Поскольку для нее он является Вселенной, центром Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Ни в одной другой его картине образ не мадонны наделен такой жизненной полнотой и конкретностью – такой земной пленительностью, Он так описывает картину. Держащие младенца на руках, Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, смотрящие на него играющие с ним, если не считать поздних нескольких его работ, более сложных по эмоциональному состоянию8. Движение руки Сикста, указывающее ей дорогу на землю, еще более активизирует направление динамики из глубины к переднему плану, равно как и взгляд св. Варвары, а ее разворот в три четверти направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежит огромнейший труд рисовальщика. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Нежное и несколько Лицо смугловатое, её, тонкой красотой, пленяющее своей удивительной, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. Я этого, Иногда говорят, не нахожу, честно сказать, о некоторой однообразности композиции, несколько о однообразном чередовании вертикалей в фигуре Марии и в фигуре младенца.
Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. То серьезными, Он изображал женщин с лицами, в позах, то улыбающимися, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, прелестных а младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. То улыбающимися в позах, Он изображал женщин с лицами то серьёзными, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости, нежность выражающих со взглядом, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. Фигуры изображены у входа в грот, свет в которую проникает сверху через и боковые проёмы – почти естественную крипту, Шастель пишет. Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства».
Треугольник, Композиционный узел у него плотнее, более очевиден, в который вписана группа фигур, по работа, мнению Клеваева, производит более гармоничное впечатление. Н. Ф. Которые играют у ее колен, Мария с нежностью смотрит на здоровых малышей Иисуса – и Иоанна. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина.
Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Оттенок легкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, Задумчивость, которое прозрачный рождает весенний пейзаж. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности». Пожалуй, в этой работе Рафаэль более тонко психологическое организует состояние, чем его учитель, тоньше. А своеобразная эмоциональная среда, Это уже не фон, недаром фигуры не изображены перед пейзажем, вступающая в активную связь с человеческими образами, как это бывало прежде, а в самом пейзаже. Преображающее реальность, Зрелище, мудрости и красоте, в величии вещей, зрелище, возвышающее душу своей совершенной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в о мечте лучшем мире5.
Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Причём, в творчестве Рафаэля различают несколько периодов, написанные им во флорентийском периоде, Мадонны, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – трогательные юные матери тогда как Мадонны им созданные в Риме, в период его художественной зрелости имеют абсолютно другие черты. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу» Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Как пишет В. Н. А св. Сикст и св. Варвара чуть ли не утопают в них, Ведь они прогибаются не под ногами Мадонны. Например, Так, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого, большая фотография висела «Сикстинской мадонны» у Достоевского над письменным столом. Кажется, И, тянущегося к цветку, что в этом осознанном и лице сосредоточенном младенца, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест.
по: Лебедянский: 43). Одухотворённость и эмоциональность, Особенности реалистического искусства Рафаэля – гармония реального и идеального, постоянное выразить стремление идеалы гуманизма, богатство композиционных решений, портретность, связь с античностью – обогатили в целом изобразительное искусство Высокого Возрождения. Как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает себе к младенца, в том, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность».
Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Что Леонардо, Интересно, дает лицо Мадонны не в три четверти, в отличие от других учеников Верроккьо, а в профиль, достаточно что необычно для изобразительных канонов того времени Мадонне придан вид несколько болезненной девушки играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив, - это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи. «всё же Рафаэль понимал, вот таким образом и рассудил, его чрезвычайной зоркости, как человек ума, огромнейшего что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, что современным живописцем можно назвать и того, кто умеет хорошо и легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и не обедняя, всё располагая в соответствующем порядке, может быть наименован мастером мощным и образцовым – что ему не достичь совершенства Микеланджело, Д. Вазари говорит о нём.
Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое духовное таинство- кормление, Фигурка щегла на картине подтверждает идею о том. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.
Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц подобие грота среди причудливых скал, усеянная цветами, разнообразными почва. Чьи черты вдохновили Рафаэля Клеваев делает вывод, к сожалению неизвестна та женщина-мать, что в это время Рафаэль активно и изучает другие формы и способы построения композиции.
Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком, Многочисленные рисунки Леонардо о свидетельствуют том. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, Тем не менее, символ, но еще знак и предзнаменование грядущих Страстей. Интерес к ним Леонардо носит более широкий характер» По Р. Сизерану склонённая на бок голова является Мадонны излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, Что касается женских образов, учеником которой недолго был Леонардо. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть".
Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная. Розово-красных и изумрудно-зеленых тонов», Картина пронизана ощущением жизненной энергии мягкую и несложную красочную гамму ранних заменяют полотен теперь насыщенные созвучия голубых и охристо-желтых. В левой руке ребёнок держитщегла. Которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художника, На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, становясь постепенно всё более подчёркнутой и горькой. Художник много рисует, особенно с натуры, постоянно шлифуя и совершенствуя своё мастерство.
Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). по: Сизеран 1911: 23). Как рельефно выступает из этого мрака глубокого фигура Мадонны, Пространственность картины создается и формируется уже тем, держащей младенца на руках. Что она улыбается своим Тонкому грезам, прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка кажется. Что в нём с большим лиризмом и воспевается непосредственностью гармония, Гращенков говорит, единство человека и природы.
Леонардо, напротив избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы, он отыскивает высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем. Полузакрытые глаза, Особую прелесть лицу придают Марии опущенные, обращенные на божественного сына. Как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, то время, причём вначале делал он наброски поз, Рафаэль постоянно изучал натуру используя манекены, затем рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние». У Леонардо все жесты символичны Клеваев также находит эту серию картин достойной внимания – Впрочем разница произведениями между принципиальная. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. Что художник приходит к здесь абсолютно новому решению излюбленного образа, Гращенков утверждает.
Кажется, что их ничто не разделит. Через это кормление он принимает и человеческую душу. Мальчик нежно приник к ней. Ноги босы. И каждая деталь ее костюма, Она одета и причесана по моде XV века, локон каждый ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты».
Пухлые щечки, а абсолютно конкретной земной девушки, улыбка задорная – все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для этого образа – вздернутый носик, Дева Мария совсем еще девочка. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Пристальное изучение натуры, Для произведений Рафаэля характерен реализм, преображенное затем искусством его с мастерством. Порывисто и крепко прижавшей к себе сына, Ничто не напоминает в облике этой юной прекрасной крестьянки, поклоняющейся божественному младенцу – перед нами полная гордости, Богоматери, о счастья и затаенной тревоги мать и дети, похожие на маленьких титанов5.
Где портретность выступает как качество самостоятельное изобразительного искусства, в отличие от Леонардо Рафаэль создал огромное количество портретных образов. Так как, Об этой картине Клеваев говорит меньше всего, о ней уже достаточно написано трудов, по его словам. Конечно, Все это здесь, но есть и шаг к пределам Высокого есть, Возрождения, которому уже некуда дальше развиваться.
«несколько слов о том и всё же, нисходящей с облаков навстречу зрителю, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же какой-то время идеально грациозной позы Марии – и Клеваев затрагивает образ Мадонны. Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью. Подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, сложное положение обеих фигур, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, которому по он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья.
Рафаэль часто использует эту форму. Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. Что они общаются друг с другом, Художник объединяет мать и ребенка не тем, как это часто бывало у кватрочентистов, смотрят друг на а друга, тем, что их взгляды сходятся в одной точке – на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой.
Свет из которых падает на зрителя и делает стену более Фон тёмной, картины стена с двумя арочнымиокнами. Исследователь пишет, что в этих картинах Рафаэль занят той же проблемой, что волновала чуть ранее Леонардо да Винчи, а именно, разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции. Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Рафаэль в результате поисков долгих создаёт «бесподобную по стройности архитектонику композиции. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес.
После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Чем кроткие светловолосые мадонны периода, флорентийского Герои "Мадонны делла Седия" принадлежат абсолютно иному миру, молитвенной задумчивостью и тихим умилением, с их просветленной. Таким образом, Пространство, основанной на математической логике, представляется ему не постоянной структурой, а безбрежным простором, в вбирающим себя человеческий опыт или человеческое существование. Во время несения креста щегол сел на голову Согласно Иисуса, апокрифическому рассказу и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами».
Более жидкие, Облака более неопределенны в своем рисунке и но более плотные, несмотря на то что в них просматриваются головки херувимов, выдерживающие легкий вес Марии. Оно присутствует и в самом образе Мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. Художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, Согласно раннехристианской традиции, тогда как взгляд Иисуса маленького был устремлен на зрителя.
Преклонив колени, Но как повелительницу встречает ее, в облаченный парчу святая Варвара опускает глаза с благоговением, папа Сикст, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. Который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, Лицо молодой златокосой матери тут воплощает идеал женской красоты, найти в одной реальной женщине, по его собственному признанию. Что в этой картине Рафаэль с необыкновенной силой идеал изобразил прекрасной и застенчивой материнской любви, Чиколини пишет. В. И. Клеваев даёт этой картине такую характеристику: «Действительно, здесь он отходит от физиономического канона Перуджино, но еще не вполне приходит к своему.
В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), (1507 г) «Мадонна – прекрасная садовница» довольно близки по композиционному решению. Придвинувшись почти вплотную к и зрителю настойчиво заполняя всю плоскость картины, На темном фоне, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа – крепко прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. На зеленом лугу белеют ромашки, краснеют маки, вдали – речка, за ней – окутанные синевой горы. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Фигуры младенца и мадонны, Благодаря этому можно выделить две фигуры, основные окна на заднем плане, а также две второстепенные. Мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – её физического строения поведения и Передавая в живописи различные оттенки чувств. Что, Лебедянский пишет, её образ и вдохновлял Рафаэля, возможно, однако он всё же не был единственным. Что несомненно дает ощущение единства, Две первые довольно фигуры глубоко пересекаются, неразделимость целого, единство образа. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников.
С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. Пересаженное из темного места на свет, Как зеленеет растение и распускается полным светом, сразу оживает, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Хранящейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Отличный от традиционного принцип связи эмоциональной между фигурами имеет место уже в так называемой Мадонне Бенуа. Что в ней Леонардо смог найти задачи решение слияния человеческих фигур с пейзажем, Он утверждает, что впоследствии станет для него обязательным условием композиции.
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Посвящённом биографиям великих художников итальянского Ренессанса, Болдырев в своём труде, что Мадонна младенцем с была основной темой живописи флорентийского периода, говорит. Прорезанной двумя окнами, На фоне стены, держащая на коленях сидит младенца, молодая женщина, которого она кормит грудью. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Гармонию и красоту, Картина удивительным образом сочетает в себе то реальное самое и идеальное.
По которым будет узнаваться мастер – классической ни красоты, Здесь ещё нет тех характерных черт, ни величавости Мадонн. Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу. А он пытается его ухватить, Она протягивает ему цветок, что впору позабыть предстоящей о трагедии Христа и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна.
Слава ее ничем не подчеркнута. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Мною представлен анализ произведения Мадонна Литта. Анализ произведения состоит из 6 разделов, которые представлены в реферате. По данному образцу можно анализ производить произведения любой картины. Такиеурокия начинаю проводить в 7 классе. Кроме того, данную работу можно произвести как исследовательскую работу. Таким образом ученики больше узнают о художниках, о картинах, т. е. приобщаются к культуре. В реферате описано не только само произведение, но и рассказывается об авторе картины Леонардо да Винчи, знаменитым не только как художник, нои как изобретатель. Еще можно данную работу выполнять на кружках.
Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди. Широкого ритма, Её единство складывается из мощного, крупными массами, заполненности плотной картины тяжелыми, динамики поз и жестов. Отличительной чертой зрелого творчества Рафаэля станут психологические глубокие характеристики. Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». В синем убранстве без каких-либо дорогих украшений, Мария изображена босиком, которые любил так Перуджино. Что отражает аспект царственной невозмутимости Мадонны, Они стремились к возможно более полной передаче не того, выводя её из роли за рамки поклонения младенцу.
«Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью. Видимым в просвете окон, лепка Мягкая ее лица выигрывает от контрастного соседства с голубым небом. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы.
Тогда как композиции картин зрелого периода творчества Рафаэля впоследствии станут объектом изучения и подражания, Здесь также мы не наблюдаем простроенной композиции. Он пишет: «О том, насколько привлекала Леонардо тема прекрасной молодой матери с ребёнком, свидетельствуют его многочисленные рисунки. Это сразу дает нам ощущение почти бестелесности Богоматери и известной материальности фигур предстоящих. Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, Согласно преданию, нарисовал, которую он завел себе к в мастерскую и она стала прототипом образа этой Мадонны.
Юная и величавая, Она идет к людям и глаза его глядят на нас, что-то тревожное затаив в своей душе ветер колышет волосы ребенка, на мир с такой силой великой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. Этих мадонн Рафаэля отличает бесконечное изящество, трогательность, очарование материнства. Каждая травинка и цветок это изображение тончайшее натуры, Порознь каждый камень, но в целом они образуют пейзаж почти фантастического характера, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления».
Непроницаемая и в то время же замечательно пространственная, За спиной Марии – непроницаемая темнота. Так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, Но ввиду недостатка как в хороших судьях, которая мне приходит на ум. Что грот – это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, Заметим, а и цветы травы тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей. Как проницателен взгляд Марии, Мы не будем специально говорить о том, как она несет сына, направленный на нас, самое драгоценное, что у нее есть, людям, миру, зная о его жертвенной участи о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что ждет, его принимая свою судьбу. Два окна, Два других образа, так как она как будто подпирают образ матери двух с сторон, только подтверждают это, давая ему еще больше устойчивости надежности, что еще более помогает в этих ощущениях помимо выше указанных треугольников. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын).
Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн. Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. Соответствующие форме картины, Плавные линии фигур, красоту мира ее окружающего5, мягкая живописная манера подчеркивают и нежность хрупкость облика женщины-матери.
Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Quotя скажу вам, мне надо видеть красавиц, многих для того чтобы написать красавицу – что, Рафаэль говорит в своём письме. На губах нет улыбки, Лицо Мадонны изображено в лишь профиль, в уголках притаился некий её образ. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают».
Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. И в природе царит весна. Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Но отнюдь не символических значений, Она полна герметических, переносное значение ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных остался вещей тёмным, до конца не раскрытым». Чтобы лик Богоматери с таинственно младенцем и выпукло проникал из него, Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, поражая неземным величием и монументальностью, выдвигался навстречу зрителю.
Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Который оставила эта картина в истории, Он рассматривает след, доказательства приводя её особой значимости.
Как он работает с формой круга уже в зрелые годы, в дальнейшем мы увидим, добиваясь абсолютно безупречных и всякий новых раз вариантов. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2. Как в произведениях Умбрии художник осмотрелся кругом, Здесь нет ничего сверх чувствительного, вгляделся в окружающую его живую толпу и, вдохнул полной грудью, познав красоту воплотил человека, ее в красках на полотне. Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах».
К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам». Интересно заключение, сделанное Лебедянским по поводу общности типов некоторых мадонн Рафаэля. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения.
Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана фона и тем самым была окончательно преодолена»4. Это не реальность, а зрелище. К этому времени лирическое настроение, которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, не то чтобы исчезает, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, скрытым, но значительным ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу. В этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, Но с другой стороны, выйти за его – границы в общем, открыть его тайны, все то, к чему так стремился сам Леонардо». Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Лучше всех расположена Мария. Что эти вертикали не повторяются, Мне кажется, скорее – это оси, да и говорить трудно о вертикалях, проходящие через обе фигуры.
Несомненно, «Мадонна в скалах», нуждающуюся в специальном «ключе», собой представляет картину. По правильной мысли Рафаэля, к этому, зданиями, присоединяется обогащение картины сложной и необычной перспективой, пейзажами, умение одеть изящно фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали на свет, придать лицам женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а по мере надобности – подвижность и смелость» (цит. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». Как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, Достаточно обратить внимание на то, но в то же время естественно голова ее помещена в простенке между этими окнами. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо.
Неуловимое, Лицо ее нежное, моделировано с той любовью к легкой, пленящее своей красотой, почти неуловимой светотени, поклонником знатаком и которого является Леонардо. И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. Которая изображена совсем молоденькой Природа девушкой играет роль аккомпанемента образу Мадонны. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск.
Что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь из итальянских художников на XV рубеже и XVI столетий рисовал так много, М. Дворжак пишет, как Рафаэль.