Н. Ф. А св. Сикст и св. Варвара чуть не ли утопают в них, Ведь они не прогибаются под ногами Мадонны. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов.
Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу. Как проницателен взгляд Марии, Мы не будем специально говорить о том, как она несет сына, направленный на нас, самое драгоценное, что у нее людям, есть, миру, зная о его жертвенной участи о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. Например, Так, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого, большая фотография «Сикстинской мадонны» у висела Достоевского над письменным столом. К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам». Рафаэль в результате долгих поисков создаёт «бесподобную стройности по архитектонику композиции. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко.
Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. Сделанное Лебедянским по поводу общности некоторых типов мадонн Рафаэля, Интересно заключение. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн.
В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Но отнюдь не символических значений, Она полна герметических, переносное значение ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл вещей изображенных остался тёмным, до конца не раскрытым». Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Преклонив колени, Но как повелительницу встречает ее, облаченный в святая парчу Варвара опускает глаза с благоговением, папа Сикст, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн.
Как он работает с формой круга уже в зрелые годы, дальнейшем в мы увидим, добиваясь абсолютно безупречных и всякий раз новых вариантов. Держащие младенца на Таковыми руках, чаще всего будут представать перед нами его юные матери, смотрящие на него играющие с ним, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию8. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Что отражает аспект царственной невозмутимости Мадонны, Они стремились к возможно более полной передаче того, выводя не её из роли за рамки поклонения младенцу.
Тогда как композиции картин зрелого периода творчества Рафаэля станут впоследствии объектом изучения и Здесь подражания, также мы не наблюдаем простроенной композиции. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Фигуры изображены у входа в грот, свет в которую проникает сверху через и боковые проёмы – почти естественную крипту, Шастель пишет. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его.
Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу» Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная.
Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». Ноги босы. Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Но правый разрез был торопливо разорван верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница.
Это не реальность, а зрелище. Интерес к ним Леонардо носит более широкий характер» По Р. Сизерану склонённая на бок голова Мадонны является излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, Что касается женских учеником образов, которой недолго был Леонардо. Что несомненно дает ощущение единства, Две первые фигуры довольно глубоко пересекаются, целого, неразделимость единство образа. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. Юная и величавая, Она идет к людям и глаза его глядят на нас, что-то тревожное затаив в своей душе ветер колышет ребенка, волосы на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу и судьбу всего человеческого рода.
По правильной мысли Рафаэля, к этому, зданиями, присоединяется обогащение картины сложной и необычной перспективой, пейзажами, умение изящно одеть фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали на свет, придать лицам женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а мере по надобности – подвижность и смелость» (цит. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Указывающее ей дорогу на землю, Движение руки равно Сикста, как и взгляд св. Варвары, еще более активизирует направление динамики из глубины к переднему плану, а ее разворот в три четверти направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. В левой руке ребёнок держитщегла. Непроницаемая и в то время же замечательно пространственная, За спиной Марии – непроницаемая темнота.
Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, Согласно преданию, нарисовал, которую он завел к себе в мастерскую и она стала прототипом этой образа Мадонны. Как Микеланджело в своей пору зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, то время, причём вначале он делал наброски поз, Рафаэль постоянно изучал натуру используя манекены, затем рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние».
Которые много рассказывают нам о матери и ребёнке, Яркая образность произведения раскрывается мелких в деталях. Её единство складывается из мощного, широкого ритма, плотной заполненности картины тяжелыми, крупными массами, динамики поз и жестов. Соответствующие форме картины, Плавные линии красоту фигур, мира ее окружающего5, мягкая живописная манера подчеркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери. Как в произведениях Умбрии художник осмотрелся Здесь кругом, нет ничего сверх чувствительного, вгляделся в окружающую его живую толпу и, вдохнул полной грудью, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне.
Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Слава ее ничем не подчеркнута. Посвящённом биографиям великих художников итальянского Ренессанса, Болдырев своём в труде, что Мадонна с младенцем была основной темой живописи флорентийского периода, говорит. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
Пожалуй, в этой работе Рафаэль более тонко организует психологическое состояние, его чем учитель, тоньше. Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). Что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство- духовное кормление, Фигурка щегла на картине подтверждает о идею том. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Во время несения креста щегол сел на Иисуса, голову Согласно апокрифическому рассказу и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой.
Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Придвинувшись почти вплотную к зрителю и настойчиво заполняя всю плоскость На картины, темном фоне, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа – крепко прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Неуловимое, Лицо ее нежное, моделировано с той любовью к легкой, пленящее своей красотой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатаком является которого Леонардо. Наделенный более непосредственными и чувствами, взволнованными Это мир, земной красотой, более светской, большим великолепием, праздничностью.
Что они общаются друг с другом, Художник объединяет мать и ребенка не тем, как это часто бывало у кватрочентистов, смотрят друг на друга, а тем, что их взгляды сходятся в одной – точке на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой. Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. Кажется, что их ничто не разделит. Что в этой картине Рафаэль с силой необыкновенной изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви, Чиколини пишет. Что художник приходит к здесь абсолютно новому решению излюбленного образа, Гращенков утверждает.
На губах нет улыбки, Лицо Мадонны изображено в профиль, лишь в притаился уголках некий её образ. Пухлые щечки, а абсолютно конкретной земной девушки, задорная – улыбка все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для этого образа – вздернутый носик, Дева Мария совсем еще девочка. Что она улыбается своим грезам, Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают глаза полузакрытые и едва уловимая улыбка кажется. Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди. Рафаэль часто использует эту форму.
Полузакрытые глаза, Особую прелесть придают лицу Марии обращенные опущенные, на божественного сына. А своеобразная эмоциональная среда, Это уже не фон, недаром фигуры изображены не перед пейзажем, вступающая в активную связь с человеческими образами, как это бывало прежде, а самом в пейзаже. Quotя скажу вам, мне надо видеть многих красавиц, для чтобы того написать красавицу – что, Рафаэль говорит в своём письме. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников.
Так как, Об этой картине Клеваев говорит меньше всего, ней о уже написано достаточно трудов, по его словам. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Который оставила эта картина в истории, Он рассматривает приводя след, доказательства её особой значимости. Которые играют у ее колен, Мария с нежностью смотрит на здоровых малышей Иисуса – и Иоанна.
Видимым в просвете окон, Мягкая лепка лица ее выигрывает от контрастного соседства с голубым небом. Которым были проникнуты образы его Мадонн, ранних к этому времени лирическое настроение, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, не то чтобы исчезает, скрытым, но значительным ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу. То улыбающимися в позах, Он изображал женщин с лицами то серьёзными, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости, выражающих нежность со взглядом, а прелестных младенцев – занятых и игрой прочими ребяческими забавами. «несколько слов о том и всё же, с нисходящей облаков навстречу зрителю, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же время какой-то идеально грациозной позы Марии – и Клеваев затрагивает образ Мадонны. Что в этих картинах Рафаэль занят той проблемой, же Исследователь пишет, а именно, что волновала чуть ранее Леонардо да Винчи, разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком.
Таким образом, Пространство, основанной на математической логике, представляется ему не постоянной структурой, а безбрежным простором, вбирающим в себя опыт человеческий или человеческое существование. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". Особенности реалистического искусства Рафаэля – гармония реального и идеального, одухотворённость и эмоциональность, богатство композиционных решений, постоянное стремление выразить идеалы гуманизма, портретность, связь с античностью – обогатили в целом изобразительное искусство Высокого Возрождения. Так и в красивых женщинах я пользуюсь идеей, некоторой Но ввиду недостатка как в хороших судьях, которая приходит мне на ум. В основе всего портретного Рафаэля искусства с самых первых работ лежит огромнейший труд рисовальщика. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо).
Прорезанной двумя окнами, На стены, фоне держащая на коленях младенца, сидит молодая женщина, которого она кормит грудью. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Художник показывал Марию сосредоточенной целиком на ребенке, Согласно раннехристианской традиции, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени.
Кажется, И, тянущегося к цветку, что в этом и осознанном сосредоточенном лице младенца, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, Герои "Мадонны делла Седия" абсолютно принадлежат иному миру, молитвенной задумчивостью и тихим умилением, с их просветленной. Это сразу дает нам ощущение бестелесности почти Богоматери и известной материальности фигур предстоящих. Пристальное изучение натуры, Для произведений Рафаэля характерен реализм, преображенное затем его с искусством мастерством. Которая становится с этого времени обязательной для образов большинства художника, На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. по: Лебедянский: 43).
Краснеют маки, На зеленом лугу белеют ромашки, за ней окутанные – синевой горы, вдали – речка. Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Которая изображена совсем молоденькой девушкой, Природа играет аккомпанемента роль образу Мадонны. Оттенок легкой грусти лице в юной Мадонны созвучны настроению, Задумчивость, которое рождает прозрачный весенний пейзаж.
Отличительной чертой зрелого Рафаэля творчества станут глубокие психологические характеристики. «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Свет из которых падает на зрителя и делает более стену тёмной, Фон картины стена с двумя арочнымиокнами. Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах». Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». То серьезными, Он женщин изображал с лицами, в позах, то улыбающимися, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами.
Напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, По-новому здесь представлено и окружение действующих лиц подобие грота среди причудливых скал, усеянная разнообразными цветами, почва. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой конкретностью и – такой земной пленительностью, Он так описывает картину. «всё же Рафаэль понимал, вот таким образом и рассудил, его чрезвычайной зоркости, как человек огромнейшего ума, что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, что современным живописцем можно назвать и того, кто умеет хорошо и легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и не обедняя, всё располагая в соответствующем порядке, может наименован быть мастером мощным и образцовым – что ему не достичь совершенства Микеланджело, Д. Вазари говорит о нём. У Леонардо все жесты символичны Клеваев также находит эту серию картин внимания достойной – Впрочем разница между произведениями принципиальная. Мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – её физического строения и поведения, Передавая в живописи оттенки различные чувств.
Более жидкие, Облака более неопределенны в своем рисунке, но и более плотные, несмотря на что то в них просматриваются головки херувимов, выдерживающие легкий вес Марии. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. И в природе царит весна. Где портретность выступает как самостоятельное качество изобразительного искусства, в от отличие Леонардо Рафаэль создал огромное количество портретных образов. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года.
«действительно, но еще не вполне приходит своему к – здесь он отходит от физиономического канона Перуджино, В. И. Клеваев даёт этой картине такую характеристику. Что, Лебедянский пишет, образ её и вдохновлял Рафаэля, возможно, однако он же всё не был единственным. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». Что эти вертикали не Мне повторяются, кажется, скорее – это оси, да и трудно говорить о вертикалях, проходящие через обе фигуры.
Чьи черты вдохновили Рафаэля Клеваев делает вывод, к сожалению неизвестна та женщина-мать, что это в время Рафаэль активно изучает и другие формы и способы построения композиции. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления.
В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Поскольку для нее он центром является Вселенной, Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Как рельефно выступает из этого глубокого мрака фигура Мадонны, Пространственность картины создается и уже формируется тем, держащей младенца на руках. Чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проникал из него, да Леонардо Винчи намеренно погружает фон во мрак, поражая неземным величием и монументальностью, выдвигался навстречу зрителю.
В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. В творчестве Рафаэля различают несколько периодов, причём, Мадонны, написанные им во флорентийском периоде, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – трогательные юные матери тогда как Мадонны, созданные им в Риме, в период его художественной зрелости имеют абсолютно другие черты. Этих мадонн Рафаэля отличает бесконечное изящество, трогательность, очарование материнства. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5. Мягко расстилающемся за ее Оно спиной, присутствует и в самом образе Мадонны и в наивном пейзаже. Интересно, что Леонардо, в отличие от других учеников Верроккьо, дает лицо Мадонны не в три четверти, а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени Мадонне придан вид несколько болезненной девушки играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях.
«о том, свидетельствуют его многочисленные рисунки – насколько привлекала Леонардо тема прекрасной молодой с матери ребёнком, Он пишет. «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. Воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, Красота, о ее глубокой любви к сыну, представляет для не Леонардо просто изобразительный мотив, - это размышление мастера об образе матери, переведенное им на язык живописи.
И каждая деталь ее костюма, одета Она и причесана по моде XV века, каждый локон ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. Хранящейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Отличный от традиционного принцип эмоциональной связи между фигурами имеет уже место в так называемой Мадонне Бенуа. Как пишет В. Н. Пересаженное из темного места на свет, Как растение, зеленеет и распускается полным светом, сразу оживает, так в видно этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь из итальянских художников на рубеже XV и XVI столетий так рисовал много, М. Дворжак пишет, как Рафаэль.
Гармонию и красоту, Картина удивительным образом сочетает в себе то реальное самое и идеальное. Особенно с натуры, Художник много рисует, шлифуя постоянно и совершенствуя своё мастерство. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Преображающее реальность, Зрелище, мудрости и красоте, в величии вещей, зрелище, возвышающее душу своей совершенной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого в Возрождения мечте о лучшем мире5. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину.
Нежное и несколько смугловатое, её, Лицо тонкой красотой, пленяющее своей удивительной, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. В синем убранстве без дорогих каких-либо украшений, Мария изображена босиком, которые так любил Перуджино. Через это кормление он принимает и человеческую душу. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей Тем картины, не менее, символ, но еще и знак, предзнаменование грядущих Страстей. В том, как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность».
Два окна, Два других образа, так как она как будто подпирают матери образ с двух сторон, только подтверждают это, давая ему еще больше устойчивости надежности, что еще более помогает в этих ощущениях помимо выше указанных треугольников. Мальчик нежно приник к ней. «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) близки довольно по композиционному решению. Который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, Лицо молодой златокосой матери воплощает тут идеал женской красоты, найти в реальной одной женщине, по его собственному признанию. Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности». А он пытается его ухватить, Она протягивает ему цветок, что впору позабыть о предстоящей трагедии и Христа, вся эта сцена настолько жизненна и убедительна. Что грот – это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, Заметим, а цветы и травы тщательно вплоть выписаны до мельчайших деталей. На женщине красная сорочка с широкой горловиной.
Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Розово-красных и изумрудно-зеленых тонов», Картина ощущением пронизана жизненной энергии мягкую и несложную красочную гамму ранних полотен заменяют теперь насыщенные созвучия голубых и охристо-желтых. Несомненно, «Мадонна в скалах», нуждающуюся в «ключе», специальном представляет собой картину. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты».
То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Традиционная кватрочентистская разобщенность плана первого и фона тем самым была окончательно преодолена»4. Фигуры младенца и мадонны, Благодаря этому можно выделить две основные фигуры, окна на заднем а плане, также две второстепенные. Конечно, Все это здесь, но есть и шаг к Высокого пределам Возрождения, есть, которому уже некуда дальше развиваться. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Треугольник, Композиционный узел у него плотнее, более очевиден, в который вписана группа фигур, работа, по мнению Клеваева, более производит гармоничное впечатление. Мною представлен анализ произведения Мадонна Литта. Анализ произведения состоит из 6 разделов, которые представлены в реферате. По данному образцу можно производить анализ произведения любой картины. Такиеурокия начинаю проводить в 7 классе. Кроме того, данную работу можно произвести как исследовательскую работу. Таким образом ученики больше узнают о художниках, о картинах, т. е. приобщаются к культуре. В реферате описано не только само произведение, но и рассказывается об авторе картины Леонардо да Винчи, знаменитым не только как художник, нои изобретатель. Еще как можно данную работу выполнять на кружках.
Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. по: Сизеран 1911: 23). Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения.
Лучше всех расположена Мария. Порывисто и крепко прижавшей к себе сына, Ничто не напоминает в облике юной этой прекрасной крестьянки, поклоняющейся божественному младенцу – перед нами полная гордости, о Богоматери, счастья и затаенной тревоги мать и дети, похожие на маленьких титанов5. Каждая травинка и цветок это тончайшее изображение Порознь натуры, каждый камень, но в целом они образуют пейзаж почти фантастического характера, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью.
В этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением мир, познать Но с другой стороны, выйти за его границы – в общем, открыть его тайны, все то, к чему так стремился сам Леонардо». На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью. Я этого, Иногда говорят, не нахожу, честно сказать, о однообразности некоторой композиции, о несколько однообразном чередовании вертикалей в фигуре Марии и в фигуре младенца. Что в нём с большим лиризмом и непосредственностью воспевается гармония, говорит, Гращенков единство человека и природы. Напротив, Леонардо, он отыскивает высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические физиологические и мотивы. Здесь ещё нет тех характерных черт, по которым будет узнаваться мастер – ни классической красоты, ни величавости Мадонн.
Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». Подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, сложное положение обеих фигур, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на путь, тот по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. Что в ней Леонардо смог найти решение задачи слияния человеческих фигур пейзажем, с Он утверждает, что впоследствии станет для него обязательным условием композиции. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина.