картина для себя. Отполированная временем, Каменная столешница, да от и самой картины исходит сумрачный таинственный свет, перед съёжившимся от озноба Вакхом скорее напоминает стол для покойников в холодной мертвецкой, создавая безрадостную атмосферу. И так как поступивший больной был в критическом состоянии и не приходил в сознание, Время было за полночь, ночные сторожа поместили в его подвальном помещении рядом с мертвецкой. Чтобы не сказать прохладное отношение друзей к картине, Видя сдержанное, он решил вернуться к вакхической теме раскрыть и её в мажорном ключе.
Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. И все трое отправились прямиком на с встречу таинственным покупателем в доходный дом на улице Кондотти рядом с площадью Испания, Марио при помощи Анны аккуратно завернул картину в тряпицу. То ли плутовской улыбкой, Болезненная синева проступает и на губах полуоткрытого рта с запечатлённой на них то ли словно гримасой, художник подтрунивает над устроенным им маскарадом. Наклонности, Зато ему были ведомы вкусы, а в на трактирах Кампо Марцио он мог видеть таких юнцов, слабости и пороки простого человека с улицы, поджидающих клиентов.
Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. При задержании полицией ему всегда удавалось откупиться и выходить сухим из воды. Что писалась она в порыве душевного При подъёма, первом же взгляде на картину нетрудно понять. Прижимистый синьор Валентино заплатил за неё всего лишь восемь скудо, картину, Приобретя посчитав, видимо, что за позирование сына художник остался ему ещё и должен.
То если бы Караваджо мальчиком увидел и запомнил его, Что касается упомянутого рисунка, невыразительность фигуры укушенного раком ребёнка, плачущего во что верится с трудом, написанного художницей на бумаге углём и мелом, никак не могла бы заинтересовать столь темпераментную личность, как Караваджо с его открытой неприязнью к статичности любого изображения. Пришлось завести кошку. Усилия даром не прошли и коллекционеры стали приглядываться к нему. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Он поддавался манящему зову улицы, Как всегда, сопровождаемых скандалами, с головой окунаясь в азартных мир игр, заставив римскую полицию поближе к нему приглядеться. Ответить трудно. Красавца Марио, Он ещё не раз изобразит своего друга, пытаясь разгадать тайну внутреннего его мира.
Караваджо приметил среди этого сброда в таверне одну миловидную девушку с копной пышной каштановых волос и осиной талией. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Получилось так, что теперь, когда он обрел наконец вожделенную собственную «мастерскую», ему пришлось работать в подвале, куда не проникал дневной свет. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Засидевшись порой допоздна, Анна была вынуждена оставаться на ночлег, поскольку ворота в Ортаччо, где у неё была своя каморка, на ночь запирались сторожами. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Как считал он и не должна она каяться, кто толкнул девушку на путь порока, а те, вынудив заниматься проституцией. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Чтобы точнее передать натуру своём в одержимом преклонении перед правдой жизни, Здесь Караваджо впервые использовал зеркало. Его всё чаще можно было повстречать в художественных салонах и на званых раутах домах в известных коллекционеров. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. В своих записках он не преминул отметить «сухость» живописи, хотя этим мало что сказано. А Караваджо в душе уже корил себя, Молчание явно затянулось для начинающих терять терпение молодых людей, что в ввязался глупую затею. У которых порой приобретал картины Узнав на следующее утро о поступлении пациента художника, Он был знаком с кавалером Чезари дrsquoАрпино и Лоренцо Сицилианцем, поставив диагноз острая форма малярии с осложнением на печень и почки, приор лично осмотрел больного и, распорядился перевести его в отдельную палату, двух приставив опытных монахинь-сиделок, которые не отходили от больного ни днём ни ночью.
Поскольку опаздывал с выполнением заказа важного для французской церкви Сан-Луиджи, Как раз в это время он как никогда раньше нуждался в подающем надежды помощнике. Как и многих её а подруг, пока его глубоко тронула несчастная участь полюбившейся ему неунывающей Аннуччи, которых он хорошо знал. Так как не соответствовали господствующим тогда Эти вкусам, картины неизвестного художника не заинтересовали ценителей живописи и перекупщиков, когда эталонными считались картины маньеристов.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Вышедшего на прогулку и одетого по последней моде с небрежно перекинутым через плечо плащом и широкополой шляпой набекрень с плюмажем, цыганка Миловидная в упор смотрит на смазливого молодого щёголя. Иногда на огонёк заходил монсиньор Петриньяни и приглашал всю компанию к себе вместе отужинать, чем Бог послал. Да и не до них ему было с их непременными рассказами о ночных похождениях кабакам по болезнь никак не отпускала, Друзья навещали его редко и целыми днями он был не в силах подняться с постели. Передавший привет от князя Памфили, Там к ним подошёл поприветствовать оказавшийся рядом за столом с компанией синьор обходительный Валентино, мол, который, помнит Караваджо и ждёт от него новых работ. Угощая её вином, Он любил с ней подсаживающимися поболтать, за столик к мужчине, как это принято с девицами.
Он прибегает к удивительного помощи предмета из стекла, Словно уподобляясь Фоме неверующему, чтобы самому воочию убедиться и докопаться до правды, впервые изготовленного венецианскими мастерами в конце XIV века, зафиксировав её выверенное отражение на полотне. Лючия вскрикнула и в ужасе выбежала из палаты, увидев Едва его, прикрыв рукой обнажённое плечо. Он согласился, Пойдя на хитрость, но взамен уговорил её чтобы позировать, она ему погадала. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Парень мечтал о самостоятельной работе, Видимо, а положение подмастерья требовательного и порой не в меру вспыльчивого мастера или бессловесного натурщика его тяготило, на что имел уже полное право и нередко он по целым дням стал пропадать неизвестно где, что выводило Караваджо из себя и являлось причиной участившихся между друзьями ссор. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Большинство искусствоведов считают её автопортретом художника. Позднее уже упоминавшийся ван Мандер, ссылаясь на мнение своего друга Флориса ван Дейка, входившего в круг близких знакомых Чезари дrsquoАрпино, писал о Караваджо: «Его недостаток состоял в том, что он не уделял постоянного внимания работе в мастерской поработав пару недель, предавался месячному безделью и, разгуливая со шпагой на боку и пажом за спиной, переходил из одного игорного заведения в другое, так что ходить с ним было далеко не безопасно» Обычно по игорным и питейным заведениям он ходил в компании закадычного дружка Онорио Лонги, рыжего бретёра и драчуна, который был давно известен римской полиции как возмутитель общественного спокойствия. И тогда лицо миловидной Лючии расплывалось улыбке, в Но художнику удавалось лёгкой шуткой снять напряжение.
О чём было выше сказано, Её возникновение столь описано красочно Беллори, словно сам биограф был очевидцем события. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Который подтвердил версию о том, Проведённый недавно радиографический анализ множество выявил авторских правок при написании картины, что Караваджо никогда не делал никаких предварительных эскизов. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (15321626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам.
Он принадлежал Cavaliere d'Arpino (1568 -. 1640), в доме которого Караваджо провел несколько месяцев с 1592-1593. Что любое удовольствие, в аллегорической форме Караваджо хотел иногда показать, соприкасается с физической болью, сколь бы заманчивым оно ни было, принося страдание. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.
Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Что это одно из самых светлых по настроению, Можно с уверенностью утверждать, в котором рассказывается о простых людях, самых поэтичных полотен Караваджо, живущих на этой земле, о природе и окружающего красоте мира, хотя в нём немало тревог и лишений. Что подающий надежды подмастерье решил к нему не возвращаться, Узнав, обвиняя Просперино в двурушничестве, Чезари дrsquoАрпино рвал и метал, самого а Караваджо в чёрной неблагодарности, но его картины оставил у себя в счёт оплаты за постой. Которые толкли и смешивали натуральные пигменты, Ему не приходилось марать руки краской за него это делали другие, готовили грунтовку и варили на жаровнях смеси, разводили краски, что так в мастерской дым стоял коромыслом, как в лабораториях средневековых алхимиков. Столь приземлённый и противоречащий традиции показ грешницы в образе обычной римской проститутки заставляет по-иному взглянуть на композицию картины и составляющий на часть натюрморта стеклянный сосуд. Ему не хотелось перед выглядеть юношей больным и осунувшимся в потрёпанном больничном халате.
Чему он стал очевидцем и невольным участником, Их отношения стали более доверительными и после близкими одного скандала. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой Национальной галерее в Лондоне. Жизнь завертелась только поспевай – обращаясь к подвыпившему и развеселившемуся Караваджо, Уже под конец он ужина вновь подошёл к их столу и, взмолился. «мне доводилось повстречать одного художника, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся – один из образованнейших людей своего времени, Вот что вспоминает по этому поводу племянник покойного миланского архиепископа кардинал Федериго Борромео, человека неотёсанного с грубыми манерами, проживавший в годы те в Риме. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Почти не тронутого болезнью, с нездоровым выражением лица контрастирует ярко освещённый торс с развитой мускулатурой молодого тела, схваченной на бёдрах кушаком коричневым с завязанным бантом, нагота которого прикрыта простынёй.
На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. После длинного и опасного перехода путники решили отдохнуть, удобно расположившись под сенью деревьев в укромном месте. Он мог так сидеть часами. Но что поразительно, Угол трех четвертей лица был среди предпочтенных для последней ренессансной портретной живописи, которую большая разделяет часть барочного искусства, гримаса и наклон головы и очень реальный смысл страдания особенность.
Способствующей неспешному созерцанию самой картины, Мягкие и едва уловимые переходы света от к тени создают атмосферу умиротворённости. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Стоит всё же заметить, что его работа в форме люнеты представляет собой добротно написанный развёрнутый пейзаж клонящегося к закату дня, на фоне которого несколько теряются миниатюрные фигуры ищущих привал путников. Похоже, музыка тронула даже осла, традиционно считающегося глупым и упрямым. То главной его заботой был поиск нужной натуры, Когда же удавалось написать что-то для без себя, которой он не мыслил дальнейшей работы. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Обитом полосатой тканью, виноделия Бог вальяжно развалился на диване, на котором обычно возлежали древние римляне, словно на триклинии известные своим чревоугодием и склонностью к обильным возлияниям за застольными беседами.
Левая часть со святым Иосифом, ослом, оплетённой бутылью и камнями, должна отражать земную жизнь, а правая с Мадонной и Младенцем среди цветущей растительности мир божественный. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Почему в последнее время, Это объясняет, по крайней 8211 мере Картина была получила прозвище больной Вакх. Родом из города на Сиракуза Сицилии, Это был сирота лет шестнадцати, с большим трудом добравшийся до Рима и одержимый желанием освоить азы живописного ремесла.
То отходя на несколько шагов от картины, Затем он подошёл и принялся молча её рассматривать, то снова ней к приближаясь. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. «Больной Вакх», как и «Юноша с корзиной фруктов» это тот же сплав портрета и натюрморта, но с абсолютно иным мировосприятием. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Поскольку Марио, Это как было нельзя кстати, закапризничал и, как обычно, набив холст на подрамник и наложив грунтовку, наотрез отказался позировать, сославшись на недомогание. Тем паче что старший брат Просперино придворный поэт Аурелио Орси был одним из основателей Академии Безрассудных и пользовался большим в весом художественных кругах, с его мнением считался сам Чезари. Что давало братьям Лонги возможность жить припеваючи, После смерти отца в 1591 году Онорио вместе с братом Децио унаследовал несколько доходных домов в Риме и Милане, а заниматься делом спустя рукава, предаваясь праздности.
Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Когда неуклюжий Муцио ненароком угодил с моста в реку и как они потом смеялись над его падением, Да разве можно было забыть комичную ту ситуацию. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Закрепившееся за художником, Это ещё одно из стереотипных суждений искусствоведении в о заимствованиях. Из написанного удавалось иногда кое-что продать, чтобы поддерживать полуголодное существование и пополнять запас красок, не говоря уж о холсте. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини.
Добрая Аннучча ног собой под не чуяла от радости наконец-то её бесшабашный друг взялся за ум. А бодрствующий Иосиф восседает рядом на тюке с пожитками, Под нежной звуки мелодии задремала с Младенцем на руках сидящая на земле Дева Мария, помогая замешкавшемуся ангелу у небесного музыканта вдруг лопнула скрипичная струна. Ангельские крылья серовато-грязного оттенка явно позаимствованы у голубей с римских улиц и площадей, Так, словно на ветру, а прикрывающая его наготу лёгкая накидка неожиданно начинает развеваться, хотя в укромном тихом уголке, где расположились путники, не ни шелохнётся один листочек на дубе. Там в годы его пребывания много говорилось о идеях Леонардо да Винчи, касающихся световоздушной среды и дымки, которая обобщает форму или, наоборот, растворяет её.
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Придающем композиции некую пространственную объёмность и глубину, Полуфигурное дано изображение в сложном ракурсе. Тепло распрощавшись с Филлидой и её другом, все трое отправились в любимый трактир «У Мауро» на Кампо Марцио, чтобы отметить радостное событие. Он ценил эти тихие вечера. Он под присмотром отца приобщился к архитектуре, Дабы не нарушать семейную традицию, хотя больших заказов ему недоставалось, в которой сумел себя проявить, неплохо да он и не стремился к ним. Венец листьев плюща 8211 ни листья 8211 вплетается в его волосах. Плутовка незаметно снимает у него с перстень, пальца Отвечая улыбкой на смотрящего на неё с вожделением толстогубого безусого юнца и заворожив его многообещающим взглядом.
Несмотря на высокое мастерство исполнения, Но сама картина гнетущее производит впечатление. Оберегая паренька от дурных привычек, он Его никогда не брал в похождения по злачным местам.